Книга Банальности, которые работают - читать онлайн бесплатно, автор Лана Скакун
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Банальности, которые работают
Банальности, которые работают
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Банальности, которые работают

Лана Скакун

Банальности, которые работают


Предисловие

Почему я решила написать о банальном? Я очень много и часто встречаю людей, которые не используют реально рабочие алгоритмы, схемы и принципы – потому что им кажется будто все уже придумано за нас и всегда есть крутое решение, то самое, которое вот прям точно не такое как у всех. Все ищут волшебную таблетку, ждут чудес и супер-способа получить желаемое. Мы настолько привыкли к миллионам курсов и тренингов книг и статей на тему как правильно достигать, получать, делать и т. п. что перестали видеть самое простое и доступное, то что у нас практически перед носом.

Простой пример.

«Как, ну как мне объяснить это человеку?» – кричит моя знакомая почти в слезах.

«Поговорить пробовала?» – cпрашиваю я. В ответ что-то вроде «зачем говорить, он не поймет!»

И вот уже мы принимаем решения за других. Решаем, что он не поймет даже не попробовав донести собственную мысль до человека. Вот это стремление решать за других на самом деле вообще стало все чаще проявляться.

Еще пример. Приходит клиентка на сессию с запросом «хочу поднять ценник, но не могу».

Что мешает? Ну как что – вдруг я столько не стою? А сколько ты стоишь? Как ты рассчитываешь стоимость своего часа? Что ты даешь клиенту. Полчаса вопросов и вот уже появляется понимание, что ценник не просто занижен, а безбожно занижен. Но поднять «не могу все равно», потому что никто тогда не купит. А ты пробовала? Нет, не пробовала, но боюсь.

И вот уже вырисовываются две реальности. Одна – та в которой стопроцентно ничего не получится. Потому что если не пробовать – то вероятность того, что не получится действительно становится стопроцентной. И вторая реальность, та, где ты рискнешь попробовать. Ии тогда вероятность твоего успеха уже 50 процентов. А это ох как много. А если еще усилить эту вероятность упаковкой в правильные смыслы и озадачиться донесением их до тех, кому предназначена услуга – то успех практически гарантирован. Так почему же ты раз за разом выбираешь не пробовать?

Потому что это же так удобно перекладывать ответственность например на будущего клиента и решать за него, что он не купит. Оправдывать собственный простой в развитии и работе несуществующим решением несуществующего клиента. Тогда получается вроде как и делать ничего не надо. А можно просто поныть что «ах, я так хочу поднять цену, но увы это нереально».

Реально все. Когда делаешь. Когда только думаешь – реальность так себе. Надо еще и делать.

Это лишь первые пришедшие мне в голову примеры простой «банальности», которая работает. И в этой книге я раскрою подробнее и тему, которую уже затронула и конечно же еще целый ряд совершенно банальных на первый взгляд вещей и решений, которые мы игнорируем, потому что они слишком очевидные, слишком простые или же кажутся нам таковыми.

Глава 1. Об определении банальности

Что же такое банальность?

Бана́льность – высказывание, поступок, суждение, лишённое оригинальности; плоская мысль, общее место. Близкие понятия: трюизм, тривиальность, клише, простота, примитивность.Википедия дает целый ряд определений.

Видите? Ровно то, о чем я говорила в предисловии. Простота. Неоригинальность. В век переизбытка информации мы настолько боимся показаться неоригинальными и тривиальными, что наши действия и поступки начинают ориентировать нас «быть не как все», выделяться, стараться сделать что-то иначе. И да – я сама тоже часто говорю о том, что нашему мозгу реально полезны новые действия, новые мнения и новые маршруты. Вот только мы традиционно мечемся из крайности в крайность – и сосредоточившись на новизне отвергаем хорошо забытое старое или слишком простое и очевидное. Сколько раз детективные истории учили нас – что самый простой и очевидный вариант оказывается верным. Вот только это настолько просто, что почти невозможно догадаться, что это сработает. Не ну, так не бывает, правильно? Надо перерыть сто книжек, заплатить за дорогую консультацию, нанять ментора и наставника и еще парочку курсов пройти чтобы услышать элементарную мысль и поразиться ее простоте.

