Книга История документа в России в лицах и судьбах - читать онлайн бесплатно, автор Григорьева Т.В.
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История документа в России в лицах и судьбах
История документа в России в лицах и судьбах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История документа в России в лицах и судьбах

Паспорт – это самый первый официальный документ


Коллектив авторов:

Григорьева Т. В. – директор Центра социально-правовой помощи населению, старший преподаватель кафедры государственного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» – гл. 1, 2, 3, 4, 5, 6 (в соавторстве с Егоровым В. Н.), 7 (§ 2), 9;

Егоров В. Н. – председатель историко-архивной комиссии Ульяновской области – введение (в соавторстве с Коньковой А. Ю.), гл. 1, 2, 3, 5, 6 (в соавторстве с Григорьевой Т. В.);

Конькова А. Ю. – зам. декана по научной работе факультета документоведения и технотронных архивов, доцент кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов историко-архивного института ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», кандидат исторических наук – гл. 7 (§ 1), 8;

Романова Г. В. – доцент кафедры филологии, журналистики, документоведения и библиотековедения факультета культуры и искусства ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», заместитель директора ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области», кандидат исторических наук – отбор и археографическое описание архивных документов гл. 1, 2, 3, 6, 9.


Рецензенты:

Романов В. В. – профессор кафедры истории и теории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», доктор исторических наук, кандидат юридических наук.

Кукарина Ю. М. – доцент, заведующая кафедрой документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов историко-архивного института ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», кандидат исторических наук.


Введение

Слово «документ» происходит от латинского documentum – образец, доказательство, свидетельство.

В XVIII в. под документом понимали «дело», «бумагу», «акт».

Теоретик делопроизводства в XIX в. Н. В. Варадинов документом называл «акт, свидетельствующий чью-то личность, например, паспорт, билет»[1].

В начале XX в. слово «документ» имело два значения: 1) любая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательством прав на что-нибудь (имущественных, состояния, на свободное проживание) или на выполнение каких-либо обязанностей (условия, договоры, долговые обязательства); 2) вообще любое письменное свидетельство[2].

По происхождению различают документы личные и официальные.

Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания, дневники. Они создаются вне сферы социально-правовой деятельности человека, вне сферы управления.

Официальные документы создаются юридическими или физическими лицами с обязательным оформлением и удостоверением в установленном порядке, поскольку это сообщает им «свойство <…> вызывать правовые последствия». Документ приобретает юридическую значимость, когда выступает «в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера»[3]. Среди официальных документов выделяют группу персональных: удостоверяющих личность (свидетельство о рождении, паспорт), подтверждающих образование (диплом, аттестат), закрепляющих имущественные права (завещание, договор), фиксирующих трудовой стаж (трудовая книжка) и другие.

Каждый человек на протяжении своей жизни неизбежно и постоянно сталкивается с необходимостью использовать различные документы, удостоверяющие его личные данные, уровень образования, степень признания государством и обществом его заслуг, а также использовать многие виды документов для урегулирования своих правовых и социально-экономических отношений. Также документы необходимы в сфере управления, чтобы фиксировать взаимоотношения управляющих и управляемых. Необходимость появления таких документов проявила себя в человеческом сообществе одновременно с появлением письменности. В письменных документах стали фиксировать существовавшие в том или ином государстве законы, правовые и вещные отношения между людьми, фиксировать в них события, связанные с жизнедеятельностью конкретных людей. На Руси также стали появляться долговые расписки, завещания, брачные и хозяйственные договоры, торговые контракты, документы, связанные с судебными спорами, с распределением привилегий в обществе и др.

Любой документ содержит в себе не только какую-то важную информацию, но и служит инструментом согласования прав, обязанностей и возможностей в жизни человека и общества в целом. Самые распространённые из них, пожалуй, это паспорт, свидетельства о рождении и семейном положении, диплом об образовании, документы, удостоверяющие получение наград, званий и привилегий, подтверждающие права человека или юридического лица на владение собственностью и т. п. С течением времени эволюционируют формы и виды различных документов, а также техника их исполнения. Причем это происходило не только в былые времена, но этот процесс не останавливается и в наши дни. Полагаем, что читателям будет интересно познакомиться с содержанием этих изменений.

Глава 1. Документы, удостоверяющие личность

Необходимость удостоверения личности конкретного человека возникла в далёкой древности. Этому способствовало неизбежное перемещение людей по различным территориям и странам по торговым и иным делам, когда требовалось подтвердить, куда и зачем они направляются. А по мере развития экономических отношений, становления определённых контролирующих органов в государственных образованиях эта необходимость только возрастала. Для удостоверения личности стали создаваться специальные документы.

Шёл этот процесс и в России, но первоначально касался он только ситуаций, связанных с выездом за пределы государства. Проезжие и отпускные грамоты, покормёжные письма, абшиды, плакатные паспорта – всё это виды документов, которые в разные периоды российской истории использовались для удостоверения личности владельца, его статуса и прав. Эти документы не имели универсальной формы, сферы их использования отличались. Но при этом было у них и общее назначение: они, с одной стороны, служили средством регулирования и контроля над перемещением подданных и иностранцев по территории страны и выезда за её пределы и при этом давали возможность владельцам этих документов удостоверять свою личность в различных ситуациях за границей, а также и в России. Кроме того, выдача таких документов способствовала и пополнению государственной казны, поскольку за их оформление и удостоверение взималась плата.

В Псковской судной грамоте 1467 г. упоминается о необходимости получения специального документа, грамоты, для поездки за границу: «А которому псковитину имать грамота у князя и у по(садника) о своем деле за рубеж, и от той грамоте княжому писцу взять денга, а печатная денга» (ст. 83)[4]. Такие документы также именовались «проезжими грамотами» и были в употреблении на территории Новгородской республики, Великого княжества Московского, а позднее и на территории Московского государства.

Позднее, уже в Соборном уложении 1649 г., была выделена особая гл. VI «О проезжих грамотах в иные государства»[5]. В этом нормативном акте закреплялась обязательность получения проезжих грамот для выезжающих из Московского государства «для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство» (ст. 1)[6]. За нарушение этого правила предусматривалось наказание: «бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати» (ст. 4)[7]. Исключение делалось только для крестьян, помещиков, вотчинников, проживавших в районах, граничивших с «Литовскими и Немецкими порубежными землями»; им разрешалось перемещаться в этих районах без проезжих грамот (ст. 5).

Проезжая грамота, по сути, разрешение на передвижение по территории государства, требовалась и иностранцам. Им они выдавались Посольским приказом: «А которыя Государевы проезжие грамоты даны будут из Посольского приказу иноземцом Англичаном и Голанцам и Вольных Городов, и иных разных Государств гостем и торговым людем…» (Соборное уложение, гл. XVIII, ст. 55)[8]. Аналогичные требования сохранялись и в годы правления Петра I: в Указе от 15 января 1700 г. «О ведении всех торговых иноземцев в Ратуше и о выдаче им паспортов» Бургомистру Ратуши[9] предписывалось выдавать им проезжие листы и вести учёт выданных документов «на листах ли или в столбцах»[10].

Но возникали и внутригосударственные потребности в специальных документах для отдельных категорий лиц. Так, своеобразный документ, удостоверяющий личность или, скорее, подтверждающий особый статус человека, предписывалось выдавать татям (ворам) с отрезанными ушами при освобождении из тюрьмы: «А как он в тюрьме урочные годы отсидит, и его сослати в Украинные же городы, где Государь укажет и дати ему письмо, что он за другую татьбу урочные годы в тюрьме отсидел и из тюрьмы выпущен» (Соборное уложение, гл. XXI, ст. 10)[11]. Подобные письма выдавались и татям с отрубленными пальцами (см.: ст. 8, Новоуказные статьи «О татебных, разбойных и убийственных делах», 22 января 1669 г.)[12]. Отрезанные уши и пальцы являлись неустранимой и явной приметой человека, которого могли счесть беглым преступником уже после отбытия им наказания, поэтому и требовался такой особый документ, указывающий на то, что человек освобождён из тюрьмы.

Другой вид документов, которые служили для удостоверения статуса человека, – отпускные грамоты. Они выдавались холопам, отпущенным на волю[13].

Считается, что основы современной паспортной системы были заложены в период реформ Петра I. В этот период происходило масштабное строительство городов (прежде всего, Санкт-Петербурга), крепостей, кораблей и формирование профессиональной армии. Это предполагало перемещение больших потоков людей по стране и требовало значительных финансовых затрат. Как следствие стала развиваться система подушных податей, повинностей, а также система учёта и контроля над численностью и передвижением податного населения.

Учёт населения необходим был и для обеспечения рекрутирования, которое лежало в основе создания Петром I регулярной армии и флота. Система рекрутской повинности стала использоваться с 1699 г. и была окончательно закреплена в 1705 г.[14]. Параллельно в целях регулярного пополнения зарождавшейся профессиональной армии и пресечения дезертирства развивалась система контроля за передвижением подданных и иностранцев, розыска и возвращения беглых.

