Книга Вселенская религия здравого смысла - читать онлайн бесплатно, автор Олег Васильевич Еремин. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вселенская религия здравого смысла
Вселенская религия здравого смысла
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вселенская религия здравого смысла

Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова; ибо таковый берет в залог душу.

Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог; постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу. Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать имея залог его; возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя: и тебе поставится сие в праведность пред Господом, Богом твоим.

Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих. В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.

Отцы не должны быть наказываемы смертию за детей, и дети не должны быть наказываемы смертию за отцов; каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление.

Не суди превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в залог.

Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих.

Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей; пусть остается пришельцу, сироте и вдове.

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть остается пришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие, 24, 1-4, 6, 10-17, 19-22).

Разные законы

«Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть оправдают, а виновного осудят.

Не заграждай рта волу, когда он молотит.

В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду» (Второзаконие, 25, 1, 4, 13-16).

Увещания учиться от прошлого

«Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя.

Соберите ко мне всех старейшин колен ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии, и призову во свидетельство на них небо и землю.

И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца: внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша» (Второзаконие, 31, 24-26, 28, 30, 32, 1, 45-47).

Города для неумышленных убийц

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь» (Иисус Навин, 1, 8, 20, 2-3).

Следите за словом

«Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших» (1-я Царств, 2, 3).

Мудрость выше богатств

«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3-я Царств, 4, 30-34).

Человек рождается на страдание

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

Но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх.

Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. Вот что мы дознали; так оно и есть; выслушай это, и заметь для себя» (Иов, 5, 1, 7, 26-27).

Дни страданий Иова

«Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника? Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне.

Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей» (Иов, 7, 1-3, 11).

С вами умрет мудрость

«И отвечал Иов, и сказал: подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, – у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

В старцах мудрость, и в долголетних разум» (Иов, 12, 1-2, 7-8, 12).

Будет ли человек опять жить?

«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

Кто родится чистым от нечистого? ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя; если Ты положил ему предел, который он не перейдет: то уклонись от него; пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

А человек умирает, и распадается; отошел, и где он?

Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего.

Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена.

В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает. Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов, 14, 1-2, 4-6, 10, 12, 14, 21-22).

Какие беды постигают богатого нечестивца

«Станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?

Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою, и, как маслина, стряхнет цвет свой. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло, и родил ложь, и утроба его приготовляет обман» (Иов, 15, 2-3, 14-16, 31-35).

Где же после этого надежда моя

«Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться. Выступайте все вы, – и подойдите; не найду я мудрого между вами.

Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она, и будет покоиться со мною в прахе» (Иов, 17, 9-10, 15-16).

Свет у беззаконного потухнет

«Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним. Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысл его. Ибо он попадет в сеть своими ногами, и по тенетам ходить будет. Петля зацепит за ногу его, и грабитель уловит его. Скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге. Со всех сторон будут страшить его ужасы, и заставят его бросаться туда и сюда. Истощится от голода сила его, и гибель готова, с боку у него. Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти. Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов.

Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Изгонят его из света во тьму, и сотрут его с лица земли. Ни сына его, ни внука не будет в народе его; и никто не останется в жилищах его. О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога» (Иов, 18, 5-14, 17-21).

Погрешность моя при мне остается

«Вот, уже раз десять вы срамили меня, и не стыдитесь теснить меня. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается» (Иов, 19, 3-4).

Веселие беззаконных кратковременно

«Разве не знаешь ты, что от века, с того времени, как поставлен человек на земле, веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Хотя бы возрасло до небес величие его, и голова его касалась облаков: как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: «где он?» Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его. Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не бросает его, а держит его в устах своих: то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.

Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил. Не знал сытости во чреве своем; и в жадности своей не щадил ничего. Ничего не спасалось от обжорства его; за то не устоит счастие его. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.

Убежит ли он от оружия железного, – пронзит его лук медный; станет вынимать стрелу, – и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него! Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его. Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога. и наследие, определенное ему Вседержителем!» (Иов, 20, 4-14, 16-22, 24-29).

Беззаконные проводят дни в роскоши и умирают

«Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет, и не извергает; корова их зачинает, и не выкидывает. Как стадо выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры, и веселятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастии, и мгновенно нисходят в преисподнюю.

Видишь, счастие их не от их рук. – Совет нечестивых будь далек от меня! Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.

Пусть его глаза увидят несчастие его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителя. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?

Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их. Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете. Вы скажете: «где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?» Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону? Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? Его провожают ко гробам; и на его могиле ставят стражу. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь» (Иов, 21, 7-13, 16-18, 20-21, 23-34).

Разумный доставляет пользу себе самому

«Разумный доставляет пользу себе самому.

Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?

Но совет нечестивых будь далек от меня! Видели праведники, и радовались, и непорочный смеялся им: враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь» (Иов, 22, 2, 15-16, 18-20).

Поднялись высоко, и вот, нет их

«Межи передвигают, угоняют стада, и пасут у себя. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола. Бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.

В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того. Есть из них враги света, не знают путей его, и не ходят по стезям его. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: «ничей глаз не увидит меня», – и закрывает лице.

Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются» (Иов, 24, 2-4, 12-15, 24).

Богатство нечестивого суетно

«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою, и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник.

Он строит, как моль, дом свой, и, как сторож, делает себе шалаш. Ложится спать богачем, и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот» (Иов, 27, 5-7, 18-19).

Где премудрость обретается?

«Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: «не во мне она»; и море говорит: «не у меня». Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра.

А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов.

Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего, и от птиц небесных утаена» (Иов, 28, 12-15, 18, 20-21).

Был глазами слепому и ногами хромому

«Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня. Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти, и из зубов его исторгал похищенное. И говорил я: «в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок; корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей». Внимали мне, и ожидали, и безмолствовали при свете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им, они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов, 29, 11-25).

Самоанализ

«Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть?

Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, – пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность.

Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?

Радовался ли я погибели врага моего, и торжествовал ли, когда несчастие постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» (Иов, 31, 3, 5- 6, 25-27, 29-30).

Готов представить свое мнение

«Когда Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы старцы; поэтому я робел, и боялся объявлять вам мое мнение. Я говорил сам себе: «пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости».

Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду. Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я.

Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои, и отвечу. На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану; потому что я не умею льстить» (Иов, 32, 5-7, 9-10, 20-22).

Не смотри на лица князей

«Ненавидящий правду может ли владычествовать?

Можно ли сказать царю: «ты – нечестивец», и князьям: «вы – беззаконники»?» (Иов, 34, 17,18).

Блажен муж

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые; но они – как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных» (Псалом 1, 1-5).

Гневаясь, не согрешайте

«Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утешитесь» (Псалом 4, 3, 5).

Удаляйся от беззаконников

«Удалитесь от меня все, делающие беззаконие; ибо услышал Господь голос плача моего.

Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно» (Псалом 6, 9, 11).

Злодейство обратится на нечестивого

«Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Псалом 7, 15-17).

Обрушились народы в яму

«Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которые скрыли они, запуталась нога их.

По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотию души своей; корыстолюбец ублажает себя.

Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла». Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его мучение и пагуба» (Псалом 9, 16, 23-24, 26-28).

Что сделает праведник?

«Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Псалом 10, 3).

Повсюду ходят нечестивые

«Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Псалом 11, 2-3, 9).

Неужели не вразумятся?

«Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (Псалом 13, 1, 3-4).

Смотри за собой

«Кто усмотрит погрешности свои?» (Псалом 18, 13).

Возненавидел я сборище злонамеренных

«Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду. Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду; буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои» (Псалом 25, 4-7).

Наблюдай за непорочными

«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут.

Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему. Перестань гневатья, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Нечестивый берет взаймы, и не отдает; а праведник милует и дает.

Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек; ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его.

Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир. А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Псалом 36, 1-2, 7-9, 16-17, 21, 27-30, 32, 37-38).

Сокрушаюсь о грехе моем

«Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни. А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа.

И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру» (Псалом 37, 11-15, 17-21).

Буду наблюдать за путями моими

«Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.

Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Псалом 38, 2-3, 6-7).