О культуре в Барнауле. Том №6
2010 г.
Вадим Александрович
© Вадим Александрович, 2021
ISBN 978-5-0055-6595-2 (т. 6)
ISBN 978-5-0051-8547-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Заметки и современные комментарии, тексты телепрограммы «Афиша», которая выходила в эфире г. Барнаула с 1993 по 2016 г. Авто программы В. А. Климов.
01.10.10
Скандал теперь неотъемлемая часть искусства, любой срам, стыд, позор, и непристойный поступок. Говорят, что грязная репутация, это тоже реклама. Это я о нашумевшей истории с директором краевого театра драмы.
«Кино – искусство не для ученых, а для неграмотных». Вернер Херцог.
ДТ
Театр это интересно, или это нафталин, что сегодня такое театр? Нужен он и главный вопрос – современен он, то есть актуален?
Как сегодня театр реагирует на события, происходящие в стране, ведь режиссер ставит спектакль, ориентируясь на окружающею действительность. Он желает, чтобы театральное действие всколыхнуло зрителя, заставило задуматься и вывернуло душу из публики.
Артисты краски режиссера, его инструмент, но у артистов свои переживания, для них роль, это проекция. Они разыгрывая событие, проникаясь персонажем, кидают в зрителя эмоции, для того чтобы зритель думал, сопереживал и жизнь менялась к лучшему.
В драмтеатре ставят Брехта. Злого, резкого, конкретного, революционного. Интересно, что для актрисы сегодня актуально, и что важно для режиссера. Далеки ли они сегодня от мира или спрятались в искусстве как в келье и служат ему, а не зрителю.
Я намеренно не показал сцену, не хочу. Мне важно, чтобы зритель захотел пойти в театр, сам выяснил, что получилось у режиссера.
Одно могу сказать, актерский состав звездный: Хряков, Сизиков, Кирковы, Тимошенко, Кольцов и Елена Половинкина.
Интересно – жив театр, то есть нужен, интересен или скорее уже нет? Аминь.
Сибирь
Оркестр Сибирь распрекрасный, заслуженный и уважаемый открывает очередной сезон. Праздничная программа называется «Ваш выход учитель», это дань всем учителям, так как совсем скоро день учителя.
Сезон будет прекрасным, много планов, приедут гости, будут известные музыканты, будут новые программы.
Сибирь оркестр уникальный, у него есть преданный зритель, зритель чуть старше среднего возраста, но оркестр обращается и к юному поколению. Прекрасная программа с участием барнаульских рок музыкантов показала, что оркестр способен не зацикливаться на классической программе. Это давно доказал Евгений Борисов, который долгие годы возглавлял оркестр.
Но, оркестр и в этом сезоне несет крест, он все еще приживалка в зале театра музыкальной комедии.
Я постараюсь лично задать вопрос господам Ламакину Анатолию Изотовичу, начальники управления культуры края. И депутату Хачатуряну Сергею Грантовичу, который давал гарантию строительства культурного центра «Пушкинский» на месте кинотеатра «Пионер» где планировался зал для оркестра «Сибирь».
В. Климов.
На мои вопросы Хачатурян ответил, что комитет не дает строить, с документами тянет. А Ломакин сказал, что Хачатурян денег не дает на стройку. Культурный центр достроили. В 2016 году. Водрузили на него медный таз. Странное архитектурное сооружение этот КЦ.
СХ
70 лет Алтайской краевой организации Союз художников России.
В начале «перестройки» я думал, что покончим с этой ретроградной организацией, и сразу в изобразительном искусстве Алтая наступят другие времена. Тогда все про свободу думалось.
Почему организация художников казалась сборищем консерваторов, потому что мы группа активной творческой молодежи, на волне перестройки, никак не попадали в формат Союза.
Свой формат, эта творческая организация соблюдала строго, и сегодня старается сохранить консервативность. Но консервативность и сыграла главную роль в том, что Союз сохранился.
К празднованию 70 летия Союз подошел, как и положено консерватором, традиционно. Сначала в художественном музее провели пресс-конференцию и открыли выставку «Классика Алтайского искусства». Затем в своем зале представили юбилейную экспозицию.
Теперь я понимаю, что СХ играет удивительную роль в формировании и развитии изобразительного искусства Алтая, у него нет сегодня идеологической составляющей, то есть на членов СХ, не давит выставком, озадаченный партийной идеологией.
Сейчас СХ выполняет роль профсоюза, эта роль основополагающая, так как без организованной поддержки художникам крайне трудно прожить искусством.
Кто то может сказать, если не покупают, значит это никому не нужно.
Это конечно глупость, в стране учителя получают копейки, это же не значит, что учить не надо.
Странная ситуация, но искусство востребовано выборочно. Сегодня на волне популярности простые мелодии и обыкновенные пейзажи, а серьезное искусство, будь то академическая музыка, драматический театр, или современное искусство, не важно, реализм или новое актуальное искусство остается уделом
знатоков.
Выживет ли СХ это вопрос серьезный, так как эта организация все еще находится в переходном периоде, так как необходимо выстроить взаимоотношения и с начальством, так как повсюду аренда и собственность.
В этой непростой обстановки СХ необходим, пусть будут у художников силы держаться вместе многие лета.
Моя борьба с Союзом художников это длинная история нелюбви. Они меня взяли, а потом выгнали. Я их простил, я стал умнее и успешнее. У меня есть галерея размером с их бывший выставочный зал. Но у них остался фонд мастерских. А моим друзьям нужны мастерские.
КАДО. Корнев
Кино в Барнауле, это уже интересно, зачем я пришел, ведь я знаю, что делает эта компания воинствующих эстетов, маргинальных интеллигентов.
Я же знаю, что режиссер идеолог Вячеслав Корнев умный, порядочный, философ увлеченный искусством и в частности кино, он ведет кино клуб в АГУ, где все желающие могут приобщится к интеллектуальному кино.
Первое заседание клуба Корнев начал своей премьерой, это здорово, им чихать на кино эстетику, законы кадра и композиции. Они делают свое кино.
Я по привычке называю, это параллельное кино, был такой термин, запущенный еще в конце 80 ых Глебом Алейниковыми. В таком кино все по-другому и существует оно для своего зрителя.
Теперь такой искусство перекочевало в интернет, его легко можно найти. Новый фильм Корнева там уже есть, набирайте Корнев – «Кадо» и качайте, все доступно.
Кто такой Вячеслав Корнев? Издатель, редактор литературного альманаха «Ликбез», философ и кинорежиссер. Первый его фильм называется «ЗОБ» и был отмечен несколькими премиями.
Мне не нравится фильм Корнева, но мне нравится то, что он и его группа не останавливаются, не смотря ни на что. Может это особенное состояние психики, знать, что такое хорошо, но делать наоборот.
Мне не симпатичны темы в которых погряз автор, я против антиглобалистов, меня раздражают те, кто никак не может определится, чего он хочет и кто ему мешает. Зато, какой фронт для творческих поисков.
Факт, кино в Барнауле есть, не блокбастер, и не артхаус, назовем это альтернатива. Они неформатные в киноискусстве и это замечательно.
Заметьте, ни копейки народных денег и абсолютно без гламурного пафоса, вы понимаете, на кого я намекаю. Какое дарование.
Теперь мы со Славой ходим по выставкам, мы до сих пор разных взглядов на политику. Но в искусстве наши вкусы часто сходятся. Мне всегда нравился Корнев философ. Он герой.
В. Климов, В. Корнев. 2020 г. СПб.
Алтайский дом литераторов, в Русско-немецком доме проведет презентацию книги Юлии Нифонтовой «Осколки матриархата». По субботам в краевой библиотеке заседает литклуб.
Вчера в журнале «Юность» вышла большая подборка стихов Барнаульских поэтов: Гундарин, Нифонтова, Гришин и с ними местный министр культуры Безрукова. Это конечно приятно, но на дворе не 1987 год, когда после публикации в «Юности» люди просыпались популярными на всю страну. Тогда тираж был три с половиной миллиона, сегодня три с половиной тысячи.
КДМ Театральный центр проводит два конкурса. Театральный конкурс «Дебют» и форум «Ультрасовременная драматургия, вопросы работы над современными пьесами». Второй конкурс: фестиваль мини фильмов «Кто герой нашего времени».
