Книга Психосоматика детских травм: как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым - читать онлайн бесплатно, автор Екатерина Тур. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психосоматика детских травм: как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым
Психосоматика детских травм: как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психосоматика детских травм: как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым

Нарушение сна – одно из первых состояний, явно и ярко показывающее, что у ребенка повышен уровень стресса, и родитель обязан быстро реагировать на первые же признаки этого состояния. Расстройство сна для ребенка крайне опасно, потому что влечет за собой закрепление стрессового повреждения нейронов, меняя саму структуру головного мозга на клеточном уровне [22].

Неутешительные результаты циклов исследований 2013 года приравняли крик к одному из факторов, провоцирующих травмирующий детский опыт, который в будущем способен повышать риск развития рака, заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем [23].

А самое главное, крик абсолютно бесполезен. Серии исследований [24] о крике на детей, активно проводимые еще с 2014 года, показывают: родительский крик вызывает у детей депрессивные состояния и ведет к асоциальному поведению. В противовес стремлениям родителей, исповедующих такой стиль отношений, крик ухудшает ситуацию, а не улучшает ее.

В теме крика мы приходим с вами к важному осознанию: необходимо отойти от оценочных суждений и прекратить разделять родителей на «жестких» и «мягких» и само воспитание на «тоталитарное» и «дипломатичное». В основе всего, главным объектом родителя является ребенок, а значит, здесь мы должны отчетливо и ясно осознать: единственным верным сценарием будет сценарий самой семьи, основанный на том, чтобы сделать каждого ее члена счастливым.

Казалось бы, какая мама не срывается на ребенка? Каждая из нас нет-нет да прикрикнет, особенно когда проказник не слушается ни с 50-й, ни с 500-й просьбы. И вот здесь проведем тонкую грань, все-таки в жизни она присутствует: если мама сорвалась, но после сразу извинилась перед ребенком и объяснила, почему так поступила, – это одна история.

В данном случае при условии, что ребенок достиг определенного уровня эмоционального развития, повреждение может и не произойти. Какое чувство отличает сорвавшуюся на крик маму, которая затем попросила прощения? Да, чувство уважения, причем и к ребенку, и к самой себе. Успокоившись, она садится перед ним (а лучше, встает на коленки, чтобы быть на одном уровне), берет его ручки в свои и ласково объясняет, что случилось, рассказывает про свои чувства, спрашивает, не обидела ли его, не испугался ли он.

В рутине мы забываем, что дети, да и мы сами, – живые существа.

А теперь обратная ситуация. Если мама сорвалась на крик, потом перешла на оскорбления и нотации на повышенных тонах, а после вдобавок наказала ребенка игнорированием или закрыла в отдельной комнате – это совсем другая история. В этом случае мама не просто кричит, она на физическом уровне передает ребенку свою злость, гнев, ненависть, ярость, отчаяние – целый поток негативных эмоций, с которыми сама не может справиться. И конечно, после этого она не может извиниться, чаще всего потому, что не осознает того, что делает. Крик – это вербальный удар по телу ребенка.

Я не шучу. Каждый день читаю страшные, жестокие истории, от которых бегут мурашки и хочется плакать, в комментариях, в живых историях, в процессе работы в терапии. То, что ранит в детстве, ранит навсегда. И поврежденный ребенок потратит всю будущую жизнь, чтобы научиться с этим жить.

Если ребенок ведет себя плохо, он не может вести себя в этот момент по-другому. Это его правда.

В быту мы постоянно сталкиваемся с криком, дети сами до определенного возраста непрерывно кричат. Худшее, что может сделать родитель, – это начать кричать на ребенка в ответ. Эта реакция создает бардак, который очень сложно разобрать, и отображает отсутствие правил внутри семьи. Здесь мы идем к следующему важному осознанию: семья является командой, где папа и мама играют вместе по четким правилам и эти правила непоколебимы.

Главная проблема современных родителей: они путают правила с приказами. Причем из-за всех тех причин, которые мы успели разобрать. Путаница формируется практически сразу после рождения ребенка. Когда у малыша колики, уже хочется кричать от страха, от безысходности и отчаяния, и часто именно с этого периода начинаются громкие, серьезные скандалы между родителями. Их слышит ребенок, воспринимая окружающий фон как эмоционально-негативный и попутно теряя способность сопротивляться этому негативу.

Как только ребенок станет старше и родители начнут воспринимать его как отдельный объект внутри семьи, он станет громоотводом крика. Команды, правила, приказы – все это в страшном беспорядке, и родители чувствуют неспособность справиться со своим еще вчера маленьким малышом. Остается один выход: кричать. Кричать, надеясь, что ребенок услышит, а он почему-то становится все более и более неуправляемым.

Получается хаос. С одной стороны, родитель стремится быть хорошим, а с другой – пытается сохранить контроль. Быть готовым к мягкости, а затем кричать на детей и угрожать им как минимум неэффективно. Подобное поведение следует обозначить как «девиантное», то есть отклоняющееся от предсказуемой нормы. А все из-за того, что при регулярном повторении такое поведение станет повреждающим.

Умение управлять эмоциями детей – лишь одна из составляющих воспитания. Воспитание – это организационная деятельность. Организованность родителей дает детям ясность и чувство безопасности. Чтобы быть организованным, необходимо установить правила. Нужно научиться отличать правила от команд и организованно воспитывать детей, уделяя время и внимание родительским обязанностям, – это то, что может помочь избежать крика и не позволить передавать его детям.

Механик может починить машину только тогда, когда она обездвижена. Хирург проводит операцию пациенту только под наркозом. Так и в терапии: мы можем начать процесс исцеления только тогда, когда остановили повреждение. Иначе как оказать помощь?

Из-за того, что крик бывает разный и в отношениях с ребенком проявляется по-разному, мы все-таки относим его к первой главе книги – к повреждению в благополучной и условно благополучной семьях, хотя, безусловно, крик напрямую связан и с травмирующим детским опытом, к которому перейдем позже. Смоделировать свое поведение способен каждый без исключения родитель, держащий в руках эту книгу. Долго говорить про крик не имеет смысла, все знают, что кричать нельзя, и все срываются. Главное, научиться управлять криком – и для этого выполним следующие упражнения.

Упражнение № 6. Шепот

Будем сразу делать его в обычной жизни с детьми; практическое применение дает поразительные результаты, особенно при регулярном, систематичном применении. С помощью простого приема вы не только начнете овладевать эмоциями, но и обучите детей новой форме коммуникации. Еще упражнение позитивно влияет на укрепление отношений с ребенком и частично нивелирует прошлые повреждения.

Мы устанавливаем правило «в нашей семье нельзя кричать на людей» и начинаем воплощать его в жизни, придерживаясь его каждый день. Но что делать, когда ребенок не слушается, а вы вот-вот сорветесь и нарушите правило? Все просто – переходим на шепот.

Да, в тот самый момент, когда почувствуете, что чаша терпения переполнена и вы почти сорвались, вместо крика изо рта выходит шепот. Ребенок, особенно в первый раз, ожидающий привычный крик, будет удивлен и постарается прислушаться, наблюдая за нетипичным поведением обычно кричащего родителя. Со второго и третьего раза начинает слушать, с пятого – включаться в просьбу родителя.

Это упражнение – тренажер для родителей. С его помощью учимся создавать правила, непреложно следовать им и при этом быть членами одной команды, поддерживать друг друга в сложных ситуациях. Когда папу уже довели, а мама еще в ресурсе, например.

Упражнение № 7. Стоп-слово

При помощи этого упражнения вы дадите ребенку возможность следовать новому правилу «кричать в нашей семье нельзя», а также докажете, что никаким своим действием и поведением ребенок не может заслужить того, чтобы на него кричали. Этим вы будете укреплять его неуязвимость, формируя здоровые личные границы и улучшая самооценку.

Договоритесь с ребенком, что он имеет право остановить крик родителя. Для этого нужно придумать слово или фразу, которую ребенок станет говорить в моменты, когда родитель начинает нарушать правило. Это может быть любое слово и любая фраза, но она должна быть статична, то есть менять ее нельзя.

Как только родитель повышает голос, начинает кричать и ругаться, ребенок говорит фразу, как только чувствует дискомфорт от повреждения. Обратите внимание: первые 3–10 раз ребенок потеряется и не скажет стоп-слово, словно не имеет на это права (это физиологическая реакция, уже прописанная как паттерн выживания, – терпи, молчи, сжимайся). Ваша задача – вспомнить про стоп-слово и спросить, почему ребенок его не сказал.

Напомнить, что никто не имеет права повышать на него голос. Никто не имеет права унижать и обижать его. И даже сам родитель.

Деструктивные формы воспитания

Взрослый возмущается при мысли, что ребенок и он – равны.

Франсуаза Дольто

Последняя часть первой главы необходима нам для того, чтобы попытаться отделить деструктивные формы воспитания от истинного травмирующего детского опыта. Где именно проходит эта тонкая грань, и как научиться ее определять? Как правило, деструктивные формы воспитания применяются в семьях, где родители подвержены эмоциональному выгоранию, много устают, погружены в рутинные переживания. Однако, несмотря на это, они стараются прикладывать усилия, чтобы поддерживать единые правила внутри семьи и сохранять здоровую атмосферу дома. В этом случае источниками деструкции чаще всего является негативный прошлый опыт самого взрослого, его внутренние бессознательные негативные установки и стресс, с которым он пока не научился справляться.

Никто из нас еще не готов признать, какому насилию, именно насилию в разных его проявлениях подвергаются в семье самые бесправные его члены. Дети, которые будут молчать.

Травмирующий детский опыт имеет характерные отличия и зачастую приобретается в семьях, где родители даже не задумываются о психическом благополучии ребенка, имеют низкий уровень осознанности, не склонны к саморефлексии. Важное отличие деструкции от травмы заключается в том, что первую можно обратить вспять и через осознаваемое моделирование своего поведения нивелировать ранее нанесенное повреждение. То есть можно изменить подход к общению с ребенком и с другими членами семьи и выстроить новые правила, которые помогут полностью изменить микроклимат внутри семьи.

Стоит лишь изменить форму общения с ребенком, и отношения начнут восстанавливаться. И, как правило, родитель, ошибающийся в воспитании, все-таки переживает внутри себя и думает о том, правильно ли он поступил в том или ином конфликте, и пытается корректировать свое поведение.

А вот травмирующий опыт обратить вспять уже не получится, потому что наносимое им раздражение в десятки, а то и в тысячи раз сильнее «ошибок в воспитании». Именно поэтому травма становится трагедией, необратимой и оттого страшной. Чуть позже мы поймем с вами, что это является лишь следствием того, в таких условиях жил, рос и развивался травмирующий родитель, а также мы поймем, в какой именно момент жизни он стал глухим по отношению к своему ребенку. Все это происходит не случайно и далеко «не просто так», а является следствием сбоя, произошедшего однажды внутри семейной парадигмы.

Став взрослыми и погружаясь в чертоги своего прошлого, мы можем оценивать события, произошедшие с нами. Если наблюдать за телесными ощущениями, можно довольно точно определить, что было просто неприятным пятном, а что стало для вас настоящей психотравмой.

Начнем с определения: деструктивные формы воспитания – это отсутствие единого последовательного подхода к воспитанию ребенка, оказывающее негативное влияние на его психическое развитие, а также на внутрисемейные отношения. Отношения между родителями и детьми могут быть как положительными (функциональными), так и отрицательными (дисфункциональными). В первом случае в семье преобладает позитивный безопасный общий эмоциональный фон, ощущается эмоциональная поддержка, поддерживается взаимное понимание, уважение, любовь, а конфликты решаются без насилия через обсуждение, достижение компромиссов и соблюдение договоренностей. В такой семье фокус внимания направлен на благополучие каждого ее члена.

В отрицательных отношениях часто встречаются разногласия, применяется подавление, контроль, наблюдаются презрение и доминирование со стороны родителей, а также другие формы дисфункциональных взаимоотношений.

Основной вред дисфункции заключается в том, что поведение родителя становится непредсказуемым, непоследовательным и нарушает психоэмоциональную безопасность внутрисемейного климата. Подобные отношения могут привести к повышенной тревожности, к нарушению социальной адаптации и способны спровоцировать возникновение различных специфических отклонений у детей.

Деструктивные формы воспитания чаще всего формируются по четырем сценариям:

• авторитарный – сценарий, когда в семье установлены жесткие ограничения, постоянно звучат обоснованные и необоснованные требования со стороны родителей, которые ребенок должен беспрекословно выполнять, а в случае, если он не может выполнить приказ, используются приемы подавления, унижения, критики и обесценивания;

• гиперопекающий – сценарий, при котором волнующийся эмоциональный родитель неосознанно проявляет чрезмерную заботу, тем самым лишает ребенка обучению самостоятельности, решает за него все проблемы, излишне оберегает от различных опасностей и выполнения задач, не позволяя тому совершать ошибки, исправлять их и приобретать необходимый для личностного развития опыт;

• попустительский (гипопротекция) – сценарий, полностью обратный авторитарному, когда родители не проявляют интереса к ребенку, не уделяют ему должного количества времени, пускают на самотек вопросы его развития, не устанавливают правила внутри семьи и сами часто нарушают равновесие в доме из-за низкого уровня организации и личной ответственности;

• смешанный (хаотичный) – сценарий, когда между родителями нет единства в подходе к воспитанию. Мама воспитывает по-своему, а папа придерживается своих принципов, как правило, оба опираются на истории семей, в которых они выросли.

Это четыре ключевых сценария, но детскими нейропсихологами на сегодняшний день выделено более десяти разновидностей деструктивных форм воспитания. Каждая форма содержит в себе крик, оскорбления, унижения, обесценивание и прочее. Наша задача – обозначить общие признаки дисфункционального поведения родителя для того, чтобы выработать новые эффективные принципы для будущих изменений внутри модели вашей семьи. Поэтому начнем с главной причины, почему деструктивная форма воспитания опасна.

Все дело в том, что фокус приложения силы и власти родителя смещается в сторону подавления, подчинения и «решения вопроса с наименьшими энергетическими затратами». Когда ты постоянно устаешь, у тебя просто нет времени на то, чтобы включаться в своего ребенка. Намного проще выбрать наиболее «удобную» форму коммуникации с ним, чтобы быстро получать нужный результат. И не важно, что чувствует и думает маленький человек.

Но так как подобные формы используются с раннего детства, они могут нарушать процесс естественного и гармоничного психоэмоционального развития малыша, формируя широкий спектр психосоматических, а также психических отклонений, например биполярного аффективного расстройства, истерического невроза, ипохондрии и т. д. Какие именно это будут нарушения, зависит от конкретного случая и во многом от самого ребенка, от того, какой у него темперамент, тип личности и форма реагирования.

Например, чрезмерный уровень эмпатии и скрытая внутренняя тревожность характерны для детей авторитарных подавляющих родителей. Гиперконтроль (гиперопека), стремление доводить результат до идеального уровня чаще встречается у детей, чьи мама или папа использовали разные формы угроз, подавления и наказания «ожиданием». Склонность к негативизму, низкий эмоциональный фон характерен для детей из холодных семей, в которых родители были безразличны к мнению и внутреннему миру ребенка.

При деструктивных формах воспитания повреждение происходит через:

• эмоциональное отторжение, отвержение;

• обесценивание, критику;

• крик, угрозы, подавление;

• ограничения свободы (поставить в угол, забрать телефон).

Начнем более подробно разбирать деструктивные формы воспитания, особое внимание следует уделить авторитарному сценарию, когда родитель использует диктаторское и контролирующее поведение в отношениях с ребенком. В семье преобладают не правила, а приказы. Их выполнение жестко регулируется строгим умным взрослым, который готов сразу же наказывать тебя, если ты не выполняешь его требование. Наказание может проявляться как в крике, наложении ограничений, подзатыльниках и угрозах, так и проявляться скрыто в случайно брошенных токсичных и язвительных фразах или, напротив, умышленно повторяемых негативных установках, целью которых является унижение ребенка. Причинить боль можно словом, например:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Эпигенетика – раздел генетики, который изучает то, как наше поведение и окружающая среда влияют на работу наших генов. В отличие от генетических, эпигенетические изменения являются обратимыми.

2

Психогенеалогия – раздел в психологии, который занимается изучением синдрома годовщины, а также сценариев, повторяющихся в роду.

3

В психологии под паттерном подразумевают поведенческую реакцию человека на определенные жизненные события. Подобные реакции происходят на подсознательном уровне при взаимодействии с окружающим миром.

4

Негативным детским опытом называют стрессовые события в жизни ребенка или подростка, которые могут оказывать длительное воздействие на здоровье человека. Например, физическое/психологическое насилие, развод или психическая болезнь родителя.

5

Деструктивным называют неадекватный тип воспитания, не дающий систематического развития личности ребенка. Из-за разногласий по ключевым вопросам, несогласованного или непоследовательного воспитания возникают конфликты между родителями и детьми. Ребенок не понимает, что от него требуют. Осуждение и угрозы в сторону детей, ограничение их личной свободы, гиперопека – все это черты деструктивного воспитания.

6

Психосоматический фенотип является продуктом психосоматического развития и представляет совокупность соматических (внешних и внутренних), психологических, психосоциальных и ценностных (ноэтических) свойств личности, присущих ей механизмов психологической регуляции телесных функций, прямо связанных с такими психосоматическими феноменами, как схема и образ тела (по Н. А. Кравцовой).

7

Соматический (телесный) интеллект (СИ; англ. somatic intelligence, SI) – способность человека ощущать свое тело, сознавать его движения и их качество, а также регулировать физическое состояние и двигательную активность (в том числе при помощи осознанной работы с функциями и структурами тела).

8

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) характеризуется высокой коморбидностью с другими психическими расстройствами и может приводить к изменению личности.

9

Клеточная память – это способность клеток организма запоминать информацию и передавать ее потомственным клеткам.

10

Синдром раздраженного кишечника (СРК) – это хроническое, функциональное нарушение работы кишечника, возникающее на фоне длительной тревожности и формирующемся на ее фоне нарушением гомеостаза работы вегетативной нервной системы.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги