Ведь если дело, в котором вы участвовали как понятой, дойдет до суда, вас могут вызвать в суд как свидетеля. И у вас уже не будет права выбора, явиться или не явиться. Прийти в суд и дать правдивые показания станет вашей обязанностью. Захотите уклониться – получите штраф в размере до 1 500 рублей. А если судья посчитает ваше участие в деле необходимым, вас могут даже принудительно доставить в суд.
Работаю водителем на грузовой машине. В нашем гараже идет вечный спор: обязан ли водитель делать распечатку с тахографа и передавать ее сотруднику ГИБДД по его требованию. Я уверен, что не должен, потому что в ПДД такой обязанности нет. Или я не прав?
Игорь, г. ВереяВы правы. Правила дорожного движения не предусматривают обязанность водителя распечатывать сведения с тахографа и передавать распечатку сотрудникам ГИБДД или транспортной инспекции. Но есть приказ Минтранса, в котором сказано: водитель по требованию контролирующих органов обязан выводить информацию с тахографа на печать.
Заметьте, водитель обязан только выводить информацию на печать. И многих водителей эта фраза очень воодушевила: сказано, что выводить на печать обязан, а про обязанность передать распечатку сотруднику ГИБДД не сказано ничего.
И некоторые принципиальные (как им кажется) водители так и делают: распечатывают сведения с тахографа и кладут на сиденье. Мол, обязанность распечатать я выполнил. Вот она – распечатка. Кому надо, тот возьмет.
Это негодный способ. Уже есть (пусть и весьма спорные) решения судов: отказался водитель передать документ должностному лицу – за неповиновение получил административный арест.
Работаю водителем в крупной фирме. На моей машине нарисована синяя полоса и логотип нашей компании. На днях сотрудники ГИБДД остановили и сказали, что рисунок очень похож на полицейскую окраску и меня за это лишат прав. А за что? Ведь машину разрисовывал не я!
Артем, г. ДомодедовоЗакон предусматривает наказание и для тех, кто нарисовал, и для тех, кто транспортным средством с такой картинкой управлял. Как в известной кинокомедии: и тебя вылечат, и меня тоже вылечат. Вот только наказание будет разным: для вашего начальника транспортного цеха – 20 000 рублей штрафа, а для вас как водителя – лишение права управления на срок до полутора лет. Так что даже если вы ничего не рисовали, вам в любом случае не повезло.
Другое дело, что надо будет разобраться, а действительно ли ваша синяя полоска и логотип компании прямо так уж похожи на цветографическую схему оперативных служб или всего лишь очень отдаленно напоминают? И поэтому, если ваше дело дойдет до суда, требуйте назначения экспертизы. Пусть не сотрудник ГИБДД решает: «О! Вроде похоже», а профессиональный эксперт.
И если эксперт скажет: «Да, ваш логотип и полоска похожи на полицейскую окраску до степени смешения», вас, скорее всего, лишат почетного звания «водитель» и временно разжалуют в пешеходы.
И дальше для вас это уже будет не синяя полоска, а черная полоса.
Много езжу по стране и часто вижу, как инспекторы ДПС прямо на дороге раздают нарушителям повестки в суд. И многие водители жалуются: приходишь в суд, а судья говорит: «Мол, я вас в этот день не вызывал». Скажите, а это вообще законно – раздавать повестки на дороге?
Михаил, г. КазаньКонечно нет. Место и время рассмотрения дела назначает не инспектор, а судья. И назначает только после получения из ГИБДД всех материалов дела. Ведь прежде, чем кого-то вызывать, судья должен выяснить: а в его ли компетенции рассмотрение этого дела, правильно ли составлен протокол или его требуется вернуть в ГИБДД на устранение недостатков, да и вообще – достаточно ли представленных материалов?
Но вы особо не обольщайтесь. Верховный суд сказал: закон законом, а жизнь диктует свое. И признал возможным извещать водителей о месте и времени рассмотрения дела прямо на дороге. И некоторые судьи говорят: вам же инспектор сказал, когда надо прийти в суд, а вы не пришли. Вот мы вас и наказали без вас.