Я был членом жюри фестиваля мини фильмов. Было интересно. В то время я еще не знал, что скоро стану ультрасовременным драматургом. Мне это было не интересно. А в 2017 я стал победителем конкурса театра современной пьесы и мою пьесу напечатали в сборнике «Лучшие пьесы 2017»
В музее выставка «Санкт-Петербург. Свободная культура в пространстве Сибири и Дальнего Востока». Арт центр «Пушкинская 10». В ГМИЛИКА «Замкнутый круг» скульптура Сергей Мозговой. В «Открытом небе» Татьяна Зяблицкая «Пилигримы Атлантиды».
С «Пушкинской 10» было так. Колбашев был директором гр. «Аквариум». Студия у группы находится в арт центре. Появился вопрос о выставке, Женя спросил меня я отправил его к Наталье Царевой. И все срослось. Надо знать куда обращаться. Надо напомнить отцам основателям Пушкинской об этом. Жалко умер Сергей Ковальский в 2019 г.
Гастроли: «Лебединое озеро», «Звери», Дмитрий маликов, Нойз МС, «Андалусия», Арбенина, Стас Михайлов, Аврам Руссо, «Бахыт компот», Максим, Ф. Киркоров, Шнуров и «Рубль», Ляпис Трубецкой, Витас, Сафроновы, «Бандэрос», «Не пара», Джо Тернер.
В резиденции журналистов Алтая в баре «ТАСС»: «Ред барон», Лев Шапиро, «Легкие мелодии тяжелого дня».
«ТАСС» регулярно отдавал взносы на рекламу. Я в каждой программе говорил о концертах в этом баре. И сам платил за пиво по вечерам. Я часто бывал в «ТАСС». В 2019 году я написал про ТАСС.
Сегодня сеть подкинула воспоминания. Вы были в ТАСС
Некоторые журналисты Барнаула, когда слышат ТАСС, не вспоминают работу, а думают о музыке и кружке пива. Кто придумал открыть в Барнауле специальное заведение, резиденцию журналистов Алтая гриль-бар ТАСС я не знаю. Может это был сам бывший губернатор Александр Карлин. У него были правильные идеи. Методы работы были спорные, а идеи были интересные.
Первый раз меня позвали туда еще во время ремонта, и это был не Михаил, а сам главный арендатор. Первое время в ТАССе даже проходили встречи губернатора с прессой, все шло, как было задумано, но потом бар дали в аренду Михаилу Рапопорту.
Рапопорт гений места, он человек легенда для Барнаула с конца 90 —ых до середины 10-х годов. Сначала они с компаньоном открыли «Рок-н-ролл кафе», а со временем появился ТАСС. Так как Рапопорт давно мечтал о сцене, то первым делом в ТАССе появилась сцена и началась эпоха рок-н-ролла. На маленькой сцене ТАССА выступали большие звезды и все подряд барнаульские группы. Это был культурный центр, там культивировали музыкантов. Про ТАСС много говорили, писали, по городу сочиняли мифы, а в администрации края ходили легенды.
Некоторым казалось, что ТАСС закрыли резко, я считаю, что в какое-то время стало уже понятно – администрация устала терпеть этот «остров свободы». К тому же Михаил Самуилович собрался на запад.
ТАСС не был рок баром, это было по-настоящему общее место, там всегда были журналисты, футбольные болельщики, поклонники рок-н-ролла и не причастная публика.
Я часто бывал в ТАССе, чувствовал себя там хорошо. В ТАССе было безопасно, не помню, что бы в воздухе витала агрессия, воздуха хватало всем. Я знаю людей, которые считали ТАСС грязной помойкой, но это были их «личная неприязнь».
Когда то в Барнауле было другое знаковое место. Кофейник у «России», но это была другая история, хотя можно проследить некоторые параллели. Барнаульский ТАСС стал знаковым место для большого количества российских артистов и для некоторых журналистов. В ТАСС проходило много концертов и разных журналистских мероприятий, поговаривают, что их было мало. А я не согласен. Например, я проводил там встречу с ветеранами Союза журналистов.
Давайте вспомним ТАСС, сегодня этот бар, кажется, стоит пустым. 4 года назад я возмущался тем, что бара нет, а вывеска осталась. Это мне и напомнил сегодня fecebook.
Я бываю в Барнауле наездами, по делу, поэтому слежу за тем, что происходит в городе. И могу сказать, что журналистам не хватает своей резиденции, пусть она уже никогда не станет таким местом, каким был ТАСС, потому что нет в городе такого парня как Рапопорт.
И сеть «Киномир» регулярно платили. Я составлял из фильмов страшные или смешные списки.
«Киномир» представляет: «Цветок дьявола», «Альфа и омега – клыкастая братва», «Обитель зла», «Дьявол», «Снова ты», «Край», «Копы в глубоком запасе», «Легенды ночных стражей», «Монстры про любофф», «Уолл стрит 2, деньги не спят».
В то время я вел колонку на сайте, рекламировал журнал, они рекламировали меня. Казалось, что я опутал культурной сетью все СМИ города.
В. Климов
Много культурной информации на сайте Barnaul-altay.ru, там есть колонка программы «Афиша» кликните. Не проходите мимо журнала «Культпоход» полезное издание.
Такси это не роскошь, а средство безопасности и комфорта. Такси «драйв».
Многие годы я ездил на такси. У меня были талоны. Я договаривался с таксопарком, за рекламу. Очень привык.
Нетленка
Программа, которая не привязана к календарю.
Вакалова. Поморов
Обычно у нас несколько сюжетов о выставках, концертах, спектаклях, но иногда я приглашаю поговорить о культуре известного персонажа нашего культурного пространства. Сегодня два героя. Поговорим с директором музея Наталией Вакаловой и с директором института архитектуры и дизайна Сергеем Поморовым. Интервью были записаны в разное время.
С. Поморов.
«В культуре основанием служит вершина». Григорий Ландау.
Поморов Сергей Борисович. Директор института Архитектуры и дизайна.
ВК – Я считаю что мой сегодняшний собеседник держит руку на пульсе архитектуры и дизайна не только Барнаула, но и всего края это директор института архитектуры и дизайна Сергей Поморов. Я сказал, что вы держите руку на пульсе, сколько лет Ваш институт выпускаете молодых специалистов.
СБ. – В этом учебном году у нас предстоит 9 выпуск архитекторов и дизайнеров и 5 выпуск архитекторов.
ВК – по 20 30 человек ежегодно приходят в профессию и активно работают
СБ. – Да сейчас это около 20 человек, хотя первый выпуск у нас был маленький всего 14 человек
ВК – вы могли бы назвать самый интересный проект, который воплотил ваш студент, ваш выпускник
СБ. – Я думаю, что этот проект еще не создан, он еще в голове нашего выпускника. Интересные проекты, значительные появились у нас в крае и городе Барнауле, о них можно будет сказать отдельно.
ВК – Так и скажите отдельно. Я знаю что у вас студенты стали побеждать на различных конкурсах.
СБ. – Я бы этот вопрос разделил на две половины. Скажем персонально наши выпускники и работы наших студентов под флагом института архитектуры и дизайна.
Например, значительный на мой взгляд проект для края, архитектурно градостроительный проект, известная особо экономическая зона туристско рекреационного типа Бирюзовая Катунь. В 2003 году вместе с одной проектной фирмой, мы начали разрабатывать концепцию этого большого туристического комплекса в горной местности, вместимостью 3 тысячи мест единовременно, уникальная попытка освоить такую большую территорию. Этот проект был нами включен в программу дипломного проектирования что тоже новшество. В дальнейшем мы на протяжении 5 лет сопровождали этот проект разрабатывали, улучшали, меняли, делали макеты. Выставляли, безусловно совместно с администрацией края и управлением по экономике и инвестициям во Франции в Каннах, в Германии, в России, в Москве и Санкт Петербурге на международных форумах.
Архитектурное сопровождение нашего проекта в определенной мере сыграло роль в продвижении всей идеи Бирюзовой Катуни.
Еще не менее интересная тема, я что то сразу обо всем, идея золотого кольца большого Алтая это туристический маршрут на трансграничной территории большого Алтая стран соседей Казахстан Монголия Китай.
ВК – Видимо в связи с тем, что туризм на Алтае развивается в эту сферу вкладываются средства и силы. Алтай представляется в России как туристический регион, и ваши студенты стараются активно участвовать в этом процессе.
Скажите есть сложный вопрос взаимоотношений заказчика и художника в данный момент архитектора или дизайнера как вы считаете насколько сейчас художник зависит от заказчика от его возможностей.
СБ. – Интересный вопрос я так думаю что заказчик архитектор или дизайнер два равно заинтересованных лица и зависимость одного от другого объективно обусловлена. Почему потому что заказчик на сегодняшний день как мне представляется, как я понимаю, не заинтересован в недоброкачественных проектах, он заинтересован в большей мере в качественных проектах другое дело, что они не обязательно должны быть очень дорогими, но качественными и в этом смысле дизайнер заинтересован в такой позиции заказчика.
ВК – Да трудно разделить их заинтересованность один вкладывает деньги, другой реализовывает идеи.
СБ. – Заказчик в свою очередь должен быть заинтересован в профессиональном архитекторе и дизайнере, потому что тот сможет подсказать и найти правильные пути.
ВК – Ваши студенты и не только студенты, но и педагоги активно занимаются творчеством. Я имею в виду изобразительное искусство и при этом часто выставляются, мне это нравится, потому что я считаю что ваш институт сегодня на передовых рубежах искусства. Если выставляют свои произведения педагоги, то за ними идут и студенты, а что может быть важнее творчества в вашей профессии, вы директор как к этому относитесь.
СБ. – Только на ура и с большим воодушевлением я поддерживаю это движение. Я скажу, что и сам как практикующий архитектор и дизайнер стараюсь участвовать в различных выставках. И если в какой нибудь выставки участвует любой наш студент или педагог будь то выставка городская краевая региональная или российская я 2 руками поддерживаю.
ВК – Поощряете?
СБ. – Конечно, морально поощряю, но иногда бывает, что и материально.
ВК – Несколько лет назад была большая выставка проектов ваших студентов и выпускников разных лет. Если бы в городе реализовать все проекты, которые представили ваши студенты то Барнаул сильно бы изменился, и я уверен, стал бы более интересным городом. Когда вы были на той выставки, какое было чувство. Не хотелось, как нибудь проснуться, а тут такое волшебство все что спроектировали, придумали ваши студенты построено. Или вы все же настолько реалист, что даже не допускаете таких фантазий.
СБ. – Когда я увидел результаты подготовительного этапа той нашей институтской выставки в канун ее открытия, шли вечером смотрели, конечно, сначала было чувство гордости за своих коллег преподавателей, за студентов. Без сомнения. Почему потому что освоить большое выставочное пространство всего зала Союза художников не легко. Это раз. Потом второй момент все таки это был в определенной мере итог 10 летнего труда. А о том, что вы говорите, да если бы вдруг… (замечтался)
Но и уже и сейчас идет реализация некоторых проектов та же Бирюзовая Катунь, о которой мы говорили. Еще одна интересная тема начинается, в этом году готовится выставка алтайского края во Франции это международная выставка, где миссия почетного гостя будет предоставлена Алтайскому краю, и мы сейчас на уровне концепции разрабатываем проект представления края на этой выставки.
ВК – подготавливаете представительскую экспозиции. И поедете во Францию?
СБ. – мы постараемся.
ВК – У ме6ня есть вопрос, касающийся всего изобразительного искусства Алтайского края, на мой взгляд, Новоалтайское художественное училище долгое время бывшее единственным в крае учебным заведением, дающим профессиональную подготовку несколько сдало позиции и тут объективные обстоятельства. Ваш институт стал головным учебным заведением вы почувствовали ответственность за изобразительное искусство в крае?
СБ. – Да если коротко. Но Новоалтайское училище и Барнаульский строительный колледж, где есть архитектурное отделение, на мой взгляд, не сдали позиций они их сохранили. Наш институт дает высшее образование, и оно отличается от среднего, по крайней мере, продолжительностью обучения у нас учатся 6 лет даже не 5 как на других специальностях и это дает возможность более глубоко проникнуть в суть процесса.
ВК – Сергей Борисович если не коммерческая тайна скажите какой конкурс?
СБ – шесть с половиной человека на месть
ВК – это много, это прилично?
СБ. – Такой же конкурс в московский архитектурный институт и такой конкурс у нас уже 3 года подряд.
ВК – Творческих успехов вам.
СБ. – Спасибо
Вакалова один раз согласилась на интервью и получила за это выговор от городского начальства. Это не помешало нашей дружбе и прекрасным рабочим отношениям. А Поморов прекрасный человек. Он конечно директор института, и это прекрасно. Я часто бывал членом государственной комиссии в этом институте. Заседал на защите дипломов у дизайнеров. Ответственное дело. Я всех защищал, завышал оценки и критиковал, чтобы подготовить к трудной творческой жизни.
Я просто призываю всех быть культурно активными, посетить музей, концерт, сходите в театр или в кино.
Нетленка. Токмаков. Корнев
Я внимательно слежу за литературными новинками изданными на Алтае. Мне интересно, чем живут местные литераторы. Сегодня будет два литературных героя по очереди, известный писатель Токмаков, а потом Корнев – издатель литературного альманаха «Ликбез»
«Литература – вымысел, выявляющий правду». Равиль Алеев.
Корнев, наверное, не очень хотел идти на интервью, мы с ним в разных политических лагерях он левый коммунист, я правый монархист. Тогда он считал меня крайне буржуазным, я его заблудившимся анархо коммунистом. Но нам это не мешало. Я был членом жюри фестиваля «Киноликбез», который проводил Корнев. А Вова Токмаков старинный собутыльник, у нас с ним никаких противоречий никогда не было. Могли поспорить какую водку брать и все.
Всего доброго творческих успехов.
Нетленка. Коробейщиков. Никольская
В Барнауле много разных литераторов, есть сложившаяся группа, назовем ее «Ликбез», это нонконформисты. Есть члены Союза писателей, я бы сказал традиционалисты и есть независимые авторы.
Сегодня встретимся с такими Андрей Коробейщиков и Анна Никольская. Эксели.
«Литература – изъявление внутреннего мира». Сергей Довлатов.
Коробейщиков меня удивлял, он умеет работать с группой людей, если бы он хотел, то легко организовал бы секту. Его читатели готовы. Анна Никольская барышня симпатичная и странная. У нее была вторая часть фамилии Эксели, теперь нет. Мне показалось что она очень хотела уехать из России, не знаю, получилось или нет.
Будьте культурно активными, это хорошее стремление, бытии культурным.
03.04.10
«Без чувства современности художник останется непризнанным». Михаил Михайлович Пришвин.
Музей
Фото выставка в музее Город. Это уже известная площадка, где особое внимание уделяют фотолюбителям.
Леонид Дикарев из таких. Он не гонится за новизной, он традиционно снимает предгорья, его пейзаж, его стихия такая знакомая, простая, без акцента и новаторства – что вижу, то пою.
И поет он песнь природе, пролески и лужки, пригорки и ручейки в тумане осенью, весной. Все это его любимое.
Дикарев не старается казаться профессионалом, он даже говорит, что он квалифицированный любитель, это презабавно звучит. Он действительно любитель, потому что никак не может понять для чего занимается фотографией. Ему любо нажимать на кнопку.
Профессионализм отличается пониманием сверх идеи искусства.
Если в пейзажах Дикарев милый любитель, несколько наивный, то в портретах видно совершенное неумение выстроить композицию.
А уж попытка заниматься постановочной фотографии совсем безнадежная, у модели из кадра отвалилась нога, потому что модель в белом платье ногу поставила ногу в черном сапоге в центр кадра, все провалилось получился снимок сапога. Не смотрите, смотрите на пейзажи. Это самый привычный жанр, зрителю не надо долго думать. Это художник должен суметь обратить внимание зрителя на то, что он хотел показать. А у этого автора все общим планом. С момента доступности фотоаппаратов, к сожалению, все чаще квалифицированные любители пытаются превратить искусство в хобби.