Мне грустно констатировать это, и я охотно пользуюсь возможностью выразить свой официальный протест против этого грубого комплимента, который делают те, кто верят в Библию тем, кто в нее не верит. Я им такую услугу не окажу.
Я знаю, что именно они являются первопричиной таких выкриков, которые мы слышим, и которые с такой дерзостью распространяются по стране противореча не только Библии, но и голосам самых мудрых и лучших из людей всех времен и народов.
Им прекрасно известно (знают это христиане или нет), что перестать верить в колдовство – значит перестать верить в Библию. До последнего вздоха я буду приводить неверующим один великий довод в пользу существования невидимого мира: я считаю, что колдовство и призраки подтверждаются доказательствами всех веков». Таковы слова Джона Вэйсли.
Ведьмы и их атрибуты. Гравюра Ханса Бальдунга. 1510 г.
Я не сомневаюсь, что большая часть моих читателей и, вероятно, большая часть сегодняшнего человечества абсолютно не верит в существование колдовства, магии или гадания. Но какими бы недоверчивыми ни были самые мудрые критики, то, что было рассказано по этому вопросу, доказывает, что такие духи на самом деле существуют, и что тайные соглашения и договоры с ними в былое время были обычным делом.
Кажется, Блэкстоун достаточно убедительно доказал этот факт, когда говорил о законах прошлого, введенных в этой стране против чародеев и ведьм, а также тех, кто заключил тайное соглашение с духами. Те, кто не верят, будут не только отрицать и искажать многие важные отрывки Священного Писания, но и подвергать сомнению слова самого нашего Спасителя, и уличать во лжи авторов и ученых с самой чистой репутацией».
Так писал доктор Эбенезер Сибли в своем доме № 1 по Верхней Титчфилд стрит, квартал Кавендиш. Его великая работа – это толстая книга, состоящая из одиннадцати сотен страниц. Название труда соответствует его размеру: «Новое и полное объяснение оккультных наук или искусство предсказания будущих событий и случаев по взаиморасположению небесных тел». Произведение основывается на натурофилософии[36], Священном Писании, логике и математике. В нем ясно демонстрируются и доказываются труднопонимаемые теории звезд, магии, предсказания, заклинаний и общения с духами, растений, вопросы расчета времени рождения и астрологического предвидения будущего. Было написано также, что чтобы заниматься вышеперечисленным не требуется больших способностей.
Эта книга, которая нашим современникам кажется необычной, была впервые опубликована в 1790 году, я использовал десятое издание 1807 года. Книга состоит из четырех частей. Вот эти части. Части I, II и III посвящены долгому описанию астрологии.
Часть IV, которая часто отсутствует или содержит всего несколько страниц с вырванными иллюстрациями, известна под отдельным названием: «Черная магия. Эбенезер Сибли. Астро. Фило».
Она содержит: «Различия между астрологией и дьявольской практикой заклинаний. Методы, используемые для вызова и общения с духами. Примеры их договоров с грешниками. Отчет о призраках и духах, включая общее объяснение тайн колдовства, гадания, чародейства и некромантии». Все это написано на основе серьезных и усердных исследований, с использованием реальных примеров и практики.
Интересна ссылка Сибли на Блэкстоуна как на авторитетный источник. Сэр Вилльям Блэкстоун (1723–1780), профессор из Оксфорда, был самым видным юристом в Англии своего времени. Будучи генеральным советником королевы он отклонил свое назначение на должность главного судьи по гражданским искам в Ирландии, и на должность министра юстиции в Англии.
Его «Комментарии по праву Англии», первый том которых появился в 1765 году и за которым вскоре последовали 3 других, пользовались неоспоримым авторитетом.
Мы вынуждены считаться с авторитетным мнением такого выдающегося человека. Очень глупо, но акт короля Джеймса I против колдовства был отменен на девятый год правления Георга II в 1736 году и колдовство перестало быть установленным законом правонарушением или (по английскому праву) оскорблением церкви.
Эбенезер Сибли – один из первых теоретиков колдовства
Когда Блэкстоун писал тридцатью годами позже, он был вынужден осторожно выбирать слова. Он не должен был нарушить его величество Закон, ставя под сомнение недавнюю отмену труда государственных деятелей и юристов, которые еще жили и пользовались почетом и уважением. Но почитав Блэкстоуна между строк можно было легко понять его убеждения.
Эддисон замечал в издаваемом им с Ричардом Стили журнале «Спектейтор» в июле 1711: «Я верю в общем, что есть такие вещи как колдовство. Но в то же время я не могу доверять ни одному отдельно взятому примеру».
Это тонкое и изящное мнение часто цитировалось с большим восторгом как убеждение «здравомыслящего человека», но, вероятно, Эддисон мог взять в качестве своего девиза и такое рифмованное двустишье Герцога Букингемского:
Ты атакован критикой, а я,Как шулер, делаю двойную ставку.Двойная ставка в пари, то есть на обе стороны, подразумевает выигрыш в любом случае. На самом деле Эддисон говорит: «Я не собираюсь полностью отрицать, что такая вещь как колдовство могла бы быть и может быть. Но, заметьте, я не верю, что такие вещи когда-либо существовали».
Такая работа на два фронта – очень грязный трюк, но, кажется, его использовало достаточно большое число писателей. Снова и снова мы встречаемся с этой хитростью, иногда сделанной тонко, иногда бестолково.
Это старый трюк, но он хорошо срабатывает. Особенно это имеет отношение, например, к отцу Герберту Тёрстону, из Общества Иисуса[37], о котором монсиньор[38] Барнес так правильно писал: «Никто не будет отрицать его образованность или сомневаться в его честности… Но к сожалению… он обычно подходит к вопросам такого рода (сверхнормальным явлениям), … с очень большим скептицизмом».
Этот скептицизм, позволю себе сказать, в нескольких случаях извращал его суждение и вел к заключению, не подтверждаемому доказательствами, которые были перед ним.
Жалко, что так много этих рационализирующих исполнителей выглядят совершенно невежественными, когда спотыкаются, в то время как восхищенная ими публика не подозревает, что маэстро потерял равновесие и шлепнулся.
Сэр Вильям Блэкстоун, я в этом уверен, благоразумно и намеренно делает специальную ссылку на Эддисона, самого талантливого эссеиста, и при этом самого недалекого философа.
Но дело на этом не заканчивается. В своих «Комментариях» (изд. 1765 года, том 4, стр. 60) Блэкстоун утверждает, мы можем тщательно рассмотреть его слова: «Отрицание возможности, нет, действительного существования колдовства и чародейства, откровенно противоречит Словам Божиим в разных местах и Ветхого, и Нового Заветов, а также доказательствам, имеющимся у всех народов мира, выраженным либо в конкретных примерах, либо в юридических запретах, которые, по крайней мере, предполагают возможность общения со злыми духами».
Ученый Пьер Мамор, который был каноником кафедрального собора Св. Петра и ректором Университета Пуатье[39] до конца XV столетия, проницательно замечает, что это как минимум знаменательно, что так много тех, кто с насмешкой отрицают существование дьявола и сами же доказали, что находятся под влиянием дьявола и являются его ярыми поборниками. В самом деле верно сказано, что убеждение человека в том, что дьявола не существует – это самая великая его (дьявола) победа.
Один выдающийся, но очень неосновательный проповедник прославился тем, что постоянно говорил с кафедры: ведьм нет, нет агентов тьмы и что колдовство – это просто басни. Никто не удивился, я думаю, когда выяснилось, что этот парень был на самом деле одним из главных членов и магистров братства колдунов. Он даже признался, что дал обещание нечистому духу всегда проповедовать в таком атеистическом ключе. Так он и делал.
Абрам Палиньи приобрел очень дурную репутацию защитника колдунов, его современники более чем подозревали, что он являлся членом этом ужасного сообщества.
Король Англии Джеймс I был несомненно прав, когда в «Предисловии к читателю» перед его «Демонологией» (1597 г.) назвал скептика Реджинальда Скотта простым бессодержательным саддукеем, «ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа». (Деяния апостолов 23:8).
Не был автор-король далек от истины и когда без колебаний сказал, что Иоганн Вейер, который публично извинялся перед колдунами, «откровенно признает, что он и сам является представителем этой профессии».
Где Ебенезер Сибли немного заблудился, так это в утверждении, что он преуменьшает число тех, кто благодаря опыту, эксперименту или здравому смыслу искренне убеждены и утверждают не то что вероятность, а реальность и ужасную силу колдовства.
«Отец английского права», сэр Эдвард Коук (обычно называемый лордом Коуком), определяет колдуна как «человека, который встречается с дьяволом, чтобы посоветоваться или что-то сделать».
«Колдун – это тот, кто посредством общения и тесного сотрудничества с дьяволом предумышленно и с очень твердым намерением стремится достичь его цели».
Я привел это определение здесь, в начале, потому что это не только важный материал, необходимый для полного понимания моей книги, но еще и потому, что оно объясняет и делает совершенно резонными различные законы христианских стран, направленные против колдунов, а также потому, что до этого не было приведено ни одного точного определения колдунов теми, кто писал о колдовстве, в то время как такое точное определение является необходимой основой любой дискуссии. Нам должны быть полностью понятны термины, которые мы используем. Вернемся к определению. В нем я хочу особенно подчеркнуть слова: «предумышленно и с очень твердым намерением.
«Причина в том, что колдун по своей воле и хотению намеренно ищет связи с дьяволом, поддерживает и использует злого духа».
Так Бодин начинает свой знаменитый труд «Демономания», впервые опубликованный в Париже в 1580 году. Жан Бодин, который родился в Анжерсе[40], умер от чумы в Лаоне[41] в 1596.
В Тулузе он занимал должность судьи по гражданским делам, и там он стал таким популярным, что вскоре был приглашен в столицу. Он вовсе не был фанатиком или слепым приверженцем, его суждения были общеизвестно терпимыми и непринужденными, из-за чего волнения в Варфоломеевскую ночь 1572 года ему не были страшны.
Тем не менее, в целях безопасности, он уехал в провинцию, где и остался. Габриэль Нод, главный библиотекарь внушительной библиотеки кардинала Мазарини, не боялся говорить о Бодине как о «первом человеке Франции (Ce premier homme de la France)».
Галларн ставил Бодина как политического философа в один ряд с Аристотелем и Маккиавели. Как историк, считал Бакл, он превосходил Комминеса[42], и был равен, если не превосходил, Маккиавелли.
Говорить о Бодине, Данаэусе и Инститорисе, как о книжных червях (ученых-теоретиках), коими предыдущий автор, которому некоторые аплодировали как знатоку, откровенно и легкомысленно их назвал, – это полнейший абсурд.
Этот автор искусно оставляет себе место для отступления и при малейшей критике будет заявлять, что эти три человека, которых он назвал, являются выдающимися учеными, сведующими в оккультной науке. Но смысл его текста абсолютно другой. Он подробно останавливается на том, что он называет «развитой системой» колдовства, «суперструктурой», созданной «изобретательностью юрисконсультов, философов, теологов и инквизиторов».
Нет никакой подобной искусственной «суперструктуры». Колдовство, конечно же, может иметь много аспектов и может быть обсуждаемо с разных ракурсов, но основная составляющая, будь это английское или континентальное колдовство, одна и та же.
Эта составляющая – союз и связь со злыми духами, из которой следуют преследование греховных целей, греховные страсти: месть, желание роскоши и власти, жадность. Эти цели достигаются при посредничестве и участии злых духов. Достижение их неизбежно включает в себя причинение вреда людям, нанесение телесных повреждений, разрушение вещей, например: уничтожение кораблей, домов, урожая, нанесение увечий скоту и другим животным, поджоги; разжигание вражды и раздоров; покрытие плесенью еды, окисление напитков; домашние ссоры и перебранки; заражение людей необычными болезнями; инфицирование, отравления, распространение болезней и эпидемий, и даже смерть.
Как станет ясно после детального рассмотрения позже, темные и ужасные союзы скрепляются печатью и подкрепляются каким-либо нечестивым соглашением или мрачной сделкой, которая (как в общем праве) предполагает предварительное размышление над предстоящей сделкой с каждой стороны, и обязательно включает такие смертные грехи как отступничество от веры и откровенное богохульство, вопиющее святотатство и безжалостную жестокость, блуд и безнравственность, об этом такой рассудительный и беспристрастный автор как Пол Лейман в своем труде «Собрание законов о колдунах и отравителях» откровенно заявляет: «Колдовство приносит огромный и обширный вред, оно включает в себя почти все виды уголовных преступлений и правонарушений».
Предполагать, что Жан Бодин, Ламберт Даньо и Генрих Крамер (Инститорис) были простыми теоретиками, не знакомыми с практикой, значит очень глубоко заблуждаться, и так заблуждаться могут только те, кто не удосужились ознакомиться с жизнью и карьерой этих выдающихся людей.
О Бодине сказано уже достаточно. Ламберт Даньо, который умер в 1595 году, был французским гугенотским пастором[43], который выполнял свои обязанности в различных местах, в Гиене, что в тридцати трех милях к юго-востоку от Орлеана, в Ортезе, в Наварре, в двадцати пяти милях от По, в Кастресе на Аготе в департаменте Тарн (на юге Франции).
Среди трудов Даньо есть работа об отравах, которые обычно используются ведьмами, а также лекция о колдунах 1574 года, которая не раз издавалась и на следующий год была переведена на английский под названием «Диалог о колдунах». Нет сомнений в том, что Даньо участвовал во многих судебных процессах над колдунами и ведьмами и очень серьезно изучал их.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Иезуиты (прим. перев.)
2
Доминиканцы.
3
Этимология – наука об историческом происхождении слов.
4
Колдун – по-английски sorcerer.
5
Елизавета Тюдор, 1533–1603, королева Англии 1558–1603, преемница Мари I, дочь Генри VIII и Анны Болейн.
6
Графство на северо-востоке Англии, 3670 кв. км.
7
Слово witch в современном английском означает ведьму (женщину), а в старом английском применялось и к женщинам, и к мужчинам
8
Озеро в центральной Италии, в Умбрии, рядом с Перуджей
9
Карфагенский генерал, сын Гамилькара Барка, он пересек Альпы и вторгся в Римскую империю.
10
Город на северо-востоке Италии
11
Область на юго-востоке Франции.
12
Средневековое графство, сейчас его части входят в состав территорий Бельгии, Франции и Нидерландов.
13
Этруски – древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Аппенинского п-ва, древняя Этрурия, совр. Тоскана.
14
Царь Рима (616–578 до н. э.).
15
Что-то вроде Зевса у этрусков.
16
Местность на северо-востоке Италии.
17
Официальное название инквизиции.
18
К слову сказать, участи ни одного из этих всесильных цезарей нельзя позавидовать, все они кончили плохо, если не сказать очень плохо (прим. ред.).
19
Из современной газетной статьи: Дэйли Тереграф, пятница, 13 апреля 1934 года
20
В современном английском слово wizard имеет два значения: 1) колдун; 2)специалист своего дела.
21
Английский проповедник (1615–1691).
22
На юге Италии
23
Изначально сарацин – представитель сирийских кочевых племен, позднее – араб.
24
Гора на севере Израиля, 558 м, расположена к востоку от Назарета.
25
340-420 гг., составил общепринятый сегодня вариант Библии.
26
Имеется ввиду вторая мироваяч война).
27
Гугеноты – сторонники кальвинизма во Франции в XVI–XVII.
28
Страна этрусков
29
Город в восточной Германии.
30
Епископ Цезарии в Малой Азии. – 329–379, брат св. Григория из Ниссы.
31
Епископ и теолог из Малой Азии, брат св. Василия (330–395,)
32
Мудрец (иврит).
33
Также известна под названием «Мудрость Иисуса».
34
Декан: ранг следующего по старшинству после епископа духовного лица в католической и англиканской церкви.
35
Движение, существовавшее в Римской католической церкви в 19-м и начале 20-го столетия, интерпретирующее учения церкви в соответствии с новыми научными открытиями, было осуждено папой Пием X в 1907 году (получило широкое распространение в протестантизме в XX веке).
36
Натурфилософия – общее название существовавших в древности вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.
37
Орден иезуитов, основан в 1534 году Игнациусом Лойолой.
38
Высокое звание в Римской католической церкви.
39
Город на западе Франции.
40
На западе Франции.
41
Север Франции, к востоку от Парижа.
42
Французский историк и дипломат (1445–1511).
43
Гугеноты: французские протестанты.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги