Что делать?
Изучать маршруты путешествий, могущие быть полезными и как опыт, и как возможность поместить себя в новый контекст движения, который будет резонировать с вашей задачей поиска решения на вашем жизненном пути. Знакомиться с новыми местами, производствами, центрами концентрации знаний, персоналий, идей.
Гулять, двигаться, бегать, постоянно использовать длительные и короткие прогулки для практики размышления, ненавязчивого поиска новых идей, следуя знакомым путем или постоянно меняя маршрут. Многие исследования доказали пользу прогулок для мышления и пользу смены обстановки и окружения для обучения. Стремиться думать в движении, буквально искать места, которые вдохновляют и способствуют повышению продуктивности работы.
Ментально путешествовать. Фантазировать. Представлять, как ваш проект движется в пространстве и времени, как он меняется, как он развивается в вашем воображении и постепенно детализируется, осознается как реалистичный, способный к самостоятельным шагам, к ответственным решениям благодаря вашей вере в собственный путь. В любом путешествии мы не только встретим новых людей, но и незаметно изменимся сами.
Рекомендации
Работайте в движении. В поездках, в поездах, в самолетах, на вокзалах. Движение людей, пространств, координатных точек на экране гаджета будут хорошим, деятельным фоном, настраивающим ваше мышление на тематику перемен, атмосферу энергии жизни. Всегда привлекательна задумчивость человека, уставившегося в иллюминатор и в белизну облаков, задумавшись, промывающего золото свежих идей, путешествуя из Греции на Кавказ. Ничто так не способствует появлению новых идей, как путешествие, движение, шум колес и мерное гудение авиационных двигателей. Сделайте движение вашим стилем жизни, а активное творческое мышление – формой существования. Даже смотря кино, двигайте активно нейронными связями своего мозга, следите за сюжетом, но и прислушивайтесь к интуиции: возможно, через скрытый смысл фильма к вам проникает маленькое открытие. Путешествуйте по образам, и они начнут путешествовать в вас, как ягнята, призывая вас обратить внимание на незаметные детали.
Помните замечательный фильм «Молчание ягнят»? Там есть один малозаметный, можно сказать, скрытый маршрут путешествия героев фильма, знакомый сценаристам, которые хорошо разбираются в психологической драматургии и символическом. Главная героиня, следователь Кларисса Старлинг, в начале фильма спускается для встречи со своим собеседником, маньяком Ганнибалом Лектором, в подвальное помещение тюремных камер, преодолевая несколько этажей вниз, сквозь ограничения решеток, чтобы вести знаменитые диалоги через полностью прозрачное стекло, надежное и незаметное; но в середине фильма она уже поднимается на несколько этажей, использует лифт, чтобы добраться до высоты, на которую возвели преступника, поместив его в железную клетку. Нам словно намекают на таинственную перемену в самой героине, что изначально Клариссе собеседник казался страшным и практически «похороненным» в похожей на средневековый каменный склеп подземной темнице, за толстым, прозрачным стеклом, словно полностью раскрывающим все замыслы и действия Ганнибала.
Но после нескольких встреч, сложных бесед, раскрытия характеров, борьбы умов и знаменитых крупных планов мы видим, как в восприятии героини ее собеседник словно возвысился, стал буквально выше, обстоятельства поместили его в респектабельное высотное здание, вознесли до самых влиятельных людей и при этом поместили в стальную клетку, которая его не удержит. Это незримое путешествие символично, оно про изменения мышления героини, словно усиливает и сюжет, и напряжение и объясняет нам на интуитивно понятном языке, что наши первичные стереотипы, мрачные, глубинные предпосылки и темные страхи могут совершить путешествие, восхождение, вознесение к более высокому личному статусу, уважению к уму, доверию, надежде, личной симпатии, в которой неловко признаться, но о которой говорит нам символический язык кино.
Нарративный язык кино – это понятная модель построения увлекательного сюжета, который мы можем перенести в нашу жизнь. Путешествие – это инструмент осознания перемен в личности, в обстоятельствах, в мышлении. Быть готовым на своем пути встретить противника, конкурента, соперника, антагониста – задача любого творческого путешествия, любого героя.
Стратагема 5. Соперник. Антагонист. КонкурентСтратегия данного этапа состоит в формировании образа антагониста в вашем мышлении. Для того чтобы творчески решать задачи, надо уметь видеть больше в конкретной ситуации. На этом этапе стратагема помогает нам обозначить противников, соперников, конкурентов, тех, кто противодействует нашим интересам, нашим целям.
Цель стратагемы
Понять, кто и что нам мешает достигать желаемого. Изучить антагонистов как среди окружающих людей, так и среди процессов, условий и обстоятельств. В маркетинге это зачастую конкурентный анализ предложений на рынке, в дизайне – исследование аналогов, которые другим способом решают ту же задачу, в культуре – размышление о противостоянии традиционных и прогрессивных взглядов, его причинах и последствиях.
Что делать?
Опишите свой проект, как если бы он работал как антагонист самому себе. Переведите все функции в обратные значения. Все, что движется, пусть будет статичным; все, что потребляет ресурсы, пусть, наоборот, их приносит. Изучите получившуюся модель, оцените возможные позитивные последствия такой перемены условий проекта.
Изобразите ваш проект, задачу, проблему в виде схемы. Укажите взаимосвязи элементов, влияния и зависимости между собой отдельных блоков. Буквально разорвите получившуюся схему на несколько кусков и случайным образом попытайтесь соединить фрагменты, не думая о рациональной логике такого объединения. Возможно, такой радикальный подход натолкнет на мысль, которая, как противник, надоедливо будет вас раздражать, провоцировать и дожидаться, пока вы не попробуете то, что вам сейчас кажется полностью неуместным и ошибочным, антагонистом любому здравому смыслу. Ваш личный антагонист – уверенность, что вы всё уже попробовали. Изучайте все неочевидные, скрытые влияния на проблемную ситуацию. Важно даже негативные обстоятельства, которые вам мешают и нарушают привычные процессы работы, представить не как антагониста, не как повод отложить в сторону инструменты и идеи и ждать изменений, а как новый стимул пересмотреть не внешние факторы и обстоятельства, а вашу практику работы, сделать недостаток, проблему, противоречие вашим стимулом, возможностью.
Рекомендации
Примените технику антагониста к своей работе. Проведите один день в абсолютно не свойственном вам рабочем режиме. Главное – полностью пересмотрите свои привычные ритуалы и регламенты. Например, если вы на работе много времени проводите, пытаясь настроить себя на срочные задачи, – перестаньте и начните с самых простых и не таких ответственных. Не думайте о срочности и важности, а только о самом процессе, тогда вы получите удовольствие от завершения задачи и поторопитесь взяться за новые, а там очередь дойдет и до срочных, но волноваться и робеть вы уже не станете. Если постоянно заглядываете в социальные сети – вообще отключите гаджет на время работы. Если привыкли основательно готовиться к выполняемой задаче – попробуйте использовать профессиональную интуицию и поработать без подготовки. Привыкли стесняться былых ошибок и неудачных проектов – сформулируйте полезные в работе выводы, советы, полученные благодаря этим неудачам, напишите об этом публично в социальных сетях, на профессиональном сайте: пусть ваш опыт удостоится и уважения, и благодарности от незнакомых вам людей. Полезно иногда менять рабочий процесс на противоположный, антагонистичный, чтобы оценить достоинства привычного вам режима и найти новые впечатления, увеличить продуктивность.
Помните ситуацию, когда из-за холерного карантина в Москве 1830 года поэт Александр Пушкин словно встретил своего антагониста – бездеятельную, бездарную, замкнутую, изолированную жизнь, без шума столицы, балов и интриг, без вдохновения кутежа и суетливости творческой среды вокруг, и был вынужден три месяца просидеть в семейном поместье в селе Болдино. Так, мы знаем, что Болдинская осень стала наиболее продуктивным периодом в его творчестве за всю жизнь, словно, увидев антагониста в безделье и однообразии деревенской жизни, поэт осознал свою роль творческого человека, полного замыслов, энергии творческой жизни, и завершил работу над «Евгением Онегиным», «Маленькими трагедиями» и «Повестями Белкина», как и над десятками мелких произведений, стихов и заметок. Так зачастую наш личный конкурент, антагонист, соперник убеждает нас принять внешние условия, отложить на время планы творческих достижений и самореализации, ведь кажется, что сейчас не время и не место для успешной работы, что вокруг нет комфортных условий, только провинциальная скука, отсутствие любимой публики, перед которой хочется блистать идеями, а именно в такие минуты сложно не поддаться желанию все отложить до лучших времен и возможностей. Заполнить пустоту вынужденной изоляции мы учились совсем недавно: многие находились в карантине, и те, кто переключился на изучение, исследование новых условий, перенес свою работу, дела в новый, удаленный формат, стали понимать, что любые обстоятельства – это только материал, из которого каждый лепит то, что получится.
В такой момент каждому из нас надо встретить наставника, получить полезный совет, услышать нужное каждому: «Удобных моментов не бывает, есть только сейчас». Carpe Diem.
Стратагема 6. НаставникВаша стратегия на этом этапе – поиск наставника. Будет ошибкой полагаться только на свои знания и опыт своей команды, коллектива, особенно когда это касается сложных проектных задач или личностных проблем. Стратегия поиска наставника – это не страсть к новым знаниям, а персонификация, очеловечивание конкретного опыта. Это как сравнивать учебник по нужной тематике и его автора: всегда полезнее побеседовать с автором, получить его наставления, советы, инструкции и захватить с собой учебник для поддержки теоретической информацией. Встречная стратегия – понять, в чем вы лично можете выступать наставником, учителем, экспертом, какой опыт вы способны передать. Это тоже важный этап и жизни, и понимания своей новой роли в проекте ее раскрытия.
Цель стратагемы
Искать источник знаний, людей, авторов, экспертов в проблемной для вас области. Найти человека, который и хорошо понимает ваши задачи, и способен не только делиться опытом, помогать советами, но и, что важно для наставника, создавать душевный фундамент для совместной работы. Именно давать вам опору на зыбкой, болотистой почве вашей неуверенности, строить совместно надежную платформу из убеждений, ценностей, интеллектуальной культуры. Признаки настоящего наставника: вера в ваше общее дело, такт, внимание к вашим проблемам, честность, смирение перед вашим недоверием, неуверенностью, готовность помогать вам преодолеть себя, глубокие практические знания и личный опыт, умение видеть ваши ошибки, но знать, что важнее научить вас их видеть и исправлять, открытость, невероятная сила, заложенная в доверии вашим еще даже неизвестным вам самим способностям. На этом этапе вы очерчиваете круг, в который вписывайте всех тех людей, для которых будет интересным и полезным взять над вами роль наставничества и обучения. Любая форма мышления зависима от внешних источников информации, и замечательно, когда такие потоки нужных мыслей сопровождает хороший, умный, внимательный человек или команда.
Что делать?
Рассказывайте в социальных сетях и при публичных встречах о своих задумках, сложностях, идеях. Мир информационно открыт, и ваши истории о проектах, ваши запросы к окружающему цифровому пространству могут вернуться хорошими знакомствами, советами экспертов, рекомендациями от опытных людей со всего мира. Современное наставничество не имеет границ. Обязательно делитесь идеями, сомнениями, описывайте решаемые задачи – и с высокой вероятностью вам ответят, подскажут, помогут.
Откройте записную книжку с вашими личными контактами, список ваших подписчиков и друзей в социальных сетях. Посмотрите на этот перечень иначе – как на возможный, потенциальный источник знаний и опыта. Кто может вам подсказать решение, поддержать вас, вдохновить?
Формируйте в вашей компании, команде, коллективе открытые отношения, чтобы каждый мог свободно делиться опытом и знаниями. Это помогает не только укрепить связи в коллективе, лучше понять компетентность и проникнуться заслуженным уважением к людям, но и обрести такого мощного коллективного наставника – команду, способную фонтанировать разнообразными знаниями или широкой сетью контактной информации о знакомых и людях, способных вам помогать советами в проекте.
