Книга История документа в России в лицах и судьбах - читать онлайн бесплатно, автор Григорьева Т.В.. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История документа в России в лицах и судьбах
История документа в России в лицах и судьбах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История документа в России в лицах и судьбах


Паспорт гражданина СССР образца 1974 г. со вкладышем в паспорт (слева), удостоверяющий российское гражданство (вкладыш использовался с 1991 г.)


Бессрочные паспорта по Положению 1940 г. выдавались узкой категории граждан – лицам, награждённым орденами Союза ССР, гражданам, достигшим 55-летнего возраста; инвалидам войны и труда; пенсионерам 1 и 2 групп и пенсионерам по выслуге лет. Пятилетние паспорта получали все граждане в возрасте от 16 до 55 лет. Временные удостоверения предназначались для граждан, утративших бессрочные и пятилетние паспорта, а также для граждан, выезжающих из местностей, где не была введена паспортная система (ст. 8). В паспортах нового образца указывалась национальность. Иностранцы могли проживать на территории СССР на основании видов на жительство. Проживание без паспорта и прописки влекло наложение штрафа в административном порядке, а совершение этого правонарушения повторно – уголовную ответственность. 28 августа 1974 г. было принято Постановление Совмина СССР № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР»[65]. Оно в целом сохраняло существовавшую ранее систему, хотя были и некоторые важные изменения. Так, граждане, проживающие в сельской местности, которым ранее паспорта не выдавались, теперь имели право получить паспорт при выезде в другую местность на продолжительный срок. Паспорта стали бессрочными, но теперь в них вклеивались три фотографические карточки: в 16 лет при оформлении паспорта впервые и по достижении 25-летнего и 45-летнего возраста. По-прежнему не получали паспорта военнослужащие, они имели только удостоверения личности и военные билеты. Документами, удостоверяющими личность прибывших на временное жительство в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, являлись их общегражданские заграничные паспорта.

Основным правовым актом, регулирующим паспортную систему в Российской Федерации, являлся Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации». В соответствии с Постановлением замена советских паспортов на паспорта граждан Российской Федерации осуществлялась поэтапно с 1 октября 1997 г. по 1 июля 2004 г. Паспорт стал основным документом, удостоверяющим личность, который обязаны иметь все граждане, достигшие 14-летнего возраста. В паспорте нового образца указывается только фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, а также сведения об органе, выдавшем документ. В нём также делаются отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учёта; об отношении к воинской обязанности; о регистрации и расторжении брака; о детях; о ранее выданных основных документах, удостоверявших личность гражданина РФ; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ (заграничных паспортах). По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки о его группе крови, резус-факторе и об идентификационном номере налогоплательщика. Паспорт подлежит замене при достижении гражданином возраста 20 и 45 лет; паспорт, полученный гражданином в 45 лет, является бессрочным. В действующем законодательстве учтены и отражены особенности национального состава и федеративного устройства России, в частности, республики в составе РФ могут оформлять вкладыш к паспорту со сведениями о личности гражданина на государственном языке (языках) этой республики.



Два первых разворота паспорта гражданина Российской Федерации образца 1997 г.



Обложка и первый разворот заграничного паспорта гражданина СССР образца 1991 г.


В качестве документов, удостоверяющих личность, используются также и такие документы, как заграничный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего, свидетельство о рождении[66].

История документов, удостоверяющих личность, в России насчитывает несколько столетий. С течением времени менялась их форма, содержание, политические и идеологические функции. Хотя, сейчас, как и 300–400 лет назад, это по-прежнему небольшой лист бумаги с обязательным обозначением на нём имени и фамилии владельца.


Заграничный паспорт гражданина РФ образца 2004 г.


Как мы можем убедиться, изначально различные документы, удостоверяющие личность, вводились, скорее всего, для обеспечения интересов государства, а не индивидов. Однако сегодня уже очевидно, что наличие таких документов отвечает потребностям общества в целом и отдельных людей в частности. Ведь именно документы, закрепляющие и подтверждающие статус индивида, помогают сохранять и передавать информацию о происхождении человека, его жизненном пути, они обеспечивают доступ к получению различных социальных благ (получение пособий, пенсий, доступ к государственным и муниципальным услугам), способствуют обеспечению общественной и личной безопасности.

