Книга 4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30 - читать онлайн бесплатно, автор Василий Костяновский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30

И вот здесь мы подходим к третьему состоянию сознания, состоянию, в котором естественным образом человек осознает себя как часть момента, в котором он находится. Это не какой-то порыв или какое-то усилие, которое каждый из нас совершает. Хотя через подобные усилия, через разделённое внимание, о котором мы будем позже говорить, человек может прийти к третьему состоянию. Третье состояние очень лёгкое. Оно переживается, как яркие впечатления момента. У каждого из нас оно было в жизни. В те или иные моменты. В детстве особенно. Когда человек переживал: «Как странно, я здесь». Ощущал запах, видел цвета ярко, переживал эмоционально момент. Третье состояние случается с человеком. Но четвертый путь говорит, что необходимо научиться делать это состояние постоянным. Научиться жить в нем, потому что на случай надеяться нельзя. Именно с этого начинается работа. Здесь мне хотелось бы сделать акцент, что никакая работа невозможна, если человек не видит себя. Ведь он пытается работать с самим собой. Поэтому, для того чтобы что-то делать, нужно сначала быть, нужно помнить себя. В течение первой части нашего курса, нашей серии лекций мы будем пытаться привнести третье состояние или состояние осознанности в свою жизнь. Будем пробовать делать работу из состояния самосознания необычным образом. Согласно этой теории если человеку удаётся удерживать третье состояние более или менее продолжительное время, то у него могут возникать вспышки четвертого состояния. Четвертое состояние сознания, как ни странно, знакомо нам из литературы гораздо лучше, чем третье. Его называют состоянием самадхи, просветления, озарения и так далее. Что происходит в этот момент? В четвёртом состоянии человек вдруг, с необычайной скоростью, мгновенно видит связи между вещами. Когда человек видит внешние явления и понимает, какое отношение эти явления имеют к нему самому. То есть он видит их в контексте своего психологического мира и понимает, что то, что происходит в его жизни, неразрывно с ним связано. Иными словами, четвертое состояние сознания – это работа функции, способной регистрировать огромное количество связей за очень короткое время. Третье и четвертое состояние сознания связаны с работой высших частей человека, которые обычно ему недоступны. Об этих центрах или высших частях мы скажем сегодня чуть позже. И также хотелось бы сказать, что первое и второе состояния сознания называются сном. Первое – это физический сон, а второе – это сон наяву. Гурджиев так и говорил, что человек спит, и для того чтобы ему начать меняться, он должен проснуться. Во сне человек проживает свою жизнь. Для того чтобы понять, как можно прожить десятки лет, иногда 100 лет, без сознания, нужно объяснить идею человеческой механичности.


Сергей Т: Процесс духовного восхождения, духовного роста также является освобождением сознания от иллюзий. Сознания не в плане мыслительного процесса, а сознания в смысле осведомленности. Например, осведомленности о том, что вы сейчас слушаете эту лекцию и продолжаете ощущать свои стопы на полу и ощущать то, что ваша спина прямая одновременно. И в сознании как осведомленности имеются различные степени. Мы можем наблюдать разные степени сознания.

Первая степень, или первый уровень сознания, это так называемый сон, пассивное состояние, в котором человек лежит на кровати или сидит в удобной позе с закрытыми глазами и видит сны. В этих снах он взаимодействует с вымышленными людьми, предметами, ведет с ними разговор, взаимодействуют с ними, но это пассивное состояние сознания, в котором сознание смешано с иллюзиями. Человек спит, не двигается, он практически не осведомлен о том, что происходит вокруг него на самом деле. Если кто-то войдёт в комнату и будет что-то делать, человек об этом не будет осведомлён, он не будет осознавать этого, он спит, он видит сны. Пробуждаясь утром, состояние сознания меняется, и это состояние называется бодрствующим сознанием. Но если посмотреть очень внимательно и глубоко, то в этом состоянии сны не уходят, они просто становятся невидимыми, и эти сны влияют на мысли человека потому, что человек может воображать что-то, приписывать себе какие-то-то несуществующие способности, либо наоборот вообразить какие-то страхи, какие-то болезни, несуществующие препятствия. Например, некоторые люди испытывают колоссальное волнение и страх перед тем, как позвонить работодателю об устройстве на новую работу. Они боятся сделать звонок, и их воображение о том, что им откажут, лишает их возможности получить лучшую работу. Это как пример. В этом состоянии человек не осознает себя. Самое главное, в этом бодрствующем состоянии сознание человека смешано с его воображением о самом себе, о вещах вокруг него, о других людях. Человек не осознает намерения других людей, их стремления, их необходимости, их нужды. Он не осознает, что люди испытывают, вообще интересно им или нет, что он говорит, этого он тоже не осознает в этом состоянии. И поэтому некоторые люди не могут остановиться, даже когда их собеседникам уже неинтересно.

Другое состояние сознания – это состояние более высокое, состояние, в котором человек осознает самого себя. Он осознает свои силы, свои способности. Он осознает, что с одним и тем же человеком он поступает и грубо, и нежно, он любит его и одновременно были моменты, когда он испытывал злость, были моменты, когда он выражал безразличие к человеку, которого он любит. В этом состоянии человек видит объективно самого себя. Он объективно видит, что он из себя представляет внутри. Он видит, что он одновременно и любит другого человека, и ненавидит его, или безразличен к нему, что у него есть совершенно другие интересы, возможно к другому человеку. Это состояние способно вызвать в нём вспышку совести, вспышку самосознания. И это дает возможность человеку быть объективным по отношению к самому себе. В этом состоянии человек не будет давать обещаний выполнить то, чего не может. Самое главное, человек осознает свои мысли, в этот момент он осознает свою позу, он осознает причины своих поступков, он осознает то, к чему может привести то или иное действие, которое он собирается совершить.

Есть еще более высокое состояние – четвертое состояние сознания, о котором пишется в мистической литературе. В этом состоянии сознания человек осознает мир, реальный мир, таким, какой он есть на самом деле. Например, наши глаза, наши органы восприятия очень ограничены, мы не видим многих вещей, мы не видим намерений других людей, мы не видим их переживаний, но в четвертом состоянии сознания возможно даже знание имени совершенно незнакомого человека. Телепатия, ясновидение – это все является проявлениями, доступными в четвертом состоянии сознания. Поэтому духовное развитие, духовное возрождение состоит в обретении новых духовных качеств, во внутреннем изменении, внутренней трансформации человека.


Александр:

Я возьму на себя роль в течение этой лекции возвращаться к упражнениям и напоминать, что цель работать со вниманием сейчас важнее, чем цель что-то услышать. Это простое упражнение ощущать стопы приводит к тому, что мы разделяем внимание, а когда внимание разделено, человек находится в настоящем. Он не проваливается в процесс своего мышления.

В мыслительном процессе может быть ловушка для сознания. Когда я проваливаюсь в свои мысли, я теряю связь с настоящим, перестаю видеть экран, видеть людей, их лица, выражение этих лиц, и это вызов, который остается с человеком в течение всей жизни – не потерять очень простого присутствия в настоящем.

Согласно четвертому пути, человека можно сравнить с машиной. Это машина гораздо более сложная, чем автомобиль или компьютер. Она действует по принципу стимул – реакция. Это значит, что в зависимости от стимула, который приходит извне, или сложного стимула, или цепочки стимулов эта машина выдает реакции. Например, если спросить человека сколько будет два плюс два, то автоматически интеллектуальный центр произведет реакцию. Если в помещение, в котором вы находитесь, входит другой человек, то ваш эмоциональный центр произведет реакцию, ему быстро понравится или быстро не понравится. Когда у машины заканчивается энергия, то возникает реакция в виде ощущения голода. И так далее. Это очень простые примеры. Дальше идут более сложные реакции. Например, есть реакция интеллектуальная на материал этой встречи. Человек может переживать внутри мысли. Например: «Я согласен, я не согласен». Они могут быть более эмоциональными, менее эмоциональными: «Это интересно, это неинтересно». Всё это реакции машины. Машина работает без сознания. Нам не нужно ничего делать, чтобы машина производила эти реакции. Поэтому система называет человека в первом или во втором состоянии сознания машиной, которая действует по принципу стимул-реакции. Но эта машина может знать, что она машина. Когда она узнаёт, что она машина, она уже перестаёт быть просто машиной. В человеке появляется нечто способное отделяться. В дальнейшем эта отделяющаяся часть, или наблюдатель может развиться в управляющего, то есть в хозяина, который будет этой машиной управлять. Конечно, то, что я сейчас только что вам сказал, может быть воспринято неоднозначно, потому что существуют определённые иллюзии, которые каждый из нас испытывает в той или иной степени. Эти иллюзии необходимо изучить, потому что, пока человек эти иллюзии развенчает, он не сдвинется с места. Ему необходимо пронаблюдать в себе иллюзию воли, иллюзию сознания и иллюзию единства. Под волей система подразумевает способность человека управлять машиной независимо от того, какие у этой машины возникают реакции. Иными словами, высший мир способен контролировать низший мир. То есть если у человека есть сознание, он может контролировать все свои высшие функции, и это будет настоящая, истинная воля. А то, что человек переживает или называет волей согласно системе, является всего-навсего подобием его желаний. Это когда одна группа желаний сильнее всех остальных желаний и подчиняет их себе. Очень просто. Человек что-то захотел, и его желание сильнее, чем лень, и сильнее, чем желание делать что-то другое. Эти сильные желания ведут его к достижению цели. Когда же цель достигнута, желание исчезает. У человека опять не остается ничего, что приводит его в движение. Желания – вещь ненадежная. Иными словами, скорее всего, никто из нас не может что-то пожелать по своей воле, то есть решить, что я буду желать этого больше всего остального и двигаться в этом направлении. Такого качества у человека нет. Следующая иллюзия – это иллюзия единства. Человек, безусловно, видит в себе постоянную смену своих настроений, мыслей, желаний. Но тем не менее одновременно с этим существует иллюзия, что в этом хаосе есть в той или иной степени что-то постоянное. Система говорит, что этого нет. В человеке нет ничего постоянного. Любое постоянство, которое человек себе наблюдает, это результат постоянства стимулов, которые его окружают. Например, человек общается с теми же самыми людьми, ходит той же дорогой на работу, выполняет ту же самую деятельность, ест ту же самую еду. Вот эти самые постоянные стимулы создают в нем некую иллюзию постоянства. Просто у него есть постоянные привычки. Истинное постоянство возможно как результат работы над собой.

Для того, чтобы начать эту работу по изменению себя, человеку необходимо несколько условий. Человеку необходимо определенное знание. Это знание должно быть качественным. То есть оно должно быть достаточно точным, чтобы его можно было применять. Ему необходимы, конечно, же собственные усилия, для того, чтобы это знание применять на практике, а также необходима помощь других людей, которые уже начали эту работу и куда-то пришли, то есть имеют какой-то опыт. Вот эти три простых условия, которые четвертый путь выделяет как совершенно необходимые.


Владимир:

Гурджиев шокировал своих учеников, которые первый раз к нему приходили, утверждением, что человек является просто обыкновенной машиной, в нем ничего сознательного нет. «Как работает эта машина? – говорил он, – она работает по принципу стимул – ответ, воздействие – реакция». И он утверждал, что так проходит вся жизнь человека. Мы слышали тут, что человек рождается, у него есть какие-то ощущения его органов чувств от окружающего мира, и маленький человек реагирует мгновенно на внешний мир, на маму, на родителей, на кого-то еще, на свет, на вкус. И у него возникают реакции в виде определенных поведенческих форм, он плачет или смеется. И если у маленького человека, невинного и чистого, реакции непосредственные, то у взрослого человека эти реакции опосредованы всякими представлениями, которые он скопил тем, чему его научили. Эти реакции могут приходить с опозданием, но они могут быть также непосредственны, как у ребенка. Например, когда мужчина видит красивую женщину, конечно, он реагирует непосредственно, или женщина видит красивого мужчину, или женщину кто-то оскорбляет грубо, он обижается или злиться, или кто-то ему обещает в будущем приятное – он радуется. Это, можно сказать, непосредственные реакции, такие законные реакции машины. Но есть реакции более сложные, задержанные, связанные с представлениями человека о себе. Есть своего рода отложенная негативность, что-то происходит, предположим, в государстве, и человек начинает думать, что это невозможно, так жить нельзя, он хочет уехать куда-то, где, согласно его представлениям, будет лучше. В старости, предположим, у человека появляется масса негативных реакций на всякие известия, на всякие страхи относительно состояния его здоровья, возможных болезней, на то, что он скоро умрет. И вот так проходит жизнь человека.

Люди, говорил Гурджиев, просто марионетки, куклы, которых окружающая жизнь дергает за веревочки. И они реагируют так всю жизнь, проживают её до конца и умирают в страхе смерти или в болезненном забытьи. И так ничего не происходит, никакой эволюции решительно не происходит. Почему возможно такое, спрашивал Гурджиев и отвечал, что существуют определенные иллюзии, которые успокаивают человека, не дают ему задаться основным вопросом, что он есть такое, для чего он вообще на этой земле появился и каков смысл его жизни. Кроме того, большинство людей, в общем, даже этими вопросами не задается, они живут как все, ну живут и подражают другим, своего рода детское такое существование толпы, мы, как все, мы живем, как все. Но если он вдруг начнёт задавать вопросы, то ему, конечно, объяснят, что он взрослый человек, у него есть воля, у него есть сознание, у него есть единство. Так ему скажут умные люди в обществе. И он действительно подумает, что, наверное, у меня есть воля, может быть, не самая сильная, но у меня есть воля взрослого человека по сравнению с ребенком. Я могу принять решение и добиться его исполнения. Я знаю себя, осознаю себя. И у меня есть единство. «Это я решаю делать, а это нет», – думает человек. На самом деле ни воли, ни сознания, ни единства у него нет. Это есть иллюзия, которая к нему, как говорит теория, приходит во сне. Его воля является равнодействующей всех его желаний. Предположим, он к чему-то стремится, чего-то хочет. И он не анализирует этот процесс тонко. И если бы он пронаблюдал себя и проанализировал, он бы увидел, что это результат работы нескольких его центров – какое-то определенное желание, которое доминирует над всем. А он принимает это за свою волю и за то, что он осознает, за то, что он делает.

Касаемо сознания, тоже забавная вещь: человеку кажется, что он сознателен вот в этом самом втором состоянии, когда он проснулся из обычного физического сна ночью в постели, он проснулся и думает, что он сознателен. Если вы к нему подойдете и спросите: «Ты сознателен?». Он скажет: «Да, я сознателен». Потому, что в этот момент, как это ни парадоксально, вы его сознание к нему привлечете. И он себя осознает на мгновение и будет прав. Но тут же… что с ним дальше случится? Он уйдет в воображение, он заснет, он начнет о чем-то думать, чего-то боятся, на что-то реагировать, совершенно забыв о себе.

Также с единством – он сегодня один, завтра другой, у него масса всяких, как мы говорим, «я», у него много мыслей. Но человек обычно этого не видит. Он принимает себя за каждое новое «я». «Я» вот этого хочу, «я» это желаю, «я» хочу утром вставать или «я» не хочу утром вставать, второе не помнит о первом, подчас эти «я» во времени совершенно противоположны, но человек предпочитает этого не замечать, он полон противоречий.

В общем-то, если человек внимательно последит за собой, он увидит, что все эти его представления о себе – полная чепуха. Он, конечно, видит это в какие-то кризисные моменты своей жизни, он это видит и начинает страдать. Нет таких людей, которые гладко проживают свою жизнь и никогда не страдают. Обязательно их «я» сталкиваются друг с другом. Они понимают, что они ничего не понимают. Они понимают, что у них никакой воли нет, или их «железная» воля завела их бог знает куда, и они терзают других и себя самого. Такие вещи происходят с людьми, но далеко не все люди задумываются, в чем же дело, почему жизнь такая странная, почему она настолько абсурдная, как они говорят. Но абсурдна не жизнь, абсурдны их иллюзии о том, что они имеют волю, сознание, единство. А на самом деле они находятся во сне, действуют во сне и являются спящими машинами, машинами, действующими по принципу стимул-реакция. И этот заколдованный круг невозможно разорвать самому человеку.

Были талантливые люди, которые кое о чем догадывались. Они сами приходили к идее сознания. Такое бывает, не стоит думать, что человек вообще ничего не может. Но, как правило, эти люди много читали, у них, возможно, был сформирован магнетический центр, то есть, они набрались определенной мудрости, каких-то объективных знаний, возможно, из книг, они как бы подслушали, стоя за дверью школы, или сознательного учения, подслушали истину, частично догадались.

Но, как правило, человек без посторонней помощи, без внешней помощи, как мы говорим, и без точного знания начать ничего не может, главное, не может начать работать над собой.

Конечно, ему нужны также его собственные усилия, потому что, как утверждал Гурджиев, третье состояние сознания, про которое мы вам тут говорим, принадлежит человеку по праву его рождения, но он его не берет, не пользуется им. И если он его не берет, никто ему особенно давать этого не собирается. Он должен уметь сам делать вначале хотя бы небольшие усилия по осознанию себя. То упражнение, которое мы сейчас делаем, – сидеть и ощущать свою спину, ощущать свои ноги, ощущать себя говорящего, слышать свой голос. Или, например, видеть, как твои глаза видят других, одновременно внутренним взором видеть себя – это называется разделенное внимание, когда мы видим всю ситуацию целиком. Вот эти усилия человек должен делать сам. Что бы ему ни говорил Учитель, или даже если перед ним Иисус Христос появится и скажет: «Будь сознательным, помни себя!» – если человек сам не будет делать этих усилий, ничего у него не выйдет и никто ему помочь не сможет. Вы должны эти усилия делать сами.

Как я сказал, нужно и точное объективное знание, которое приходит свыше от сознательных людей, уже сформировавших в своей жизни это понимание, например, необходимость разделенного внимания, понимание, что человек есть машина. Это называется внешняя помощь. Это объективное знание, которое приходит к человеку из высшей школы, как мы говорим. То есть оно передается человеку свыше, и человек учится. Но это знание мертво без собственных усилий.

Мы все являемся машинами, поверьте, я вот 30 лет в школе, но я по-прежнему во многом машина. И это естественно, потому, что когда человек перестает быть машиной, это означает, что он уже сознательное существо. Наш учитель в школе, возможно, не машина по большей части. Нельзя сказать о человеке на сто процентов, что он во всем и всегда сознателен, в каких-то мельчайших реакциях, может, и у него есть машинная реакция, но он постоянно видит себя. Чем чаще вы видите себя, чем постояннее вы видите себя, тем глубже ваше третье состояние сознания, тем тяжелее вам быть машиной, тем тяжелее вам реагировать случайно, механически, как мы говорим, под воздействием стимула. То есть, вы начинаете реагировать на стимул сознательно. Иногда тебе хочется пить, нормально, взять налить воды и выпить, ничего тут страшного нет в этом стимуле, но есть масса глупейших стимулов, из-за которых человек теряет энергию, необходимую ему для эволюции, для воспитания сознания, для становления ангелом, как говорит наш учитель. Человек теряет, растрачивает ее на реакцию, на стимулы, которые ему создаёт окружающая действительность. Поэтому обычный человек не может вырваться из этого заколдованного круга. Ему нужна внешняя помощь, ему нужна рука школы, рука сознательного существа, и, в конечном счете, ему нужны Высшие Силы, с которыми он, становясь сознательным, будет связываться все больше и больше.


Александр К:

Цель изучения человеческой машины, её внимания, в том, чтобы понять, что он машиной не является.

