Книга Народная воительница Поляница. Историческая повесть-легенда. Украина 17-й век - читать онлайн бесплатно, автор Валерий Ивашковец. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Народная воительница Поляница. Историческая повесть-легенда. Украина 17-й век
Народная воительница Поляница. Историческая повесть-легенда. Украина 17-й век
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Народная воительница Поляница. Историческая повесть-легенда. Украина 17-й век

Компания расположилась в саду, за круглым, из красного дерева столом, уставленном всем, что имелось у пана в наличии: винами европейских марок; всевозможными блюдами как мясными, так и рыбными. Впрочем, предполагалось несколько смен яств по ходу застолья.

Когда уже выпили по нескольку бокалов, и разговор пошёл веселее и бестолковее, к Станиславу подошёл эконом-распорядитель и шепнул на ухо:

– Ясновельможный пане, там двое хлопов пришли, говорят очень срочное прошение к вам. Я разъяснил, что пан занят, принимает гостей, мол, приходите в другой день. А они упёрлись. Турнуть их силой?

Слова эконома расслышал Стефан и возмутился:

– Распустил ты, брат, своих слуг, если они не понимают, что пан занят. Плетьми их проучить!

Но тут вступился Лех:

– Панове, не торопитесь, а вдруг там нечто занимательное. Может, они повеселят нас, потешат, а? Давай зови, – вместо Станислава, нагловато приказал Матецкий эконому.

Сам Станислав, не успев и рта открыть, только согласно кивнул слуге.


Уже направляясь в сад, Назар понял, что зря настаивал на приёме: пан и не собирался выходить из-за стола. Думал же Назар, что Станислав примет их в своём кабинете. Присутствие посторонних и смущало, и настораживало. Мельком глянул на Дану – та потемнела лицом и, очевидно, думала также. Но отступать уже было поздно.

Когда хлопы подошли поближе, поприветствовали шляхтичей с поклонами, Станислав кивнул без слов, мол, слушаю. Назар откашлялся:

– Дочь Настю выдаём… замуж… за Панаса Хрестенко. Как оно положено по новому уставу, просим благословить… пана на дело божеское…

Слова у Назара выталкивались из горла с трудом. Вся эта ситуация с прошением, с панским застольем унижала, угнетала, сковывала разум и волю.

– Ну, вот! – первым среагировал Лех, заблестев всем своим пышным видом. – Говорил же я – имеем интересное, я бы сказал приятненькое дельце, панове! Там, наверняка, невеста – пальчики оближешь! – восторгался Матецкий, вертясь на стуле в сильном возбуждении.

– Жените! Я разрешаю! – продолжал он командовать за Станислава, расплывшись в похотливой улыбке.

При этом потянулся к бутылке, и сделал шумный глоток прямо из горлышка. А Станислав выглядел несколько оторопевшим от такого прошения и явно не готовым к ответу. Всё же опять лишь махнул головой в знак согласия, а эконом указал крестьянам – на выход.

Тут и до Стефана дошла мысль разбитного дружка, и он, выждав, когда просители исчезли за воротами, явно опережая Леха, весело обратился к брату:

– Право первой ночи, голубчик! У тебя замаячила восхитительная ноченька с неопробованным молоденьким вином.

– Да-да, – поддержал и Лех, – верно уловил мою идею. Так давайте же выпьем, чтобы весь процесс от распечатки бутылочки до пития прошёл… Ух! – Матецкий щёлкал пальцами и облизывался, чем-то напоминая мартовского кота.

А Станислав растерялся и не знал, что сказать. Его то обдавало жаром каких-то сладких ощущений, подогретых вином, то бросало в холод от мысли, то с Настей не так должно быть…

– Дай её мне! – пьяно бил себя в грудь Лех. – Я научу панянку всему, чему никто не научит!

А Стефан серьёзно вещал:

– Нет, брат, если дашь здесь слабину, упустишь такой шанс разбавить своё холостяцкое одиночество; не покажешь этому быдлу свою власть… Я обижусь и надолго. Говорю тебе официально и очень даже серьёзно.

Пили и ели долго ещё, и – убедили Станислава воспользоваться своим правом беспредельного хозяина над убогими хлопами. И как ещё, как не правом первой ночи!…

А вечер уже вовсю хозяйничал, блеснув звёздами в вышине; моргнув робко прикорнувшим на краю небосклона кусочком Луны; овеяв прохладным ветерком и взбудоражив терпкими запахами ночных цветов и трав…

Глава 8

Известие о решении пана принёс опять же управляющий Ермила. Несмотря на подступающий вечер, на настырно моросящий дождь, который монотонно выстукивал своё на стекле окна, он ввалился в дом без стука, отряхнулся, разведя на полу лужи, и шумно, отдуваясь, уселся на лавке. Заговорил чинно, невозмутимо, с той обыденностью, когда сообщают, скажем, о новых ценах в шинке у Жиника.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Массовые переселения казаков и крестьян на рубеже 16-17 столетий с левобережной Украины в Московское государство, описывал и украинский историк Грушевский в своём труде “Початки Хмельничини”. Переселенцам, как отмечает Грушевский, отводились земли для поселения, давались семена и деньги на обзаведение домохозяйством. А когда Польша требовала их выдачи, московские воеводы отвечали отказом. Интересна выдержка из царской инструкции для воеводств, пограничных с Польшей: “…черкасов (так звали в Московском государстве в 15-18 веках жителей приднепровья, в частности, и казаков) добрых, семейных записывать на службу и наделять их пахотными землями, сеножатиями и всякими выгодами…”

2

Поляница – так на Руси называли деву-воительницу, или “северную амазонку”. В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступали богатырям-мужчинам. Название «поляница» происходит от слова «полякование».  Так называли обычай, когда ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. Подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

3

Андрей Иванович Дикий (Занкевич), родился в Российской империи, в Черниговской губернии в 1893, умер в 1977 в Нью-Йорке, США. Русский писатель, белоэмигрант, политический деятель и журналист.

4

Персональная (личная) уния –  объединение двух и более самостоятельных государств в союз с одним главой, который, таким образом, становится главой каждого государства – члена союза. В таком союзе сохраняется полная независимость вошедших в него государств.

5

Магнат – крупный землевладелец.

6

Шляхта – привилегированное сословие в Речи Посполитой.

7

Уния – Брестская 1596 года – религиозное объединение, основанное на союзе (унии) православной церкви западнорусского населения Речи Посполитой с католической на условиях признания главенства папы римского и католической догматики. При этом сохранялись православные обряды и церковно-славянский язык при богослужении.

8

Жид – это исконный общеславянский этнический термин, который издревле используется во всех славянских языках для обозначения лиц иудейского вероисповедания. То есть жидами являлись не только евреи. К тому же, не все евреи были иудеями, некоторые принимали и христианскую веру, и мусульманскую. Есть факты, когда становились евреи и казаками, принимая веру православную. Активно занимались коммерцией: обеспечивали казаков провиантом, оружием, порохом; ходили с ними в походы, занимаясь снабжением, скупая “добычу” и тому подобное.

9

Шинок – пивное заведение, кабак.

10

Бортничество – или бортевое пчеловодство, когда пчёлы живут в дуплах деревьев.

11

Реестровые казаки, или приписные, – часть казаков Поднепровья, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков).

12

Богдан Хмельницкий (1596-1657) – гетман войска Запорожского, политический и государственный деятель казачества. Предводитель восстания, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отсоединились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства.

13

Хутор – малый сельский населённый пункт, как правило, с одним домохозяйством. Позднее – начиная с 18 века – хутора стали расширяться и по количеству домов-хат превращаться в сёла и деревни, с сохранением названия “хутор”.

14

Барщина, панщина – труд крестьянина с личным инвентарём на панской земле как плата за аренду своего надела. Барщину называют ещё земельной рентой. Длительность барщины со временем выросла от дня в неделю до шести дней.

15

Мазанка – традиционное крестьянское жильё. В основе его – деревянный каркас. Между столбами стен набивались поперечины, в которые вплетались ветки, например, ивовые (лозы). Всё это залеплялось глиной. Крыша устилалась камышом. Пол, как правило, земляной. В качестве фундамента чаще использовались большие камни. Иногда фундамент отсутствовал. Мазанки строились довольно быстро, с минимальными затратами и были достаточно тёплыми жилищами для зимы.

16

Маеток – панская усадьба, поместье, имение.

17

Драгуны – пехота, использующая коней для перемещений.

18

Гусары – лёгкая элитная кавалерия войска польского.

19

Жупан – верхняя одежда шляхтича. Делалась довольно длинной, приталенной, со стоячим воротником, застежкой до талии на ряд часто посаженных пуговиц. Пояс жупана, как правило, подчёркивал имущественный и служебный ранг шляхтича: чем роскошнее и изыскание – тем выше ранг.

20

Схизма – церковный раскол, ересь. Католики считали православных впавшими в ересь, то есть схизму.

21

Ксёндз – польский католический священник.

22

Жолнеж – солдат по-польски.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги