banner banner banner
Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира
Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира
Оценить:
 Рейтинг: 0

Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира

На сайте сообщества «Китеж» есть страничка с рассказами о мифах воспитания, которые мучительно преодолевались в его опыте. Вот фраза об одном из них: «Казалось, если просто любить детей, создать им комфортные условия, справедливый и добрый мир, то этого будет достаточно для полноценного развития. В начале строительства Китежа у приёмных родителей такое убеждение преобладало. Понадобилось несколько лет, чтобы принять необходимость специальной работы с душевными травмами детей-сирот».

Тогда возникло обучение профессии приёмного родителя, появились педагогические советы и малые группы, в которых совместно работали семьи, психологи и педагоги; стали целенаправленно искать и осваивать эффективные методы помощи детям и особые способы их образования (например, арт-терапию и ролевые игры).

Опыт «Китежа» выстраивает систему взаимных зеркал между семейной педагогикой нормальных и экстремальных измерений, между образованием домашним и общественным, между «школой для всех» и школой для одного, совсем особенного. А ещё – между усилием ребёнка и самообразованием взрослого.

Родители в этом круге всё равно высвечиваются центральными фигурами воспитания, но только влияние на ребёнка оказывают не их назидания и придирки, а сам образ жизни. Такова одна из ряда выделенных «аксиом» в книге Д.В. Морозова: «Если хотите, чтобы ребёнок изменил своё поведение по отношению к вам, изменитесь сами».

Вот и рекомендации, связанные с этой аксиомой:

«Чем мы наполним пространство внутри нашего со-бытия, тем и наполнится Образ мира ребёнка. Особенно рекомендую оптимизм, умение осознавать свои потребности и желания, ставить цели и находить силы и средства для их достижения, бодрость и сознательность, умение оборачивать неприятности в источник опыта… И ещё: взаимодействие, а не лекция или наставление, – самый эффективный способ передачи ваших ценностей вашему ребёнку. Ребёнок верит практике, то есть жизни, но не верит словам».

* * *

Две педагогические веры привычны в разговорах о «мягкости» и «жёсткости» воспитания, о роли насилия в образовании.

Первая вера. Человек учится и развивается только за счёт усилий. Но человек ленив и жаждет, прежде всего, комфорта; чтобы заставить его развиваться, необходима система требований и наказаний, жёсткий внешний порядок, страх и привычка подчиняться без размышлений.

Вторая вера. В каждом растущем человеке скрыто внутреннее стремление к развитию; именно внешнее насилие и запугивание подавляют его, а подчинение жёстким внешним правилам подменяет потребность во внутреннем нравственном порядке. Человек, выросший в обстановке насилия, останется навсегда зависимым от внешних форм, определяющих его жизнь.

Но и «вторая вера» не отменяет того факта, что никакое развитие не даётся без усилия. И того, что (по формулировке автора) «программы, заключенные в ребёнке, включаются только при определённых внешних обстоятельствах, как правило, под воздействием близких людей».

На риторический вопрос «Что может быть хуже педагогики насилия?» последние четверть века дали нам уверенный ответ: педагогика безразличия.

Когда принципы гуманной педагогики воспринимаются только негативно: не требуй, не заставляй, не навязывай – они становятся отличной маской для полного безразличия к судьбам детей, педагогики имитации, пилатовского «умывания рук», юридически безопасной для взрослого безответственности.

* * *

…Создать теплицу – и разбить в ней стёкла.

Отогреть душу ребёнка, создать «тепличную атмосферу», где ростки веры в себя, в мир, в людей смогут пробиться и окрепнуть в защищённой среде, но потом помочь выйти из теплицы в большой мир.

Что ж, такой себе проект в два такта? – сначала взаимодействуем с детьми мягко, а как окрепнут – то жёстко и решительно? Нет. Насилие окажется чаще всего пагубным на любом такте. И собственные усилия детям также потребуются не «после», а всегда.

Можно сказать, что вся книга «Как разбить стёкла теплицы» – о воспитании способности к усилиям.

Переход от «педагогики требовательности» к той «метапедагогике», о которой пишет Дмитрий Морозов, связан не с повышением меры благодушия в отношении детей; он ожидает от взрослых размышлений, решений, изобретений, моральных усилий, хитроумных способов и поводов сотрудничества с детьми.

Другого направления мыслей, другого словаря.

…Не предъявление требований – а создание условий.

Не обязанности – а возможности.

Не послушание важно – а душевный контакт.

Не отчёт о поведении – обратная связь.

Не запугать – вдохновить.

Нужно добиваться того, чтобы ребёнок прилагал усилия в ходе своей жизни и своего образования. И нужно добиваться этого без насилия, не пытаясь подменить стереотипами уникальную «программу» его судьбы.

Усилие без насилия – такова формула воспитания, к которой подводит нас книга Дмитрия Морозова.

Андрей Русаков

Вступление

О формулах воспитания

Иногда родители не имеют времени вдаваться в тонкости педагогических систем, им «просто хочется услышать коротко и ясно, что делать». Увы, простые воспитательные решения родителей форматируют «простого» ребёнка и тем самым ставят его в невыгодные условия во всё более усложняющейся общественной жизни.

Никогда ещё человечество не знало столь быстрых и драматических изменений, охвативших все области жизни, – от программного обеспечения и коммуникационных технологий до морали и понимания счастья. Информационно насыщенная среда теперь обволакивает наших детей с момента рождения и порождает новые проблемы.

Все дети от рождения наделены различными «программами», разным уровнем ощущения цели собственной жизни и различным запасом энергии. Но вот какие из этих способностей будут востребованы и получат дальнейшее развитие, воплощаясь в судьбе, зависит от окружения. А именно в наше время общество предоставляет детям бесконечное разнообразие программ или образцов поведения.

В этом и состоит принципиальное отличие нашего Нового времени от всех предыдущих эпох.

Именно последние двадцать лет наши дети рождаются уже полностью погружёнными в новую среду обитания.

Обеспокоенная мама:

«Ребёнок был любящий и послушный, а как перешёл в шестой класс, потеряли мы с ним контакт. Я смотрю ему в глаза, а они пустые. Ушёл от нас в другой мир. Вернётся домой, ничего о происходящем в школе не рассказывает и нас ни о чём не спрашивает. Его ничто не заботит. В квартире его присутствие ощущается только тогда, когда он короткими перебежками покрывает расстояние от телевизора к компьютеру».

Наличие хищников в джунглях заставляло наших предков изощрять органы чувств, развивать тело и разум. Теперь люди отделили себя от природы экранами телевизоров.

«Моему отцу помогли продвинуться в топ-менеджеры нужда и талант. А у меня в холодильнике всегда полно еды. Наверное, поэтому мне ничего не хочется».

Цивилизация вырвала человека из природной среды, но поместила его в куда более требовательную и активную информационную среду.

Разочарованный подросток:

«Меня баловали: одевали, кормили деликатесами. Но я всё равно была несчастна. Просто я должна была родиться в другой семье. Родители мне чужие».

Тревожный первоклассник:

«Мама сказала, что я человек на разряд выше, и она не понимает, что мне давать».

Выдвину гипотезу: современные дети от рождения имеют более сложные программы, они более восприимчивы и отзывчивы. От родителей они требуют постоянного эмоционального контакта, внимания, общения:

«За исключением бабушки, которая меня жалела, я видел только взрослых, которым на меня было наплевать. Взрослые могут только орать или “строить” тебя».

«От моих родителей всегда исходит ощущение пустоты, холод».

Во все времена родители жаловались на то, что их дети не такие, какими должны быть. Эти жалобы сами по себе не новы. Ново то, что в наше время и дети сами предъявляют претензии своим родителям, требуют, чтобы родители стали более отзывчивыми и объясняли мир, а не командовали!

Другими словами, новые дети от рождения ориентированы на более глубокие отношения с окружающим миром, они (говоря словами К. Юнга) призваны реализовывать «необщие пути развития культуры».

Я убеждён, что эволюция продолжается, но проходит она по ещё не открытым законам, так как наших детей теперь «обтачивает» не природа, а новая, созданная нами внешняя среда – техногенная, информационная и т. д.