Книга Цыганское таро. Для посвещенных - читать онлайн бесплатно, автор Жерар Энкос (Папюс). Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цыганское таро. Для посвещенных
Цыганское таро. Для посвещенных
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цыганское таро. Для посвещенных

Однако главным образом для нас представляет интерес имя Бога. Первая буква, Jod, выражает, по словам Папюса, принцип или корень всех вещей и, следовательно, вечную (божественную) силу. Она (эта буква), как мы можем знать из более авторитетных источников, является так же символом Божественного Царственного величия, она есть сокрытие мудрости и воплощение ее тайн. В Таро она представлена как соответствующая масти Жезлов или Скипетров и Королям в придворных картах.

Вторая буква – Не – означает вещество (материю) в противоположность к сущности. Каббалистами сказано, что созидание имеет место посредством нее: она является принципом порождения, и потому называется Мать. В Таро она (вторая буква) соответствует масти Кубки (Чаши), а в придворных картах – Королевам.

Третья буква – Vau – означает родство, которое существует между первой и второй буквами, и этим делает совершенной основополагающую идею троицы. В чистой кабалистике эта третья буква означает узы любви, тайну союза и связи и Абсолютное постоянство божественных добродетелей. Третья буква также означает Древо Жизни. Она соответствует масти Мечей в Таро и Рыцарям в придворных картах.

Четвертая буква – Не – выражает переход из метафизического в физический мир и от ноуменального к феноменальному (от мира идей в мир вещей). Христианская кабалистика говорит, что это Божество, соединенное ипостасно с земным телом, или, точнее, это слово, ставшее плотью; и хотя почти все, что было предложено в этом значении, может иметь право на жизнь, мессианская концепция евреев требует переоценки в свете христианской концепции Троицы.

Вторая (буква) Не соответствует в Таро масти Пентаклей и Оруженосцам, Пажам или Валетам в современных придворных картах. сходные аналогии установлены относительно десяти пронумерованных карт, и М. Чарльз Барлет, за чей авторитет Папюс, кажется, принимал ответственность, умудрился связать их некоторым образом с буквами Божественного имени через придворные карты соответствующих мастей, с помощью атрибуции, которая определена в эссе Начальное Таро.

Пока у Папюса имеется очевидное подобие между четырьмя мастями Таро и четырьмя буквами, его работа носит дух простоты, хотя ее пространные сложности могут убедить немногих из его читателей, которые, во всяком случае не предубеждены заранее. Но как только он осознает, что все же важнее установить подобные аналогии относительно старших Арканов, он (Папюс) входит по необходимости в область большой неопределенности. Тем не менее, в результате своих усилий он изобрел семеричное применение и обнаружил, что в каждой седмице можно установить дуальные соответствия с Именем Бога, представляя число 4, которое завершает первую четверку, в качестве первого числа, входящего во вторую четверку, соответственно: 1, 2, 3, 4 = Jod, He, Vau, He; 4, 5, 6, 7 = Jod, He, Vau, He.

Чтобы завершить свое уподобление, он применяет другой способ, объясняющий, что в каждой седмице Главных козырей карты 1 и 4 соответствуют Jod, 2 и 5 – He, 3 и 6 – Vau, и карта 7 – второму Не. Схема эта довольно произвольная, да и противоречивая.

Во второй седмице он во второй раз делает перестановку, и отсюда соответствиями четырем буквам являются: 7 и 10 = Jod, 8 и 11 = He, 9 и 12 = Vau, 13 = последняя Не.

В третьей седмице карты 13 и 16 = Jod, 14 и 17 = He, 15 и 18 = Vau, и затем он остался с главными козырями 19, 20 и 21, и с Нулем или Шутом. Отчаянным усилием он делает с ними, что может, но результат неубедительный.

Теперь я ненамеренно укажу на его главную трудность: он не знает, что делать с картой, которая пронумерована как 0 в группе главных козырей, и поэтому (его) семеричное распределение его подводит, наряду с тем, что и (его же) размещение еврейских букв за пределами букв Божественного имени также вызывает вопросы.

Попытка связать символы Таро с системой кабалистической теософии будет казаться сама по себе произвольной, но может при определенных обстоятельствах дать очень любопытные результаты. Как я уже говорил, она не была создана Папюсом, который следовал атрибуции, данной Элифасом Леви; некоторые следы другой системы появились в последнее время, но они также являются несовершенным толкованием. истинное объяснение долгое время скрывалось, и так бдительно, что многие из тех, кто были уверены, что обладают им, прошли лишь сквозь один из покровов из тысяч, которые его скрывают.

Если когда-нибудь будет разработана целостная теория Таро (что вряд ли случится в наше время), она сможет даже доказать, что его привязка к еврейскому алфавиту имеет место в гораздо меньшей мере. Для них, однако, это важно.

В остальном, пришло время сказать, что связь Таро с Каббалой может иметь место в некоторых отношениях, как и связь этих карт с Египтом. И точно также как связь последняя (т. е. с Египтом) произвольна и не очевидна в истории, так и первая тоже надуманна и не имеет полного подтверждения на уровне символики. Работа Папюса обращена только к тем, кто занят серьезным изучением, и кто возьмет разрозненные элементы его труда, чтобы попытаться собрать их самостоятельно. Напомним им, что и в каббале существуют четыре мира, также как в Таро – четыре масти. Еще одно указание: Таро при надлежащем понимании содержит католическую символику, и, когда Папюс говорит, что оно выражает комбинации JEVE, это означает, что оно олицетворяет элементы и тайны Божественной имманентности. Это истинные буквы Слова Истины, и как то, что снаружи, соответствует тому, что внутри, а то, что внизу – тому, что наверху – так и знаки, которые представляют человеческое слово, являются в некоторых отношениях их подобием.

В своей поздней работе Le Tarot Divinatoire, опубликованной в Париже в течение последнего года, Папюс останавливается на том, что необходимо рассматривать старшие и Младшие Арканы в их связи друг с другом, что отличается от отдельных французских методик, которые делают акцент только на старшие Арканы. Он утверждает, что Младшие так же важны для изучения предмета, как и Небесные Дома в астрологии. Что же касается гадания на картах, по меньшей мере, несомненно, что Папюс прав, и это является его главной заслугой в работе. Что касается высших построений, он обещает новое издание своей предыдущей книги, о которой, я думаю, не нужно особенно беспокоиться после того, как он дал достаточное подтверждение, что придерживается той же самой системы. Что касается методов гадания, он заимствует свои материалы у Моро (Moreau), у гадателя на картах Эттейлы, и у Д’Одюсэ (D'Odoucet) – но больше всего у Эттейлы.

Поэтому для тех, кто имел дело с этими материалами, результат окажется исчерпывающим, и он включает модификации основных значений через разные комбинации карт в их раскладе одной с другой при сдаче (карт). Тем не менее, карты Таро только что были изданы в Англии публикаторами данной работы вместе с современной трактовкой загадочных черт и с подкорректированным способом гадания, который, насколько я знаю, не публиковался ранее. Это составит важное приложение к Цыганскому Таро и освободит от всякой нужды ссылаться на Le Tarot Divinatoire.

Настоящее издание предоставило удобную возможность скорректировать перевод, в котором были некоторые неточности, возникшие из-за незнакомства с терминами оккультной литературы.

A. Э. Уайт

Предисловие к французскому изданию

Колода карт Таро, передаваемая цыганами из поколения в поколение, является первичной книгой древнего посвящения. Это было ясно показано Постелем, Куртом де Жебеленом, Эттейлой, Элифасом Леви и Дж. А. Вальянтом.

Насколько я знаю, ключ к структуре и применению Таро еще не был открыт. Отсюда моя цель – заполнить этот существенный пробел, снабдив Посвященных, или, другими словами, тех, кто знаком с элементами оккультного знания, точным руководством, которое поможет им в их занятиях.

Непосвященный читатель найдет здесь объяснение возвышенной философии учения Древнего Египта, тогда как дамы смогут попрактиковаться в использовании предсказательного таро способами, которые представлены в главе ХХ.

Книга организована так, что каждая часть образует завершенное целое, которое может, если это необходимо, изучаться отдельно.

Я приложил все усилия, чтобы материал был как можно более понятным; надеюсь, публика, которая тепло приняла другие мои книги, простит несовершенства, присущие работе такого рода.

Папюс

Глава I

Введение к изучению Таро

Приближающийся конец материализма – Синтез – Оккультное знание – Тайные общества – Культ – Люди как проводники Тайного Знания – Цыгане – Сакральное слово масонства – Наша работа.

Итак, вы должны открыть эту книгу и тщательно взвесить изложенное в ней. И вы узнаете, что употребленное снадобье – совсем другого достоинства, чем обещано на коробочке (не разгрызя ореха, ядра не разгадаешь); т. е. темы, затронутые в ней, гораздо более серьезны, чем можно судить по названию.

Рабле

Мы находимся в преддверии полной трансформации научной методологии. Материализм дал нам все, что можно от него ожидать, но, несмотря на разочарованность, исследователи, ждут от будущего великих свершений и не склонны тратить больше времени на изучение истории. В разных отраслях науки достигнуты всевозможные успехи, но это только увеличило пропасть между ними.

Синтез становится необходимостью; но как он возможен?

Если мы на миг откажемся от нашей веры в бесконечный прогресс и необходимое превосходство последующих поколений над предшествующими, то увидим, что великие цивилизации древности имели свою Науку, Университеты, Школы.

Даже сейчас в Индии и Египте археологи обнаруживают массу ценных находок, свидетельствующих о существовании древней науки.

Мы считаем, что главным свойством их учения был синтез, который в нескольких очень простых правилах концентрировал все полученное знание.

Но синтез был почти совершенно забыт по нескольким причинам, которые нужно перечислить.

В древности знание передавалось только людям, которые его заслужили, пройдя ряд испытаний. Эта передача производилась в храмах в ходе мистерий, и адепт получал звание Посвященного жреца[7]. Таким образом, знание было тайным или оккультным, от чего и происходит название Оккультное знание, данное нашими современниками древнему синтезу.

Другой причиной ограниченного распространения высших отраслей знания были большая продолжительность и трудности путешествий, требуемых для достижения наиболее важных центров инициации.

Однако, как только Посвященные почувствовали, что пришло время, когда их учение может быть потеряно для человечества, они приложили энергичные усилия для сохранения закона синтеза от забвения. Для этой цели были использованы три удивительных средства —

1. Тайные общества как прямое продолжение Мистерий;

2. Культ как символический перевод высших теорий для понимания простыми людьми;

3. Наконец, народ сам стал бессознательным хранителем учения.

Давайте теперь посмотрим, какую пользу извлекла из вверенного им сокровища каждая из этих групп.

Тайные Общества

Основным источником, из которого произошли тайные общества Запада, является Александрийская школа.

Старшинство Посвященных нашли убежище на Востоке, и в настоящее время (1884 г.) обнаруживается существование «Запада» в Индии и особенно на Тибете в оккультных братствах, которые на практике владеют древним синтезом во всей его чистоте и целостности. С целью объединения Западного Посвящения с Восточным было организовано Теософское общество.

Но нам интереснее история развития тайных обществ на Западе, чем существование этого учения на Востоке.

Гностические секты, арабы, алхимики, тамплиеры (храмовники), розенкрейцеры, а позднее – масоны образуют западную цепочку в передаче оккультного знания.

Достаточно беглого взгляда на учения этих сообществ для получения доказательства, что современная форма масонства почти полностью утратила значения тех традиционных символов, которые, как верилось, должны были быть переданы через века.

Тщательно разработанные обрядовые церемонии кажутся нелепыми и смешными для вульгарного здравого смысла адвокатов и бакалейщиков – этих реальных современных представителей глубоких учений древности.

Тем не менее, мы должны сделать некоторые исключения в пользу мыслителей, поскольку встречаются и исключительные мыслители, такие как Рагон и некоторые другие.

Короче говоря, масонство утратило учение, доверенное им, и не может предоставить нам закон синтеза, который мы ищем.

Культ

Тайные общества были задуманы для передачи в их символике научной стороны древней инициации, а религиозные секты – для развития философского и метафизического аспектов учения.

Каждый жрец древнего вероучения был одним из Посвященных; т. е. он прекрасно знал, что существует только одна религия, и культы только служат для объяснения этой религии разным народам, соответственно особенностям их национального характера. Это привело к важному результату, а именно: независимо от того, каким богам служил жрец, он с почетом принимался в храмах, посвященных другим божествам, и мог приносить им жертвы. Но это не предполагало некоей идеи политеизма. Иудейский великий жрец в Иерусалиме принял одного из посвященных – Александра Македонского в Храме и провел его в Святая Святых для приношения жертвы.

Наши религиозные дискуссии о превосходстве одного вероучения над другим были бы очень забавны для посвященных – жрецов древности; они не могли и предположить, что разумные люди могут отрицать единство всех культов в одной фундаментальной религии. Сектантство, особенно поддерживаемое двумя вероучениями, одинаково слепыми в своих ошибках – Христианством и Мусульманством – было причиной полной утраты тайного учения, которое давало ключ к Синтетическому Единству.

Все же больших трудов потребует попытка заново открыть Синтез в наших западных религиях, чем найти его в масонстве.

Только иудеи владеют хотя уже не духом, но буквой своей устной или Кабалистической традиции. Библия, написанная на еврейском, удивительна с той точки зрения, что содержит все оккультные традиции, хотя ее истинный смысл еще никогда не был открыт. Фабр д'Оливе[8]{1} комментировал этот пророческий труд, но невежественные отпрыски Римской Инквизиции поместили эти исследования в список запрещенных. Будущее их рассудит.

И сейчас разные культы имеют каждый свою традицию, свою книгу, свою Библию, которые учат тех, кто знает, как их читать, единству всех вероисповеданий, несмотря на различие, существующее в обрядах разных стран.

Зефер Берешит (Книга Чисел) Моисея является Библией иудеев; Апокалипсис и Псалтырь образуют христианскую Библию; Легенда о Хираме – Библия масонов; Одиссея – Библия так называемого политеизма Греции; Энеида – то же для Рима; и, наконец, индусские Веды и мусульманский Коран хорошо известны всем, изучающим древнюю теологию.

Для того, кто владеет ключом, все эти Библии учат об одном и том же; но ключ, который может открыть Эзотеризм, утрачен сектантами наших западных вер. Следовательно, бесполезно продолжать искать его в них.

Особый народ

Мудрецы не питали иллюзий о возможном будущем традиции, которую они доверили силам и разуму будущих поколений.

Моисей выбрал народ, который бы передал через последующие эпохи книгу, которая содержит все знание Египта; но до Моисея индусские Посвященные избрали народ, чтобы вручить будущим поколениям первозданное учение древних цивилизаций Атлантиды.

Эти люди ни разу до сих пор не обманывали ожиданий тех, кто верил им. Ничего не понимая в истинах, которыми владеют, они предусмотрительно воздерживались от любых их изменений и рассматривали малейшие нападки на них как святотатство.

Так иудеи донесли нетронутыми до нас буквы послания (?), которые образуют Зефер (Числа) Моисея. Но Моисей не решил проблемы столь авторитарно, как тибетцы.

Дать народу книгу, которая может обожествляться и всегда сохраняется в неприкосновенности, было великим делом; но дать ему книгу, пригодную к применению в жизни – еще лучше.

Народом, которому доверили передачу оккультных учений с древних времен, были цыгане.

Цыгане

У цыган есть своя Библия, которая утверждает их способ добывания средств к существованию, разрешая им предсказывать судьбы; в то же время она является постоянным источником развлечения, т. к. им разрешено играть в азартные игры.

Да, игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций.

Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох.

Мы должны восхищаться мудростью Посвященных, которые использовали порок так, что сделали его приносящим более плодотворные результаты, чем добродетель.

Цыганская колода карт – удивительная книга, согласно Курту де Жебелену[9] и Вальянту[10]. Эта колода под названиями Таро[11], Тора[12], Рота[13] образует основу синтетических учений всех без исключения древних народов[14].

В Таро – там, где обычный человек видит только способ к развлечению, – мыслитель найдет ключ к неясной традиции. На Таро основывается Ars Magna Раймунда Луллия; Джероламо Кардано писал трактат о неуловимом, опираясь на ключи Таро[15].

Вильям Постель основывает на них разгадку древних мистерий; в то время как Луи-Клод де Сен-Мартен, «неизвестный философ», обнаруживает в них мистические связи, которые объединяют Бога, Вселенную и человека.



Через Таро теперь мы можем разгадать и развить закон синтеза, скрытый во всем этом символизме. Приблизился час, когда потерянная весть будет возрождена. Помните ли вы, что Великие магистры[16], розенкрейцеры и рыцари Кадош[17] образуют священный треугольник посвящения в масоны?!

Помни, Великий Мастер, что великий человек был убит в результате самого коварного заговора.

Помни, Хирам[18], чье воскрешение было обещано веткой акации, твое мастерство, искомое в вере!

Помни, Розенкрейцер[19], мистический мир, который ты искал так долго, но смысл которого по-прежнему ускользает от тебе.

Помни, Кадош, величественный символ, который распространился (растекся лучами) из центра сияющего треугольника, когда подлинное значение буквы G открылось тебе!

ХИРАМ – ИНРИ – ЙОД – ХЕ – ВАУ – ХЕ означают одну и ту же тайну, по-разному ее выражая.

Тот, кто понимает (хотя бы) одно из этих слов, владеет ключом, который откроет могилу Хирама, символ синтетической науки Древних; тот может без страха дотронуться до сердца боготворимого Мастера, символа эзотерического учения.

Вся Тора основывается на слове Рота, написанном по кругу.

ИНРИ – это слово, означающее, что у вас, Масоны и Католики, единый источник! Igne Natura Renovatus Integra и Иисус из Назарета Царь Иудейский являются противоположными полюсами, научными и религиозными, физическими и метафизическими, одного и того же учения.



ЙОД-ХЕ-ВАУ-ХЕ – это слово, которое указывает вам обоим, Масоны и Каббалисты, единство вашего источника. Таро, Тора, Рота – это слова, которые указывают всем вам, Восточные и Западные, единство ваших потребностей и ваших стремлений в вечный рай Адама и Евы, путь к источнику всего нашего знания и всех наших вероучений.

Слава цыганскому бродяге, перед которым мы в долгу за то, что он сохранил этот удивительный инструмент, синтетический конспект всего учения древности.

Наша работа

Мы начнем с предварительного изучения азов Кабалы и чисел.

Вооружась этими данными, мы во всех подробностях объясним строение Таро, изучая отдельно каждую частичку, из которых складывается общий механизм, а потом – их взаимодействие. В этом мы постараемся быть наиболее точными. Затем мы затронем несколько способов использования механизма, оставляя искренне заинтересованным исследователям открытие других способов.

Наше дело – предложить ключ, основанный на синтетической формуле, и мы можем только предоставить инструмент, чтобы те, кто жаждет знания, могли использовать его по-своему; и мы чувствуем уверенность, что они осознают полезность наших усилий и их собственных.

Наконец, мы объясним основы гадания на Таро так, как это практикуется цыганами.

Но те, кто считает, что оккультное знание не должно разглашаться, не должны сердиться на нас. Как подсказывает опыт, можно говорить смело обо всем, ибо только те, кому дано понять – смогут понять; другие осудят нашу работу как невразумительную и непонятную.

Мы предупредили их, поместив в заглавии этого тома слова

Только для посвященных

Характерной чертой изучения настоящей оккультной науки является то, что она может быть свободно объяснена всем людям.

Как и притчи, столь дорогие древним, она представляется многим лишь как выражение смелого полета фантазии: поэтому нам не нужно бояться говорить слишком откровенно; Слово достигнет лишь тех, кого следует им затронуть.

Теперь же я обращаюсь ко всем вам, философы Единства, враги научного, социального и религиозного сектантства; вам я посвящаю свой труд – результат нескольких лет работы.

Таким образом я могу помочь в возведении Храма, к чему и вы близки, – храма во славу Непознанного Бога, от которого происходят все другие на протяжении Вечности!

Часть первая

Общий ключ к таро, дающий абсолютный ключ к оккультному знанию

Глава II

יהוה

Священное слово JOD-HE-VAU-HE

Каббала и священное слово – Буква VOD – Буква he – Буква Vau – Второе he – Синтез священного слова

Согласно старинной устной традиции евреев или Каббале[20], существует священное слово, которое дает смертному, сумевшему найти правильный способ его произношения, ключ к любому знанию, божественному и человеческому. Это слово, которое обычные люди племени Израиля никогда не произносили, а Великий Жрец изрекал лишь раз в год под крики мирян, составляет основу всех посвятительных ритуалов; оно исходит из центра пылающего треугольника в тридцать третьем градусе Шотландского масонского ритуала; оно помещается над входными воротами наших старинных соборов; оно состоит из четырех букв еврейского алфавита и читается как Jod-he-vau-he.

Это слово используется в Зефер Берешит (Числах) или Книге Бытия Моисея как наименование божества, и даже грамматическая конструкция этого слова самой своей формой[21] напоминает свойства, которыми люди всегда наделяли Бога. Теперь мы увидим, что силы, приписываемые этому слову, действительно восходят к определенной точке, с их помощью легко открываются символические ворота, за которыми находится объяснение всего учения древней науки. Рассмотрим это подробнее.

Слово состоит из четырех букв: Yod (י), He (ה), Vau (ו), He (ה). Таким образом буква Не повторяется дважды.

Каждой букве еврейского алфавита соответствует число. Взглянем на числа, связанные с рассматриваемыми нами буквами:

י Yod = 10

ה He = 5

ו Vau = 6

Отсюда общая сумма слова יהוה

10 + 5 + 6 + 5 =26.

Изучим теперь отдельно каждую букву.

Буква YOD

Буква Yod, имеющая форму запятой или точки, означает принцип происхождения всех вещей.

Все другие буквы еврейского алфавита происходят от различных комбинаций буквы Yod[22]. Синтетическое изучение природы привело древних к выводу, что существует только один закон, который управляет всеми созданиями природы.

Этот закон, основывающийся на аналогии, помещает в основании всех вещей принцип Единства и рассматривает их как разного рода отражения этого принципа.

Поэтому буква Yod, из которой образуются все другие буквы и, следовательно, все слова и фразы алфавита, использовалась как метафора и знак принципа Единства, о котором профаны не имели понятия.

Поэтому отсюда же и закон, который довлел над созданием еврейского алфавита, аналогичен закону творения Вселенной, и знать один из них означает непосредственно знать и второй. Sepher Yetzirah{2} вляется одной из древнейших книг Каббалы, подтверждающих этот факт.