Книга Хронограф - читать онлайн бесплатно, автор Борис Орлов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Хронограф
Хронограф
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Хронограф

24

Слепян Владимир Львович (1930, Прага – 1998, Париж) – художник, литератор. В 1950-х вместе с Ю. Злотниковым проводил «сеансы одновременной живописи». В 1956—1958 квартира Слепяна на Трубной улице стала одним из центров неофициальной художественной жизни. В сообщество, которое там сложилось, входили Ю. Злотников, И. Куклес, О. Прокофьев, Б. Турецкий, И. Шелковский. В 1958 эмигрировал в Польшу, затем переехал во Францию. Перестал заниматься живописью в 1963, писал прозу. Работал под псевдонимом Эрик Пид.

25

Прокофьев Олег Сергеевич (1928, Париж – 1998, Гернси) – художник, скульптор, поэт, искусствовед. Сын композитора Сергея Прокофьева. Учился в Московском художественном училище и Педагогическом институте. Брал уроки живописи у Р. Фалька. Увлекался авангардными техниками, входил в круг художников неофициального искусства.

26

Злотников Юрий Савельевич (1930, Москва – 2016, Москва) – живописец, график. Член-корреспондент РАХ. Учился в Московской средней художественной школе при АХ СССР. Работал художником-проектировщиком на ВДНХ (1951—1961), был главным художником павильона «Наука», работал стажером-декоратором в Большом театре. С 1956 участвовал в выставках художников-нонконформистов. Был одним из первых послевоенных абстракционистов в СССР. В 1998 получил Серебряную медаль РАХ.

27

Кабаков Илья Иосифович (1933, Днепропетровск – 2023, Нью-Йорк, США) – художник, график, живописец, автор инсталляций, один из ведущих представителей русского постмодернизма, лидер московской концептуальной школы 1970—1980-х. Учился в МХИ им. Сурикова. С 1956 иллюстрировал книги для издательства «Детгиз», журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». С 1989 жил и работал в Западной Европе и США.

28

Булатов Эрик Владимирович (р. 1933, Свердловск, ныне Екатеринбург) – живописец, график. Один из лидеров московской школы концептуального искусства. Соединил влияние авангардизма с приёмами соц-арта, фотореализма, китча. Учился в МХИ им. Сурикова у П. Д. Покаржевского, брал уроки у Р. Р. Фалька, В. А. Фаворского. Работал в Москве в издательстве «Детгиз», иллюстрировал детские книги. С 1989 по 1991 работал в Нью-Йорке, с 1992 живёт в Париже.

29

Васильев Олег Владимирович (1931, Москва – 2013, Сент-Пол) – художник, график. Учился в МХИ им. В. И. Сурикова на графическом отделении. С 1960-х занимался оформлением детских книг в издательстве «Детгиз» и «Малыш». С 1990 жил и работал в США.

30

Выставка «30 лет МОСХа» состоялась в Манеже в 1962 году. 1 декабря 1962 года Никита Хрущёв, Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров, пришел на выставку и раскритиковал работы художников-авангардистов. На следующий день в газете «Правда» опубликовали доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма. Это стало поворотным пунктом в художественной жизни СССР.

31

Неизвестный Эрнст Иосифович (1925, Свердловск – 2016, Стоуни-Брук, штат Нью-Йорк) – скульптор, график, теоретик искусства, почетный член РАХ (2004). В 1962 на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже Н. С. Хрущёв назвал его искусство «дегенеративным» и «искажающим лица советских людей». Самые значительные произведения советского периода: «Прометей» (1972, алюминиевая статуя для павильона СССР на международной выставке «Электро-72»), рельеф для фасада Московского института электронной техники в Зеленограде (1974), надгробный памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище (1974). В 1976 эмигрировал в Швейцарию, в 1977 переехал в Нью-Йорк. Преподавал в Орегонском, Калифорнийском (Беркли), Колумбийском (Нью-Йорк) университетах. Продолжал работать для России. В 1994 спроектировал статуэтку Орфея – приз российской национальной телевизионной премии ТЭФИ. Музей Э. Неизвестного был открыт в Екатеринбурге в 1990 году.