И вот появился новый термин – «машина». Гурджиев называл человека машиной и говорил, что это такая же машина, как патефон или паровоз, но более сложная. Но у нее такой же принцип. Она действует или реагирует на внешние стимулы. Мы говорим о том, что человек – это машина, действующая по принципу «стимул-реакция».

Также система четвертого пути имеет космологическую теорию. У нее есть психологическая часть, есть космологическая. Космология Четвертого пути предлагает идеи, которые мы не можем проверить по большей степени. И одна из этих идей заключается в том, что все, что происходит на Земле, управляется Луной. Это, конечно, не напрямую происходит, через огромное количество опосредованных связей. Но Луна, как маятник, который подвешен, и вся жизнь на земле движется благодаря этому маятнику, и человек управляется внешними влияниями и не осознает этого. То есть, эта машина, которая думает, что она сознательна, что она сама действует, что у нее есть воля, единство, при этом действует под внешним влиянием, совершенно не осознавая.

И Гурджиев сделал такой эксперимент: одного из своих студентов ввёл в состоянии гипноза и сказал ему: «Когда я скажу определенное слово, вы завяжите себе шнурки». И потом вывел из гипнотического сна. Когда позже он сказал это слово, человек наклонился и завязал шнурки. И все это видели. Тогда Гурджиев спросил его, зачем он это сделал. Он объяснил, почему это сделал, но, конечно же, он не сказал, что он это сделал потому, что Гурджиев сказал слово. Человек находится в подобном положении, он делает какие-то вещи, он, конечно, может объяснить, почему их делает, но на самом деле не знает реальной причины. Потому что он спит, и во втором состоянии сознания его внутренний мир ускользает от него.

И, вот, мы подходим к той части четвёртого пути, которая не льстит человеку, и это объясняет, почему система четвертого пути не может быть популярной. Потому что человеку предлагается увидеть себя как машину, действующую по принципу стимул-реакция, он понимает, что у него нет воли, нет сознания и нет единства. Просто эта машина спит определенным образом и во сне приписывает эти качества себе.

Поэтому для того, чтобы начать работу и двигаться куда-то, необходимо сначала пронаблюдать, что у тебя нет воли, сознания, единства. Система говорит, что то, что человек называет волей – это равнодействующая его желаний, когда одна группа, скажем, его внутренних интересов, сильнее, чем все остальные. Если человек хочет чего-то больше всего остального, то он движется в одном направлении, достигает этой цели, но это полностью механично. Это включает, конечно же, преодоление препятствий, это включает то, что человек заставляет себя делать то, что ему не хочется делать. Но за этим всем стоит группа его желаний, которая сильнее, чем все остальное. Иллюзия единства поддерживается тем, что у человека есть постоянное тело, имя, которым его называют другие, у него есть привычки, которые делают его поведение узнаваемым для других и для самого себя. Человек довольно медленно стареет, чтобы вот так вот прямо видеть это, как на ускоренной плёнке. И поэтому кажется, что я один и тот же человек. Хотя очень часто человек видит, что он ведет себя совершенно по-другому, если меняется ситуация. Может познакомиться с другим «собой», если ситуация сильно изменилась.

Система предлагает идею о том, что человек – это множество, и что у него нет внутри ничего постоянного. Это настолько странная идея, что она даже сначала проходит мимо ушей. Просто представить себе, что нет ничего постоянного. Ничего, что что-то куда-то делось, а потом вернулось. Что человек – это множества, эти множества постоянно сменяют друг друга. В один момент это одно «я», в другой момент – это другое. Это надо увидеть. Потому что если человек не увидит этого в себе, то он не приобретет единство.

И сознание. Опять же, если спросить человека: «Ты сознателен?» В этот момент этот вопрос сделает его сознательным. Он скажет: «Да». Но что будет дальше? Дальше он уснет. И если его потом спросить: «Ты сознателен?» Он опять будет сознателен. Но если человек возьмет цель удерживать это состояние самосознания какое-то время, например, полчаса, искренне, то он проверит, что не может этого делать.