Почему женщина отторгает материнство? Современность диктует свои правила: нужно быть успешной, самодостаточной и социально активной. А тут раз – и перед тобой бетонная стена под названием «декрет», о которую разбиваются все мечты, цели и иллюзии об энергичной жизни и восхождении на Эльбрус. Женщину буквально раздирают изнутри желание вернуться назад в саму себя и материнский инстинкт, который по своей силе способен перекрывать инстинкт самосохранения.
Расслабиться и довериться инстинкту. Закрыть глаза и чувствовать запах своего ребенка. Держать в руке его маленькую ручку и забыть про время и весь мир вокруг тебя. Это то, что нужно женщине первую неделю после родов для перерождения и мягкого перехода в состояние «Я мама».
Мама – центр семьи. Ей нельзя тратить нервы, энергию и ресурс на то, чтобы вернуть прошлые привычки, остатки былой личности. Только через осознание себя в состоянии матери можно прийти к здоровым отношениям внутри семьи. Ребенку нужна мама.
Но что пугает женщин больше всего? То, что было, больше никогда не повторится. Той, кем она была, больше не существует. И можно надолго застрять в этом состоянии, скорбя по своему прошлому «я», из-за чего нарушится контакт с ребенком. Необходимо принять факт, что дальше нужно выбрать: либо идти в новое состояние, либо постоянно болеть прошлым состоянием.
Это не просто прихоть или какое-то излишество, это именно жизненная потребность: мама должна быть рядом, должна быть эмоционально включена в процесс воспитания ребенка и быть с ним практически постоянно «на связи».
Как правило, между матерью и ребенком существует сильная эмоциональная связь.
Мама обладает глубокой интуицией в отношении ребенка, обеспечивая все его потребности.
Ребенок интуитивно понимает чувства и эмоциональное состояние матери. Если она любит ребенка безоговорочно, передавая ему на бессознательном уровне сообщение «Ты в безопасности», это создает основу благополучия для младенца.
Первый год жизни ребенка должен проходить в безопасной обстановке, в условиях грудного вскармливания, физического тепла и эмоционального присутствия матери.
Возвращаясь назад, мы снова вспоминаем, что мама – это первый и главный человек в жизни ребенка, и ее роль крайне важна для его полноценного развития. Присутствие теплой и доброй мамы рядом дает ему чувство защищенности и привязанности, что положительно сказывается на его эмоциональном состоянии, самооценке и физическом здоровье. Тяжело ли это дается маме? Да, именно поэтому нужен папа, который должен ей помогать и давать те самые перерывы, начиная от 30 минут в день с первого месяца ребенка.
Материнская забота и поддержка особенно важны в первые годы детства, когда происходит бурное физическое и психическое развитие ребенка. Мамы могут быть рядом с детьми, обеспечивать им комфортные условия, выражать «техническое» внимание и заботу, что положительно сказывается на их здоровье и развитии личности, но при этом эмоционально быть полностью отрешенными. Словно вместо мамы приглашенная няня, выполняющая домашние задачи и базовые ритуалы заботы, однако эмоционально отключенная от реальности ребенка.
В некоторых случаях мама физически присутствует на этом этапе, но эмоционально отстранена. Это может происходить, когда она занята такими проблемами, как развод, смерть члена семьи или раздражена из-за стресса. Ее можно назвать «эмоционально отсутствующей». Ребенок это чувствует, на химическом уровне межличностного взаимодействия переживает мамины проблемы, которые заставили ее отключиться. А если она с момента рождения ребенка отключена от него или, что еще хуже, ребенок вовсе растет без матери?
Последствия разлуки с мамой в раннем возрасте изучаются с 1938 года, когда Маргарет Риббл начала свое исследование [14]. Затем Рене Шпиц и Анна Фрейд зафиксировали резкие изменения психики младенцев, находившихся в детских домах в 1945–1946 годах, – эти изменения Шпиц назвал анаклитической депрессией [14]. Результаты исследований Джона Боулби показали, насколько важна материнская забота для благополучия и психической стабильности ребенка и что дети особенно чувствительны к разлуке с матерью в первый год жизни, если у них сформировалась сильная эмоциональная связь [15]. Маргарет Малер пришла к выводу, что «симбиотические» отношения необходимы для успешного развития и любое нарушение этого тесного союза может привести к серьезным нарушениям [16].
Когда мамы нет рядом (физически или эмоционально), ребенку становится страшно. Страх – это первая реакция на разлуку, которая предопределяет всю его будущую жизнь, каждый его выбор. Страх встраивается внутрь эмоциональных реакций и даже нарушает работу головного мозга [17]. Нарушает избирательно, постепенно повышая уровень общего возбуждения тела, которое в какой-то момент оказывается постоянно в «состоянии готовности» к удару, бегству или защите.
Повышенный уровень тревоги приводит к бессоннице, мышечным спазмам и зацикленному образу мышления, когда трудно переключиться с одной мысли на другую. Тревога является способом выживания. А проблема начинается тогда, когда она проявляется во взрослом возрасте и начинает постепенно выходить из-под контроля. Это очень простая формула: «я маленький, и я хочу, чтобы меня любили». Если любви (защиты и заботы) нет, ребенку не остается ничего иного, кроме как съежиться и попытаться исчезнуть.
Нелюбовь, как и прочие травмы, порождает защитные установки, на основе которых со временем «вырастет» психосоматика. Иногда они звучат так.
• Я не буду такой, какой была моя мать.
• Я ни за что и никогда не стану ею.
• Я буду любить и оберегать своих детей.
• Я приложу все силы, чтобы стать хорошей мамой.
Эти и другие подобные жесткие, очень жесткие внутренние установки взрослого человека основаны на глубочайшей и сильнейшей внутренней детской боли. Когда ребенок родился, его недолюбили, недосогрели, и он будет мерзнуть всю жизнь, пока не найдет истинный источник тепла. Пока не перестанет искать костры вокруг и пытаться примкнуть к ним, постоянно ощущая себя лишним и брошенным. Недолюбили…
Ну вот не полюбили. Не было у ребенка нежной и родной мамы. Он и не знает, что это такое, когда тебя любит мама. И такое бывает гораздо чаще, чем мы можем себе представить.
Ребенок с раннего возраста знает: любовь надо заслужить. Иначе в этом мире ее никак не получить, и эта установка даст ребенку шанс стать по-настоящему хорошим родителем для будущих детей, а может и разрушить ему всю жизнь. Ведь придется постоянно быть лучшим, чтобы стать кем-то.
Ребенок, выросший в любви и тепле, считает своим истинным предназначением передавать эту любовь. Ребенок, выросший в холоде и отвержении, будет отдавать только боль.
И первое, что теряет недолюбленный ребенок, – свое внутреннее «я»: «я не знаю, кто я; не знаю, что такое любовь, принятие и внимание. Я очень одинок и раним внутри. Чтобы выжить, мне надо:
• играть на опережение (тревожные, нервные взрослые);
• защищаться (подавленная неуправляемая агрессия);
• заслуживать любовь (я буду хорошим, чтобы меня любили);
• эпатаж и требование внимания (привлечь к себе интерес);
• продавленные личные границы с выходом в истинный треугольник Карпмана – жертва, спасатель, агрессор [18];
• и другие изменения поведения, программирующие будущее на выживание».
Если мама не любит, весь мир разворачивается против ребенка. И это никто не признает. Но порой нам просто необходимо собраться с силами и сказать «мама не любит меня, и я не люблю свою маму». Признаться. Вычерпать это из своей души и не обращать внимание на тех, кто будет обвинять вас в неблагодарности.
Никто не сможет пройти этот путь за вас. А вы смогли. Жестокость может принимать самые разные формы: от привычной холодности до ситуаций, угрожающих жизни и здоровью ребенка. Если он с детства сталкивается с жестокостью, ему сложно переварить испытываемое давление.
Через реакцию тревоги начинает страдать желудочно-кишечный тракт со всеми вытекающими во взрослом возрасте последствиями – СРК[10], гастрит (желудочная диспепсия) и так далее. Взрослый не может научиться сам переваривать ту боль, которую до сих пор помнит его внутренний ребенок. Сюда же присоединяется снижение иммунитета из-за постоянно высокого уровня стресса. Если в программе выживания появляется синдром отличника и перфекционизм, то состояние дополняется частыми ОРВИ, простудами и синуситами, а также:
• болями в спине;
• болями в груди;
• бессонницей;
• мышечными спазмами;
• нарушением пищеварения;
• и другими состояниями, которые не поддаются традиционному лечению, но существенно снижают качество жизни человека.
И здесь мы снова подчеркнем факт: говорить «меня не любили» не принято. Ребенку дали жизнь, и он должен быть бесконечно за это благодарен. Проблема в том, что именно мама выбирает, что ребенку надо родиться. Именно она дает ему жизнь. И именно мама несет ответственность за свое решение. Ребенок не выбирает, родиться ему или нет. Он просто приходит в мир. И просто хочет быть любимым. Родным. Самым нужным. Самым-самым…
…своим.
Однако оказывается чужим. А если «я для своей родной мамы чужой, то и миру я не нужен, да и себе не особо, наверное». Мамина нелюбовь может иметь много масок – жестокости, жесткости, тирании, безразличия и так далее. Тело, которое не любят, всегда начинает болеть. Как и ребенок, который не чувствует тепла. Поэтому мамина нелюбовь затрагивает не только все сферы жизни будущего взрослого, но и разрушает фундамент его психического и физического здоровья.
Многие из вас, кто нашел отклик в этих словах, знают: выжить можно. И справиться можно. И взять себя в руки. И ходить мерными шагами на работу. Можно там, внутри себя, еще много лет терпеть. Можно. Но хочется жить. Хочется быть собой. Хочется… хотеть.
Трагедия недолюбленного ребенка в том, что он всю жизнь будет пытаться найти эту любовь. И я сейчас говорю не про модное «люби себя», нет. Я про телесную потребность выбирать свои потребности, удовлетворять нужды, не бояться ставить себя на первое место.
…Человек, проживший горе, в том числе горе родительской нелюбви, не способен так просто взять и полюбить себя. Для него это чуждо, чужеродно, и любые попытки вызывают не что иное, как отторжение. Как заставить тело поверить в то, что оно родное, любимое, единое, когда сквозь всего тебя проходит огромная трещина?
…Человеку с трещиной нужны идеалы, чтобы хоть как-то забывать про бездну внутри себя. Чтобы тянуться к желанному и иногда даже верить в то, что у него получится. Что он станет. Что полюбит. Будет любим. В этом нет ничего плохого до тех пор, пока маска не начинает прирастать к твоей собственной коже.
…Человек запрещает себе что-то важное для него тогда, когда пытается подстроиться под чужие принципы и взгляды. Когда нужно быть хорошим во что бы то ни стало. Когда одобрение важно, как воздух. Потому что ты еще не научился дышать. Это внутреннее. Скрытое, то, в чем мы не признаемся сами себе. То, что делает нас несчастными, покалеченными, больными.
Нелюбовь выражается по-разному. Сейчас мы говорим про травмирующий опыт нелюбви в целом, и задача этой части книги – услышать свою внутреннюю боль и увидеть моменты, когда, будучи родителями, мы отключаемся от своих детей. Мы также должны задать неприятный риторический вопрос: «А можно ли дать ребенку то, что ему нужно?» – и пока просто поразмышлять над ним, не торопясь давать понятные и простые ответы.
Мама обеспечивает ребенку четыре уровня безопасности для формирования четырех интеллектов: телесный, духовный, эмоциональный и ментальный (IQ). Когда в одном из направлений формируется дефект, это приводит к закладке определенных психоэмоциональных блоков, влияющих на здоровье тела и проявляющихся через него.
«Я помню как она с грохотом ставила тарелку с едой на стол и с ненавистью кричала „Ешь! Когда ты уже наешься?!“ – а сама потом плакала без сил. Потому что ушел папа и нам было очень трудно. Мама убивалась на работе. А у меня аллергии, непереносимость продуктов и проблемы с ЖКТ».
Мама формирует наш образ. Одевает, причесывает. И кто-то полностью согласится с маминым образом, а кто-то пойдет на конфликт. Фигура, осанка, кожа, волосы. То, как мы можем флиртовать и показывать себя. Как смело можем показаться в новой одежде или в новой компании – тоже зависит от мамы.
«На утреннике все были в красивых платьях снежинок. А я просто в белом свитере и дурацких штанах. Мне было горько и обидно, что маме было не до меня и не до праздника. Я чувствовала себя куском грязного снега, а не пушистой и легкой Снежинкой. Мне не хотелось кружиться в танце, и я ненавидела всех детей, которые радуются празднику».
Ненависть. Это то разрушение, которое однажды способно пробудиться в ребенке, не получившем любовь. Помните, мы говорили про чудовищ? Ненависть – это тьма, в которой рождается чудовище внутри ребенка, а может, уже подростка или взрослого. Всегда в разных возрастах, но всегда разрушительно. Ведь подавленный страх, слепленный с гневом и отчаянием, превращается в бомбу с часовым механизмом, спрятанную в теле.
Почему? Потому что он всегда взрывается внутри, превращаясь в болезни тела и агрессию, направленную против самого себя. И с ней сложно работать, поскольку ненависть маскируется под разными отвлекающими уловками – неприязнь собственной внешности, раздражение от определенного типа людей, нелюбовь к детям, невозможность построить здоровые отношения и прочее. Для того чтобы с ней справиться, нужно найти эту ненависть внутри себя.
Любовь матери – это всегда особенное, даже сокровенное чувство по отношению к ребенку. Именно мама для своей дочери – образ женщины в семье и обществе, в каком-то смысле пример, ведь, подрастая, девочка так или иначе почерпнет для себя мамину модель поведения, ее стиль, знания и опыт.
Все те же слова и строки подходят и для папиной нелюбви, хотя внутри себя повреждения и отличаются, так как важное значение имеет пол ребенка. Нелюбовь мамы у девочки вызовет определенные специфические изменения ее личности, отличающиеся от той же нелюбви по отношению к мальчику. С папами аналогично.
В конце концов мы приходим к тому, что родитель либо не видит себя в роли родителя, либо борется за свое прошлое состояние, пытаясь вернуть иллюзию свободы от родительства, либо борется с собственными травмами. Ему предстоит переписать свою историю, прийти к новым осознаниям, чтобы научиться любить не только ребенка, но и себя самого.
Принять и полюбить внутреннего родителя. Научиться отдавать любовь и не бояться, что она может закончиться. Живые истории помогают нам понять, почувствовать и исцелить некую часть внутри себя.
«Последние шесть лет меня мучила тошнота, никто не мог найти ее причины, и приходилось учиться с ней жить, пока не оказалось, что этот симптом связан с моим детством. Мама часто говорила, что „я тебя такой не люблю“, словно обвиняла, стыдила меня в том, на что я не могла повлиять. Не знала, как вести себя по-другому, как вести себя так, чтобы ей понравиться. Иногда она словно сводила меня с ума, ей не нравилась моя улыбка, моя подходка, то, как я говорю. Я принимала это как данность, как факт, но старалась эмоционально не проживать ее отторжение, отвержение меня. Пока однажды не поймала себя на мысли, когда собиралась на работу и красила губы, которая пробила меня током от пяток до макушки: „Я себе не нравлюсь“. И что самое ужасное и шокирующее, я озвучивала эту мысль голосом своей мамы. Меня настолько выбило это осознание из привычной рутины жизни, что, вернувшись домой после работы, я выписала эту мысль, а за ней посыпались тысячи других: и работа мне не нравится, и моя одежда, и моя подруга… Все, абсолютно все мне не нравилось, я буквально отвергала саму себя, а любая попытка смириться с собой вызывала отторжение. На следующий день я обратилась за помощью к психотерапевту и уже через год смогла осознать и увидеть, какое сильное на самом деле повреждение заложила в меня мать. Пришлось менять всю свою жизнь, чтобы меня перестало тошнить от самой себя».
Сколько бы лет я ни занималась психосоматикой, каждый раз удивляюсь тому, насколько точно личная история человека отражается на состоянии его здоровья. Все необходимые ответы уже есть внутри нас.
Упражнение № 5. Я люблю / не люблю себяЕсли человеку, пережившему травмирующий опыт, начать говорить о любви к себе, он, скорее всего, вообще не поймет, о чем идет речь. Все дело в том, что любовь закладывается в детстве, ребенок учится на примере родителей испытывать позитивную гамму эмоций и чувствовать ее всем телом. Если этого не было, объяснить на словах, что такое любовь к себе, практически невозможно.
Поэтому сегодня будем делать практику для мам и пап. А после того, как сделаете сами, сможете проиграть ее с ребенком. Для сегодняшней практики не потребуется ничего, у вас уже все есть – внимание, ладошки и объятия. Итак, можно положить книгу прямо перед собой и перейти к упражнению.
Я буду задавать вам вопросы, а вы после их прочтения будете наблюдать за откликом тела. Те вопросы и ответы, которые вызовут желание «потереть ладони» или «обнять себя за плечи», считаются позитивными и отображают вашу любовь к себе. Те вопросы и ответы, которые вызовут реакцию тела в виде «хлопнуть в ладоши», «сжать кулаки» или «встряхнуть руки», отображают непринятие, отторжение, возможно даже ярость и гнев.
Итак, отвечайте на вопросы не торопясь и внимательно слушая тело, выполняя то или иное движение в ответ на вопрос.
• Вы чувствуете любовь своей мамы к себе? Как она проявляется внутри вас?
• Вы чувствуете любовь своего папы к себе? Как она проявляется внутри вас?
• Вы можете телом ощутить, что любите себя? Где появляется телесный отклик?
• Чувствует ли ваш внутренний ребенок, что он любимый?
• Нужно ли заслуживать любовь?
• Вы часто злитесь на себя? Сейчас хочется согреть или наказать? Кого согреть и кого наказать?
• Вы чувствуете внутри себя внутреннего родителя?
• Ваше детство было счастливым?
• А сейчас вы счастливы?
• Вы знаете, каково это – чувствовать счастье или радость?
Подумайте над тем, что осталось в теле после ответов. Выпишите на отдельный лист вопросы, которые вызвали негативный отклик. На следующих страницах книги и в следующих упражнениях будете прорабатывать каждую поврежденную часть, проявившуюся в этих вопросах.
Вместе с тем начните наблюдать за реакциями отторжения и отвержения – как самих себя, так и детей. Старайтесь не отворачиваться от этих реакций, даже если они крайне неприятны и, возможно, шокирующие для вас в моменте осознания. Именно через наблюдение можно в какой-то момент перейти к управлению.
Повреждение криком
Сердиться – это не признак силы. Раздраженный родитель передает ребенку свою неуверенность и замешательство, еще больше поощряя в нем тревожность и сопротивление родителям.
Даниэле НовараКасаясь темы управления, мы, конечно, переходим к проблеме, требующей особого внимания. Это крик. Когда родитель кричит на ребенка, его критичность мышления отключается: есть только ты, твоя ярость, твое отчаяние и твой крик. В этот момент словно память поколений многоголосым хором исторгает весь накопленный деструктивный опыт воспитания детей. Родитель верит, что делает это во благо. Нам предстоит подвергнуть сомнению истинность его веры.
Крик наносит ребенку такое же повреждение, как причинение физической боли. Когда я говорю, что «кричать на детей нельзя», я имею в виду следующее: крик не является мерой воспитания ребенка, потому что способен передать ребенку травмирующий детский опыт родителя. Чтобы было проще понять, почему так происходит, представьте себя в состоянии, когда на вас кричит кто-то большой и авторитетный.
Унижение, страх, паника, чувство потерянности и беспомощности – все это лишь малая часть того, что испытывает ребенок в ответ на крик мамы или папы, особенно если родитель заставляет его слушать, держит за руку, возвышается над ребенком и кричит, кричит, кричит. Это сильнейшая травма, повреждение на уровне сознания, подсознания и тела. Травма, к которой на всех трех уровнях придется адаптироваться.
Со временем ребенок просто перестанет слышать крик, адаптируется к нему и вместе с этим смирится с тем, что его не любят в этом доме. Он может никогда в этом не признаться даже самому себе, но детское тело, да и взрослое тоже четко знает: крик никак не связан с любовью. А значит, «меня не любят», и, следовательно, «я закрываюсь от них».
Ребенок, на которого кричали, будет кричать на своих детей и на самого себя. Так отыгрывается память повреждения в поколениях, пытаясь завершить сценарий передачи боли.
Дети, на которых кричат, становятся еще непослушнее, перестают слышать и реагировать на крик. Вот в этой точке нужно остановиться. Иначе дальше пойдут оскорбления, шлепки и телесные наказания, что неприменимо и не относится к процессу воспитания.
Это не что иное, как механизм передачи семейной боли, ключевым звеном которого в данный момент является сама мама. Передать установки, передать болезнь. Каждая негативная установка, облаченная в эмоциональные оттенки, может стать фундаментом будущей патологии. И потом всю жизнь будет отыгрываться, обостряясь в самых неожиданных ситуациях.
Чтобы перестать кричать на детей, маме сначала нужно обратиться к самой себе и себе себя вернуть. Отказаться от опыта семьи. Запретить себе повышать голос на детей и научиться проживать гнев, страх, отчаяние иначе, не ударяясь при этом о дорогих сердцу людей.
Запретить себе повышать голос на ребенка – это не про подавление. Это про строгое правило «я уважаю тебя, как любого другого человека» и про отказ от повреждения.
Самая большая проблема в том, что чувство вины после того, как ты наорал на маленького и беззащитного ребенка, быстро притупляется. Невыносимо только первые 20–30 минут, а потом все становится как всегда. Кто-то из родителей успевает прийти в это время к ребенку и извиниться перед ним, объяснить причину срыва и постараться помочь малышу это пережить (даже если ему уже 18, это все равно важно).
Попробуйте сегодня спросить у своего ребенка, что он чувствует в момент, когда вы кричите на него. Внимательно послушайте ответ, постарайтесь не закрывать свое сознание. Мы учимся слышать маленьких важных людей рядом с нами.
Однако в большинстве случаев, если родитель испытывает чувство вины, он прячет его куда подальше внутрь себя и не вспоминает об этом. А в ребенке между тем растет большая витиеватая трещина, которую не сможет заклеить ни один пластырь в мире.
Что происходит с ребенком, когда родитель кричит на него? К поиску ответа на этот вопрос с 1990-х годов присоединились нейробиологи, которые уверенно говорят: крик, злобные слова и оскорбления, сказанные на эмоциях, оказывают прямое действие на головной мозг ребенка. Например, исследователь Сабрина Сюффрен из Монреальского университета после проведенных исследований сделала неутешительный вывод: «Последствия крика на ребенка выходят за рамки наших застоявшихся убеждений. Словесные оскорбления, унижения и частый крик, произносимые в гневе матерями и отцами, могут существенно и надолго изменить структуру мозга ребенка».
Уменьшение объемов серого веществ мозга в префронтальной коре, уменьшение толщины ростральной передней поясной извилины и уменьшение объема миндалевидного тела – неутешительные результаты инструментальных исследований, которые сопровождаются психоэмоциональными изменениями (высокой тревогой, низкой стрессоустойчивостью и более специфическими отклонениями, которые мы разберем позже). Систематический крик значительно уменьшает объем мозолистого тела – своего рода «кабеля» из нервных клеток, соединяющего два полушария мозга. Это приводит к снижению активности различных участков мозга, ухудшению памяти и внимания, а также уменьшению притока крови к мозжечку [19].
Крик используется как психологическая сила для причинения эмоциональной боли или дискомфорта. Ребенок, на которого систематически кричат, подвержен тревоге, стрессу и депрессии [20]. Это может проявиться в достаточно раннем возрасте:
• нарушение сна, плохое засыпание, ночные кошмары;
• тики, подергивания руками или ногами, синдром беспокойных ног;
• заикание;
• повышенная тревожность;
• симптомы со стороны кишечника (нарушения пищеварения, сопровождающиеся болевым синдромом);
• частые простуды;
• снижение памяти;
• частые головные боли;
• низкая адаптационная способность к новым условиям;
• нарушение концентрации внимания и прочее.
Ребенок, на которого часто кричат, постепенно входит в фазу постоянного напряжения, и это не просто психология, а нейрофизиология, ведь речь о дисбалансе в работе вегетативной нервной системы. Не просто тревожность, а «вспышка» в ответ на любой стресс в виде разнообразных телесных и психоэмоциональных реакций, которые, постепенно накапливаясь, превращаются в основу будущих психосоматозов [21].