32

Никонов Павел Фёдорович (р. 1930, Москва) – живописец, Народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2001). Лауреат Государственной премии РФ (2002). Один из родоначальников сурового стиля. Учился в МХИ им. В. И. Сурикова у П. П. Соколова-Скаля и П. Д. Покаржевского. Программными произведениями стали картины: «Наши будни» (1960, Музей искусств, Алма-Ата) и «Геологи» (1962, ГТГ). Преподавал в МХИ (профессор 1998—2006).

33

Андронов Николай Иванович (1929, Москва – 1998, Москва) – живописец, действительный член РАХ (1997), представитель сурового стиля. Его картина «Плотогоны» (1961) стала одним из манифестов этого направления.

34

Янкилевский Владимир Борисович (1938, Москва – 2018, Париж) – живописец, график. Один из лидеров московского «неофициального искусства». Учился в художественной школе при МХИ им. В. И. Сурикова и Полиграфическом институте. Среди его учителей был Элий Белютин. В 1962 участвовал в выставке «30 лет МОСХа» в Манеже, где его работы были раскритикованы Н. С. Хрущёвым. С 1989 жил и работал в Нью-Йорке, Париже и Москве.

35

Сюрреализм (франц. surréalisme, букв. – сверхреализм, надреализм) – направление в художественной культуре западного авангардизма. Сложилось под влиянием символизма, дадаизма, достижений психиатрии, психоанализа, антирационалистической и интуитивистской философии. Сюрреалисты интересовались оккультизмом, мистицизмом, алхимией. Термин впервые появился в программе Г. Аполлинера к балету Ж. Кокто, Э. Сати и П. Пикассо «Парад» (1917). В 1924 Бретон издал «Манифест сюрреализма». Искусство рассматривалось как способ приближения к бессознательному, иррациональному смыслу бытия. Среди наиболее известных сюрреалистов – Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Т. Тцара, С. Дали, Л. Бунюэль и др.

36

Юликов Александр Михайлович (р. 1943, Вятские Поляны) – художник-минималист. Учился в МВХПУ им. С. Г. Строганова и в Московском полиграфическом институте. Работает в области иллюстрации и оформления книги. Иллюстрировал произведения Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, У. Голдинга, М. Ю. Лермонтова. Живёт и работает в Москве.

37

Барабанов Евгений Викторович (р. 1943, Ленинград) – искусствовед, теолог, почетный доктор теологии Тюбингенского университета. Автор текстов о творчестве Бориса Орлова.

38

Лебедев Ростислав Евгеньевич (р. 1946, Москва) – художник. Учился на художественно-графическом факультете Московского государственного педагогического института. Получил известность как один из лидеров соц-арта. Среди наиболее известных работ: «Сделано в СССР», «Карты Таро».

39

Семёнов-Амурский Фёдор Васильевич (1902, Благовещенск-на-Амуре – 1980, Москва) – художник. Учился на графическом факультете Вхутемаса у В. А. Фаворского, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова, И. И. Нивинского, П. И. Львова. Его творчество выходило за рамки официальной идеологии. В 1946 был обвинен в формализме. Зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой советской энциклопедии. В 1970-х участвовал в однодневных выставках в мастерской Игоря Шелковского.

40

Чуйков Иван Семёнович (1935, Москва – 2020, Кёльн) – художник, один из главных представителей московского концептуализма. Сын известного художника Семёна Чуйкова. Учился в МГХИ им. В. И. Сурикова. С 1960 по 1962 год преподавал во Владивостокском художественном училище. Жил и работал в Москве и Кёльне.

41

Алексей Алексеев, настоящее имя Александр Сидоров (1941, Москва – 2008, Москва) – фотограф, дизайнер, издатель, коллекционер. В 1979—1986 совместно с Игорем Шелковским издавал журнал неофициального русского искусства «А-Я».

42

Гросицкий Андрей Борисович (1934, Москва – 2017, Москва) – художник. Учился в МГХИ им. В. И. Сурикова. Собственный стиль сложился в кругу художников московского андеграунда, представителей так называемого «другого искусства» – И. Кабакова, Э. Булатова, И. Чуйкова и др.

43

Валерий (р. 1945, Владивосток) и Римма (р. 1951, Москва) Герловины – супруги, художники, представители московского концептуализма. Валерий окончил Школу-студию МХТ с дипломом художника-постановщика. Римма – выпускница славянского отделения филологического факультета МГУ. С 1971 работают вместе. Участвовали в выставках неофициального искусства. В 1979 эмигрировали в США, живут и работают в Нью-Йорке. Авторы графических работ, фотографий, объектов, перформансов, инсталляций.

44

В 1970-х благодаря расположению мастерских Борис Орлов, Дмитрий Пригов и Ростислав Лебедев образовали неформальную группу «Улица Рогова».

45

Древин Андрей Александрович (1921, Москва – 1996, Москва) – скульптор, сын А. Д. Древина. Учился в МГХИ им. В. И. Сурикова у А. Т. Матвеева, Д. П. Шварца, Н. В. Томского. Но главным учителем считал мать – Надежду Удальцову. Автор монументальной и декоративной скульптуры. Среди наиболее известных работ: памятник И. А. Крылову на Патриарших прудах в Москве.

46

Древин, Древиньш Александр Давидович (1889, Венден – 1938, Москва) – латвийский и российский живописец. Окончил мореходное училище в Риге, обучался в Рижской художественной школе. В 1915 переехал в Москву. По приглашению В. Е. Татлина работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Участвовал в создании Музея живописной культуры (1919) и Института художественной культуры (Инхук) вместе с В. Д. Бубновой, А. М. Родченко, В. В. Кандинским и Р. Р. Фальком. В 1920—1930-х преподавал во Вхутемасе-Вхутеине. В 1938 был арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1957 за отсутствием состава преступления.

47

Удальцова Надежда Андреевна (1886, Орёл – 1961, Москва) – живописец, график. Жена А. Д. Древина и мать А. А. Древина. Училась в художественной школе К. Ф. Юона, в студии К. Э. Киша в Москве, в мастерской «Ла Палетт» в Париже. Участвовала во многих выставках – «Бубновый валет», «0.10», «Мир искусства» и др. Вошла в историю искусства как одна из «амазонок авангарда». Преподавала в ГСХМ (была ассистенткой К. Малевича) и во Вхутемасе-Вхутеине.

48

Оттепель – принятое в литературе название процесса демократизации общественной жизни в СССР в 1950—1960-х. Название связано с одноименной повестью И. Г. Эренбурга, написанной в 1953, опубликованной в 1954. После закрытого доклада Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС (1956) развернулась критика культа личности и осуждение репрессивной политики И. В. Сталина. Важным явлением стала реабилитация жертв политических репрессий. Это породило надежды на жизнь без страха, переоценку ценностей. Впервые публично заявили о себе диссиденты.

49

Суровый стиль – направление в советской живописи конца 1950—1960-х, характерной чертой которого является романтическая героизация трудовых будней. Основные темы: грандиозные стройки, освоение космоса и дальних земель. Главные представители: Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, Д. Д. Жилинский, В. И. Иванов, Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, П. Ф. Никонов, И. П. Обросов, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Т. Т. Салахов, А.А. и П. А. Смолины и др.

50

Ромм Михаил Ильич (1901, Иркутск – 1971, Москва) – режиссёр, сценарист, педагог, публицист. Заслуженный деятель искусств (1940), Народный артист СССР (1950). Лауреат пяти Сталинских премий. Кавалер двух орденов Ленина. Среди наиболее известных фильмов: «Ленин в Октябре» (1937), «Человек №217» (1945), «Девять дней одного года» (1962), «Обыкновенный фашизм» (1966). Среди учеников: В. Ю. Абдрашитов, Г. Н. Данелия, А. С. Кончаловский, Н. С. Михалков, А. А. Тарковский, С. А. Соловьев, Г. Н. Чухрай.

51

Эренбург Илья Григорьевич (1891, Киев – 1967, Москва) – писатель, общественный деятель. Повесть «Оттепель» (1954), написанная сразу после смерти И. В. Сталина, дала название целой эпохе.

52

Коржев (Коржев-Чувелёв) Гелий Михайлович (1925, Москва – 2012, Москва) – советский, российский художник, педагог. Действительный член АХ СССР (1970), Народный художник СССР (1979). Представитель «сурового стиля». Творчество проникнуто трагическим пафосом. Известные работы: триптих «Коммунисты» (1957—1960), произведения серии «Опалённые огнём войны» (1962—1967, все – в ГРМ). Преподавал в МВХПУ им. С. Г. Строганова. Профессор (1966).

53

Шаховской Дмитрий Михайлович (1928, Сергиев Посад – 2016, Москва) – художник, скульптор, педагог, академик РАХ, лауреат Государственной премии РФ (1995) и премии Совета министров СССР. Работал в области монументально-декоративной скульптуры. Среди самых известных работ – подвижные куклы для часов на здании Центрального театра кукол С. Образцова в Москве (выполнены совместно с П. Шимесом), алюминиевые маски для Московского театра сатиры. В 1990-е участвовал в строительстве и восстановлении храмов Москвы. За строительство деревянного храма Новомучеников в Бутово (Москва) отмечен грамотой патриарха.

54

Красулин Андрей Николаевич (р. 1934, Москва) – скульптор, художник, муж писательницы Людмилы Улицкой. Работал как скульптор-монументалист. С 1960-х экспериментировал с техниками. В качестве материала использовал бумагу, гофрокартон, старые доски, коробки, строительную сетку, металл.

55

Жилинский Дмитрий Дмитриевич (1927, Сочи – 2015, Москва) – живописец, Народный художник РСФСР (1987), действительный член РАХ (1988). Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1944—1946) и в МХИ (1946—1951) у Н. М. Чернышёва, С. А. Чуйкова, П. Д. Корина, А. М. Грицая. Заметное влияние на творчество оказало наследие древнерусской иконописи и живописи итальянского Раннего Возрождения. Известные произведения: «Семья» (1962, ГТГ), «Гимнасты СССР» (1964—1965, ГРМ), «Воскресный день» (1974, ГТГ). Преподавал в МХИ, Московском полиграфическом институте. Среди учеников: Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова. Жена – скульптор Нина Ивановна Жилинская (1926—1995).

56

Пологова Аделаида (Алла) Германовна (1923, Екатеринбург – 2008, Москва) – скульптор. Заслуженный художник РФ (2000), лауреат Государственной премии СССР (1989), действительный член РАХ (2001). В своём творчестве сочетала классическое понимание формы с традициями народного искусства и элементами примитивизма.

57

Косолапов Александр Семёнович (р. 1943, Москва) – художник, живописец, график, скульптор. Один из представителей соц-арта. Учился на скульптурном факультете МВХПУ им. С. Г. Строганова. В 1975 эмигрировал в США, живёт и работает в Нью-Йорке. Произведения строятся на ироничном совмещении узнаваемых символов советской идеологии и массовой культуры.

58

Соков Леонид Петрович (1941, с. Михалёво – 2018, Нью-Йорк, США) – скульптор, живописец, график, автор объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов, оформлял детские площадки, парки, общественные здания. С 1973 участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 эмигрировал в США. Творчество представляет собой синтез концептуального искусства, соц-арта и поп-арта с характерной иронией, основанной на изображении противоположных друг другу символов искусства, политики, массовой культуры.

59

Зверев Анатолий Тимофеевич (1931, Москва – 1986, Москва) – живописец и график. Посещал различные художественные студии в Москве, но в основном был самоучкой. Испытал влияние Дж. Поллока, работы которого видел на выставке американского искусства в Москве (1958). Один из самых ярких представителей московского андеграунда.

60

Яковлев Владимир Игоревич (1934, Балахна – 1998, Москва) – живописец, график. Внук живописца и сценографа М. Н. Яковлева. В 1957 под влиянием работ зарубежных художников, представленных на выставке в Москве в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, начал самостоятельно заниматься живописью, посещал студию В. Я. Ситникова. В конце 1950-х – 1-й пол. 1960-х создавал экспрессивные абстрактные и полуабстрактные композиции и серии графических портретов. В 1959 состоялась первая персональная выставка в Москве. С начала 1960-х постоянно участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1977 работы были показаны на Венецианской биеннале. С середины 1980-х постоянно находился в психоневрологическом интернате в Москве.

61

Ситников Василий Яковлевич (1915, Новое Ракитино – 1987, Нью-Йорк, США) – живописец, график, представитель неофициального искусства. Учился в Московском судомеханическом техникуме, изготавливал модели парусников. Работал на строительстве метро, художником-мультипликатором и модельщиком у режиссёра А. Л. Птушко, показывал диапозитивы на лекциях профессоров МХИ им. В. И. Сурикова. С 1951 осуществил свою мечту о «домашней академии» – много преподавал. Со «школой Ситникова» был связан целый ряд известных мастеров – В. Г. Вейсберг, Ю. А. Ведерников, М. Д. Стерлигова, А. В. Харитонов и др. В 1975 эмигрировал в Австрию, затем в США.

62

Евтушенко Евгений Александрович (1933, ст. Зима – 2017, Талса, США) – поэт, прозаик, сценарист, кинорежиссёр. Учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Печатался с 1949. В 1991 уехал в США, преподавал русскую поэзию в университетах и колледжах. Произведения переведены на многие языки мира. Лауреат Государственной премии СССР (1984).

63

Алейников Владимир Дмитриевич (р. 1946, Пермь) – поэт, прозаик, переводчик, художник. В 1965 вместе с Л. Губановым основал неформальное литературное содружество СМОГ – «Смелость. Мысль. Образ. Глубина» или «Самое молодое общество гениев». При советской власти не издавался, стихи распространялись в самиздате. В 1987 вышли первые книги. С 1991 живёт в Москве и Коктебеле.

64

Губанов Леонид Георгиевич (1946, Москва – 1983, Москва) – поэт, художник, представитель советского андеграунда. При жизни почти не печатался, его стихи распространялись в самиздате. В 1965 стал одним из основателей независимого литературно-художественного объединения СМОГ – «Смелость. Мысль. Образ. Глубина» или «Самое молодое общество гениев». Принимал участие в эпатажных акциях.

65

Шварцман Михаил Матвеевич (1926, Москва – 1997, Москва) – живописец, график, графический дизайнер, педагог. Учился в МВХПУ им. С. Г. Строганова у П. Кузнецова, А. Куприна, Л. Казеина. Активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. С 1966 по 1985 был главным художником графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР, где при нём сложилась так называемая «школа Шварцмана». Создал метафизическую концепцию «Иератур», в основе которой лежит представление о возможности выразить высшие идеи и формы через гармоничные композиции. С 1970 называет свои работы «иературами», отличая их от картин и от икон. В 1975 создал «иератическую школу», куда вошли В. Башенин, Д. Горохов, Д. Комиссаров, Н. Медведев, Г. Спирин, В. Теплухин, М. Фёдоров, А. Чащинский.

66

Линицкий Виталий Дмитриевич (р. 1934, Сумы) – художник и религиозный деятель. Окончил МГХИ им. В. И. Сурикова. Творчество посвящено религиозно-мистическим темам. Был одним из первых религиозных живописцев в СССР, открыто показывающих свое искусство. В 1970-х выставлялся в залах на Малой Грузинской, где обосновались художники-нонконформисты.

67

Васильев Константин Алексеевич (1942, Майкоп – 1976, Васильево, Татарская АССР) – художник, автор работ на былинно-мифологические темы. Учился в Московской средней художественной школе-интернате при МГХИ им. В. И. Сурикова, в Казанском художественном училище, получил специальность театрального декоратора. В начале 1960-х в работах было заметно влияние сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

68

Кинетическое искусство, кинетизм (от греч. ϰινητιϰός – приводящий в движение) – направление в искусстве, в котором художественная форма создается посредством реального или иллюзорного движения. В 1950-х сложилось как самостоятельное направление. Первая выставка под названием «Движение» прошла в Париже в 1955. Среди участников были: Я. Агама, В. Вазарели, также П. Бюри (Бельгия), Р. Якобсен (Дания), Ж. Тенгели (Швейцария), Х. Р. Сото (Венесуэла). Во 2-й пол. 1950-х в разных странах создаются объединения художников-кинетистов. В 1964 в СССР образовалась ассоциация «Движение» во главе с Л. В. Нусбергом. Среди участников – В. П. Акулинин, Р. И. Заневская-Сапгир, Ф. Инфантэ-Арана, В. Ф. Колейчук. В ноябре 1967 эта группа выполнила праздничное оформление Ленинграда в честь 50-летия Октябрьской революции 1917 года.

69

Колейчук Вячеслав Фомич (1941, дер. Степанцево Московской обл. – 2018, Москва) – архитектор, художник, дизайнер, представитель направления Кинетическое искусство. В 1966 окончил МАРХИ. В 1966—1967 входил в группу «Движение» (Кинетическое искусство). В 1968 организовал группу «Мир» и воплотил проект одного из первых советских «мобилей». Моделировал динамические структуры и композиции, исследовал проблемы формообразования в дизайне и процессы зрительного восприятия, в особенности механизмы возникновения зрительных иллюзий на основе растровых структур и «светостереографики». Вёл научно-практические семинары «Эксперимент в дизайне» (1986—1991). Занимался сценографией. Лауреат Государственной премии РФ (1999).

70

Лианозовская группа (Лианозовская школа, Лианозовский кружок) – российское неофициальное художественно-литературное объединение (1958—1965), сложившееся вокруг Е. Л. Кропивницкого и его ученика О. Я. Рабина. Среди участников были поэты Вс. Н. Некрасов, Я. Сатуновский, Г. В. Сапгир, И. С. Холин, художники Н. Е. Вечтомов, Л. Е. Кропивницкий, Л. А. Мастеркова, В. Н. Немухин, О. А. Потапова. Выставки и поэтические чтения группы проходили в подмосковном пос. Лианозово.

71

Целков Олег Николаевич (1934, Москва – 2021, Париж) – живописец, график, скульптор. В 1958 окончил Ленинградский государственный театральный институт им. А. Н. Островского по специальности художник-технолог сцены. В 1960 создал «Двойной портрет», где впервые появились однотипные плоские «портреты лиц», «целковиты» – лейтмотив творчества Целкова. В 1977 уехал во Францию.

72

Плавинский Дмитрий Петрович (1937, Москва – 2012, Москва) – живописец, график, представитель «неофициального искусства». Учился в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1951—1956). Был одним из лидеров движения «нонконформистов» в СССР. С 1966 постоянно участвовал в выставках художников-нонконформистов. С 1991 жил и работал в Нью-Йорке. В 2004 вернулся в Москву.

73

Мастеркова Лидия Алексеевна (1927, Москва – 2008, Сен-Лоран-сюр-Отен, Франция) – художница, представительница нонконформизма, участница Лианозовской группы. Училась в Московском городском художественном училище (1946—1950). Одна из первых обратилась к метафизической абстракции, наделяя геометрические фигуры сакральным значением. Создавала объемные текстуры, коллажи из предметов и обрывков ткани – парчи, шелка, кружева. Участвовала в «Бульдозерной выставке» (1974). В 1975 эмигрировала во Францию.

74

Рабин Оскар Яковлевич (1928, Москва – 2018, Флоренция) – художник, один из ведущих мастеров московского андеграунда. Учился в художественной студии Е. Л. Кропивницкого, в Рижской АХ (1946—1948), затем в МГХИ им. В. И. Сурикова (1948—1949, был исключен за «формализм»). Женился на Валентине Кропивницкой, дочери Е. Л. Кропивницкого. В конце 1950-х вместе с Е. Л. Кропивницким создал Лианозовскую группу. В 1974 был одним из организаторов неофициальной «Бульдозерной выставки». Работы отличаются мрачным колоритом, скупостью цвета, содержат элементы коллажа и ассамбляжа, показывают «барачный мир», дома, дворы, советскую повседневность. В 1978 был лишён советского гражданства (восстановлено в 1990). Жил в Париже.

75

Шемякин Михаил Михайлович (р. 1943, Москва) – художник, скульптор. Учился в Ленинграде, в художественной школе при ИЖСА (1956—1961). Стал одним из организаторов художественной группы «Петербург» (1967). В 1971 был выслан из СССР, жил в Париже, в 1981 переехал в Нью-Йорк. В творчестве Шемякина заметно влияние эстетики «Мира искусства» и сюрреализма, характерно обращение к различным художественным традициям, смешение стилей, гротеск. Лауреат Государственной премии (1993).

76

Бёрдсли (Beardsley), Обри Винсент (1872, Брайтон – 1898, Ментона) – английский график и писатель. Создал свою оригинальную манеру под воздействием японской ксилографии и греческой вазописи. Излюбленная техника – перовые рисунки тушью. К лучшим работам относятся циклы иллюстраций к трагедии «Саломея» О. Уайльда (1894), «Сатирам» Ювенала (1894—1896), комедии «Лисистрата» Аристофана (1896). Его искусство оказало большое влияние на формирование стиля модерн.