Четвертое правило – «счастье не цель, но средство»: стремитесь не к счастью, а к творческой жизни, где счастье не цель, а инструмент. Жизнь целостна: наше будущее в наших руках только отчасти. Радуйтесь тому, что отвело вам ваше сегодня. Уделяйте внимание воспитанию детей и развитию связей с поколениями: важно постоянно формулировать и дополнять свой личный опыт, передавая его другим. Необходимо искать наставников и воспитывать в себе эту роль – роль учителя. Счастье учителя – в успехе учеников. Когда вы осознаёте, понимаете, цените то, что делает вас счастливыми, а именно ваши личные методы и способы прикосновения к счастью, вы уже не тратите душевные силы на поиски причин и побудителей для своих разнообразных дел. Вы просто понимаете, где больше потенциальных моментов счастья, а где меньше.
Пятое правило – «легкие пути не мотивируют». Увы, но обманывать себя не получится: выбирайте сложный путь, чтобы быть достойным своих целей. Преодолевайте себя, не создавайте себе карго-культа из мантр об успешности и личностном росте. Совершенно непонятно, куда там «расширяется сознание», когда интеллектуальный кругозор по ширине равен экрану смартфона. Сценарий своей роли в жизни не нагуглишь. Искать пути надо в себе – не среди «успешных примеров», а среди сложных и непроходимых маршрутов души, вглядываясь в истории окружающих людей, истории их открытий, конфликтов и побед. В истории о путях и дорогах, главная из которых – это дорога вашего героя, вашей личности на тропинках жизни. Пока непроходимых. Примите сложность как часть жизни, как часть вашего естественного движения к цели. Вы замечали, что иногда испытываете больше радости, когда вы потратили часы, придумывая, как сэкономить минуты? Но вы рады и этим часам труда, сложного мыслительного процесса, и счастливы результатом экономии – минутам.
Это пять основных правил, чтобы начать проектировать, придумывать, понимать свои разнообразные творческие роли в жизни и начать влиять на процесс мышления. Действуйте не откладывая, при первой возможности. Собирайте собственные методы мышления, изучая все существующее на практике и в науке. Уделяйте внимание физическому развитию и тренировкам, чтобы получать от мышления максимум и быть более устойчивым психологически. Будьте счастливыми, осознавая свои потребности и стремления, и используйте это личное состояние как инструмент и преимущество. Счастливый человек, занятый своим делом, не задумывается о своей продуктивности, он просто работает на максимуме возможного и любит это. Избегайте соблазна свернуть на легкий путь, прямую тропинку, отложить решение до лучших времен. Выбирайте сложную тропу, осилив которую вы получите результат, тропу, на которой не встретите сопротивления – кроме того, которое сами себе установили, тогда как на легком пути будет много любителей «избежать борьбы». Ваш личный соперник и антагонист – вы, которому безразличны ваши душевные потребности в преодолении. Когда вы выбираете сложный, извилистый путь, а не прямую трассу к успеху, вы формируете привычку брать на себя груз ответственности за свой путь. Легкий путь лишает ваше мышление возможности хорошо поработать и научиться новому.
Счастье достижения целей связано с нашим желанием исследовать – с так называемой эвристической ценностью. Без чувства эвристической ценности сложно жить: кажется, что многие проблемы остаются неразрешимыми и накапливаются противоречия, а их символическая цена становится все выше. Мало что так радует нас, как найденное решение давней и сложной проблемы. Наше счастье не только в возникновении новых идей и их развитии, но и иногда в признании себе, что и старые наши идеи всё еще ценны и работают. Счастье хороших идей – в умении ценить то, что у вас уже есть, и в желании это улучшить. Обратите внимание на пожилых людей в электричках и метро, которые коротают время за разгадыванием кроссвордов, и эта эвристическая ценность разгадки делает их счастливыми: они часто сосредоточены и легко улыбаются уголками рта, наконец найдя нужно слово.
Решение конкретных задач инструментами мышления – это практика особого рода. Первый и основной этап состоит в постоянном изучении нашего мышления. Следующий этап – создание собственной комбинации практик, которые хорошо подходят для решения ваших задач.
В этой книге вы найдете аллюзии к трудам Аристотеля, Гегеля, Проппа, Канта, Юнга, Выготского, Канемана, Адлера, Чиксентмихайи и десятков других авторов – философов, психологов, ученых. Это противоречивые списки имен, идей и интерпретаций. Важность ролей, которые мы намеренно или бессознательно примеряем к своей жизни, описал Эрик Берн[1]. Труд Берна про людей, которые играют в игры, будет вам крайне полезен.
Модели приемов, применяемых для последовательного решения ваших задач, оформлены как стратагемы. Каждая стратагема – это отдельный, специальный сценарий, логически связанный с предыдущим и последующим. Надо понимать, что изначально стратагемы как прием – это инструкции о поведении в бою. Я обращаюсь к своему саперному опыту и вижу, как знание точных правил поведения и тактики автоматически помогает минимизировать риск и создать условия для успеха. Помните правило избегать легких и очевидных путей? Любой сапер знает почему: именно такие тропинки всегда минируют. Наш разум может убеждать нас воспользоваться стратегией «быстрой победы», идя по короткому пути к цели, но наша интуиция подскажет нам, что надежнее будет обойти стороной слишком соблазнительный маршрут.
Допустим, у вас есть задача проверить старое минное поле, на котором уже не должно быть опасных и подозрительных предметов, но оказывается, что это не так. Вы не представляете, где могут быть мины и каково их техническое состояние. Но вы начинаете работу по строгим правилам: осматриваете местность, начиная с ближайших объектов. Эта стратегия делает ваши действия уверенными, логичными, продуктивными. Вы продвигаетесь все дальше, постоянно думая о том, как мыслил, действовал, видел пространство ваш противник. Мышление сапера – особая комбинация осторожности со смелостью: вы неторопливо осматриваете самые привычные объекты пространства, привыкаете к мысли, что ваш антагонист мыслил именно так, когда наделял самые обычные предметы опасным зарядом. Вы думаете за себя и за своего оппонента – иначе допустите ошибку. Саперу лучше не ошибаться, как известно.
Основной метод этой книги – поиск решения многих проблем через прохождение десяти символических шагов – стратагем. Каждый шаг создает смысловое пространство и алгоритм размышлений о насущной задаче. Каждый этап – набор осмысленных действий.
Каждая стратагема связана с отдельным видом мышления: пространственным, интуитивным, творческим, критическим, визуальным – или их комбинациями. Ключевой прием книги – создание у читателя образа. Вы стараетесь решить свою задачу через формирование серии образов. Вот образ пространства вокруг вашей задачи, образ знаний о проблеме, образ людей вокруг вас, их характеры, роли, силы и умения, образ вашего пути к решению; вот ваше интуитивное призвание, интерес, увлечение – и это тоже образ; вот вы находите свой путь – и это образ; вот вы вступаете на этом пути в схватку и проигрываете – и это нужный вам образ поражения, сильные эмоции преодоления и понимания сути ситуации; вот вы находите знания и наставника, чтобы заново пойти своим путем, и этот образ формируется у вас, чтобы вы были готовы отдавать, жертвовать, обменивать ваши знания на творческий взгляд на себя и ситуацию, сменить роль, характер мышления, измениться в пути, чтобы этот образ перемен создал в вас точный образ нужного вам решения, а значит, победы и радости освобождения.
Мы живем в мире миллионов образов, и этот механизм узнавания, понимания, восприятия нам помогает находить сходные ситуации, подобные обстоятельства. Образ помогает найти аналогию, похожее, близкое, а значит, подвести вас к решению. Обычное размышление без образов осыпается, не имея опор в культуре, архетипах, традициях. Эти образы нужны нашему мозгу, чтобы искать не от частных случаев, не от памяти, воображения, интуиции, рационального мышления, а от масштабного, большого, объединяющего все ментальные силы и способности вашего личного содержания. В каждом из нас тысячи образов для разных ситуаций, для разных обстоятельств; эти образы и задают то, как мы мыслим, как упорядочиваем, гармонизируем нашу стратегию действий, как стратагема за стратагемой создаем дизайн того, что принято называть счастьем. Вспышку энергии жизни. Вписываем ее в сценарий нашего будущего, ожидаем, приближаем момент.
Стратагема – это кусочек общего сценария, где мы размышляем о пространстве решаемой задачи с разными условиями, и эти условия – часть общего нарратива. Решение любой задачи напоминает нам тысячи историй о герое, сражающемся с чудовищем. Эти истории полны энергии и напора, но при этом наш герой становится сильнее, только когда проиграл и пережил поражение: тогда ему раскрывается больше смысла той сюжетной, жизненной правды, которая станет и вашей стратегией. Наш герой не может обладать полной силой, если не встретил наставника, не встретил антагониста-соперника, не встретил вызова. Необходимо через ментальные, интеллектуальные, творческие практики подготовить сознание к формированию идей, решений, конкретных, точных действий. Без плана никуда. План, подобно сценарию, определяет зависимости в последовательностях.
Мы словно приводим интеллектуальную работу в условия универсальной сюжетной модели из десяти этапов, шагов, стратагем. Любой наш проект может проходить те же этапы, который проходили герои античных мифов или персонажи популярнейших современных сериалов и книг. Подумать о своем проекте как об одиноком герое, вышедшем на бой против чудовища, чтобы освободиться, добыть славу, найти клад и спасти прекрасную даму, но главное – познать свое личное счастье. Мы проходим десять стратагем, которые подробно описывают каждый шаг, этап развития проектной ситуации.
Цель стратагемы
Понять, осознать, как вы оказались на территории решаемой проблемы, где границы ее действия и где точка отсчета для начала пути решения вашей задачи. Начать изучение проблемной области как пространства между прошлым опытом и возможными новыми знаниями. Найти, обозначить, осмыслить границы как проблемы, а также определить области возможных решений. Основательно изучить пространство решаемой задачи как практическое, теоретическое и символическое. Понять, как стратегия действий будет распространяться в пространстве шаг за шагом и во времени.
Что делать?
Используя пространственное и визуальное мышление, расширять границы своего опыта и знаний о проблемной области. Наметить план перемещений, поездок, путешествий, прогулок, посещений мест, в которых можно встретить вдохновение; получить консультацию, найти решение, настроить мышление на нужную атмосферу размышлений.
Создать несколько карт, схем, графиков, таблиц, которые логически организуют в пространстве ваши знания о проблемной области и структурируют ваш прошлый опыт поисков, работы, личных особенностей и творческих успехов и неудач, обнаружат недостающие у вас качества и компетенции.
Понять, что любую проблему можно представить как пространство, наполненное объектами, на которые вы можете повлиять, и теми, до которых вам пока не дотянуться, которые не изменить. Осознать, как на самом деле устроено пространство ваших интересов, подобное плоскости, площади с выраженным центром, и буквально осознать, что для вас ближе, важнее и почему, а что дальше и что можно отдалить на границы памяти и забвения.
Рекомендации
• Создайте карту проекта, на которую нанесите основные объекты; укажите, где сейчас находитесь вы, а где проблемные зоны и что их окружает, какие объекты связаны между собой, какие ближе к проблеме и как они влияют на общую ситуацию.
• Опишите пространство знаний о проекте. Какие знания, данные, источники информации у вас уже есть, так что вы их можете использовать в проектной работе, а какие вам могут понадобиться, и тогда вам нужно подумать, как ими обеспечить проект. Опишите, что вам нужно будет изучить, чтобы расширить пространство осведомленности и понимания проблемной области. Подумайте о местах, где можно получить полноценные консультации и нужные знания.
• Начертите горизонтальную линию: это будет временная шкала вашего проекта. Обозначьте финальную точку проекта и какие результаты вы ожидаете, желаете получить в итоге. Отмечайте над шкалой предполагаемые работы, этапы, цели для каждого отдельного фрагмента проекта, а под шкалой – сроки и необходимые для работы ресурсы. Обдумайте, отмечая на временной шкале проекта, какие участки, точки проектной разработки, размышлений могут потребовать от вас больше эмоциональных сил, внимания, времени.
