Запишите видео, расскажите на камеру, как вы работали, как искали решение, что было наиболее трудным и что помогало. Пока вы испытываете радость победы, вы помните детали трудностей, примеры хороших организационных решений и разнообразные ментальные практики, а завтра вы всё это забудете, эмоционально перегорите и потеряете такой полезный опыт. Запишите для себя видео с советами, как строить будущий проект, с рекомендациями, как находить новые идеи и не терять веры в себя. Как побеждать.
Рекомендации
Не откладывайте благодарность всем, кто, на ваш взгляд, достоин быть упомянутым. Придумайте свой вариант подарка в знак благодарности. Пусть этот подарок станет вашим приятным ритуалом. Вы можете дарить банку меда каждому человеку, кто помогал вам с проектом. Для каждой банки нарисуйте этикетку и подпишите имя человека, которому вы хотите сообщить о своем чувстве. Не стесняйтесь быть добрым и распространять душевное отношение к делу. Этого мало вокруг, и это оценят. С вами будут хотеть работать, вас просто будут любить. Даже если ваш проект будет неудачным, этого уже будет достаточно. Не стесняйтесь благодарить любым доступным для вас способом, главное – не откладывайте.
Стратагема 10. Возвращение. Путь домойФинальная стратагема цикла. Ваша задача на этом этапе – попробовать вернуться к самой задаче после решения и посмотреть на нее еще раз. Чему вас научил рабочий процесс? Что вы поняли о себе и своих коллегах за время размышлений, схваток с интеллектуальными противоречиями и прорывов к границам возможных решений? Что стоит внедрить в работу в следующих проектах? Вы словно заново смотрите на весь путь, на пользу каждого этапа, на трудности с каждой стратагемой и на то, как вы справлялись.
Цель стратагемы
Осознать, что за время работы вы лично немного поменялись, равно как изменился мир вокруг, ваши знания, опыт и инструменты. Понять, что важно проектировать собственные методы мышления и творческие практики, чтобы дать воображению, памяти новые стимулы и эффективные импульсы. Найти личный, авторский путь развития в профессиональной среде и в очень интимном, хрупком психологическом мире творческой личности. Пройдя полный цикл нарративной модели от первой стратагемы к финальной, освоить и улучшить этот материал своим опытом, собственными прикладными приемами, учитывающими ваш уклад жизни, условия работы и цели.
Что делать?
Находите время на анализ рабочих процессов и на написание рекомендаций себе на будущее. Только закончили проект – запишите советы, как сделать следующий более продуктивным, как себя обхитрить и не дать потерять энергию, интерес, азарт охоты за идеями. Сравните измеримые показатели применения ваших решений. Анализируйте результаты, перемены в ситуации, связанные с вашим решением.
Посетите место, где вы давно не были: символическое место вашего детства, пространство вашей юности, первую школу, забытый старый двор, закрытый офис вашей первой компании. Это важная душевная практика возвращения в места, которые вы покинули, отправились в далекое жизненное путешествие и вновь вернулись, уже многое о себе познав и выведав в сложных переплетениях дорог и тропинок, которые снова привели вас в начальную точку. Возникает чувство завершения важного этапа и полного обновления маршрутов. Вы снова открыты пути, дороге, выбору цели.
Нарисуйте обложку книги о работе над проектом, который вы только что завершили. Придумайте название для книги, которая отражала бы суть вашего проекта и отношение к нему. Напишите семь названий для глав, в которых вы могли бы рассказать о проекте, процессе мышления, разнообразии творческих активностей и драматизме событий. Этот эскиз книги о проекте поможет вам точнее увидеть ваше отношение к результатам, сделать личные выводы и подумать о том, что, возможно, будет интересно написать книгу о решении задачи.
Рекомендации
Подумайте, что даже усталость, некоторая естественная потеря интереса к работе над задачей не должны вам помешать обдумать следующие проекты, новые проблемы и, главное, то, какие у вас теперь результаты, чем вы довольны как автор проекта. Попробуйте свой успешный опыт придумывания решений перенести на всю жизнь, изобретайте, проектируйте, создавайте поводы для радости, моменты открытий, скромные моменты личного творческого триумфа. Главное – не переставайте быть автором, режиссером, дизайнером, художником, хореографом, скульптором, архитектором своей жизни. Только так!
Давайте завершим изучение краткого, насколько возможно, изложения нарративной модели и посмотрим на ее скрытый потенциал и почему она хорошо работает на моих учебных курсах с сотнями разнообразных задач. Эта модель необычна и при этом универсальна, ее базовая структура рождает сюжет драматичный и захватывающий, а внутренняя структура задействует все разнообразие различных типов и методов мышления.
Стратагема «Пространство» – пространственное мышление
Стратагема «Герой» – мифологическое мышление
Стратагема «Призвание» – интуитивное, прогностическое мышление
Стратагема «Путешествие» – визуальное мышление
Стратагема «Антагонист» – критическое мышление
Стратагема «Наставник» – коллективное мышление, артикуляционное мышление
Стратагема «Схватка» – творческое мышление
Стратагема «Потеря» – инженерное мышление
Стратагема «Победа» – практическое мышление
Стратагема «Возвращение» – аналитическое мышление
Цель книги – вдохновить вас на личный поход, на поиск собственного метода эффективного и творческого решения задач. Постоянно учиться усиливать один прием мышления внедрением элементов и подходов из соседней теории или практического набора действий. Рассмотрим популярное дизайн-мышление. Метод дизайн-мышления состоит из шести этапов, и на каждом вы проектируете особые мыслительные практики с помощью разнообразных активностей. В общем виде это тоже пошаговая стратегия по пониманию, разработке и проверке решений. С редкими вариациями шесть этапов дизайн-мышления – это последовательность конкретной цели действия: Эмпатия, Фокусировка, Генерация идей, Селекция, Прототипирование, Тестирование. Иногда метод расширен до семи шагов, где финальным этапом становится Рефлексия. Более детально мы рассмотрим этот метод дальше.
В своей работе я постарался объединить разные методы в общую логику организации процесса мышления. Дизайн-мышление очень рационально организует действия по поиску решений, и я добавил в этот подход элементы нарративной модели, чтобы создать больше импульсов и для воображения, и для творческого взгляда на проблему. Это попытка создать игру по общим правилам, ведь, играя, человек моделирует ситуацию по заранее разработанным правилам и целям, при этом примеряя на себя различные ролевые, игровые модели. Это как выход знаменитой книги культуролога Й. Хейзинги Homo Ludens («Человек играющий») про играющего человека в современной культуре, который примеряет на себя различные психологические и культурные роли. Десятью годами позже немецкий богослов Х. Ранер написал свою книгу «Играющий человек», но уже о том, что христианская церковь должна посмотреть на свое учение как на форму ролевой игры, на форму великого замысла, который в игровой форме объединяет и смысл таинства, и человеческую природу интереса к преображению, переодеванию, маскам, созданию образов. Такая серьезная область жизни, как церковная культура, рассматривается как смелая, живая и играющая, даже Творец уже не строгий и мудрый старец с древних икон, а живой, созидательный автор большого сценария, по которому живет космическое пространство. Дело в объединении взглядов, теорий, пользе такого взгляда на современную науку и мышление. Желание современного человека объединять смысл разных методов и теорий, культур и традиций, не упростить смысл своей интеллектуальной работы, а насытить его разнообразием возможностей объяснимо прежде всего сложностью и оригинальностью задач. Мы сегодня видим, как меняется мир, возникают целые цифровые империи, разливаются океаны популярного контента по разнообразным каналам новых медиа, новые глобальные бизнесы доставки продукции в любые точки света, и все это на новой платформе мобильных устройств размером меньше ладони.
Исходя из этой условности, я стараюсь рассматривать теорию дизайн-мышления как гибкое проектирование ментальных практик и творческих подходов работы с нарративными моделями. Этап Эмпатии призван погрузить вас в размышления и наблюдения за проблемной областью, потребностями людей и их проблемами. Его удобно объединить со стратагемами Пространства и Героя, ведь решаются абсолютно общие задачи. Этап Фокусировки помогает вам понять и конкретизировать цель, определить направление работы, обнаружить проблемное сопротивление среды; его целесообразно объединить со стратагемами Призвания и Путешествия, активно используя ваше визуальное и пространственное мышление. Этап Генерации идей позволяет творчески находить разнообразные решения и может объединить в себе стратагемы Антагониста, Наставника и Схватки, вовлекая в работу и творческое, и критическое мышление. Этап Прототипирования убеждает вас, что хорошие идеи можно реализовать, испытать, проверить и отбросить неработающие, неперспективные гипотезы, экономить ресурсы и тратить все силы только на ценные для дела усилия; для таких целей хорошо подходит стратагема Потери и инженерное мышление. Этап Тестирования предназначен для помощи в принятии верного решения, в выборе варианта с самыми надежными показателями; он помогает увидеть, как работает ваш выбор, и наметить план совершенствования дальнейших проектных действий, поэтому может использовать стратагему Победы, провоцируя на работу ваше практическое мышление и прикладные знания. Этап Рефлексии создает условия для вашей работы с анализом всех результатов, с попыткой посмотреть на себя со стороны, осознать свою роль и допущенные ошибки и проверить исходные условия задачи, чтобы убедиться в эффективности придуманного вами решения, что, очевидно, решает общую задачу с стратагемой Возвращения и аналитическим мышлением. Конечно, я постараюсь в дальнейшем несколько раз обращать ваше внимание на разнообразие таких приемов, на синтез методов и на новые подходы к дизайну как культуре мышления – даже когда мы проектируем дизайн для нашего настроения, нашего отношения к жизни, проектной мотивации или усовершенствования нашей карьерной привлекательности, репутации и востребованности на рынке. Цели могут быть разными, но метод будет работать эффективно за счет своей гибкости и творческой содержательности. Каждый сможет найти для себя полезные приемы в этой книге.
Сотни моих выпускников из разных курсов, школ, университетов прошли эти этапы как символические состояния и схватки со сложными задачами, чтобы попробовать решить учебную задачу, переступая через барьеры неудач и теряя всякую надежду, но веря, что именно такой путь приведет к нужному, позитивному решению, не случайному, не подаренному судьбой, а заслуженному своими умом и руками. Сотни действующих сегодня в креативной индустрии профессионалов могут вспомнить, как им было сложно со мной, с моими «странными методами», с моими коллегами-педагогами, со всеми, кто со мной в команде, но они также вспоминают, как это помогло им осознать свою роль, главная из которых – центр принятия решений, находящий баланс между уступками своим недостаткам и слабостям и желанием их изменять, совершенствовать до гармонии и в конечном счете до более насыщенной и интересной истории собственной жизни.
Мышление меняет многое: от методов силовых тренировок до отношения к личному потенциалу. Из всего диапазона фундаментальных концепций, стоящих за каждым из методов, я остановился только на прикладных и имеющих практическую ценность. Счастье достижения заключается не в успехе, суть которого – вовремя поспеть, а в достаточной доле волевого упорства. Только упорство это – желанное: вы сначала понимаете, чего хотите, чего ожидаете, и затем просто идете навстречу этому образу. Мы счастливы, когда получилось нелегко, но силы, вложенные в достижение цели, многократно увеличили ее ценность.
Упорядочить движение к цели помогают различные приемы мышления. Прежде всего это практики формулирования идеалов и точных маршрутов.
В книге мы будем знакомиться с десятками приемов дизайн-мышления, которые помогут навести порядок в голове и на рабочем столе, дышать свободно и много работать, найти личную формулу объединения телесного опыта с культурой мышления.
Воля – это своего рода канал, отделяющий тех, кто просто мечтает, от тех, кто действительно перестраивает свои жизнь и мышление, не боясь ответственности и потерь. По этому каналу на огромной скорости несется энергия созидания. Мы вкладываем эту силу в любое наше дело. Воля подпитывает наши цели и удерживает внимание на нужном уровне. Волевой человек выдерживает удары судьбы – символические и реальные. Воля поглощает все.
Боевые искусства, силовые виды спорта укрепляют нашу волю: получая удары, мы становимся сильнее, тверже духовно. Но главное – наша воля подпитывается от вечных спутников человеческой культуры – архетипов.
Архетипы – это прообразы в голове каждого из нас. Они словно эталоны различных ролей и моделей поведения. Бунтари харизматичны, мужественны и бросают вызов сильнейшим. Матери нежны, заботливы и делят свою любовь между всеми. Плут обманывает, хотя в его хитрости больше правды и наблюдений. Архетип Духа напоминает, что главная сила скрыта внутри человека. Архетипов сотни, и важно научиться в сложных ситуациях выбирать себе естественную роль, которая поможет донести вашу мысль или поступок до окружающих.
Всегда советую пользоваться нарративной содержательностью архетипа. За символом, образом, ролью архетипа всегда есть своеобразная история, которую узнают все, но она остается притягательной и живой. Об этом писали десятки исследователей и культурологов. Это как путешествие по лабиринту, который кажется знакомым и простым, но ты каждый раз получаешь удовольствие узнавания, так и сюжет с архетипами нам всегда знаком как история, в которой герой всегда встречает на своем пути и антагониста, и наставника и обретает счастье за счет усилий при минимальном таланте и помощи внешних сил.
Как использовать архетип в своей жизни? Отвечу простой инструкцией. Допустим, у вас идут переговоры и надо представить экспертам и инвесторам свой проект. Добиться цели – значит убедить в перспективности инвестиций в ваш проект, в пользе взаимного сотрудничества, обмена опытом. Вы выбираете один из семи архетипов, о которых будет рассказано далее, и меняете характер вашей презентации, исходя из выбранной роли. Вы рассказываете о своем проекте – например, пусть это будет небольшое кафе с хорошо настроенным сервисом онлайн-заказов и доставкой по городу.
Архетип Духа: ваше выступление концентрируется на командном духе, ведь вы объединили четыре группы людей: поваров, менеджеров и официантов, техподдержку онлайн-заказов и активное сообщество пользователей. Это особый дух сотрудничества, дух общего дела.
Архетип Дитя: вы говорите о том, что изначально мало что понимали и были как любознательный и любопытный малыш, который учится всему, на что ни посмотрит. Вся компания как ребенок, который хорошо учится на своих ошибках и прилежно слушает советы наставников. Вы готовы учиться и расти.
Архетип Мудреца: ваша роль – рассказать о том, что вы анализировали рынок и выяснили, что посетители желали бы получать заказы с собой, приходя в кафе. Онлайн-заказом они пользуются только из экономии. Вы рассчитали выгодную стоимость самых популярных заказов и снизили по ним цену, повысив ее за десерты. Вы снизили стоимость детского меню, зная, что вместе с детьми в кафе придут и родители. Вы рассказываете о решениях, которые продуманы, мудры, логичны.
Архетип Бунтаря: ваше выступление обещает изменить рынок, разрушить пару стереотипов и научить людей иначе смотреть на роль кафе в жизни. С вашей подачи кафе становятся рабочими местами для тысяч людей. Вы говорите о революции нового типа занятости, о новом отношении к работе и новой роли кафе в этой трансформации.
Архетип Матери: вы говорите о том, что люди отзываются о вашем сервисе трогательно и нежно, считают его уютным и домашним. Вы концентрируетесь на атмосфере отношений людей и сервиса, душевных ответах на звонки, текстах сообщений, отзывах потребителей и их теплоте.
Архетип Тени: вы говорите о темных сторонах этого бизнеса. О том, как кафе скрывают правду о качестве продуктов, и о ценообразовании. Вы говорите о ключевых недостатках рынка услуг быстрого питания и онлайн-доставки. На контрасте с этой теневой жизнью вы отмечаете несколько преимуществ вашего проекта.
Архетип Феникса: это эмоциональный рассказ о том, как вы несколько раз буквально чуть не потеряли свой проект, как люди уходили и возвращались, как команда восстанавливалась после роспуска, как заканчивались деньги, но вы продолжали работать ради идеи, и это принесло свои плоды. Вы восстановились и развились. Вы гордитесь собой и своим проектом, вы вдохновляете других верой в свои силы.
Архетипы дают вам эффективную и содержательную модель для проектирования нарративного продукта. Что бы у вас ни было – презентация проекта или бренд-манифест, – это может быть работа и над персональным имиджем, и над рекламной кампанией. Мы даже обсудим, чем архетипы могут быть полезны на свидании.
Мне представляется, что, проходя стратагемы, планируя разные этапы, вы зачастую вынуждены пересматривать и ролевые модели нарративной истории вашей жизни. Вам только что казалось, что вы жертва обстоятельств: вы потеряли бизнес, вас предали, ваша самооценка на нуле. Но, взглянув на факты через архетип Феникса, вы вдруг осознаёте, что в данный момент успешно превозмогаете обстоятельства и прорываетесь к светлому будущему. Когда вы видите нечто героическое в вашей жизни, во всем появляется смысл. Это серьезная игра. Это роль, которая определяет вашу самооценку и энергетику ваших поступков, создает фундамент для новой концепции вашей жизни. Вы признаёте за собой право выбирать себе сценарий отношений с окружающим миром.
В книге также есть раздел о воспитании детей. Даже если вы не планируете быть родителем – прочитайте. Вдруг это поможет вам построить успешный образовательный проект.
В книге много простых советов о том, как взять на себя роль дизайнера и работать творчески, как мыслить подобно человеку, который проектирует игру или дизайн сервиса. Есть и три десятка конкретных творческих заданий, которые помогут перезагрузить мысли, начать новые проекты и даже улучшить свою жизнь.
Все рекомендации, изложенные в книге, я составлял, работая с сотнями учеников. Какие принципы я прививал им? Ниже я приведу десяток инструкций для «человека, которому больше всех надо». Именно такого человека я всегда вижу перед собой как собирательный образ тысяч моих учеников в десятках разных стран и в полусотне различных проектов. Итак, вот мои десять принципов для тех, у кого душа просит смысла в жизни и реализации своих устремлений. Именно такие люди всегда утвердительно ответят на раздраженные вопросы завистников: «Ты что, самый умный?» или «Тебе что, больше всех надо?»
• Упорство важнее таланта и способностей. Упорство пробивает стены, а талант ищет удачные маршруты для обхода этих препятствий.
• Спешите жить. Carpe Diem.
• Будьте Underdog: неудачником, который работает больше и тяжелее и опережает тех, кто сильнее и талантливее. Стремитесь поставить свой флаг, побеждайте силой воли.
• Проигрывайте достойно. Сохраняйте достоинство, уклоняясь от борьбы. Выходите из любых отношений, если видите, что ваши позиции, границы и ценности не уважают. Не скандальте, просто удаляйтесь, чтобы жить новыми задачами и делами. Но всегда сохраняйте уважение к времени и силам, которые вы затратили на общие дела и недостигнутые цели.
• Учитесь твердой гибкости. Прежде чем строить план или стратегию превосходства над конкурентами, примите твердое решение гибко обогнуть любую возможность пересечения с соперниками и пойти собственным путем. Это сложнее и требует не только настойчивости, но и свободного и сильного ума.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Эрик Леннард Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн; 1910–1970) – американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного и сценарного анализов. Здесь и далее примечания редактора.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги