Книга Не закрывайте детям горизонт - читать онлайн бесплатно, автор Мадина Рашидовна Кишмахова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Не закрывайте детям горизонт
Не закрывайте детям горизонт
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Не закрывайте детям горизонт

2. Кто-то из вас может заметить, что не всегда младенец ест, когда сосет грудь. Бывает, что он просто удерживает грудь во рту, но тут же начинает сосать активнее при попытке ее убрать. Это означает, что новорожденный испытывает некий психологический дискомфорт и ищет защиты и успокоения в маминых объятиях.

Давая ребенку в этот момент пустышку, мы просто обманываем его и оставляем наедине с проблемами. Ничто не успокоит младенца лучше материнских объятий.

Современные невропатологи пришли к выводу, что постоянное пользование соской приводит к дефициту общения матери и ребенка, что негативно сказывается на его развитии и психологической устойчивости. Этим закладываются будущие проблемы во взаимодействии взрослого человека с окружением: его недоверие к родным, неумение строить отношения, выбор дурных привычек как средства снятия стресса.


Когда пустышка не во вред

«Так давать ли пустышку новорожденному?» – подумаете вы и решите не покупать ее. Не стоит поступать столь категорично. Бывают ситуации, когда без пустышки не обойтись:

• форс-мажор при грудном вскармливании;

• искусственное вскармливание;

• заболевание ротовой полости и костно-мышечного аппарата челюсти;

• как средство отвлечения и успокоения в сложных обстоятельствах.

В целом при грудном вскармливании пустышка новорожденному не требуется: и пососать, и успокоиться, и отвлечься помогает мамина грудь.

Но бывают экстренные ситуации, когда возможности для этого нет.

1. Самый простой пример: вы задержались в поликлинике, малыш, разнервничавшись в незнакомом месте, не смог там достаточно хорошо покушать и вспомнил о голоде по дороге. А на улице зима и мороз. Покормить ребенка грудью в такой ситуации весьма проблематично, и надо скорее добраться домой.

Вот когда давать пустышку новорожденному при грудном вскармливании можно, чтобы всё это время ребенок не плакал на холоде.

2. Искусственное вскармливание не предполагает кормление новорожденного по первому требованию, так как есть риск его просто раскормить. Ведь, в отличие от материнского молока, искусственные смеси не полностью адаптированы для каждого конкретного ребенка. Поэтому чрезмерное употребление такого питания вредно, и в перерывах между кормлениями новорожденному дают пустышку. Старайтесь успокоить малыша общением, но если необходимо, то и соска пригодится.

Обратите внимание! Достаточно часто младенцы на искусственном или смешанном вскармливании плачут от колик в животике. Но пустышка не помогает устранить эти явления. Лучше взять ребенка на ручки, прижать его животиком к своему животу, чтобы согреть. Есть и другие эффективные меры, без использования лекарственных препаратов, чтобы помочь грудничку справиться с коликами и газиками. Одним из таких способов является массаж животика по часовой стрелке, при этом ноги малыша должны быть ровными, вы можете придерживать их одной рукой. Ещё одним способом, который поможет избавиться от газов, является поднятие согнутых ножек к груди, подержать пару секунд и выпрямить, повторить несколько раз. Именно массаж и поднятие ножек спасли меня от бессонных ночей, когда колики были у сына.

Также стоит давать пустышку в следующих случаях:

1. У малыша могут быть инфекционные заболевания ротовой полости, которые препятствуют грудному вскармливанию или боль от которых не дает новорожденному успокоиться. Давать грудь в таких случаях бывает не только бессмысленно, но и опасно – младенец может травмировать нежную кожу, кусая ее или натирая деснами.

2. Еще одним случаем, когда давать пустышку новорожденному придется, является наличие врожденных дефектов ротовой полости, недоразвитие нижней челюсти и неправильный прикус у младенца. Но в этом случае рекомендацию об использовании пустышки и ее подбор должен осуществлять исключительно специалист!


Виды пустышек

Какие же виды пустышек вы можете встретить в продаже?

• Пустышки из латекса;

• пустышки из силикона;

• резиновые пустышки;

• стандартная форма («вишенка»);

• форма со скошенным верхом («капелька») для исправления прикуса.

Пустышки из латекса красивые и мягкие. При их изготовлении используется натуральный каучук. Но именно это и оказывается их основным минусом: такие изделия могут вызывать аллергию у малыша, к тому же их нельзя кипятить.

А значит, невозможно достаточно качественно удалить микроорганизмы с их поверхности. Такие пустышки следует использовать в исключительных случаях для новорожденных 1–3-го месяца жизни и менять их как можно чаще, не реже 1 раза в 3 недели.

