12
Достоевская А.Г., Воспоминания, М. Издательство: Правда, 1987, С.106.
13
См., например: История философии в СССР, М. Издательство «Наука»,1968, Т.3. И хотя в этой работе Ф.М. Достоевскому посвящена отдельная глава (VIII),но всё равно по объёму (21 страница), а для «советских авторов», значит – и по значению, она значительно уступает, например, главе, написанной о Н.Г. Чернышевском (71 страница). Сегодня это выглядит комично, но так было!
14
Лаут Рейнхард, Философия Достоевского в систематическом изложении, Под редакцией А.В. Гулыги, Пер. с нем. И.С. Андреевой, – М. Республика, 1996 г.
15
См.: Хагемейстер М. О восприятии непринятого. Русская мысль в европейском контексте // Вопросы философии.1995, № 1 1 , С.62.
16
Причина этого понятна. В девяностые мне самому довелось прослушать доклад Хагемейстера в Калуге на «Чтениях Циолковского», в котором он педантично объяснял: почему такие философы как В.С. Соловьёв и Н.А. Бердяев не востребованы в западноевропейской философии? Причина, по его мнению, в том, что вся философия Серебряного Ренессанса в России (включая названные имена) – религиозная, то есть такая, которая уже давно не является в западноевропейской культуре востребованной.
17
Поскольку предлагаемое исследование («Лекции о Достоевском») носит философский характер по преимуществу, постольку я оставляю в стороне все работы о Достоевском прямо не касающиеся философии – литературоведческие, культурологические, исторические, филологические и т.д..
18
Голосовкер Э.Я., Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума», Издательство Академии наук СССР, Москва, 1963.
19
Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского, Издание 4-е, М. Советская Россия,1979. В моём распоряжении оказалось именно это издание. Первое издание вышло в 1963 г. Как пишет сам Бахтин в рубрике «От автора», данная работа является дополненным и исправленным изданием другой его работы: «Проблемы творчества Достоевского», опубликованной в далёком 1929 г..См, Бахтин, С.4.
20
А после опубликования его «Чёрных тетрадей» это теперь достоверно подтверждено. Именно в Иване Шатове Хайдеггер увидел основу и залог всякой философской мысли, и основу бытийной неповторимости России, её места и предназначения в истории. И основа эта – почва, национальная почва. Хайдеггер честно и прямо признаёт, что «германский дух» оказался побеждённым в период 1941–1945 гг. только потому, что столкнулся с ещё более сильным – «русским духом», который и обеспечил последнему победу в этой войне.
21
См., например: История философии в СССР, М. Издательство «Наука», 1968, Т.3.
22
См.: Павленко А.Н. Бытие у своего порога, – М. ИФРАН, 1997.
23
В среднем за 1 год, например в современной России, кончает жизнь самоубийством приблизительно 19,5 человек на 100000 проживающих, то есть около 32 000 человек в год в абсолютном выражении (данные за 2012 год). Привожу официальную статистику за 2012 г.. Ресурс: ru. wikipedia. org. Статья: «Список стран по количеству самоубийств». По оценке ВОЗ, критическим считается показатель в 20 человек. В современном мире ежегодно заканчивает жизнь самоубийством чуть более одного миллиона человек.
24
См. Павленко А.Н. Экологический кризис как псевдопроблема // Вопросы философии, – 2002, № 7.
25
Достоевский Ф.М., Бесы, т. Х, с.341 .
26
Смотрите подробнее: Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота, М. ИНТРАДА, 1997, С.21–22.
27
Так и случилось с Раскольниковым в конце романа на берегу реки.
28
Павленко А.Н. Теория и театр С.-П.г. Издательство СПбГУ, 2006,Гл.3.
29
Более обстоятельно эта трансформация описана мною в другой работе: Андрей Павленко, Возможность техники. .С .П.г., Алетейя,2010,Гл.2 .
30
Здесь у меня нет возможности подробно останавливаться на анализе космизма, поскольку это не является моей задачей, тем более, что эта тема рассмотрена мною дважды самым тщательным образом. См. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота,М. ИНТРАДА, 1997,Гл. 1 ; Павленко Андрей, Теория и театр, С.-П.б. Университет, 2006, Гл.2 и 3.
31
Более подробно это противоречие рассмотрено в работе: Павленко А.Н. Онтологическая Пропись, рациональность и законность // Мир человека: нормативное измерение-3. Рациональность и легитимность. Саратов, СГЮА, 2013, С.1 13–1 19.
32
См: Павленко А.Н., Принцип «наблюдаемости»: почему нереализуема теория бесконечной Вселенной? // Вестник РУДН, 2009, № 3. C.5–15; Павленко А.Н. Принцип наблюдаемости, «стадия эмпирической невесомости теории» (SEWT) и «конструктивный эмпиризм» (СЕ) // Вестник РУДН (Философия), 201 1, №3. С. 8–21.
33
Попов И. В. Идея обожения в древневосточной Церкви // Вопросы философии и психологии. М.: Типо-литография Высочайше утвержденного Т-ва И. Н. Кушнерёв и Ко. 1909. № 02 (97), март – апрель. С. 165–213.
34
В работе «Возможность техники» я показываю, что происходит c «линейноэсхатологической машиной времени» в случае её секуляризации; в работе «Пределы интерсубъективности» я показываю, что происходит в случае секуляризации понятия «соборности».
35
Чтобы убедиться в этом, достаточно пролистать публикации о Ф.М. Достоевском, например, в журнале «Вопросы философии» за последние несколько лет. Авторы этих статей, при полном непонимании сути феномена «подпольности», с поразительным упорством и настойчивостью навязывают читателю в «стопятый раз» фрейдо-марксистское «прочтение Достоевского».