Так что если не хотите рисковать, отправляйтесь в суд в тот день, который назначил инспектор. А если хотите по закону, ждите повестку из суда.
Говорят, будто в каком-то новом приказе МВД написано, что сотрудник ГИБДД после остановки машины в связи со специальным мероприятием обязан показать водителю приказ об этом, подписанный его руководством. Это правда?
Андрей, г. МоскваРаспространенное заблуждение: мол, инспектор обязан возить с собой кучу приказов генерала и показывать налево и направо. При этом водители ссылаются на Конституцию: мол, органы власти обязаны ознакомить их с документами, затрагивающими права и свободы. А остановка автомобиля якобы как раз и затрагивает свободу, в данном случае – свободу передвижения.
Это не так. Конституция говорит о свободе передвижения в привязке к праву выбирать место жительства. Зачем об этом надо было говорить в Конституции – понятно: в тридцатые годы прошлого века крестьянам запрещалось покидать место проживания, у них даже отбирали паспорта. Теперь же сказано: поезжайте, куда хотите, и живите, где хотите.
Так что эта статья никакого отношения к вам не имеет. Не надо ею на дороге козырять и требовать приказ о проведении специального мероприятия. Тем более что Административный регламент МВД как раз и указывает, что сотрудник полиции не обязан предоставлять гражданам приказы руководства, но обязан сообщить, что любой гражданин имеет право ознакомиться с ними в дежурной части подразделения.
На моей машине сломались дворники. Сотрудник ГИБДД увидел, что я через открытое окно щеткой стряхиваю снег с ветрового стекла, остановил меня и заявил, что запрещает мне управлять машиной. Как же так? Ведь в ПДД сказано, что водитель в таком случае имеет право осторожно ехать на автосервис.
Петр, г. ЧитаВы правы лишь отчасти. Да, в Правилах дорожного движения сказано, что при возникновении в пути мелких неисправностей водитель должен устранить их, а если это невозможно, он может с осторожностью следовать к месту стоянки или ремонта.
Но двигаться к месту ремонта или стоянки с неработающими дворниками правила не разрешают. Правда, лишь в случае, если идет снег или дождь, а дворник не работает со стороны водителя. Понятно, что если снега или дождя нет, то и запрета на движение быть не может.
Сотрудник ГИБДД имеет право запретить вам дальнейшее движение до тех пор, пока или снег не пройдет, или дворники не оживут. А если вы такой запрет игнорируете и продолжаете движение, то, учитывая нашу порой не очень обоснованную практику отправлять в изолятор за неповиновение, можете получить административный арест.
Так что или ремонтируйте на месте, или стойте, пока не пройдет снегопад.
Буквально на пару секунд я включил аварийный сигнал – поблагодарил пропустившего меня водителя. Тут же меня остановил сотрудник ГИБДД и оштрафовал: якобы я незаконно использовал аварийку. Неужели за это можно наказывать?
Антон, г. МоскваАварийная сигнализация, как сказано в Правилах дорожного движения, должна быть включена при ДТП, при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, при ослеплении водителя светом фар, при буксировке и для предупреждения об опасности.
Можно ли наказать водителя, если он в перечисленных случаях аварийную сигнализацию не включил? Можно, но не во всех. Не включил при ДТП – можно. Вынужденно остановился под запрещающим знаком – тоже можно. Равно как и если не включил аварийную сигнализацию на буксируемом автомобиле.
А вот наказать в случае, если не включил аварийную сигнализацию, будучи ослепленным светом фар встречного автомобиля, невозможно, ибо только водитель знает, был ли он ослеплен. И как оценивать, возникла ли на дороге опасность, требующая обязательного включения аварийного сигнала?
Таким образом, важно понять, что если водитель не включил аварийный сигнал там, где был обязан, то он совершил нарушение. А если включил там, где Правила дорожного движения не обязывают включать, это вряд ли следует квалифицировать как нарушение.
Средь бела дня в дороге перегорела лампочка в правой фаре. Остановил инспектор ДПС и оштрафовал на 500 рублей. Но ведь в Правилах дорожного движения сказано, что с такой неисправностью можно ехать к месту ремонта! Значит, это не нарушение! Так за что же меня оштрафовали?
Виктор, г. Усть-КутДа, такая мысль гуляет по интернету. Но это неправильная мысль. И дело вот в чем. Есть серьезные нарушения: например, неисправна тормозная система, рулевое управление или сцепное устройство в составе автопоезда. С этими неисправностями отправляют на спецстоянку, запрещая таким образом эксплуатацию. А водителя штрафуют, потому что он совершил нарушение – управлял машиной без тормозов или с кривой баранкой.
Есть менее серьезные нарушения. Например, днем в ясную погоду не работает одна фара: лампа сгорела. За такие нарушения на спецстоянку машину не отправляют, а водителю предоставляют право на месте поменять лампочку или отправиться в ближайший автосервис.
Но право двигаться к месту ремонта не предполагает, что водителя нельзя наказывать. Можно. Он же совершил нарушение: ехал с неисправной фарой. Так что на законном основании ему могут назначить штраф в размере 500 рублей или как минимум объявить предупреждение.
Я ехал следом за патрульной машиной ДПС. Сотруднику ГИБДД это не понравилось, он меня остановил и оштрафовал на 1 500 рублей за то, что я не соблюдал дистанцию. А я оштрафован законно? Да и вообще, что считать безопасной дистанцией – два метра или три? Инспектор объяснить не смог…
Тимофей, г. ЖуковскийОтчаянный вы – сесть прямо на хвост машине ДПС. Хорошо, что еще не посигналили сотрудникам ГИБДД, чтобы они вам дорогу уступили.
Что такое безопасная дистанция, говорят Правила дорожного движения: это такое расстояние до движущегося впереди транспортного средства, которое позволяет избежать столкновения. Но определяется безопасное расстояние исключительно на глаз.
Можно, конечно, использовать какую-нибудь формулу для расчета. Но для ее применения придется выяснять скорость движения вашего автомобиля, состояние дороги, погодные условия, видимость, скорость вашей реакции и много чего еще. Но ведь понятно же, что практически это нереально: вы, сидя за рулем, не будете ежесекундно что-то измерять рулеткой и в голове мгновенно рассчитывать. Безопасное расстояние определяется интуитивно, опытным путем.
Поэтому в вашей ситуации, если вы не догнали впереди идущую машину и, слава богу, не врезались в нее, несоблюдение дистанции ничем не подтверждено. И по вашей жалобе штраф в размере 1500 рублей должен быть отменен.
Сотрудник ГИБДД покрутил руль моей машины, ударил ногой по колесу и пробурчал: машина исправна. А имеет ли он право прямо на дороге проверять техническое состояние машины, да еще и таким примитивным способом?
Александр, г. СоветскПридорожный полицейский при надзоре за дорожным движением не просто вправе, а даже обязан выявлять неисправности, представляющие опасность. Вот только способы обнаружения предусмотрены разные.
В одних случаях проверка производится с использованием специальных технических средств. Таких довольно много: например, приборы для измерения люфта рулевого колеса, содержания окиси углерода в отработавших газах или уровня шума их выпуска, светопропускной способности стекол… И все, что подлежит измерению именно такими приборами, не может измеряться на глаз.
А вот на глаз или посредством обоняния, то есть органолептическим методом, может определяться такая неисправность, которая не требует использования прибора. Например, из топливной системы явно подтекает. Свидетельством тому – лужа под автомобилем. Или колесо закреплено всего парочкой болтов…
На основании результатов проверки сотрудник ГИБДД вправе даже запретить эксплуатацию неисправного транспортного средства.
Однажды видел, как инспектор ГИБДД останавливал всех подряд, проверял документы и без разрешения передавал их приставу, сидевшему в машине ДПС на подхвате. В интернете пишут, что инспектор не имеет права документы кому-либо отдавать. Стоит ли в таких случаях подавать жалобы на инспектора?
Дмитрий, г. АнапаПерегородить дорогу, останавливать все машины подряд и потом проверять их водителей на предмет задолженностей – это, конечно, незаконно. Остановить можно то транспортное средство, владелец которого, по данным приставов, числится в должниках. А выявляются они очень просто: например, с помощью программного комплекса «Дорожный пристав». У пристава прошел сигнал «едет должник» – инспектор ДПС этого должника останавливает.
Категоричное мнение о том, что инспектор не имеет права передавать приставу ваши документы, бродит по интернету уже много лет. Фанаты этой теории утверждают, что инспектор, передавая документы, превышает полномочия.
Но где, в каком законе сказано, что это запрещается? Нет такого закона. Во-первых, сотрудник ГИБДД передает ваши документы не какому-нибудь случайному прохожему: «Эй, хочешь посмотреть документы? Держи!» Вот это было бы форменным безобразием – предоставлять ваши персональные данные лицам, не уполномоченным их собирать и хранить. И за это инспектор ДПС может быть наказан. Но он передает ваши документы такому же, как и он, должностному лицу, которое точно так же представляет собой исполнительную власть.
Во-вторых, в судебной практике пока не обнаружилось ни одного решения суда или прокуратуры, где было бы сказано, что сотрудник, передав документы приставу, превысил полномочия и потому был наказан.
Сотрудники ГИБДД часто используют всякие-разные гаджеты: фотоаппараты, алкотестеры, приборы для измерения тонировки… Нередко слышу, как водители требуют предъявить сертификат на прибор или какой-нибудь акт о поверке. А какие на самом деле документы инспектор обязан предъявить?
Олег, г. БологоеСначала давайте разделим все приборы на две категории. Первая – это те, которые что-то измеряют. Например, уровень содержания окиси углерода в отработавших газах, уровень содержания этилового спирта или светопропускную способность стекол.
Понятно, что все это измеряется в каких-то цифрах. И если прибор не настроен, он покажет неверный результат. Скажем, уровень тонировки стекол вашей машины находится в пределах нормы, а халтурщик-прибор показывает, что он гораздо выше. Значит, вы будете наказаны незаконно.
Чтобы такой расстроенный прибор вас не подставил, и требуется его регулярная поверка. А сам он должен быть внесен в государственный реестр средств измерения.
Обязан ли сотрудник ГИБДД предъявлять акт поверки или сертификат? Нет, не обязан. Но при составлении протокола о нарушении он обязан указать в нем наименование прибора и его номер для того, чтобы вы могли сведения о нем найти в интернете, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. И проверить, а сертифицирован ли именно он? А именно он прошел поверку? И если не сертифицирован и не прошел, требовать прекращения дела.
Вторая категория приборов – фотоаппарат или видеокамера. Но они ничего не измеряют. К ним какая картинка попала через объектив, такую они и зафиксировали. Поэтому никакие поверки, никакие сертификаты им не нужны. Пусть инспектор снимает хоть на детский фотоаппарат.
А вот уже судья или сотрудник ГИБДД, которые будут рассматривать дело, обязаны оценить, что там такое запечатлено. Если абсолютно очевидно, что камера сняла нарушение или отсутствие нарушения, значит, такая фотография или видеозапись может быть доказательством. А если сняла не пойми чего, значит, доказательством это являться не будет.
Моему сыну исполнилось шестнадцать лет. Он у меня грамотный и знает, что уже несет ответственность за нарушения ПДД. На днях его задержал инспектор ДПС за переход дороги в неположенном месте и сказал, что передаст дело в комиссию по делам несовершеннолетних. Что грозит сыну?
Лариса, г. ЕкатеринбургОбещание передачи в комиссию по делам несовершеннолетних может так и остаться обещанием, потому что за нарушения Правил дорожного движения вашего сына по возрасту имеет право оштрафовать ГИБДД.
А вот если ваш сын совершает нарушения систематически, и не только ПДД, дело действительно может быть передано в комиссию по делам несовершеннолетних, где от штрафа за переход улицы вне пешеходного перехода его могут, конечно, освободить. Но…
Есть комиссии лояльные, которые для начала ограничиваются воспитательной беседой. А есть такие, которые могут поставить на профилактический учет. А учет – штука не очень приятная. Эдакое маленькое пятнышко на биографии. Уж лучше штраф.
Поэтому, если дело еще не передано в комиссию, есть смысл ходатайствовать о рассмотрении его в ГИБДД и все-таки о назначении штрафа. 500 рублей для сына вы найдете…
Также не забывайте: если дело далеко зайдет, вас, как родителя, за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению, тоже могут оштрафовать. И тоже на 500 рублей.
Инспектор ДПС заподозрил, что у меня поддельные права, и забрал их. А должен ли он выдать мне какой-нибудь другой документ, дающий мне право рулить? Ведь может так получиться, что права окажутся настоящими, а пока будет идти проверка, я фактически буду лишен возможности ездить…
Егор, г. ЛыткариноРазумеется, сотрудник полиции обязан выдать вам документ, называется он «Протокол об изъятии». Более того, в этом случае он должен сделать копию водительского удостоверения, заверить ее и передать вам. А если на месте сделать копию невозможно, сотрудник вправе взять тайм-аут и передать вам ее не позднее чем через 5 дней.
Вот только легче вам от этого не станет, ибо никакой протокол не заменит водительское удостоверение и не даст права садиться за руль.
Однако если при проверке вашего удостоверения будет установлено, что оно подлинное, а инспектор не имел достаточных оснований считать его поддельным, а просто перестраховался, его действия могут быть признаны незаконными. И тогда вы можете потребовать компенсации морального вреда.
Сотруднику ГИБДД показалось, что я нетрезвый. Продул. Не подтвердилось. Потом начал проверять машину на угон. Проверил. Не угнанная. Потом досмотрел машину, ничего не нашел. Получается, что его действия были неправомерными. Можно ли его привлечь за незаконное ограничение моего права на управление? Ведь я потерял минут сорок!
Юра, г. МуромДа, сотрудника ГИБДД можно оштрафовать на 20 000 рублей за применение к автовладельцам мер, направленных на ограничение прав на управление. Но какие меры следует считать незаконными?
Например, у водителя закончился срок лишения прав. В ГИБДД ему говорят: ваша медицинская справка не годится, вы должны принести полученную только в медучреждении нашего района. Это условие незаконное, оно фактически направлено на ограничение вашего права управлять машиной. Сотрудника ГИБДД можно наказывать. Или остановил вас инспектор и заявляет: мол, не отпущу, пока стишок не расскажете или «яблочко» не спляшете.
В вашем случае проверка на состояние опьянения или проверка на угон вряд ли преследовали конкретную цель – ограничить ваше право передвигаться. Цель все-таки была другая – проверить предположение о состоянии опьянения, проверить машину на угон, ибо похожая есть в ориентировке. Такие проверки – обязанность сотрудника полиции.
А вот дисциплинарное наказание к инспектору применить можно, если выяснится, что все можно было проверить за пятнадцать минут, а неповоротливый инспектор возился все сорок…
Выходила из дома и взяла не ту сумочку, в которой лежат документы на машину. Как назло, остановил инспектор ДПС. Я смогла предъявить ему на смартфоне только электронный ОСАГО. И получила два штрафа. А разве два законно? Я ведь совершила только одно нарушение – поехала без документов!
Галина, г. МоскваДа, Правила дорожного движения обязывают водителя иметь при себе и передавать сотруднику полиции целый набор документов. И казалось бы, если у водителя при себе нет предусмотренных ПДД документов, его и наказать за это можно только один раз.
Но это не так. Хотя многие уверены, что это вроде бы одно нарушение, наказаний тем не менее два. По закону водитель может быть наказан отдельно за отсутствие водительского удостоверения и за отсутствие свидетельства о регистрации. Да, наказания одинаковые, но не самые суровые – предупреждение или штраф в размере 500 рублей, то есть может быть два раза по 500 рублей.
Надо только всегда помнить, что наказания одинаковые, а последствия для водителя могут быть разные. То есть если при себе у него нет только водительского удостоверения, а все остальное имеется, от управления машиной не отстранят и на спецстоянку машину не отправят. А вот если нет Свидетельства о регистрации, а все остальное есть, на горизонте замаячит «автотюрьма»…
В интернете развернулась бурная дискуссия: пишут, что водитель обязан остановиться по требованию инспектора лишь в том случае, если инспекторов на дороге два, ибо нести службу они обязаны в паре, и только если рядом стоит патрульная машина ДПС. Это на самом деле так?
Никита, г. ЕкатеринбургНет, не так. Сотрудники ГИБДД могут осуществлять надзор за дорожным движением и на патрульном автомобиле, и в пешем порядке, то есть без патрульной машины.
И пеший патруль тоже вправе останавливать транспортные средства, проверять документы. И ни в одном законе не сказано, что инспектор имеет право останавливать кого-либо только при наличии рядом машины ДПС и второго инспектора.
Поэтому не имеет никакого значения, один инспектор или не один, с патрульной машиной или без – он не перестал быть сотрудником полиции! И все его полномочия остаются при нем. А у водителя остается обязанность остановиться.
Давайте даже рассуждать с точки зрения логики. Задача полицейского – пресекать нарушения. Представьте: на глазах у инспектора нарушитель выезжает на встречную. Инспектор чешет в затылке и приговаривает: вот сейчас позову напарника на машине, тогда и будет у меня право этого злодея остановить.
Вам не кажется это абсурдным?
Инспектор ДПС остановил меня и потребовал документы. Я посчитал остановку незаконной. Документы я показал не сразу: мы очень долго спорили о законности остановки. В результате я получил 10 суток за невыполнение требования дать документы. А если бы у меня их не было при себе – тоже 10 суток?
Ренат, г. КазаньНет, конечно. Если документы при вас, но предъявлять их вы пока отказываетесь, требуя, чтобы инспектор показал удостоверение или назвал законную причину остановки, – за такое неповиновение вам грозит от 2000 рублей штрафа до 15 суток ареста. И хотя такое наказание придумано законодателем для совсем другой категории нарушений, тем не менее практика и даже решения Верховного суда подтверждают: отказался передать документы – можешь схлопотать административный арест.
А вот если при вас действительно нет документов – вы их дома забыли, и об этом заявляете инспектору, – тогда уже никакого ареста, а только штраф 500 рублей или всего лишь предупреждение. Но! В этом случае вас могут доставить в отдел полиции для установления личности и составления протокола. И даже задержать там часа эдак на три. И такие последствия хоть как-то оправданны: вы забыли документы дома, предъявить нечего. А вот когда они у водителя в кармане, а он отказывается их передать, затевает бесполезный спор – это иррационально. Передайте документы, а потом жалуйтесь, если считаете, что их потребовали у вас незаконно.
Сотрудник ГИБДД увидел, что на моей машине не горит подсветка заднего номера, и предупредил: сейчас, мол, буду наказывать по всей строгости. Я сразу поняла, что это шутка. В общем, пришлось пококетничать. И в итоге он спросил: что мне лучше – предупреждение или замечание? Я растерялась. А и правда: что лучше?
Лена, г. ЯхромаНа первый взгляд кажется: что предупреждение, что замечание – все одно! Однако разница огромная.
Предупреждение – это наказание. В постановлении сотрудник ГИБДД так и напишет: признать такого-то виновным и назначить наказание в виде предупреждения. Конечно, это не штраф, не лишение и не арест… Но все равно это наказание, которое свинцовой строкой влипнет в вашу водительскую биографию – вы же привлекались!
А вот замечание объявляется устно. Но объявить его можно в том случае, если ваше нарушение малозначительное. Например, не было при себе полиса ОСАГО или водительского удостоверения, на один день опоздали с уплатой штрафа, на пять сантиметров заехали за стоп-линию. Ну прямо такие уж общественно опасные деяния!
Поэтому пользуйтесь этой нормой: если вы совершили незначительное нарушение, просите сотрудника ГИБДД прекратить производство по делу и ограничиться устным замечанием.
Меня обвинили в совершении обгона якобы там, где это запрещено знаком. Мой маневр инспектор ГИБДД снимал на видеокамеру. Но ведь есть указание министра внутренних дел, которое запрещает фотовидеофиксацию на ручные приборы! Суд должен признать запись незаконной?