banner banner banner
Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира
Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира
Оценить:
 Рейтинг: 0

Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира

Поэтому я не верю в эффективность простых формул воспитания. Нормальная жизнеспособная человеческая личность формируется долго и сложно. Любой ребёнок – это вселенная, находящаяся в процессе формирования, то есть, в самом неустойчивом состоянии!

* * *

И всё же разговор будет во многом вестись вокруг «формул воспитания» – только не надо смотреть на них слишком просто! Я буду приводить довольно много цитат психологов и педагогов и немало тезисов собственного авторства.

Одни из них я обозначу «аксиомами» – словом всем известным, но в данном случае не очень-то верным: утверждения эти не из тех, которые читатель обязан принимать на веру; их вполне можно пробовать доказать (по крайней мере, самому себе). Правильнее было бы назвать их «леммами» – своего рода «вспомогательными теоремами»: доказуемыми утверждениями, которые полезны не сами по себе, а используются для рассмотрения на их основе многих других утверждений.

Поскольку сыпать тезисами с непрерывной серьёзностью довольно вредно, многие из утверждений я поместил в рубрику «Афоризмы Пруткова-воспитателя», дабы читатель мог и отнестись к ним вполне иронично, как к более легковесным; и внутренне поспорить или согласиться с ними, что тоже полезно для хода нашего разговора.

Начну, наверное, с такой «аксиомы».

Аксиома. В современном информационном обществе не может быть какой-то одной универсальной методики воспитания. Надо менять всю культуру отношения взрослых к своим детям.

Ответственные родители должны готовить детей к выживанию и развитию в любых изменяющихся условиях.

Для этого приходится учить как думать, а не что думать, наделять энергией и развивать способность оценивать реальность, чтобы делать сознательный выбор.

В традиционном сознании «воспитывать» означает «заставлять ребёнка делать и говорить то, что взрослые считают правильным», то есть в центре воспитательной задачи стоит вопрос управляемости ребёнка.

На консультациях родители часто спрашивают меня: как сделать так, чтобы ребёнок меня слушался? Как заставить его делать уроки? Как заставить его уважать мать с отцом?

И как же не любят родители выслушивать мои разъяснения о том, что ребёнок – это целостная система. Если вы не читали малышу книги, то что ж жаловаться, если он не любит читать. Если вы не разговаривали с ним, то почему вы ждёте от него откровенности? Если не объяснили, что такое любовь, то чего ж теперь обижаться на его равнодушие? Эти «вирусы» невозможно стереть простым нажатием кнопки. Ни замечаниями, ни угрозами нельзя поменять укоренившиеся в детской душе программы или, например, заставить полюбить школу.

* * *

К сожалению, для нас куда привычнее управление приказом. Приказ – это форма механической передачи силы.

В эпоху квантовой физики, компьютеров и интернета управлять ребёнком при помощи команд неудобно и неэффективно. Да и вообще, подходит ли здесь слово «управление»? Оно как бы подразумевает зависимость, волевое воздействие извне.

Когда вы закачиваете в ваш компьютер новую, более современную программу, увеличивая скорость его работы и количество функций, вы же не думаете, что в чём-то ограничиваете права компьютера.

Никогда ещё человечество не знало столь быстрых и драматических изменений, охвативших все сферы бытия. Да, мы защитили себя от хищников в джунглях искусственной средой – цивилизацией. Наш вид, опираясь на разум, смог пока достичь одного – вырвал себя за волосы из природного эволюционного потока… только для того, чтобы оказаться в потоке истории.

Новое время требует развивать не силу и агрессивность, а осознанность – умение творчески решать жизненные задачи и быстро набирать информацию! Свободное общество, свободные профессии, свободные нравы… Траектории жизненного пути могут быть самыми непредсказуемыми.

Поэтому в современном информационном обществе не может быть какой-то одной универсальной методики воспитания. Нет ни плохих, ни хороших систем. Важно ответить на вопрос: к какому будущему мы должны готовить наших детей? Кто может предсказать это?

Динозавры вымерли, когда условия их обитания радикальным образом изменились. Тепличные растения погибают, если внезапно попадают в естественные условия. Если темпы развития цивилизации сохранятся, то можно с уверенностью сказать: мир, в котором предстоит выживать вашему ребёнку, вообще не будет похож на тот, образ которого живёт в вашем сознании. Ослабить давление родительских программ – значит дать детям шанс перестроиться под новые требования изменяющейся среды обитания.

Академик Российской академии образования А.Г. Асмолов:

Однажды я видел, как трёхлетняя девочка перед картинкой на листе бумаги стала делать движения руками, пытаясь раздвинуть рисунок так, как будто управляла компьютером, пытаясь войти внутрь виртуального мира, и очень огорчилась, когда картинка осталась стабильной, и отбросила её, как отбрасывают сломанную игрушку. Наши дети уже живут другими реальностями, а мы стучимся в эти реальности. Я не знаю, как дальше пойдут пути развития. Я эволюционный оптимист. Надеюсь, что прогноз, данный в гениальной книжке Стругацких «Гадкие лебеди», не осуществится – там дети просто ушли из мира взрослых, создав для себя иную реальность. Чтобы этого не случилось, нужно создавать уникальное пространство взаимопонимания, искать общий язык с детьми.

Каждый городской ребёнок с рождения помещён цивилизацией в теплицу и смотрит на реальность мира природы и общества сквозь её стёкла, которые и защищают, и ограничивают восприятие. Человека разумного эволюция вытачивала резцом необходимости борьбы с окружающей средой. Теперь эта среда является нашим детям то в виде экрана телевизора, то в потоке виртуальной реальности интернета. И если раньше мир недвусмысленно ставил детей перед необходимостью наращивать силы, укреплять характер и копить знания, то теперь у многих детей есть соблазнительная возможность бегства в виртуальную реальность.

Комфорт и безопасность стали универсальными ценностями общества, что лишило детей потребности опираться на опыт и силу родителей или ощущать по отношению к ним благодарность. Да и видеть своих родителей становится всё труднее. Современный образ жизни разобщает отцов и детей.

Я не противник цивилизации, но всё же с некоторой завистью смотрю на «дикое прошлое» человечества. Там мужественная готовность встречать вызовы жизни, бесстрашие первооткрывателей, попытка понять себя и космос. Дети старались походить на отважных и гордых родителей. В охотники брали самых лучших, и дети пытались соответствовать! Но сейчас общество, а не родители предоставляет детям бесконечное разнообразие программ, образцов поведения.

Аллан Фромм, чьи книги о воспитании детей были не менее популярны, чем книги доктора Спока, формулирует эту мысль с обезоруживающей искренностью:

Быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Раньше если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей. Если прежде влияние родителей на ребёнка было почти исключительным, то сегодня телевидение, кино, комиксы или книжки-картинки нередко целиком заменяют родителей.

В прошлом непослушные, как правило, не выживали. Теперь дети защищены гуманными законами государства, ювенальной юстицией. Теперь можно быть непослушным.

Зато и свободным! Тогда что такое непослушание? Часто это стремление маленькой личности реализовывать собственные программы в ущерб тем, что пытаются вложить в своих детей родители. И, как показывает опыт, это вполне здоровое стремление.

И родители должны стараться не останавливать это стремление, которое я бы назвал жизненным потоком.

Сорок лет я учусь и учу родителей видеть врождённые программы детей и «апгрейдить» их. Не ковырять в чужом компьютере отвёрткой, а помогать растущей личности осознать свои собственные возможности и силы.

Когда я использую аналогии с компьютером, я делаю это только для прояснения некоторых моментов работы сознания, но (боже упаси!) не стоит отождествлять человека с компьютером.

Мне и самому не нравится выражение «апгрейдить» детей. Может быть, «взращивание внутренних программ» или «передача образов»? Мы ведь говорим не об управлении, а о том, как передать ребёнку правильные образы поведения, которые помогут ему самостоятельно выживать в обществе. Связки этих образов («не груби взрослым, будь вежливым, трудолюбивым, и тебя будут ценить на работе») мы называем программами. И в наше время общество предоставило родителям и детям свободу выбора программ. При этом любой неправильно переданный родителями образ может стать преградой на пути дальнейшего развития, вирусом в программе.

Значит, нам нужна универсальная Метапедагогика, которая позволит, как и в случае с компьютерами, работать на «причинном плане», то есть с программами, в том слое реальности, где не удаётся «пощупать руками».

Правильные родители – это те, которые делятся с ребёнком своим драгоценным опытом, подталкивают его к открытиям, но не пытаются навязать свои программы. Проще говоря, не кричите на ребёнка, если он «тупит», а отслеживайте наиболее тонкие моменты запечатления новых образов. Объясняйте всё новое и помогайте ребёнку увязывать новые образы в логические цепочки и последовательности действий.

Так вы научите ребёнка самопрограммированию.

Программы

Глава 1

Как создаются программы развития ребёнка

«Меня всё больше беспокоит вопрос – как воспитывать? Что я дам дочери? Прообраз мамы и меня, которые с виду счастливы? Муж есть, карьера есть… но мне теперь, в сорок пять лет, что-то не кажется, что мы счастливы.

Я боюсь, что я и с дочкой что-то сделаю не так, и она вырастет не такой, как надо, что я не научу её быть счастливой! Я этого безумно боюсь. Да, я боюсь, что она не будет счастлива. Я же знаю, что такое всё иметь и не быть счастливой. Вижу своих родителей – они всего в жизни добились, а были ли они счастливы? Нет. И что я могу дать дочке?»

Мы получаем программы так рано и так незаметно; они как бы оказываются уже внутри нас и поэтому, повзрослев и научившись разумности, мы всё равно не можем их критически оценить. Мы даже не задаёмся вопросом, а нужны ли нам эти образы, какие из них предпочесть, и соответствуют ли наши представления о том, как правильно поступать, нашим собственным желаниям и устремлениям.

Мы не привыкли замечать программы, которые живут в нашем сознании, как рыба не видит воду, в которой живёт, и ничего не знает о её составе. Но, в отличие от рыб, мы можем научиться видеть свои программы.

Растущим детям надо позволять приобретать свой собственный опыт, а значит, делать ошибки, делая свои собственные выводы! Часто даже вопреки тому, что пытаются заложить в них родители.

Грустно, но факт: у нас почти отсутствует культура общения с собственными детьми. Мы склонны эгоистически использовать их, хотя бы в том, что стремимся именно через них продлиться и довоплотить всё то, на что не хватило собственной жизни.

В одних семьях не принято общаться с детьми, в других превращают святую родительскую любовь в тотальный контроль!

«А я не привык хвалить сына; что толку хвалить за “пятёрки”, он тут же расслабится. Я хочу, чтобы он не оставлял усилий».

«Я не вмешиваюсь в то, что он делает. Я с первого класса ему сказала: “В школу ходить не буду – это твоя ответственность, сам и решай свои проблемы”. И ничего, учится».

Именно сейчас в нашем обществе сосуществуют совершенно разные культурно-исторические дискурсы отношения к детям. Иными словами, разные слои населения и воспитывают по-разному.

В одних семьях отцы, придя домой, считают своим долгом наорать, а то и отвесить сыну оплеуху, в других детей не замечают, в-третьих – потакают малейшим капризам, словно ребёнку предстоит всю последующую жизнь просидеть на троне. Одним детям вместо погремушки сразу суют мышку и клавиатуру компьютера, других ведут в церковь, третьих везут в заплечном мешке в Гималаи. Хаос воспитательных систем отражает неуверенность взрослых в собственных системах ценностей. И я не готов судить – хорошо это или плохо. Возможно, мы принимаем за хаос естественный этап столкновения большого количества альтернативных программ. Тогда хаос – это не отклонение от нормы, а обязательное условие готовности к переменам.