Артикул воинский 1715 г. предписывал обязательное получение «пасов» (прообраз современных паспортов) унтер-офицерам и солдатам, отпускаемым со службы по болезни, или старости, или из-за увечья (артикул 69). Также военнослужащим выдавались абшиды – документы об увольнении или об отпуске (см., например, артикул 71 Артикула воинского 1715, ст. 85 гл. 1 Регламента об управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента Морского 1722 г.). Военные без таких документов могли считаться беглыми.

В Указе от 30 октября 1719 г. «О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут» в качестве одной из мер для «…искоренения всех беглых драгун и солдат, матросов и рекрут, также воров и разбойников, всех обще, яко злодеев отечеству…» предписывалось: «чтобы никто никуда без проезжих или прохожих писем из города в город или из села в село не ездил и не ходил, но каждый бы имел от начальников своих пашпорт или пропускное письмо»[15].

Один из важнейших нормативных документов, на основе которого более двухсот лет действовала паспортная система для податного населения России – Плакат от 26 июня 1724 г. «О сборе подушных денег, о повинностях земских обывателей в пользу квартирующих войск и о наблюдении полковым начальством благочинием и порядком в селениях войсками занимаемых»[16]. В Плакате устанавливалось требование об обязательном наличии у крестьян «отпусков», позволяющих им передвигаться в целях поиска работы для «прокормления». При этом различались разные виды отпусков.

Отпуска «для прокормления в ближних местах» позволяли крестьянину передвигаться для поиска работы в уезде его постоянного проживания и окрестностях, но не дальше 30 вёрст. «Каждому крестьянину в своем уезде работою кормиться позволяется с письменнами отпусками за руками помещика своего, а небытность помещика зарукам прикащиков их и приходского священника. Токмо с такими отпусками в другие уезды и больше тридцати вёрст не ходить и никому их на работу не принимать» (ст. 12 Плаката).

Для отлучения в другой уезд нужно было специальное отпускное письмо: «А которым крестьянам нужда будет идти для прокормления работою в другой уезд, и в таких пропусных письмах, что он отпущен в другой уезд, писть, имянно…» (ст. 13 Плаката).

Отпускные письма именовались ещё «покормёжными», поскольку они выдавались крестьянам только для того, чтобы они могли найти себе работу и прокормиться на заработок от неё. За оформление отпускного письма нужно было заплатить две копейки. Максимальный срок действия такого документа – три года. В отпускном письме должен был указываться срок, к которому отпущенный крестьянин обязан был явиться домой (ст. 14 Плаката). Запрещалось в таких письмах указывать жён и детей. Следовательно, возможность уйти на заработки была только у мужчин, и брать с собой семью они не имели права. Такое правило вполне объяснимо, поскольку подушной податью облагались только души «мужеского пола».

«Для предосторожности» в отпускных письмах требовалось «описывать того, кто отпущен будет, рост, лице и неприменныя приметы, дабы кто другой воровски получа оное не волгался» (ст. 16 Плаката).

«Пашпорта» и пропускные письма часто подделывались, для предотвращения этого Указом от 1 февраля 1726 г. были введены печатные пропускные письма. Интересно, что в этот период плата за выдачу такого документа была снижена с двух до одной копейки, поскольку «те пропуски будут печатные, а не письменные, и труда в письме уже не будет». Одна копейка бралась «за бумагу и за печатание тех пропусков»[17].

Впредь письменные (т. е. рукописные) пропускные письма, выданные крестьянам их помещиком или приказчиком после издания этого указа, считались недействительными. Исключение делалось только для тех, кто был отпущен на работу в пределах своего уезда и не дальше 30 вёрст, а также для крестьян, работающих на судах. Запрещалось принимать и держать работников без паспортов, в т. ч. на фабриках, рыбных и соляных промыслах, казённых работах.

Аналогичные правила Плаката подтверждались во многих актах и в период правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

Постепенно происходило расширение круга лиц, которые должны были иметь паспорта. Наступило время, когда их предписывалось получать купцам, отправляющимся для торговли в Сибирь, а позднее – всем купцам вообще; духовным лицам, следующим по «партикулярным делам» в Санкт-Петербург, позднее – всем священникам и церковнослужителям; иностранцам и российским подданным, выезжающим из Риги «внутрь России»; «разным людям» приехавшим в Санкт-Петербург с челобитными при их отъезде «внутрь Государства»; ямщикам; раскольникам; отставным военным и флотским офицерам; посадским людям, ремесленникам.

