Книга Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе - читать онлайн бесплатно, автор Дим Дмитриевич Темнюк. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе
Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе

Существуют фундаментальные психологические отличия порнографии от других форм изображения явлений, относящихся к сфере сексуального (например, эротика, эротическое искусство), заключающиеся в том, что: /982/

– порнография аналитична, она фиксирует внимание потребителя на гениталиях, манипуляциях с гениталиями, половом акте и его технике (Программа «Техника секса» на канале МузТВ требует правовой оценки!); /982/

– изображение сексуального и сексуальности является в порнографии самоцелью, следование которой выхолащивает из сексуальной жизни другие компоненты сексуального поведения (например, эстетический, коммуникативный и др.);

– в порнографии отсутствует выражение личностного смысла сексуального поведения;

– порнография ориентирована на стимуляцию сексуального возбуждения; последнее достигается за счет однозначности изображения, создания условий для однозначных, жестко детерминированных интерпретаций изображаемого;

– порнография эксплуатирует стандартные, стереотипные стимулы, находящиеся за пределами социально приемлемых форм сексуального поведения (групповой секс, половые контакты с животными, садизм, гомосексуализм); нарушение глубинных культурных предписаний выступает как один из основных факторов возникновения полового возбуждения;

– порнография изображает отчужденные, дегуманизированные социально или морально осуждаемые формы половых контактов;

– самоцельный монтаж сексуальных сцен вне художественной задачи с грубо натуралистичными, циничными, непристойными деталями;

– замена персонажей символами пола;

– преимущественное использование крупного плана, прямых ракурсов съемки при показе сцен полового акта;

– отсутствие сюжета, либо наличие псевдосюжета, служащего формальной связкой между демонстрацией половых актов.

Художественная ценность – это характеристика художественного образа, заключающаяся в возможности его отнесения как к сфере социально-культурных ценностей, так и к сфере непреходящих личностных ценностей, идеальных возможностей человеческого бытия.

В эротическом искусстве содержание превалирует над формой, что и выступает одним из условий существования его художественной ценности. В порнографии форма превалирует над содержанием. Социально-культурные ценности, компоненты и личностные смыслы отсутствуют в порнографической продукции, что и лишает ее художественной ценности.

Черты порнографии: нарочитое преувелечение, гипертпрофирование общих планов, имитирующих оргазм путем характерных телодвижений, брутальных жестов, надрывных звуков и стонов, стремящихся вызвать реакцию физиологического порядка. Важна не просто зеркальность, но преувеличенная зеркальность, которая делает предмет не только преувеличенным, но зачастую примитивным. Форма супернатурализма, имеющая обобщенные принципы произведения, в данном случае преследует единственную цель: преувеличить реальность с целью изменения нормального репродуктивного видения, что является одним из наиболее характерных признаков порнографии. Как писал выдающийся французский социолог: «Все это слишком правдиво, слишком близко, чтобы стать правдой. И как раз это-то и зачаровывает: избыток реальности, гипперреальность вещи».

Вместе с тем для маскировки порнографии «режиссеры и операторы» скрывают половые органы, делают попытку ввести сюжетный ряд, привязывая некоторые элементы к какому-либо сюжету. Например, в порнографическом фильме «Матрикс-2» сюжет как бы повторяет известный фильм «Матрица». В реальности вся компоновка сюжета преследует единственную цель: перманентное воспроизведение половых актов в предельно наглядной и жесткой объективации процедур обретения людьми психофизиологических состояний экстаза и оргазма. Фактически авторы играют на популярности и эксплуатируют интерес, присущий одному из наиболее культовых фильмов современности. Нарочитость проявляется также в совмещение наименований, предполагает использовать популярность культового фильма. На самом деле данный продукт есть особая изощренная форма порнографического воздействия на население, которая, пытаясь преодолеть основные формальные общепринятые признаки порнографии, возводит в культ брутальность в особо извращенных грубых формах и в подчеркнуто рыночно ориентированный процесс осуществления половых актов. Как таковой сюжет и изобразительный ряд отсутствуют, воспроизводится тотальный триумф непристойного тела вплоть до полного стирания человеческого лица и проявления какой-либо индивидуальности. Подобный видеофильм пропагандирует приоритет объектного отношения к человеку над субъектным и направлен на стимуляцию сексуального возбуждения.

Если влияние на психику взрослого человека неоднозначно и во многом зависит от личностных особенностей человека, то влияние на психику несовершеннолетних – растлевающее, оно формирует невротическую личность, – пишет Е.А. Лазарь /982/.

Из справочной литературы известно влияние фильмов категории «порно» на психику человека:

1. Менее сексуальный партнер кажется менее привлекательным. Просмотр порнографических фильмов с симулированно-страстными постельными сценами понижает удовлетворенность собственным партнером. /982/

2. Возрастает толерантность к внебрачным сексуальным связям и укрепляется представление о том, что женщина должна быть сексуально безотказна.

3. Мужчина начинает воспринимать женщину, прежде всего как сексуальный объект.

4. Повышает агрессивность мужчин в отношении женщин.

5. Порнография, изображающая сексуальную агрессию как приятную для жертвы, повышает вероятность применения насилия в реальных сексуальных отношениях.

Расследованием преступлений по статье 242 УК РФ занимается прокуратура. Преступления выявляются как непосредственно прокуратурой и милицией, так и простыми гражданами, общественными, религиозными организациями и депутатами (политиками).

Если порнографический фильм (сюжет) демонстрируется в средствах массовой информации или сети Интернет, его записывают на носитель и направляют в экспертную организацию для проведения культуроведческого исследования. По результатам исследования составляется «Справка эксперта», которая вместе с объектом носителя и заявлением гражданина направляется в прокуратуру. Прокуратура возбуждает уголовное дело по статье 242 УК РФ и проводит расследование, в ходе которого назначается судебная культуроведческая экспертиза с исследованием видеоматериала на объекте-носителе. «Заключение эксперта» может выполняться тем же экспертом, который ранее выполнил «Справку эксперта» – предварительное исследование. Подобный порядок соответствует требованиям УПК РФ.

В ЦНЭАТ материалы направляют из различных регионов России экспресс-почтой в запечатанном пакете. Стоимость экспертизы – стандартная для «обычной» порнографии. В случаях, когда ситуация неоднозначна, т.е. порнография маскируется под эротику, стоимость экспертизы рассматривается в зависимости от объема и трудоемкости проведения исследования для каждого конкретного случая. Оплату экспертиз прокуратура осуществляет по той же самой статье расходов и в том же порядке (через вынесения постановления) на процессуальные издержки, как и оплата адвокатов.» /982/

Процитированная мною статья Лазаря Е.А. (умер 25.02.2017) была представлена на международной конференции судебной экспертизы в МГЮА, 2007 год, получила высшую оценку от профессора Россинской Е.Р. и рекомендована к применению во всех странах СНГ и Восточной Европы.

Цель моего исследования – постепенно приучить слушателей курсов Санкт-Петербургской академии правовой сексологии к мысли о неверности рассуждений перевозбужденных «экспертов». Не могут быть преступлением действия, преступный характер которых может быть очевиден только узкому кругу лиц (в данном случае специалистам-экспертам). Мне могут возразить, а как же наркотики? Человек может хранить их у себя, не догадываясь об их истинной природе, полагая, что это, например, какой-то порошок, химический состав которого можно определить только путем лабораторного исследования. Вот именно – опытным путем, с помощью специальных реагентов и оборудования. Но о каких реагентах и оборудовании может идти речь, когда исследуется не химический состав или технические характеристики какого-то предмета, фото или видеопленки, а нравственная категория?

И я совершенно солидарен с Шишковым С., по мнению которого, чтобы иметь умысел изготовить или сбыть порнографический предмет, нужно как минимум заранее сознавать, что изготовляемое или сбываемое действительно является порнографией. Если же порнографический характер предмета можно установить лишь впоследствии в ходе производства по уголовному делу и только с помощью специальных познаний (экспертизы), то, признавая действия изготовителя умышленными, мы имеем дело со случаем объективного вменения, отвергаемого российским уголовным правом [в соответствии с ч. 2 статьи 5 УК РФ «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается» /29/, – прим. авт.]. В указанных случаях изготовитель (или сбытчик), не обладая специальными познаниями, просто не может знать, что предмет является порнографическим. Но если субъект не мог знать, каков характер совершаемых им действий, то его нельзя признать виновным в их совершении. /70/

Теперь обратимся ко второму виду незаконных действий с порнографическими предметами – «очевидному», который, якобы, не требует экспертизы. Но существует ли «очевидное» по делам о порнографии?

В сложившихся обстоятельствах обязательным условием наступления уголовной ответственности в рассматриваемой сфере должно явиться «официальное» определение порнографии, содержащееся либо в самом уголовном законе, либо, по меньшей мере, в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

«Я же, – говорит С. Шишков, – попытаюсь подвести предварительный итог сказанному.

Без законодательного или иного «официального» определения порнографии нельзя говорить о так называемых «очевидных» случаях в рассматриваемой области. То есть о случаях, когда установление порнографического характера предметов якобы не составляет особого труда и не требует специальных познаний. Вследствие того, что в настоящее время такого рода определение отсутствует, а потому на вопрос о существовании «очевидного» применительно к порнографии следует дать отрицательный ответ» /70/.

С Шишковым С. частично согласны специалисты Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан. По их мнению /234/, в первую очередь, проблема должна решаться посредством «популяризации» основ методики исследования объектов порнографического характера. Необходимо, чтобы каждый, кто занимается поставкой в РК печатной и видеопродукции, знал, каково ее содержание. Центр СЭ не исключает возможность специального обучения таких лиц, а также распространителей, непосредственно реализующих продукцию сомнительного содержания.

Конечно, до тех пор, пока не будет соответствующего закона либо указания, хотя бы местных властей, об обязательном прохождении экспертизы, поставщик печатной, видеопродукции не обязан представлять свой товар на экспертное исследование. Но… как специалисты, мы рекомендуем проводить эту простую, но достаточно эффективную процедуру проверки привозимых в Республику Казахстан объектов с тем, чтобы в будущем избежать уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным распространением объектов порнографического характера. А тот факт, что зачастую простые распространители не знают о характере своего товара, не снимает с них такой ответственности, – делают заключение казахские эксперты. /234/

А то, что Центры судебной экспертизы МЮ не только Казахстана, но и России в настоящее время проводят подобные исследования по заявлениям учреждений, организаций, а также частных лиц, никому не секрет. Чем активно пользовался продюсер С.В. Прянишников. Процедура эта платная, однако стоимость экспертных исследований весьма символическая и зависит от сложности и количества объектов.

Как правило, подобные исследования проводятся единолично экспертом соответствующей квалификации по данному виду исследований. Однако когда предоставляется большое количество объектов или исследование относится к разряду сложных, такая экспертиза может проводиться комиссией. Сроки производства зависят от количества предоставляемых объектов и занимают 5-20 дней. Стоимость подобного исследования также зависит от объема работы. Один час работы [казахского] эксперта [в 2005 г.] стоил 1200 тенге. /773/

Анализ экспертной практики показывает, что только в первом полугодии 2005 года [в Казахстане] проведено свыше 100 исследований, в то время как за весь 2004 год – 28 экспертиз. /773/

На вопрос И. Гука, которого не съели на острове Кука, – «почему все-таки порнография у нас запрещена, а, к примеру, в такой развитой стране, как Франция, нет?» – перевозбужденная директриса Центра судебной экспертизы Минюста Казахстана Алтай Калимова сказала: «Данное сравнение не совсем уместно, поскольку надо учитывать разницу культур, исторического развития государств. В таких развитых странах, как Австралия, Великобритания, Испания, Канада, имеются серьезные ограничения, связанные с киновидеопродукцией, существуют специальные контрольные экспертные организации, разработана классификационная схема определения степени и формы допустимого в публичной демонстрации интимной жизни. Такие меры вполне оправданны, поскольку распространение продукции порнографического характера ведет к негативным изменениям в сознании людей [интересно, это она сама придумала, или есть подтверждающие научные данные? – прим. авт.], в особенности у несовершеннолетних, к неадекватному восприятию интимных отношений, проявлению агрессии и нравственному упадку общества». /773/ [Следует заметить, что нравственного упадка общества не бывает, так как нравственность – это форма не общественного, а индивидуального сознания. Весь этот «нравственный упадок общества» бывшие советские граждане черпают из отечественной исторической науки, в которой «талдычилось» о нравственном упадке Римской империи. Видимо, СССР развалился именно по той причине, что в нем понятие нравственности личности нивелировали общественной моралью. СССР, Третий рейх и Римская империя рухнули не потому, что их граждане оказались безнравственными, а потому, что их государственный строй был аморальным (что в Третьем рейхе, что в СССР большинство граждан даже не подозревало о существовании системы концлагерей и прочих ужасах тоталитарного режима), – прим. авт.].

В комментарии к статье 242 УК РФ, опубликованном в августе 2000 г. в справочно-правовой системе «Гарант», также отмечается, что использование экспертизы для установления порнографического характера материала или предмета допустимо тогда, когда такой характер не является очевидным, исходя из общепризнанных представлений о пристойном или непристойном в изображении половой жизни человека. На такие представления, естественно, влияют культурные, национальные и религиозные традиции, поэтому для единообразного применения комментируемой статьи на всей территории Российской Федерации представляется целесообразным иметь официальное толкование понятия «порнография», которое могло бы быть дано Верховным Судом РФ. /69/

С моей же точки зрения, к «очевидной» порнографии следует несомненно отнести любую продукцию, на которой изображено реальное сексуальное насилие или сексуальные действия с детьми, не достигшими так называемого возраста «согласия» (напомню, в России этот возраст с 1996 г. по настоящий момент неоднократно менялся с 14 до 16 лет, а с введением в декабре 2003 г. в УК РФ ст. 242-1 – для съемок в порнографии этот возраст повысился аж до 18 лет).

В разработанной специалистами Центра СЭ МЮ Республики Казахстан методике исследования объектов порнографического содержания /234/ (которая, впрочем, идентична российской и часто цитировалась И.С. Коном, – мне, к сожалению, в силу своей «засекреченности» пока не доступна) понятия эротики и порнографии дифференцируются по критериям замысла (содержания) и воплощения. Предлагаемый ниже перечень признаков характеризует порнографию, относимую экспертами к виду «жесткая порнография», «жесткое порно».

По ЗАМЫСЛУ (содержанию):

а) эротика предполагает наличие основной сюжетной линии, показывающей всю сложность и глубину человеческих переживаний, где показ сексуальных сцен является органическим продолжением, подтверждением глубоких эмоциональных переживаний героев. Замысел порнографии достаточно одномерен, аналитичен и включает лишь одну идею – показ натурализма области гениталий и самого полового акта [т.е. предлагается преследовать за анатомические пособия по сексу, – прим. авт.];

б) эротическое искусство самоценно, неутилитарно, оно исследует человеческий мир, открывает в нем новые грани – порнография жестко функциональна, она вызывает только сексуальное возбуждение [т.е. предлагается преследовать за вызванное сексуальное возбуждение, – прим. авт.];

в) целью эротики является показ новых сторон человеческого бытия [т.е. перманентная эротизация того, что таковым не является, т.е. огурцов, цветов и т.п., – прим. авт.], еще не понятых и не принятых массовым сознанием и отчасти нарушающих обыденные нормы благопристойности – порнография оперирует стандартными клише и, вследствие этого, ее основной целью является нарушение общественных условностей [т.е. вместо пестиков и тычинок она демонстрирует гениталии и имеет в виду именно их, – прим. авт.], спекуляция на дефиците новизны – показе необычных форм половой жизни, сильнее возбуждающих людей [не понятно, чем нарушение обыденных норм благопристойности отличается от показа необычных форм половой жизни; гомосексуализм – это новая сторона человеческого бытия, еще не понятая и не принятая массовым сознанием или необычная форма половой жизни? – прим. авт.];

г) эротика – это, прежде всего, средство свободного самовыражения художника. Порнография – это коммерция, тиражирование, массовость, стандартность – производство, нацеленное на получение прибыли [порнография, – это, прежде всего, форма выражения языческого религиозного культа поклонения Приапу, Лингаму, Фаллосу, Ярило – прим. авт.];

д) эротика индивидуальна: как в исполнении, так и в предмете ее интересует неповторимое, своеобразное; порнография имеет дело со стандартным, деиндивидуализированным сексом, ее предметом является не личность, не индивидуальное тело, а гениталии [но ведь деиндивидуализированные гениталии – это одушевленные символы Приапа, Лингама, Фаллоса, Ярило и его культов, – прим. авт.];

е) эротическое искусство расширяет границы человеческой свободы, возводит в культ красоту человеческих отношений посредством показа красоты тела – порнография отрицает нравственность [если быть точнее, то это не порнография отрицает нравственность, а нравственность некоторых личностей отрицает порнографию, сама же порнография отрицает только мораль ханжеских обществ, – прим. авт.], унижает человека, превращая его в объект сексуальных манипуляций. В частности, унижение женщины показано посредством пропаганды традиционной идеологии мужского господства, закрепляя право на сексуальную эксплуатацию женщин [весь этот антинаучный бред заимствован разработчиками методички у американских феминисток начала 90-х гг. XX века, часть из которых уже физически вымерла, – прим. авт.].

Подытоживая сказанное, замысел эротики можно определить как прелюдию к порнографии, и которая без порнографии не имеет смысла.

По ВОПЛОЩЕНИЮ (приемам и средствам):

а) приемы и средства воплощения эротики используются таким образом, что увиденное или прочтенное скорее соблазняет и намекает на сексуальные действия, стимулирует, нежели показывает их [интересно, чем отличаются грязные мысли от грязи? – наверное тем же, чем лицемерие от правды, – прим. авт.]. Приемы и средства порнографии используются только для демонстрации чистой физиологии – натурализма гениталий и половых отношений;

б) по степени откровенности и детализации в эротических произведениях основное экранное время либо основной объем печатного текста посвящен отражению развития интимных, личностных отношений, демонстрации красоты тела и чувств человека [интересно, самоцельная демонстрация красоты тела – это, разве, не признак порнографии, и, чего ради, иудеи и мусульмане запрещают изображать человеческое тело и бога? В этом смысле христианство со всеми своими распятиями и изображениями святых такое же язычество, как и порнография. Христа, как известно, распяли нагим, и только христиане, чтобы скрыть его «жи*овское» происхождение, прикрыли «божественный» обрезанный пенис тряпкой. Да и чем, собственно, религиозный экстаз отличается от сексуального? – прим. авт.]. При этом каждое действующее лицо наделено определенным характером, их поступки окрашены эмоциональным и психологическим содержанием.

Показ отдельных элементов сексуальных отношений не является самоцелью, а используется для подчеркивания психологической глубины эмоциональных переживаний героев. При демонстрации того или иного фрагмента интимных, в том числе, сексуальных отношений, а также обнаженных тел (мужских, женских) используется общий либо средний план; отсутствуют прямые ракурсы съемок и направленность освещения; отсутствует акцент на анатомо-физиологических особенностях половых органов.

В порнографии – преимущественное использование крупного плана, направленности освещения, а также прямых ракурсов съемки, с целью фиксации деталей того или иного фрагмента сексуальных отношений, либо анатомо-физиологических подробностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр. В печатных изданиях представление в натуралистической форме физиологии совокупления дается путем подробного описания сцен полового акта, их вариантов, различных форм сексуальных отклонений, анатомо-физиологических особенностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр., причем в таких понятиях и выражениях, когда они интерпретируются однозначно – без какого-либо иного смысла, кроме грубо-натуралистического с указанием частных деталей того или иного фрагмента сексуальных отношений [в даосизме – это, вообще-то главное; разве, русский с китайцем не браться на век? – прим. авт.].

Описываемые действия и детали представляются в непристойной форме, с использованием нецензурных выражений, а также набора терминов, которые отражают интимную и сексуальную сторону половых отношений в грубо вульгарном, пошлом виде [ну просто описание современных анекдотов, – их тоже нужно запретить? – прим. авт.].

Как видно, – субъективно утверждают казахские эксперты, – критерии, разделяющие эти два понятия, эротика и порнография, достаточно однозначны и объективны. Вместе с тем, – противоречат своей «объективности» казахские ученые, – отдельные студии видеозаписи, занимающиеся тиражированием видеопродукции, либо печатные издания – газеты, журналы с целью повышения тиража и получения прибыли ищут определенные варианты, которые позволили бы им балансировать на узкой грани, отделяющей эротику от порнографии. В таких случаях появляются «произведения» категории «крутая эротика», практически ничем не отличающиеся от все той же порнографии. Судебная экспертиза чаще всего относит их к разряду «мягкая порнография». Объекты, характеризуемые как «мягкая порнография», по своему замыслу ничем не отличаются от объектов «порнография», «жесткая порнография», поскольку их основной целью также является показ натурализма сексуальных, половых отношений и области гениталий. Отличие же от эротики заключается в используемых приемах и средствах воплощения:

– в объектах группы «мягкая порнография» выполненных словесно-речевыми средствами, используются выражения синонимического характера, позволяющие избежать грубой, вульгарной формы изложения, без потери замысла ОДНОЗНАЧНОГО показа натурализма сексуальных отношений;

– в объектах группы «мягкая порнография», выполненных визуальными средствами, при показе того или иного фрагмента интимных, в том числе, сексуальных отношений, а также обнаженных тел и гениталий (мужских, женских) ОТСУТСТВУЕТ крупный план, прямые ракурсы съемок и направленность освещения; ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СРЕДНИЙ, либо ОБЩИЙ план изображения. Показ того или иного фрагмента интимных (сексуальных) отношений, а также обнаженных тел происходит без акцента на анатомо-физиологических особенностях половых органов. /234/

Следует заметить, что по мнению тех же казахских ученых (Борецкий, Богодухова /234/) к «мягкому порно» относятся журналы «Вот так!», «Мистер Икс», «Миссис Икс», «Искушение» и т. д.

По мнению сексолога В.В. Кришталя, отсутствие точного определения и критериев оценки порнографии по существу делает невозможной ее объективную судебную экспертизу, и нередко эксперты, оценивая произведения сексуального содержания, на самом деле высказывают свое личное отношение. /777/

В России экспертиза порнографии является одним из видов культурологической экспертизы /1313/. В зависимости от типа порнографической продукции дознавателем, следователем или судом определяется соответствующий специалист. Из определения, данного в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – ФЗ №463-ФЗ) следует, что порнографическая продукция может выглядеть в виде изображения (фотоизображения, видеоизображения, картина, и т. п.) и форме описания (рассказ, аудиозапись). Отнесение того или иного предмета к статусу порнографических материалов должно проводиться искусствоведческой экспертизой с обязательным привлечением специалистов в области медицины, педагогии, сексологии, художественного искусства, кино-, теле- и видеоиндустрии, других специалистов, имеющих соответствующее образование и опыт работы. Однако зачастую к исследованиям привлекаются специалисты, область профессиональных знаний которых находится за пределами искусствоведческого анализа видеопродукции: гинекологи, врачи-педиатры, фотографы, преподаватели школ и т. п. Выводы подобных экспертов не могут быть положены в основу заключения, т. к. они не являются результатом использования неспециальных познаний в соответствующей области, а являются лишь субъективной оценкой, основанной на личных предположениях. Согласно ст. 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может производиться не только специалистами в государственных организациях судебно-экспертного характера, но и другими лицами, имеющими специальные знания в соответствующей области. Для проведения экспертизы порнографической продукции, где не возникает сомнения в совершеннолетнем возрасте запечатленных лиц, достаточно участие лишь одного специалиста. Как правило, такие экспертизы проводят специалисты-искусствоведы либо филологи, в зависимости от типа порнографической продукции. А.В. Макаров и М.В. Жукова считают целесообразным создание обособленного органа со специалистами, обладающими особыми знаниями в рассматриваемой сфере общественных отношений.