Книга Экологическое право - читать онлайн бесплатно, автор Тамара Ивановна Макарова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экологическое право
Экологическое право
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экологическое право

Основываясь на объективно обусловленных формах взаимодействия общества и природы, экологические отношения подразделяют на отношения:

• по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране (природоресурсные отношения);

• по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в процессе осуществления экономической деятельности (природоохранные отношения).

Природоресурсные отношения по степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности подразделяют:

• на связанные с изъятием природного вещества из природной среды (например, добыча полезных ископаемых, заготовка древесины);

• не связанные с изъятием вещества из природной среды (например, все виды землепользования).

Природоохранные отношения классифицируются:

• на отношения по восстановлению, воспроизводству природных ресурсов, их охране;

• отношения по охране окружающей среды в процессе экономической деятельности;

• отношения по обеспечению экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основываясь на выделении в природной среде отдельных ее компонентов (земли, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха), природных объектов (например, лесов), выделяют соответствующие группы экологических отношений:

• земельные отношения – по использованию и охране земель;

• горные отношения – по использованию и охране недр;

• водные отношения – по использованию и охране вод;

• отношения по охране и использованию растительного мира;

• отношения по охране и использованию животного мира;

• отношения по охране атмосферного воздуха;

• отношения по охране озонового слоя;

• лесные отношения – в области использования, охраны и защиты лесов.

Состав экологического правоотношения – субъект, объект (окружающая среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов).

§ 2. Субъекты экологических правоотношений

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» субъектами экологических отношений являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции; общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели.

Правила, установленные законодательством об охране окружающей среды, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Республика Беларусь является субъектом права исключительной государственной собственности на недра, воды и леса; земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства, что определено ст. 13 Конституции Республики Беларусь. Государство как субъект экологических отношений определяет принципы и направления государственной политики в области окружающей среды, осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства и государственное управление в лице специально уполномоченных органов. Согласно ст. 34 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» [3] местным Советам депутатов принадлежит право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право распоряжения природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение и пользование юридическим лицам и гражданам. Правомочие по распоряжению природными ресурсами, предоставленное органам местного самоуправления, есть право, проистекающее из права государственной (Республики Беларусь) собственности на природные ресурсы, что следует как из конституционной нормы, так и из норм гражданского законодательства. Законодательство Республики Беларусь не устанавливает права коммунальной собственности на природные ресурсы. Местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляя правомочия по распоряжению природными ресурсами, действуют от имени государства в целом.

Субъектами экологических отношений признаются физические лица, к которым относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. На физических лиц распространяются права и обязанности в области охраны окружающей среды, предусмотренные ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», и в первую очередь конституционное право на благоприятную окружающую среду. Экологическое законодательство признает физических лиц также субъектами отношений по использованию природных ресурсов. Им гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений. Физические лица признаются также субъектами права специального природопользования, осуществляемого в виде хозяйственной или иной деятельности, например ведение личного подсобного хозяйства, аренда природных ресурсов и др. В установленных в законодательстве случаях, например для осуществления видов природопользования, подлежащих лицензированию, правом природопользования наделяются физические лица, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности последних применяются правила, которые регулируют правовое положение юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Общественные объединения как субъекты экологических правоотношений наделены следующими правами в области охраны окружающей среды:

• защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

• участвовать в разработке проектов государственных, отраслевых, местных и иных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и способствовать их выполнению;

• осуществлять мероприятия по воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности;

• вносить в государственные органы и направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

• принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, в частности путем проведения общественных слушаний;

• организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу и др.

Общественные экологические объединения обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды.

Юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица как субъекты отношений в области охраны окружающей среды должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, т. е. в соответствии со ст. 44 ГК быть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут иметь экологические права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Субъектами отношений по охране окружающей среды признаются также международные организации. Перечень таких организаций (организаций, не являющихся юридическими лицами), признанных субъектами отношений в области охраны окружающей среды на территории Республики Беларусь, определен постановлением правительства, например Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде – ЮНЕП, Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ и др.

Иностранные государства признаются субъектами экологических отношений в случаях, установленных законодательством, например ст. 5 ВК кодекса включает иностранные государства в круг субъектов водных отношений в качестве водопользователей. Согласно ст. 9 ЛК иностранные государства выступают субъектами лесных отношений. Статья 12 КоЗ рассматривает в качестве субъектов права собственности на землю на территории Республики Беларусь иностранные государства, которым земельные участки передаются в собственность в порядке ст. 37 КоЗ для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь.

§ 3. Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических отношений в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, право природопользования.

Часть названных объектов – земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, растительный и животный мир являются компонентами природной среды, другие – леса, особо охраняемые природные территории, природные ландшафты – природными объектами или комплексами.

Компоненты природной среды представляют собой составную часть природы и обладают устойчивыми естественными признаками, закрепленными в природоресурсном законодательстве, которые определяют их физическое состояние, качество, местоположение и позволяют отграничивать один компонент от другого.

Согласно теории экологического права компонент природной среды, природный объект, чтобы быть признанными объектом экологического правоотношения, должны обладать следующими юридически значимыми признаками: а) естественное происхождение; б) естественная связь с окружающей средой. Естественные признаки компонентов природной среды и природных объектов, как правило, определены в соответствующем природоресурсном законодательстве. Например, недра согласно ст. 1 КоН – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.

Вовлеченные в хозяйственную деятельность компоненты природной среды рассматриваются экологическим законодательством в качестве природных ресурсов, т. е. веществ, полезные свойства которых используются в качестве продуктов производства, предметов потребления, источников энергии и которые имеют потребительскую ценность. Деление компонентов природной среды на природные ресурсы позволяет выделять виды либо категории внутри самого компонента и осуществлять целевое их использование.

Так, в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды выступает климат. Выделение климата в качестве объекта правовой охраны предпринято в связи с подписанием Республикой Беларусь «Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» от 9 мая 1992 г.

Компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства, объединяются в природный объект – естественную экологическую систему, или природный комплекс, – функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Окружающая среда как объект правовой охраны представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Это сложный природно-социальный комплекс, который возникает в процессе взаимодействия общества с природной средой и который испытывает на себе всю нагрузку хозяйственной деятельности.

Как объект правовой охраны окружающая среда в отличие от естественной природной среды обладает следующими особенностями:

1) она является качественно новой структурой, в которой соединяются естественные природные элементы с результатами человеческой деятельности;

2) качественное состояние окружающей среды в отличие от природной достигается средствами ее защиты, охраны и оздоровления;

3) центральный объект охраны естественной природной среды – экосистема природы, объект охраны в сфере окружающей среды – экологическое благополучие человека (охрана окружающей среды – средство достижения экологического благополучия).

Следует обратить внимание на наличие в составе окружающей среды не только объектов, имеющих естественное происхождение, таких как компоненты природной среды и природные объекты (комплексы), но и объектов, которые таким признаком не наделены, но которые, находясь в составе окружающей среды, подлежат эколого-правовому регулированию – природно-антропогенные объекты и антропогенные объекты.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект рассматривается как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Включенные в состав окружающей среды, они рассматриваются как элементы, которые воздействуют и изменяют состояние самой окружающей среды.

Среди объектов отношений в области охраны окружающей среды Закон выделяет «особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, естественные экологические системы, иные природные объекты». Объекты экологических правоотношений могут быть объединены понятием «природный комплекс», рассматриваемым как функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками. Правовое регулирование природных комплексов обусловлено их уникальным природным характером, позволяющим выделять их в качестве особо охраняемых природных территорий.

В качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды ст. 5 Закона называет околоземное космическое пространство. Правовой режим космического пространства регулируется космическим правом – отраслью международного публичного права. В качестве самостоятельного объекта отношений в области охраны окружающей среды в Законе названо право природопользования.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

2. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г. № 1982-XII в редакции Закона Республики Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-3 (с изменениями и дополнениями: Законы Республики Беларусь, 29 октября 2004 г. № 319-3; 19 июля 2005 г. № 42-3; 31 декабря 2005 г. № 80-3; 29 июня 2006 г. № 137-3; 20 июля 2006 г. № 162-3; 13 июня 2007 г. № 238-3; 21 декабря 2007 г. № 298-3) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993 г. № 1. Ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395.

3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 20 февраля 1991 г. № 617-XII в редакции Закона Республики Беларусь, 10 января 2000 г. (с изменениями и дополнениями: Законы Республики Беларусь: 16 июня 2000 г. № 399-3; 9 октября 2000 г. № 428-3; 16 мая 2001 г. № 22-3; 5 января 2004 г. № 263-3; 1 ноября 2004 г. № 340-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 8. 2/137; № 59. 2/174; № 100. 2/203; 2001. № 50. 2/765; 2004. № 4. 2/1012; № 189. 2/1089.

Глава 4

Экологические права и обязанности граждан республики беларусь

§ 1. Понятие экологических прав граждан

Понятие экологические права граждан получило распространение в науке и практике для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. XX в.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Следует подчеркнуть, что данные формулировки основаны на положениях ст. 34 и 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Здесь и далее – порядковый номер нормативного правового акта в приведенном в конце главы списке.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги