Московский экзистенциализм
Самой очерченной группой независимых художников того времени я считаю группу московских экзистенциалистов. Это была мощная, интересная и, на мой взгляд, самая уникальная группа.
Идеи экзистенциализма77 в западной культуре воплотились, в основном, в литературе, театре и кино. У нас же это произошло там, где можно было уклониться от цензурного давления, то есть – в изобразительном искусстве.
После богемного протеста 60-х против соцреалистического академизма, художники-экзистенциалисты стали более строго расчищать и выстраивать зоны личной свободы и впервые обратили внимание на проблему языка как одну из главных проблем культуры.
Главной темой художников этого направления стало противопоставление сакрального и профанного. Главной задачей – создание индивидуального сакрального языка. Гегелевская формула свободы как осознанной необходимости воспринималась как рабство. Ей противопоставлялась свобода как открытие возможностей, воление и даже волюнтаризм; так одна крайность оборачивалась другой.
Это была первая идейная русская художественная группировка, внёсшая серьёзный вклад в мировую копилку и оказавшая решающее влияние на дальнейший ход событий в отечественной культуре.
Лидером этого движения можно смело называть Илью Кабакова. Это был в ту пору настоящий русский Кьеркегор, а на мой взгляд, русский абсурдист Бекет*.
* У Евгения Барабанова есть на эту тему изумительно интересное исследование.
О Кабакове я впервые услышал в 1968 году. В тот год московский искусствовед Мюда Яблонская взяла на себя заботу водить художников по мастерским своих знакомых. Это было тогда очень нужным делом, большое ей спасибо за это. И вот однажды приходит в нашу мастерскую взволнованный Косолапов и говорит, вот, дескать, ходил вчера к некоему Кабакову.
Ну и как, спрашиваю я. Не знаю, чепуха какая-то, отвечает Косолапов. А через неделю он влетает ко мне в мастерскую и заявляет, что Кабаков – гений, а мы занимаемся чёрт знает чем.
Основной интерес Кабакова – это абсурд низового быта. Это та трясина, которая окружает и засасывает тех, кто послабее. Сакральная позиция, в которой находится личность, то есть авторское «Я», находится вне текста, но незримо присутствует как свидетель.
Кабаков как истинный экзистенциалист никогда не идёт на лобовые решения, он оставляет ситуацию открытой для интерпретаций, таким образом вовлекая зрителя в сотворчество.
Пивоваров78 – типичный кьеркегорианец, где одиночество возведено чуть ли не в главный принцип свободного существования. Это не страдания одиночества, как было бы у романтиков, а наоборот, утверждение одиночества как истинного бытия.
У Пивоварова мы также сталкиваемся с очень знакомой русской темой, идущей от Достоевского, столь любимой классиками экзистенциализма – это жизнь подпольного человека. В одном из его альбомов в подвальном окне лист за листом мелькает какая-то усечённая жизнь. Узкая щель окна отрезает верхнюю часть событий. Изображение разворачивается во времени. Приём альбома – находка художника, которая стала очень популярной в этом кругу. Пивоваров, как и Кабаков, абсурдизирует свои сюжеты, делая их загадочными и открытыми для интерпретаций.
Олег Васильев – совсем иной художник. Чудный, тончайший, на грани невозможного, он создал мир такой вроде бы знакомый и такой призрачный, совершенно нереальный. Его самоощущение скорее дзен-буддистское*.
* Надо сказать, что Москва на рубеже десятилетий страстно увлекалась индийской философией. Лекции профессора-индолога Пятигорского в МГУ проходили при битком набитом зале. Издавалось много книг на эту тему.
Человек тончайшей нервной организации, Васильев очень остро ощущает и умеет передать в своих картинах хрупкость бытия. Его пейзажи, написанные на чёрном грунте, были лишены твёрдой плоти и представляли собой тончайшую плёнку вроде плёнки масла на воде. Точно буддистская Майя, тончайшая плёнка Бытия разрывается на фрагменты, и между ними просвечивает бездна вечности. Сила его простых и скудных пейзажей в том, что все они, по сути, есть прощальные видения*.
* Его переезд в Америку по сути был отделением души от тела. Вся жизнь его, особенно в последний период, – это сплошная пограничная ситуация.
Эрик Булатов наиболее близок к Бердяеву, особенно в картине «Иду». Здесь мы являемся свидетелями и участниками амбивалентного движения навстречу друг другу. Встречное движение человека и духа, тема богооставленности, морока, томление по истине. Тема противостояния профанного и сакрального, главная тема московских экзистенциалистов, у Булатова формально решалась в противостоянии Красного цвета и Голубого, небесного, сакрального. А Красный цвет как цвет отчуждения и личной несвободы. На мой взгляд, это самая сильная вещь Эрика Булатова.
Почему-то его часто причисляют к соц-арту. Это из-за того, что он часто использует социальную символику. Но эта символика используется Булатовым как назойливая помеха, как препятствие, требующее преодоления к тому голубому небу, к которому обращается в пограничной ситуации между жизнью и смертью Андрей Болконский. Так появляется в творчестве Булатова тень ещё одного протоэкзистенциалиста, Льва Толстого.
Владимир Янкилевский. Его часто относят к сюрреалистам. Это легкомысленная чепуха. Здесь та же экзистенциалистская страсть, поиск истинного существования. Особенно это становится ясным, когда читаешь его тексты. Художник – это чистый дух, он поставлен в чудовищные условия невероятной, титанической борьбы с дьявольскими обольщениями плоти. Всё против него, только изредка, на секунду, раздвигается занавес и мелькнёт видение лазурной чистоты – и это и есть чистая экзистенция.
Я перечислил не всех художников этого направления. Их было достаточно много.
Я и сам до 1974 года был страстным экзистенциалистом. Эта философия целиком захватила меня ещё в конце шестидесятых. Одну из своих коротких пьес того времени Пригов начинает так: «На сцену выходят Шелковский с женой Сильвией, Пригов с женой Надеждой, Лебедев с женой Тамарой и Орлов с женой экзистенцией».
Смешно, но я в самом деле был одержим идеей свободы творческой личности. Я прочитал на эту тему всё, что можно было тогда достать. У меня на полке стояли сочинения Бердяева и Шестова, которого я особенно любил. Именно он открыл нам Кьеркегора и русский протоэкзистенциализм Достоевского и Толстого, повлиявший на всех перечисленных мною художников*.
* Чуть позднее я с удивлением обнаружил, что это влияние и Гриши Брускина.
Самые главные мои работы той поры это «Две фигуры с натюрмортом» и композиции в сферических пространствах, которыми я очень горжусь, потому что мне удалось сделать нечто ни на что не похожее. Во-первых, я открыл для себя зенитную точку созерцания. Пригов тогда написал по этому поводу: «Художник нам изобразил пространство как изнанку шара…» Я же обозначил то, что сделал, как пространство без горизонта. Все фигуры в этих работах анонимны, поскольку главная тема здесь не сюжет, а звучание самого пространства.
В этот мой период вызывания духа, который я называю «метафизическим», ни с кем из перечисленных художников-экзистенциалистов я не был знаком, а они между тем все были большими друзьями.
Сейчас я рад, что не познакомился с ними в ту пору. Может быть, судьба моя развивалась бы как-то по-другому. Они все были слишком могучими авторитетами. А авторитеты легче ниспровергать, если они не являются твоими друзьями.
Семидесятые. Период большого взрыва
Лимонов79 и Кропоткин
С чего начиналось новое искусство семидесятых годов? Много чего могут сказать и уже сказали свидетели тех событий и последующие копатели. Может быть, с Комара и Меламида, предположат многие. Да, может быть, но…
Ну конечно! Михаил Бахтин! Всё началось с его книжки про карнавал80!
Да, конечно, и это. А может быть, просто сдох этот, как его, «дискурс» шестидесятых годов, и всё?
Да, конечно, было много чего. Но где та точка, та Эврика, та минута ошеломления, которая решает всё?
Я помню эту минуту. Это была та минута, после которой я и мой друг Пригов резко поменяли свой курс движения. Это был катарсис.
На одной из поэтических встреч в моей мастерской Евгений Бачурин, тогда очень известный бард, вынул из кармана маленькую тетрадочку и прочитал следующее:
По улице идет КропоткинКропоткин шагом дробнымКропоткин в облака стреляетИз черно-дымного пистоляКропоткина же любит дамаТак километров за пятнадцатьОна живет в стенах суровыхС ней муж дитя и попугайДитя любимое смешноеИ попугай её противникИ муж рассеянный мужчинаВ самом себе не до себяПо улице ещё идет КропоткинНо прекратил стрелять в облакиОн пистолет свой продуваетИз рта горячим направленьемКропоткина же любит дамаИ попугай её противникОн целый день кричит из клеткиКропоткин ― пиф! Кропоткин ― паф!– Что это?! – хором завопили мы.
– Это Эдуард Лимонов, – сказал Бачурин, и уложил листочек в карман.
Так что же это было? Абсурдизм? Эхо Хармса? Какая разница… Это был взрыв в нашей мастерской, настоящий взрыв на фоне общей московской затхлости.
Эти странные стихи в великолепном исполнении Бачурина нас взорвали изнутри. Всё вдруг переменилось. Это было «Явление Лимонова народу», иначе не назовёшь. Оно случилось зимой 1974 года.
Конец «Волшебной горы»
1974—1975 годы были временем большого взрыва в московском искусстве, взрыва по масштабам революционного. Прогремела «Бульдозерная выставка»81, за ней последовала волна выставок в мастерских. Независимые группировки авторов внезапно оказались в поле зрения друг друга. И все ахнули. Ахнули от того, что оказалось, что все занимались примерно одним и тем же!
Андеграунд перестал быть андеграундом.
С этого момента и началось осознанное развитие альтернативной культуры с противоборствами, столкновениями, отрицаниями и доктринами.
Я смею утверждать, что русское новейшее искусство как феномен возникло в 70-е годы, слегка захватив самый конец 60-х. И началось именно с экзистенциалистов. Всё, что было раньше, было всего лишь процессом взбраживания.
После указанных событий 1974-го мы с Приговым, будучи в тот период страстными экзистенциалистами, с ужасом обнаружили существующее перепроизводство и девальвацию экзистенциального продукта по всей Москве. Столкнувшись с переизбытком «духовности», мы стали испытывать что-то вроде удушья, захотелось пошире распахнуть форточку. Тем более, что мы повзрослели, и нам требовалось новое противостояние, трезвое и аналитическое. И вот, в это распахнутое окно ворвалось бесчисленное множество языков, целое вавилонское столпотворение. Вертикаль в нашем сознании начала стремительно обрушиваться, и мы оказались среди гигантской свалки социальной горизонтали, которая требовала раскопок, расчленения, изучения и инвентаризации.
Это открывшееся многоязычие сулило невероятные возможности для немыслимых прежде комбинаций. Интересно было всё, как высокое, так и низкое, а их столкновение высекало целые фейерверки искр. Жизнь наших старших товарищей стала восприниматься нами как хождение на котурнах по тщательно вымытому полу, а претензии их на последнюю истину мы тут же заменили на истину «предпоследнюю». «Профанный» язык перестал казаться презренным. Чистота стиля сделалась ненужным препятствием. Мы долго искали термин для наших открытий. Мелькали и «полиязык», и «полистилистика», и «метаязык», и чёрт-те что ещё, но так ничего и не клеилось. И наконец мы нашли. Полисистема, то есть система пластических языков, таких как язык скульптуры, плаката, живописи, лозунгов, газет, высокой поэзии. Всё вместе, как в театре марионеток. Мы сменили исповедальную, монологическую позу художника на позицию художника-сценографа.
Столкновение мифов и антимифов, высокого и низкого, элитарного и обрыдлого для художника-сценографа, изучающего и играющего, сулило невыразимое наслаждение. Сколько счастливых минут мы пережили с Приговым в те семидесятые годы, когда мы кинулись очертя голову в плавание по неведомым водам! Мы спустились с «Волшебной горы» на землю. Широта пейзажа оказалась необозримой. Мы перестали говорить и мечтать о свободе. Теперь мы ей наслаждались.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сейчас это Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова – один из старейших в России центров художественного образования, история которого восходит к 1825 году, когда граф С. Г. Строганов организовал Школу рисования. В 1860 школа преобразована в Строгановское училище технического рисования, в 1918 – в Первые свободные государственные художественные мастерские, на базе которых (вместе с МУЖВЗ) создан Вхутемас. В 1945 училище было воссоздано под названием Московское высшее художественно-промышленное училище (быв. Строгановское). С 1992 – Московский художественно-промышленный институт им. С. Г. Строганова, с 2009 – современное название.
2
Пригов Дмитрий Александрович (1940, Москва – 2007, Москва) – поэт, прозаик, художник, график, скульптор. Окончил МВХПУ им. С. Г. Строганова. С 1956 писал стихи, которые распространялись в самиздате, со 2-й пол. 1970-х публиковался в эмигрантских журналах, с 1988 – на родине. Наиболее известен литературным творчеством в духе соц-арта и концептуализма. Автор графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов.
3
Роден, Франсуа Огюст Рене (1840, Париж – 1917, Мёдон) – французский скульптор, график. Один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Среди известных произведений – скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй».
4
Бурдель, Эмиль Антуан (1861, Монтобан – 1929, Ле-Везине) – французский скульптор. В 1893—1908 работал ассистентом в мастерской О. Родена. Соединил неоромантические и неоклассические тенденции. Оказал влияние на развитие скульптуры в Германии и СССР 1930—1940 годов. Среди его учеников – А. Джакометти, В. И. Мухина, И. Д. Шадр. Среди последователей – А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович.
5
Майоль, Аристид (1861, Баньюльс-сюр-Мер – 1944, близ Баньюльс-сюр-Мер) – французский скульптор, живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства. Один из крупнейших деятелей искусства начала ХХ в. В период подъёма авангардистских движений сумел продолжить классическую традицию. По заказу И. А. Морозова создал цикл бронзовых статуй «Времена года» (1910—1911, ГМИИ).
6
Книга «Импрессионизм» вышла в Ленинградском отделении издательства «Искусство» в 1969. Это перевод книги «Архивы импрессионизма», изданной итальянским искусствоведом Лионелло Вентури в 1939. Представляет собой сборник писем художников-импрессионистов, адресованных Полю Дюран-Рюэлю – их постоянному коллекционеру и покровителю.
7
Матвеев Александр Терентьевич (1878, Саратов – 1960, Москва) – скульптор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Доктор искусствоведения. Был одним из организаторов и идейных вдохновителей многих творческих объединений первой трети ХХ века. Дружил с П. В. Кузнецовым. Участвовал в выставках объединений: «Голубая роза», «Золотое руно», «Бубновый валет», «Мир искусства», «Четыре искусства», «Общество русских скульпторов». Среди учеников – М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, В. В. Исаева, Б. Е. Каплянский, Л. В. Кербель, А. Л. Малахин, В. А. Синайский, А. П. Файдыш, В. Е. Цигаль.
8
Шульц Гавриил Александрович (1903, с. Красное Костромской губернии – 1984, Москва) – скульптор, художник, искусствовед, педагог, Заслуженный художник РСФСР. Ученик А. Т. Матвеева. С 1950 по 1984 преподавал на скульптурном факультете МВХПУ им. С. Г. Строганова, с 1958 – профессор, заведующий Кафедрой архитектурно-декоративной пластики. Мастер станковой и монументально-декоративной скульптуры.
9
Мотовилов Георгий Иванович (1884, Кострома – 1963, Москва) – скульптор, мастер монументально-декоративной скульптуры. Создал рельефы входной арки ВДНХ (1939), оформление станций Московского метрополитена: «Электрозаводская» (1942—1944), «Октябрьская-кольцевая», «Парк культуры-кольцевая» (обе 1950), «Комсомольская-кольцевая» (1951), «Проспект Мира», «Смоленская» (1953), рельеф на аттике высотного здания МГУ (1953). Преподавал в МВХПУ им. С. Г. Строганова, лауреат Государственной премии СССР (1950).
10
Манизер Матвей Генрихович (1891, С.-Петербург – 1966, Москва) – скульптор, педагог, действительный член и вице-президент АХ СССР (1947—1966). Народный художник СССР. Лауреат трех Государственных премий. Награжден орденом Ленина. Представитель социалистического реализма в советской скульптуре. Автор памятников В. И. Ленину, В. И. Чапаеву, Т. Г. Шевченко, В. В. Куйбышеву, З. А. Космодемьянской и др. в разных городах СССР. Вместе с группой учеников исполнил 20 фигур для станции Московского метрополитена «Площадь Революции» (бронза, 1937—1939).
11
Томский (настоящая фамилия Гришин) Николай Васильевич (1900, с. Рамушево Новгородской губернии – 1984, Москва) – скульптор-монументалист, педагог, общественный деятель, действительный член АХ СССР (с 1949), Президент АХ СССР (1968—1983), Герой Социалистического труда, Народный художник СССР, представитель социалистического реализма, автор памятников С. М. Кирову в Ленинграде, Н. В. Гоголю, М. В. Ломоносову, М. И. Кутузову в Москве, В. И. Ленину в Берлине (демонтирован) и во многих городах СССР. Лауреат Ленинской премии и шести Государственных премий СССР. Награжден тремя орденами Ленина.
12
Донателло (1386 или 1387, Флоренция – 1466, Флоренция) – итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения.
13
Мур, Генри Спенсер (1898, Каслфорд, графство Йоркшир – 1986, Перри-Грин, графство Хартфордшир) – английский скульптор и график. В 1932—1939 возглавлял скульптурное отделение Школы искусств в Челси (Лондон). В раннем творчестве работы были близки к реальным объектам, позже приобрели абстрактный характер, напоминают природные формы – древние камни, горные пещеры, эмбрионы, человеческое тело.
14
Волков Александр Николаевич (1886, Фергана – 1957, Ташкент) – российский и узбекский живописец, Народный художник Узбекской ССР (1946). Учился в Петербургской АХ у А.В. и В. Е. Маковских (1908—1910), в частной школе Бернштейна, где преподавали Н. Рерих, И. Билибин, в Киевском художественном училище (1912—1916). С 1916 жил и преподавал в Ташкенте. Первый директор Государственного музея искусств Средней Азии (1919). Испытал влияние М. Врубеля, кубизма и традиционного искусства Востока. Самые известные произведения: «Караван. Прибытие» (1922—1923, ГТГ), «Гранатовая чайхана» (1924, ГТГ), «Колхозник» (1934, Музей Востока, Москва).
15
Шелковский Игорь Сергеевич (р. 1937, Оренбург) – российский художник и скульптор-минималист. Отец был арестован и расстрелян. Шелковский родился в тюрьме, где отбывала срок мать как жена врага народа. Детство и юность прошли в Москве и Малоярославце под присмотром бабушки и вернувшейся мамы. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1971 обратился к скульптуре. В 1976 эмигрировал во Францию. С 1979 в Париже вместе с Александром Сидоровым (псевдоним Алексей Алексеев) издавал журнал «А-Я».
16
Соц-арт (социалистическое искусство) – одно из направлений постмодернизма в российском искусстве 1970—1980-х. Сформировался в среде андеграунда и концептуального искусства. Носит пародийный характер, отсылая к социалистическому реализму в СССР и к поп-арту в США. Термин и метод изобретены В. А. Комаром и А. Д. Меламидом в 1972 году. Представители этого направления иронически используют расхожие символы, клише и лозунги коммунистической пропаганды и агитации. К основным художественным приёмам относится гротеск, нарочитые смысловые подмены, свободное цитирование любых пластических приёмов и стилей, намеренный эклектизм художественного языка. Не был жестко очерченным художественным направлением, объединял самых разных авторов: Комар и Меламид, Г. Д. Брускин, А. С. Косолапов, Р. Е. Лебедев, Б. К. Орлов, Д. А. Пригов, Л. П. Соков, Б. З. Турецкий; группы «Гнездо», «Мухоморы» и др. Большую международную известность получил в эпоху перестройки, стал чуть ли не символом этого времени.
17
Поп-арт (англ. pop art, сокр. от popular art – популярное искусство) – направление в искусстве 2-й пол. ХХ в., включающее в свой образный строй мотивы массовой культуры, заимствованные из рекламы, комиксов, журнальных фотографий, афиш, предметов массового потребления. Возникло в 1950-х в Великобритании и США. Самые известные представители – Э. Уорхол, Дж. Розенквист, Р. Лихтенстайн, К. Олденбург, Т. Вессельман. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хеппенинг, инсталляция, энвайронмент. Аналогичные тенденции проявились в поп-музыке и массовой литературе.
18
Арте повера (итал. arte povera – «бедное искусство») – направление, сложившееся в итальянском искусстве конца 1960-х. Характерными образцами этого искусства стали инсталляции с использованием обыденных («бедных») материалов в сочетании с элементами перформанса и концептуального искусства. Известные представители: Д. Ансельмо, Я. Кунеллис, М. Мерц, Д. Паолини, Д. Пеноне, М. Пистолетто.
19
Новый реализм (фр. Nouveau Réalisme) – движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 года в Париже. Видели своей целью интегрировать реальность повседневной жизни в искусство, так называемый «метод присвоения реальности», «поэтической переработки городской, промышленной и рекламной реальности» (Пьер Рестани). Внесли вклад в развитие объектного искусства и акционизма. Широко использовали коллаж, монтаж и реди-мейд. Среди участников были: Ив Кляйн, Марсьяль Райс, Даниэль Шпёрри, Жан Тенгели, Сезар, Христо.
20
Казанский Иван Павлович (р. 1940, Москва) – скульптор, академик РАХ. Учился в МВХПУ им. С. Г. Строганова на кафедре монументально-декоративной скульптуры у Г. И. Мотовилова, Г. А. Шульца, В. И. Козлинского. Создал скульптурное оформление посольств СССР во Франции (1975), в Мали (1978), США (1976), Германии (1989), Марокко (1997), скульптуру для зимних садов в Большом Кремлевском дворце (1986—1989), рельеф на здании газеты «Известия» (1986), мозаичную композицию на фасаде Академии Генштаба (1988) и многое другое. С 2005 по 2010 был председателем Московского союза художников.
21
Николаев Иван Валентинович (1940, Москва – 2021, Москва) – художник-монументалист, внук З. Серебряковой. Окончил МВХПУ им. С. Г. Строганова, работал над оформлением станций метро «Боровицкая», «Отрадное», «Достоевская».
22
Инфантэ-Арана (Инфанте) Франсиско (р. 1943, с. Васильевка Саратовской обл.) – российский художник. Лауреат Государственной премии РФ (1996). Родился в семье испанского эмигранта. Учился в МВХПУ им. С. Г. Строганова (1962—1965). В начале 1960-х вошел в содружество художников, впоследствии преобразованное в группу «Движение» (Кинетическое искусство). В 1970 организовал группу «Арго», которая разрабатывала проекты инсталляций на Международных выставках «Химия-70» и «Связь-75», «Хрусталь» на ВДНХ (1972, всё – в Москве), для космической выставки «Unispace-82» в Вене. С 1968 создал циклы артефактов (совместно с женой, художницей Нонной Петровной Горюновой), в которых использовал конструкции из реек, фольги, пленки, зеркал и др.
23
Комар и Меламид (Komar and Melamid, K& M) – арт-группа, основанная Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972 году. Комар Виталий Анатольевич (р. 1943, Москва) и Меламид Александр Данилович (р. 1945, Москва) – художники-авангардисты, основатели соц-арта – учились в МВХПУ им. С. Г. Строганова (1962—1967). В 1965 создали первую совместную работу. В 1972 создали арт-группу и основали постмодернистское направление соц-арт, соединившее принципы дадаизма, концептуализма, американского поп-арта с пародией на социалистический реализм. Участвовали в «Бульдозерной выставке» 1974 года. В 1977 эмигрировали в Израиль, затем переехали в Нью-Йорк. Авторы манифестов и эссе о современном искусстве, стихотворений и афоризмов.