Примерно в том же возрасте, около трех лет, дети начинают придумывать для себя воображаемого товарища. Это может быть такой же ребенок, как сам малыш, который составляет ему компанию за столом, в игре и приготовлении ко сну. Или же кто-то, кому приходят в голову все капризы и шалости и кого можно обвинить и предложить родителям наказать вместо себя.
Дети четырех лет и чуть старше все еще получают удовольствие от таких игр, но они уже начинают осознавать, что это фантазии. Трехлетняя девочка может устроить рев, так как мать наступила на ее воображаемую сестру, лежащую на полу. Ребенок пяти лет может тоже рассердиться, однако не из-за того, что пострадала «сестра», а потому, что мать разрушила всю игру.
Образные игры продолжаются и после шести лет. Мальчики воображают себя пожарными, ковбоями, космонавтами. Девочки могут присоединиться к такой игре, но они чаще «принцессы». И мальчики, и девочки любят играть в докторов и пациентов. Девочки нередко играют в «дом», «семью», мальчики тоже с удовольствием играют с ними, если над ними не подшучивают. Многие дети любят разыгрывать сцены из книг, которые им читают, причем чаще сказки о феях и джиннах, чем реальные повседневные истории.
Около семи лет обычно наступает спад интереса к образным играм.
Родителей часто интересует, что им надо делать с воображением своих детей: одни хотят поощрять его, другие считают, что жить в мире грез и фантазий ненормально. Обычно нет необходимости прилагать специальные усилия для стимулирования воображения ребенка. Родителей не должно волновать, что их ребенок не так часто фантазирует, как соседский, или, наоборот, обладает чересчур богатым воображением.
Однако, если ребенок в игре всегда представляет себя малышом, получает наслаждение только от компании воображаемого товарища и не может играть с реальными мальчиками и девочками, если пятилетний ребенок путается, рассказывает ли он правду или небылицу, это должно насторожить родителей. В этом случае взрослые должны задуматься, почему их ребенок не приспосабливается к реальному миру. Иногда родители сами справляются с ситуацией. В некоторых случаях им нужна помощь специалиста.
Воровство
Малыш еще не понимает, что брать чужое нехорошо, так как у него отсутствует понятие о собственности. Его учили, и он узнал из своего небольшого опыта, что нельзя трогать некоторые вещи, например горячую плиту или ножницы. Но он не понимает, почему ему разрешают рвать красивые цветы в поле, а точно такие же на клумбе в парке трогать нельзя.
Если строго сказать малышу, что нельзя брать то, что принадлежит другому, или наказать его, это только собьет его с толку и напугает. Он еще не имеет понятия о «принадлежности», «собственности», и не будет иметь до тех пор, пока у него не разовьется это чувство в отношении своих собственных вещей. Когда ребенок теряет игрушку и ощущает чувство потери, он начинает понимать значение понятия «мой». Он знает, что хочет вернуть принадлежащее ему.
Ребенок пяти-шести лет уже имеет представление о личной собственности и понимает, что не должен брать чужие вещи. Однако редкий малыш хоть раз не приносил домой цветной мелок из школы или игрушку соседского ребенка. Естественно, родители хотят это пресечь.
Опыт показывает, что строгое наказание не обязательно удерживает ребенка от мелкого воровства. В этом возрасте у него еще недостаточно развито представление о правильном и неправильном в общем виде. Самым сильным для малыша мотивом совершения правильного поступка является потребность в любви и одобрении родителей. Если ребенка называют вором и наказывают за совершенный проступок, он как бы становится на одну доску с теми, кого родители считают «плохими», без надежды исправиться в их глазах. Он должен знать, что поступил плохо. Но ему также необходима уверенность в том, что его родители знают: он научится поступать правильно. Конечно, ребенок должен немедленно вернуть украденное, и разумная мать идет вместе с ним в школу или к соседям. Ее готовность пойти с ребенком убеждает его, что он продолжает оставаться среди хороших и любимых и не обречен на то, чтобы быть вором.
Повторяющиеся случаи воровства в возрасте постарше объясняются другими причинами. Обычно ребенок сам не знает, для чего он берет чужие вещи. Иногда он крадет, так как нехватка денег не позволяет ему чувствовать себя «таким, как все». Давая ему больше карманных денег или помогая их заработать, можно исправить ситуацию. Но чаще ребенку нужны деньги, чтобы рисоваться перед друзьями и чувствовать себя значительным. В этом случае дополнительные деньги не решат проблему. Ребенку надо помочь преодолеть чувство неполноценности. Возможно, ворующий ребенок не может найти друзей среди одноклассников и старается «купить» их дружбу.
Причина того, что ребенок чувствует себя одиноким и несчастным, может таиться и в семье. Ему кажется, что родители отдают предпочтение его брату или сестре, а его больше не любят и не понимают. Если родители станут более открыто проявлять любовь, ласку и внимание к своему ребенку, больше совместно отдыхать и заниматься полезным и интересным делом, его потребность воровать исчезнет. Однако, если причины воровства лежат глубже, может потребоваться помощь детского психиатра.
Для некоторых детей воровство каких-то товаров в магазине – вызов окружающим. Многие ребята всегда ощущают потребность в приключениях, и в том, чтобы схватить что-нибудь с прилавка, они находят привлекательный элемент опасности и бунта против авторитетов. Часто не сам поступок, а именно обстоятельства, при которых он совершен, определяют отличие юношеского озорства от преступления, совершенного малолетним. Однако, каковы бы ни были причины, детям надо твердо сказать, что такие действия недопустимы.
Воспаление
Воспаление, характеризуемое припухлостью, покраснением, жаром и обычно болью, является реакцией ткани организма на повреждение любого вида. Это состояние – попытка организма избавиться от бактерий, ядов или других инородных веществ или тел. Красный цвет и жар являются результатом расширения кровеносных сосудов, которые обеспечивают доставку в область поражения потока белых кровяных шариков. Их функция – убивать болезнетворные бактерии. Если белым кровяным шарикам не удается разрушить микробы, они сами разрушаются, и в результате появляется абсцесс. Гной представляет собой скопление белых шариков и болезнетворных бактерий. Боль при воспалении вызвана расширенными кровеносными сосудами, давящими на нервные окончания.
Враждебность
У всех людей временами возникают чувства раздраженности, желания все вокруг порушить. И у детей происходит то же самое. Враждебные чувства обычно проявляются в желании обидеть или причинить боль кому-то, кто является препятствием на пути к удовольствию или удовлетворению потребности, желания. Любознательный, только начинающий ходить малыш не понимает запретов и может рассердиться, если ему не позволят трогать какой-то интересный предмет. Дети постарше испытывают чувство враждебности, когда кто-то или что-то представляется им угрозой их положению или потребности в любви. Например, если в семье появился новый младенец или возникла необходимость для матери пойти на работу.
Если родители и дети чувствуют привязанность друг к другу, они обычно выражают минутную враждебность, неприязнь с помощью слов или действий, а затем забывают их. Обычно решающим фактором, который определяет, станет ли враждебность ребенка проблемой для него, является та степень, до которой окружающие его люди принимают это без чувства страха. Если ребенок рассержен и показывает это, но знает, что это нормально и из-за этого он не потеряет любовь родителей, он не будет чувствовать себя виновным из-за своей враждебности. Вина по поводу враждебных чувств является парализующей силой, которая создает большие проблемы.
Мальчикам и девочкам нужен пример и каждодневное руководство, чтобы научиться избавляться от враждебных чувств приемлемыми способами. Можно быть рассерженным и говорить об этом, но недопустимо выражать свой гнев, обижая других людей и ломая вещи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги