Книга Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории. Антология - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории. Антология
Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории. Антология
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории. Антология

15. Все российские граждане имеют право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов, не испрашивая на то разрешения.

16. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества для целей, не противных уголовным законам, не испрашивая на то разрешения; это право не подлежит никаким предупредительным мерам.

17. Каждое частное лицо пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется, и никакой вообще принудительный контроль государства за местожительством и передвижением граждан не допускается. Никакое частное лицо не может быть ограничено в свободе передвижения и выбора местожительства иначе как по судебному приговору.

18. Право петиций принадлежит как каждому отдельному гражданину, так и всякого рода группам, союзам и собраниям.

19. Должностные лица за нарушения прав граждан, совершенные при отправлении должности, подлежат гражданской и уголовной ответственности на общем основании, причем для привлечения их к суду не требуется согласие их начальства.

20. Всеми означенными правами пользуются также иностранные подданные, проживающие на территории российского государства.

21. Все означенные права обеспечиваются судебной защитой. Суд не вправе руководиться законом, нарушающим или ограничивающим эти неотъемлемые права, и должен освобождать от следствия и наказания лиц, обвиняемых в неисполнении законов и административных распоряжений, противоречащих означенным правам граждан.

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?122 (1917)

А. А. Мейер

Народ, завоевавший свободу, конечно, знает, что такое свобода.

Однако же то, что знает народная душа, далеко не всегда знают и понимают отдельные группы лиц и отдельные лица.

Мы сплошь и рядом видим, как плохо, как превратно понимается свобода людьми, которые готовы говорить о свободе очень красивые слова.

В чем же заключается истинный смысл свободы?


Народ свободен, когда он сам устраивает свою жизнь, т. е. когда нет над ним никаких хозяев, предписывающих ему жить так, а не иначе.

Верховная власть должна принадлежать всему народу.

Никто в отдельности – ни царь, ни диктатор, ни какая-либо часть народа или какая-либо группа лиц – не может быть верховной властью.

Народ в целом, весь народ должен избрать себе своих представителей, которые создавали бы и применяли законы и по указаниям которых действовали бы именем народа министры.

Если же власть находится не в руках всего народа, а в руках какого-либо одного класса, какой-либо одной части народа или в руках одного лица, свободы нет.

Только правительство, назначаемое самим народом, не будет мешать ему свободно развиваться и двигаться вперед, потому что оно зависит от народа и вынуждено считаться с общими нуждами, а не с интересами какой-либо части народа.

Не было в России более свободного класса людей, чем та клика предателей и глупцов, которая правила Россией при старом порядке. Им все было позволено, для них не писан был никакой закон. Но эта свобода одного класса создавала несвободу народа.

И всякая диктатура – кто бы ни стал диктатором, какой бы класс ни присвоил себе всю власть в стране – нарушает свободу народа, потому именно, что предоставляет всю свободу хозяйничающему классу диктатору.

Свобода народа требует, чтобы воле всего народа подчинялась каждая группа лиц и каждое отдельное лицо. Воля же народа выражается в тех законах, которые создают избранные всем народом представители его и за исполнением которых наблюдает ответственное перед народом правительство.

Поэтому для всякого сознательного человека ясно, что свобода народа связана с обязанностью каждого гражданина подчиняться закону.

Мы добивались и добились свободы народа, а не свободы каких-либо отдельных групп населения. Мы отменили свободу помещиков, попиравших свободу народа, и народ не допустит, чтобы полная свобода перешла снова к какому-либо одному классу в ущерб свободе народа – будет ли это класс капиталистов, или банкиров, или землевладельцев, или даже одних только промышленных рабочих.

Для того чтобы никакой отдельный класс не захватывал свободы для себя одного и не попирал свободы народа, все должны подчиняться закону. Для всех классов и для всех граждан должен существовать один закон, перед которым все должны быть равны.

Без равенства всех перед законом нет свободы народа.


Народу нужна свобода для того, чтобы развивать свои силы и способности, чтобы становиться более просвещенным, более зрелым духовно. Свобода сделает творчество народа более богатым, и вклад его в общую сокровищницу человечества будет при свободе гораздо более значительным.

Стремясь к свободе, мы должны стремиться к тому, чтобы народ исполнял свои обязанности пред человечеством, чтобы он не угнетал другие народы и противодействовал угнетению одними других, чтобы он нес миру свет и свободу, а не рабство и насилие.

Каждый гражданин свободного народа должен ставить себе эти задачи и подчинять им свои личные и классовые интересы.

В свободном народе интерес должен отступать на второй план пред требованием всего народа и пред теми задачами, которые стоят перед народом.

Достоин быть гражданином свободного государства только тот, кто умеет отказываться от своих выгод, жертвовать своими интересами для свободы народной.

Жертвуя своими выгодами, свободные граждане должны в то же время и охранять свои права и свои интересы от покушений на них с чьей-либо стороны.

Необходимо каждому отдельному лицу и каждому классу следить за тем, чтобы никто не нарушал его прав, чтобы никто не присваивал себе незаконной власти.

И, конечно, сопротивляясь всякому нарушению своих прав, мы обязаны и сами следить за собой, следить за тем, не нарушаем ли мы прав других.

Граждане свободного народа не могут говорить: думай каждый о себе, до другого мне нет дела. Так говорят и так поступают только рабы, так учило нас поступать старое правительство, которому была выгодна наша бессознательность, наша бессовестность и наше рабство.

Свободный народ требует от каждого, чтобы он думал обо всех других и прежде всего думал о самом народе, о его задачах и о его свободе.


Для того чтобы развитие народа шло без задержек, необходимо, чтобы каждому гражданину и каждой группе граждан были предоставлены:

1) свобода совести,

2) свобода слова,

3) свобода собраний, союзов и стачек.


Самое важное и самое драгоценное благо – свобода совести.

Каждому должно быть предоставлено право верить так, как того требует его совесть. Каждый вправе исповедовать религию, какую он найдет для себя наиболее приемлемой, или совсем не исповедовать никакой религии, если его совесть это позволяет.

Ни государственная власть, ни отдельные организации, ни частные лица не имеют права вмешиваться в дела совести, не имеют права насильственно заставлять кого-либо верить так, а не иначе или совсем не верить, не имеют права навязывать другим исполнение каких-либо религиозных обрядов или мешать исполнять обряды.


Бывают вероучения, которые связаны с суеверными обрядами, выражающимися в насилии над другими людьми.

Например, у некоторых диких народов до сих пор существуют человеческие жертвоприношения, а по правилам некоторых религий за кражу чужой собственности полагается отрезать руку. У нас в России есть секта (скопцов), иногда допускающая насильственное изувечение людей.

Государство, охраняющее граждан от всякого насилия, не может допускать подобных действий. За совершение их оно должно подвергать виновных суду. Суд должен в каждом отдельном случае решать, совершено ли действительно насилие или нет.

Но судить можно только за насилие, а не за веру, хотя бы и изуверскую, и не за проповедь веры.

Совершивший насилие должен быть привлечен к суду – но государству нет дела до того, как верует совершивший насилие человек.


Свободный народ не может также допустить никакого нарушения свободы слова, как устного (речи, разговоры, проповеди, преподавание), так и письменного (в газетах, книгах, письмах, воззваниях).

Право каждого высказываться свободно помогает раскрывать злоупотребления и непорядки, которые при несвободе слова остаются замолчанными, скрытыми.

Свободное высказывание помогает гражданам сговариваться между собою для общей работы на пользу народа и для борьбы с врагами народа.

Наконец, самое важное, без свободы слова немыслимо свободное развитие науки, искусства, философии, религии, немыслимо, следовательно, духовное и нравственное развитие народа.


Свободой слова должны пользоваться совершенно одинаково все граждане, к каким бы партиям они ни принадлежали.

При старом порядке тоже была свобода слова – только не для всех, а для одних лишь защитников старого порядка. Кто защищал помещиков и царя, тому давалась свобода слова (а иногда еще в придачу и денежная мзда), а кто стоял за улучшение порядков, за свободу и за демократический строй, тем зажимали рот и за всякое слово ссылали и сажали в тюрьмы.

Свободный народ не допустит, чтобы одни пользовались свободой слова, а другие нет.

Поэтому он не повторит той несправедливости, какую совершала старая власть, не станет лишать свободы слова даже врагов свободы, даже тех, кто стал бы говорить против новых порядков.

Свобода слова – всем.

Пусть и те партии, которые раньше сами зажимали нам рот, пишут и говорят свободно.

Они боялись нашего свободного слова, потому что знали свою неправоту. Нечистые дела всегда боятся света. Мы же не боимся их свободного слова, потому что нечего нам прятать и укрывать.

Им нечего было возразить сторонникам свободы, и потому они предпочитали насильно заставить их молчать.

Нам же есть чем ответить на все злые слова защитников старого. Мы заставим их замолчать не насилием, а нашим свободным словом, словом правды.

Пусть все говорят свободно: народ услышит, кто говорит правду, кто неправду.

Демократия твердо стоит на том, что свобода должна быть полная и равная для всех.


Наши слова иногда причиняют вред другим людям.

Это бывает тогда, когда мы позволяем себе клеветать на кого-либо, распускать ложные слухи, оскорблять словами или когда пользуемся словом для призыва к какому-либо преступному, злому, насильственному действию.

В этих случаях, как и в случаях насилия, совершаемого изуверами, государство обязано вмешаться: закон, создаваемый свободным народом, потребует от граждан, чтоб они не совершали подобных преступлений – а кто ослушается этого закона, тот должен быть привлечен к суду.

Точно так же должен быть привлечен к суду и всякий, кто разглашает какие-либо военные тайны, если разглашение их вредно для народа.

Но и в тех, и в других случаях должно преследоваться по суду не свободное слово, не выражение мысли, а только клевета, оскорбление, предательство.

Свобода слова не означает свободы клеветать и совершать всякого рода злые дела. Суд должен в каждом отдельном случае разобраться, было ли совершено злое деяние, заключалась ли в словах клевета или оскорбление или они были только искренним выражением взглядов, было ли совершено предательство, выдача тайн врагу или безвредное сообщение о каких-либо фактах. Само же по себе слово – суду не подлежит.


Государственная власть сама по себе еще не в состоянии была бы устроить жизнь народа и поддерживать правильный порядок, если бы сам народ, все граждане сами всюду на местах не участвовали в устроении жизни.

Недостаточно передать власть в руки избранного народом правительства и на том успокоиться, будто вся жизнь во всех ее мелочах может быть устроена государственной властью.

Есть много забот, которые должно взять на себя само население, не ожидая, что все сделает правительство.

В каждой отдельной местности, у каждого отдельного класса, у каждой профессии есть свои интересы, свои нужды и свои обязанности перед народом. Поэтому граждане должны устраивать особые организации, союзы, общества, партии для защиты своих интересов и для исполнения своих обязанностей.

Кроме того, само развитие народа, его образование, успешная работа его в области искусства, науки, вообще культурного творчества, а также религиозная жизнь народа – все это требует весьма часто соединения граждан в союзы, общества, партии.

Свобода народа может быть достигнута только при том условии, что гражданам предоставлена полная свобода образовывать союзы всякого рода.

Союзы же и общества могут действовать только при свободе собраний, совещаний, съездов. Поэтому свобода союзов должна быть соединена со свободой собраний.


В нынешней экономической жизни огромную роль играют временные сговоры большого числа людей о прекращении совместно какой-либо работы, если условия оказываются невыгодными.

Отдельный человек не может изменить условий работы, сколько бы он ни заявлял об их невыгодности: ему всегда скажут, что на его место найдется много желающих.

Только общее дружное заявление многих и отказ их от работы в случае неисполнения требования может заставить тех, от кого это зависит, изменить условия работы.

Такой отказ от работы, такая забастовка, стачка работников есть вполне законное их право.

Вот почему наряду со свободой союзов и собраний должна быть обеспечена гражданам также и свобода стачек.


Само собою разумеется, что и свобода союзов не должна пониматься как свобода устраивать общества, преследующие преступные цели.

Свобода союзов не означает того, что можно устраивать, напр., воровские организации, разбойничьи шайки и т. п.

Всякое преступление и подготовка к преступлению должны быть преследуемы законом. И если общество образуется для подготовки какого-либо преступления, оно, конечно, не может быть допущено.

Но все организации, все союзы и партии, служащие народу и делу его развития, должны пользоваться полной свободой, как бы ни понимали тот или иной союз, та или иная партия благо народа.


Кроме указанных трех условий – свободы совести, слова, союзов и стачек – для успешного развития народных сил, как материальных, так и духовных, необходима еще неприкосновенность личности.

Никто в свободном государстве не должен быть лишаем свободы (арестовываем) иначе, как по распоряжению законного суда.

Только в том государстве, где исполняется это требование, нет произвола.

Если же какая-либо власть без суда, по своему усмотрению, может арестовывать граждан, то это создает возможность самого вопиющего произвола. А там, где царит произвол, где никто не может быть уверен в своей безопасности, где всякому могут поставить в вину его деятельность, ничего преступного не представляющую, где человека незаслуженно подвергают лишению свободы – там никакая искренняя, честная работа на пользу народа не может идти с достаточным успехом.


Итак, народ может быть свободным только тогда, когда отдельным лицам обеспечена свобода.

Но, конечно, для свободного развития личности недостаточно свободы слова, совести, собраний и т. д.

Как бы прочны ни были эти свободы, но, если судьба заставляет человека жить впроголодь, трудно ожидать от него больших успехов в науках, искусствах, в проявлении всякого рода талантов, трудно даже надеяться на то, чтобы у него было достаточное понимание и умение оценить блага культуры.

Для того чтобы человеческая личность развивалась беспрепятственно, ей необходимо быть свободной от тисков нужды. Все смогут подниматься все выше и выше в своем творчестве, когда прекратится та эксплуатация труда, благодаря которой большинство людей живет, перебиваясь со дня на день.

Все перечисленные выше свободы – это так называемые политические свободы. Для свободного совершенствования личности одних только политических свобод мало: необходимо еще добиться и освобождения экономического.


Если бы какой-либо благодетель взялся за такое устроение жизни, при котором уже не было бы нужды и голода, и если бы ему удалось уничтожить эксплуатацию и подарить трудящимся благополучие – этим еще не была бы достигнута действительная свобода.

Благополучие, которое люди получили бы из чужих рук, без всякой с их стороны борьбы, не делало бы их свободными.

Свобода личности, как и свобода народа, заключается в самостоятельном устройстве своей жизни (самоопределении).

Эксплуатируемые должны сами себя освободить от эксплуатации: они должны добиваться лучшего материального положения путем борьбы. Свобода экономическая должна быть завоевана ими, а не дарована им – только при этом условии она будет действительной свободой, только при этом условии человек не потеряет своей свободы.


Политические свободы еще не делают человека вполне свободным. Но без них немыслима была бы борьба за экономическое освобождение.

Без свободы слова и особенно без свободы союзов и собраний никакое освобождение от эксплуатации невозможно, потому что для борьбы за это освобождение необходимо трудящимся организоваться в союзы, совещаться о совместных выступлениях, агитировать и вести пропаганду борьбы за свободу труда, устраивать стачки.

Завоевание политической свободы необходимо поэтому для самой борьбы за полное освобождение человека.


Однако жестоко ошибаются те, которые думают, что свобода будет уже полностью осуществлена, если человек будет только экономически и политически свободен.

Истинно свободен не тот, кто пользуется только внешними свободами и кто не терпит нужды, а тот, кто, кроме того, свободен и внутренне. Без внутренней свободы человек – раб, в каком бы свободном государстве он ни жил.

Внутренне несвободная человеческая личность не сумеет даже и воспользоваться благом внешней свободы.

Поэтому все, стремящиеся к свободе, должны не только бороться за экономическую и политическую свободу, но одновременно с этим работать также и над повышением свободы внутренней.


Внутренняя свобода человеческой личности заключается в господстве человека над самим собой.

Мы сказали выше, что народ свободен тогда, когда он сам собою управляет, сам устраивает свою жизнь. Точно так же и отдельный человек свободен только в том случае, если он сам хозяин над своими действиями и над своими чувствами, сам управляет собою.

Человек, душа которого подчиняется страсти, живет только от минуты к минуте, не умеет себя сдерживать, не умеет владеть своими пожеланиями – такой человек не может быть свободным.

Внутренне свободен тот, кто подчиняет всю свою жизнь, все свои чувства и волю великой цели собственного облагорожения, совершенствования. Посвящая себя этой цели, он уже не допускает, чтобы им владело какое-либо отдельное, случайное его пожелание, которое может идти вразрез с его общим, основным стремлением.

Указывает же пути к этой цели – разум, твердая, верная себе самой мысль, и потому внутренне свободен человек, если во всех своих действиях он соображается с разумом, подчиняет ему чувства и желания свои.

Внутренне свободный человек, стремящийся к поднятию себя на большую духовную высоту, уже не может думать только о своих интересах. Он знает долг перед другими людьми и перед целым народом.

Сознание своего долга, а не только своих интересов, есть первый и самый главный признак свободного человека.

Раб повинуется только внешней силе, только внешнему господину, и если и совершает полезные и нужные дела, то не по своей воле, не по сознанию обязанности, а из покорства господину. Поэтому раба могут занимать только его интересы, только его собственная выгода. О своих интересах он думает много, обязанность же ему известна только как исполнение чужой воли, и обязанностей своих он не любит.

Свободный человек, управляющий сам собой, сам знает свои обязанности и не нуждается в палке. Поэтому он и озабочен тем, чтобы действительно выполнить свой долг, он сам, не ожидая приказания, умеет заставить себя делать то, чего требует его разум во имя его собственного облагорожения. Он умеет отстоять и свои интересы и отстаивает их не ради своего только благополучия, а ради того, чтобы успешнее исполнять свои обязанности пред собой самим, перед народом и перед людьми вообще.


Внутренне свободный человек не остановится иногда и перед тем, чтобы пожертвовать своими интересами ради исполнения своего долга.

Такая жертва не страшна тому, кто сам управляет собой, кто сам решает, что жертва необходима.

Только раб боится поступиться своими выгодами, потому что трепещет от одной мысли, что господин воспользуется его слабостью, его уступкой и крепче затянет на нем петлю.

Внутренняя свобода уничтожает в корне этот рабский страх, и она же – и только она – дает человеку силы отстоять, когда нужно, свои права.


Люди, любящие свободу и служащие ей, должны твердо помнить, что свободная личность может быть только в свободном народе, а свободный народ может состоять только из свободных личностей.

КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ЕВРОПЫ И АЗИИ. ПРОЕКТ123 (1989)

А. Д. Сахаров

1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно – Европейско-Азиатский Союз, Советский Союз) – добровольное объединение суверенных республик Европы и Азии.

2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.

3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.

4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению мира во всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внутренних условий существования человечества и жизни на Земле в целом, к гармонизации экономического, социального и политического развития во всем мире. Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями. В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем как к единственному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением конвергенции в перспективе должно быть создание Мирового правительства.

5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности. Осуществление прав личности не должно противоречить правам других людей, интересам общества в целом. Граждане и учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН. Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе Пакты о правах человека ООН и Конституция Союза, имеют на территории Союза прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик.

6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека – свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища, свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные с убеждениями, если в них нет насилия, призывов к насилию, иного ущемления прав других людей или государственной измены.

7. В основе политической, культурной и идеологической жизни общества лежат принципы плюрализма и терпимости.

8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.

9. Принципы презумпции невиновности являются основополагающими при судебном рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда.