Книга Смысловой перевод Корана. Хронологический порядок сур - читать онлайн бесплатно, автор Хаккы Йылмаз. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Смысловой перевод Корана. Хронологический порядок сур
Смысловой перевод Корана. Хронологический порядок сур
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Смысловой перевод Корана. Хронологический порядок сур

ОЧЕРЕДНОСТЬ НИСПОСЛАНИЯ

Чтение по очередности ниспослания способствует лучшему пониманию Корана. Например, Мусхаф, известный под названием «Официальный Мусхаф», который был составлен, основываясь на понимании правительства того времени, по приказу Халифа Османа был оформлен стараниями сподвижников (сахабов) Пророка. Есть риск того, что те, кто не имеет достаточного знания о Коране и Исламе, те, кто только начинают знакомство с Кораном, и те, кто находится в отрицании (куфр) и многобожии (ширк), так же, как это было в период невежества (джахилия), не смогут в полной мере получить пользу от данного Мусхафа. Тот, кто только начинает читать Коран в формате «Официального Мусхафа», неважно, на арабском языке или смысловой перевод, уже в начале Мусхафа аяты Бакара/6-7 введут его в замешательство, и у этого человека возникнут негативные чувства по отношению к Корану и Исламу. В случае же, если смысловой перевод будет неверен или недостаточен, это негативное отношение может перерасти в открытую вражду. Мы должны с искренностью подчеркнуть и признать, что в нашем обществе очень мало людей, кто понимает эти аяты должным образом. И если подумать о том, что люди, взявшие в руки Коран впервые и читающие его, в связи с недопониманием или неправильным пониманием Корана, станут противниками Ислама, вместо того, чтобы приблизиться к Исламу. Например, чтобы понять истинный смысл аята: «Несомненно, эти кафиры, (сознательно отвергающие божество и господство Аллаха); будешь ли ты увещевать их или не будешь – для них одинаково, они не уверуют. Аллах наложил печать на их сердца и уши; глаза их покрыты занавесом. И великое мучение будет для них». (Официальный Мусхаф: Бакара/6-7 (399-й наджм)), нужно сначала прочитать 5.000 аятов, хорошо усвоив и изучив их. Потому что эти аяты были ниспосланы спустя 10–15 лет после самых первых аятов. В те далекие дни люди, которые в первый раз слышали эти аяты из суры Бакара, уже имели достаточную основу для правильного понимания этих аятов. Поэтому понять эти аяты для них не составляло особого труда. Эти же аяты будут понятны тем, кто обладает достаточным знанием. Но что с теми, кто только начинает знакомиться с Кораном и не имеет базовых знаний? Разве такие не могут подумать: «Значит, если сердца и уши некоторых людей запечатаны самим Аллахом, и нет никакой пользы от увещевания этих людей, в таком случае не стоит тратить силы на понимание Ислама и получение знаний о заповедях Аллаха», и разве нет большой вероятности того, что эти люди уже не откроют Коран и совсем перестанут читать его?

Образование и воспитание требует определенной системы и метода. Так же, как школьнику, изучающему английский язык, в первом классе сразу не преподаются произведения Шекспира, также как на уроках математики в первом классе ребенка не учат степенным числам, а сначала учат простым числам, также человеку, только начавшему изучать Коран, нельзя давать знания из откровений, которые Пророк получил только на 22-м году своего пророчествования. В противном случае, не стоит быть оптимистом, думая о том, что эти аяты будут поняты должным образом.

Принимая во внимание исторические детали, порядок Мусхафа, который мы пытались передать читателю в этом труде, основан на всеми известном и весьма серьезном в этом плане Мусхафе Хаттата Кадроглу. Однако стоит заметить: мединские наджмы были смешаны, сура Бакара, указанная нами как первая мединская сура, имеет аяты, которые были ниспосланы ближе к концу жизни Пророка, то есть эти аяты были ниспосланы намного позже многих мединских сур. Получается, что в мединских сурах, так же как и в мекканских, нет хронологического порядка. Ответственность за это лежит на тех, кто – не боясь Аллаха – оформил Мусхаф в таком виде. Уважаемым читателям следует читать, основываясь на наджмы. Надеемся, что С позволением Аллаха, в будущем мединские наджмы тоже получат достоверную хронологическую последовательность. Это является обязанностью верующих, и они не должны ею пренебрегать.

ДАННЫЙ СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕВОД

Коран это ясная книга, раскрывающая себя в деталях для понимания людей. Аяты Корана понятны всем, начиная от людей не умеющих читать и писать до самых великих ученных. Для этого нет никакой нужды в посредниках (наставниках, шейхах), так же нет нужды в тафсире/ разъяснение. Потому что Коран – это самый прекрасный тафсир/ разъяснение который выполнен самим нашим Всевышним Господом. (Сура Худ 1–2) Так же в Коране посредством таких выражений, как «аятун байинатун, китабун мубин, байанаху, мубайинат, тибйан и бейан», которые происходят от общего корня, сказано, что аяты Корана являются ясными, также в нем сотни раз делается ударение на то, что Коран не является закрытым, сложным, непонятным. Великий Аллах в своей книге использовал самые разные методы повествования для того, чтобы сделать послания ясными и понятными, и даже не счел неуместным упомянуть в ней самые простые примеры, например комара. Таким образом, божественные послания получили такую ясность, что, начиная от академика в университете и заканчивая пастухом в горах, каждый может понять эти послания.

В результате так и было во времена Пророка; и рабы и большие вельможи поняли Коран и сразу пришли к вере; но такие, как Абу Джахиль, Абу Лахаб, несмотря на то, что очень хорошо понимали Коран, намеренно скрыли это, так как для них это было невыгодно.

Несмотря на то, что исходная версия Корана была таковой, нынешний Мусхаф и его переводы сегодня не дают возможности прочитать и понять Коран так же просто и спокойно, как это было в первые времена. Потому что оформление и порядок Корана не были составлены согласно очередности ниспослания; наджмы, параграфы, части были перемешаны, были совершены ошибки при написании копий; арабский язык совершенствовался с одной стороны и деградировал с другой; а так же были написаны тысячи религиозных книг, которые стали преградой между Кораном и человеком.

Для преодоления этих препятствий, нам пришлось годами работать над аятами и словами из аятов. Труд под названием «Табйин-уль-Куран», вышедший в результате этих стараний, был предоставлен всему человечеству. В книге Табйин-уль-Куран детально рассказано о том, как получился данный смысловой перевод и почему было выбрано то или иное конкретное значение слова. Поэтому, подробно изложены основания различий между тафсирами (толкованиями) и переводами, которые имеются на руках у человечества, также приведены подтверждения по ним из надежных источников. Для того, чтобы получить данный смысловой перевод, была проделана большая работа, состоящая из одиннадцати томов (в новом издании 8 томов), включающих десятки тысяч страниц.

«БИСМИЛЛАХ» В МУСХАФЕ

Фразы «бисмиллах» («с именем Аллаха»), которые встречаются перед каждой сурой в нынешнем Мусхафе, не являются частью Корана, и были написаны позже для обозначения границ между сурами. В Коране имеется всего две фразы «бисмиллах». Первая находится в начале группы аятов, которая именуется сурой Фатиха (14-й наджм). Другая фраза «бисмиллах» находится в суре Намл (144-й наджм) в начале письма пророка Сулеймана, написанного царице Сабы (Савской). Мы путем нумерации наджмов, отличили их друг от друга.

ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА АЯТОВ

В первых текстах Корана аяты не имели свои порядковые номера. Однако в нынешних Мусхафах порой одно предложение разделено на отдельные части – от одной до десяти частей – и в итоге имеет нумерацию в виде 10-и аятов; также иногда десять предложений, параграф или целая часть показаны в виде одного аята.

В связи с тем, что чтение пронумерованных предложений переносит внимание читателя от текста к числам и усложняет понимание самого текста, мы в своем смысловом переводе не стали нумеровать аяты в их начале в виде «1-…», а предпочли нумеровать аяты в самом начале в виде степени: «2x…», для того, чтобы читатели могли найти их в оригинале и сравнить их с другими смысловыми переводами. Также, под каждым наджмом мы указали порядковый номер по классической системе в Официальном Мусхафе, номер по очередности ниспослания; известное название суры и номера аятов. Например сура Алак, которая является 1-ой по порядку ниспослания и 96-й по Официальному Мусхафу, и наджм, состоящий из аятов 1–5, показаны в виде: (1/96, Алак/1-5); сура Бакара, которая является 87-й по порядку ниспослания и 2-й по Официальному Мусхафу, и наджм, состоящий из аятов 114–115, показаны в виде: (87/2, Бакара/114-115). Число перед знаком деления (87/?) означает очередность ниспослания суры, число после знака деления (?/2) показывает порядковый номер по Официальному Мусхафу.

ПРИМЕЧАНИЯ

Как было отмечено выше, Коран – это ясная книга, облегченная для понимания, ниспосланная как самый прекрасный тафсир/разъяснитель. Он не нуждается в раскрытии смысла, объяснении, толковании кем-либо другим.

В примечаниях данного смыслового перевода мы привели для читателей термины и исторические факты. Наши примечания не направлены на пояснение Корана, а сообщают читателям то, что находится на заднем плане.

ЯСНЫЙ ЯЗЫК ПОВЕСТВОВАНИЯ

• В этом исследовании мы постарались по возможности отразить каждое слово на русском языке, включая самые прекрасные имена Аллаха (Асма-и-Хусна), все слова, которые не имеют аналогичных слов в русском языке и чаще всего используются в арабском варианте, были так же переведены и представлены с правильным значением. Поэтому выражение некоторых слов несколько расширилось. Однако это и есть правильный подход. В объяснениях самых прекрасных имен Аллаха (Асма-и-Хусна) это будет более заметным.

• В этом труде, слова, которые не переводятся с арабского на русский и используются так же, как в русском языке, были использованы аналогично. Например, такие слова, как аят, джинн были так же написаны, как «аят», «джинн», и т. д.

• В этом труде, для того чтобы сделать текст более понятным, все подлежащие и дополнения, выраженные местоимениями, нами были заменены на имена собственные и существительные; то есть лицо или предмет, на которое указывает местоимение, были написаны открыто. Например, фраза в исходном тексте «Он сказал…», основываясь на смысл, была написана, как «Аллах сказал…».

ПОНИМАНИЕ И НЕПОНИМАНИЕ КОРАНА

Исходя из вышесказанного, для того, чтобы человек мог понимать Коран и пользоваться им, есть принципы, которым он должен следовать, о которых мы узнаем из самого Корана:

• Прежде всего, разум читающего Коран человека должен быть чистым (мутаххар), то есть должен очиститься от вредных мыслей, от предрассудков религиозных сект и течений (мазхаб, машраб, тарикат).

• Читающий Коран должен сторониться своих дьявольских мыслей; обращаясь к Корану, должен находить в нем ответы на свои вопросы касающиеся аятов; должен подходить объективно к прочитанному; должен просить Аллаха открыть ему смысл и дать понимание аятов.

• Нужно следовать правильной очередности (тартиль) аятов Корана. Коран нужно читать последовательно по наджмам; два разных наджма не должны смешиваться; нужно иметь ввиду, что между ниспосланными друг за другом наджмами иногда проходили целые недели, месяцы и даже годы, и они не имеют между собой никакой связи.

• Определенная тема должна изучаться, основываясь не на один аят, а все аяты Корана (лучше всего, собранные в порядке их ниспослания), касающиеся данной темы. Это будет способствовать правильному пониманию и изучению данной темы в широком смысле. Например, тот, кто хочет изучить тему «иддат» (время, которое женщина должна провести в безбрачии после развода или смерти ее мужа), сможет лучше понять данную тему прочитав все связанные с этим аяты Корана (наджмы: 450, 452, 514 и 601).

• Также, относительно тем и событий заднего плана, описанных в Коране, необходимо принимать во внимание присущность терминов и положений к местным условиям.

Например, в Коране рай и ад описаны исходя из географических условий арабской местности; ад описан, используя пример жары и огня, которые считаются самыми мучительными в этой местности; рай описан самыми желанными в этой местности условиями (зеленые деревья, сады с текущими водами, прохладные тени крон, и т. д.) Несмотря на то, что во многих местах на планете одежда защищает от холода, в случае арабской местности об одежде сказано, как о чем-то, что защищает от жары: «Он сделал одежду, которая защищает вас от жары и сделал одеяния, которые уберегают вас от вашей же ярости». (Нахл/81; 306-й наджм). Это означает, что если Коран был бы ниспослан народу, который живет в холодной и влажной местности, то описания рая и ада были бы совсем другими, а так же одежда была бы описана словами «охраняющая вас от холода», а не от жары.

Таким же образом растения и животные, упомянутые в тексте Корана, даны в пример, учитывая географические особенности аравийского полуострова. Обращенное к арабскому народу предложение в Коране: «Разве не видят они, как был создан верблюд?», для индуса звучало бы совсем иначе: «Разве не видят они, как был создан слон?»

Так же во многих аятах Корана, подразумевая политические, торговые и военные положения в Мекке и Медине, используются такие особые термины, как риба, зихар, ила, талак, никах, и т. д., озвучены частные имена, как Абу Лахаб, Зейд, и т. д., озвучены названия походов и битв, таких как Бадр, Ухуд, Хандак, Хунайн, Табук, а также есть название соглашения Худайбия. Знание этих терминов на энциклопедическом уровне будет способствовать лучшему пониманию Корана. Мы постарались указать их в примечаниях.

Чтение Корана таким образом будет способствовать вере людей и направит их к рушту (самому надежному пути, обретение истинного пути, разумное поведение, умственной и духовной зрелости, быть достаточно зрелым для обретения благ). Приведет людей к правильному сознанию различения (фуркан – способность отличать доброе от злого, красивое от ужасного), станет исцелением от психических заболеваний, спасением против невзгод и переживаний, светом против темноты, и даже станет душой/жизнью личности и всего общества. Таким образом, человек и общество избавятся от гнили в каждой области.

Я призываю всех приверженцев Корана ознакомить человечество с Кораном. Это является долгом веры и совести. Верю, что, если представить Коран человечеству в чистом виде, все разумные люди толпами и группами будут входить в религию Аллаха, и религия Ислам повторно проявит себя религией, которую жаждут люди, что и соответствует действительности.

С пожеланием и надеждой познания Корана и обучения его другим…

Хаккы ЙЫЛМАЗ

Сура Алак

МЕККАНСКИЙ ПЕРИОДНаджм: 1[1]

1–2)Познай-научи во имя твоего Господа[2], создающего, создавшего человека из зародыша![3]

3–5)Познай-научи!

Твой Господь выше тех людей, которые считают себя великими. Твой Господь, который научил посредством карандаша (калем).[4] Он научил человека тому, что он не знал.

(1/96, Алак/1-5)Наджм: 2[5]

6–8)Это совсем не так, как ты думаешь! Несмотря на то, что возвращение будет к Господу, человек, когда он видит себя самодостаточным, несомненно, собьется с пути.9,10)Видел ли ты того, кто препятствует человеку, который совершает салят[6](поддерживает с материальной и умственной стороны; старается просвещать общество)? 11,12)Задумывался ли ты о том, что тот, кто совершает салят, находится на истинном пути или приказывает такву[7] (находиться под защитой Аллаха)?! 13)Задумывался ли ты о том, что тот, кто препятствует тому, кто совершает салят, счел ложью и отвернулся?! 14)Тот, кто препятствует саляту, разве не знал, что Аллах несомненно видит?

(1/96, Алак/6-14)Наджм: 3

15,16)Это совсем не так, как ты думаешь! Если тот, кто препятствует тому, кто совершает салят (поддерживает с материальной и умственной стороны; старается просвещать общество), не перестанет мешать саляту (поддерживанию с материальной и умственной стороны; старанию просвещать общество), то клянемся, мы схватим его за чуб, за лживую, грешную прядь его волос, схватим его за волосы и проволочим его.17)Вот тогда, пусть позовет он свое сборище/группу.18)Мы же позовем забани; уничтожающих, препятствующих.

19)Это совсем не так, как ты думаешь! Не повинуйся тому, кто препятствует саляту (поддержке с материальной и умственной стороны; просвещению общества). Ты повинуйся своему Господу и будь приближенным/Господь приблизит тебя к Себе.

(1/96, Алак/15-19)

Сура Калам

МЕККАНСКИЙ ПЕРИОДНаджм: 4

1)Нун/50.[8]Привожу в доказательство калем (перо, карандаш) и то, что в строках написав, сказано/увековечено было ими[9]; 2)ибо как благость от Господа твоего, ты не являешься маджнуном (тот, кого поддерживают тайные силы/сумасшедшим, безумцем). 3,4)И безусловно, для тебя есть много благ, которые не коснулись неблагодарности. И безусловно, ты – на великой нравственности (ахлак).[10]

(2/68, Калам/1-4)Наджм: 5

5–8)В скором времени, ты увидишь и они увидят того, кто, выйдя из истинной религии, бросает себя в огонь. Несомненно, твой Господь – самый лучший знающий тех, кто сошел с пути. Так же Он – самый лучший знающий тех, направляемых и обретших правильный путь. В таком случае, не повинуйся тем, кто считает ложью последний день!

9-16)Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся никому из них, чрезмерно дающим клятвы, ничтожествам, насмехающимся, тупым, сплетникам, провокаторам, бродящим с целью создать смуту, препятствующим добру, надеясь на свои богатства и потомство, агрессивным, погрязшим в грехах [тратящим время впустую/не желающим делать добро/вредящим/образующим повреждения], грубым и нахальным, а так же паразитам, запечатанных злом. Тот, кто считает ложью последний день, услышав прочитанные ему наши аяты, сказал: «Это сказки предшествующих». В скором времени мы утрем ему нос.[11]

(2/68, Калам/5-16)Наджм: 6[12]

17–24)Несомненно, Мы пошлем им ту же беду, что мы послали обладателям пахотных земель: тем, кто поклялись, что они к утру точно соберут выращенные на своих землях плоды. Они не делали даже никаких исключений. Однако, когда они спали, огромный ураган, посланный твоим Господом, прошел по их пахотным землям. К утру земля будто была вся выкошена/собрана. Проснувшись утром, они обратились друг к другу: «Если желаете собрать, давайте, идите пораньше!» Сразу же вышли в путь, шепчась между собой: «Ни в коем случае пусть сегодня к вам не примкнет какой-нибудь нищий!»

25–29)Они вышли рано, с поведением, которое выражалось лишь в силе препятствования, жестокости. Но когда увидели свои пахотные земли, сказали: «Несомненно мы затерялись, мы пришли не туда; нет, нет, мы остались с ничем; Аллах наказал нас!» Самый благой среди них сказал: «Разве не говорил я вам, не очищаете ли вы Аллаха от недостатков?»[13]Сказали они: «Господь наш, мы очищаем Тебя от недостатков, на самом деле мы были неправы; действовали в ущерб себе, были несправедливые!»

30–32)Потом вернулись они, укоряя друг друга: «Горе нам! Поистине, мы были преступниками, которые возомнили себя фараонами; будем надеяться, что Господь наш даст нам вместо этого нечто лучшее; поистине мы обращаем всю свою надежду на нашего Господа».

33)Вот таким бывает мучение в этом мире! Конечно же, в последней жизни еще больше мучений; если бы они знали!

(2/68, Калам/17-33)Наджм: 7

34)Несомненно, для тех, кто вошли под защиту Аллаха, рядом с их Господом есть сады с бесчисленными благами.35)После этого, разве можем Мы сделать мусульман такими, как грешников?

(2/68, Калам/34-35)Наджм: 8

36)Что с вами, как вы распоряжаетесь? 37,38)Неужто у вас имеется некая бумага с письменными гарантиями, из чего вы извлекаете урок, в которых сказано: «Все в мире, что вы выберете для себя, все, что вам понравится, точно будет принадлежать вам»?39)Или же Мы вам дали какие-либо клятвы, обещания, обязательства, которые будут действительны до самого дня воскрешения, в которых сказано: «Безусловно, все будет так, как вы решите сами»?

40)Спроси у тех, кто считает ложью последний день, кто из них может гарантировать это? 41)Или же у них есть сообщники? Так пусть же приведут своих сообщников, если они из праведных?

42)В тот день, когда истина оголится, когда все это начнет расти, когда все будет по серьезному, призовут покориться, но у них не хватит сил сделать этого. 43)Их взор будет потуплен, они будут в презренном, подавленном состоянии. А ведь их призывали покорится Аллаху, когда они пребывали в здравии.

(2/68, Калам/36-43)Наджм: 9

44)В таком случае, оставь Мне тех, кто считает ложью это слово/Коран! Мы схватим их с того места, с которого они не ожидают.45)И даю Я им отсрочку, время, так как Мой план является сложным, надежным.

46)Или же ты просишь у них награды, а они отягчены долгом?47)Или же неведомые, неизвестные им вещи, события, которым предстоит произойти в будущем, находятся рядом с ними и они все это записывают?

48)В таком случае прояви сабр (стойкость/сопротивление) ради решения твоего Господа, не будь подобен тому, кто впал в отчаяние.[14]Вот он находился в чрезмерной отчаянии и обратился к своему Господу.49)Если бы от его Господа не пришло бы ему благо, то он, в осужденном состоянии был бы брошен в пустое место.50)Но Господь выбрал его, и сделал одним из благих людей.

51)Когда кафиры (сознательно отвергающие божество и господство Аллаха), услышат это наставление/ Коран, то на самом деле чуть не свалят тебя с ног своими взглядами; будут смотреть на тебя, будто пожирают тебя своими глазами и будут говорить про тебя: «Несомненно он безумец, тот, кого поддерживают тайные силы».

52)Однако Коран есть не что иное, как наставление для всех миров.

(2/68, Калам/44-52)

Сура Муззаммиль

МЕККАНСКИЙ ПЕРИОДНаджм: 10

1–4)О, тот, кто закрылся у себя дома![15] По ночам – кроме короткого времени; иногда в течении половины ночи, иногда меньше, иногда больше этого – вставай и выполняй службу. Так же, когда будешь возвещать ниспосланный тебе Коран, делай это в правильном порядке!5)Несомненно, Мы возложим на тебя очень тяжелое слово/Коран!

6)Ночь более подходит для сотворения нового, умственной занятости, для умиротворенной, спокойной работы, более эффективна с точки зрения словесной работы. 7)Несомненно, днем для тебя есть продолжительный труд. [16]8)Поминай имя Господа своего и обратись к Нему со всей своей сущностью! 9)Он является Господом востока и запада; всех сторон. Кроме Него нет другого божества. Поэтому сделай Его своим вакилом[17]; познай Его, как того, «кто организует все создания по определенному плану, и, защищая и поддерживая этот план, исполняет ее»! 10)Так же прояви сабр (стойкость) к тому, что они сказали/скажут тебе. И расставайся с ними благим расставанием. 11)Оставь Меня наедине с этими владельцами мирских благ, которые считают ложью! Дай им немного времени!

(3/73, Муззаммиль/1-11)Наджм: 11

12)Безусловно, при Нас есть кандалы; железные оковы, которыми мы свяжем их ноги, и есть ад. 13)Есть еда, которая с трудом проходит через горло, есть телесные мучения. 14)Это в тот день, когда земля и горы сотрясутся, и горы превратятся в груду расплавленного и текущего песка.

(3/73, Муззаммиль/12-14)Наджм: 12

15)Несомненно, так же как Мы отправили Фараону посланника, точно так же отправили вам посланника, который будет свидетелем против вас. 16)Но Фараон пошел против посланника, и Мы схватили его страшной хваткой. 17)Несмотря на это, если вы сделайте куфр (сознательно отвергните божество и господство Аллаха), как же вы будете защищаться от того дня, который превратит детей в седых старцев? 18)Даже небо расколится насилием того дня. Свершилось то обещание, которое Он давал. 19)Несомненното, что поведано свыше, Коран, является наставляющим/призывает задуматься. Поэтому желающий примет путь, ведущий к его Господу.

(3/73, Муззаммиль/15-19)Наджм: 13

20)Не сомневайся, твой Господь знает, что ты меньше две трети ночи, половину ночи, треть ночи проводишь на ногах. А также поступает группа людей, которая рядом с тобой. Аллах привязал ночь и день к определенной мере. Зная, что вы не способны выполнить эту работу с легкостью, Он облегчил вам эту службу. В таком случае, выучите из Корана то, что легко для вас и обучайте тому других. Он знал, что среди вас будут больные. Он знал, что некоторые из них будут ходить по земле и просить из щедрости Аллаха, а другая часть будет сражаться на пути Аллаха. В таком случае, выучите из Корана то, что легко для вас и обучайте тому других. Держите на ногах салят[18](создавайте и поддерживайте учреждения поддержки с материальной и умственной стороны; учреждения для просвещения общества), давайте закят[19], налог, которую как долг перед своей верой от души дают верующие, для распространения религии Аллаха, для поддержание его, для того чтобы держать на ногах салят! Прекрасным одолжением давайте в долг Аллаху! Вы найдете у Аллаха больше добра и больше награды за добро, которое вы посылаете вперед для самих себя. Просите прощения у Аллаха! Несомненно, Аллах – оченьпрощающий и очень милосердный[20].