Возможны десятки различных практик в рамках каждой стратагемы, поэтому привожу только самые базовые – как иллюстрацию принципа.
Стратагема 2. Герой. Миф. ИдеяВаша стратегия на этом этапе – изучить человека, осмыслить героя, понять потребности людей и свои личные желания и мотивы.
Цель стратагемы
Понять, какие люди вас окружают, какие роли они играют в вашей жизни и в ваших делах. Какие герои сформировали вашу личность и ваши убеждения, знания, опыт. Какие профессионалы вам нужны для решения проектной задачи. Для каких людей, их различных ролей и мотиваций вы придумываете решения. Что люди вокруг вас чувствуют, как мыслят, что ожидают от вашего решения и в какой роли видят вас. Разобраться в особенностях влияния на ваш проект различных людей – как в позитивном воздействии, вдохновении и поддержке, так и в негативном влиянии, недоверии, искаженном восприятии вашей роли и ценности вашего дела.
Что делать?
Наблюдайте за людьми, их поведением, мышлением, чтобы лучше понимать, как они влияют на ситуацию вокруг вас и на вас лично, на ваше отношение к делу, на ваши размышления. Опишите людей вокруг вашего проекта как функциональные группы: кто и какими действиями влияет на область ваших интересов. Кто вдохновляет, кто оказывает поддержку и какую? Кто и почему заинтересован в решении, которое вы пытаетесь найти? Наблюдайте и за культурными героями: о каких популярных людях чаще пишут, в чем особенности их историй, в чем их успех и реальные заслуги? Изучение героев популярных книг, фильмов, сериалов, а также спортсменов, бизнесменов, креативных людей позволяет хорошо понимать ценности, доминирующие в обществе, и умело использовать саму потребность людей в подобных героях, в их символическом, нарративном значении.
Опишите свои возможные роли в жизни и в проекте, как они могут меняться в будущем и каковы они сейчас. В жизни вы можете быть другом, коллегой, сыном, отцом, наставником, партнером, ведь каждая из этих ролей – это всё еще вы, но в совершенно других обстоятельствах. В проекте у вас тоже может быть роль, которая будет меняться и влиять на ваше мышление. Когда вы только запускаете свой проект и все в нем делаете сами, даже если вы просто открыли небольшой интернет-магазин, это одна из лидерских ролей, роль героя-одиночки, бунтаря, первооткрывателя. Но когда ваш бизнес развивается, вы уже готовы нанимать новых сотрудников, обучать их работать по вашим правилам, делитесь опытом, продумываете, как обойти ваших конкурентов. Ваши роли меняются: вы становитесь предпринимателем, наставником, опытным экспертом, стратегом, а иногда и кризисным управляющим. Тем, кто занимается своим делом, это знакомо: десятки ролей в жизни творческого человека – это привычная норма. Правда?
Общайтесь с людьми. Самое ценное для мышления – поступление новых знаний и опыта. Только общение с другим человеком помогает нам извлекать знания в самой естественной и приятной форме. Задавайте вопросы людям о их потребностях, мечтах, желаниях, опасениях, тревогах. Так вы обнаружите, что иначе смотрели на проблему, которую стремились решить. Один мой знакомый страдал неуверенностью в себе и хотел немного изменить свою внешность с помощью пластической операции, но, пообщавшись с врачом, понял, что проблема неуверенности никуда не денется, если просто изменить линии лица там, где надо поменять саму линию жизни, сделать ее более энергичной и крутой, и тогда не понадобится искусственно делать себя более мужественным. Намеренно общайтесь с разными людьми, радикально различными по своим ролям, ценностям, опыту. Обратите внимание, какие герои, мифы, истории влияют на людей, спросите их о любимых сюжетах, воспоминаниях из детства, архетипах таинственных семейных историй или о недавних событиях, поразивших человека, – и вы многое заметите, что приведет вас к новым идеям и полезным размышлениям.
Рекомендации
Посмотрите на русские культурные архетипы, например пусть это будет 5П: путник, поэт, пахарь, плут, пес. Вокруг вас всегда будут люди, которых можно условно отнести к одной из этих пяти символических ролей, создающих в русской культуре смысл и метод достижения цели. Путник приносит к алтарю своей цели опыт, который он обрел в далеких землях, и тайны, раскрытые им на чужбине; он готов к долгому пути и скудости носимого с собой: все его ценности – в памяти, воображении, идеях. В нашей культуре важна роль поэта, носителя слова, или Логоса, повелителя строк. В тайник своей цели он складывает осмысленность выраженную, кристальную, логичную и завершенную. Поэт создает формулу, образ решения, выражает его словами, вербализирует. Он умеет рассказать, пересказать, увлекает идеей, объясняет смысл. Пахарь служит земле, трудится, вспахивая и засевая, он трудом рук своих готовит почву принять семя, но сеять будут другие. Цель пахаря – трудная работа по подготовке почвы, чтобы и тайны путника, и семена слов поэта проросли в свое время урожаем. Пахарь понимает и умеет, владеет технологией и силой, бережлив к лошади и волу, трудолюбив и силен. Роль плута в команде символическая – лукавить, обманывать, подменять понятия, добродушно указывать на недостатки, предлагать авантюрные идеи, любой кризис превращать в фарс, в шутку, в мем. Плут помогает команде не терять присутствия духа, вносит авантюризм, предпринимательство, иронию, все ставит под сомнение и во все заставляет поверить. Замыкает в единую конструкцию культурных архетипов не человеческий образ, а животный – верный своему делу пес. В свою личную конуру целей пес с достоинством уносит радость служения. Каждому нашему проекту нужны преданность, безопасность и безмолвная исполнительность, которая выражается в образе пса. Вот концепция ролей в схеме 5П. Для успешной разработки проекта и поиска решений вам понадобятся несколько ролей: человек с внешним опытом, который уже был в похожих проектах и обстоятельствах, и его знания; человек, способный хорошо описать проект, рассказать о нем, увидеть в нем творческую задачу и вдохновить ею остальных, объяснить суть проекта, проблемы, подготовить идеологическую базу проекта; человек с прикладными навыками, инженер, технолог, хорошо владеющий процессом производства, подготовки материальной базы; человек с предпринимательской и немного авантюрной натурой, способный извлекать из всего выгоду для пользы дела, даже путем явной гиперболизации ваших успехов, владеющий искусством обменять минимальное на максимум; человек, абсолютно лояльный вашему проекту, исполнительный, отвечающий за точность исполнения работ, обеспечивающий проектную безопасность. Если у вас в команде есть такие люди и роли – все получится. Полезно понять, что командная работа требует символического и функционального разделения труда: одни обучают, разбирают задачу проекта на знакомые и новые фрагменты, другие придумывают творческие решения, оригинальные идеи и понятные аргументы, третьи проектируют технологию внедрения идеи, четвертые договариваются с партнерами и инвесторами, пятые верно служат общей задаче, соблюдая и контролируя рабочие регламенты. Вот почему роли, характеры героев, типологии разных профессий, разных людей и их личностные особенности важно изучать и учитывать в дизайне, мышлении, создании нового смысла.
Стратагема 3. Зов. Призвание. ПризывСтратегия третьего этапа – это понимание вашего личного призвания, главного мотива, призыва, исходящего от самой задачи. Зов вашего внутреннего героя. Можно сказать, что это важнейший этап вашей стратегии: понять, почему вы взялись за это дело, почему оно вас увлекло и что вам даст в результате.
Цель стратагемы
Найти внутренние силы, которые вас притягивают, влекут, призывают к решению проблемной ситуации. Ведь иногда вы вынуждены решать задачу, поскольку такова потребность, необязательно ваша личная, и вы не испытываете никакого влечения, персональной ответственности и чувства предназначения.
Исследовать, испытать разные способы мотивировать себя, понять, как решаемая проблема отражает вашу суть, ваш душевный призыв, вашу интеллектуальную культуру и волю.
Что делать?
Учиться необычному. Чтобы почувствовать зов ваших истинных интересов, нужно испытать прилив океана интуитивных влечений к новому. Раз в неделю выделяйте один час на «экспериментальный заплыв», когда вы сознательно погружаетесь в новую активность, которая может оказаться или практикой с новым инструментом для работы, или радикально неожиданным решением начать изучать искусство макияжа, японский язык, плетение корзин, выращивание домашних растений, пройти онлайн-курс по новой профессии; даже просто познакомиться с базовыми требованиями и процессами может быть нелишним. Такие активности пробудят интерес, это как разведка боем: надо попробовать лично, на практике спровоцировать себя на действия, чтобы осознать, прочувствовать, насколько это все вам подходит и интуитивно вызывает радость новизны и счастье саморазвития.
Записать видео о своем отношении к проекту. Цели, мотивы, ожидания, сомнения, возможности. Начните с простого диалога с самим собой. Запишите на видео ваше личное отношение к делу, рассказ о том, почему вам интересно, увлекательно или не совсем любопытно заниматься решением этой ситуации, в которой вы не находите пока достаточных аргументов для своего полного применения сил и способностей. Говорите прямо, честно, как если бы вы рассказывали другу. Вы ведь друг самому себе.
Начертить схему; можно в виде символической горы, высокой башни или дерева, в которой по вертикали вы размещаете рабочие задачи так, чтобы на самом верху были самые любопытные для вас, самые увлекательные, самые амбициозные активности, которые полностью отражают ваши интересы как человека, как профи, как участника общего дела, члена команды. Ниже уровнями расположите менее захватывающие для вас проектные активности, а в основании – те характерные задачи, которые, наоборот, вам не подходят, снижают продуктивность и интерес к работе, объективно плохо получаются и эмоционально подавляют, лишают сил и энергии.
Рекомендации
Найдите вдохновение в «испытательной практике». Намеренно выберите такой вид активности по проекту, такой подход к мышлению, чтобы подумать о решаемой проблеме как о забытой мечте из детства. Допустим, в детстве мы все мечтали, что наши игрушки оживут и будут с нами играть как одушевленные. Детская фантазия – это богатый источник естественных идей, которым не мешают опыт и стереотипы. Теперь представьте, как в вашей проблемной области, в которой вы стремитесь найти решение, можно сделать одушевленными все главные элементы, как они себя поведут, какие диалоги возникнут, какие скрытые причины ситуации раскроются. Испытайте странное чувство, что реальность управляется вашим воображением, практикуйте такие ментальные активности, чтобы «услышать зов, реальный голос» решаемой проблемы.
На этом этапе можно почувствовать, как некоторые новые для вас знания, опыт и впечатления словно начинают вас тихо и ненавязчиво приглашать, звать, убеждать в необходимости перемен, перехода из вашей прошлой жизни в новый смысл, открытый благодаря «испытательной практике».
Стратагема 4. Путь. Путешествие. ПеремещениеЦель стратагемы
Изучить, осмыслить, понять, какие путешествия можно совершить, чтобы изменить проблемную ситуацию. На этом этапе важно собрать весь опыт и знания для того, чтобы начать планировать движение проекта вперед. Если ваша задача – развить себя, то ваше путешествие должно начаться с первого шага – планирования. Если ваш проект нужно двигать к запуску, то ваше путешествие будет в продумывании испытаний и тестовых шагов, их оценке, измерении, маршрутизации. Когда мы мыслим, мы движемся, путешествуем ментально. На этом этапе важно принять решение, куда двигаться. Не только физически переместиться в более выгодное положение для решения задачи, но и символически, ментально пройти путь, нужный для разрешения существующей проблемы, найти в пути возможности для решения задачи. Представить, продумать, запланировать путешествие, которое может быть полезным для вас и вашего проекта. Это может быть посещение тематической конференции, переезд в другой город, последовательный путь вашей мысли, идеи между разными этапами реализации или буквальный визит на работающее производство, чтобы понять, как должны работать процессы в вашем проекте. Вспомните, какой опыт путешествий был у вас в прошлом, который может быть полезен и для творческого осмысления перемен, и для практических навыков навигации и планирования; так и с эмоциональным и психологическим опытом адаптации к новому пространству, людям и условиям.