Подумайте, какой ценный опыт есть у вас лично. Оформите его в виде заметок в блоге или серии подкастов. Уверен, любой наш опыт находит того человека, для которого он ценен именно таким – личным, искренним, скромным. Вы тоже способны вдохновлять, просто пока не ставили перед собой такую задачу, а значит, не нуждались в такой роли, но кто-то нуждался в вас как в человеке с опытом и знаниями. Даже если вы проваливали десяток проектов, ваш опыт очень полезен и ценен для тех, кто пока не ошибался и не упускал возможности, не проваливал задачи и ничего не проигрывал в схватках с жизнью.
Рекомендации
Подумайте о людях, которые вас давно и хорошо знают. Например, ваши школьные и институтские учителя – они ведь хорошо вас знают, помнят ваши особенности и интересы. Каким они видели вас много лет назад и каким они могут увидеть вас сегодня, какие качества, способности вы в себе развили и какие умения и знания, полученные совместно, вам пригодились? Подумайте, как ваш образ, ваша роль поменялись за годы (из ученика и студента в новый ваш статус), а какие роли остались неизменны (например, любопытного исследователя, немного рассеянного и неорганизованного). Найдите возможность поблагодарить ваших наставников, учителей, инструкторов – спустя годы вы точно знаете за что.
Представьте, что у вас есть возможность стать наставником самому себе, но на десять лет моложе. Вы даете советы и рекомендации прошлому себе, используя профессиональный и жизненный опыт, накопленный за десять лет: как мыслить, как поступать, что выбирать, какими людьми себя окружить, чего избегать. Запишите рекомендации и внимательно изучите, ведь часть из них будет вам полезна и сейчас, и, возможно, в будущем. Важно уметь описывать и свои успехи, и, главное, опыт проигранных схваток, – почему это полезно, вы узнаете дальше.
Стратагема 7. Схватка. Провал. Сражение. СтолкновениеСхватка с задачей – вот стратегия этого этапа. Стратагема призывает вас разнообразно атаковать позиции проблемы разными творческими приемами и методами. Это не просто «генерация идей» – это интеллектуальная творческая борьба в особых условиях. Стратагема намеренно создает условия для более интенсивной работы.
Цель стратагемы
Создать высокую рабочую интенсивность на пределе возможности. Волевым усилием управлять своим мышлением. Суть всего творчества – это подготовка плана генерального сражения с задачей, какой бы она ни была, и решительное выполнение этого плана, даже если все против вас и нужно затратить все ресурсы ума, воображения, интуиции и обычного трудолюбия. Цель этапа в многократном испытании своих сил, тренировке креативных навыков, практике решения множества разнообразных задач, чтобы научить мышление «играть мышцами», подготовиться к настоящей битве за идею. Идею, в которой заложена энергия продолжительных усилий по реализации, доведении задуманного до победного финала. Все мышление – это схватка между знакомым, изученным, понятным опытом и новым, смелым знанием. Цель этапа – выхватить из хаоса разнообразия творческих идей нужную. Победную идею. Идею, вдохновляющую ее воплотить, реализовать.
Что делать?
Всё делать! Смело, весело, активно. Рисуйте проблему, играйте с условиями, создавайте макеты из бумаги, чтобы понять, как все работает не в воображении, а в виде пространственной модели, физического объекта. Опишите проблему. Какой плейлист музыкальных композиций, исполнителей, какой жанр музыки соответствует вашей задаче? Посмотрите на задачу иначе, за краткое время опишите проблему, уложившись в сто слов, затем опишите эту проблему, использовав тридцать слов, и остановитесь, выбрав всего три слова, которые точно и полностью характеризуют проблему.
Представьте, что у вас вообще нет никаких ресурсов для решения вашей творческой задачи. Ничего нет. Инструментов, средств, материалов, энергии. Вдруг именно это сложное условие приведет вас к верной атаке на идею – броску обреченного. Часто именно так и придумываются классные идеи.