36
Вот как Достоевский описывает этот «гуманстический романтизм» в «Преступлении и наказании»: «И так-то вот всегда у этих Шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента рядят человека в павлиньи перья, до последнего момента, на добро, а не на худо надеются и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят: коробит их от одного промышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит». Достоевский, Т. VI, С.57.
37
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.577.
38
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.583.
39
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.581 .
40
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.582.
41
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.583.
42
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.586.
43
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.582–583.
44
Достоевский Ф.М., Т. IV, С.597.
45
В этом повествовании мы, несомненно, обнаруживаем свидетельство и отголосок человеческих жертвоприношений, культивировавшихся у евреев в древности.
46
Серён Кьеркегор, Страх и трепет, Библиотека этической мысли, – М. Республика, 1993, С. 35.
47
Серён Кьеркегор, Страх и трепет, Библиотека этической мысли, – М. Республика, 1993, С. 36.
48
Серён Кьеркегор, Страх и трепет, Библиотека этической мысли, – М. Республика, 1993, С. 52.
49
Серён Кьеркегор, С. 54.
50
Серён Кьеркегор, С. 60.
51
Достоевский Ф.М., Преступление и наказание, Т. VI, С.88.
52
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 595.
53
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 596.
54
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 597.
55
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 595.
56
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 587–588.
57
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 588.
58
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 588.
59
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 601 .
60
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 601 .
61
См.: Павленко А.Н., Предвыбор // Бытие у своего порога, – М. ИФРАН, 1997.
62
Не путать с «волевым» или «безвольным» человеком.
63
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 604.
64
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 604.
65
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 604.
66
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 604.
67
Франц Кафка, Процесс // Америка. Процесс. Из дневников. – М. – Издво: Политической литературы, 1991 г., с.243.
68
Франц Кафка, с.247.
69
Франц Кафка, с.247.
70
Франц Кафка, С.336.
71
Франц Кафка, С.338.
72
Франц Кафка, С.362.
73
Достоевский Ф.М., Преступление и наказание, Т. VI, С.330.
74
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 580.
75
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 580.
76
Там же.
77
Там же.
78
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 581 .
79
Там же.
80
Я, конечно, отдаю себе отчёт в том, что и Рим был построен рядом с болотом, то есть «на болоте». Поэтому, может быть, и есть что-то «климатически» общее в тих двух городах?!. Ведь и Рим был «умышленным». Буквально: был продолжением «шага Ромула».
81
Достоевский Ф.М., Преступление и наказание, Т. VI, С.602.
82
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, С. 585.
83
См.: Павленко А.Н., Теория и театр, Санкт-Петербург, Издательство СПб-ГУ, 2006, Гл.1 .
84
Заметим, что русская мысль и культура, за редчайшими исключениями, эту болезнь в себе так и не изжила, и не излечила.
85
Достоевский Ф.М., Преступление и наказание, Т. VI, С.621 .
86
См.: Павленко Андрей, Возможность техники, С.П. г., Алетейя, 2010, Гл.2.
87
См. Павленко А.Н. Бытие у своего порога. Кентавр. Зеркало // Человек, 1993, №1 . А также в виде монографии: Павленко А.Н., Бытие у своего порога, М. ИФРАН,1997г.
88
Однажды мне довелось видеть в коляске маленького ребенка больного водянкой мозга, голова которого занимала половину коляски. Конечно, ребенка нам жаль – он страдает невинно. Но что делать с уже вполне взрослыми людьми, которые «формой своего существа» в точности похожи на больных «водянкой сознания», а таких, по роду моих занятий, мне приходится встречать довольно часто.
89
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV,стр.580.
90
Отчасти на эту особенность сознания обращал внимание и Бахтин: « «Человек из подполья» не только растворяет в себе все возможные твёрдые черты своего облика, делая их предметом рефлексии, но у него уже и нет этих черт, нет твёрдых определений…» Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского, Издание 4-е, М. Советская Россия,1979, С.59.
91
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV,C.580.
92
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV,C.579.
93
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV,C.581 .
94
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV,C.586.
95
Достоевский Ф.М., Записки из подполья, Т. IV, C. 586.
96
Я прекрасно понимаю, что Брейгель Старший жил после Иеронима Босха. Однако я не могу не признать, что «последовательность трансформации» представлена в голландской школе в обратной «исторической последовательности». «Промежуточная» фаза представлена у Брейгеля Старшего, а «завершающая» у Иеронима Босха. Бывает и так.
97
Отметим, что Фёдор Михайлович сам проницательно объясняет эту ситуацию в начале четвёртой части романа «Идиот», когда говорит: «Писатели в своих романах и повестях большею частью стараются брать типы общества и представлять их образно и художественно, – типы чрезвычайно редко встречающиеся в действительности целиком, типы, которые, тем не менее, почти действительнее самой действительности» (Достоевский Ф.М. Идиот, Т. VIII, С.193.).И чуть ниже: «Итак, не вдаваясь в более серьезные объяснения, мы скажем только, что в действительности типичность лиц как бы разбавляется водой, и все эти Жорж-Дандены и Подколёсины существуют действительно, снуют и бегают перед нами ежедневно, но как бы несколько в разжиженном состоянии» (Достоевский Ф.М. Идиот, Т. VIII, С.194.).
98
Да они и сегодня существуют сплошь и вокруг нас. Достаточно обратить внимание на бесчисленное количество «завистников», которые самоотравляются своей завистью, при этом подчеркнуто «презирают творчество Достоевского». Их понять можно: кому же приятно, когда твое идеализированное изображение выведут так художественно, да ещё и представят его на всеобщее обозрение. В особенности же этот тип распространён среди «имитаторов», о которых я уже говорил в самом начале курса.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги