Конституция Республики Беларусь устанавливает экономические основы экологических правоотношений. В силу того что для их реализации необходим определенный природоресурсный потенциал, весьма значима для экологических отношений норма ст. 9 Конституции Республики Беларусь, которая провозглашает, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. В Конституции Республики Беларусь декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Гарантируется равная защита и условия развития всех форм собственности (ст.13).
Конституция Республики Беларусь определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Так, конституционную основу института ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет ст. 46, которая декларирует право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду Статья 60 декларирует право на возмещение в судебном порядке имущественного вреда и материального возмещения морального вреда. Осуществление права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
§ 3. Система экологического законодательства Республики Беларусь
Задачи построения системы экологического законодательства Республики Беларусь решаются Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [4][1]. В соответствии со ст. 5 закона нормативные правовые акты приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений, путем определения иерархии нормативных правовых актов. Основой иерархии во всей системе законодательства является юридическая сила нормативного правового акта, под которой согласно ст. 1 этого же закона понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
В силу особенностей экологического права (см. гл. 1) построение системы источников экологического права только на основе критерия юридической силы нормативных правовых актов не позволяет отразить специфику взаимодействия этих источников, а также специфику применения их к экологическим правоотношениям. При построении системы экологического законодательства необходимо учитывать как факторы, влияющие на формирование системы экологического законодательства: а) наличие в его структуре блока природоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное лесное и другие законодательства); б) включение в число источников так называемых экологизированных норм; в) регулирование отношений в области окружающей среды нормами международного права окружающей среды, так и факторы права. Специфика источников обусловливает выделение в системе экологического законодательства нескольких уровней и групп.
К первому уровню источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, относятся нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. нормативные акты, принятые с целью:
• регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);
• охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:
• земельное право или правовой режим использования и охраны земель;
• горное право или правовой режим использование и охрана недр;
• водное право или правовой режим использования и охраны вод;
• лесное право или правовой режим использования и охраны лесов;
• правовой режим использования и охраны растительного мира вне лесов;
• фаунистическое право или правовой режим охраны и использования животного мира;
• правовая охрана атмосферного воздуха;
• правовая охрана озонового слоя.
Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт. К ним относятся: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь и Лесной кодекс Республики Беларусь, законы «О растительном мире», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя». Следует отметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.
Нормативные правовые акты, принятые с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, устанавливают специальные механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Необходимость разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов, входящих в эту группу, обусловлена особенностями окружающей среды, выступающей в качестве объекта правоотношений. Экологическое законодательство рассматривает охрану окружающей среды как неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства и предусматривает целый ряд требований, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности в качестве обязательных условий и ограничений.
Особенности экологического законодательства позволяют выделить в его системе группу, объединяющую как законы, так и принятые в их развитие иные акты законодательства, включая технические нормативные правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие параметры качества окружающей среды, и эколого-правовые механизмы, посредством которых оно обеспечивается. В этой группе представлены следующие законы: «Об особо охраняемых природных территориях», «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)»; «О государственной экологической экспертизе», «Об обращении с отходами». Нормы, содержащиеся в названных выше законах и принятых в их развитие нормативных правовых актах, образуют соответствующий институт или подинститут экологического права. Обращает на себя внимание, что те или иные правоотношения, закрепленные в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в дальнейшем получают развитие в законах или иных актах законодательства (например, система особо охраняемых природных территорий закреплена на уровне закона, а Национальная система мониторинга окружающей среды определена актом правительства).
В юридической литературе в качестве самостоятельной группы источников экологического законодательства выделяют также законодательство в сфере экологической безопасности. В эту группу включаются законы: «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности генно-инженерной деятельности», в развитие которых принят ряд иных актов законодательства.
Второй уровень в системе экологического законодательства составляют так называемые экологизированные нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Этот уровень является как бы внешним для собственно экологического законодательства. Если группы источников, входящие в собственно экологическое законодательство, представляют внутреннее деление экологического права, то второй уровень позволяет расширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой. Примером сочетания собственно экологического законодательства с нормами иных правовых отраслей является институт ответственности за нарушение экологического законодательства: деяния, нарушающие экологическое законодательство, определены в источниках экологического права, например Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», а меры ответственности – в административном, уголовном, гражданском законодательстве. При этом основой для применения мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности все же являются положения экологического законодательства, поскольку квалификация правонарушения возможна только с использованием специальных экологических норм, устанавливающих характер правонарушения, его квалифицирующие признаки (например, причинение вреда особо охраняемым природным территориям или животным и растениям, занесенным в Красную книгу), определяющих с помощью специальных такс или методик размер причиненного окружающей среде вреда.
Потребность включения в систему экологического законодательства норм иных отраслей, как уже говорилось, обусловлена тем, что окружающая среда – это сложная природносоциальная система. Присутствие в рассматриваемом уровне норм хозяйственного права, а также так называемых социальных норм является настоятельной необходимостью, поскольку по отношению к юридическим лицам, деятельность которых загрязняет окружающую среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов. Например, Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 г. устанавливает меры обеспечения экологической безопасности при создании магистральных трубопроводов, при их эксплуатации и выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации.
К социальным нормам, в частности, относится законодательство, обеспечивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения, градостроительное законодательство. Важнейшей составляющей названных отраслей являются технические нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы (стандарты, правила, регламенты) хозяйственной деятельности с целью обеспечения безопасности человека. Санитарно-эпидемическое законодательство регулирует качество окружающей среды в аспекте сохранения ее как среды обитания человека. Возглавляет систему санитарно-эпидемических норм Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Правовую основу градостроительной деятельности составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Статья 5 названного закона устанавливает требования в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предъявляемые к разработке градостроительной и проектной документации на строительство и застройку населенных пунктов.
Экологическую направленность в настоящее время имеют многие правовые институты: институт права собственности, обязательств вследствие причинения вреда, сервитут и иные – в гражданском праве, институты административной ответственности и управления в области охраны окружающей среды – в административном праве, институт прав человека – в конституционном праве, экологическое налогообложение – в налоговом и т. д.
Таким образом, «экологизированные» нормы регулируют экологические по содержанию (иноотраслевые по форме) отношения в комплексе с собственно экологическими нормами.
Третий уровень составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Процедуры признания норм международного права закреплены в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» [3].
Большинство международных соглашений в области охраны окружающей среды являются общими многосторонними договорами, рассматриваемыми в теории и практике международного права как соглашения, которые посвящены вопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств в целом; направлены на создание общепризнанных норм международного права; предназначены для участия всех государств. Среди них особенно выделяются так называемые рамочные соглашения, поскольку они, как правило, имеют глобальный характер, фиксируют общие для всех государств-участников обязательства, но при этом не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенных действий. Например, рамочными являются Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.
Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, признаются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Консолидирует систему экологического законодательства Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
§ 4. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Общая характеристика и место в системе источников экологического права
Наличие большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания, распределяющихся по нескольким уровням, подводит к мысли о необходимости единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого в юридической литературе головным или базовым, отводится Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [2].
Для признания за Законом «Об охране окружающей среды» характера головного закона важно видеть, что он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды.
Главной целью Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» выполняет следующие задачи:
• определяет круг общественных отношений, признаваемых обществом экологическими;
• устанавливает общие принципы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности;
• устанавливает нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
• устанавливает эколого-правовые институты и механизмы охраны окружающей среды;
• устанавливает требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
• наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав.
В силу круга регулируемых законом отношений, он является актом, консолидирующим систему экологического законодательства. Однако в настоящее время Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в редакции от 17 июля 2002 г. не выполняет своей консолидирующей роли по причине того, что другой Закон Республики Беларусь – «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [4] устанавливает большую юридическую силу кодекса «по отношению к другим законам». Это положение лишает Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» особого статуса, поскольку в системе экологического законодательства присутствуют четыре природоресурсных кодифицированных акта. Системное противоречие между ролью Закона «Об охране окружающей среды» как нормативного правового акта, который определяет в наиболее общем виде круг общественных отношений, регулируемых экологическим правом, и устанавливает общие принципы и механизмы обеспечения экологической безопасности, и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли, предполагается разрешить принятием Экологического кодекса.
§ 5. Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права
В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
Общую правовую основу разработки и принятия стандартов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды составляют Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» [5], который регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области, и Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» [6], устанавливающий организационно-правовые основы оценки на соответствие объектов (продукции, процессов, услуг, систем управления качеством и управления окружающей средой) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Технические нормативные правовые акты согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» представляют собой технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В области охраны окружающей среды применяется система государственных стандартов «Охрана природы», определяющих общие правила сохранения и рационального использования природных ресурсов.
К иным техническим нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды относятся технические нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, на основании которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам, могут также содержаться в технических регламентах. Согласно ст. 16 Закона «О техническом нормировании и стандартизации» технические регламенты должны содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов. Требования, содержащиеся в технических регламентах, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
Требования в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут быть включены в технические нормативные правовые акты, принятые с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Такие технические нормативные правовые акты принимаются в форме санитарных правил и норм (СанПиН).
Требования в области охраны окружающей среды могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП).
Нормативные правовые акты1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.
2. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г. № 1982-XII в редакции Закона Республики Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-3 (с изменениями и дополнениями: Законы Республики Беларусь, 29 октября 2004 г. № 319-3; 19 июля 2005 г. № 42-3; 31 декабря 2005 г. № 80-3; 29 июня 2006 г. № 137-3; 20 июля 2006 г. № 162-3; 13 июня 2007 г. № 238-3; 21 декабря 2007 г. № 298-3) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993 г. № 1. Ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395.
3. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 октября 1991 г. № 1188-XII в редакции Закона Республики Беларусь, 15 ноября 2004 г. № 331-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 180. 2/1080.
4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. № 361-3 (с изменениями и дополнениями: Законы Республики Беларусь, 4 января 2002 г. № 81-3; 1 ноября 2004 г. № 321-3; 2 ноября 2005 г. № 48-3; 16 мая 2006 г. № 119-3; 29 июня 2006 г. № 137-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7. 2/136; 2002. № 7. 2/830; 2004. № 175. 2/1070; 2005. № 179. 2/1152; 2006. № 86. 2/1216; № 07. 2/1235.
5. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Республики Беларусь, 5 января 2004 г. № 262-3: в редакции Законов Республики Беларусь, 19 июля 2005 г. № 42-3; 20 июля 2006 г. № 162-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 4. 2/1011; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 122. 2/1259.
6. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Республики Беларусь, 5 января 2004 г. № 269-3: в редакции Законов Республики Беларусь, 16 мая 2006 г. № 117-3; 20 июля 2006 г. № 162-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 5. 2/1018; 2006. № 78. 2/1214; № 122. 2/1259.
Глава 3
Экологические правоотношения
§ 1. Понятие экологических правоотношений
Экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.
Правовому регулированию подлежат лишь общественно значимые отношения, такие, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. По этой причине не всякое взаимодействие человека с окружающей средой нуждается в правовом закреплении, например не требует регламентации нормами права естественное существование человека – когда человек дышит, ест, спит, отдыхает на свежем воздухе. Однако если человек отдыхает в особо охраняемой природной территории, собирает ягоды и грибы в лесу, удит рыбу, его поведение подпадает под понятие общего природопользования, которое в определенной степени подлежит правовому регулированию. Оно будет рассмотрено в главе «Право природопользования».