Расскажите маленьким детям о своей задаче. На основе условий из вашей проблемной области придумайте игру, в которую можно поиграть с детьми, и внимательно наблюдайте, как детское воображение вдруг находит самые оригинальные и при этом простые приемы, решения или выходы из подобной ситуации. У вас серьезная задача, а вы старательно ее упрощаете, чтобы доходчиво объяснить суть детям и поймать в их наивных размышлениях нужную вам непосредственность и смелость. Для творческой схватки с задачей вам необходимо создать, спроектировать условия. Возможно, требуется отдалиться от суеты и людей, а возможно, наоборот, нужно погрузиться в новый для вас поток людских историй.
Рекомендации
Найдите хорошие примеры работы в сложных условиях и повышения продуктивности при конкурентной борьбе, соперничестве умов, схватке интеллектов, схватке с обстоятельствами. В далеком, почти мистическом 1665 году из-за вспышки чумы в Англии Исаак Ньютон, только что ставший выпускником Тринити-колледжа Кембриджского университета, был вынужден вернуться в родной дом к матери, прервав научную карьеру в самом начале, успев поставить несколько экспериментов и сделать важные теоретические обобщения. Фундаментальные открытия в физике, и прежде всего открытие закона всемирного тяготения, он совершил именно в продолжительной «схватке с изоляцией» в домашнем поместье Вулсторп во время чумных лет. Этот период вынужденной самоизоляции, знакомый теперь многим, биографы Ньютона назовут годами чудес и открытий. Стремитесь сойтись в сражении с вашими задачами в самое непривычное время: это стратегия, это тактика. Оказавшись без нужного и привычного вам окружения, в полной изоляции, в связке с неразрешенными проблемами, прорывайтесь с боем. Интеллектуал – это боец ума, берсерк размышлений, солдат, прорубающий себе путь к знаниям сквозь тьму старых представлений и полчища стереотипов и заблуждений. Это происходит внутри человека, снаружи только горы исписанной бумаги – поверженные идеи и гипотезы, жертвы очередного неудачного штурма неприступной крепости – интеллектуальной задачи. Ограничения зачастую рождают продуктивность. Практика схватки – это умение приложить волю и решимость к вынужденной ситуации, разрешить конфликт в интересах дела. Вырвать личную победу из обстоятельств – и не силой мышц, а духовными усилиями ума. Хотя и пушкинская Болдинская осень тоже отчасти напоминает нам такую схватку гениального ума и продуктивного таланта с вынужденной изоляцией.
Стратагема 8. ПотеряСтратагема этого этапа – оценить возможные потери, продумать ресурсы, которыми можно пожертвовать для достижения цели, решения задачи. Ваша стратегия на этом этапе – анализ, осмысление и переживание опыта потерь. Для того чтобы ваше мышление эффективно работало по проектированию условий успешности вашего проекта, дизайна вашего состояния счастья, вы должны следовать от контрастной противоположности – чувства потери. Стратагема позволяет вам обдумать те поступки, действия и мотивы, которые потребуют от вас жертвовать и терять на пути к победе над задачей.
Цель стратагемы
Понять ценность для вас задачи через личный опыт оценки рисков и вложений сил и ресурсов. Размышлять и находить аргументы в пользу целесообразности продолжения работы даже в условиях низкой вероятности успеха. Мышлению творческого человека важна привязка к реалистичности риска, важно и полезно осознавать, что возможна серия неудачных решений – это плата за возможность попытаться начать все сначала, отступить, обнаружить ошибочное направление и вернуться на развилку прошлых размышлений, изменить свое отношение к самому процессу, сделав его более требовательным к личному участию. Осознать возможность неудачного действия, ошибочного решения и принятие ответственности на себя, как и последствий. Именно эти шаги помогают почувствовать, насколько задача важна, насколько ваш характер, любовь к делу, уверенность в себе способны взять вас под контроль и повести в нужном направлении.
Что делать?
Отделите от вашего проекта все лишнее, все случайное, все, что не влияет на конечный результат. Посмотрите на проект, на задачу, на проблему, отсекая от нее крупные фрагменты, которые, возможно, не влияют на общую картину. Например, пытаясь выстраивать личные отношения с человеком, отсеките от него весь его прошлый опыт, не оценивайте его по его прошлым отношениям, ведь и вы изменились за годы, так что ваши юношеские отношения и увлеченности сегодня уже мало что говорят о вас. Другой пример: размышляя о дизайне, не думайте о том, как должен выглядеть разрабатываемый объект, – опишите сначала словами, как он должен работать, как он будет помогать людям решать их задачи. Сначала отсеките эстетические задачи и решайте функциональные, потеряйте на время интерес к упаковке, разрабатывая начинку, содержание продукта.
Опишите ваше решение в трех разных материальных режимах использования ресурсов. Что, если у вас только треть нужных ресурсов, каким будет ваше решение и за счет чего вы добьетесь экономии? Затем подумайте, как будет выполнена ваша задача, если реализовать ее только с половиной нужных вам ресурсов, чем можно будет пожертвовать ради получения результата. Теперь подумайте, как можно решать вашу задачу, уже имея все нужные ресурсы, но с учетом двух разных способов снижения издержек и экономии, которые вы продумывали раньше.
Нарисуйте подробную схему, как функционирует ваша проблемная область и где возникает задача, требующая решения. Внимательно посмотрите на схему и перерисуйте ее за минимальное время, скажем за минуту. Посмотрите на результат: возможно, схема потеряла некоторые детали, и теперь можно неожиданно увидеть новую ситуацию, придумать новое решение, возникшее благодаря случайности при спешке.
Рекомендации
Вспомните ваши личные потери, неудачи, провалы. Этот опыт на личностном уровне бывает очень показательным. Нас в детстве не учат достойно проигрывать, принимать поражение, не терзаться из-за потерь и ошибок. Когда мы взрослеем, становимся опытнее и, надеюсь, мудрее, мы открываем для себя тайну. Находим потерянный клад. Это сформировавшийся у нас опыт пережитых неудач, опыт предательств, опыт обмана и разнообразных обидных потерь. Посмотрите на то, как вы себя вели в этих обстоятельствах, где вы могли повлиять на ситуацию и что было под вашим контролем, а что нет.
Стратагема 9. Победа. Пир. Пиррова победаВаша задача на этом этапе – собрать все ваши идеи, гипотезы, интересные мысли с каждого этапа предыдущих стратагем и выбрать из них самые перспективные к применению, проверке на жизнеспособность.
Цель стратагемы
Выбрать подходящее решение вашей задачи, применить его, посмотреть на результат как на достойную победу. Собрать все решения, идеи, гипотезы в одну таблицу, сравнить возможности, определить перспективность и начать планировать внедрение в реальную жизнь. Ваша цель – отметить успешное решение, поделиться радостью победы и быть благодарным всем, кто вам помогал, кто работал с вами. Выражение благодарности всем участникам проекта тоже должно стать вашей культурой мышления. Какой бы ни была ваша личная задача, ваша профессиональная проблема, проектная ситуация, умение выбирать нужные решения, достойно праздновать победу и быть искренним в благодарности коллегам, наставникам, даже конкурентам и соперникам становится важным навыком организации работы и мышления. Вашим преимуществом, поскольку это качество встречается крайне редко.
Что делать?
Собирайте все решения и проводите опрос коллег, выявляя самое популярное решение, самое надежное, самое оригинальное. Не всегда самое популярное решение подходит для решения задачи, как и не самое оригинальное может оказаться крайне подходящим, ведь знакомые решения не требуют усилий в реализации за счет обучения новым навыкам.
Вспомните все свои победы, от самых незначительных до самых ценных для вас лично. Переживайте радость победы заново – расскажите об этом опыте публично. Так устроена наша память, что мы, вспоминая приятные события, каждый раз словно переживаем их заново. Это поможет вам не терять позитивный настрой.