banner banner banner
Настольная книга Категорийного менеджера
Настольная книга Категорийного менеджера
Оценить:
 Рейтинг: 0

Настольная книга Категорийного менеджера


Психоэмоциональный портрет категорийного менеджера может включать ряд характеристик, которые помогают успешно управлять категорией продукции в компании. Вот некоторые из них:

Аналитические способности: Категорийному менеджеру часто приходится анализировать данные о продажах, рынке, конкурентах и потребителях. Поэтому важно иметь хорошие аналитические способности для выявления тенденций, прогнозирования спроса и принятия обоснованных решений.

Стратегическое мышление: Категорийный менеджер должен иметь способность мыслить стратегически и долгосрочно, определяя цели категории продукции и разрабатывая планы действий для их достижения.

Коммуникабельность: Успешный категорийный менеджер должен иметь хорошие коммуникативные навыки для эффективного взаимодействия с различными уровнями управления, отделами компании, поставщиками и клиентами.

Умение работать в команде: Категорийный менеджер часто работает в команде с другими отделами, такими как маркетинг, продажи, производство и логистика. Поэтому важно умение эффективно сотрудничать и координировать свои действия с коллегами.

Стрессоустойчивость: В работе категорийного менеджера могут возникают ситуации, требующие принятия решений в условиях неопределенности или под давлением времени. Поэтому важно иметь стрессоустойчивость и способность сохранять спокойствие и концентрацию в сложных ситуациях.

Мотивация и целеустремленность: Успешный категорийный менеджер обычно обладает высокой мотивацией и стремлением к достижению поставленных целей. Он готов принимать на себя ответственность за результаты своей работы и находить способы их достижения.

Творческое мышление: иногда категорийному менеджеру приходится выходить за рамки стандартных решений и находить творческие подходы к управлению категорией продукции, разработке новых продуктов или проведению маркетинговых кампаний.

Главные личностные качества

Находчивость

Креативность

Нестандартное мышление

Эмоциональность (Чувствительность),

Амбициозность,

Нацеленность на результат

Коммуникабельность,

Полная контактность,

Любознательность,

Умение принимать решения,

Брать на себя ответственность,

Внимательность,

Организованность,

Владение техники ведения переговоров и делового общения.

Базовые знания необходимые категорийному менеджеру:

экономическая теория,

основы товароведения,

статистика,

финансовый менеджмент,

технические знания бизнес-процессов в компьютерных программах,

законы и правовые нормы, регламентирующие коммерческую деятельность,

основы логистики,

методы ценообразования,

маркетинг,

социология,

психология, принципы и методы продаж,

знание рынка конкретной категории товара.

Также в каждой конкретной группе товаров необходимы специфические знания, которыми он должен владеть: сроки реализации, применение, потребительские свойства, сезонность и особенности логистики, требования к упаковке и др.

История профессии.

История возникновения профессии берет свое начало в США. В 1927 году молодой менеджер компании Procter&Gamble предложил идею развития компании, путем деления ассортимента на категории по потребительским свойствам. Компания начала расти и завоевывать рынок. Но для осуществления планов по продаже категорий товаров в торговых точках, не хватало специалистов и P&G взяли на себя функцию обучения работы с категориями товара в магазинах партнеров.

Со временем, профессия получила развитие и в других торговых предприятиях. Ее стали вводит предприятия торговли электроникой, IT технологиями, продуктами питания, одеждой, ювелирной продукцией и др. Но использовалась только в предприятиях производства и оптовой торговли.

Становление профессии произошло в 1985 году в розничной сети Schnucks в городе Сент-Луис США. Руководство сети розничных магазинов провело эксперимент, с помощью программы просчитали размеры полочного пространства для каждой категории товара, по показателям продаж. В результате, продажи сильно выросли. С этого момента в розничной торговле стали делить ассортимент на категории, стали выделять группы товаров и анализировать товар в разрезе групп. Появились менеджеры, управляющие отдельной категорией, с функцией достижения максимального товарооборота и повышения прибыли, с учетом пожелания покупателей.

На территории СНГ профессия появилась недавно, с появлением розничных торговых сетей. В государственных предприятиях торговли функции закупа, продаж, логистики, маркетинга осуществляли отдельные отделы, а малых предприятиях одно ответственное лицо.

Сегодня спрос на специалистов данной профессии очень высок. Обучение проводится всего в трех учебных центрах в СНГ.

Функции Категорийного менеджера.

Что он должен делать и знать?

Знать рынок и конкурентов. Слышать потребителя. Определять, что должно быть сделано, но не как. Описывать требования к продукту и держать в актуальном состоянии матрицу. Разрабатывать презентации и инструкции для тех, кто продаёт и помогать продавать.

5 основных функций категорийного менеджера:

Функция №1 «Для своей команды»

Это координация, планирование, принятие решений и корректировка эффективности работы. Несомненно, это общение, убедиться, что все, что всё происходит тогда, когда нужно. Если этого не происходит, почему? Менеджеры создают процесс для совместного принятия решения, определяет приоритеты, также для своей команды они становятся негласным лидером. Что же нужно делать, чтобы стать своим для своей команды? Это знать рынка конкурентов, второе – это слышать потребителей, третье – определять, что должно быть сделано (не как). Менеджер должен описывать требования к продукту и держать базу и описание продукта в актуальном состоянии, разрабатывать презентации, делать инструкции для тех, кто продаёт, помогать продавать продукт. При принятии решения продавать данный продукт должен описывать, визуализировать процесс продвижения этого продукта. Для менеджера есть одно правило: «Если вы не можете продать этот продукт, никто не сможет его продать» Сначала нужно научиться самим, а потом уже научить отдел продаж.

Лучший категорийный менеджер это тот, кто засучивает рукава и поможет своей команде продавать продукт.