8. Акайрия (греч. а – приставка отрицания, kairos – мера, надлежащая норма) – повторение пациентами одних и тех же вопросов, просьб, жалоб, причём в прежних выражениях и с теми же интонациями, по многу раз в течение длительного времени без какой-либо к тому необходимости, поскольку всю информацию пациенты получали и даже не раз. Пациенты помнят, что им уже отвечали на их вопросы, но её они как бы не учитывают. Это симптом назойливости, прилипчивости пациентов с паркинсонизмом, эпилепсией, последствиями перенесённого энцефалита. Синонимы: симптом Аствацатурова, симптом Турзо, симптом навязчивых ламентаций (итал. lamento – жалоба). Назойливость может быть и иного рода, будучи связанной с тревогой, нарушениями внимания, бредом и другими причинами.
9. Акатаграфия (греч. а – приставка отрицания, katagrapho – записывать) – перестановка слогов в словах, слов в предложениях в письменной речи. Чаще наблюдается при органической патологии головного мозга с вовлечением в процесс лобных его отделов.
10. Акатафазия (греч. а – приставка отрицания, kataphasis – утверждение, согласие) – 1. аграмматизм в экспрессивной речи, нарушение грамматической и синтаксической организации речи; 2. использование в речи фонологически близких слов вместо адекватных по смыслу, напоминающее вербигерацию.
11. Ангофразия (греч. angst – страх + фразия) – засорение речи различными и не имеющими смысловой нагрузки заполнителями пауз между словами и высказываниями (а-а, э-э, вот, да, ну, енг, анг, так сказать, так-то, и так далее, и всё такое и др.) до такой степени, что это затрудняет восприятие речи пациента. Движение его мысли не прерывается, хотя и существенно замедляется. Ангофразия нередко встречается в речи пациентов с эпилепсией, но значительно чаще наблюдается в качестве невротического расстройства, возникающего по типу «дурной привычки» или речевого тика, а также в состоянии сильного волнения и страха публичных выступлений, снижающего контроль речи, откуда и производится сам термин.
12. Брадилалия (греч. bradis – медленный + лалия) – замедленный темп речи, симптом заторможения мышления. Наблюдается у пациентов с паркинсонизмом и паркинсоноподобными состояниями, при торпидном мышлении пациентов с эпилепсией, при оглушении сознания, в состоянии опьянения алкоголем и барбитуратами, при других органических поражениях мозга, характеризует мышление пациентов с тоскливой (меланхолической) депрессией. Синонимы: брадифразия, брадифазия, брадилогия.
13. Брадилексия – замедленный темп чтения у пациентов с явлениями двигательного торможения различного генеза и заторможенностью в сфере умственной деятельности: при экстрапирамидной патологии, эпилепсии, кататоническом субступоре, лёгком оглушении сознания, депрессии, а также при истерии (такие пациенты демонстрируют нарушение чтения, оно имеет для них определённое значение).
14. Дизартрия (греч. dys – приставка, обозначающая разделение, отделение, отрицание; arthroo – членораздельно произносить) – нарушение артикуляции, вызванное повреждениями центральной и периферической нервной системы, имеющее следствием дисфункцию мышц органов речи (нарушения мышечного тонуса, парез, паралич, судороги, атаксия мышц, участвующих в звукопроизношении). В зависимости от топики повреждения принято различать корковый, псевдобульбарный, бульбарный, экстрапирамидный и мозжечковый варианты дизартрии. Нарушения артикуляции, возникающие при повреждении речевых областей мозга, дизартрией не являются. Расстройства звукопроизношения, обусловленные местными повреждениями активных и пассивных органов речи, иногда обозначают термином косноязычие. Характер дизартрии зависит от её причины (рассеянный склероз, мышечная гипертония, атония мышц, неврит и др.). Нередко она возникает в состоянии опьянения седатиками как замедленная и смазанная речь. Ранее расстройство особенно часто упоминалось при описании прогрессивного паралича. Лёгкие формы дизартрии выявляются в том, как пациенты произносят скороговорки (типа «тридцать третья артиллерийская бригада», «сыворотка из-под простокваши» и т. п.). Дизартрия обычно противопоставляется анартрии, хотя существует и мнение о том, что это разные степени дисартикуляции. Некоторые авторы термином «дизартрия» обозначают также специфическое нарушение развития артикуляции у детей. Синоним: азафия (а + греч. saphes – ясный).
15. Идиоглоссия (греч. idios – свой, собственный, glossa – язык) – 1. нарушение речи, при котором некоторые общепонятные слова заменяются лишёнными смысла звуками или их сочетаниями (Perri). Описана про олигофрении; 2. неспособность издавать горловые и нёбные звуки при отсутствии органической или функциональной патологии аппарата речи.
16. Ксенолалия (греч. xenos – чужой + лалия) – изменение просодической стороны речи таким образом, что она напоминает интонации чужого языка. Наблюдается при сенсорной афазии, экстрапирамидной патологии. Вариант диспросодии.
17. Макрография (греч. makros – большой + графия) – письмо столь крупными буквами, что на странице умещается не более 2–3 десятков слов. В части случаев связана, по-видимому, с микропсией, когда воспринимаемые объекты кажутся пациенту уменьшенными в размерах. В некоторых случаях указывает на повреждение одноимённого полушария мозжечка, когда движения приобретают чрезмерный размах и темп, – дисметрия (дис + греч. metron – мера, размер). Встречаются пациенты, которые так пишут вследствие общего моторного недоразвития, проявляющегося нарушениями координации. К макрографии не относятся психологически обоснованные особенности такого письма. Так, девочка пишет глухому деду письмо крупными буквами с тем, чтобы ему было легче его прочесть.
18. Микрография – письмо чрезвычайно мелкими буквами. Наблюдается при паркинсонизме, депрессии, иногда встречается при макропсии, когда воспринимаемые объекты кажутся пациентам увеличенными в размерах. Встречаются индивиды, которые так пишут в силу особенностей своего характера, – чаще это эпилептоиды, шизоиды. Иногда так пишут пациенты с шизофренией; возможно, для них такая манера письма имеет какой-то особый смысл.
19. Макрофония – чрезвычайно громкая вокализация. Наблюдается у пациентов со сниженным слухом, в маниакальном состоянии, в состоянии кататонического возбуждения, у психопатических личностей возбудимого круга.
20. Микрофония – чрезвычайно тихая, едва слышная вокализация. Наблюдается при парезах голосовых связок (голос при этом может становиться беззвучным – афония), в состоянии депрессии, апатии, при органической патологии головного мозга. Встречается также у истерических пациентов.
21. Олигофазия (греч. oligos – малый + фазия) – чрезмерное, болезненное обеднение лексикона. Впервые описана А. Н. Бернштейном у пациентов, страдающих эпилепсией. Олигофазия может быть при этом проявлением эпилептического слабоумия, нередко она наблюдается также в состояниях послеприпадочного оглушения сознания. В последнем случае пациенты способны произносить небольшое число слов, понимать значение всего 1–2 десятков слов и простых выражений. Нарушается и грамматическая структура речи: высказывания состоят из 1–3 слов, обычно это глаголы, имена существительные. Темп речи при этом замедлен, артикуляция нечёткая, голос теряет звучность, исчезают интонации. Острая послеприпадочная олигофазия обычно является преходящей афазией, как амнестической, так и сенсорной. Прогрессирующая олигофазия характеризует развитие эпилептического слабоумия. Олигофазия свойственна, кроме того, другим формам деменции. Олигофазия является типичным признаком умственной отсталости. Даже при лёгкой отсталости лексикон пациентов ограничен названиями наглядных впечатлений. Термин «олигофазия» был бы уместен и для нередко встречающегося обеднения речи.
22. Палиграфия – письменный вариант речевой итерации. Например, пациент, начиная писать, останавливается на первых словах и фразах, повторяя их в неизменном виде много раз подряд Так, больной исписал четыре страницы выражением «фе-те-те-ре-фе-те-те». В других случаях стереотипия проявляется однообразным повторением одного какого-то рисунка, иногда совершенно бессмысленного (квадраты, крестики, кружки и др.).
23. Палинграфия – обратное или зеркальное письмо. В лёгких случаях касается обратного написания отдельных морфем, в более серьёзных – слов, словосочетаний. Встречаются пациенты, которые предпочитают писать справа налево, как это свойственно навыкам письма в некоторых языках. Аналогичным палинграфии является палинлексия – зеркального чтения. Термином зеркальная речь обычно обозначают расстройство устной речи, когда слова произносятся с их конца. Зеркальные формы речи чаще упоминаются при описании речевой патологии при раннем детском аутизме, развитии чтения у детей, шизофрениии. Возможно, она встречается и при других расстройствах.
24. Паралексия – нарушение восприятия письменной речи, при котором правильное чтение не сопровождается пониманием смысла текста.
25. Парафазии вербальные – достаточно часто встречающееся расстройство речи, напоминающее оговорки, оно не связано с афазией и иным очевидным речевым нарушением. Так, больная эпилепсией сообщает, что она часто «заговаривается». Так, вместо слова «холодильник» она почему-то произносит «телевизор», словом «книга» подменяет слово «печь» и т. д. «Я, – продолжает она, – заговариваюсь, понимаю, что говорю не то, что вылетают не те слова, которые нужны, а такие, о чём я совсем в это время не думаю». Другая пациентка (с предварительным диагнозом «шизотипическое расстройство») сообщила, что она часто говорит слова и фразы, которые совершенно не соответствуют тому, о чём она в это время думает. «Сама я этого не замечаю, мне дочь говорит, что я заговариваюсь».
От этого расстройства следует отличать оговорки в сказанном, в письме (парапраксии) – в последних выражаются не какие-то ничего не значащие слова или фразы, а определённые мысли, отличные от тех и даже противоположные тем, которые индивид намеревался высказать; вместо них он невольно произносит нечто такое, что отвечает его скрытому желанию, при этом сам не всегда замечая свои обмолвки. Такие оговорки указывают на факт диссоциации личности, нередко проявляющейся при определённых обстоятельствах и у нормального индивида: в конкуренции между Я-долженствующее, с одной стороны, и Я-желающее, с другой стороны, верх берёт почему-то второе из них. Так, индивид сообщает: «Я рад тому, что вы уйдёте», когда ему надо бы сказать «Я рад встрече с вами». Или председатель заседания открывает его словами: «заседание объявляется закрытым». Оговорки, впрочем, бывают разными. Когда священник благодарит газету за «освящение» темы, он делает это скорее по привычке чаще произносить именно это особенно важное для него слово. Если оратор, не отрываясь от написанного текста, заявляет, что он намерен подчеркнуть «это предложение» (а не эту мысль, как ему следовало сказать), это происходит потому, что наглядный образ замещает в данный момент скрытое за ним значение словесного выражения из-за волнения и недостаточной распределяемости внимания. Но если ребёнок называет отца «мамой», это означает, скорее всего, что он в этот момент думал о матери, поэтому и обращается к её мысленному образу, хотя видит перед собой отца и т. д. При этом совсем не обязательно, что за каждой из них скрывался фрейдовское бессознательное желание или конфликт.
26. Речь монотонная – вариант диспросодии, при котором речевая мелодия делается невыразительной, утрачивается, а голос немодулирован, звучит на одной ноте. Наблюдается при паркинсонизме, свойственна также состояниям апатии, эмоционального обеднения.
27. Речь реактивная – автоматические речевые реакции на звуки посторонней и не относящейся к пациенту речи. Понимание смысла последней обычно отсутствует. Впервые расстройство описано А. В. Снежневским у больных сенильной деменцией, когда пациенты как будто ведут диалог, соблюдают некую очерёдность в разговоре, но при этом они не слушают и не понимают друг друга. Аналогичное расстройство наблюдается у пациентов с белой горячкой. Врачам этот феномен хорошо знаком. Стоит обратиться с каким-то вопросом к одному из пациентов, как остальные его товарищи по палате чуть ли не хором отвечают на этот вопрос, причём каждый из них говорит что-то своё.
