Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до двух присутствуют:
• гнев;
• злость;
• огорчение;
• неудовольствие.
Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у малыша, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, всё получится. В награду за родительское терпение и помощь дети проявляют большой спектр положительных эмоций:
• улыбку;
• радостные возгласы;
• смех.
Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде проходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.
Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет
Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию
Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.
К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует малыша, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.
В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.
Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:
• завистью;
• ревностью;
• жадностью;
• соперничество.
Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:
• показывать, как нужно общаться с другими детьми;
• научить играть в команде;
• объяснить, почему проявляемые реакции нежелательны.
Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся кризисом. До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.
Общие рекомендации по раннему эмоциональному развитию до 3 лет
Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.
Последовательность.
Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.
Сдержанность.
Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость – не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станет для ребёнка лучшим примером контроля.
Творчество.
Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир.
Беседа как инструмент коррекции.
Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании, как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злиться, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.
Часто дети проявляют злость, когда на самом деле испытывают неуверенность, они чувствуют, что их успехи не замечают, их не признают, или других детей хвалят чаще, чем его. Важно, видя такую реакцию, проговорить с ним, что все замечают его старания и его искренне любят, даже если про это ему часто не говорят. Чтобы ребёнок мог социально адаптироваться, не стоит его перехваливать и говорить ему, какой он исключительно превосходный, ведь, попав в группу с другими детьми, он поймёт и увидит, что есть дети, которые справляются с играми лучше него. Какие он будет испытывать эмоции к ним? Однозначно негативные, и в дополнение начнут развиваться различные комплексы.
Давая время ребёнку на адаптацию, не перехваливая его, поддерживая, вы сформируете уверенного ребёнка, независимого от похвалы и готового к здоровой конкуренции.
Игра.
Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как они выглядят со стороны, подсказав, в каких ситуациях их использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно, как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.
Вместе с ребёнком попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит в зеркало – как он при этом выглядит. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.
Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становления личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенствованию его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.
2.3. Истерики
Многие мамы и папы оказываются в растерянности, когда их прежде спокойный и послушный малыш вдруг становится совершенно неуправляемым, закатывая истерики по малейшему поводу. Чаще всего это происходит, когда кроха перешагивает двухлетний рубеж. Истерики у детей 2–3 лет – явление совершенно нормальное, но, чтобы быть к ним готовым, лучше знать заранее, почему они случаются и как на них реагировать.
Причины детских истерик
Ребенок растет быстро и в какой-то момент начинает осознавать, что он личность, со своими собственными желаниями, далеко не всегда совпадающими с мнением и желаниями взрослых. Период становления собственного «я» чаще всего приходится на 2–3 года, этим и объясняется пик истеричности в данном возрасте.
Желания есть, а выразить их, а тем более обосновать малыш пока не в состоянии. Он начинает упрямиться, противиться мнению взрослых. И при неумении облечь свой протест в словесную форму пользуется способом, к которому привык еще в младенчестве, – начинает громко плакать.
Ребенок с огромной скоростью познает мир, приобретает всё новые навыки, начинает понимать всё большее количество слов. И зачастую детская психика просто не в состоянии справиться с подобными изменениями, малышу требуется эмоциональная разрядка.
Что может спровоцировать истерику?
Взрослым может казаться, что порой истерика возникает у ребенка на пустом месте. Но существуют определенные факторы, способные спровоцировать подобные состояния:
• Конфликты в семье. Ребенок испытывает сильный стресс, когда ссорятся важные для него люди. Постепенно накапливается напряжение, которое может закончиться истерикой. Иногда таким способом кроха неосознанно пытается отвлечь взрослых от конфликта, переключая внимание на себя.
• Изменения в привычном течении жизни. Дети – большие консерваторы, и внезапные изменения способны выбить их из колеи. Малыш впервые пошел в детский сад, семья переехала на новое место, родился младший брат или сестра – любое из этих событий вызывает эмоции и переживания, с которыми дети не всегда в состоянии справиться.
• Потребность в родительской любви и внимании. Ребенок нуждается в ощущении близости и подтверждении любви к нему родных людей. Если родители, занятые своими проблемами, уделяют малышу недостаточно внимания, он не способен объяснить им свои переживания, но вполне может их показать, устраивая «концерты».
• Непоследовательность в воспитании. Когда один из взрослых членов семьи запрещает что-либо, другим также следует придерживаться подобной линии поведения. В противном случае ребенок быстро поймет, кем можно манипулировать с помощью истерик. Запреты и правила должны быть выработаны в семье и неукоснительно соблюдаться.
• Избыток впечатлений. Даже если они положительные, детской психике иногда трудно бывает справиться с большим объемом информации. Малыш утомляется, перевозбуждается, и результатом нервного перенапряжения может стать истерика.
Родителям следует научиться различать детские истерики разных видов:
• Произвольные. В этом случае ребенок четко осознает, что и для чего он делает, он знает, какого результата хочет достичь. Это именно тот вид истерик, который нуждается в применении мер воспитания. При неправильной реакции и потакании со стороны взрослых истерики с целью манипуляции могут оказать негативное влияние на формировании характера ребенка.
• Непроизвольные, или неконтролируемые. Они похожи на состояние аффекта, когда малыш практически ничего не видит, не слышит и не ощущает. В такой ситуации он способен нанести серьезный вред себе или окружающим. Объяснять что-либо ребенку в момент непроизвольной истерики бесполезно: слова просто не дойдут до его сознания.
Началось: правила поведения для родителей
• При первых признаках возникновения истерики, когда ребенок начинает капризничать и проявлять недовольство чем-либо, нужно постараться отвлечь его внимание. Предложить ему игрушку, книжку, показать, что происходит за окном. Детская психика функционально подвижна, благодаря чему малыши могут быстро переходить из одного настроения в другое. Бывает достаточно показать крохе что-либо интересное, чтобы его внимание переключилось.
• Необходимо сохранять полное спокойствие. Истерика произвольного типа всегда рассчитана на публику, которой являются родители. Если мама с папой игнорируют несносное поведение своего чада, истерическое состояние постепенно сойдет на нет. Здесь главное – не переусердствовать, чтобы не довести ребенка до отчаяния своим безразличием.
• Нельзя идти на уступки. Уступив один раз, можно спровоцировать частые истерики в дальнейшем. Карапуз, получив желаемый результат, будет прибегать к проверенному способу снова и снова.
• Не следует ругать малыша, шлепать, стыдить или повышать на него голос, это неверная тактика при любом типе истерики. Если ребенок громким плачем добивается чего-либо, эффекта такое родительское поведение иметь не будет, оно лишь покажет малышу, что мама с папой тоже не всегда в состоянии контролировать свои эмоции. Если же истерика непроизвольная, то ребенок просто ничего не услышит и не поймет.
• При непроизвольной истерике единственная возможность прекратить ее – это снять психическое напряжение, чтобы малыш смог быстрее прийти в себя. Здесь важен тактильный контакт, хорошим способом будет взять кроху на руки, обнять покрепче и ласково поглаживать. Только после того, как ребенок успокоится и будет способен воспринимать слова, можно начинать с ним диалог
Развиваясь, ребенок еще только учится управлять своим поведением и контролировать эмоции, поэтому всем детям приходится пройти через истерические приступы. Однако в силах родителей уменьшить частоту и тяжесть таких эмоциональных всплесков.
• Соблюдать распорядок дня. Маленьким детям необходимо придерживаться четкого режима, это создает у них ощущение безопасности. Если ребенок голоден, устал и хочет спать, он с большой вероятностью может устроить истерику.
• Предупреждать о грядущих переменах. В случае, когда в жизни семьи и ребенка планируются какие-либо изменения, необходимо заранее подготовить к ним малыша. Если он должен впервые пойти в детский сад, следует заранее это обсудить, рассказать, чем он будет там заниматься, для чего это нужно. Таким образом, у крохи будет время приспособиться, что поможет снизить вероятность истерик. Когда в семье ожидается пополнение, ребенку следует объяснить, что ему не нужно ревновать к братику или сестричке, что мама с папой будут любить его по-прежнему. Разумеется, нужно уделять старшему достаточно внимания как до, так и после рождения второго малыша.
• Твердо стоять на своем. Ребенок должен четко понимать, что с помощью истерик он не может манипулировать родителями. Если решение принято, оно не должно быть изменено под воздействием поведения малыша.
• Запрещать только тогда, когда это необходимо. Прежде чем отказать ребенку в просьбе, следует подумать над тем, является ли запрет необходимым в данном случае. Например, если кроха не хочет гулять в парке, а рвется играть на детскую площадку, почему бы не пойти ему навстречу? Не нужно применять правила исключительно ради правил.
• Предоставлять право выбора. Лучше избегать прямых указаний: это верная дорога к детскому бунту. Ребенок хочет самостоятельности, и родители вполне могут ее предоставить. Разумеется, в определенных пределах. Например, предложить малышу самому выбрать на завтрак кашу, которую ему хочется, или другую полезную альтернативу. Предлагая выбор, главное – правильно поставить вопрос, он должен включать конкретные варианты. Не нужно спрашивать кроху: «Что бы ты хотел съесть на завтрак?», иначе его ответ может совершенно не устроить маму.