Знаете, какая самая частая фразу клиентов после моих сессий? «А что так можно было?» И я каждый раз искренне удивляюсь, спрашивая «а почему нет-то?»

Я как-то встретила в одной статье интересное высказывание о банальности. Там говорилось, что она заключается в том, что мы употребляем явно затасканные выражения, в том числе и яркие, но «примелькавшиеся» и, следовательно, потерявшие яркость и вызывающие ощущение уже неинтересного, набившего оскомину…

И снова простой пример. Лена хотела зарабатывать больше. Она реально часами и сутками корпела над своим продуктом, улучшала, училась, брала бесконечные наставничества и доводила до идеала. Все складывалось вроде бы неплохо – если бы не одно но – сил на то, что когда-т о приносило сплошное удовольствие практически не оставалось. Когда я предложила чуть больше времени уделять себе, отдыху – получила разгневанное лицо и кучу аргументов на тему «а кто ж зарабатывать-то будет»И да – когда вы пишете статью или книгу банальным быть не хочется. Но что мешает вам быть неоригинальным в решениях, которые облегчат вашу жизнь?

И вот тут я хочу сделать небольшое лирическое отступление на притчу про двух дровосеков. Возможно, вы даже слышали ее когда-то.

Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и вечера.

С утра они разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия.

Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы.

Так продолжалось весь день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен – приз у него в кармане. Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.

– Как это получилось? – спросил он своего напарника. – Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!

– На самом деле всё очень просто, – прямо ответил тот. – Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Почему именно в этом случае я вспомнила эту историю? Все просто – можно упахаться как первый дровосек и получить результат гораздо меньше, чем рассчитываешь. А можно восстанавливать силы, «точить топор» своего ресурса. И сделать больше. Вбитое нам с детства в голову утверждение, что большие деньги добываются только неустанной пахотой на самом деле играет против нас. Жизнь показывает совершенно обратные истории – и он не про миллионеров, которые получили бешеное наследство. И даже не про гениальных изобретателей, пробившихся с новыми технологиями в новый мир. Главное правило звучит очень просто: никто не хочет платить больше за то, что ты делаешь дополнительную работу. Платить люди готовы за результат. То, насколько ты при этом устал и сколько сил и труда вложил – практически не играет роли. Печально? Может быть для кого-то действительно печально. Но это факт.

А теперь вопрос – можешь ли ты получать свой результат меньшими усилиями? Что может облегчить и оптимизировать твою работу? И вот уже проклевывается тонкая ниточка размышлений, которые незаметно ведут тебя к желаемому – зарабатывать больше.

Но при этом мы раз за разом попадаемся в ловушку стереотипов, окружающих нас с раннего детства.

Ну вот взять хотя бы известное: делу время – потехе час. Я слышала эту фразу столько раз, что в подсознании просто впечаталось «работать надо много, а отдыхать мало». Ведь именно так транслируют нам эту поговорку с самого детства.

В формировании наших установок и убеждений принимают участие так или иначе все, с кем когда-либо нас сталкивала жизнь, а еще весь наш опыт, всё, что мы слышали и думали, все, что происходило вокруг. Все влияет на наши убеждения.

Убеждения, или установки – это те самые конкретные фразы, звучащие в нашей голове. И да – пословицы и поговорки – из этой же серии. Часто они нас ограничивают, иногда вдохновляют, кому-то мешают жить, кому-то дают шансы и возможности. В книге «40 способов выхода из кризиса» я целый блок посвятила именно этому явлению.

Хорошо бы нам с вами понять, откуда ноги растут у этих самых установок. Почему мои клиенты сплошь и рядом

«не могут позволить себе отдых»,

«крутятся как белка в колесе»,

«слишком заняты, чтобы потратить время на себя»

Обычно обязательно добавляют вот это самое: делу время, потехе час! С максимально страдальческим видом.

Друзья, может хватит уже? Кто из вас видел оригинал этой поговорки?

А он между прочим выглядит вот так:

«И делу время, и потехе час!»

И «час» здесь не в смысле «мало», а в смысле, что «отдых тоже очень важен!»

Более того, слово «час» в то время, как появилась эта поговорка, вообще было синонимом самому слову «время».

Смысл с годами исказился в пользу «нефиг отдыхать, работать надо». И вот уже мы привычно испытываем чувство вины, если отдыхаем или восстанавливаемся «слишком долго». А сколько их еще, таких фраз и установок в голове, которые невольно оказывают на вас влияние в течение всей жизни?

В общем, считайте эту главу прививкой от ограничивающих убеждений. Потому что у меня будет для вас задание.

Вспомните, какую пословицу, поговорку или фразу вы часто используете. Найдите ее истинный смысл. И даже если он со временем не исказился – попробуйте повернуть ее и посмотреть на смысл с другой стороны.

Спросите себя, как может звучать эта же фраза, чтобы помогать мне в жизни?

Глава 2. Про диалог и коммуникацию

Вы наверняка слышали, что лучший способ узнать что-то – это спросить. Куда уж банальнее. Но раз за разом мы сталкиваемся ситуациями, когда отсутствие диалога порождает проблему на ровном месте.

И если вы думаете, что я вся такая правильная тут учу вас жизни – то вот вам кейс, который произошел со мной вот только сегодня. Встреча с хорошей знакомой – мы вместе организуем мероприятия, я искренне считала, что мы как минимум партнеры и понимаем друг друга. Однако наш разговор о совместной работе в одном крутом бизнес-клубе почему-то растянулся почти на полгода. Я искренне не понимала, почему наши встречи все время откладываются, почему меня игнорируют. А сегодня вдруг выяснилось – что всему виной – одна моя фраза. Довольно жесткая. Но на мой взгляд не обидная – просто констатация факта. Но как выяснилось сегодня в разговоре – именно эта фраза привела к тому, что человек потерял доверие и перестал воспринимать меня как потенциального партнера. Я не знала, что обидела человека. Человек не знал, что я не имела в виду ничего личного и просто обозначала свои границы. И вот вам ситуация – каждый при своем. Каждый не понимает, что происходит. Самое сложное здесь то, что обе мы понятия не имели, что есть какая-то ситуация, которую можно исправить. Каждый составил свое мнение и пошел дальше. А ведь разрули мы это «на месте» – наше сотрудничество и партнерство могло начаться гораздо раньше.

Жалею ли я об этом? Нет, не жалею. Потому что это тоже часть моего опыта. Того, который показывает, что я живая, могу ошибаться и собственно ошибаюсь.

Для чего я сейчас пишу об этом? Наверное для того, чтобы тот из вас, кто оказался в такой же ситуации спросил себя: «могу ли я повлиять на ситуацию? Есть ли что-то, что я упускаю, что ускользнуло от моего внимания?»

Еще один показательный момент этого кейса – я осознала, что могу быть резкой и чрезмерно искренней. В том смысле, что могу говорить то, что думаю, не всегда понимая, как это влияет на окружающих.

Еще один пример из жизни. Написала я недавно пост. Серьезный пост о применении инструментов фасилитации в работе руководителя. В комментариях как всегда нашлись люди, для которых иностранное слово подобно красной тряпке, которым я совершенно искренне предложила подобрать аналог на русском (коего пока, увы, не придумали). Обсуждение плавно перетекло в троллинг, а это было не совсем то, чего хотелось мне именно в этом посте, поэтому я совершенно искренне поделилась своим мнением на тему. В общем, как вы догадываетесь, произошел классический вброс на вентилятор. И самое крутое – мне написала давняя подписчица, что теперь я больше не ее идеал.

И вот вам еще одна банальность. Я не идеал. Вы не идеал. Мы все – не идеальны. И именно это круто, именно это делает нас классными, делает нас нами. Вот только большинство ужасно расстраивается , получая доказательства своего несовершенства.

Отсюда вечная гонка за успешным успехом и внешними доказательствами собственной крутости. Мы очень не любим, когда наше несовершенство становится видно другим. Балансируя на грани синдрома самозванца и принятия собственных ошибок мы изо всех сил натягиваем правильное выражение лица и стараемся «быть правильными» и «соответствовать ожиданиям». Из этой банальности рождается другая крайность – все эти псевдо-бодипозитивы, когда люди очень громко стараются доказать всем, что принимают себя со всеми недостатками и т. п. Но суть в том, что на самом деле, человеку, который принимает себя нет смысла об этом заявлять, кричать на каждом углу и завоевывать толпы поклонников, которые будут стремиться «тоже начать принимать себя», чтобы стать наконец похожим на свой идеал. И снова – возможно я сейчас довольно резка и кого-то обидела этими высказываниями. Но давайте будем честны в первую очередь с собой. Мы не идеальны. В этом наша уникальность.

Глава 3. Про уникальность

И еще немного про уникальность. Бывает у вас так, что вам надо одновременно теплое и холодное, гладкое, но помятое, сладкое, но при этом горькое? Квадратное, но чтобы обязательно круглое? Звучит похоже на легкую биполярочку, правда?

Но самое интересное, когда доходит речь до реализации рабочих задач, развития личного бренда и тому подобного почти у всех запрос звучит так: я хочу чтоб все как у людей и чтобы я был не такой как все.

Каждый хочет быть личностью – отдельной, уникальной, индивидуальной. Отличаться от других.

Но при этом все хотят: «сайт как у Маши», «рекламную кампанию как у Васи», «стилиста как у Лены», «финансовую модель как у Саши» и так далее, и так далее.

И на этом несоответствии многие впадают в очень неуютное состояние – когда вроде «все правильно делаю, но почему-то не взлетает».

В первую очередь этот дискомфорт наступает от того, что в прямом смысле слова наше сознание конфликтует само с собой. Как в примере про квадратное, но обязательно круглое. Значит ли это, что невозможно получить то, что хочется?

Нет и еще раз нет! Я часто рассказываю о том, как важны наши слова и формулировки, да и не только я об этом говорю и пишу.

Выбирая чей-то путь и чей-то опыт совершенно не обязательно надевать его ботинки и идти шаг в шаг. В этом убеждаются чаще всего те, кто следует досконально советам наставника – ну вот из этих, которые «я сделал миллион за неделю и вас «прямщас» научу, только сначала мне заплатите побольше» и почему-то (сюрприз!) не делают этот самый миллион!

Я ведь все то же самое делал!(с)

Но это так не работает.

Как в анекдотеВажно и нужно адаптировать систему. Учитывать собственные возможности, ценности и жизненные принципы, не пытаясь в один момент перекроить ту базу, на которой держится ваше сознание и вообще вся ваша жизнь.

Психолог: я уберу из вашей жизни весь п***ц

Клиент: погодите, но это же несущая конструкция!

Простой пример из личной практики.

Придя в ТенЧат (еще не знаете про ТенЧат? Скорее в поисковик, там все есть!) я писала посты по контент-плану. Все же знают, что так надо и это правильно, да? Вот только алгоритмы соцсети мой контент-план не хотели видеть. И продвигать не хотели. Совсем. И я сама бесилась, соблюдая этот план. Но я же хотела быть уникальной. Как все. И соблюдала «правила продвижения эксперта».

А потом я стала делать так, как мне нравится.

Слушала советы, но применяла их исключительно перекроив под свою жизненную модель. И удивительное дело – и молнии прилетать стали и писать стало комфортнее – и вообще нет теперь проблемы – на какую тему замутить пост. Да, для ясноссти – молния – знак того, что пост отмечен алгоритмами и выведен в глобальную ленту .

Слушать себя. Идти по дороге, которую показали, но выбирать исключительно свой путь.

Возможно, именно это и есть тот самый рецепт злополучного успешного успеха – без кавычек и ухмылок.

А вы уже задумывались, где для вас проходит грань между абсолютной уникальностью и эволюционно заложенным стремлением «быть как все нормальные люди»? Если еще нет – самое время подумать.

Глава 4. Решения. Как же сложно их принимать

А вот вам еще одна банальность. Чтобы принять решение – надо принять решение. Часто бывает так, что вы сомневаетесь, правильно ли решили? Действительно ли выбрали то, что нужно? Попробуем в этой главе разобраться, что же может нам помешать в этом процессе.

Ошибка номер один: мы откладываем решение.

Тут все довольно просто – как только решение принято, пути назад как бы больше нет. Но нам обычно хочется оставить пути отступления открытыми. Ну а вдруг. Мир переменчив, все меняется, давай еще подождем, а? К тому же всегда есть риск, что решение неверное. Но чтобы это узнать – нужно принять на себя ответственность. В итоге мы продолжаем откладывать, надеясь, что все как-нибудь само уладится. Или же находите временное решение, которое можно отменить в любой момент.

Вообще, ждать что «оно само» – это любимая забава многих. Но давайте честно – это очень похоже на то, как ребенок в детстве, разбив мамину вазу, долго и упорно прячет осколки в надежде, что мама не вспомнит, что ваза у нее вообще была.

Вторая ошибка противоположна первой: мы слишком спешим с принятием решения.

Ровно обратная ситуация, когда мы настолько торопимся поскорее закрыть вопрос, что даже не думаем об основаниях для принятия решения. Риск ошибки в таком случае вырастает в разы. Поспешишь – людей насмешишь, помните?

Стремление отстреляться побыстрее тоже не приближает нас к правильному решению.

Ошибка номер три: мы полностью полагаемся на свои чувства.

Да, интуиция – это прекрасно, но в идеале ее хорошо бы дополнить критическими рассуждениями и абстрактным мышлением. Решения, принятые на основании одной лишь только интуиции, имеют существенный недостаток: их нельзя заново обдумать, нельзя улучшить, невозможно проанализировать допущенные ошибки.

Четвертая ошибка в принятии решений выглядит так: мы не отделяем главного от второстепенного. Честно сказать – ловлю себя на этом иногда. Пишу книгу, зацеплюсь за какой-то ерундовый факт и полдня трачу на поиски информации. Тогда как на самом деле эта часть работы вообще может быть делегирована, а у меня есть более важные задачи. Ну впрочем о делегировании еще отдельно поговорим.

Так вот, из-за четвертой ошибки мы теряем ориентиры и руководствуемся критериями, которые по сути несущественны. Решение оказывается случайным и произвольным. Риск неверного решения снова возрастает.

А еще – и это будет номер пять – мы тратим на решение слишком много энергии.

Это по сути своей еще одна грань первой ошибки. Всесторонне и подробно проработать вообще все решения – невозможно. Смиритесь. Невозможно учесть вообще все. Потому что как только вам покажется, что вы все предусмотрели – обязательно свалится что-то, чего «и быть тут даже не могло!»

В какой-то момент анализ нужно прекратить, а себя заставить принять-таки решение. Иначе возможно остальные ваши решения окажутся спонтанными и непроработанными – ведь все силы вы сфокусировали лишь в одной точке.

В следствие всего вышеперечисленного, а еще из страха ошибиться в принятии решения мы совершаем ошибку номер шесть: решаем только самые легкие задачи.

Бывает, что нам в силу разных причин не хочется принимать действительно важных решений. Но чтобы успокоить себя мы принимаем «решения попроще», ставим галочку «выполнено» и оставляем сложные непроработанные вопросы открытыми. Ну, что-то же мы решили, верно? Становится вроде бы спокойнее. Но это обманчивое ощущение.

Принимать решения – это не мистическая способность, а всего лишь компетенция, которую можно и нужно развивать. Ну а для этого хорошо бы уметь замечать, на какие грабли наступаешь чаще всего. Лично я чаще всего ловлю себя на пунктах один и пять. Я тот еще любитель подстелить соломки. А какие ошибки ваши «любимые»?

Глава 5. Поиск цели: чего я хочу?

Вы и так знаете, чего хотите, верно? Зачем же тогда мусолить цель и тратить на это время? Что может быть банальнее, чем простая постановка цели? Ну элементарно же. Инструментов, статей и книг по этой теме миллион.

Но вот вам одна притча в тему.

Усталый путник шел по пустыне. Хотелось пить, ноги не слушались, все до горизонта было покрыто песком – барханы, за ними другие барханы, оглянешься назад – и снова барханы… Он уже почти отчаялся, когда вдруг заметил впереди одинокую фигуру.

Собрав силы в кулак, он поспешил догнать таинственного незнакомца. Ведь вдвоем идти всегда легче.

Так и оказалось – дальше они двинулись вместе. Незнакомец был весел и казалось точно знал, куда идти. Да и идти с ним было комфортно и интересно. Он помогал найти источники воды, предложил свое покрывало – ведь ночи в пустыне очень холодные…

И вот вдали показался город.

Мираж? – подумал наш путник

Но нет, город был настоящим. Вот только…

Это было ровно то же самое место, из которого он выдвинулся много дней назад. Он хотел пересечь пустыню, а вместо этого истратив все силы вернулся к началу. Наш герой хотел было обвинить своего попутчика, но тот лишь усмехнулся.

– Помнишь, я спросил тебя, куда ты идешь? Ты сказал "вперед" и я повел тебя вперед. Когда я спросил, куда тебе нужно – ты махнул рукой в сторону – и я повел тебя туда. А когда я спросил…

– Вот именно! Я ждал помощи, а ты лишь мучал меня вопросами! А теперь мне придется начинать все сначала… а ведь мне было так хорошо идти с тобой вдвоем!

Разочарованный путник понял, что придется все начинать с самого начала…

Вот и сказочке конец.

Собственно, так обычно и бывает – клиент радуется, что с коучем или наставником комфортно и интересно, но искренне возмущается, что целую встречу пришлось "угробить" на прояснение цели. Ведь он же точно знает чего хочет!

А между тем, чтобы найти свой путь очень важно понимать, куда этот путь приведет. До молекул описать каждый уголок заветной мечты (ну или нужной задачи) и понять, что ждет тебя там. Чтобы не пришлось преодолев пустыню и истратив последние ресурсы начинать все с самого начала…

А вы исследуете свои цели? Или и так точно знаете, чего хотите?

В общем, цели – штука максимально полезная.

Глава 6. Продолжим про хотелки

Невозможно всегда получать то, что хочешь. Не знаю, как у вас, а у меня с детства эта формулировка транслировалась всем моим окружением. Терпеть, стараться, может быть тебя потом вознаградят. Заслуживать.

Я шла по жизни с пониманием, что мне это не нравится, но все равно вроде как «так принято». Меня периодически спрашивают, когда же все-таки я приняла решение уйти из найма? Парадокс в том, что я сама не очень хорошо это помню. Но был случай, который точно многократно усилил мое желание.

Я обожала свою работу, кайфовала от тренингов, разрабатывала программы и казалось все было прекрасно. Как бы в награду за прекрасную работу я регулярно обучалась у реально крутых людей. Почему как бы? Потому что вообще-то обучение было предусмотрено как обязательная функция – невозможно быть бизнес-тренером не развиваясь постоянно самому. Да в принципе любая профессия связанная с обучением – это постоянный рост над собой и вечная прокачка профессиональных навыков.

И того тренинга я очень и очень ждала. Я обожаю тему публичных выступлений и обожаю Нину Звереву. До поездки в столицу на обучение оставалось две недели, вызов из Москвы уже лежал на столе моего начальника. Мне даже в голову не могло прийти, что что-то пойдет не так. Но «что-то» все же пошло.

В то время я вела большую модульную программу для руководителей – причем вела нон-стоп, по 4 дня в неделю, с трудом успевая в оставшийся день подготовить материалы для следующих групп – ну а к самим тренингам вообще приходилось готовиться дома в выходные.