Книга Не закрывайте детям горизонт - читать онлайн бесплатно, автор Мадина Рашидовна Кишмахова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Не закрывайте детям горизонт
Не закрывайте детям горизонт
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Не закрывайте детям горизонт

Введение

Умение слышать и видеть ребёнка, направлять и давать пространство и есть основная задача родителя и учителя.

Мария Монтессори


«Не закрывайте детям горизонт» – книга о принятии ребенка как личности. Личности со своим мнением, желаниями. Личности, которая меняется с годами, и эти изменения порой так сложно заметить родителям. Книга о принятии своего ребёнка таким, какой он есть. Книга о важности развития ребёнка до 7 лет. Книга, которая послужит мостом для прочных взаимоотношений с ребёнком во взрослой жизни. Книга, которая подскажет, как стать другом своему ребёнку, другом, который не осудит, поддержит, поможет, другом, с которым можно быть собой. Книга, которая, как тропинка в лесу, поможет вам воспитать уверенного, самостоятельного малыша. «Не закрывайте детям горизонт» – книга, которая показывает, что ребёнку надо быть не только родителем, но и другом, который принимает и поддерживает.

Грядунова Любовь Николаевна


В школьные годы я никак не могла выбрать между профессиями врача и учителя. Но точно знала, что хочу помогать людям. Я выбрала профессию учителя только из-за графика работы, иметь каникулы было очень приятно, тогда я ещё не знала, что учителя работают во время каникул.

В процессе работы я пришла к пониманию, что профессия врача и учителя одинаково может принести как пользу, так и вред. Неправильно поставленный диагноз, так же как и некомпетентность преподавателя, может нанести вред. Вы можете забыть своего преподавателя, но то, какое воздействие он на вас оказал, останется с вами навсегда.

В этой книге я делюсь с вами своим преподавательским опытом. Проработав в сельских школах и садиках, в частных школах и садах, в Монтессори-садиках в России и Китае, пройдя Монтессори-курсы у одних из самых талантливых преподавателей, я пришла к мысли объединить мои знания и опыт в книге, прочитав которую каждый родитель найдёт ответ и, главное, путь к пониманию и воспитанию ребёнка. И тогда не надо будет искать сотни источников, чтобы наконец-то понять, что же надо делать.

Хочу обратиться к отцам, будущим и настоящим: ваше участие в воспитании ребёнка должно начинаться не с 3 лет, когда ребёнок самостоятельный и вы можете взять его на прогулку, а с момента беременности.

Как только вы начинаете проходить беременность вместе с супругой, у вас появляется связь с малышом и укрепляются отношения с супругой. Когда малыш появится на свет и среди ночи будет плакать, вы не будете испытывать стресс и бессилие от незнания, чем помочь. Вы не только будете знать, что делать, но и, главное, будете понимать причину, что и как сейчас происходит с ребёнком. Очевидно, что, принимая такое участие, вы с меньшим стрессом переживете первый год после рождения малыша, вы не только поддержите супругу, но и будете чувствовать, что по-настоящему стали отцом, а это необыкновенное чувство.

Мне посчастливилось найти дело, которое я не воспринимаю как работу, я рада, что нашла своё призвание. Быть причастным к процессу познания мира и становления характера ребёнка очень ценно. Это настолько поразительно, как дети могут видеть мир, удивляться, учиться.

Методика Монтессори и замечательные коллеги, которые делились своим опытом, научили меня быть как солнце, оберегать, поддерживать, направлять детей, быть рядом , но не давить своим авторитетом, не указывать, а главное – не навязывать свою точку понимания этого мира.

Подтверждением для самой себя, что я действительно имею право делиться своими знаниями и показывать, как можно по-другому воспитывать или работать с детьми, пришло ко мне после работы с китайскими детьми. Это был вызов самой себе. Смогу ли я работать с абсолютно другими детьми? Достаточно ли имею знаний и опыта? Когда дети после садика не хотят уходить домой, прячутся от родителей за моей спиной, со слезами уходят домой или когда родители просят поговорить с ребёнком, ибо они видят , что ко мне он прислушивается, или когда родители шлют фотографии ребёнка, как он убирает за собой, как следит за собой, как помогает по дому, и есть подтверждение тому, что я могу делиться своим опытом и знаниями.

Я искренне старалась изложить мои знания и советы по воспитанию детей. Очень надеюсь, что моя книга станет для вас настоящим другом, в котором вы всегда сможете найти ответ или решение различных ситуаций.


Посвящаю эту книгу Грядуновой Любови Николаевне, талантливому преподавателю, мастеру своего дела, человеку с благородным сердцем, который научил и поделился своими ценными знаниями.

Посвящаю эту книгу моему драгоценному сыну, спасибо, что подарил мне радость материнства, научил смотреть на жизнь по-иному.

Благодарю тебя, мой дорогой читатель, за оказанное доверие и выбор.

Глава 1. Как пережить первый год после рождения малыша и не сойти с ума

Научными наблюдениями было установлено, что образование – это не то, что дает учитель, образование – это естественный процесс спонтанного развития человеческой личности, и оно приобретается, не прислушиваясь к словам, а благодаря собственному опыту в окружающем мире. Задачей учителя становится подготовка ряда учебных материалов в специальной образовательной среде и затем отказ от навязчивого вмешательства. Учителя могут помочь только великой работе, происходящей внутри, как слуги помогают мастеру. Делая это, они станут свидетелями раскрывающейся человеческой души и появления Нового Человека, который не будет пассивным наблюдателем жизни, но будет иметь ясность видения, чтобы направлять и формировать будущее человеческого общества.

Мария Монтессори

1.1. Абсорбирующий ум

Первый период от рождения до 3 лет / от 3–6 лет. Это период бурного развития, когда ребенок как губка впитывает всю информацию. Поэтому так важно в этом периоде дать и организовать ребёнку подходящую окружающую среду. Все страхи и комплексы, которые так мешают во взрослом возрасте, зарождаются именно в это период.

Прежде чем перейдём к характеристикам, стоит остановиться и поговорить о таком явлении, как впитывающий ум.

Впитывающий ум – качество памяти, которое есть у ребёнка с рождения до 6 лет. Память, через которую он познает мир и приспосабливается к обществу и окружающей среде. Впитывая окружающую среду, предметы, через которые он познает мир, всё это формирует его личность.

Поэтому так важно в каждый период предоставлять ребёнку ту окружающую среду, в которой он будет максимально развиваться. Говорить с ребёнком, подбирая слова, которые не окажут на него негативного воздействия.

На что же стоит обратить внимание в первый период развития ребёнка? Что является катализатором этих процессов?

1.2. Сензитивный период

Это период наивысшего развития той или иной особенности. Период, который не повторяется, и если упустить его и не развивать определенные качества, в дальнейшем ребенок может их приобрести, но не в той мере, в которой мог бы, если эти качества развивались бы в нужный период.

Выделяют сензитивные периоды речи, движения, порядка, сенсорики и социального поведения. В каждом последующем периоде я буду выделять все сензитивные качества, которые должны быть развиты в определенном возрасте.

С рождения до года ребёнок развивается стремительно: он учится держать голову, переворачиваться, садиться, держать предметы, ходить и учит первые слова. Очень важна психологическая и эмоциональная атмосфера в семье. Стресс или негатив будут иметь самое сильное влияние на малыша, это и постоянный плач, и, возможно, что ребёнок начнёт заикаться или будет бояться резких и громких звуков. В сензитивный период движения очень важно делать различные упражнения, которые помогут ребёнку лучше держать голову, поворачиваться, держать игрушку, реагировать на звук. Дать познавание окружающего мира через 5 органов чувств. Сензитивный период развития речи – обязательно говорите с малышом как со взрослым, не используя слова типа «ням-ням» вместо «пора обедать».

В 1–3 года ребёнок может самостоятельно ходить, бегать, прыгать, одеваться, убирать игрушки, помогать, может самовыражаться, не любит делиться своими вещами. Этот возраст ещё важен тем, что именно сейчас происходит сензитивный период порядка, ребёнок готов учиться ухаживать за собой, готов понимать и следовать распорядку. Но как только в привычном для него распорядке что-то изменится, он непременно будет плакать, и это сказывается для него стрессом. Поэтому если вы знаете, что на следующий день предстоят какие-то мероприятия или вы идёте в гости, следует объяснить это ребёнку и проговорить предстоящий день. Ведь распорядок даёт ему чувство защищённости. Дети знают, чего ожидать. В этом возрасте происходит пик сензитивного развития речи, поэтому важно читать книги, учить говорить предложениями, излагать свои мысли.

В 3–6 лет происходит отделение от семьи, ребёнок начинает ходить в детский сад, становится более физически крепким. Ребёнок практически не реагирует на изменения в распорядке дня, может легко приспособиться. Понимает и готов делиться своими вещами. Обладает достаточно большим словарным запасом слов. Дети любят рисовать, писать, лепить. С интересом принимают участие в командных играх. Любят помогать взрослым.


Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем воспитании.

Мария Монтессори

1.3. От рождения до года

Беременность – очень важный процесс. Так же важен процесс подготовки к беременности. Почему? Правда такова, что беременность – прекрасная пора на 50%, на оставшиеся 50% это стресс, недосып, боли в пояснице, отеки, газообразование и, наконец, токсикоз. Поэтому так важно обоим родителям, именно обоим, подготовиться морально и психологически к этому процессу. Как? Во-первых, муж должен быть приобщен к процессу подготовки на 100%, его поддержка в разы облегчит этот период. Во-вторых, вы можете прочитать, какие продукты питания вызывают те или иные реакции в организме, так вы сможете избежать проблем с пищеварением. В-третьих, вы можете посмотреть видео о развитии малыша в каждый триместр, это поистине поразительное чудо.

Отдельным пунктом я хочу выделить прогулки и сон. Прогулки совершать лучше в парках, медитировать при ходьбе, концентрируясь на дыхании, настраивайтесь на позитивные мысли, говорите со своим ребёнком. Я отчетливо помню, как во время беременности я часто гуляла по парку и говорила с сыном, гладя живот, уверяю вас, я буквально чувствовала, что между нами устанавливается взаимопонимание и он всё чувствует и слышит. Сон, в ближайшие пару лет его у вас будет не очень много, поэтому в ближайшие 9 месяцев отдыхайте и спите, но нужна мера, не надо вести малоподвижный образ жизни: чем активнее вы живете, тем больше кислорода попадает к ребёнку, и ваши процессы в организме более налажены. Говоря о сне, хочется упомянуть о подушках для беременных, ведь, как известно, ближе к родам всё тяжелее уснуть, такая подушка – отличное решение этого вопроса. Следите за балансом воды, поднимайте ноги, ешьте меньше соленой пищи, чтобы не отекать.

Случаи бывают разные, не всегда получается спланировать беременность. Но если есть такой шанс, подготовьтесь морально и психологически – как только вы будете готовы к тому, что вам предстоит, ваш организм будет воспринимать беременность как естественный процесс. Это подтверждает огромное количество мам, в том числе и я.

Когда вы подготовлены к процессу беременности, ваш организм не будет на него реагировать в первую очередь токсикозом. Конечно, токсикоз бывает, даже если вы ждали эту беременность несколько лет, но таких очень мало. Поэтому не спеша подготавливайте себя и мужа к беременности.

В обе свои беременности я хотела помидоры в огромном количестве и жареную картошку. С первой беременностью я до последнего давала частные уроки, ибо чувствовала себя отлично, а со второй за 2 недели до родов меня пригласили на утреннее шоу на местном телевидении и в тот же день на радиошоу. Помню, оператор спрашивал, точно ли все хорошо, узнав, на каком сроке я нахожусь.

Есть такое понятие, как баланс. Он важен во всем. В первую очередь он возникает, когда то, что вы делаете, органично для вас.

Общество порой ставит женщин в рамки – когда и во сколько беременеть, сколько иметь детей, что первым должен быть мальчик.

Мои мамочки, будущие и настоящие, когда беременеть, зависит только от вас, только вам одной предстоят все сложности и трансформации тела, вам одной справляться с изжогой и газообразованием, вам одной переносить боль во время рождения, будь то естественные роды или кесарево сечение, вам одной предстоят бессонные ночи, и только вы будете посвящать 24/7 ближайшие пару лет своему ребёнку, отодвинув свою социальную жизнь. Поэтому вопрос «когда беременеть?» зависит только от вас.

1.4. Почему первый год жизни так важен?

Как часто вы слышали фразу «Да он ещё маленький, ничего не понимает» или «Подрастёт – начну воспитывать». Каждый раз, когда я это слышу, я беспощадно начинаю приводить этому «эксперту» примеры, какие необратимые ошибки влечет и какое пагубное влияние такое отношение оказывает на ребёнка, а потом, когда ребёнку 4–6 лет, родители начинают возмущаться: «Да что с тобой такое? Вот соседский мальчик и активный, и во всем первый, а ты жмёшься ко мне» и, самое ужасное, насильно толкают ребёнка к детям, чтобы он стал «своим». А слова, которые родители используют, когда ребёнок не проявляет лидерских качеств! Слова, которые эхом будут отзываться всю жизнь, и комплексы, с которыми он будет постоянно бороться. Ведь дело не в ребёнке, а в том, как вы к нему относились с самого начала.

Вы должны понимать суровую истину: ваши слова и действия оказывают громадное влияние на ребёнка, вы не сможете, нанеся вред, впоследствии всё исправить, останутся рубцы, которые будут тревожить вашего малыша всю жизнь.

Новорожденный малыш должен попадать в подготовленную домашнюю среду. У него должно быть место для его пелёнок, кремов, место для сна, ванночка. Очевидно, но почему? Вначале я упомянула, что в первом периоде развития ребёнка, в сензитивном периоде, обострено чувство порядка. Хотите избежать бессонных ночей и плачей? Читайте дальше внимательно – чувство порядка и рутины даёт ребёнку чувство защищенности.

Подробнее – 9 месяцев малыш провёл в плаценте, в ограниченном, комфортном, знакомом пространстве. Он протянул ручку – «ага, мне это знакомо, надо упереться ножкой, и я перевернусь», если дотронулся до пуповины, тоже оно знакомо. А теперь представьте, что он испытывает, родившись, – пространство вокруг него увеличилось в миллионы раз. Поэтому если пеленать ребёнка, он не пугается своих рук и чувствует знакомое, ограниченное пространство.

Так почему же важно пеленать и укладывать его в одном и том же месте или на его пеленках? Ему знаком запах, это даёт чувство защищённости, когда в 3–4 месяца вы даёте ребёнку ручки, очень полезно класть вокруг него валики для малышей, ограничивать вокруг него пространство.

1.5. Как кормить грудью?

Вопрос, кормить или нет грудью, лучше не ставить. В первую очередь вы должны думать о своём здоровье и здоровье ребенка. Ведь, когда вы кормите грудью, ваш организм быстрее восстанавливается, ребёнок получает все полезные вещества и, что самое главное, он психологически растёт спокойным. Ведь, чувствуя ваш запах и близость к вам, он спокоен. Впоследствии, если вам предстоят перелёты или поездки на машине, кормление грудью вас спасёт от нескончаемого плача и стресса.

Также вы можете забыть о бессонных ночах. Почему? Укладывая днём ребёнка в кроватку или люльку, на ночь лучше его брать к себе в кровать, положить пеленку, обложить его валиком, чтобы он чувствовал ограниченное пространство. Захотел поесть среди ночи – вам надо лишь положить его на бок и дать грудь. Но будьте аккуратны, следите, чтобы ваша грудь не закрывала ему носик, к сожалению, такие несчастные случаи тоже бывают. Но предупреждён – значит, вооружён. Каждый раз, когда вы его покормили, перекладывайтесь на другой бок, чтобы легче было давать другую грудь и избежать уплотнений, когда вы даёте одну грудь чаще, чем другую.

Говоря о чередовании груди, вы можете подкладывать хлопковую салфеточку, чтобы не забыть, какой грудью уже покормили. Чередование важно, так не будет застоя молока, и грудь будет иметь одинаковую форму, когда перестанете кормить ребёнка.

Чтобы не трескались ареолы, будьте внимательны, когда ребёнок захватывает сосок. Если вы дали ему неправильно, то будут постоянные трещины, и каждый раз вы будете испытывать боль.

Когда ребёнок захватывает сосок, его губки должны быть вывернуты наружу, если он захватил нижнюю губу, аккуратно поправьте ее. Он должен захватить сосок и часть ареолы, тогда кормление проходит верно и без вреда для груди.

Когда ребёнок поест, обязательно подержите его вертикально, чтобы произошла отрыжка. Положите его вертикально на грудь, слегка откиньте свой корпус назад. После отрыжки положите его на бочек на его пеленочку, аккуратно подложив под спинку валик, чтобы он лежал на боку и при этом не перевернулся на животик. В таком положении, если снова произойдёт отрыжка, молоко стечёт со щеки.

Многие советуют придерживаться интервала в 3 часа между кормлениями. Все дети разные, и аппетиты тоже. Поэтому наблюдайте за вашим малышом, если и через час он плачет и хочет есть, покормите его, может, в прошлое кормление он поел немного или уснул, не доев, может, молоко недостаточно жирное, чтобы ему надолго хватало.

Также не стоит забывать о воде, давайте ребёнку пить в перерывах между кормлениями.

1.6. Диета кормящей мамы

Есть список продуктов-аллергенов, которые есть не стоит. Помню, после родов у нас в палате разгорелся спор, кто-то говорил, что можно есть всё, кто-то – что надо соблюдать диету. Ведь всё, что мы едим, сказывается на качестве и составе молока. Я придерживаюсь мнения , что надо соблюдать диету, и с 4 месяцев понемногу вводить новые продукты в свой рацион, так, чтобы к 7–8 месяцам вы могли есть все продукты. Ведь если вы будете есть продукты, которые вызывают у ребёнка газообразование, хлопот вам потом не избежать, пока снова не наладится его пищеварение. Так зачем усложнять вам обоим жизнь, когда можно, соблюдая диету, избегать стрессов. Так как в этот период происходит быстрое развитие ребёнка, важно уделять внимание его физическому развитию – массаж, упражнения для рук и ног, упражнения, которые помогут ему переворачиваться, садиться и держать голову, ползти к игрушке, держать предмет, следить за движением предмета.

Так как женские половые органы должны занять своё место, принято, что полностью в сидячее положение можно сажать девочек к 7 месяцам, мальчиков – в 6 месяцев. Повторюсь, каждый ребёнок уникален, но есть основные закономерности развития, применимые ко всем, их надо адаптировать к своему ребёнку.

1.7. Как отлучить ребёнка от груди

К 10–11 месяцам возникает вопрос, как же отлучить ребёнка от груди. Существует огромное множество различных вариантов, но лучше избегать тех, которые потенциально вызовут у ребёнка стресс, а именно оставлять ребёнка у родных на пару недель и т. п.

Первым шагом на пути отлучения от груди должно служить наблюдение за ребёнком: как часто ему требуется грудь, в каких случаях он просится к ней. Чаще ребёнок просто успокаивается, находясь рядом с вами, он просится к груди. Но если есть какие-то вещи или игрушки, которые можно предложить ему как альтернативу, и он соглашается, тогда можно начинать процесс отлучения от груди. Но если вы наблюдаете за ребёнком и видите, что она ему необходима, что это единственное, что его успокаивает, то дайте ему время, не стоит насильно начинать этот процесс.

Начните с того, что, когда он просится к груди, ограничивайте его во времени: если он мог находиться под грудью 30 минут, уменьшите до 20, 15 минут и предложите альтернативу: обнять игрушку, или скажите, что грудь устала – да, именно так, придавая ей «чувства», ребёнку будет легче объяснить, почему надо прерывать процесс кормления.

Когда вы говорите: «Грудь устала, как и ты, она хочет спать», ему это легче понять, приводите в пример его или ситуации, которые он понимает, к примеру: «Пора тебе спать».

Один из вариантов, испробованный лично мной: я помазала грудь кетчупом, было смешно, когда он брал грудь, он долго смотрел и не мог понять, что это с ней, почему такой цвет, потом настороженно взял, и, конечно, ему не понравился вкус, и он немного обжег рот. И каждый раз, когда он хотел грудь, я говорила: «Она невкусная и острая», он ложился на грудь, обнимал и засыпал. Первые дней пять были тяжелыми для нас обоих – он просился к груди, а мне было его жалко.

Но вы сделаете для него этот процесс ещё тяжелее, если, начав, нарушите и дадите грудь. Он поймёт, что определенным поведением можно ее добиться, а как результат, вы будете злиться и срываться на ребёнке. Поэтому, раз вы начали этот процесс, доводите его до конца.

Будут ли слезы? Конечно, да! Будет ли тяжело? Всё зависит от вашего терпения и последовательности – чтобы привить ребёнку привычку, надо две недели. Если в течение двух недель вы будете последовательны, терпеливы, нежны (не выходите из себя и не срывайтесь на ребёнке, ему так же тяжело, как и вам), будете повторять всё как рутину, то процесс пройдёт менее стрессово и травматично.

1.8. Все «за» и «против» использования пустышек для новорожденных

Покупая «приданое» для будущего малыша, вам придется решить, нужна ли пустышка для новорожденного. «За» и «против» такого приобретения взвесить необходимо весьма тщательно.

В психологически восприимчивом периоде беременности и после родов на нас очень сильно действуют всевозможные маркетинговые приемы, предлагающие для новорожденных смеси, бутылочки, пустышки всевозможных видов и составов, да еще рядом с милейшими улыбающимися малышами.

Как же сложно устоять! Тем более что с самого раннего детства в наше сознание закладывается образ младенца с соской. Но, ожидая появления своего малыша на свет, вы наверняка задумываетесь: а нужна ли пустышка новорожденному?


Отрицательные моменты использования пустышек

1. Пустышки могут испортить прикус ребенка, искривить зубки, а также от них очень сложно малыша потом отучить. Таких деток сразу узнаешь по чуть приоткрытому ротику при отсутствии насморка. Это может приводить к частым простудам.

2. Но куда более серьезным является ущерб от пустышки грудному вскармливанию. Уменьшение лактации происходит вследствие того, что новорожденный вместо еды получает пустышку, или он сосал ее до еды. Лицевые мышцы младенца быстро устают. Соответственно, когда новорожденного приложат к груди, он съест гораздо меньше, чем следовало бы. Но не потому, что насытился, а потому, что устал.

В обоих случаях организм женщины получает сигнал о том, что молока нужно меньше, и, естественно, сокращает его выработку.

3. Отказ от груди. Какой бы ни была форма соски, она всё равно не соответствует реальному соску женщины. Процессы сосания пустышки и груди различны, новорожденный начинает путаться в том, как ему поступить, беспокоится и в результате может вообще отказаться от трудоемкого процесса добычи молока.

Особенно если неуверенная в себе мама начнет прикорм искусственными смесями, поверив домыслам о «плохом качестве молока» или о «нежелании ребенка брать грудь».

4. Неправильное прикладывание.

Еще одной особенностью неправильного прикладывания к груди, сформированного соской, является заглатывание воздуха при кормлении. А это уже причина бурления в животике, беспокойства и криков младенца.


Главное правило

Знайте! Необходимо запомнить и свято соблюдать первое и самое важное правило: прежде чем хвататься за соску, необходимо выяснить причину детского плача.


1. Крик – это единственная доступная новорожденному форма сообщить о том, что у него что-то не в порядке. Он не может еще сказать: «Мама, я хочу покушать», или «У меня болит голова», «Я замерз», или «Мне жарко».

2. Девять месяцев малыш жил внутри вас. Радовался и переживал вместе с вами, вместе с вами гулял, спал и ел. А теперь новорожденному приходится жить самостоятельно. И он надеется, что мама его услышит и поймет.

Возможно, вам потребуется время, чтобы по внешним признакам научиться угадывать, что нужно младенцу. Но если не прикладывать усилий, то можно не научиться этому никогда.

1. Обращаясь к маме, малыш надеется, что ответом на его крик будет именно мама, а не вещь. Ну нет у новорожденного никакого отвлеченного сосательного рефлекса. Ему требуется именно мамина грудь, ее молоко, ее тепло, ее привычный звук сердцебиения, который он слышал все месяцы до своего появления на свет.