• Уделять достаточно внимания. Малышу необходимы родительское внимание и забота. Никакие игрушки, и уж тем более современные гаджеты не в состоянии удовлетворить эту потребность. Общение с родителями доставит ребенку гораздо больше радости и положительных эмоций, чем любая покупка.
• Предоставлять время для игр. У ребёнка обязательно должно быть достаточно времени для самостоятельной игры. Во время этого процесса никто не должен отвлекать его и мешать, ведь он занят ответственным делом.
• Использовать просьбы. Если ребенок начинает капризничать, можно подозвать его к себе и дать какую-нибудь вещь (игрушку, книжку и т. д.), попросив отнести ее папе или убрать куда-либо. Как вариант – попросить помочь в чем-то, малыш с удовольствием окажет посильную помощь, почувствовав себя взрослым и забыв о капризах.
• Прояснять чувства. Ребенок часто не в состоянии выразить свои чувства. Родители могут помочь малышу, проговаривая и давая понять, что они их разделяют. Например: «Я понимаю, что ты злишься», «Я думаю, ты устал, мы долго гуляли». Это поможет крохе осознавать свои чувства, научиться говорить о них и контролировать их. Однако он должен знать, что есть ситуации, в которых определенное поведение недопустимо.
В каких случаях необходимо обратиться к врачу
Истерикам подвержены абсолютно здоровые дети, но есть ситуации, на которые следует обратить особое внимание. В отдельных случаях истерические приступы могут быть начальными признаками серьезных патологий, в частности, аутизма. Необходима консультация врача, если:
• есть факторы, которые могли привести к нарушению развития центральной нервной системы ребенка (выявление патологий во время беременности, тяжелые или ранние роды и т. д.);
• малыш отстает в физическом, психическом развитии, присутствует темповая задержка в развитии речи;
• ребенок слабо интересуется окружающим, может в играх часами повторять одни и те же движения, неадекватно реагирует на любое вмешательство в игру.
Частые истерики у малыша в определенном возрасте не являются признаком каких-либо отклонений, они свидетельствуют о возникновении у ребенка потребности в самостоятельности, в принятии собственных решений. Взрослым необходимо разобраться в причинах и выработать правильную тактику поведения. И тогда непростой период детских истерик пройдет не так болезненно для малыша и его родителей.
К примеру, вы и ваш малыш едете в машине в парк погулять и поесть мороженое. Вы за рулем, а ребёнок сзади. Он начинает бить ногами в ваше кресло, отвлекая вас от дороги. Как поступить в этой ситуации? Ответьте на вопрос и прочтите дальше, интересно будет узнать, есть ли совпадения в ответах.
Для начала надо объяснить ему, что мы не бьем по креслу, потому что это отвлекает от дороги и может случиться авария. Если через какое-то время малыш снова бьет по вашему креслу, вы можете предложить ему поиграть в игру с вами или дать ему книгу и игрушку, чтобы отвлечь. Если он снова начинает бить по креслу, вы спрашиваете у него, почему нельзя бить по креслу, что может случиться (это делается для того, чтобы ребёнок сказал причину, ее осознал), предупредить его, что если он, зная причину, всё равно будет бить по креслу, вы вернётесь домой. Здесь или ребёнок перестанет, ибо понимает, что вы можете вернуться домой, или он продолжает это делать, потому что думает, что вы не поедете домой. Если он продолжает, вы разворачиваете машину и едете домой.
В этой ситуации надо быть последовательным, чтобы ребёнку были ясны причины и последствия.
Если вы прикрикнете на него, не объяснив, вы не добьётесь ничего, а в дополнение такие ситуации будут часто происходить, портя настроение всем. Если вы предупредили ребёнка, что предупреждаете последний раз, это точно должен быть последний раз. Ни его слезы, ни жалость к ребёнку, ни нарушение планов не должны влиять на ваше решение. Если вы поступите так, ребёнок поймёт, что надо слушаться, потому что наглядно было продемонстрировано, что происходит, если продолжать капризничать.
Кричать на ребёнка, а тем более бить его нельзя. Во-первых, это негуманно, он слабее вас, и не надо давить на него своим авторитетом. А во-вторых, он привыкнет к этому. Он будет знать, что крик надо переждать, а удары перетерпеть – и можно заново все повторять, ведь что ещё вы можете сделать, когда к самому страшному он уже привык.
Надо стараться воспитывать ребёнка так, чтобы, если вы переходите на повышенный тон, он знал, что сделал что-то плохое, он будет стараться этого не допустить, потому что такое ваше поведение ему непривычно и неприятно.
2.4. Интеллектуальное развитие ребенка
Особенности интеллектуального развития ребенка 1-го года жизни
Какие же игры и игрушки помогут развивать малыша в таком раннем возрасте?
Пирамидка
Нанизывать и снимать колечки – занятие, которое помогает связать ручки и глаза в единый механизм. Малыш видит, как это делает взрослый руками, и после старается повторить своими. Он понимает, что овладевает своим телом.
Кубики
Из них можно строить домики, складывать их в коробочку и так далее. Они развивают координацию и в дальнейшем поспособствуют развитию математического мышления.
Мячик
Как игра друг с другом (малыш ощущает себя партнером), так и в одиночку (крохе интересно, куда покатится мяч).
Показывать пример на кукле или игрушке
Как умывать, расчесывать, танцевать, петь и так далее. Малыш сначала подражает вам, проделывает это с игрушками, но позже может начать делать сам. Это весело и полезно для восприятия.
Делать всё вместе, объясняя каждое действие
Вы убираете, говорите, зачем это делаете, что будет после. Попробуйте развить интерес у крохи – и в дальнейшем у вас готов помощник!
Читать книги, рассматривать картинки
А после прочтения можно разыграть сценку с куклами. У малыша чудесно будет развиваться воображение.
Следующий год пролетит так же быстро, как и первый.
Особенности интеллектуального развития ребенка в 1,5 года
Что малыш умеет в полтора годика?
Начинает распознавать формы вещей.
Кубики или шарики. По просьбе родителя может показать на эту вещь. Подбирает игрушку, как на показанной картинке.
Серьёзно увлекается сортером.
Понимает, как нужную формочку засунуть в определенное отверстие.
Различает и по величинам предметы.
Где побольше, где поменьше. Может указывать на них.
Начинает понимать, что есть разные цвета.
Уже в них немного разбирается и, может, уже выделил для себя пару любимых цветов.
Какие игры помогают развитию в этом возрасте
Рисование
Давайте крохе карандаши и фломастеры, пусть рисует разные полоски, зигзаги, овалы. Разрешайте рисовать под своим наблюдением, так как карандаш – острый предмет.
Чтение книг
Малыш ещё не читает, но может делать имитацию этого, листать аккуратно страницы книги, рассматривать картинки и узнавать героев, пытаться рассказывать про них истории.
Игры на улице
Они намного безопаснее, чем игры дома. Так как там шире пространство, нет углов, зеркал и сервантов, об которые можно удариться.
Мячик
Такая же ходовая игрушка. Малыш уже стал более ловким, и управлять мячом легче и интереснее.
Можно начинать играть в «Крокодила»
Показывать кого-то в действиях, со звуками, что бы малыш узнавал.
Особенности интеллектуального развития ребенка 2 лет
А что происходит с сознанием в два года малыша?
Распознает больше разных форм игрушек – куб, шар, кирпич и яйцо овальное.
Умело играет с сортером.
Может разложить игрушки или другие предметы по убыванию размера или по увеличению. Если это кольца от пирамидки, то после – нанизать их в правильном порядке.
Различает больше цветов.
Если до этого ему показали определенный цвет, то он его сможет показать.
Повторяет новые движения, если их показывает взрослый.
Начинает распознавать предметы по свойствам веса, структуры или температуры – горячий, холодный, ворсистый, гладкий, легкий или тяжелый.
Понимает, что хочет нарисовать.
Указывает на рисунке, где что изобразил.
Выполняет два действия с предметом (игрушкой) последовательно.
Пример: везет машинку (КамАЗ) и загружает ее песком, гуляет с куклой в коляске, гладит и рассказывает сказки.
Чем занимать кроху, чтобы пробудить новые интересы?
Придумывайте малышу такие ситуации, чтобы он самостоятельно думал, как решить то, что сложилось.
Разбросаны игрушки и нет места, где повозить любимую машинку? Пусть кроха уберет все ненужное на место.
Показывайте новые действия с куклой.
Не только баюкать и катать, а и поить чаем, расчесывать. Или с машиной – мыть машину, парковать, возить еду другим игрушкам.
Самое время приучать к уборке дома.
Малыш уже много раз видел, как вы пылесосили или мыли полы. Делайте всё вместе. Дайте сначала крохе несложное задание – вытереть пыль, а дальше добавляйте по мере выполнения.
Развивать творческое мышление – с помощью рисования, танцев под музыку, лепки из пластилина.
Можно начинать собирать небольшие пазлы или применять конструктор. Сначала всё проделывайте вместе, а после, когда кроха будет достаточно увлечен, он сможет и самостоятельно проводить время за любимыми занятиями.
Знакомить с детьми того же возраста.
У них появятся общие интересы, игры и развлечения. Первый друг запомнится малышу на всю жизнь. К тому же малыш начнет делиться игрушками, не отбирать без спроса, вести диалог.
Игры по методике Марии Монтессори
Я хочу поделиться с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.
В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но, прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.