Глава 2. Документы, удостоверяющие регистрацию рождения и смерти

Факты рождения, заключения брака и смерти человека воспринимаются, прежде всего, как событие частного порядка. Официальная же регистрация этих фактов позволяет сохранять и передавать информацию о происхождении человека, устанавливать правовой статус ребёнка, юридически закреплять родственные связи, создаёт основу для оформления наследственных прав.

Регистрация рождения, брака и смерти необходима также и для выполнения ряда публичных функций: статистической, учётной, фискальной. Государство с давних пор было заинтересовано в сборе информации о численности населения, его прибыли и убыли, гендерном составе, религиозной и сословной принадлежности. Но системная государственная регламентация регистрации рождения и смерти началась только в период реформ Петра I в XVIII в.

Считается, что первым актом, который предписывал фиксировать («регистрировать») рождение, является решение Московского собора 1666–1667 гг. Однако в этом решении речь идёт о регистрации факта крещения, а не собственно рождения: «…держати во всех церквах записные четыре книги и велети записывати, кто с кем поемлется в брак и кто у кого и чей приемник в крещении бывает»[67]. В «книгу крещённых» должны были записываться имена родителей и восприемников (крёстных родителей), год, день и месяц крещения, название города и прихода, а также имя священника, совершившего таинство.

14 апреля 1702 г. Пётр I издал указ «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священником недельных ведомостей о родившихся и умерших». Этот акт положил начало системе регистрации рождения, смерти и браков в метрических книгах.

Метрические книги – наверное, один из самых известных и распространённых видов документов. До настоящего времени они достаточно часто используются не просто как исторический, а именно как юридический документ, на основании которого составляются архивные справки[68] по запросам граждан, органов власти, организаций, общественных объединений. В свою очередь, архивные справки могут быть использованы для установления различных юридических фактов, например, факта родственных отношений, и для реализации субъективных прав в гражданских, наследственных, семейных отношениях.

Регистрацию рождения и смерти, хранение метрических книг вплоть до советского периода выполняли церковные учреждения разных конфессий.

За более чем 200-летнюю историю существования метрических книг правила их ведения и оформления менялись.

В 1722 г. издан правовой акт, устанавливающий обязательное ведение метрических книг: «Должны же отселе священ лицы иметь всяк у себя книги, которыя обычно нарекаются, метрики, то есть книги записныя, в которых записывают прихода своего младенцев рождение и крещение со означением года и дня, и с именованием родителей и восприемников. <…> Также и умирающие с приписанием по Христианской должности в покаянии преставилися и погребаемыя; а аще кто не погребён, именно написать вину, чего ради не получи Христианского погребения, со означением года и дня»[69]. Согласно этому акту, ежегодно метрические книги должны были предоставляться в Архиерейский Приказ. Сведения о количестве родившихся и умерших надлежало предоставлять каждые четыре месяца в Архиерейские Приказы, а затем в письменном виде передавать в Синод. При этом на данном этапе ещё не было введено каких-то общих требований к форме записей в метрических книгах.

«А каким образом оныя книги содержать и экстрактъ и табели присылать, тому сочинены в Синоде формы»[70] было установлено Указом 1724 г., т. е. была введена единообразная форма ведения метрических книг и формуляр записей.

При регистрации рождения в метрическую книгу записывались дата («число») рождения, сведения о родителях («у кого родился»), дата («число») крещения, сведения о восприемниках (крёстных), сведения о священнике, крестившего родившегося.

При регистрации смерти указывался номер регистрационной записи о смерти (отдельные столбцы для учёта умерших мужского и женского пола), дата смерти («числа умертвия»), фамилия, имя умершего («кто именно померли»), возраст умершего («лета»), причина смерти («какою болезнию»), кем были исповеданы и причащены, место погребения.


Форма метрической книги, утверждённой Синодским указом «О содержании священниками метрических книг для записи рождающихся, браком сочетавшихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям» от 20 февраля 1724 г. Раздел «О рождающихся»


Форма метрической книги, утверждённой Синодским указом «О содержании священниками метрических книг для записи рождающихся, браком сочетавшихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям» от 20 февраля 1724 г. Раздел «О умерших» возраст умершего («лета»), причина смерти («какою болезнию»), кем были исповеданы и причащены, место погребения.


Указом от 7 мая 1806 г. были утверждены новые печатные формы метрических книг[71]. Листы формуляров должны были изготавливаться типографским способом, но часто они чертились от руки.

В Оренбургской, Казанской, Сибирской, Вятской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской губерниях в 1828 г. были введены метрические книги о записи рождения, смерти и браков, заключаемых между магометанами[72]. Ведение метрических книг для магометан, а также выдача засвидетельствованных выписок из них возлагались на приходских имамов или муллу. Имамы могли вести эти книги на татарском языке, если не знали русского.

Метрические книги для записей рождений, браков, смертей раскольников, евреев, баптистов велись гражданскими властями.

Постепенно структура записей в метрических книгах усложнялась. В 1831 г. были введены дополнительные графы для регистрации рождений: раздельная нумерация родившихся по полу, указание имени и отчества матери ребёнка. Спустя 7 лет, в 1838 г. появились дополнительные правила ведения метрических книг и изменён их формуляр[73]. Интересно, что основанием для утверждения дополнительных правил для руководства «к исправному ведению» метрических книг и новых формуляров послужили обнаружившиеся затруднения, с которыми иногда сталкиваются «Дворянския Депутатския Собрания при выдаче документов на дворянство, по свидетельствам и сообщениям Духовных Консисторий о рождении просителей и детей их».

Особо подчёркивалось, что метрические книги как важные «акты всех состояний» надлежит вести своевременно и исправно. Также указывалось: «Строго воспрещаются в метрических книгах всякие подчистки, а если бы случилась погрешность писца, то погрешительно написанное надлежит оградить со всех сторон чертами и потом продолжать писать, что должно».

В форму метрики о рождении стали включаться такие дополнительные данные, как месяц и день не только крещения, но и рождения; звание и вероисповедание родителей. В утверждённых формах метрических книг приводились примеры записей.

Важное нововведение, которое придавало метрическим книгам ещё большую юридическую значимость и доказательственную силу – предоставление права родителям и восприемникам крещаемых младенцев собственноручно свидетельствовать верность записей, сделанных в метрических книгах. Была введена специальная графа для «рукоприкладства свидетелей записи по желанию». Запись также удостоверялась подписью священника и участвовавших причетников.

Особо указывалось, что «родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записываются в книги не на память или с показания семейств, но немедленно по исполнении каждой требы, как то: молитв при рождении и крещении младенца, венчание и погребение; прихожане же об умерших в семействах немедленно должны извещать приходских своих священников»[74].

Кроме того, предусматривалась возможность получения метрических свидетельств, т. е. «выпись слово в слово известной статьи метрической книги без всякой перемены и упущения»[75]. Такие свидетельства должны были подписываться «членами причта»[76], в присутствии которых они составлялись, и скрепляться церковной печатью. Свидетельства рассматривались как «предохранительные и вспомогательные» документы. Получить метрические свидетельства могли: 1) каждый – о времени его рождения и крещения, 2) родители – о рождении, крещении и кончине их детей, 3) опекуны – о рождении, крещении и кончине детей, не имеющих родителей и находящихся под их опекой[77]. Первоначально метрические свидетельства в прямом смысле представляли собой «выпись», так как полностью по форме и содержанию воспроизводили запись в метрической книге. Выпись изготавливалась и заверялась приходским священником и причтом. Позднее метрические свидетельства стали оформляться на особом бланке, отличающемся по форме и содержанию от метрических книг; в таких свидетельствах указывалось на то, что в соответствующей метрической книге содержится запись о рождении того или иного лица. Причём такие свидетельства обязательно должны были заверяться печатью Духовной консистории.

Формы метрических книг и выписей из них, установленные в 1838 г., просуществовали без особых изменений до начала ХХ в., хотя с течением времени правила их составления уточнялись и детализировались.


Форма метрической книги, утверждённая Сенатским указом «О ведении метрических книг по новым формам» от 7 февраля 1838 г. Часть первая «О родившихся»



В данной метрической книге Тихвинской церкви г. Симбирска за 1881 г. под номером 10 содержится запись о рождении Александра Фёдоровича Керенского, будущего председателя Временного правительства России. Номер «10» в первом столбце записи «Счёт родившихся» указывает на то, что это десятый ребёнок мужского пола, зарегистрированный в апреле 1881 г. Далее указаны: дата рождения – 22 апреля, дата крещения – 6 мая, имя родившегося – Александр, сведения о родителях: «коллежский советник Фёдор Михайлович Керенский и его законная жена Надежда Александровна Адлер, оба православные»; сведения о восприемниках: «полковник Александр Алексеевич Адлер и дочь полковника девица Анна Александровна Адлер». Также указаны имя и фамилия священника, совершившего таинство крещения[78].

Керенский Александр Федорович родился 4 мая (22 апреля ст. стиля) 1881 г. в Симбирске, практически точно через одиннадцать лет после рождения В. И. Ульянова (Ленина). Его отцом был Ф. М. Керенский, бывший в ту пору директором Симбирской мужской классической гимназии. Фёдор Михайлович был хорошим другом И. Н. Ульянова, отца Владимира Ульянова. Керенские и Ульяновы дружили семьями. Следует отдать должное порядочности и мужеству директора гимназии, который при окончании учёбы не только решился, но и настоял на награждении Владимира Ульянова золотой медалью. А это случилось спустя всего несколько месяцев после казни его родного брата – государственного преступника Александра Ульянова за его участие в попытке покушения на царя. Совсем не случайно, что спустя полтора года Ф. М. Керенского перевели в Ташкент на должность главного инспектора училищ Туркестанского края.

Ф. М. Керенский


А. Ф. Керенский

Художник И. И. Бродский


Сам же Александр Фёдорович в 1917 г. оказался на линии прямого противоборства с революционной партией, которую возглавлял его земляк из дружеской семьи В. И. Ульянов (Ленин). Ещё весной 1917 г. А. Ф. Керенский воспринимался в России не иначе как народный герой, напрямую причастный к свержению царского режима. И он на самом деле горел страстью переустроить Россию на демократический лад. Но слишком глубоким оказался кризис, в который попала страна, чересчур глухой, недальновидной и алчной проявила себя отечественная буржуазия. Процесс политической борьбы пошел дальше, и его крутая волна вознесла на самый ее верх Владимира Ульянова.

Незадолго перед смертью Керенский писал: «Удивительно. Никого нет вокруг. Ни Краснова – его казнили в 47-м году <…> ни этого Дыбенки-матросика. Ни Корнилова, ни Черчилля, ни Ленина, ни Сталина <…> Я один остался на всем белом свете <…> Что это – миссия? Или наказание? Наказание долголетием и всезнанием. Я знаю то, что уже никто знать не может».

Выпись из метрической книги за № 1 приходской церкви с. Артюшкино Симбирского уезда Симбирской губернии о рождении 2 февраля 1887 г. Анны Николаевны Горячевой. 3 января 1906 г.[79]


Некоторые наиболее богатые храмы, прежде всего, в городах, имели возможность изготавливать собственные типографские бланки выписей из метрических книг (по образцу утвержденных). Примером может служить выпись из метрической книги Богоявленской церкви г. Симбирска о рождении 13 мая 1885 г. Елены Фёдоровны Тарасовой. 16 августа 1894 г.[80]


Метрическое свидетельство[81] за № 2472 Пелагеи Ивановны Никитиной, родившейся 3 октября 1867 г. в с. Твердилково Переславского уезда Владимирской губернии, выданное Владимирской духовной консисторией. 18 марта 1896 г.[82]


Регистрация фактов смерти также осуществлялась в церквях и мечетях, при необходимости родственникам усопших выдавались выписи из метрических книг.


Форма метрической книги, утверждённая Сенатским указом «О ведении метрических книг по новым формам» от 7 февраля 1838 г. Часть третья «О умерших»


Одним из первых декретов ВЦИК от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»[83] была введена новая система регистрации рождения, брака и смерти. Функция регистрации актов гражданского состояния окончательно изымалась из ведения церкви, акты гражданского состояния должны были вестись «исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений»[84]. Рождение ребёнка должно было регистрироваться по месту пребывания матери. Отцом и матерью родившегося ребёнка записывались лица, подавшие заявление о регистрации и «давшие соответствующую в том подписку» (п. 10). Если же отец отказывался от внебрачного ребёнка, матери, опекуну или самому ребёнку впоследствии предоставлялось право доказывать отцовство в судебном порядке.

Устанавливались формы книг для записи рождения, браков и смерти. Такие книги надлежало вести в двух экземплярах, и один экземпляр по окончании календарного года передавать в суд по месту нахождения отдела записи. С началом каждого нового года начиналась книга записей рождений и смерти за соответствующий год.


Выпись[85] из метрической книги № 138 Александро-Невской церкви г. Симбирска о смерти Е. А. Чугуновой, крестьянки с. Сосновка Ставропольского уезда Самарской губернии. Исповедовал и причащал священник Петр Георгиевский, погребение совершили священник Петр Георгиевский и диакон Михаил Румянцев на городском кладбище 11 апреля 1906 г. Выпись выдана 9 августа 1906 г.[86]


В книгу записи рождений вносились сведения: номер записи о рождении (отдельно для мужского и женского пола); время рождения (день и месяц); фамилия и имя ребёнка; имя, отчество, род занятий родителей; постоянное место жительства; особые примечания. Каждая запись заверялась подписями свидетелей и родителей (или лиц, заменяющих их), а также подписями руководителя и секретаря отдела записи и печатью отдела.

Более детально порядок и особенности регистрации рождения и смерти регулировались Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (Кодекс 1918 г.)[87]. Кодексом предписывалось ведение нескольких реестров актов гражданского состояния: 1) книга записей рождений, 2) книга записей смертей, 3) книга записей отсутствующих, 4) книга записей браков, 5) книга записей разводов, 6) книга заявлений о происхождении зачатых детей, 7) книга для записей лиц, изменивших фамилии и прозвища (ст. 7 Кодекса 1918 г.).

Каждая запись, вносившаяся в книгу, заверялась подписями должностного лица, занёсшего соответствующий акт в книгу, лицом, сообщившим о событии, и свидетелями (если их присутствие было предусмотрено законом).

Заявление о регистрации новорождённого должно было быть подано в трёхдневный срок «со дня события» по месту жительства его родителей. К заявлению родители обязательно прикладывали подписку о том, что ребёнок «действительно происходит от них» (ст. 22 Кодекса 1918 г.).

Заявления о смерти и о нахождении трупа должны были подаваться в трёхдневный с момента события срок. Такое заявление обязаны были сделать жившие с умершими родственники или домашние, а если их нет, то соседи или администрация учреждения (больницы, богадельни, тюрьмы и т. п.), «в коем последовала смерть», или лица, нашедшие мёртвое тело.

Необходимо пояснить, каково было назначение «книг заявлений о происхождении зачатых детей». В таких книгах делались записи в целях последующего установления отцовства: «забеременевшая и не состояшая в браке женщина не позднее как за 3 месяца до разрешения от бремени подаёт заявление в местный Отдел записей актов гражданского состояния по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца».

Такое же заявление могло быть подано и состоящей в браке женщиной, если зачатый ею ребенок происходил не от зарегистрированного ее мужа» (ст. 140 Кодекса 1918 г.). «О поступившем заявлении Отдел записей актов гражданского состояния извещает лицо, названное в заявлении отцом, и последнему предоставляется в двухнедельный со дня получения извещения срок возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивается к признанию ребёнка своим» (ст. 141 Кодекса 1918 г.).

В 1926 г. принят новый Кодекс законов о браке и семье[88]. Он в целом сохранил прежнюю систему регистрации рождения и смерти. При этом срок подачи заявления для регистрации ребёнка продлевался до двух недель.

Родителям новорожденного ребёнка выдавались выписи из регистрационных книг или свидетельства о рождении. Формы свидетельств со временем изменялись. Необходимо отметить, что свидетельства о рождении выдавались и лицам, факт рождения которых был зарегистрирован в церковных книгах. В случае невозможности документального подтверждения факта рождения свидетельство выдавалось на основании свидетельских показаний. Единая форма свидетельства о рождении была введена только в 1935 г.[89]. Получение такого свидетельства становилось обязательным.




Формы книги записей гражданского состояния, установленные Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.