banner banner banner
Дорога к храму
Дорога к храму
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дорога к храму


– Федот! Миленький, родненький!» – прижимала его голову к себе, но он всё звал и звал кого-то, не обращая внимания на жену. Чтобы привести его в себя, Валентина стала наотмашь хлестать мужа по небритым щекам. Наконец, он как бы очнувшись, ошалело глянул на неё, и с криком кинулся на супругу. Ему снова почудился запах серы и показалось, что его бьет «тот», – лохматый. Валентине с трудом удалось вырваться, а иначе он бы её прибил. Федот продолжал буйствовать, круша всё, что попадало под руку. В голове его метались мысли, что он сам себе хозяин и, как она посмела «воспитывать его», и пусть все знают, что он не позволит бабе командовать собой! Перед глазами то и дело мелькала смеющаяся физиономия лохматого, который Федота усердно подзадоривал: «Давай – давай! Круши все! Хватай вот эту жердину, – и по окнам, по окнам!»

Через час несколько мужиков кое-как завалили его, связали, но и связанный он долго еще продолжал биться и орать. Под утро, обессилив, наконец, затих. Валентина, не спавшая всю эту ночь, отпросилась у бригадира с работы, который, зная её проблемы с мужем, не стал задерживать, отпустил, хотя работы на ферме было полно.

Вернувшись домой, первым делом заглянула под навес; там на соломе, на боку, спрятав ладони между колен, спал Федот. Валентина, присев на один из разбросанных по всему двору чурбаков, вытирая краем фартука слёзы, вспомнила всю их совместную жизнь: как ждала его из армии, отвергая попытки ухаживания других парней; потом, находясь «в положении», ждала, из тюрьмы, где он отбывал срок за кражу комбикорма; а еще через год, освободившись, стал бегать по девкам… и снова она ждала, обливая подушку слезами. А вот сейчас ждёт, когда бросит пить.

«Сколько же ещё ждать?!» – с горечью в душе думала она.

Вдруг возле калитки залаяла собака.

«Кого это там несёт? – подумала она с раздражением, не было у неё желания в тот момент с кем-либо общаться.

За калиткой стоял старик. В руках посох, за плечами котомка.

– Водицы бы испить, дочка, – обратился он к хозяйке, когда она открыла калитку. Валентина незаметно смахнула слезу:

– Проходите, – пригласила она гостя во двор и по тропинке мимо яблонь и кустов смородины повела к беседке, спрятавшейся в глубине сада. Рядом с беседкой находился колодец. Старик присел на скамейку, и пока она набирала воду, осматривал ухоженные грядки с луком и морковью; запрокинув голову, любовался ветвями яблонь, усыпанных крупными плодами.

Почерпнув ковшом воду из ведра, подала со словами: «Пейте на здоровье».

Он осторожно принял ковш обеими руками, маленькими глотками стал пить. Вода стекала по краям ковшика на седую бороду старика. Она смотрела на эти струи, на его тёмное от загара, покрытое морщинами лицо, на его поношенную одежду, и шевельнулось в её душе нечто, от чего опять навернулись на глаза слёзы. Он напомнил ей деда, недавно ушедшего в «мир иной». Глаза старика излучали доброту, и ей показалось, что знает этого человека давно, чуть ли не вечность.

– Я сейчас! – встрепенулась вдруг она и побежала по тропинке к дому. Торопливо сложила в корзинку: лук, яйца, варёную картошку, рыбу…. Наконец, прихватив кринку с молоком, вернулась в беседку. Выкладывая еду на стол, сказала:

– Давайте вместе с вами пообедаем!

Старик с улыбкой смотрел на её хлопоты:

– Не откажусь, милая. Правда, сегодня я еще и не завтракал, так что, обед будет кстати. А вода у вас вкусная, студеная, – он встал, перекрестился, прочитал молитву, благословил стол, затем стали есть. Они макали лук в соль, запивали варёную картошку молоком. Волнения прошлого дня отлетели прочь, ей было как-то хорошо и уютно с этим стариком. Наконец, он встал, перекрестился, снова помолился, и присев на скамейку, спросил:

– А не расскажешь ли, милая, о чём грустишь?

– Да не грущу я вовсе, – стушевалась она, удивляясь его прозорливости.

– Э-э, дочка, глаза человека не лгут, а у тебя в них печаль да тревога…

Она немного помолчала, прислушиваясь к себе, с удивлением отметила: ни отчаяния, ни раздражения на окружающий мир, как это часто бывало, в сердце ее не было, и… стала говорить. Старик слушал молча, не перебивая; изредка слегка покачивая головой: то ли соглашаясь, то ли сочувствуя. Говорила она долго, как бы освобождаясь от груза нерешённых проблем, словно чувствуя, что человек этот сможет ей как-то помочь, изменить её жизнь к лучшему. Говорила не умом, – сердцем, ничего не утаивая; закончила вчерашним случаем с мужем:

«С головой, мол, у него стало не в порядке: то голый с поленом по улице бегает, то вот вчера кинулся драться, порушил всё во дворе да окна побил!»

Она замолчала, а старик всё качал головой, размышляя о чём-то и теребя бороду. Валентина ждала, когда же, наконец, он ей скажет что-либо в утешение. Наконец, он заговорил:

– Жил когда-то на земле человек, звали его Серафим. Монахом подвизался в Саровской обители, – монастыре значит, отсюда и известен людям, как Серафим Саровский. Народ звал его просто «батюшка». Необычайной духовной силы был человек, за что и наделил его Господь даром творить чудеса. Он говорил, что истинная цель жизни православного человека состоит в стяжании Духа Святого, то есть, – в приобретении Этого Духа. А средства для достижения этого: пост, бдение да молитва. Этими трудами, словно ключом, открывается человеку Царство Небесное. Тому, кто попадет туда, будет очень и очень хорошо вместе с Богом! И настолько хорошо, – что и передать нельзя!

Постом человек берёт власть над своим телом. Не тело уже, как это чаще всего бывает, командует человеком, а человек своим телом. Бдением эта власть укрепляется, когда он тщательно следит за собой: за своими делами и даже мыслями! В постоянных трудах над собой крепнет сила духа человека, и уже не может тело требовать больше того, что ему действительно необходимо. Дух командует, он принуждает к подчинению, как бы говоря: «Хватит для житья тебе куска хлеба и ковша воды – не сметь объедаться и упиваться!» А тело сопротивляется: скулит, просит еды; и хоть человек-то вроде бы уж и наелся, но рука сама тянется ещё за кусочком….

Для того, чтобы была такая сила собой управлять, человеку необходима помощь Божия, без которой это становится невозможным. И вот для этого, как раз, и нужна молитва, посредством которой мы общаемся с Создателем. Пост, бдение, молитва – все они вместе открывают человеку дорогу в Царство Небесное. Для успешной молитвы имеются другие помощники – святые иконы, которые помогают на ней сосредоточиться.

– Это, как? – спросила Валентина.

У тебя же есть родственники, которые ушли в мир иной? – спросил старик.

– Как же? Вот дедуля в прошлый год помер, бабуля, – та ещё раньше, да тётки лет десять, как уж нет, – ответила Валентина.

– А часто ли ты их, голуба, вспоминаешь?

– Ну, хотя бы, раз в день?

Да что вы! Столько забот, хлопот разных… сами видите: то муж «зачудит», то что-нибудь еще, – не досуг вспоминать! Так, фотографии начнёшь перебирать, увидишь карточку, и прослезишься, вспомнишь того, кого уж нет…

– Вот-вот! Увидела на карточке бабулю, и вспомнила, как она мазала зелёнкой твои разбитые коленки да угощала блинами, как прижимала жалея к своей груди, и вот, – почему-то и слезы уж навернулись на глазки!.. Фотография помогла тебе вспомнить того, кто на ней изображён, помогла настроиться на связь времён: сегодняшнего дня с вчерашним. Так и икона помогает настроиться на связь нашего мира с миром, куда уходят наши усопшие родственники. Но, к сожалению, не все попадают в Царство Небесное. Есть иной мир – «падших ангелов», который мы называем преисподней или адом. В этом царстве тьмы зло является нормой существования. Это мир злых духов, которых народ называет бесами, чертями да демонами. И вся эта нечисть состоит на службе у дьявола – главного из них, который ненавидит человека, и всячески старается его погубить. Бесы эти имеют определенную «специализацию»: по определённым страстям человека. Одни отвечают за один грех, другие – за другой. Например: демон, отвечающий за пьянство, собрал двух приятелей за бутылкой спиртного; демон сквернословия подбил их на нецензурную брань; тут же ему помог тот, который отвечает за гордыню; за ним, – который за гнев; а вот подоспел на подмогу отвечающий за убийство. Вот и получилось – собрались два мужика, выпили, разругались, в гневе накинулись друг на друга, – и один убил другого! Оставшийся в живых потом будет говорить, что не хотел убивать своего товарища. Всё правильно, – не хотел, но и не сопротивлялся бесам, которым служил здесь, в этом мире, ещё не отойдя в мир иной. Пьющий человек лишён силы воли, он не в силах сопротивляться обстоятельствам, в которые попадает по воле бесов.

– Как-же, по их воле? – перебила его Валентина, – ведь человек сам себе хозяин: он хочет что-то делать – делает, а не хочет – не делает. Где же тут их воля? И почему не может?

– А ты хозяйка себе или нет, когда, скажем, не можешь уснуть всю ночь от каких-то мыслей, привязавшихся ещё днём? Если хозяйка, то выбрось всё из головы, и усни… но не получается! Через наш разум тёмные силы оказывают на нас влияние, приводят в расстройство наши чувства. У нас с тобой, да и у всех два пути: или с Богом, или с дьяволом! Мы только выбираем путь, по которому нам идти. Если ты вдруг видишь человека, обронившего деньги, то можешь догнать и отдать ему эти деньги, а можешь положить в свой карман. Так вот: если отдать, – это от Бога, а если положить в карман – от дьявола. Мысль «взять деньги себе» подкинули тебе служители «князя мира сего», а зовут его князем потому, что он имеет огромное над всеми влияние. Так вот: оказывается в мир тьмы также есть окно, которое открывается через пост и молитву, только молитва эта обращена не к Богу, а к дьяволу. И пост у них «вывернут наизнанку»: человек постится не силой духа, а вынужденно, потому что всё пропил и есть нечего, а работать он не любит. Голова его только и занята «где бы достать выпивку», а это уже молитва, которая обращена к этому самому князю тьмы.

И, в итоге, – отдаёт человек себя ещё при жизни, в рабство к дьяволу и его служителям. И куда попадет такой человек после своей смерти? Да, конечно, в ад! Куда ж еще? Потому как, при жизни своей служил не Богу, а дьяволу и его слугам!

– Но ведь всякий человек желает себе добра, – перебила его Валентина, – почему тогда все время выходит себе во вред?

– Какое же здесь добро, если, например, человек курит? Или, скажем, ворует? А если сквернословит, ругается матом? Да это даже за грех не считают, говорят: «это надо для связки слов», человеку, видите-ли, так удобней выражать свои мысли! Ничего себе, – удобство: он при вас ругается матом, а вы потом заболели, и причину этого заболевания ни один врач не может распознать…

– Да, как это так, дедушка? – изумилась Валентина.

– Господь мудро устроил, что всё в мире абсолютно взаимосвязано. Книга «Евангелие от Иоанна» – святое повествование, начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Из этого следует одно: слово имеет великую силу. Оно – не просто звук!

Сегодня силу слова подтверждают и учёные. Они провели два любопытных опыта.

В первом опыте взяли рис, насыпали в три банки равными долями, залили водой и поставили эти банки в разные комнаты. В течение месяца, ежедневно, обращаясь к рису в первой банке, произносились слова: «Ты хороший», к рису во второй банке: «Ты плохой», к рису в третьей комнате вообще не заходили. Через месяц в первой банке рис забродил, испуская приятный квасной запах; во второй запах был неприятный, протухший; в третьей завелись черви.

Во втором опыте взяли три плашки, налили воду, поместили опять-таки в разные комнаты. В первой звучали православные молитвы, во второй звучала классическая музыка, в третьей звучал тяжёлый рок. После нескольких дней воду в плашках заморозили при сверхнизких температурах. Результат ошеломил учёных. Разглядывая лёд через электронный микроскоп, они в первой плашке увидели неописуемой красоты голубые кристаллы, во второй были кристаллы зелёного цвета, а в третьей оказалось бесформенное месиво, серого, неприятного цвета.

Мы знаем, что тело наше на 80 процентов состоит из воды, и представляешь, что происходит с нами, когда рядом звучит нецензурная брань? Меняется структура крови, основой которой является вода, что и влечёт за собой неизлечимые болезни. Конечно, от одного бранного слова мы в своём организме изменений не заметим, но если подобное будет происходить ежедневно – из года в год, изменения накопятся в организме и, однажды, наконец, проявится болезнь.

Огромной силой наградил нас Господь, но мы эту силу повернули против самих себя, против своих близких, своих детей, при которых родитель выражает своё неудовлетворение к окружающему миру отборным матом. Вот и спрашивается: кем вырастут наши дети, живя в такой атмосфере? А еще: огромный вред наносят родители своим детям, когда учат их постоянно лгать. И таким «воспитательным» процессом тоже руководят тёмные силы! Много их вокруг нас – этих демонов! В Евангелии об этом сказано:

«…Когда же вышел Он на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека: потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», потому что много бесов вошло в него…» И ещё: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам; ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И вернувшись, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого…»

– Так что, дочка, глубоко ошибается тот, кто говорит, что он себе хозяин: «что хочу, то и ворочу! В жизни всё получается не так, как бы хотелось, вот и Федот твой: не хочет делать пакости, а все-же делает, потому – в рабстве он у дьявола и его служителей!

Валентина, вытирая кончиком фартука набежавшую слезу, спросила:

– А что-же тогда можно сделать, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему?

– В соседнем селе церковь восстанавливают. Наверняка и ты там себе место найдёшь, – подумав, сказал старик.

– Так я же работаю! – возразила она.