Дарья, как и её сверстники, будет жить в другую эпоху. Вполне возможно, что к тому времени уйдёт из обихода «блат», и человека начнут ценить по уровню его развитости, как личности. И тогда, можно с уверенностью сказать – Дарья не найдёт себе хорошей работы, поскольку, ценность человека будет измеряться знаниями и умением их применять, выполняя дела на пользу «другим», а этому её, во всяком случае, родители – не учат.
Дарья П. В этой семье двое детей. Дарья – младшая. Это – единственная школьница, которая, отвечая на вопрос о том, для чего надо учиться, для чего нужны знания, ответила: «Они в жизни пригодятся другим людям». Скорее всего, она имела в виду, что ей придётся что-то объяснять другим людям, делиться с ними своими знаниями. Она не предполагает, что знания ей нужны, чтобы достигать успеха в выполнении дел на пользу «другим». Но, она – не одинока в этом понимании (вернее, непонимании) сущности и смысла жизни. В подтверждение нашего предположения, что девочка хотела бы быть умнее других, чтобы выделиться, быть лидером, мы получили информацию от классного руководителя о том, что девочка – эгоистична. Она постоянно
говорит о том, что у неё «всё получится», но, желая оставаться единственной, у кого всё получается, она никогда никому не помогает. То есть, и не скрывает даже, что хочет быть «единственной», «неповторимой». Усиливается это желание ещё и потому, что на неё не обращают внимание мальчики – внешне она – «серая». Отсюда и стремление выделиться умом (или – хотя бы, установкой, которую она пытается создать на себя у всех), если не получается выделиться внешностью.
Такая оценка себя идет от родителей. Они видят в своём ребёнке только положительные черты, а об отрицательных даже и говорить не хотят. Они считают свою дочь ответственной, отзывчивой (и в этом – ошибаются), общительной (а ей не хватает общения с мальчиками), аккуратной, целеустремленной (вот только какие у неё цели – родители не задумываются). Что касается отрицательных качеств, то родители их не видят, им всё нравится в своей дочери, они так и написали: «Какая есть, такой пусть и остаётся». А к выпускному классу они хотели бы её видеть такой же, какая она сейчас: «Милой умницей». Конечно, не мешало бы родителям уточнить некоторые понятия, которые они употребляют, говоря о своей дочери. Они её видят «милой умницей», а в школе она и не ставит цель применить свои знания на то, чтобы наилучшим образом реализовать цели «других», тем самым, реализуя и свои цели (то есть, «проявить» ум).
Родители (мама, в основном) до сих пор помогают Дарье выполнять домашние задания – они достаточно часто объясняют ей то, что она не поняла на уроке или при подготовке домашнего задания, задают «наводящие» вопросы. То есть, обучаясь в пятом классе, их дочь не умеет работать самостоятельно. Скорее всего, у родителей есть большое желание видеть дочь в «отличницах», поэтому, они её «подтягивают». И хочется дать совет родителям: лучше бы они её включали в дела, где она могла бы применять свои знания и отдавать их «другим», не самоутверждаясь, а проявляя заботу о «других». К сожалению, пока что у неё превалирующим мотивом взаимодействия с одноклассниками, является «быть лучше других». Она хотела бы быть и лучше родителей. В анкете на вопрос о том, почему надо учиться, она ответила, что, приобретая на уроках знания, она пересказывает их родителям, поскольку, они «уже их забыли». Ей хочется быть во всё первой. Этот комплекс «отличницы» у неё сформировали родители, а она не в состоянии его реализовать, и расстраивается из-за этого. Это – очень опасно, поскольку, такая позиция (неудовлетворённые цели) непременно приведёт к развитию невроза, о чём мы уже говорили.
Мама, которая заполняла анкету, считает, что главным принципом воспитания должен быть: «Воспитывая детей, воспитайте себя». Даже трудно понять, что это за принцип. Наверно, надо было бы поговорить с мамой, тогда стало бы ясно, что она имеет в виду, определяя этот принцип, как основной. И, тогда, можно было бы попытаться обосновать маме, что она должна быть сама воспитанной прежде, чем родила ребёнка и занялась её воспитанием. Мама уже много лет подряд воспитывает свою дочь, значит, она уже сформировала у дочери те качества, которые считала важными. Ну, и, что же теперь – продолжая воспитывать дочь, будет «перевоспитывать» себя? Но, ведь у дочери уже сформированы качества, которые она уже теперь считает «неправильными». И, что же делать?
Эта мама – не единственная, которая взялась за дело, выполнять которое была не готова, и которая ни за что не признается, что что-то делает не так. Но, в принципе, она имеет право. Каждый человек имеет право жить по тем принципам, которые считает правильными. Но, так как каждый человек – неделимая целостность с «другими», и, именно от «других» зависит удовлетворение его потребностей, то, хочет он или не хочет, но он должен, обязан (для своей же пользы) научиться общаться с «другими» и научиться наилучшим образом удовлетворять потребности «других». Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, поскольку, именно от общества, во многом, зависит счастье человека.
Евгений Д. Этот подросток воспитывается в неполной семье. Несмотря на то, что он – «единственный мужчина» в семье, он ещё не осознаёт роли, которая ему отводится: «заботиться о маме». Он не осознает и значимости знаний, для приобретения которых ходит в школу. Мама хотела бы видеть его «повзрослевшим». На сегодняшний день он всё ещё продолжает пребывать в роли «ребёнка». Можно предположить, что это – результат семейного воспитания.
Как положительные качества, мама отмечает его доброту и искренность. Скорее всего, ему пока нечего скрывать от мамы – он пока не повзрослел. Но, это не умаляет проблем, которые испытывает мама во взаимодействии с сыном. Её волнует лень сына, его без инициативность. Лень, которую мама отмечает у сына, как отрицательное качество, у этого ребёнка носит особый характер. Он не ленится выполнять какие-то дела. Он не хочет включаться в деятельность, где, заведомо это знает – не достигнет успеха. Можно сказать, что он ленится учиться, чтобы избегать отрицательных эмоций, которые возникают всякий раз, когда подросток не достигает успеха. Он не любит учиться, но, в домашних делах, если мама обращается к сыну с просьбой помочь их выполнить, он проявляет трудолюбие. Бывает, дела выполняет «спустя рукава», лишь бы от него отстали. Там, где можно не выполнить задание, он увиливает. Женя не понимает, для чего вообще надо учиться. Но, тем не менее, пишет в анкете, что, учиться надо, чтобы «поступить учиться в университет, быть умным, получить хорошую работу». Кстати, такие ответы мы получили почти от всех пятиклассников. То ли – они списали ответы друг у друга, то ли – кто – то – «умный» выкрикнул этот ответ, как подсказку всем. Во всяком случае, Женя и не представляет, как это трудно – «стать умным». Но, выполняя задания «спустя рукава», тем самым он проявляет понимание того, что не сможет «вытянуть» себя в позицию «хорошиста». Повзрослев по годам, подросток не повзрослел по уму, то есть, по знаниям и делам. Мама хочет, чтобы Женя поступил учиться в лицей. Но, Женя не понимает, для чего это ему надо. Можно предположить, что пока он повзрослеет, будет упущено время формирования его самостоятельности, развития из него личности. Мама, прежде, чем родить ребёнка, должна была выработать для себя концепцию воспитания. Но, как и многие родители, не задумывалась о том, что ступает на путь занятия самой сложной деятельностью, которая существует у людей – берётся за воспитание ребёнка. Анализируя положение, в котором оказалась мама Жени, снова хочется напомнить, что в государстве должны существовать школы родителей, школы будущих родителей и супругов, школы для беременных и т.д. Людям нужно давать знания.
Можно предположить, что на ответы Жени относительно необходимости учиться и иметь знания повлияла мама. Скорее всего, она «пугает» его, что, если он не будет хорошо учиться, то, не сможет «устроиться в жизни». Мама, как и многие другие родители, пытается вызвать у сына потребность приобретать знания, которые ему могут пригодиться когда-то. И пока – не достигает успеха в реализации этого своего желания. Что посоветовать маме? Она допустила столько необратимых ошибок во взаимодействии с сыном, что ей остаётся только одно: ждать, когда её ребёнок повзрослеет. Надо нагружать его «взрослыми» делами. А она пока только поручает ему погулять с собакой и поливать цветы. При такой нагрузке у подростка никогда не появится осознания того, для чего ему нужны знания. А, не приобретая знаний, он взрослеть будет очень медленно.
