Книга Братство на всю жизнь. Возвращение студенчества в Россию - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Витальевич Борунов. Cтраница 11
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Братство на всю жизнь. Возвращение студенчества в Россию
Братство на всю жизнь. Возвращение студенчества в Россию
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Братство на всю жизнь. Возвращение студенчества в Россию

Давление на «греков» и их работа над ошибками

Полная ликвидация чаптера – это крайняя мера, и применяют ее, как правило, в случаях самых грубых нарушений, когда есть серьезные последствия – например, тяжелые травмы или даже смерть одного из студентов. Чаще, если братство или сестринство нарушает правила университета, за этим следует suspension – приостановление деятельности организации на определенный срок. На это время ее члены не могут представлять ее где бы то ни было, не могут участвовать в работе органов университета от ее имени и не могут проводить набор и привлекать новых участников. В совсем уж исключительных случаях может вводиться полный запрет на деятельность братств и сестринств на территории университета. Такое случается крайне редко. Самым известным из недавних примеров является Гарвард: университет, начиная с набора 2021 года, хоть и не запретил полностью, но ввел значимые санкции против «греческих букв» из-за их нежелания перестать быть однополыми организациями.

Также администрация часто давит на «греческие буквы» угрозами прекратить поддерживать организацию за нарушение правил университета. Здесь важно понимать: в наше время далеко не все братства и сестринства – это элитарные объединения, которые купаются в деньгах и могут себе позволить полностью игнорировать администрацию университета. Многие «греческие буквы» живут в домах, принадлежащих университету, и в случае конфликта их могут просто выгнать. Многие получают финансовую поддержку и доступ к университетским должностям и органам самоуправления. Одним словом, преимущества, которые администрации дают братствам, оборачиваются рычагами административного давления на студентов.

Каждый запрет в адрес братств вызывает массу вопросов как с юридической точки зрения, так и с точки зрения здравого смысла. Юридически защитники братств часто описывают такие действия как нарушение первой поправки к Конституции США (свобода собраний) и четырнадцатой поправки (только суд может лишить гражданина прав, но не администрация университета). С точки зрения здравого смысла администрации университетов часто уличают в непоследовательности и выборочности применяемых мер. Тот же Гарвард запретил братства и сестринства, которые традиционно были преимущественно белыми, но не стал ограничивать деятельность других видов самоорганизации, состоящих исключительно из афроамериканцев или азиатов[131]. Кроме того, эта кампания, направленная против мужских братств, которые не хотят принимать женщин, ударила и по гарвардским сестринствам, которые теперь тоже не могут жить как раньше, хотя и были альтернативой и противовесом братствам. Одним словом, не всегда ясно, насколько цель администрации соотносится с тем подходом, который она применяет. Часто оказывается, что администрация действует грубо и неповоротливо, не решая полностью изначальную проблему, но создавая несколько новых.

Некоторые студенты говорят, что «греческие буквы» страдают из-за предвзятого и несправедливого освещения в СМИ, в том числе студенческих. Они заявляют, что негативные истории, связанные с братствами и сестринствами, специально раздувают и преувеличивают масштабы нарушений и степень общественной опасности. В то же время медиа сознательно не освещают благотворительность, которой занимаются «греческие буквы». Это связывают с тем, что братства воспринимаются как оплоты консерватизма в кампусе – а студенческая пресса в большинстве случаев состоит из журналистов с более левыми взглядами. Даже учитывая, что обвинения в расизме и домогательствах появляются не на пустом месте, из-за них достается и братствам, непричастным к чему-либо постыдному.

Как это часто случается в области бюрократического контроля, меры, регулирующие «греческие буквы», далеко не всегда останавливаются на одних лишь разумных и необходимых вопросах – рано или поздно они отрываются от реальных проблем. Администрации многих университетов пытаются влиять на жизнь братств и сестринств, вмешиваясь даже в те стороны их жизни, которые слабо связаны с хейзингом или другими опасными проявлениями. Например, в 1998 году новый президент Дартмутского колледжа Джеймс Райт убедил членов попечительского совета принять новую инициативу по улучшению общественной жизни студентов. По его предложению университет ограничил количество кег с пивом, которые студенты могли купить, и заставил их регистрировать каждую из них. Кроме того, появился запрет на жилье вне кампуса – если студенты решили проживать не в утвержденном колледжем жилье (например, в доме братства, попавшего в немилость руководства), они не могли посещать занятия. Разумеется, это вызвало негодование членов «греческих букв» в кампусе – они не собирались подчиняться таким правилам.

Еще одно из правил запрещало устраивать бары – университетскому начальству они показались крайне вредными. Чтобы не нарушать эту норму, «фратбои» просто построили передвижной бар на платформе: он ничем не отличался от стационарного с точки зрения выпитого, но формально не подпадал под запрет. Так правило стало бессмысленным, а администрация выглядела нелепо.

Аналогично просто и абсурдно обошли и ограничение на проживание в жилье, не одобренном администрацией: студенты просто воспользовались несовершенством компьютерной программы и указывали адрес студенческого центра кампуса. Ну а попытка ограничить употребление пива, начав войну с пивными кегами, обернулась абсолютным провалом. Ограничение было неудобным для братств, привыкших централизованно закупать пиво в больших количествах, но об его отмене заговорила сама администрация и другие противники «греческих букв» в университете – братствам пришлось перейти к закупке баночного пива. Многоразовые бочонки заменили тысячи одноразовых пивных банок, разбросанных по всему кампусу[132]. Запрет не принес ничего, кроме экологической и мусорной катастрофы, – пить меньше пива студенты точно не стали.

Давление на «греческие буквы» может исходить не только от администрации университета, но и от самих студентов. Так, в Пенсильвании студенты Суортмор-колледжа решили провести референдум по всему кампусу о том, следует ли ликвидировать братства. Результат оказался убедительным: около 80% проголосовавших студентов высказались против запрета «греческих букв». Единственный пункт, который получил поддержку – это сделать «греческие буквы» неоднополыми организациями, но это же противоречит другому решению проголосовавших – разрешить братствам кампуса остаться частью национальных сетей, правила которых не допускают разнополых объединений[133]. Одно ясно точно – подавляющее большинство студентов не считают «греческие буквы» злом, которое должно быть уничтожено.

Несмотря на множество отдельных проблем, которые остаются в братствах и сестринствах, важно понимать, что «греческие буквы» очень неоднородны. Проступки, которые прочно ассоциируются с одним братством, могут не иметь никакого отношения к братству, расположенному через дорогу. И братства, которые внимательно следят за безопасностью своей внутренней жизни, конечно, сильно страдают из-за нарушений, которые совершают менее ответственные организации – ведь это освещается на всю страну. Происходит стигматизация: все «греческие буквы» скопом начинают приравнивать к сравнительно малой доле нарушителей и утверждать, что все они одинаковые.

Несмотря на жаркие споры о судьбе братств и сестринств, сейчас наблюдается относительный консенсус как среди самих студентов, так и среди большинства университетских администраций. Ответ на громкие инциденты с участием братств и сестринств – не запрещать систему, которая создает лидеров всех уровней на протяжении почти двухсот лет, а сделать ее более безопасной.

Представители «греков» признают, что отдельные чаптеры должны быть наказаны, если они нарушают университетские правила или закон, – но это не должно влиять на всю систему «греческих букв». Они выступают против одностороннего наказания всех членов братства или сестринства на основании поступков отдельных лиц. Ведь наказание целого сообщества за индивидуальные действия подрывает дух сотрудничества и справедливости, который должен царить в университетском кампусе.

В последнее время братства много работают совместно с университетской администрацией, чтобы сформировать новые правила для повышения безопасности на своих мероприятиях. Например, закрепляют обязательное наличие трезвых членов братств на вечеринках и запрет на крепкий алкоголь. «Греческие буквы» с чаптерами по всей стране вводят для своих участников учебные программы, направленные на борьбу с сексуальным насилием, хейзингом и чрезмерным употреблением алкоголя. И таких инициатив становится все больше – братства понимают общую проблему, свои риски и готовы сглаживать самые острые углы. Под давлением общества в них становится меньше дискриминации по этническому признаку, некоторые братства становятся смешанными, открывая свои двери для девушек, но и сами девушки не сидят без дела и создают десятки новых сестринств.

ЧТО ДАЮТ БРАТСТВА? ОНИ ПОПУЛЯРНЫ?

Золотой век, упадок и возрождение

Зародившись в первой половине XIX в., «греческие буквы» распространялись на всю систему высшего образования в три основные волны, которые мы рассмотрели выше. К началу XX века «греческие буквы» увеличились в количестве и усилили свое влияние. Если в 1883 году существовало 26 братств, а количество членов было около 66 тысяч, то к 1912 году насчитывалось более 40 братств с количеством членов, превышающим четверть миллиона. А к 1922 году в стране было 66 студенческих братств с более чем 2 тыс. филиалов и более 500 тыс. членов[134].



Итак, XX век братства начали на взлете, переживая бурное развитие, расцвет, приток денег и рост своего влияния с растущим количеством влиятельных выпускников. Эта «золотая эра» продолжалась до середины 1960-х годов, в течение этого времени братства и сестринства были такой же неотъемлемой частью жизни любого университета, как учебники, профессора или пиво. Дома братств были заполнены, из желающих вступить в братства и сестринства выстраивались очереди, и «греческие буквы» могли позволить себе быть избирательными.

Однако все изменилось с началом войны во Вьетнаме и движением за права студентов. 1960-е стали переломным моментом в истории братств и сестринств, которых, казалось, ничто не может поколебать: в студенческой среде начала расти враждебность к таким объединениям.

Одной из главных причин массового протеста стал сохранившийся «родительский» подход in loco parentis, который по-прежнему продолжал сильно ограничивать студентов. С годами это понимание роли университета эволюционировало, но никогда не теряло своего влияния на студенческую жизнь. Например, в 1921 году в колледже Кальвин в штате Мичиган был принят кодекс поведения, который ввел для женщин комендантский час после 22:00. К тому же они были обязаны регистрировать все приходы и уходы в своем общежитии. Также студенткам запрещалось курить и носить определенные виды одежды, например шорты[135]. Мужчин же такие нормы не касались. Аналогичные правила к тому моменту существовали в большинстве университетов страны. Повсеместное ограничение общественного самовыражения и свободы слова оставалось способом контролировать студентов. Часто на реальную свободу деятельности в кампусе могли рассчитывать только объединения, лояльные администрации. Университеты продолжали пользоваться возможностью отчислить студентов, замеченных в запрещенной деятельности и закрытых сообществах.

Давление на подход in loco parentis началось еще до всемирных волнений студентов 1968-го – в начале 1960-х годов. Важной вехой в борьбе с давлением администрации на студентов стал судебный процесс «Диксон против штата Алабама» в 1961 году. Апелляционный суд Соединенных Штатов постановил, что Алабамский государственный колледж не может отчислять студентов по собственному желанию без надлежащей правовой процедуры[136]. Недовольство студентов в это время продолжало нарастать – и братства больше не были лидерами в области саботажа и борьбы с административным контролем. На фоне безумств 60-х – сексуальной и психоделической революций, повального распространения наркотиков и радикальных политических идей левого толка – традиционные организации стали казаться архаичными и слишком консервативными.

Студенческие протесты конца 1960-х годов и борьба за освобождение от чрезмерного контроля со стороны университетов дали свои плоды. В 1960-е годы отношения университетов и студентов перешли на более равноправные принципы: теперь между студентом и университетом появился контракт на преподавание знаний, а остальное высшую школу касаться почти не должно. Студентов перестали рассматривать как детей, которых нужно формировать и воспитывать. Доктрина in loco parentis осталась в прошлом.


Антивоенная демонстрация у Пентагона, 1967 г. The Washington Post. Getty Images.


Братства и сестринства продолжали сохранять ритуалы, традиции, некоторый консерватизм, элитарность, стремление объединить молодой истеблишмент – и в то же время легкомыслие и привычку дурачиться и веселиться. Но престиж был подорван: окружение стало враждебным, администрация – менее лояльной. Количество желающих вступить заметно снизилось. Из-за всего этого в последующие годы «греческим буквам» пришлось адаптироваться – стать менее закрытыми и элитарными. Именно тогда меняется образ члена братства: на смену строгому костюму приходят толстовка и бейсболка в цветах университета. Это не коснулось небольшого числа наиболее престижных братств, но затронуло подавляющее большинство «греческих букв».

С окончанием бурных 60-х братства вошли в новую эру, которую называют темными годами – с начала 1970-х до середины 1990-х годов. На это время их популярность упала, дома пустовали, а многие филиалы по всей стране были закрыты. Пострадали не только «греческие буквы», но и другие типы закрытых студенческих объединений, в том числе «почетные». Уже упомянутое общество «Шапочка и череп» (Cap and Skull), ведущее свою историю с далекого 1900 года, не просто перестало быть тайным, но и на некоторое время даже перестало существовать. Подвергнувшись критике за свою закрытость и избирательность при приеме новых членов, оно в 1969 году было закрыто и возродилось только в 1982 году, когда волна левых настроений спала, а в университете снова возник запрос на способ выделения и награждения лучших студентов[137].

Именно в 60-е годы «греческие буквы» сильно деградировали с точки зрения смыслового наполнения. Они стали гораздо меньше времени уделять развитию ценностей, способностей и личностей своих членов. Красивые слова про личностный рост при поддержке верных друзей стали все реже подкрепляться реальными действиями. В это время закрепляется негативное клише frat boy, которым обозначают типичного члена братства – молодого человека, который ведет себя шумно или глупо, считает себя лучше всех, много пьет и ничего толком не делает. Негативный образ, сформировавшийся в те годы, неразрывно связан со студенческими братствами и сегодня – даже когда речь идет о наиболее престижных и элитарных из них.

Так, Джордж Буш-младший многократно освещался прессой как типичный frat boy, которого зря допустили до управления страной. Он якобы иллюстрировал собой все пороки, которые порождает система «греческих букв» (хотя сам он из «Черепа и костей», а не из числа «греческих» братств). Утверждают, что, будучи президентом, он по привычке, вынесенной из братства, раздавал окружающим прозвища и клички[138]. Одним словом, память о «темных годах» жива и активно используется противниками братств и сестринств и сегодня.

Интерес к братствам начал возвращаться только к 1980-м годам. В 1978 году на экраны вышла уже упомянутая культовая комедия Animal House, рассказывающая о жизни братства в стенах университета. Фильм запечатлел стремительные изменения в обществе того времени и привел к новому резкому росту популярности студенческих сообществ. В братства в это время приходит совершенно новый для них тип студентов – преобразованные социальными революциями 1960–1970-х, они принесли с собой наркотики, беспорядочные сексуальные увлечения и необычный для большинства братств уровень благосостояния – многие из них были гораздо менее обеспечены, чем привыкли видеть «греческие буквы». Из аристократических гнезд дома братств понемногу становились местами самых разнузданных развлечений. Законодатели из Конгресса усилили этот тренд: в 1984 году они подняли минимальный возраст распития спиртного и подтолкнули молодых людей к уходу в тень – на этот раз с новыми наркотиками и еще большим по сравнению с 60-ми годами сексуальным раскрепощением. Дома братств стали своеобразным подпольем, в которое стекались молодые люди в поисках отрыва, свободы и удовольствий. Братства представляли соблазнительный парадокс: это были места, где студенты могли совершать незаконные или аморальные поступки – и на все это администрация чаще всего закрывала глаза.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Рыжакова С. Фуксы, коммильтоны, филистры…: некоторые предварительные заметки и материалы о студенческих корпорациях Латвии // Антропологический форум. – 2013. – № 13. – С. 56.

2

Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. – М: Языки славянской культуры, 2009. – С. 38.

3

Гофф, Ж. Л. Интеллектуалы в Средние века / пер. с фр. Руткевича А. М. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – С. 65.

4

Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. – М: Языки славянской культуры, 2009. – С. 39.

5

KDSTV Falkenstein im CV zu Freiburg Handbuch / hrsg. von J.-C. Haimb – Freiburg im Breisgau: KDSF, 2003. – S. 99.

6

Дорохина Р. В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. – М.: Проспект, 2015. – С. 25.

7

Aufbegehren in Schwarz-Rot-Gold / Zeit. – 2015. – URL: https://www.zeit.de/zeit-geschichte/2015/02/burschenschaft-jena-gruendung-nationalismus (дата обр. 20 янв. 2020).

8

Ibid.

9

Der Burschenschafter ist die Verbandszeitschrift der Allgemeinen Deutschen Burschenschaft / Allgemeine Deutsche Studentenschaft. – 2016. – URL: https://allgemeine-burschenschaft.de/wp-content/uploads/2018/09/del_burschenschafter_I-18_web.pdf (дата обр. 20 янв. 2020).

10

Там же.

11

Aufbegehren in Schwarz-Rot-Gold / Zeit. – 2015. – URL: https://www.zeit.de/zeit-geschichte/2015/02/burschenschaft-jena-gruendung-nationalismus (дата обр. 20 янв. 2020).

12

Aufbegehren in Schwarz-Rot-Gold / Zeit. – 2015. – URL: https://www.zeit.de/zeit-geschichte/2015/02/burschenschaft-jena-gruendung-nationalismus (дата обр. 20 янв. 2020).

13

Schodrok K.-H. Preußische Turnpolitik: Preußische Turnpolitik mit Blick auf Westfalen. – epubli, 2013. – S. 204.

14

Хазин А. Л., Богданов С. В. Коммуникативные инструменты решения международных проблем в деятельности конгрессов священного союза // Вестник Московского университета. Управление (государство и общество). – 2016. – № 4. – С. 190.

15

Там же. С. 191.

16

Aufbegehren in Schwarz-Rot-Gold / Zeit. – 2015. – URL: https://www.zeit.de/zeit-geschichte/2015/02/burschenschaft-jena-gruendung-nationalismus (дата обр. 20 янв. 2020).

17

Schodrok K.-H. Preußische Turnpolitik: Preußische Turnpolitik mit Blick auf Westfalen. – epubli, 2013. S. 205.

18

Ein Bund fürs Leben? Reader zum Thema Burschenschaften / Politikreferat des AStA der Universität zu Köln. – 2014. – URL: http://www.asta.uni-koeln.de/wp-content/uploads/2017/03/2015-09_Burschi-Reader_low.pdf (дата обр. 20 янв. 2020).

19

Der Frankfurter Wachensturm / Deutsche Burschenschaft. – 1833. – URL: https://burschenschaft.de/die-burschenschaft%23toggle-id-5 (дата обр. 20 янв. 2020).

20

Gerad’ aus!: Politisches Abendblatt für‛s Volk (23 Mai 1848) / hrsg. von B. Friedmann – Lechner, 1848. – S. 4.

21

Allgemeine Deutsche Burschenschaft. Bekannte Burschenschafter / Allgemeine Deutsche Studentenschaft. – 2016. – URL: https://allgemeine-burschenschaft.de/ (дата обр. 20 янв. 2020).

22

Stochdorphia. – 2001. – URL: http://www.stochdorphia.de (дата обр. 20 янв. 2020).

23

Bonner Burschenschaft Germania. – 2018. – URL: http://germania-bonn.de/home/ (дата обр. 20 янв. 2020).

24

Die vergessene Burschenschaft: Arminia Gießen und der ADB / hrsg. von G. Schäfer. – 2014. – URL: http://www.wp1145162.server-he.de/Frankonia/wp-content/uploads/2015/01/Vortrag-Arminia_und_der_ADB.pdf – S. 4.

25

Comenius-Blätter für Volkserziehung / hrsg. von L. Keller. – Berlin: Weidmannsche buchlandlung, 1905. – S. 41.

26

«Spitzname einer abstinentenverbindung’ Basler studentensprache 50. (blase ‘freie studentenverbindung’)» (Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm) / Wörterbuchnetz. – 2015. – URL: http://woerterbuchnetz.de/DWB/call_wbgui_py_from_form?sigle=DWB&lemid=GW08230&hitlist=&patternlist=&mode=Vernetzung (дата обр. 20 янв. 2020).

27

Ruckdäschel C., Jung W. Mit Stethoskop und Schuhbändel: Ein Landarzt erzählt Geschichten aus dem “Goißatäle”. – Bad Ditzenbach: Alb Fils Verlag, 2007. – S. 100.

28

Geschichtlicher Aufriss der Bonner Burschenschaft Frankonia / Bonner Burschenschaft Frankonia. – 2020. – URL: https://www.frankonia-bonn.de/index.php/geschichte-der-bonner-burschenschaft-frankonia (дата обр. 20 янв. 2020).

29

Burschenschaft Holzminda Göttingen. Beiträge zu ihrer Geschichte 1860–1985 / hrsg. von H. Schumacher. – Göttingen, 1985. – S. 45–46.

30

Stellungnahme der Altherrenschaft des Corps Saxoborussia zu den Vorfällen am 21 und 26 Mai 1935 in Heidelberg / Archivportal der Kösener und Weinheimer Corps. – 2010. – URL: http://www.corpsarchive.de/images/digiarchiv/spargelessen.pdf (дата обр. 20 янв. 2020).

31

Autoritär. Elitär. Reaktionär / hrsg. von D. Katzenmaier, M. Koelges, C. Mißbach & G. Zettersten. – Berlin: Conrad Druck, 2017. – S. 34.

32

Studentenverbindung in der DDR / Ottonia Magdeburg. – 2020. – URL: https://www.ottonia-magdeburg.de/Verbindung/in%20der%20DDR.html (дата обр. 20 янв. 2020).

33

Braune A. „Auf dem Markt eines freien Jena” – Die Rückkehr der Jenaer Exil-Burschenschaften // Engagement und Ernüchterung. Jenaer Studenten 1988 bis 1995 / hrsg. von R. Gramsch, T. Kaiser. – Weimar: Gutenberg Druckerei Weimar, 2009. – S. 257.

34

Ibid.

35

Fluchthilfe aus der DDR. Unter Brüdern / Spiegel Geschichte. – 2020. – URL: https://www.spiegel.de/geschichte/ddr-flucht-wie-hanns-martin-schleyer-sich-fuer-fluchthelfer-einsetzte-a-1303413.html (дата обр. 20 янв. 2020).

36

Ibid.

37

Geschichte der Damenverbindungen / Felicitas Hammonia Hamburg. – 2016. – URL: https://www.felicitas-hammonia.de/geschichte/ (дата обр. 20 янв. 2020).

38

Im goldenen Matriarchat / Zeit. – 2017. – URL: https://www.zeit.de/2017/14/burschenschaft-hysteria-wien-matriarchat-stefanie-sargnagel (дата обр. 20 янв. 2020).

39

Burschenschaft Hysteria. – 2018. – URL: https://burschenschafthysteria.at/ (дата обр. 20 янв. 2020).

40

Corps ABC. Wörterbuch / Corps Arminia. – 2017. – URL: https://www.corps-arminia.de/corps/corps-abc/ (дата обр. 20 янв. 2020).

41

Geschichte / Burschenschaft Germania Königsberg zu Hamburg. – 2019. – URL: http://www.germania-koenigsberg.net/index5818.html?site_id=52 (дата обр. 20 янв. 2020).