Почему эти иллюзии должны быть изучены? Потому что иначе человек не будет совершать усилия и тратить силы на то, чтобы приобрести эти качества.
Вообще, с точки зрения Четвертого Пути это очень смешно, то есть, это смешно и грустно одновременно. Потому что каждый человек на Земле искренне считает, что обладает этими качествами, которые, согласно этой системе, принадлежат только сознательному завершенному существу, который обладает единством, волей, и сознанием. Эти качества не могут принадлежать механическому человеку.
Система предлагает для изучения 4 низших центра человека. Теория говорит, что у человека не один ум, а четыре – инстинктивный ум, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. Инстинктивный центр или ум отвечает за поддержание жизнедеятельности и безопасности человеческого тела, человеческого организма. Он управляет всеми инстинктивными процессами, такими как деление клеток, рост волос, ногтей, пищеварение, сердцебиение, иммунная система и так далее. Также этот центр помогает человеку в минуту опасности. Он может разбудить, например, нас ночью, если пожар, или заставить человека обернуться и направить своё внимание на того, кто смотрит на него откуда-то сзади.
Двигательный центр управляет всеми моторными функциями, отвечает за ориентацию в пространстве, работает с такими понятиями, как плотность, пустота, вес и так далее.
Эмоциональный центр работает с восприятиями впечатлений и с эмоциями, связанными с другими людьми.
Интеллектуальный центр работает с названиями, словами, идеями и понятиями.
В этой системе мы изучаем эти центры для того, чтобы понять, как они работают, и перестать отождествлять свое сознание с реакциями этих центов. То есть, перестать называть себя деятельностью этих центров.
Эти центры производят различные реакции, например, ощущения, мысли, эмоции или движения. И эти реакции в системе называются множество «я». Называется они так потому, что сознание человека в момент реакции смешивается с ними, и когда центр рождает реакцию, психологически это переживается, как «я знаю» или «я чувствую», «я хочу есть» и так далее. Эти «я» бывают разные, бывают более сильные или менее сильные, какие-то человек может контролировать, какие-то нет, но, как правило, жизнь человека состоит из того, что он следует каждому «я», которые производят его центры. Если, конечно, не возникает противоречие между этими «я» или между группами «я». Об этом противоречии в современной психологии говорится как о когнитивном диссонансе, когда одна группа «я» противоречит другой, и если одна сильнее – человек делает выбор.
Василий К:
Теория 4 пути или, как мы ее называем система знания 4 пути, даёт очень подробную информацию об устройстве человеческой машины. И эта информация может показаться интересной. Но лучше использовать её в моменте, прямо сейчас, для того, чтобы стать лучше осведомленным об этой машине, ее проявлениях. И, как сказал Гурджиев, для того чтобы перестать быть машиной, нужно вначале изучить машину. То есть нужно разобраться в том, где же наша механика, где машина, где сознание. И, как говорит учитель нашей школы, человеческая машина устроена достаточно сложно для того, чтобы не считать, что она машина. Эта информация действительно шокирует, говоря, что в обычном состоянии сознания, во втором состоянии сознания мы просто машины. Итак, из чего же состоит машина. Она состоит из четырех отдельных умов или 4 центров. Я сейчас вкратце о каждом из них расскажу, и мы попробуем пронаблюдать в себе эти части машины.
Первый центр – этой инстинктивный центр или животный ум, который отвечает за существование вот этого человеческого существа. Он мало отличается от животных. Его задача – поддержание физиологических процессов. Рост, когда организм маленький, защита от каких-то внешних угроз, получение пищи, размножение, обеспечение безопасности. Также – это наши органы чувств, это зрение. Вот сейчас наш инстинктивный центр дает возможность нам видеть друг друга на наших экранах. Также его функция – это слух, обоняние, осязание, например, видел, когда Володя пил чай, у меня не оказалось на столе приготовленного чая, и мой инстинктивный центр создал такой импульс, что хорошо бы чаю выпить, что-то пересохло в горле. Это работа инстинктивного центра, это его нормальная работа. Он хочет быть в тепле, в безопасности, иметь спутника жизни противоположного пола или не противоположного в каких-то случаях. Он хочет быть обут, одет. Хочет еще иметь гарантии безопасности, чтобы никакие потрясения его не ждали. И он думает, что он не умрет, хотя как мы наблюдаем, вокруг все существа умирают и все люди умирают. Поэтому этот центр также обеспокоен здоровьем, своим болезнями, лечением и так далее.
Следующий центр или ум – это двигательный. Он отвечает за все наши движения. Движение частей нашего тела – вот, как сейчас я рукой двигаю, так и движение на каких-то транспортных средствах, ориентация в пространстве, планирование каких-то действий, какие-то простые арифметические действия выполняют наш двигательный центр, какие-то операции в бизнесе, может быть, это тоже функция двигательного центра. И этот центр обучается в человеке с его рождения. Как рассказывал Сергей, когда человек рождается, он даже не может ползать, голову держать. Постепенно его двигательный центр осваивает все эти движения, речь. Вот я сейчас говорю, у меня двигаются губы и язык – это определенная функция двигательного центра – создавать определенные намеренные звуки, которые позволяют передавать информацию. Сейчас мы можем наблюдать свой двигательный центр. Кто-то, может быть, заметил, как сама по себе изменилась поза. Хоть Александр предложил держать спину прямо, но двигательному центру это совершенно не интересно, он занимает какую-то одну из привычных поз, когда за ним нет никакого наблюдения. Кто-то может сейчас обнаружить, что скрестил ноги на полу. Хотя тоже было предложено упражнение держать стопы на полу и быть осведомленным о положении стоп. Как говорил Гурджиев, у каждого человека есть небольшой ограниченный перечень поз, которые принимает человек, и в общем даже не осведомлён об этом, потому что это делает двигательный центр. Поэтому мы используем осведомленность о двигательном центре, чтобы быть здесь и сейчас. Чтобы быть осведомленным о позе, можно брать периодически упражнение держать стопы ног параллельными на полу. Это создает нам больше осведомленности, позволяет в моменте контролировать двигательный центр. Следующий центр – это интеллектуальный центр или интеллектуальный ум – то, что люди, в общем, называют интеллектом. Он находится в голове. Это наша память о каких-то фактах, знания названий вещей, знания своего родного языка, может быть, еще какого-то иностранного языка. Поэтому эта лекция, вот то, что я сейчас делаю, – это совместная работа интеллектуального ума и двигательного. В интеллектуальном уме возникают мысли, идеи, и двигательный ум выражает их при помощи произнесенных слов, и те, кто слышит их, инстинктивный центр это слышит и интеллектуальный узнаёт слова. Таким образом, идея может быть передана от одного человека к другому. И обычно интеллектуальный центр работает так, что он либо соглашается с тем, что слышит, потому что у него есть уже такая запись в картотеке, либо не соглашается. Или отвергает то, что ему говорят. И вы могли наблюдать, когда мы что-то говорили, сообщали какие-то идеи, что возникали такие реакции внутри: «А-а, я уже это знаю, кто этого не знает». Это интеллектуальный центр механически соглашается с тем, что ему и так известно. Или то, что противоречило – возникала такая реакция: «Да что вообще эти люди говорят, что за ерунда такая, какое-то странное знание, что-то не то, не похоже на то, что мне говорили другие». И поэтому мы также используем интеллектуальный центр для того, чтобы производить больше сознания. Его ведь можно контролировать, он достаточно медленный. Можно вот эти реакции пропускать, не следовать за ними. Увидеть, как возникла реакция – да, совершенно верно, это так и есть. Просто ее наблюдать и стараться нейтрально воспринимать то, что мы говорим. Это будет привнесением кусочка пути йогина в маленьком моменте на нашу сегодняшнюю лекцию. И также нам важен интеллектуальный центр на четвертом пути, потому что есть точное знание о машине, хорошо бы с ним знакомиться, чтобы начать его применять в моменте. Не просто знать, заучить и всем об этом рассказывать, а использовать прямо сейчас. Наш интеллект способен знать и помнить, что контроль за двигательным центром делает нас более сознательными, и использовать упражнение, данное двигательному центру – держать ноги на полу и спину ровно. Упражнение будет нам напоминать о необходимости помнить себя.
Следующий центр, о котором я хотел рассказать, четвертый ум – это эмоциональный центр. И он для нас важнее всего, потому что он находится, с какой-то точки зрения, ближе к сознанию. Поэтому работа на четвертом пути в основном связана именно с эмоциональным центром. Об этом поначалу трудно говорить, потому что это самый быстрый центр в человеческой машине, который во много тысяч раз быстрее, чем наше движение. И еще гораздо быстрее, чем наши мысли. Мы его в обычной жизни даже не наблюдаем, а только сталкиваемся с последствиями его работы. Этот центр реагирует на других людей. Вы могли заметить, как он реагировал, когда вы подключились к этой конференции. Как было какое-то легкое волнение, что за люди, которых я вижу, я им понравлюсь или нет, они веселые или скучные. И когда менялись ведущие, тоже вы могли наблюдать, как менялась эмоциональная реакция. Или когда менялась тема, когда она была, может быть, о том, что человек-машина и ничего не может, появлялась грустная эмоция, и выражение лица становилось грустным, серьезным. Или когда, наоборот, было что-то оптимистическое, что человек может пробудиться, и в нем может появиться что-то, что не является машиной, то появлялась какая-то легкая радость.
В сущности, в жизни человек делает в основном то, на что направлены его эмоции. То есть без какого-то эмоционального желания человек, как правило, никуда не движется. Чтобы мы ни делали, это начинается с эмоционального желания или стремления. И, вот, используя это свойство эмоционального центра, становится возможным работать на четвертом пути. Потому что у этого центра есть такое чудесное свойство стать эмоциональным в отношении сознания, чего-то высшего, что превосходит человеческое существо. Этот центр может начать к этому стремится или даже любить это. Тогда становятся возможными и реальными те усилия, о которых мы здесь говорим. Когда держание стоп на полу становится не просто бессмысленным физическим упражнением, а действием, которое направлено в сторону нашего желания, чтобы оказаться ближе к сознанию.
И все эти центры, как уже было сказано, генерируют определенные импульсы в ответ на стимул из внешней среды, говорят «я» от имени всего нашего существа. И, каждые 3 секунды в нашем существе возникает новое «я». «Я» хочу пить, может быть, «я» забыл что-то сказать, может быть, меня кто-то не слушает, может быть, «я» очень долго говорю. Вот Денис сложил так руки, он, наверное, о чем-то задумался. Из разных центров это все приходит. Инстинктивный центр волнуется, что что-то может ему угрожать или о том, что он хочет есть. Двигательный думает, как бы сесть по-другому, точнее не думает – это мгновенная реакция – «я хочу сесть», он даже ничего не говорит, он просто меняют позу. Интеллектуальный начинает соглашаться или не соглашаться. Если бы можно было сейчас всем говорить, то кто-то бы говорил – «я согласен», «я не согласен», «а я слышал об этом вот то-то», «там нам говорили вот то и то», и так далее, так далее, так далее. Поэтому эти импульсы мы называем «многие я» или «десять тысяч „я“». Они возникают сами. Никто не выбирает. В зависимости от того, какой стимул подействует на какой из центров, человек выдаёт соответствующую реакцию.
Александр К:
Человек не может увидеть то, о чем говорил Василий, если он не поставит перед собой такой цели. И даже если он поставит перед собой такую цель, он не сможет увидеть все свои импульсы, как не принадлежащие ему «я». Необходим инструмент. Этот инструмент – разделенное внимание. Например, если вы сейчас осознаете себя и одновременно на что-то смотрите, слушаете, это может быть компьютер, телефон. То есть, я вижу себя, смотрящего на экран, я вижу себя, говорящего, я осознаю себя говорящего, я осознаю себя, ощущающего стопы на полу. И вот если это внимание удерживать, то из этого состояния импульсы четырех низших центров будут видны, как что-то отделенное от сознания.
В этот момент каждый из нас может себе сказать – «я есть то, что наблюдает».
Владимир Е: Я хотел бы добавить короткую зарисовку.
Однажды я спросил нашего учителя, который является, по нашим представлениям, сознательным существом: «Ну хорошо, я присутствую, я осознаю себя, что дальше?»
Он сказал: «Дальше приходит новый момент, и он уже другой, и ты должен опять себя осознавать в новых условиях».
То есть, в моменте мы осознаем себя, но мы живем во времени и должны продлевать этот момент сознания.
Александр К:
Сейчас мы живём в эпоху, когда знание доминирует. Люди охотятся за знанием, испытывая иллюзию, что это знание способно что-то поменять в их жизни, тогда как реальные изменения происходят только в результате усилий, в результате изменения бытия и понимания каких-то вещей. Для того чтобы измениться и начать меняться, в принципе, материала этой лекции уже достаточно. Если человек начинает наблюдать себя, если мы с вами начнём наблюдать себя в настоящем моменте, то мы увидим свои реакции. Чем дольше мы будем это делать, тем больше будет способности продолжать. В какой-то момент эта способность перерастет в способность контролировать эти реакции в момент их зарождения. То есть у человека появляется качество выражать мысли, выражать эмоции или не выражать. Делать то, что он хочет, или не делать прямо из момента. Для того, чтобы наблюдать человеческую машину, система предлагает идею, что у человека не один разум, а четыре. Эти четыре разума: инстинктивный, отвечающий за инстинктивные процессы жизнедеятельности; двигательный, который связан с движениями и ориентацией в пространстве, планированием, какими-то изобретениями; интеллектуальный центр, который работает с мыслями и идеями, а также является библиотекой знания внутри и эмоциональный центр, который отвечает за эмоциональное восприятие и производит эмоции как реакцию на внешние стимулы. Эти четыре центра работают с разной скоростью. Зачастую они не связаны друг с другом или, иными словами, у них есть части, которые находятся очень близко и влияют друг на друга, а есть части, которые практически независимо друг от друга выполняют свою работу. Если быть более точным, то чем больше внимания у человека в момент работы его центров, тем ближе эти центры находятся друг к другу, и чем меньше внимания, тем более механична работа центров, тем меньше центры взаимодействует и влияют друг на друга. Например, я могу идти по улице, и это будет делать механическая часть двигательного центра, и одновременно у меня будут в голове какие-то мысли, механические мысли, которые будут совершенно не связаны с процессом ходьбы по улице, при этом мой эмоциональный центр может переживать какие-то механические эмоции. Эти три центра будут в таком случае работать совершенно по отдельности, не связанно друг с другом.
Существует также пятый центр – сексуальный. Мы его отделяем, потому что его невозможно наблюдать как низшие центры, напрямую, из-за его высокой скорости. Скорость сексуального центра самая быстрая в человеческой машине. Выше только скорость Высшего Интеллектуального Центра из четвертого состояния сознания. Сексуальный центр, как правило, в человеке спящем является хранилищем очень тонкой энергии, и четыре низших центра частенько воруют у него эту энергию, что можно узнать по особой экзальтации в их работе. Энергия сексуального центра может быть использована для трансформации в энергию Высших Центров. Но для того, чтобы это происходило, нам сначала нужно будет поработать с тем, чтобы остановить утечки в работе низших центров. Остановить неправильную работу низших центров.
Сексуальный, или половой, центр может работать с самой тонкой энергией, которую производит человеческая машина механически. Его цель – творчество. Это творчество можно разделить на три группы. Первый вид творчества – это создание жизни. То есть рождение ребенка, создание нового человека. Эта энергия может быть использована в том числе на воспитание и рост. Второй вид творчества – это творчество, которое связано с искусством. То есть, это то, что связано с высокими впечатлениями, питающими человеческое существо. Сейчас я говорю по большей степени о классическом искусстве в высшем его выражении, которое указывает куда-то выше, чем жизнь человека. Классическая музыка, живопись и скульптура, поэзия. Но эта энергия также может быть потрачена на то, чтобы создать в человеке астральное тело внутри физического тела в результате процесса, который в этой системе называется трансмутация. При определенной концентрации половой энергии происходит процесс кристаллизации. Этот процесс описан в Четвертом Пути математически. Он требует от человека работы с первым сознательным толчком и вторым сознательным толчком. То есть, человек должен присутствовать в настоящем и дальше должен трансформировать трение и страдания.
Реакции, которые производят четыре низших центра, не воспринимаются нами нейтрально. То есть, в момент, когда центры производят энергию, внутри меня нет никого, кто бы отстранённо это наблюдал. Если возникает чувство голода, то человек переживает это во втором состоянии сознания как: «Я хочу есть». А если мне кто-то переходит дорогу, то мой двигательный центр испытывает негативные реакции из-за того, что ему мешают двигаться, как он хочет. Если у меня что-то спрашивают, то мой интеллектуальный центр не просто выдаёт мысль, это происходит именно с чувством: «Я знаю», «Я вот вам сейчас расскажу, как на самом деле». Этот процесс происходит из-за того, что сознание человека смешанно с его функциями и это смешение происходит в результате процесса отождествления. Это один из процессов, который, который скажем так, создаёт постоянное отвлечение и привязывает наше внимание, наше сознание к каким-то функциям. Но если в моменте мы будем стараться разделять внимание и наблюдать свои реакции, то появится часть, которая по крайней мере будет видеть каждую реакцию отдельно. Если отождествление остаётся, то низшие центры производят то, что на языке Четвёртого Пути называется «множество „я“». В системе говорится, что человек – это множество, и в этом множестве должно родиться что-то, что будет оставаться постоянным несмотря на смену вот этих «я».
Если человек будет делать эти усилия, если мы с вами сейчас будем их делать, определенные силы будут стараться остановить это, определенные силы будут стараться погрузить нас в сон. И эти силы не внешние, а внутренние, и в этой системе они называются препятствия.
Множество «я» создают определенное явление, которое закрывает человека от внешнего мира или служит вуалью, это явление называется воображением. Например, если я смотрю на человека, то не вижу его в реальности, а то, что при этом видит мое сознание – это «я» моих центров об этом человеке. Но у меня есть возможность, когда я разделяю внимание, остановить воображение. Если я буду смотреть на человека, например, с разделенным вниманием, то я смогу увидеть его без воображения, без своих реакций, без этих «я», и реальные впечатления от этого человека войдут в мое сознание. Если мое внимание бесконтрольно, то я опять возвращаюсь к тому, что вижу только свои «я». Я беру стакан и разделяю внимание, и вижу цвета, вижу прозрачное стекло, вокруг тишина, нет никаких «я», когда внимание разделено – это тишина и входящие впечатления. Если мое внимание не контролируется, то я вижу и слышу только свои «я», свои реакции на этот стакан, мое сознание смешано с воображением.
И воображение – это одно из препятствий, которое не позволяет человеку быть в настоящем и помнить себя. То есть центры начинают производить множество «я», сознание смешивается с ними и попадает в воображение. Это воображение длится всю жизнь, оно не длится час, человек проживает в состоянии воображения всю свою жизнь и умирает, за исключением, конечно, редких моментов третьего состояния.
Следующее препятствие, которое мешает сознанию, – это отождествление. Это когда мое внимание полностью захвачено чем-то. Например, у меня не сделано какое-то дело, и я не могу быть в моменте, мое тело здесь, но мои мысли и мои эмоции постоянно уходят из настоящего потому, что они отождествлены с невыполненным делом. Или, возможно, я думаю о ком-то, переживаю за этого человека.