Желая помочь ребёнку реализовать её цель – поступить учиться в лицей, мама очень много времени уделяет ребёнку, оказывая ему помощь в нахождении дополнительной литературы, объясняя отдельные темы предметов. А Жене нравятся только математика, история и русский язык с литературой. Знания по остальным предметам он не считает нужными ему. По сути дела, учится только тогда, когда его контролирует мама. Безусловно, мама очень расстраивается, не умея реализовать цели, которые поставила относительно сына. Но, никак не осознает: пока она жалеет своего «ребёнка», он будет оставаться «ребёнком», и повзрослеет только тогда, когда она начнёт относиться к нему, как к взрослому.
Мама хочет в будущем видеть своего ребёнка целеустремлённым, старательным, инициативным. Хочет, чтобы он мог безошибочно определиться с профессиональной деятельностью. На вопрос: «Что Вы делаете, чтобы Ваш ребёнок был таким, каким Вы хотите его видеть?», она ответила: «Общаемся, помогаем, советуем». Если проанализировать цели, которые ставит мама относительно сына, и средства, которые она использует для реализации этих целей, станет ясно: мама вообще не понимает, что такое человек, что такое развитие, воспитание, смысл жизни человека. У неё обо всех этих категориях очень примитивное представление. Тогда, надо ли надеяться на то, что она когда – нибудь сможет помочь сыну стать личностью? Безусловно, нет!
Воспитание ребёнка – самая сложная деятельность, и выполнять ее родителей надо обучать. Чтобы ребёнок был таким, каким мама его видит, она должна была руководствоваться теорией развития во взаимодействии с сыном с самого раннего возраста. А теперь время упущено.
Школьный психолог ставит цель относительно Жени: подкорректировать его самооценку. Но, самооценку можно подкорректировать, только создав человеку условия для достижения успеха в различных видах деятельности. И всё это связано с приобретением знаний. Пока Женя не поймёт и не почувствует, для чего ему нужны знания, изменить самооценку у него не удастся. Ему нужна «взрослая» деятельность, в процессе которой он будет и осознавать необходимость тех или иных знаний, и начнёт в этой же деятельности приобретать новые знания. Пока что мама помогает ему отыскивать знания, необходимые для выполнения домашних заданий. Пора перейти на этап самостоятельного поиска новых знаний – подростка необходимо учить работать со словарями, энциклопедиями. Но, как мы уже отмечали, родителями упущено время, когда они могли помочь сыну повзрослеть. Выход из сложившейся ситуации – включать его во «взрослую» деятельность, создавать условия для достижения успеха в ней. И терпеливо ждать.
Илья Б. По типу темперамента – флегматик. Он – старший ребёнок в семье, от первого брака. От второго брака растёт сестра, с ними живёт отчим. Дома помогает маме по хозяйству – убирает в квартире, выносит мусор, ходит за покупками в магазин. В учёбе ему помогает мама – она до сих пор учит с ним стихи, готовит пересказы, проверяет письменные уроки, объясняет, если ему что- то непонятно по тому или иному предмету. У подростка сформирована потребность в приобретении знаний, хотя, сам он не понимает, для чего ему нужны знания – ответил: «чтобы всё знать, уметь читать, считать».
Не формируя самостоятельность сына, мама тормозит его социальное созревание. Он не имеет своего твёрдого мнения, и не стремится его отстоять, поэтому, с ним одноклассники дружат. С одной стороны, его «податливость» «играет» для него положительную роль, с другой стороны – не формируется личность.
Для мамы очень важно, чтобы он получал отличные и хорошие отметки, она ему в этом помогает, и он не расстраивает маму – всегда приходит в школу с подготовленными уроками. В этом не малую роль играет сама мама, которая его постоянно контролирует. Что касается особенностей личности, то, даже классный руководитель затруднился их определить. Илья – подросток, который «виден» только в учёбе, усердие к которому он проявляет. Он – «тихоня», и ждать от него зрелых, осмысленных поступков не приходится.
Мама отмечает, как отрицательное качество – медлительность ребёнка. Но, это – не сформированное качество, а – врождённое, которое отражает особенности типа высшей нервной деятельности. Медлительность нельзя рассматривать, как отрицательное качество, поскольку, человек, который работает медленно, может быстрее другого, работающего интенсивно, достичь успеха. Всё зависит от того, с какой мотивацией выполняется деятельность, насколько она знакома человеку, который её выполняет. Медлительные люди, как правило, бывают «основательными», аккуратными, продумывают каждый шаг. Они бывают «надёжными», хорошими друзьями.
Поскольку, медлительность нельзя исправить, необходимо использовать её положительные стороны для формирования личности.
Мама хотела бы видеть своего сына целеустремлённым, уверенным в себе. Эти особенности надо у ребёнка формировать. Но, родители должны знать, какие именно цели должны быть у их сына ведущими, к реализации каких именно целей он должен стремиться. Если цели будут связаны с получением хороших отметок – это очень ненадёжно для жизни. Цели должны быть связаны со стремлением приносить как можно больше пользы, как можно большему количеству людей и, вообще, Жизни. Только при таких целях у ребёнка может формироваться уверенность в том, что он нужен «другим», а ему нужны знания, для того, чтобы проявлять заботу как можно о большем количестве «других».
Мама хотела бы также видеть своего ребёнка умным и сознательным. Ум – это умение применять знания (которые надо иметь) для достижения успеха в реализации целей «других», которые, в свою очередь, выступят средствами реализации целей самого человека. Ум может развиваться только в случае, если человек применяет знания для выполнения дел.
Сознательность, как взрослость, формируется во «взрослой» деятельности, то есть, в деятельности, предполагающей проявление заботы о «других». Чтобы у подростка формировались такие качества, которые хотела бы видеть у сына мама, она должна создавать условия для этого – организовывать различные виды проявления заботы о «других». Что реально делает мама? «Помогает», «направляет в лучшее русло». При такой педагогической безграмотности мамы ожидать, что её сын будет таким, о котором она мечтает, не приходится. Мама считает, что её личного примера достаточно, чтобы интенсивно развивался сын, глядя на неё, подражая ей. И это – проявление безграмотности мамы. Но, об этом не знает ни мама, ни сын.
Софья X. «Отличница», на которую равняются другие дети. Мама её воспитывает одна. Девочка самостоятельная, у неё развита потребность быть отличницей, и она знает пути реализации этой цели. Мама ей вообще не помогает в учёбе, а если у неё возникает необходимость получить дополнительные знания, она спрашивает у учителей. Девочка чётко ориентирована на получение высшего образования. Скорее всего, это – влияние мамы, которая, сама не имея высшего образования, хотела бы, чтобы его получила дочь. К тому же, она воспитывает дочь без мужа.
Мама отмечает отрицательные черты дочери – грубость, неласковость, неаккуратность, невнимательность, в том числе, и к людям, и к самой маме. Мама хотела бы, чтобы дочь была благодарна ей за то, «что имеет». Видимо, у мамы сложно складываются отношения с дочерью, и в домашних делах – она только прибирает в своей комнате и гуляет с собакой. Не менее сложно у неё складываются отношения и с одноклассниками. Как отмечает классный руководитель, девочка абсолютно не воспитана – «базарная баба», её не уважают другие ученики. Она разносит сплетни, поэтому, другие учащиеся её боятся и сторонятся.
Как могла сформироваться такая девочка – непонятно, хотя, скорее всего, она копирует свою маму. И мама ею недовольная, поскольку, дочь, видимо, её не уважает. Это – пример того, что, когда у человека не формируют положительного отношения к «другим», то, страдают и те люди, которые не сформировали этого отношения, и сам человек. Скорее всего, и сама Софья страдает от того, что её сторонятся одноклассники. А, ведь, у неё – вся жизнь впереди. Что можно посоветовать маме? Она уже сделала «своё дело», она плохо воспитала дочь, но, она сформировала её умной, самостоятельной. Мама, желая видеть дочку более внимательной, мягкой к окружающим, на вопрос: «Что Вы будете делать, чтобы дочь стала такой, какой Вы хотели бы её видеть?», ответила: «Буду вкладывать в неё лучшее, что есть у меня, помогать и объяснять, что хорошо, а что – плохо». Мама и не предполагает, что надо учить девочку делать добрые дела для «других», и учиться хорошо надо, и знания стремиться приобретать не для того, чтобы поступить в Университет или колледж (то есть, для «себя»), а для того, чтобы приносить больше пользы «другим». Безусловно, то, что девочка груба, не умеет общаться с «другими» – это результат воспитания мамы. Мама же и сформировала у неё в качестве смысла жизни стремление унижать «других», отыскивать в «других» изъяны, тем самым, возвышаясь над всеми.
Работать в этой ситуации надо и с мамой, а с самим подростком. Классному руководителю необходимо отыскивать дела для «других», в которые включать Софью. Надо поручать ей дела, где она могла бы приносить пользу одноклассникам. Чтобы, получая благодарность и похвалу от «других», она могла бы менять своё отношение к «другим». Безусловно, с подростками необходимо постоянно проводить беседы о смысле жизни, анализировать вместе с ними те ситуации, которые происходят в классе, во взаимодействии подростков друг с другом. Всё это постепенно приведёт к изменению сознания детей, будет способствовать их взрослению.
Александр Р. – сын образованных родителей: папа – директор одного из ведущих управлений города, мама – учительница. Ребёнок учится в той же школе, где преподает мама. Другим учителям видны мамины ошибки, но она не принимает от коллег никаких замечаний. Поэтому, за её спиной «шушукаются», осуждают её, а реально она продолжает разлагать своего ребёнка. Для мамы главное – чтобы у сына были хорошие отметки. При этом, по этому вопросу она постоянно обращается к учителям. И не просит, а требует, чтобы учителя выставляли её сыну отличные отметки, платит учителям деньги, чтобы они дополнительно занимались с её сыном. Ребёнок знает, как надо себя вести, что где можно сказать, где надо промолчать. Но, чувствуется во взаимодействии с учителями и одноклассниками его неискренность, «игра» на публику.
На вопрос, для чего ты ходишь в школу, он ответил: «хочу получать знания, чтобы быть умным». Быть умным он не сможет до тех пор, пока мама так рьяно печётся о его отметках. Это даже и удивительно, что человек с высшим педагогическим образованием, не понимает, что ребёнок – это процесс формирования личности, это процесс развития интеллекта и духовности, наряду с физическим развитием. Ведь, отметка, выставленная учителем по требованию мамы, не отражает реального уровня развития её сына, как личности. И, главное в жизни – не диплом, не аттестат, а реальный уровень развития человека, как личности, реальные дела, которые человек может выполнять, удовлетворяя потребности «других». Мама отмечает, что сын начинает «паниковать», если у него что-то не получается. Скорее всего, потому, что привык к быстрому успеху, и не понимает (как, впрочем, и его мама), что путь к успеху (реальным делам на пользу «другим») – долгий и трудный. Получается, что ребёнок не идёт по пути развития, и его интересует только формальная сторона дела – отметка, которую ему должны выставить «другие». Эта отметка и является для него – главным. Мама отмечает, что он – не уверен в себе, и хотела бы видеть его более уверенным. Но, уверенность к человеку приходит в делах, через опыт, который он приобретает, неоднократно выполняя дела на пользу «другим». Дела. Именно в делах приобретаются знания, которые необходимы для достижения успеха. А отметка, которую могут выставить «другие» под «напором» родителей, не отражает истинного положения. И до тех пор, пока мама не изменит концепцию воспитания, которой придерживается, ребёнок будет продолжать разлагаться, как личность.
Мама до сих пор «держит» на контроле процесс подготовки сына к урокам. Постоянно проверяет, как он выполнил отдельные задания по различным предметам. Мама считает, что для воспитания ребёнка в течение дня необходимо выделять специальное время – и это – человек с педагогическим образованием! Можно сказать, педагогически безграмотные родители, которые отвечали на вопросы анкеты, считают, что воспитание осуществляется в процессе общения с ребёнком, что это – реальное взаимодействие с ребёнком, а не специальная деятельность, на выполнение которой необходимо выделять специальное время. А педагог, человек, имеющий высшее специальное, педагогическое образование, считает по-другому.
Как помочь маме этого подростка? К сожалению, никак! Она имеет высшее педагогическое образование, её научили работать с детьми так, как она работает. Печально, что она разлагает не только своего ребёнка, но и калечит всех остальных детей, с которыми работает.
Мама с гордостью описала случай, который «всех приятно удивил» – после застолья по поводу юбилея бабушки, пока взрослые продолжали общаться, Саша вместе со своей двоюродной сестрой собрали мусор и перемыли всю грязную посуду. Чтобы дать оценку этого поступка, надо знать, кто посоветовал, приказал, попросил детей это сделать. Что детям обещали взрослые взамен этой «услуги». Скорее всего, Саша не был инициатором этих деяний – по той информации, которую мы получили из анкет подростка и мамы, и от классного руководителя, вряд ли Саша мог самостоятельно принять такое решение и исполнить его. Поэтому, мама и написала, что все были «приятно удивлены», то есть, они не ожидали от подростка проявления заботы о «других» и стремления доставить «другим» удовлетворение.
Анастасия А. По поводу этого подростка школьный психолог сделал заключение, что у неё – «высокий уровень тревожности в межличностных отношениях с одноклассниками», а также, что «необходима коррекция самооценки».
По ответам самой девочки чувствуется зацикленность на том, что она должна быть «культурным» и «образованным» человеком. И знания ей нужны для того, чтобы «не стыдно было появляться в культурных обществах». Родители не ответили на вопросы, предложенные им в анкете. Видимо, мама, написала: «Затрудняюсь ответить». Почему родители игнорировали анкету – приходится только гадать. Но, ответы ребёнка настораживают: ей, скорее всего, постоянно напоминают, что папа у неё – юрист – человек культурный и образованный, общается в «культурных обществах», и она должна его не «подводить», должна быть адекватна его социальному статусу.
В этой ситуации, безусловно, у ребёнка будет развиваться настороженность в процессе общения с другими и высокий уровень тревожности – «как бы что-то не так сделать: не то сказать, не так посмотреть, невпопад промолчать». И самооценка у ребёнка будет неадекватной – она находится в постоянном страхе вдруг оказаться неадекватной требованиям, предъявляемым к «культурным» и «образованным» людям.
Зацикленность родителей и самого ребёнка на статусе «образованного» и «культурного» человека приводит к развитию как у одних, так и у другого, невроза. Родители предполагают, что культурный и образованный человек не может допускать ошибок в процессе общения (скорее всего, и в жизни – тоже). Но, как ребёнку можно стать культурным, не включаясь во взаимодействие с «другими», где только и могут приобретаться знания и опыт формирования культурного человека.
Скорее всего, чтобы, вдруг, «что-то не то написать», родители и не стали вообще заполнять анкету. Проявили осторожность. Лучше вообще ничего не говорить, не делать, чем допустить ошибку.
Как помочь ребёнку? Как реализовать рекомендации школьного психолога? Только озвучив и добившись принятия родителями концепции развития, формирования личности.
Именно родители должны понять, что своими взглядами и методами воспитания они «загоняют» ребёнка в невроз. И могут добиться того, что ребёнок не то, что в культурном обществе окажется, а будет всю жизнь излечивать свою тревожность и нерешительность.
Марина В. Как и многие дети этого класса, она учится, чтобы в будущем «получить хорошую работу». Но, отмечает, что учиться ей бывает скучно, а ещё хотела бы, чтобы занятия в школе начинались часа на два позже. Как отмечает классный руководитель, девочка очень «не спортивная», слабая. Но, в классе её уважают и обращаются к ней за помощью. Хотя, скорее всего, она может помочь только своим соучастием. Конечно, это – заслуга родителей, которые смогли воспитать это качество у своего ребёнка. Пожалуй, она – одна из немногих в этом классе, кто пользуется уважением других учащихся. Как было отмечено не раз, основная характеристика детей этого класса – эгоизм, стремление выделиться, быть лучше, и, главное – умнее других.