Силиконовая пустышка значительно более жесткая, чем латексная. Поэтому может деформировать молочные зубы. Зато ее можно стерилизовать без ущерба для качества. Менять такую пустышку достаточно раз в 1,5 месяца. Но прекратить использование необходимо после появления первых зубов.

Резиновые пустышки порой неказисты на вид и могут вызвать диатез, зато подходят малышу после появления зубов. Их можно кипятить.

Важные замечания:

1. Если по какой-либо причине вы решили использовать пустышку, обязательно выбирайте ее в соответствии с возрастом ребенка, правильной формы, без дефектов и нарушения целостности.

2. Обязательно учитывайте состав материалов, из которых она изготовлена.

3. Покупать соску можно только в аптеках и сертифицированных магазинах.

4. Обязательно поддерживать идеальную чистоту, стерильность пустышки. Подвергать ее кипячению. А до использования хранить в стерильной таре, иначе вы рискуете наградить новорожденного массой инфекционных заболеваний.

В уходе за новорожденным мелочей не бывает. Использовать или нет пустышку, вы, безусловно, решаете сами. Но, каков бы ни был ваш выбор, никогда не забывайте о здоровье и благополучии малыша.

1.9. Насколько важен распорядок дня?

У меня к вам один вопрос: «Вы хотите спокойные ночи, посещать своих друзей и родственников без истерик?» Тогда однозначно с момента рождения следуйте распорядку дня, он должен быть как часы, точным и последовательным. Ваш график не должен нарушаться, но если есть какие-то обстоятельства, которые нарушат ваш распорядок, максимально подготовьте к этому ребёнка.


Особенности режима дня для ребёнка до года

В зависимости от возраста ребенка, режим дня отличается по таким параметрам, как количество кормлений, продолжительность сна, количество периодов сна и бодрствования. Неизменными остаются только утренние гигиенические процедуры и вечернее купание. Четкое соблюдение именно этих режимных моментов помогает малышу отличить день от ночи. Необходимо подчеркнуть, что малыш довольно быстро улавливает данную закономерность в силу сензитивного периода порядка.

Режим дня новорожденного ребенка разительно отличается от распорядка дня грудничка, потому что маленький человечек большую часть суток спит. Суммарная продолжительность сна новорожденного достигает 20 часов в сутки. В первый месяц жизни ребенка не стоит стремиться к какому-то определенному режиму. Пусть кроха ест и спит, сколько захочет. Новорожденный приспосабливается к окружающему миру и учится отличать день от ночи. Вы можете значительно облегчить ему последнюю задачу, купая и умывая его по расписанию. Кроме того, когда малыш просыпается ночью, чтобы поесть, не включайте яркий свет и разговаривайте вполголоса, таким образом вы даете ребенку понять, что нужно спать.

Все дети (не только до года, но и примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому хорошо, если вы будете в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т. д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.

В возрасте от 1 до 3 месяцев у грудничков уже начинает прослеживаться какой-то режим. Ребенок спит в среднем 17–18 часов в сутки, из них 11 часов приходится на ночной сон, а остальное – на 4 дневных сна. Каждый период дневного сна длится 1,5–2 часа. Ситуация с кормлениями тоже начинает потихоньку проясняться: ребенок просит кушать примерно раз в 3 часа, таким образом в день у нас получается 7 кормлений (6 дневных и 1 ночное).

Дети от 3 до 6 месяцев спят немного меньше – 16–17 часов в сутки за счет сокращения продолжительности ночного сна до 10 часов. Интервал между кормлениями увеличивается до 3,5 часа, и ребенок переходит на шестиразовое питание (5 дневных и 1 ночное кормление). Малыш уже может проспать ночью 6–8 часов, не требуя еды. Что касается дневного сна, то тут режим остается прежним. Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т. е. пока он находится только на грудном вскармливании) должен быть свободным.

Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев переходит на трехразовый дневной сон продолжительностью в 1,5–2 часа и может бодрствовать в течение 2,5 часа. Количество кормлений сокращается до 5 раз, а интервал между ними увеличивается до 4 часов. На радость маме ночное кормление заменяется на позднее вечернее, потому что ребенок уже вполне спокойно может проспать без еды 8 часов.

9–12-месячный малыш спит всего 2 раза в день, но продолжительность дневного сна увеличивается до 2,5 часа. Период бодрствования теперь составляет до 3,5 часа. Режим питания остается прежним.

Дети первого года жизни довольно много спят, а самый полезный сон – это сон на свежем воздухе, поэтому не забываем о прогулках, которые являются неотъемлемой частью режима дня ребенка до года. Гулять с грудничком нужно 2 раза в день по 1,5–2 часа, желательно в одно и то же время, но, конечно же, с учетом погодных условий.

Ребенок с 6 месяцев до года должен получать материнское молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) – в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Так мы сформируем полезную привычку к цикличности, а также одновременно обеспечим и закрепим любовь к семейным трапезам, которые в дальнейшем будут основой для полезного общения всех членов семьи.

Очень важно любую информацию адаптировать к своему ребёнку, ведь есть спокойные от рождения дети, которые до годика будут спать полдня и не будут беспокоить плачем. Есть и гиперактивные дети, которые могут сутками плакать без особых на то причин. Один из выходов в таких ситуациях – установление и соблюдение режима дня.

Глава 2. От года до трёх, или Как превратить маленького монстра в друга?

Это период сензитивного пика развития речи. Хотите, чтобы ваш малыш вырос билингвальным? Самое время начинать говорить с ним на разных языках. В этот период способность впитывать речь настолько активна, что, упустив ее, впоследствии можно столкнуться со слабой способностью к развитию речи. Это как становиться балериной в 14 лет вместо 3–4 лет, когда тело так пластично и можно добиться отличных результатов.

Помимо развития речи, важно обратить на эмоциональное, психологическое развитие малыша. Во-первых, это период, когда ребёнок считает, что все предметы в его поле зрения принадлежат ему, – происходит процесс формирования «я», когда просьба поделиться с кем-то игрушкой непозволительна. Ребёнок начинает чувствовать себя личностью со своими желаниями, и важно показать ему, как он может проявлять свои эмоции, не впадая в крайности. Во-вторых, предстоит сделать важный шаг – пойти в детский сад. Родители должны максимально подготовить ребёнка к предстоящему событию, чтобы оно было психологически и эмоционально безопасным для ребёнка.

2.1. Психологическое развитие ребёнка

Психологическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет отличается большой интенсивностью: если примерно до года шло спонтанное накопление информации об окружающем мире, то сейчас малыш учится сознательно «извлекать» ее из памяти и ею оперировать.

Вы учите ребенка говорить, он привыкает классифицировать предметы и явления (для этого ему нужно развитое абстрактное мышление), выявлять причинно-следственные взаимосвязи (логика), моделировать явления и события в уме (воображение). Кроме того, сейчас он активно продуцирует свое отношение к окружающим его объектам, явлениям и людям (эмоции), и пока эти эмоции интенсивны и неконтролируемы.

В ближайшие 1–2 года ему предстоит научиться в какой-то мере управлять ими и приводить их в соответствие с нормами общества (для этого ребенку на самом простом уровне предстоит познакомиться с такими понятиями, как мораль и этика, что ознаменует начало самого «тонкого» момента социализации – приобщения к культуре). А устанавливать дружественные и конструктивные взаимоотношения с другими людьми ему поможет такое замечательное качество, как эмпатия (способность понимать чувства других людей и сопереживать им).

Часто грубое и неделикатное поведение родителей во время приучения ребёнка к горшку может эмоционально травмировать ребенка, что впоследствии скажется на формировании его личности.


Роль родителей в формировании гармоничной личности ребенка

Помогать в познании окружающего мира.

Если у детей до года ведущей является потребность в безопасности, то у детей более старшего возраста на первый план выходит потребность в познании окружающего мира.

Дети невероятно любопытны, им интересно всё: они с равным удовольствием листают и рвут книжки, разбирают папин телефон и помогают маме на кухне. Часто можно наблюдать, как ребёнок в этом возрасте может бесконечное количество раз выполнять одно и то же действие, к примеру, собирать, ломать и снова собирать башню из кубиков – так происходит сензитивный процесс движения. Таким образом формируется его понимание вещей.

Поощряйте любознательность малыша: отвечайте на его вопросы, вовлекайте в свои дела, не запрещайте ему слишком много, и тогда он вырастет развитым, активным и инициативным.

Дарить ощущение безопасности.

Безусловно, ваш малыш уже довольно взрослый и в чем-то самостоятельный, но он всё ещё очень зависим от родителей, в первую очередь от мамы. Именно мама призвана научить ребенка справляться со своими эмоциями (которых он сам пока боится), переживать неудачи и первые «удары судьбы». Еще одна важная задача мамы – отучить ребенка от грудного вскармливания так, чтобы это не нанесло ему психологической травмы. Кроме того, у детей после 1,5–2 лет появляется еще одна проблема – страхи. Интенсивное восприятие малышом новой информации имеет свою оборотную сторону: часто «перегрузки» ребенка выливаются в усталость, эмоциональные срывы, страхи и ночные кошмары. Кстати, страхи и кошмары будут приобретать новые, все более изощренные формы по мере интеллектуального и речевого развития ребенка и знакомства его с культурой (со сказками, фильмами и т. д.) Задача родителей – помочь ребенку научиться конструктивно относиться к этому явлению и контролировать его. Ребёнок должен получать информацию, соответствующую его возрасту. Психика ребёнка ещё не готова усваивать и справляться с такими звуковыми эффектами, как взрывы, погони, которые можно наблюдать как в мультиках, так и в фильмах для детей.

Когда я работала в садике в Китае, мы с детьми и родителями отправились в парк аттракционов. Детям в моей группе было от 4 до6 лет. В парке проходили различные мероприятия, шоу, квесты, было шумно, весело, звучала музыка, хлопушки. Но с одной моей ученицей случилась настоящая истерика, как только она услышала музыку, крики зазывал на аттракционы. Она вжалась в ноги своему отцу и не могла двинуться с места. На мой вопрос, почему она так реагирует, отец сказал, что она боится, что что-то может случиться, потому что вокруг очень громкий шум. Конечно, они отправились домой. Через пару дней мы пригласили родителей в садик, чтобы понять, как мы можем помочь ребёнку и выявить причины, сформировавшие ее страхи. Мама девочки рассказала нам, что она боится даже свечей, которые зажигают на тортах. Пару слов о девочке: ей 5 лет, она самая активная и смышлёная девочка в группе, хорошо физически развита, может с первого раза повторить и выполнить многие упражнения, обладает отличной памятью, коммуникабельна, не капризна.

Мы попросили родителей рассказать, как они обычно проводят досуг. Папа поделился, что самое любимое времяпрепровождение с дочкой – это просмотр фильмов о супергероях. На мой вопрос, с каких лет они начали смотреть эти фильмы и как она реагирует, когда на экране экшн, отец ответил, что с 2 лет они смотрят фильмы, и если ей страшно, она прижимается к нему. Также он поделился, что дома отличное стерео. Было очевидно, что, помимо того, что им следует предпочесть мультики экшн-фильмам, а также проговаривать ситуации, которые вызывают у неё страхи, к примеру, они могут отправиться в парк, где происходит какое-нибудь мероприятие и вызывает в ней страх из-за шума, но дать ей понаблюдать с комфортного ей расстояния, с каждым разом приближаясь, а ещё лучше – дать ей поучаствовать в таком мероприятии, где она сама будет создавать громкие звуки.

Очень важно, будучи родителем, выслушивать наблюдения воспитателей о своём ребёнке. В течение дня воспитатели могут подметить важные изменения или зарождающиеся комплексы и страхи.

Формировать правильную самооценку.

К 2,5–3 годам уже можно говорить о формировании личности ребенка, то есть о том, что малыш способен идентифицировать себя с определенными качествами, каким-то образом анализировать свои мотивы и побуждения и сознательно контролировать свое поведение.

Для того чтобы у малыша сформировалась адекватная самооценка (не завышенная и не заниженная), общайтесь с ним правильно: не сравнивайте его с другими детьми, не навязывайте чувство вины за проступки. Не злоупотребляйте «методом кнута» – положительная мотивация часто эффективнее. Если малыш неправ, спокойно и аргументированно объясните ему, в чем его ошибка и как можно в следующий раз ее избежать.

Побуждать к самостоятельности.

Процесс социализации зачастую воспринимается малышом как череда утрат. Так, отнятие от груди – утрата первой и самой тесной близости с мамой, приучение к горшку – утрата абсолютной свободы и вседозволенности.

Развивать сильные стороны и «работать» со слабыми.

С возрастом ребенок всё ярче проявляет свои личные качества и способности. После полутора лет обычно уже заметно, к какому виду деятельности тяготеет малыш: предпочитает ли он шумные игры со сверстниками, манипуляции с разными предметами или готов часами сидеть и слушать, как мама читает ему книги. Таким образом, внимательный родитель сможет легко разглядеть в малыше как сильные, так и слабые стороны, чтобы их вовремя скорректировать.

Важно, будучи родителям, не идеализировать ребенка. Отчетливо и честно видеть в нем плюсы и минусы. Не критиковать, не сравнивать, не жаловаться другим, что ещё ужаснее – в присутствии ребёнка. Когда вы что-то требуете от малыша, вспоминайте себя, как вы преодолевали проблемы, как вам было тяжело. Не забывайте, что силы преодолевать и развиваться он будет черпать от вас.

2.2. Эмоциональное развитие ребёнка

Эмоции помогают нам общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств – важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.


Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

• развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;

• регулировку действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых, формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;

• развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяет формировать базу для будущего обучения;

• социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;

• подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;

• управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.


Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

• Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.

• Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями, и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.

• Освоение возможности контролировать поведение.

Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу, исходя из необходимых для определенного возраста занятий.


Эмоции и их развитие с рождения до года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражается криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает ребенка. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а, приобняв, спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.


Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.