28. Речь скандированная (лат. scandere – читать, отчётливо выделяя единицы речи) – расстройство, при котором речь делается как бы рубленой на отдельные части, при этом слова чаще всего разделяются на слоги. Такая речь обычно тугоподвижна и бывает взрывной, резко меняясь в своей громкости; последнее часто, хотя и не всегда, указывает на мозжечковую дисметрию. Считается наиболее типичной для повреждения мозжечка при рассеянном склерозе. Скандированная речь является одним из симптомов, образующих пентаду признаков рассеянного склероза Марбурга (1936), включающую также битемпоральное побледнение дисков зрительных нервов либо их атрофию, выпадение брюшных рефлексов, нистагм и интенционный тремор. Такая речь включается и в триаду Шарко (1865) наряду с нистагмом и интенционным тремором.
29. Речь слащавая – речь с вкрадчивыми интонациями, грубой лестью и отталкивающим подобострастием, а также со склонностью употреблять уменьшительно-ласкательные обороты или эвфемизмы (греч. eu – хорошо, phemi – говорю). Чаще встречается у пациентов с эпилептоидной психопатией и эпилепсией. Рассматривается как проявление тенденции накапливать раздражение с последующими взрывными, эксплозивными реакциями. В конституциональной теории расценивается как дефензивный радикал эпилептоидной пропорции темперамента (фр. defensive – охранять, обороняться).
30. Речь спастическая – беспорядочная по ритмике, скачкообразная речь при спастическом состоянии речедвигательной мускулатуры. Наблюдается при органической патологии головного мозга, при нейролептическом синдроме.
31. Речь эксплозивная – диспросодия в виде взрывов громкого голоса и одновременного ускорения речи после периодов относительно спокойной и размеренной вокализации (лат. explodo – извергать с шумом). Эти взрывы прямо не связаны с содержанием высказываний, а скорее представляют собой вспышки гнева по отношению к собеседнику или тех людей, которые подразумеваются. Наблюдается у психопатических личностей, психоорганическом синдроме, при повреждении мозжечка.
32. Ринолалия (греч. rhinos – нос + лалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, вызванные дефектами речевого аппарата и его иннервацией. При закрытой ринолалии нарушается произношение носовых звуков из-за местной или функциональной патологии органов речи. При открытой ринолалии звуки приобретают носовой оттенок, как это бывает при заложенном носе – прононс (фр. prononcer – произношение). Функциональная форма открытой ринолалии возникает вследствие недостаточного подъёма мягкого нёба при фонации и звукопроизношении (парез мышц мягкого нёба). Органическая форма открытой ринолалии обусловлена анатомическим дефектом (перфорация твёрдого и мягкого нёба, последствия воспаления и др.) либо врождёнными дефектами органов речи (расщелины, укорочение мягкого нёба и др.).
33. Синдром Ландау-Клеффнера – быстрая (в течение нескольких месяцев и меньше) утрата навыков рецептивной и экспрессивной речи у детей с нормальным умственным и речевым развитием до 3–7 лет. У большинства пациентов появляются эпилептические припадки. Около 1/3 детей спустя несколько лет полностью выздоравливает, у остальных сохраняется более или менее серьёзный дефект речи. Природа расстройства не установлена.
34. Фонастения – затухающая в своей громкости вокализация, переходящая порой в шёпотную и беззвучную. Может быть вызвана нервно-мышечной патологией, астеническими состояниями, встречается также при истерии, у депрессивных пациентов.
3. Нарушения развития речи
Имеются в виду дизонтогенетические расстройства, вызванные нарушениями биологического созревания речевых мозга во время беременности и в раннем детском возрасте. Эти расстройства не связаны с очаговыми повреждениями головного мозга и влиянием средовых факторов, не вызваны невротическими нарушениями и умственной отсталостью, не являются признаками раннего детского аутизма, тревоги, депрессии и иной определённой психиатрической либо неврологической патологии. Имеются данные о существенной роли генетических и/или конституциональных факторов в развитии данной патологии. Значительная часть таких пациентов по мере взросления достигает нормального или удовлетворительного уровня речевого развития, но происходит это значительно позже возрастной нормы и даже позднее, чем это наблюдается у «поздно говорящих» нормальных детей. Исследования (электроэнцефалография, эхоэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография) выявляют ряд повреждений на разных уровнях головного мозга различного генеза (нарушения мозгового кровообращения, атрофия и др.).