Были нововведения и в отношении документов, выдаваемых иностранцам: как правило, иностранцам, ведущим торговые дела в России, выдавались паспорта Министерством иностранных дел, а для торговли в приграничных губерниях предусматривался особый вид паспорта – пограничный паспорт для временного пребывания от «Начальника Губернии»[18].

Всем же иным иностранцам («не торгующим» и «не иностранным гостям») предписывалось получать особые «виды» для жительства и передвижения по территории страны[19].

Сенатским указом от 1 января 1748 г. было запрещено выдавать паспорта для прохода в Санкт-Петербург и иные места «слепым, дряхлым и увечным крестьянам». Это мера была вызвана тем, что увеличилось число «бродящих нищих», которые, получая паспорта для прокормления, направлялись в крупные города, где им «кроме милостыни пропитать себя нечем».


Известно, что великий российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов происходил из семьи государственных крестьян. Поэтому когда Михайло решил отправиться учиться в Москву, ему нужно было получить отпускное письмо. По всей видимости, такое письмо было выдано: в волостной книге Курострова есть запись о том, что «1730 года декабря 7-го дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущаго 1731 года, а порукою по нём в платеже подушных денег Иван Банев росписался». (Труды Архангельского статистического комитета за 1865 г., кн. 1, Архангельск, 1866, стр. VII)[20].

В петровское время законодательно запрещалось нищенство и бродяжничество[21], эти правила подтверждались и в многочисленных более поздних правовых актах[22]. Наказанию подлежали и сами нищенствующие, и те, кто подавал милостыню, а также помещики, допустившие бродяжничество своих крестьян. Пойманных нищих либо отправляли по месту их жительства к их помещикам, либо определяли на работу на фабрики и мануфактуры; годных к военной службе записывали в солдаты. Старых, больных и увечных распределяли по богадельням.

Справедливости ради, нужно отметить, что в многочисленных указах не просто запрещалось бродяжничество и нищенство, но и предусматривались меры помощи старым, увечным и больным: строительство богаделен и «нищепитательных домов», выделение кормовых денег, введение обязанности содержать нищих из числа помещичьих крестьян за счёт их помещиков, а государственных крестьян – за счёт городов и селений по месту жительства.

Также запрещалось выдавать паспорта «всяким публично наказанным в воровстве» людям. Им могли выдаваться лишь «письменные виды о учинённом им публичном наказании и о недопуске более для прокормления в какие-либо города»[23].

По общему правилу, отпускные письма, виды и паспорта выдавались только лицам мужского пола. Со временем, однако, была закреплена возможность выдачи таких документов и женщинам. Паспорта разрешалось выдавать вдовам и дочерям купцов после их смерти для подтверждения и «сохранения их прежнего статуса»; солдатским жёнам, проживающим в казённых поселениях, для отлучения в другие места; воспитанницам детских домов из дочерей чиновников и канцелярских служащих по окончании ими воспитательных учреждений «для свободного жительства».

Ещё один вид документа из разряда удостоверяющих личность – адресный билет на жительство, который, по сути, являлся документом о регистрации по месту пребывания. Получить такой билет были обязаны лица «обоего пола независимо от их звания», приезжающие и проживающие в Санкт-Петербурге и Москве[24]. Адресные билеты выдавались в обмен на паспорт. Паспорт возвращался владельцу, когда он покидал город либо когда истекал срок действия паспорта, и нужно было оформлять новый. Для выдачи адресных билетов, их регистрации, а также хранения сданных паспортов учреждались конторы адресов (они являлись отделениями полиции). Позднее в Санкт-Петербурге эти функции были возложены на Адресную Экспедицию[25].

В Указе 1803 г. для искоренения воровских (т. е. поддельных) паспортов подтверждалось, что купцам, мещанам и крестьянам следовало выдавать только печатные паспорта по утверждённой форме[26].

К 1833 г. была подготовлена первая редакция Устава о паспортах и беглых[27]. В Уставе обобщались и систематизировались существующие нормы, регламентирующие самые разные вопросы, касающиеся порядка передвижения по территории России и оформления соответствующих разрешительных документов и удостоверений личности.

В Уставе различались паспорта срочные и бессрочные.

Бессрочные паспорта позволяли владельцу свободно выбирать себе место жительства. Такие паспорта выдавались:

1) чиновникам, уволенным со службы,

2) вдовам и дочерям чиновников, уволенных со службы,

3) сухопутным и морским чинам, имеющим необходимую выслугу лет,

4) казённым воспитанникам и пансионерам Херсонского училища торгового мореплавания, имеющим звание штурманов или штурманского помощника.

Срочные паспорта выдавались всем иным лицам для отлучения с места постоянного жительства.

Кроме того, для каждого сословия действовали свои особенные «виды и паспорты» (ст. 48 Устава). Так, регламентировались отдельно основания и порядок оформления паспортов для дворян. Для получения паспорта служащие дворяне, как военные, так и гражданские, должны были обратиться с прошением к своему начальству. В их паспортах указывались чин, имя и фамилия, служба или должность, место, куда дворянин отпускался, и срок действия паспорта. После увольнения со службы дворяне получали бессрочные паспорта, аттестаты или увольнительные виды «для свободного везде проживания». В этих документах указывалось их вероисповедание и информация о службе (продолжительность, должности и др.).

Личность, а точнее, сословная принадлежность детей отставных чиновников подтверждалась свидетельствами о рождении и крещении, в которых на основании записей в метрических книгах указывались, в том числе, звание и должность родителей.

Для удостоверения личности не служащих дворян достаточно было грамот или свидетельств на дворянское достоинство, хотя при необходимости и им тоже могли быть выданы паспорта (пункт 2 ст. 63 Устава).

Строго обязательно было получение паспортов и для лиц духовного состояния и монашествующих, которым документы выдавались по специальному прошению. В их паспортах помимо имени, фамилии, места и срока «отлучки» указывалась информация о церкви, в которой они служили. Монахиням отлучаться от своих монастырей не разрешалось (ст. 78 Устава). При увольнении лицам духовного звания также выдавались паспорта.

Особые правила устанавливались для купцов: для получения паспорта они обязаны были уплатить проценты с объявленного ими своего капитала за все годы, на которые выдавался паспорт, и все иные повинности, установленные гильдией (ст. 96 Устава). В случае «отлучки» вместе с семьёй в паспорте купца также обозначалось «наличие при нём жены» и сведения о детях, не достигших совершеннолетия (т. е. 21 года).




Бессрочная паспортная книжка[28] за № 83 вдовы статского советника Матасовой А. А., выданная приставом 3-го участка Тверской части г. Москвы. 28 апреля 1900 г.[29]


Матасова Анна Андреевна (урожденная Грингмут) – жена Петра Яковлевича Матасова, помощника директора московского лицея имени цесаревича Николая Александровича, главного надзирателя пансиона при лицее, статского советника, кавалера орденов Св. Станислава 2 и 3 ст., Св. Анны 2 и 3 ст. и Св. Владимира 4 ст. Её внук С. Л. Сытин впоследствии стал известным историком, специалистом по Великой Французской революции, активным участником увековечения памяти В. И. Ленина и семьи Ульяновых в Ульяновске.

Грамота на дворянство[30] за № 19 коллежского асессора Киндякова В. А., подтверждающая внесение его с родом в первую часть Дворянской родословной книги Симбирской губернии. Грамота скреплена печатью Дворянского собрания Симбирской губернии. 22 декабря 1792 г.[31]


Для мещан, однодворцев, граждан западных губерний[32], крестьян всех наименований и дворовых людей в зависимости от сроков и расстояния отлучки в Уставе предусматривалось несколько видов документов:

1) простые письменные виды (т. е., по сути, отпускные письма, написанные от руки);

2) билеты, выдаваемые на гербовой бумаге;

3) печатные плакатные паспорта (для отлучающихся на срок более полугода и на расстояние далее 30 вёрст от места жительства).

В паспорта мещан и крестьян также могли включаться сведения об их жёнах и несовершеннолетних детях.



Василий Афанасьевич Киндяков – поручик артиллерии, богатый симбирский помещик, который в 1788–1789 и 1796 гг. занимал пост предводителя дворянства Симбирского уезда. Он был одним из активных членов масонской ложи «Золотой Венец», основанной в Симбирске И. П. Тургеневым. На принадлежащей Киндякову земле по проекту архитектора И. П. Тоскани был возведён очень редкий для России масонский храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он представлял собой каменное здание высотой до 16 метров с четырьмя портиками и конусообразным куполом. Храм вплоть до 21 августа 1822 г., когда царским указом в России были закрыты все масонские ложи, служил местом тайных собраний «Золотого Венца». В числе «подмастерьев» ложи значился и молодой Н. М. Карамзин – будущий историограф государства Российского.