banner banner banner
Раскраска для писателей, или Руководство по созданию классического романа
Раскраска для писателей, или Руководство по созданию классического романа
Оценить:
 Рейтинг: 0

Раскраска для писателей, или Руководство по созданию классического романа


– Слушайте, а чего нам делить-то? Мы ведь все – норвеги! Зачем нам проливать нашу кровь? Давайте лучше объединимся, вскочим на дракары и пойдём на Запад! Там англо-саксы, бритты и другие. Давайте лучше проливать их кровь! У них есть земли, у них есть золото, у них вообще много чего есть. Пойдёмте, возьмём это!

Сериал, конечно, вымысел, но он основан на легендах, которые, в свою очередь, основаны на реальных событиях. Так что, примерно так всё и могло быть.

Заканчивается конфликт либо урегулированием со стороны третьих лиц, либо самостоятельно сторонами конфликта.

Если вмешиваются третьи лица, то они могут его урегулировать путём переговоров, либо устранить конфликт одним из 3 способов:

1. Убрать одного из участников конфликта. Нет человека, нет проблем, как говорится;

2. Изъять объект конфликта. Дети поругались из-за игрушки, и мама просто забрала её себе;

3. Устранить дефицит объекта. Мама дала ещё игрушек. Дети счастливы.

Если же участники решают конфликт самостоятельно, то он может решиться путём переговоров, либо просто затухнуть. Причинами для затухания могут быть:

1. Истощение ресурсов (один ребёнок устал драться с другим за машинку);

2. Потеря мотива к борьбе (одному из детей машинка стала неинтересна);

3. Переориентация мотива (один из детей захотел другую машинку).

Забегая вперёд, скажу, что не на пустом месте Аристотель выделял в произведении три части: начало, середину и конец. Как видите, они соответствуют делению конфликта на 3 фазы. Это ещё раз подтверждает мнение, что истории являются отражением того, как человеческий мозг решает проблемы.

Уровни конфликта

Исходя из описанного выше, может показаться, что конфликты разворачиваются только в одной плоскости – между людьми. Это не так. Для широты восприятия и увеличения возможностей истории лучше рассматривать их по 4 уровням, на каждом из которых существуют свои силы противодействия.

1. Внутренний. Вячеслав Юнев в своей лекции-вебинаре «Внутренний конфликт» утверждает, что человек взаимодействует с окружающим миром по 4 каналам:

– тело – поток физических ощущений из внешнего и внутреннего мира. Холодно/жарко, светло/темно, твёрдо/мягко, голод/насыщение, сексуальный голод/сексуальное насыщение, больно/приятно, хочется спать/хочется бодрствовать, бегать, прыгать, сходить в туалет и т. д. Поток ощущений от органов восприятия (видеть, слышать, обонять, осязать, ощущать вкус) и внутренних органов.

– чувства – поток душевных состояний. Любовь/ненависть, злость/радость, раздражение, покой/тревожность (ярость, буйство), страх/веселье и т. д.

– мышление – поток мыслей, оценок и убеждений. Например, мысль: хочется есть, эта картина некрасивая, все бабы – стервы и т. д. Мысль – это, по сути, оформленные в слова ощущения и чувства. Нужно понимать, что непосредственно сами ощущения, чувства и слова, с помощью которых они описываются – это не одно и то же. Между ними не стоит знак равно. Язык, с помощью которого мы формулируем, цементируем наши ощущения и чувства, вообще как бы отделяет нас от них.

– планы – поток целей. Поесть, обнять любимую, купить дом, завоевать мир и т. д. Появляются они на основе ощущений, чувств и мыслей.

Если устремления в этих каналах не совпадают, то возникает внутренний конфликт.

Например, я посмотрел на себя в зеркало, увидел лишний жир на боках, оценил это явление, как «плохо» и поставил себе цель похудеть. Составил план тренировок, завёл будильник на час раньше и довольный лёг спать.

Утром звенит будильник, я просыпаюсь, настроенный бежать, а тело не хочет. Тело хочет спать. Тело не хочет напрягаться, ему в кайф поваляться под одеялком и покушать пончиков со сгущёнкой на завтрак. И плевать оно хотело на мои планы. У него свои. Вот вам и конфликт: в одном углу клетки я с целью похудеть, в другом тело с целью оставить всё, как есть. Ресурс, за который идёт борьба – тело. Кто победит?.. Я проигрываю в этой битве уже несколько лет.

Или мальчику нравится девочка, он хочет с ней дружить. И, сам себе он даже боится в этом признаться, он хочет её поцеловать. Это его чувства, которые направляют его к девочке. Только на уровне мышления он оценивает себя, как недостойного этой девочки. Ну, не из его она лиги. Она из лиги чемпионов, а он даже до четверть-финала не дотягивает. Вот вам и конфликт: в одном углу клетки чувства, которые хотят дружить и, втайне, целоваться с девочкой; в другом мышление, которое останавливает т. к. на его уровне не сходятся эта девочка и этот мальчик. Ресурс, за который идёт борьба – мальчик. От того, кто победит, чувства или мышление, зависит, как им распорядятся. Кто победит?.. Я в этой битве одержал победу. Моя жена со мной.

Комбинаций на эту тему можно придумать массу. Всё зависит от вашей истории.

2. Личный. Это конфликты, разворачивающиеся между родными и близкими людьми. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сёстры, родители и дети, муж и жена; муж и любовница, жена и любовник, друзья, возлюбленные, дяди и тёти и т. п. Конфликты могут разворачиваться между ними по любым поводам, из-за любых ресурсов. От квартиры, оставленной бабушкой, до того, где праздновать чей-то день рождения.

3. Общественный. Это конфликты, разворачивающиеся в обществе между человеком, малыми, средними и большими объединениями людей. То, чем занимается журналистика. Можно составить следующую классификацию этих конфликтов:

– человек против человека

– человек против группы (неформальное объединение)

– человек против организации (фирма, завод, государственное учреждение, государство и пр.)

– человек против общества

– группа против группы

– группа против организации

– группа против общества

– организация против организации

– организация против коалиции организаций

– коалиция против коалиции

– организация против общества

– коалиция против общества

– общество против общества

Думаю, это не весь список возможных вариаций.

Вы можете сказать, что конфликт между отцом и дочерью по поводу её короткого платья – это конфликт между человеком и человеком. При чём тут общество? Не стоит путать близкие и родственные связи с общественными. Критерий здесь – степень близости. Можно сказать, что личный конфликт – это конфликт между «своими», внутри стаи, а общественный – между «чужими». И да, всякие монстры, вампиры, оборотни, зомби и прочие упыри, с которыми вступает в конфликт персонаж, тоже находятся на этом уровне.

4. Физический. Этот уровень, можно условно сказать, не связан с людьми. Здесь силы противодействия возникают из физического мира, из той обстановки, в которой находится участник конфликта. Природные бедствия, нехватка времени, слишком большое расстояние, слишком высокая гора, непроходимое болото и т. д. Если на пути к цели стоит плотоядный лес, то его тоже можно рассматривать, как сторону конфликта.

Виды конфликтов

Мы уже выяснили, что конфликты всегда разворачиваются между людьми по поводу какого-то ресурса. И суть конфликта заключается в том, что люди по-разному обосновывают своё право на этот ресурс. Теперь нужно разобраться в прозрачности.

Конфликты бывают скрытыми и открытыми.

Скрытый конфликт тот, который не стал прозрачным. Пока. Одна сторона не подозревает, что другая сторона имеет претензии по поводу того, как первая сторона распоряжается каким-то ресурсом. Мужу не нравится, что жена слишком много денег тратит на помаду, но он молчит. Пока. Девушке не нравится, что её парень переписывается со своими подругами, но она молчит. Пока. Русским не нравилось, что монголо-татары брали с них дань, но молчали. В течение 400 лет.

Открытый конфликт тот, который стал прозрачным. Сторона, недовольная тем, как другая сторона распоряжается каким-то ресурсом, открыто заявляет свои претензии. Муж говорит, что жене не нужно столько помады. Девушка хватает телефон своего парня и разбивает его об стену. Русские показывают монголо-татарам длинный средний палец, разворачиваются и уходят. Монголо-татары с недоумением на лице почёсывают репу и, оглядевшись по сторонам, возвращаются в степь.

Также конфликты можно классифицировать по реальности. Исходя из этого критерия они бывают реальными и надуманными.

Реальный конфликт разворачивается по поводу конкретного ресурса из-за конкретных разногласий. Муж не хочет тратить впустую деньги на тонны ненужной помады. Русские реально не хотят платить монголо-татарам дань. Девушка не хочет делиться своим парнем. Реально.

Надуманный конфликт возникает из-за того, что человеку просто нужно выпустить пар. В нём тоже есть ресурс, за который идёт борьба, но если спросить того, кто хочет выпустить пар, реально ли нужен ему этот ресурс, он ответит – нет. Например, мужчину так достали на работе, что он готов рвать и метать. Он садится в автобус и едет домой. Заходят молодые ребята, садятся впереди, смотрят что-то по телефону, смеются тихонько. Никому не мешают на самом деле. Но мужчина их уже заметил. Осталось дождаться только вспышки смеха, чтобы до… браться до ребят. «Что вы ржёте, как лошади?!» «Людям мешаете!» «Водителю мешаете!» И т. д. Объект конфликта – атмосфера в автобусе, общественный порядок. Предмет конфликта для мужчины – ребята нарушают общественный порядок. Так он это объясняет себе сознательно. На самом деле ему нужен просто повод, чтобы выпустить пар. Если бы не такой сложный день на работе, он бы даже не заметил этих ребят. Предмет конфликта для ребят – пристал чего-то сумасшедший мужик, орёт чего-то, с какой стати?