Книга Курортное место. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Яков Канявский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Курортное место. Книга 1
Курортное место. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Курортное место. Книга 1

Предотвратить воссоздание Израиля Великобритания не смогла. Но в результате ее действий восстановленное в 1948 году государство Израиль получило крайне незначительную часть территории Оттоманской Палестины и сразу же оказалось жертвой агрессии исламских стран, находившихся в зависимости от Британии, начавших неспровоцированную войну против Израиля, т. е. совершивших акт агрессии при скрытой поддержке Великобритании.

Прямым результатом реализации Британского проекта стало:

• создание системы феодальных и авторитарных государств под протекторатом Великобритании и Франции;

• интеграция интересов и установление тесных связей британского правящего истеблишмента с правящими элитами арабских стран региона, установление, таким образом, особых отношений с исламским миром;

• реализация британских финансовых проектов в регионе, концентрация исламских капиталов в Великобритании.

Последствием реализации Британского плана стал приход к власти в Сирии и Ираке баасистских режимов, начало борьбы арабских стран за уничтожение Израиля. Последствием стал весь тот хаос, который царит на БСВ. Создание арабского государства на территории Самарии, Иудеи и Газы, что президент Буш считал конечной целью плана «Дорожная карта», есть продолжение реализации Британского проекта – политики нарушения решения Лиги Наций и Устава ООН, нарушение норм международного права. Это не может быть снято даже согласием правительства Израиля на такую аннексию территории, ибо ни у какого правительства Израиля, согласно решению Лиги Наций, нет на это полномочий. История учит, что никакие решения, построенные на неправовой базе, не могут быть жизнеспособными.

Единственный способ разрешить проблему Ближнего и Среднего Востока – это вернуться к решениям Лиги Наций и добиться их строгого выполнения. Только так с помощью США можно доказать арабам, что миром правят не исламские нормы, что с международными законами надо считаться и подчиняться им как условию выживания в современном мире. И это не могут поколебать никакие «факты на местности», созданные вопреки им. Это проблемы внешнего характера.

Но беда в том, что у нас еще много проблем внутренних. И начались они с момента создания государства. Если бы все евреи знали, чего хотят. Значительная часть сионистов желала, чтобы их государство было марксистским. Их интернационалистский подход заключался в создании двунационального государства, да еще с социалистической экономикой.

Еврейские националисты, последователи «ревизиониста» Зеева Жаботинского, видели в сионистском проекте реализацию давней национальной мечты – собственного еврейского государства.

Социалистический сионизм по мере смены его лидеров, возглавлявших Израиль, – от Давида Бен-Гуриона к Эхуду Бараку, – тяжело и резко деградировал. Умирала его идеология.

– Голда Меир была еще большим социалистом, чем Бен Гурион.

– Следующие социалисты – лидеры Израиля Ицхак Рабин и Шимон Перес получили Нобелевские премии за договоры с вожаком арабских террористов Арафатом, причинившие Израилю ущерб не меньший, чем поражение в большой войне. И конца этому ущербу не предвидится.

– Самым провальным премьером-социалистом оказался Эхуд Барак, руководивший бегством армии из Южного Ливана и предательством союзников и предлагавший Арафату и Асаду-старшему капитулянтские для евреев Израиля договоры, которые те по каким-то загадочным, если не мистическим, причинам не приняли.

– После краха социалистического проекта премьерами в Израиле становились представители ревизионистского течения Менахем Бегин, Ицхак Шамир и Биби Нетаниягу. Последний сумел рационально перестроить экономику Израиля, превратить ее из ущербной в одну из самых успешных в мире.

– Труднейшая задача духовно объединить евреев Израиля стоит перед религиозной составляющей израильского проекта. Раньше евреем считался тот, кто верил в еврейского Бога, принадлежал к одному из племен сынов Иакова, находился в рамках общины, говорил на еврейском языке, соблюдал заповеди, особенно кашрут, субботу, посещал синагогу, возлагал тфиллин и носил цицит, обязательно был обрезан.

А теперь многие потомки Якова ничего из вышеперечисленного не соблюдают, ну, или соблюдают выборочно.

Во многих странах мира нет такого понятия "национальность", а только вероисповедание. А что делать с теми, у кого никакого вероисповедания, кто далек от религии? Останется только гражданство. И то, пока государства не откроют свои границы и мир не вернется во времена строительства вавилонской башни, когда, по преданиям, в которых хоть и ложь, но намек, еще не было разделения на языки и народы…

Ну, ладно. Головы я вам заморочил достаточно. Ложимся спать, а завтра начнем готовиться к путешествию.

Глава 2. Путешествие

Знакомство со страной началось с севера.

– Предлагаю вашему вниманию город Кирьят-Шмона, – взял на себя роль гида Аркадий.

– Кирьят-Шмона был основан в 1949 году на месте бывшей палестинской деревни Аль-Халиса, покинутой жителями после того, как в мае 1948 года город Цфат был взят силами Хаганы во время второго этапа арабо-израильской войны. В марте 1949 года между Израилем и Ливаном было заключено перемирие.

Сперва был построен палаточный лагерь для новых репатриантов из Северной Африки, названый Кирьят-Йосеф (город Иосифа,) в честь национального героя Иосифа Трумпельдора, погибшего в 1920 году при защите Тель-Хая. В июне 1950 года название было изменено на Кирьят-Шмона. Спустя несколько лет на месте лагеря были построены дома. В 1958 году Кирьят-Шмоне был присвоен статус местного совета.

Близость поселения к границе с Ливаном была важным фактором. С 1960-х годов начало возрастать количество нападений палестинских террористов на Израиль с территории Ливана. 25 августа 1969 года были обстреляны из «базук и стрелкового оружия» деревни Кфар-Юваль и Метула, расположенные к северу от Кирьят-Шмоны.

11 апреля 1974 года группа из трех членов Народного фронта освобождения Палестины из организации Ахмада Джибриля совершила теракт, проникнув в Кирьят-Шмона с территории Ливана. Ранним утром террористы расстреляли жителей двух многоквартирных домов на улице Иеуды Галеви. Вот это та самая улица. Были убиты 16 мирных жителей, в том числе несовершеннолетние, и два израильских солдата, 20 человек были ранены. Террористы были ликвидированы. После этого теракта правительство решило придать Кирьят-Шмоне статус города. Так в 1974 году Кирьят-Шмона был провозглашен городом, что способствовало развитию поселения как в плане его строительства, так и развития.

В июле 1981 года боевики Организации освобождения Палестины подвергли обстрелу из 130-миллиметровых дальнобойных советских орудий и систем залпового огня «Град» 33 израильских города вдоль северной границы Израиля, в том числе и Кирьят-Шмону. Артиллерийская перестрелка на северной границе Израиля продолжалась на протяжении десяти дней. Жизнь в Кирьят-Шмоне была парализована, многие жители города были вынуждены покинуть свои дома.

В 1982 году обстрелы продолжились, что привело к вторжению израильских войск в Ливан с целью уничтожения баз Организации освобождения Палестины. Однако ей на смену пришла военизированная ливанская шиитская организация «Хезболла», созданная при поддержке Ирана и признанная рядом стран террористической.

В 1996 году после обстрела Кирьят-Шмоны организацией «Хезболла» Израиль провел военную операцию «Гроздья гнева».

В 2000 году ООН определила демаркационную линию между Ливаном и Израилем, получившую название «голубая линия».

Город подвергся массированному ракетному обстрелу во время Второй ливанской войны в 2006 году. По городу было выпущено около 4000 снарядов. После окончания войны ООН приняла резолюцию, согласно которой войска «Хезболлы» должны находиться за рекой Летань. Однако «Хезболла» это решение не соблюдала. И жители города живут под постоянной угрозой обстрела.

По данным Центрального статистического бюро Израиля, население на начало 2020 года составляло 22 512 человек.

Через город с севера на юг проходит шоссе 90, по которому можно проехать до самого Эйлата. Но мы туда поедем позже и другой дорогой.

В центре Кирьят-Шмоны, как видите, действует автовокзал. В двух километрах восточнее города расположен небольшой аэропорт Кирьят-Шмона. Но в настоящее время он не функционирует. До 2030 года планируется построить железнодорожную ветку, которая свяжет Кирьят-Шмону с Кармиэлем. Стоимость работ оценивается в 18,7 млрд шекелей. Этот участок станет частью скоростной железнодорожной магистрали до Эйлата со скоростью движения 250 км в час.

В городе имеются северная и южная промзоны. Кроме того, многие предприятия расположены в окрестных кибуцах. В городе постоянно ведется строительство, возводятся новые жилые районы. От еврейской диаспоры США и Канады город получил в подарок три Центра культуры.

В городе имеется два парка, которые обустраиваются в последнее время…


– Может быть, вы хотите увидеть непосредственно границу с Ливаном?

– Хотим!

– Тогда мы проедем еще девять километров на север до Метулы. Поселение основано в 1896 году на землях, купленных у друзов бароном Ротшильдом. Население на начало 2020 года составляло 1615 человек.

Поселение также неоднократно обстреливалось со стороны Ливана. На средства еврейской диаспоры Канады здесь построен большой спортивный центр, имеющий два ледовых катка, плавательный бассейн, спортивные площадки. Центр посещается жителями Кирьят Шмоны и других населенных пунктов.

А вот вам и ливанская граница. По ту сторону забора уже ливанские поселения. Когда-то оттуда люди приезжали на работу в Израиль. Машины оставляли по ту сторону границы и проходили через КПП. Теперь оно закрыто.

Полюбуйтесь чудесной местной природой, подышите прекрасным воздухом. Потом мы пообедаем в одном из местных ресторанов и продолжим путешествие…

Следующим пунктом путешествия была Тверия.

– Дорога в Тверию займет больше часа. Пока Дмитрич будет крутить баранку, я немного скрашу ваш досуг и расскажу немного об истории этого города.

Тверия входит в число четырех святых для евреев городов (Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат).

Свое название город получил от имени римского императора Тиберия. После изгнания евреев из Иерусалима город стал главным еврейским духовным центром. Согласно Талмуду, здесь обитал патриарх Иаков.

По словам Иосифа Флавия, Тивериада была основана в 17 году н. э. Иродом Антипой и получила название в честь императора Тиберия. Место для города было выбрано в самой красивой части Галилеи.

Ирод Антипа сделал Тивериаду своей резиденцией, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и окружил город стеной. Была еще одна причина привлекательности города для правителей Галилеи: близ города протекал горный ручей с целебной водой. В окрестностях было много древних гробниц, которые при строительстве разрушались (зачастую дома строили прямо на их месте), поэтому иудеи считали город нечистым и боялись селиться в нем, так что в первое время он имел вполне греческий вид. Для иудеев Ирод построил большую синагогу; в ее помещениях двумя поколениями позже происходили мятежные собрания галилеян во время великой войны с Римом.

В Тивериаду были перевезены вместе с правительственной резиденцией архивы провинции; для гарнизона была построена крепость, в арсеналах которой хранилось оружие для 70 000 солдат. В течение следующих 50 лет Тивериада была бесспорной столицей Галилеи и, за исключением Кесарии, красивейшим городом Иудеи. Нерон подарил ее Агриппе-младшему, который перенес столицу из Тивериады в Сепфорис.

Неизвестно, бывал ли в Тивериаде Иисус, Евангелия об этом не упоминают; несомненно только, что он был в окрестностях города и озера. Сама Тивериада упоминается в Евангелии дважды (Иоан. 6:1, 23).

Евреи Тивериады не участвовали в восстании 70 года н. э., после подавления которого большинство еврейского населения Иудеи было уничтожено или изгнано. После разрушения Иерусалима в 70 году и особенно после основания на месте Иерусалима Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею, населяют ее города и основывают здесь центр еврейства. В результате Тивериада превратилась в единственный город Римской империи, большинство населения которого составляли евреи. В городе были построены 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшей инстанцией в религиозных делах; высшая иудейская академия, перенесенная сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учености. В йешивах Тивериады были собраны те постановления, которые образуют Мишну, главную часть Талмуда.

В эту эпоху в Тивериаде была записана часть Иерусалимского Талмуда. А в самом городе и в округе жили еврейские мудрецы того времени – танаим и амораим.

При Константине Великом основал церковь обратившийся в христианство иудей Иосиф; императрица Елена воздвигла здесь церковь о 12 престолах. С 449 по 553 год здесь было епископство.

Император Юстиниан I обнес Тивериаду крепкими стенами. При халифе Омаре (637 год) город перешел под власть мусульман.

В 1099 году Тивериаду захватили крестоносцы, и город стал частью Иерусалимского королевства. Епископство было восстановлено во время Первого крестового похода. Население и архитектура города почти полностью изменились. Город превратился в важный административный и военный центр. Крестоносцы построили в Тивериаде замки и оборонительные сооружения. В 1187 году крестоносцы были разбиты армией Салах-ад-Дина возле Карней-Хитин (недалеко от Тверии). После разгрома крестоносцев город снова подпал под власть мусульман и с 1247 года находился под их властью постоянно. Разрушенная Тверия долгое время оставалась малозначимым городом.

В более поздние времена город, получивший название Табарийе, был построен на развалинах прежней Тивериады; со стороны озера он был открыт, а со всех остальных сторон был окружен высокими стенами и 20 башнями из черного базальта.

В 1564 году еврейская меценатка из Португалии Беатрис де Луна (приняла имя Грации Мендес Наси), пользуясь благосклонностью турецкого султана Сулеймана I, взяла город в аренду. Город был значительно отстроен в период 1564–1569 годов. Племянник Грации Наси, Жан Мик, который в Турции стал Иосифом Наси, некоторыми источниками считается первым сионистом. Еще в 1561 году он получил в подарок часть города с пригородами и хотел создать там очаг еврейской жизни, то есть место, куда могли бы приехать евреи, изгнанные из Испании и Португалии, а также все притесняемые евреи Германии, Франции и Польши…

В 1740 году в Тверию переехал главный раввин Измира Хаим Абулафия. С 1777 года в городе стали селиться хасиды под руководством рава Менахема Менделя из Витебска.

В 1811 году Тверия была не более чем селением, в котором числилось около ста домов еврейских, 20 христианских и довольно много мусульманских. И. Л. Буркхардт насчитывал здесь до 4000 жителей, из которых половина евреев. В 1837 году город был разрушен землетрясением; уцелела только часть древней крепости со стенами домов; множество жителей тогда погибло.

В 1881–1882 годах известный русский художник Василий Дмитриевич Поленов во время своего первого путешествия на Ближний Восток и по библейским местам посетил Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привез эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной в поездке новой для себя манере письма. Вероятно, в это же время им была написана картина «Дворик в Тивериаде». В 1888 году он написал картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере»…

В 1596 году, согласно оттоманским реестрам, население Тверии составляли 50 мусульманских семей и 4 холостяка. В 1780 году здесь жило около 4000 человек, 2/3 из которых были евреями. В 1842 году население составляло около 3900 жителей, примерно треть из них – евреи, несколько христиан и 2/3 мусульман. В 1850 году здесь работали три сефардские синагоги, обслуживавшие 80 семей, и жило еще 100 ашкеназских семей. Тверийские евреи жили более спокойно, чем евреи Цфата. Согласно реестрам, в 1863 году 3/4 населения Тверии составляли христиане и мусульмане, которых было от 2000 до 4000 человек. Данные переписи около 1887 года сообщают, что в Тверии жило примерно 3640 человек: 2025 евреев, 30 латинян, 215 католиков, 15 греко-католиков и 1355 мусульман.

С начала еврейской иммиграции в Палестину конца XIX и первой половины XX века еврейское население Тверии значительно возросло. В 1901 году 2000 из 3600 жителей Тверии были евреями, к 1912 году население города достигло 6500, из которых 4500 были евреями, 1600 – мусульманами и 400 – христианами. Согласно переписи населения Палестины 1922 года, проведенной британскими властями, в Тверии жило 6950 человек, из них 4427 евреев, 2096 мусульман, 422 христиан и пятеро «прочих». Согласно переписи 1931 года, в городе проживало 5381 евреев, что составляло 63,9 % от общего числа жителей; мусульман было 2645, христиан – 565 и десять «прочих».

2 октября 1938 года в результате погрома в квартале Кирьят Шмуэль погибло 19 евреев, включая 11 детей.

Во время войны за независимость Израиля город стал ареной ожесточенных столкновений между арабами и евреями. В период 8–9 апреля 1948 года между еврейским и арабским районами вспыхнули спорадические перестрелки. 10 апреля «Хагана» начала минометный обстрел, убив несколько арабских жителей. Местный арабский комитет отказался от предложения Арабской освободительной армии взять город под ее защиту, но небольшой контингент иррегулярных арабских группировок вошел в город. В течение 10–17 апреля «Хагана» начала наступление на город, отказавшись вести переговоры о перемирии, а англичане не стали вмешиваться. Арабское население (6000 жителей, или 47,5 %) было эвакуировано под защитой британских военных сил 18 апреля 1948 года. Еврейское командование не отдавало приказ об эвакуации, и она, судя по всему, стала для него сюрпризом…

Сегодня Тверия – один из туристических центров Израиля. Здесь у нас большая программа посещения древностей, осмотр других примечательных мест. Сюда же входит катание по Кинерету и купание в его водах. Кинерет является источником водоснабжения для многих районов страны. А поскольку страна развивается, то воды требуется все больше, и ее стало не хватать. Это привело к постепенному обмелению озера. Дошло до того, что новости Израиля начинались с того, что сообщалось об уровне воды в Кинерете. Красная черта говорила об опасном, но восстановимом уровне. Черная черта говорила о необратимых процессах в озере. И было время, когда уровень приближался к черной черте. К тому времени были построены опреснительные установки на берегу Средиземного моря, и теперь о тех страшных временах никто не вспоминает.

В Кинерет впадает река Иордан, которая и подняла его уровень. Конечно, по вашим российским меркам, это не такая полноводная река, но для Израиля она очень важна. В месте истока реки Иордан из озера Кинерет находится Ярденит. Это тихая заводь, где православные и католики проводят символический обряд крещения.

Когда-то священным местом на реке Иордан была арабская деревня Каср-эль-Яхуд. По преданию, именно там две тысячи лет назад находилось поселение Вифавара, где Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя. Вообще в окрестностях Кинерета много исторических мест, связанных с пребыванием Иисуса в этих местах.

В Каср-эль-Яхуд приезжали паломники со всего мира, но в 1967 году после Шестидневной войны палестинцы ограничили доступ к месту паломничества.

В 1981 году власти Израиля приняли решение оборудовать новый паломнический комплекс в единственном месте на реке Иордан, которое могли посещать и сами израильтяне, и гости страны.

Сейчас Каср-эль-Яхуд вновь открыт для посещения, но организаторы паломнических туров и самостоятельные туристы христианского вероисповедания предпочитают совершать омовение или креститься в Ярденит. Богатая фауна Ярденит свидетельствует о чистоте воды в реке, поэтому не нужно бояться водных инфекций.

Все эти интересные места нам и предстоит посмотреть. Отдых в отеле будет продолжаться до тех пор, пока вы не захотите ехать дальше…


– …Следующим пунктом путешествия будет Нагария, – объявил Аркадий, когда закончилось пребывание в Тверии, и друзья садились в машину. – Мы осмотрим теперь западный край границы с Ливаном. До этого мы знакомились с ее восточным краем, который составляет Кирьят-Шмона и его окрестности. Ехать вдоль всей границы нецелесообразно и небезопасно.

– Почему?

– Потому что по дороге попадаются арабские поселения, и машину могут закидать камнями. Арабские пацаны занимаются этим с большим удовольствием. Кроме того, не могли же мы обойти вниманием Тверию. Поэтому мы и спустились вниз, чтобы ее посетить. Притом вниз в буквальном смысле слова. Я забыл вам сказать, что Тверия расположена на 200 метров ниже уровня моря. Потому там намного теплее и приятнее для туристов.

Но прежде чем мы покинем район Тверии, хочу свозить вас на горячие источники Хамат-Гадер. Название связано с наличием пяти горячих источников (42°C), обладающих целебными свойствами благодаря большой концентрации минеральных солей.

Хамат-Гадер был хорошо известен еще во времена Римской империи. Во II веке началось строительство бань Десятым римским легионом, расквартированным в Гадере. До сих пор сохранились постройки римско-византийского периода и сооружения мусульманского периода, когда были внесены основные изменения в постройки. Некоторые постройки были повреждены в VII веке и восстановлены при Омейядах, правивших из Дамаска. В IX веке постройки перестали использоваться, и до наших дней сохранились только их живописные руины.

В конце XIX века Хамат-Гадер посетил известный русский художник В. Д. Поленов. Картина художника с изображением развалин находится в Третьяковской галерее в Москве.

Граница между подмандатной Великобритании Палестиной и подмандатной Франции Сирией была установлена в 1923 году, и Хамат-Гадер вошел в зону британского мандата. После войны за независимость Израиля (1948) Хамат-Гадер формально относился к Израилю, но был оккупирован сирийскими войсками. Во время Шестидневной войны в 1967 году был установлен израильский контроль над Хамат-Гадером. С открытием здесь курорта в 1977 году место превратилось в международный туристический центр и курорт с горячими источниками.

С периода арабского вторжения район Хамат-Гадера был в запустении вплоть до конца XIX века, когда через него прошел участок Хиджазской железной дороги и через реку Ярмук был построен железнодорожный мост. В 1946 году этот мост был взорван бойцами Пальмаха в ходе борьбы с британским режимом (т. н. «Ночь мостов»). В этот период район Хамат-Гадера представлял собой узкий, протяженностью в пять километров, участок подмандатной Великобритании Палестины, вклинившийся между территорией подмандатной Франции Сирии (с 1923 года включавший в себя и плато Голан) и Трансиорданией (плоскогорье Гилад).

В ходе Войны за Независимость сирийские войска оккупировали Хамат-Гадер, но по соглашению о прекращении огня в 1949 году были оттуда выведены. Хамат-Гадер отошел под юрисдикцию Израиля и был объявлен демилитаризованной зоной. В 1951 году войска Иордании вторглись в Хамат-Гадер и вновь передали его Сирии. Сирийцы построили вблизи руин римских купален мечеть, дом отдыха для офицеров и высокопоставленных лиц.

В ходе Шестидневной войны Хамат-Гадер, названный арабами Эль-Хамма, был возвращен под израильский суверенитет и передан киббуцу Мево-Хамма (в 5 км к северо-западу от Хамат-Гадера). Однако этот район не мог развиваться из-за частых вооруженных столкновений с иорданскими войсками и отрядами ООП. После сентября 1970 года, с изгнанием ООП с территории Иордании, в районе Хамат-Гадера наступило спокойствие и начались работы по развитию этого района.

Мы с вами будем иметь возможность искупаться в горячих источниках, посмотреть ферму крокодилов…

Отдохнем мы там столько, сколько захотите, а потом поднимемся из этой котловины к уровню моря, где расположена Нагария.

История появления этого города такова. Земля, на которой была основана Нагария, – 2,325 км² – принадлежала семье арабских землевладельцев Туаини, проживавших в Бейруте. Эта земля была приобретена четырьмя частными лицами в 1934 году за сумму в 34 000 палестинских лир; имена новых землевладельцев – инженер Йосеф Леви, известный банкир из Тель-Авива Генрих Коэн, агроном доктор Зелиг Авиген Сускин и представительница двух известных в Палестине семей госпожа Паулина Вангрубер-Зеликанд.

На приобретенной земле было открыто фермерское хозяйство «Мини-фермы Нагарии» по модели, разработанной агрономом доктором Сускиным. Название город получил от реки Гаатон, пересекающей город – «нахар» на иврите означает «река». Модель Сускина была построена по аналогии с ведением сельского хозяйства в посещенном им когда-то испанском городке Монте Альгайда (исп. Monte Algaida). По мнению д-ра Сускина, тот способ ведения сельского хозяйства, который он увидел в Монте Альгайда, был наиболее подходящим к израильским условиям.