Отождествление вместе с воображением, как правило, приводит к следующему препятствию: к негативным эмоциям. Негативными в этой системе называются такие эмоции, как злоба, гнев, зависть, ревность, ненависть или такие незаметные эмоции, как самосожаление, скука, ирония. Негативные эмоции расходуют очень тонкую энергию, которую вырабатывает человеческая машина, и служат так называемым буфером, что все время оправдывает ожидания человека. Например человек ждёт, что к нему будут обязательно хорошо относиться, но кто-то, например, грубо с ним обошелся или наступил ему на ногу, и возникает негативность. Человек ожидает, что ему будут уделять внимание, но его игнорируют – возникает негативность. Эта негативность скрывает от него тот факт, что его ожидание было воображением. В свою очередь это воображение возникло из за того, что он не знает, как устроен этот мир, и как он сам устроен, и кто он такой, что это воображение рождено на основании лжи, лжи самому себе о самом себе. Это еще одно препятствие в этой системе.
Под ложью подразумевается ложь или разговор о вещах, о которых человек в принципе знать ничего не может. Успенский приводил в пример такие темы, как разговор о потустороннем существовании, разговор о боге, об абсолюте. Почему это происходит? Потому что человек до того, как начал лгать о внешних вещах, он лгал себе самому о самом себе. То есть он где-то внутри сказал, что я знаю на самом деле об этом и могу говорить об этом. То есть он обманул себя и поэтому начал лгать о вещах. Эта форма лжи является препятствием сознанию, она не позволяет человеку видеть себя таким, какой он есть на самом деле. Ложь, с которой мы работаем в этой системе, – это ложь, которая помогает человеку создать воображаемую картину самого себя.
Василий К:
Отождествление – это такое проявление человеческой машины во втором состоянии сознания, когда сознание соединено с реакциями машины, и мы отождествляемся практически со всем. Например, сообщая какие-то идеи, человек отождествлён с тем, чтобы его обязательно поняли или с необходимостью обязательно договорить то, что он решил сказать. Когда мы делаем какое-то дело, мы отождествлены с его результатами, поэтому если что-то идет не так, это создает очень большие трения. Родители очень отождествлены со своими детьми, думают о них и волнуются гораздо больше, чем это необходимо, при этом это совершенно не связано с тем, что действительно происходит с детьми в этот момент. Люди отождествлены со своими болезнями и говорят об этом, когда в этом даже нет никакого практического смысла. Человек отождествляется со всем, что он делает: с представлением о себе, с какими-то мнениями окружающих о себе. Трудно назвать что-то, с чем человек не может отождествиться.
Воображение – это то, во что человек погружен во втором состоянии сознания, это те же ночные сны, которые никуда не ведут, они просто становятся не видны нам. Например, мы идем по улице, наши ноги идут, наш двигательный центр знает, куда он идет, глаза вроде бы видят что-то скользящим взглядом, каких-то людей, которые идут навстречу, какие-то, может быть, силуэты предметов. Но наш ум при этом занят размышлениями о прошлом, о будущем, каких-то делах, каких-то, может быть, проектах, о чем-то приятном или, наоборот, неприятном. Когда мы заходим в метро, мы в основном видим людей, у которых взгляд устремлен куда-то внутрь себя, на лице какие-то гримасы, которые не имеют никакого отношения к тому, что происходит, или какие-то блаженные улыбки. Или человек думает о чем-то приятном, или, наоборот, испуганное выражение лица: человек представляет что-то страшное, что с ним было или что могло бы случиться. И вот эти сны невидимые человека преследуют все время. И сейчас можно увидеть, как они вторгаются, как продолжение какой-то темы, о которой было сказано, или как продолжение каких-то слов. Может, кто-то размышляет о говорящем. Темы приходят мгновенно, непредсказуемо меняются, и это действительно похоже на сон. И чтобы вырваться из этого сна, нужно себя буквально выдернуть за волосы из болота. И хорошо это сделать, стараясь просто видеть то, что прямо сейчас перед тобой, видеть то, на что смотрят глаза. Тогда это пелена расступается. Следующим усилием будет: начать слышать звуки. И как только воображение захватывает, опять вырваться наружу, опять начать видеть, слышать. Работа с воображением на четвертом пути – это постоянное усилие от момента к моменту.