Помимо проблем с устной речью типичными являются трудности в овладении чтением, письмом, коммуникативными навыками, а также темпом интеллектуального развития, поскольку существует значительный риск формирования пограничной умственной отсталости. Одновременно возникают различные эмоциональные и поведенческие проблемы. Характерно регредиентное течение, собственно ремиссий и рецидивов расстройства не бывает. Невербальные аспекты коммуникации обычно не страдают, потребность в общении, пытливость, способность формировать интересы и привязанности у большинства детей сохранены в полном объёме.
Аналогичные нарушения, как симптомы основного расстройства, могут выявляться при олигофрении, раннем детском аутизме, врождённых или рано приобретённых сенсорных расстройствах (понижение слуха и глухота, понижение зрения и слепота), дефиците внимания, аффективных расстройствах, неврозе, регрессии, синдроме Ландау-Клеффнера. Нарушения развития речи нередко возникают также в условиях социальной депривации. Различаются следующие расстройства развития речи.
1. Специфическое расстройство развития артикуляции речи. Наблюдается задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с неврологической и иной определённой патологией. Встречается приблизительно у 10 % детей младше 8 лет и 5 % детей старше 8 лет, у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек. Причина развития неизвестна. В основе его может быть задержка в созревании неврологических функций – снижение активности постцентральных отделов доминантной гемисферы. Более высокий показатель распространённости расстройства обнаруживают дети из больших семей и семей с низким уровнем жизни. В тяжёлых случаях расстройство впервые распознаётся в возрасте около 3 лет, в менее тяжёлых оно не кажется очевидным и до 6 лет. В очень лёгких случаях дизартикуляция касается всего 1–2 наиболее трудных фонем. Считается, что пропуски фонем являются наиболее серьёзным типом нарушения, следующими по тяжести являются соответственно замена и искажение произношения фонем.
В норме произношение большинства фонем дети осваивают к 6–7 годам, в 11–12 лет их звукопроизношение становится практически безупречным. В речи появление гласных звуков обычно предшествует появлению звуков согласных. Некоторые гласные фонемы являются более лёгкими для ребёнка, ими он овладевает относительно легко. Так, длинные и короткие гласные, по Sheridan, появляются в речи несколько раньше дифтонгов (греч. di – двойной, дважды; phthongos – голос, звук). Нередки «ошибки смешивания»: «е», «и», «о» могут перейти соответственно в «а», «и», «о». Дифтонги иногда тоже смешиваются. Из согласных звуков в детской речи ранее других появляются «п», «б», «м». Немного позже появляются «передние взрывные согласные» («д»), позже – более трудные «задние взрывные согласные» («к», «г»), ребёнку часто бывает трудно сочетать в одном слове и те и другие. Особенно трудно даётся произношение звуков «р», «л», «в» и «у», дети часто их пропускают или заменяют, хотя, будучи младенцами, дети могли произносить их достаточно отчётливо. Многие дети, уже став взрослыми, проявляют ротацизм – несовершенное произнесение фонемы «р» в разных его вариантах. Существуют и долго могут сохраняться другие дефекты выговаривания фонем: сигматизм – касается свистящих и шипящих фонем, ламбдацизм – фонемы «л»; каппацизм, гаммацизм, хатизм и йотацизм – произношения нёбных звуков; наблюдаются также дефекты озвончения – трудности произношения звонких и глухих согласных звуков, дефекты смягчения – недостатки артикуляции мягких звуков, замена их парными твёрдыми звуками и наоборот. Различные комбинации согласных звуков могут представлять для детей ещё большие трудности. Указанные дефекты артикуляции чаще всего и наблюдаются у пациентов с задержанным звукопроизношением.
В норме речь детей 4 лет легко понимается незнакомыми ему людьми, дизартикуляция делает речь детей трудной для понимания и после 4 лет. В наиболее лёгких случаях расстройство к 9–10 годам проходит спонтанно, этому весьма способствует речевая терапия. После 8 лет спонтанного выздоровления чаще всего не бывает. В случаях значительного и серьёзного расстройства речевая терапия должна проводиться по возможности в более раннем возрасте. Дети с нарушением развития артикуляции могут обнаруживать ряд сопутствующих расстройств социального, эмоционального и поведенческого характера, многие дети, в частности, тяжело переживают дефект своей речи. У трети пациентов выявляются, кроме того, дефицит внимания с гиперактивностью, расстройство в виде тревожности при разлуке с близкими, избегающее расстройство поведения, депрессия, нарушение адаптации. Дети с тяжёлым расстройством артикуляции и/или хроническим, безремиссионным течением составляют группу риска в отношении развития психического заболевания.
Для распознавания расстройства важно, чтобы: 1. дефект артикуляции был достаточно серьёзным по прошествии возраста нормального нарушения произношения; 2. он не был связан с физической патологией, дизартрией, нарушением слуха и умственной отсталостью и 3. экспрессивный язык был нормальным, исключены расстройство развития экспрессивной и рецептивной речи, а также первазивные («обширные») расстройства (синдромы раннего детского аутизма). Основными методами лечения являются речевая терапия (логопедические занятия, логоритмика), психотерапия. В комплекс лечения включаются также массаж, лечебная физкультура, при необходимости – психофармакотерапия. Синонимы: расстройство артикуляции, функциональное расстройство артикуляции, лепетная речь, младенческая речь, дислалия, инфантильная персеверация, расстройство фонологического развития и др.
2. Специфическое расстройство экспрессивной речи. Наблюдается задержанное развитие в использовании средств устной речи, не связанное с неврологической, иной определённой патологией, дефектами обучения, значительным снижением слуха. Патологией считается расстройство в той степени тяжести, которая существенно мешает школьной успеваемости, общении и адаптации к требованиям повседневной жизни. Вокализация, артикуляция и понимание чужой речи могут не нарушаться, потребность в общении и невербальные аспекты коммуникации не страдают, хотя задержка или нарушение звукопроизношения встречается часто. Частота расстройства колеблется от 3 до 10 % у детей школьного возраста. У мальчиков оно встречается в 2–3 раза чаще, чем у девочек. Предполагают, что причинами его развития могут быть задержка созревания нервных структур, лёгкое повреждение головного мозга, генетические и конституциональные факторы, неблагоприятная речевая среда обитания.
При тяжёлой степени нарушения оно проявляется обычно до 3 лет. Адекватный до этого ребёнок (гуление, лепет, отдельные слова, понимание речи были нормальны) перестаёт произносить или даже повторять отдельные слова и звуки. В активном лексиконе могут отсутствовать даже такие слова, как «папа» и «мама». Для выражения своих желаний ребёнок предпочитает использовать мимику и жесты. В 18 месяцев ребёнок может самое большее понимать простые команды и указывать на бытовые предметы, когда их ему показывают. К возрасту появления речи дефицит лексикона становится очевидным – к 3 годам в речи пациентов всё ещё отсутствует фразовая речь, составленная из высказываний с двумя словами. Наблюдаются многочисленные, хотя и непостоянные ошибки артикуляции, преимущественно в отношении звуков «т», «р», «с», «з», «уай» и «ай», которые либо пропускаются, либо заменяются другими фонемами. К 4 годам большинство детей может говорить короткими фразами, но, по мере выучивания новых слов, старые они вскоре забывают. Учатся говорить они обычно значительно медленнее своих нормальных сверстников, с большим трудом и при этом далеко не полностью осваивают грамматические структуры. Расстройству часто сопутствуют нарушения развития координации, функциональный энурез. Тяжёлые формы расстройства проявляются алалией – утратой побуждений к устной речи.