С.Т. Агарков о сексологической экспертизе порнографии
Самым большим парадоксом экспертизы порнографии будет полная неясность, – пишет Агарков С.Т. /1317/: кто, как и на основании каких критериев должен ее проводить. Отсутствие в законе сколько-нибудь вразумительного определения ϶ᴛᴏго феномена и безнадежная устарелость нормативной документации советского периода позволяют оспорить в суде любое экспертное заключение. После принятия закона о печати в 1992 году была практически легализована т.н. «мягкая» порнография, т.е. изображение обнаженного тела и сексуальных контактов без детального изображения половых органов. Важно заметить, что одновременно с данным благодаря наплыву «перестроечной» литературы самоликвидировались критерии литературной порнографии, попросту растворившись в эротической классике, озорной нецензурщине и псевдовосточных философско-поэтических трактовках. Прежняя унылая порнография сменилась дерзкими фотооткровениями Сьюдека, Ньюмена и других фотохудожников с мировым именем. Шокирующая прежде журнальная «клубничка» поблекла под напором телевизионной, кинопрокатной и интернетовской продукции. Экспертные заключения по возбужденным уголовным делам стали отражать не столько объективные реальности новой культурной эпохи, сколько нравственные нормы периода профессионализации эксперта. Ярким примером сказанного может служить недавнее признание «порнографическими» произведения модного писателя Сорокина. Другим доказательством полной бессмысленности расследования подобных преступлений явилась невозможность серьезного наказания создателей «детского» порносайта.
Сексологическая ассоциация «Культура и здоровье» располагает десятилетним опытом проведения комплексной экспертизы по идентификации порнографических и эротических материалов. Главными принципами такой экспертизы будет ее независимость от чиновников, т.е. вневедомственность, ориентация на конкретные критерии переходного законодательства и привлечение к ней компетентных специалистов в разных областях знаний:
сексологии, судебной психологии, искусствоведения, юриспруденции, литературоведения. Члены комиссии в составе 7-10 ведущих специалистов в каждой из перечисленных сфер в состязательном порядке получают возможность аргументировать свою точку зрения и выслушать мнение специалистов в смежных областях. В качестве критериев используется рабочее определение порнографии в комментариях к Уголовному кодексу Российской Федерации под редакцией Председателя Верховного суда и Генерального прокурора. В соответствие с ним порнографическим признается детальное изображение анатомо-физиологических подробностей сексуальных действий. Эротическими в свою очередь признаются материалы в целом и систематически посвященные сексуальной тематике и эксплуатирующие интерес к сексу (без акцента на подробностях сексуальных действий).
Понятно, что использование столь зыбких критериев предполагает предельную корректность экспертов и учет множества дополнительных деталей, таких, как цель и смысл изображения, уровень художественности, иносказательность, оценка деталей изображения и стремление скрыть их от потребителя данной информации. Это позволяет разграничить непристойность, подлежащую в цивилизованном обществе исключительно моральному осуждению и собственно порнографию, подлежащую уголовному преследованию.
Разумеется, легальные производители печатной и видеопродукции из коммерческих побуждений стремятся бесконечно приблизиться к грани, отделяющей эротику от порнографии, и нередко вкрапляют отдельные элементы, свойственные порнографическому жанру. В таких случаях наилучшим выходом будет превентивная, т.е. предпечатная экспертиза оригинал-макетов изданий, оставляющая возможность проведения правки спорных материалов.
Уникальный коллективный опыт экспертной деятельности в области идентификации порнографии убедительно свидетельствует о необходимости именно комплексной сексологической, а не иной экспертизы порнографических материалов и дальнейшей разработки ее законодательной базы.
Однако, как указывают Шухнин М.Н., Яковлев А.Н. /1334/, сексологическая экспертиза до настоящего времени отсутствует в общепринятых классификациях судебных экспертиз и в перечне экспертиз, проводимых в судебно-экспертных учреждениях МЮ и МВД России. Методические основы такого рода экспертиз не разработаны. Но решение перечисленных ниже вопросов требует специальных знаний именно в области сексологии.
Вопросы о характере запечатленных изображений решаются экспертом-сексологом. Эти вопросы можно сформулировать следующим образом:
– Является ли вид изображенной модели (для статических изображений) непристойным (развратным)?
– Являются ли изображенные действия (для динамических изображений) откровенно сексуальными?
При положительном решении указанных вопросов, возникает необходимость в специальных знаниях в области искусствоведения. /1334/
Пример сексологической экспертизы видеофильмов
На видеокассетах с эротическими фильмами, которые в свое время продавались, например, в Москве, имелись экспертные заключения.
Так, на видеокассете с фильмом «Секс-терминатор» Федеральным научно-методическим центром медицинской сексологии и сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии сделано заключение о том, что «эта продукция относится к разряду откровенной эротики и не содержит признаков порнографии» /241/.
Теперь подробно рассмотрю Заключение Городского сексологического центра Санкт-Петербурга при Центре психического здоровья при ПНД Московского района от 02.07.2002.
Так, по просьбе предпринимателя Прянишникова С.В. от 28.06.2002 указанным Центром проведено сексологическое исследование одиннадцати видеофильмов /182/:
1. Поиграй со мной;
2. Прелестная семерка;
3. Сексуальный киллер;
4. Сердце и душа;
5. Телохранитель;
6. Точка вспышки;
7. Фэнни;
8. Члены партии;
9. Шок;
10. Шумное веселье;
11. Контроль.
«Согласно «Принципам работы экспертов и критериям оценки продукции эротического характера», утвержденным Комиссией по экспертной оценке продукции сексуального характера при Администрации СПб (Протокол от 18.01.2001 /183/), представленные на сексологическое исследование видеофильмы следует отнести к разряду жесткой эротики. Они предназначены для индивидуального домашнего просмотра, рекомендуются для распространения в специализированных магазинах лицам старше 18 лет, соответственно правилам торговли, установленным местными органами власти в данном регионе».
За подписями и печатями:
– Главного врача центра психического здоровья О.В. Острепова;
– Сексолога-консультанта городского сексологического центра СПб, доцента кафедры сексологии СПб МАПО, к.м.н., врача высшей категории по сексологии М.В. Екимова;
– Искусствоведа, декана факультета культурной антропологии и социальной экспертизы, доцента кафедры теории и истории культуры СПБ ГУИ, к.ф.н., члена союза художников России Н.Н. Суворова;
– ООО «Ника»;
– Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Психоневрологический диспансер № 8» Отдела здравоохранения территориального управления Московского административного района. /182/
С моей точки зрения, данная сексологическая экспертиза не имеет никакой юридической силы и носит, скорее, рекомендательный характер для принятия решения Комиссией по экспертной оценке продукции эротического характера Администрации Санкт-Петербурга, легальность деятельности которой тоже вызывает сомнение.
Вывод. Несмотря на очевидный авторитет российских экспертных сексологических органов, правомерность производимых ими экспертиз вызывает большие сомнения не только в России, но и, например, в Белоруссии /241/.
Комплексные судебные искусствоведческие экспертизы материалов порнографического характера
Судебная искусствоведческая экспертиза как формирующийся класс судебных экспертиз представляет собой множество экспертных исследований, объединенных общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ данной судебной экспертизы во всем многообразии ее объектов. В научных публикациях ученых-криминалистов, посвященных отдельным вопросам класса судебных искусствоведческих экспертиз, так же как и среди опытных искусствоведов, принято различать атрибуцию и экспертизу. «В первом случае речь идет об изучении предмета с целью определения его индивидуальных и классификационных особенностей – т. е. атрибуции, на основании которых он занимает место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус. Экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены» /1326/.
По одной из классификаций экспертиза порнографической продукции – это один из видов культурологической или социокультурной экспертизы. Такая классификация основана на том, что предмет анализа относится к культурным объектам, а влияние порнографии на общество и отношение общества к данному явлению лежит в социологической сфере. К признакам, определяющим порнографические материалы, могут относиться: нарочитая натуралистичность изображений или описаний половых органов и/или полового акта; явно выраженный сексуальный характер запечатленных в материале действий или описаний полового сношения; сексуальные действия, совершаемые в отношении животного и т. д. /1326/
Приведем примерный перечень экспертных задач (вопросов), решаемых комплексной судебной искусствоведческой экспертизой материалов порнографического характера. В частности, ниже перечислены вопросы классификационного характера /1326/:
Относятся ли на представленном компакт-диске видеофайлы к материалам порнографического характера?
1. Относятся ли на представленном компакт-диске видеофайлы к материалам порнографического характера с изображением несовершеннолетних?
2. Являются ли изображения на футлярах представленных видеоматериалов предметами печатной порнографии?
3. Являются ли изображения, находящиеся на компакт-диске, порнографическими, если да, то по каким признакам?
4. Имеют ли представленные видеоматериалы признаки (элементы) порнографии?
5. Являются ли данные видеоматериалы художественным либо документальным произведением? Содержат ли данные изображения на видеоматериалах признаки эротики или порнографии?
6. Принадлежит или не принадлежит объект, представленный на экспертизу, к порнографической или эротической продукции? Если да, то по каким признакам?
7. Имеется ли на представленном фотоснимке изображение порнографического характера?
8. Какие именно файлы на представленном компакт-диске являются порнографическими?
Далее приводится перечень экспертных диагностических задач /1326/:
1. Принадлежит ли информация, содержащаяся на представленных на исследование носителях, к детской порнографии?
2. Принимает ли лицо на видеозаписи участие в совершении действий сексуального характера или их имитации?
3. Содержит ли представленная на экспертизу видеозапись изображение половых органов ребенка в сексуальных целях?
4. Акцентировано ли внимание видеозаписи на гениталиях путем умышленного приближения (увеличения) кадра к половым органам?
5. Какие последствия вызывает восприятие представленной на экспертизу видеозаписи с точки зрения формирования сексуальных представлений и морально-нравственного развития у несовершеннолетних?
6. Установить по изображениям, записанным на компакт-диске, пол и возраст изображенных несовершеннолетних лиц?
Таким образом, для дачи ответов на вопросы, интересующие следствие при расследовании уголовных дел, связанных с изготовлением и распространением порнографических материалов, – пишут к.ф.н. Дода И.Г. и к.ю.н. Михайленко Г.В. /1326/, – следует назначать, с учетом классификационных и диагностических задач, комплексную судебную искусствоведческую экспертизу.
Следует отметить, что круг основных вопросов, формулируемых в постановлении о назначении комплексной судебной искусствоведческой экспертизы, определяется задачами расследования преступлений, предметом специальных знаний экспертов, необходимых для установления наличия (или отсутствия) признаков порнографии в объектах исследования, подлежащих исследованию.
Примеры судебной экспертизы видеофильмов
Пример комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы
Непосредственный анализ следственной и судебной практики показывает, что для установления порнографического характера предметов преступления по делам рассматриваемой категории обязательно проведение психолого-искусствоведческой экспертизы с целью определения порнографического характера и содержания исследуемых предметов и материалов. При этом в случае исследования кино- и видеоматериалов в качестве эксперта-искусствоведа целесообразно привлекать специалиста в области кино- и видеоискусства; при исследовании картин, рисунков и иных графических изображений – специалиста в области живописи и изобразительного искусства и т.д. Высказанные экспертами суждения о содержании и характере представленных на экспертизу материалов должны быть основаны на специальных знаниях, а не на бытовых представлениях без учета специфики киноискусства. /1322/
Как справедливо отмечают В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин /1322/, комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза (КСПИЭ) целесообразна, в частности, в том случае, когда необходимо установить направленность и степень воздействия произведения искусства на сознание или бессознательную сферу личности или населения в целом. При этом каждый из экспертов призван решать вопросы, соответствующие его компетенции. Так, экспертом-искусствоведом подлежат решению вопросы о наличии или отсутствии художественной ценности материалов, сюжета, концепции и художественных принципов, а также о наличии или отсутствии основных признаков порнографии (концентрация внимания на изображении физиологии полового акта и половых органов; немотивированность сцен и эпизодов; формальное использование антуража, костюмов, музыкального фона; однозначность изображаемого, отсутствие в нем метафорических смыслов, образных решений и других признаков художественной речи; операторские решения относительно порнографической фото- и кинопродукции (крупный план, прямые ракурсы, направленное освещение) ориентированы на детальный показ механики полового контакта; неиндивидуализированность диалогов действующих лиц, их скупость или полное отсутствие, использование звуковой среды исключительно для подчеркивания акустических фактур полового акта). В свою очередь, экспертом-психологом должны решаться вопросы о характере и степени психологического воздействия на потенциального «потребителя» исследуемых материалов, наличии или отсутствии пропаганды насилия, жестокости, нетрадиционных и извращенных форм сексуальных отношений, -утверждают Баранова В.Ф. и Колоколов Н.А. /1322/.
На разрешение КСПИЭ ставится вопрос: носят ли представленные на экспертизу объекты (видеофильмы, журналы, книги, записи на видеокассетах) порнографический характер?
Пример производства КСПИЭ /1327/.
На экспертизу были представлены две видеокассеты с записанными на них фильмами. Комиссия в составе эксперта-психолога В.Ф. Зарецкого, эксперта-искусствоведа Н.Б. Коваленко и доцента кафедры педагогики КГПУ им. К.Э. Циолковского Г.А. Борисовой произвела просмотр и комплексное научное исследование представленных на экспертизу видеофильмов. В процессе производства экспертизы использовался метод экспертной оценки.
Описание представленных на экспертизу объектов.
Видеокассета № 1 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG E-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».
Видеоизображение: показаны отдельные, сюжетно не связанные между собой кадры группового секса, в которых присутствуют мастурбация, минет, анальный коитус, вагинальный коитус. В качестве полового члена используются различные предметы, а также фаллоимитатор (искусственный половой член). Эти сексуальные действия постоянно повторяются и чередуются исполнителями ролей. Далее показан титр «Розовая любовь», указаны исполнители ролей. В этом фильме присутствуют лесбийские сцены, совершение коитуса женщинами после взаимного возбуждения пальцами и ртом. В другой сцене показаны групповые лесбийские ласки, поцелуи в гениталии и анус.
Видеокассета № 2 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG Е-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».
Видеоизображение: титр фильма «На приеме у врача». Герой фильма – врач, который ведет прием посетителей. В ходе «приема» врач осматривает вошедшую женщину, осмотр мало-помалу превращается в ласкание ее тела, затем в раздражение сосков ее груди и гениталий. В процессе начавшегося сексуального общения герой мастурбирует, дает возможность делать ему фелляцию и эякулирует в рот партнерше. Несколько позднее то же самое начинает происходить и с другими пациентами врача. Врач, его жена и пациенты занимаются групповым сексом. Показаны вагинальный и анальный коитусы, мужская и женская мастурбации. Во втором фильме показаны сцены сексуального общения почтальона и домохозяйки, половых актов, совершаемых директором больницы и медсестрой, куннилингуса, совершаемого женщиной и ее партнером мужчиной. Демонстрируется семяизвержение в рот, на грудь партнерши, на половые органы других участников событий. Далее следуют многочисленные сцены группового секса.
На основании комплексного научного исследования представленных на экспертизу видеоматериалов комиссия констатирует, что вся исследованная видеопродукция представляет собой самоцельное воспроизведение половых актов исключительно для возбуждения сексуальных побуждений вне каких-либо социально-культурных ограничений. Сюжеты в фильмах либо отсутствуют, либо имеют формальный характер, выполняя функцию связывания отдельных сексуальных сцен. В исследуемых видеофильмах кинематографическими средствами фиксируется широкий диапазон реально происходящих физиологических актов сексуального характера вне решения художественных либо иных задач. Половые органы, их взаимодействие, выделения из них показываются зрителю преднамеренно крупным планом. В фильмах показаны сексуальные извращения, в частности садизм, мазохизм, экскрементофилия. Персонажи не имеют каких-либо личностных особенностей и выступают лишь в качестве носителей сексуальных ролей.
На основании вышеизложенного комиссия установила, что на всех представленных на экспертизу видеокассетах имеются содержательные признаки порнографической видеопродукции – циничного, непристойного изображения половой жизни людей кинематографическими средствами.
Вывод: Видеофильмы на всех представленных на экспертизу видеокассетах носят порнографический характер.
Следует отметить, что в судопроизводстве психолог может выступать не только в качестве эксперта, но и в качестве специалиста (в соответствии со ст. 133 УПК РФ). В этом качестве он может быть привлечен к участию в производстве следственных действий – допроса, обыска, осмотра места происшествия, следственного эксперимента и др.
В производстве следственных действий и расследования в целом психолог-специалист может дать ряд полезных рекомендаций об учете поведенческих особенностей разыскиваемого преступника, личностных особенностях проходящих по делу лиц, установлении с ними коммуникативного контакта, выявлении особенностей их мотивационной сферы, рекомендовать наиболее эффективные приемы правомерного психического воздействия на них, способы диагностики и преодоления ложных показаний и др.
Незаменима помощь специалиста-психолога при взаимодействии следователя с лицами, страдающими психическими аномалиями, несовершеннолетними правонарушителями, малолетними свидетелями. При расследовании половых преступлений необходима помощь психолога-сексолога. При расследовании серийных преступлений существенное значение приобретают знания психолога-специалиста об особенностях маниакального поведения, а при расследовании происшествий на производстве, транспорте, взаимодействия человека с техникой существенна помощь психолога-специалиста в области эргономики и инженерной психологии.
Ученые специалисты в области юридической психологии могут внести существенный вклад в развитие общей теории расследования, в разработку проблемы эвристической деятельности следователя, повышения эффективности судебного разбирательства, в исследование психологии участников судопроизводства, проблемы индивидуализации уголовного наказания.
Значительна роль психологов в эффективной организации деятельности пенитенциарной системы по ресоциализации осужденных, психологической коррекции лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Психологи-специалисты по системной организации деятельности должны сформировать компактные блок-схемы основных видов юридической деятельности.
Пример информационно-технологической экспертизы /736/
«21 января 2000 г. в Северо-Западный Региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ при письме начальника УБПСВТ при ГУВД СПб и ЛО полковника милиции В. М. Фомкина от 21 января 2000 г. (исх. № 115/20) поступили для производства информационно-технологической экспертизы (исследования) по материалу проверки «ЧП Прянишников» по адресу: Загородный пр., д. 5., ЖУИ – 709 от 20.01.2000:
1. видеокассета с записью фильма: «Секс по-русски»;
2. видеокассета с записью фильма: «Менты. Полиция нравов. Сексуальные приключения на улице разбитых фонарей».
Перед экспертом поставлены вопросы:
1. Имеются ли на представленных видеокассетах признаки контрафактности?
2. Имеются ли на предоставленных видеокассетах сцены насилия и порнографического характера? [Думается, эксперт не вправе давать заключение на второй вопрос, поскольку не имеет соответствующей квалификации, что видно из приведенного им же резюме, – прим. авт.]
Производство экспертизы поручено эксперту отдела исследования и внедрения информационных технологий Мещерякову Сергею Валерьевичу, имеющему высшее техническое образование, специальную подготовку в области технической кибернетики, экспертную специальность «Исследование информационных систем, технологий и следов их применения», стаж экспертной работы 4 года. [И хотя эксперт обладает высшим техническим образованием, думаем, что даже формулировка «содержит […] изображение разнообразных аспектов техники полового акта», данная им в экспертном заключении (см. описание сюжета № 2 и др.), не имеет никакой юридической силы, не говоря уже о других выводах и рекомендациях, которые уполномочены давать только квалифицированные киноведы и сексопатологи, – прим. авт.]
Обстоятельства дела:
Известны эксперту из письма о назначении информационно-технологической экспертизы.
В связи с высокой экспертной загрузкой, отсутствием необходимой штатной численности, необходимостью предоставления дополнительных материалов, производство экспертизы было приостановлено с 21 января по 1 февраля 2000 г.
01.02.2000 начальнику УБПСВТ при ГУВД СПб и ЛО направлен письменный запрос (исх. № 431) о предоставлении на экспертизу копий договоров с авторами аудиовизуальных произведений с целью их проверки на предмет контрафактности.
10.02.2000 получены заверенные копии договоров:
– между Прянишниковым С.В. и Оганезовым А.В. от 15.12.1998,
– между Прянишниковым С.В. и Румянцевым Е.С. от 20.08.1999,
– между «Fordinler Investment Inc.» в лице Прянишникова С.В. и Градовым В.А. от 01.11.1999.
ИССЛЕДОВАНИЕ
1. Исследование видеокассет
Две кассеты поступили в фирменных упаковках (коробках), склеенных друг с другом полосой прозрачной ленты типа «скотч». Этой же лентой к торцам кассет приклеены две белые бумажные этикетки. На каждой этикетке имеются 2 оттиска печати «№ 115 Отдел радиоэлектронной безопасности при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. МВД РФ» и надписи красителем синего цвета: «понятые: 1 /подпись/, 2 /подпись/, о/у /подпись/». Каждая из коробок оклеена прозрачной предохранительной полиэтиленовой пленкой.
С целью дальнейшего исследования упаковки кассет была вскрыта экспертом и кассеты извлечены из коробок.
Кассета № 1:
На коробке видеокассеты указаны: название видеофильма «Секс по-русски», режиссер фильма «Армен Оганезов», продюсер «Сергей Прянишников», оператор «Виктор Зубарев», имена и фамилии исполнительниц женских ролей в фильме: «Юлия Артемьева», «Алена Михайлова», «Марина Кузнецова», «Анна Рудакова». Имеется знак охраны авторского права на фильм – «© 1999 SP-Company St.Peterburg Все права защищены», «SP-194», различные поясняющие надписи, в том числе об ограничении просмотра – «100 % HARD только для взрослых», указана продолжительность фильма – «90 минут». Надписи дублируются на лицевой и оборотной стороне коробки. Коробка оформлена кадрами сцен эротического характера из фильма [на самом деле эксперт на момент извлечения кассет из коробок не мог знать, что данные кадры из фильма, поскольку он его еще не отсматривал, – прим. авт.].