Александр К: У нас есть несколько каналов восприятия впечатлений и ощущений – это один из них. Если мы наблюдаем себя, то скорей всего будет много переживания ощущений, ощущений от собственного тела. Что можно добавить к этому? Это восприятие впечатлений, которые находятся перед нами – зрительных впечатлений, звуков, потому что то, к чему мы стремимся, – это восприятие момента и себя, находящегося в этом моменте со всеми своими внутренними процессами. То есть с одной стороны мы должны увидеть свой внутренний мир, с другой стороны мы не должны уйти в него, мы должны остаться здесь и видеть то, что вокруг нас.
Сергей Я: Могу я попросить двоих или троих человек описать свой опыт попыток разделять внимание? Удалось ли вам увидеть Наблюдателя? А если да, то что вы почувствовали? Просто поднимите руку, скажите, что хотели выразить. Это не все могут выразить, кстати. Те, кто могут, пожалуйста.
Владимир: Мне кажется, что у меня, получается чувствовать, как вы говорите, Наблюдателя. То есть, в принципе, я осязаю, я чувствую, осознаю, как моё тело видит, слышит и чувствует. То есть мне удается, как вы показывали, развернуть внимание, собственно говоря, своего Наблюдателя на то внимание, которое излучается, ну моё тело и органы восприятия. Одним словом, мне кажется, что я чувствую и мне кажется, что я осязаю того Наблюдателя, Хозяина, о котором вы говорили.
Сергей: У меня было ощущение сначала туннельности некоторой, когда я смотрел на лицо и одновременно чувствовал глаза. У меня как будто какой-то туннель, такое возникло ощущение и параллельно, когда вы просили наблюдать этот процесс смотрения, я чувствовал, что у меня есть мысли, то есть я как бы чувствую этот процесс смотрения, но мысли меня как бы периодически сбивают что ли с этого. Я думал о том, что это на самом деле? Как это могло бы быть? И вообще, что это значит? Потом я как бы успокаивался, ну, как, мысли проходили, и я просто понимал, что я сейчас говорю, и это как бы такой спокойный процесс, приятный. Вот, видимо, это и есть ощущение вот этого наблюдения.
Сергей Я: Благодарю вас, Сергей. Это ценное наблюдение. Оно дает возможность проверить вам то, что все препятствия к пробуждению внутри самого человека. Эти препятствия – его собственные мысли. Нет ничего проще, казалось бы, наблюдать свои глаза и видеть, что они видят. Это очень просто, если бы не внутреннее препятствие, если бы не мысли. Мысли борются со зрением. У человека внутри полный хаос. Преодолеть этот хаос ему позволяет именно терпение, именно его собственное сердце, именно там находится дверь. Несмотря на препятствия, он продолжает, и, в конце концов, проходит сквозь полотно, сквозь вуаль собственных мыслей, как вы и описали, собственно. Спасибо большое. Может, последний кто хочет поделиться? У нас будет следующее упражнение через одну минуту. У нас есть одна минута для наблюдений. Если вам понравилось смотреть, то вы можете продолжать смотреть с разделенным вниманием. Это усилие само по себе не продолжится. Чтобы смотреть и видеть, нужно помнить, что нужно смотреть и видеть, и работать со вниманием, перефокусироваться ещё раз. Да, Олег?
Олег: У меня ничего не получилось, как мне кажется. Наблюдатель – это тот, эта та сущность, которая наблюдает за зрением или же она наблюдает за тем, как я наблюдаю, пытаюсь наблюдать?
Сергей Я: Очень хороший вопрос. Я не знаю. И похоже, что вы пока не знаете. Продолжайте делать попытки. Пока наблюдения связаны с мыслями и хаосом, непонятно, как это всё сформулировать, выразить. Продолжайте делать попытки наблюдать, и, в конце концов, туман рассеется. Мы сейчас сделаем второе упражнение с разделенным вниманием. Это упражнение называется – упражнение на слушание. В царствие Небесное, или к сознанию, или к собственной Божественной наблюдающей части можно пройти через слух, если действительно слушать с разделенным ДВОЙНЫМ вниманием. Оно должно быть двойное потому, что одна его часть находится на вашем органе слуха (ладонями прикасается к ушам) – на ушах, и удерживается здесь, а вторая часть внимания находится на источнике звука, или звуков, в данный момент именно, в настоящий момент. Можете попробовать работать с тем, чтобы услышать все звуки в одну долю секунды. Одна часть внимания на ушах (указательными пальцами дотрагивается до ушей), вторая на всех звуках, которые вас окружают (разводит руки). Это может быть голос, это может быть ваше дыхание, если у кого-то есть часы, может быть, ваши часы тикают. Это два разных мира, один ваш внутренний – ваши органы слуха, а другой – внешний, тот, откуда идут звуки (показывает левой рукой). Внимание должно быть и там, и там. И на вас, и на внешнем мире – ДВОЙНОЕ внимание. Опять же, если внимание не поддается, а скачет, куда-то улетает, старайтесь его возвращать и удерживать здесь (указывает указательным пальцем левой руки на слуховой проход). Потому что все звуки в любом случае попадают именно сюда, ни в какое другое место. Интересно также слушать тишину. Оказывается, больше чем звуки, нас окружает тишина. Мы её не слушаем вовсе. Но это можно делать. Лао-Цзы сказал, что Тишина – это источник большой силы, это источник сознательности. Это сила сознательно идет от Наблюдателя. Опять же, попробуйте увидеть ту часть, которая наблюдает за вашими попытками ухватить слух, ухватить звуки. Если обнаружили, что думаете, пытайтесь остановить мысли. Нет необходимости думать об этом. Ухо и мышление – это разные функции. Попробуйте не закрывать глаза потому, что это не медитация. Если вы видели что-нибудь или делали что-нибудь подобное – это другое. Это просто попытка услышать и наблюдать, как вы слышите. Может быть, кому-то было легче со слухом? У некоторых сильнее развито зрение, у некоторых слух. Может один или два человека поделиться своими наблюдениями? Что получилось? Это будет ценно.
Анжела: Да, со слухом, действительно, легче, но это может быть идёт от постоянных тренировок. То есть я действительно много слушаю и много слышу, и вот эти ощущения, когда звуки проникают тебе прямо в сердце, я только сейчас на это обратила внимание. Я поняла, почему я так много устаю. Мне приходится порою как бы какую-то выставлять границу между собой и источником звука, чтобы просто анализировать информацию, то, что я воспринимаю на слух или от эмоции защищаться, будем так говорить? Вот, сознание? Сознание при этом полностью отсутствует. Я поняла это сейчас по ходу этого упражнения. Я поняла, что, несмотря на то, что всё это связано с интеллектуальной работой, всё равно сознание при этом отсутствует. То есть ум работает, слух работает, всё работает, кроме сознания. Да, интересный опыт.
Сергей Я: У меня к вам есть вопрос. Не сочтите его глупым. Откуда вам известно, что у вас работает ум, слух работает и т.д.?
Анжела: Ну, слух работает – что я слышу то, что мне говорят, я анализирую информацию, реагирую на неё, то есть, ну, это в силу профессиональной деятельности. Поэтому интеллектуальная работа совершенно точно присутствует. Наверное, это от ума. От чего же ещё? Эмоции? Ну, потому что я чувствую, какие-то эмоции возникают у меня по ходу этой работы, и домой я прихожу уставшая. И именно возможность побыть в тишине является для меня источником сил, восполнением силы. Я много времени провожу в тишине без искусственных звуков – телевизора, музыки. И живу в тишине, поэтому слышу сейчас какие-то звуки, вплоть до самых мельчайших. Думаю, что, да.
Сергей Я: Главный парадокс. Он состоит в том, что, когда мы наблюдаем функции, мы сознательны. Единственно чего вам не удалось сделать, вам не удалось увидеть Наблюдателя. Тем не менее в вашем случае наблюдение происходило, иначе вы бы не знали, что вы слышите, не знали, что вы думаете, не знали, что вы чувствуете.
По мере практики, вещи становятся более ясными. Вначале они как будто через мутное стекло, вы выбираетесь из темноты, и ваши глаза привыкают к свету. Обычно очень плохо видно всё. Нужно время привыкнуть к тому, что ты видишь, привыкнуть к тому, что наблюдаешь, привыкнуть к тому, что ты слышишь, в тебя попадают звуки, они тебя волнуют, некоторые непереносимы. Как с ними иметь дело? Что такое трансформация эмоций? Об этом у нас будет отдельная лекция. Как видеть четче? Как очищать голову от тумана мыслей? Об этом будет подробней ещё в следующих лекциях. Спасибо за наблюдение.
Александр К: Можно сказать, что разделенное внимание – это наше усилие на уровне функций, которые весьма ограничены для того, чтобы зажечь высшую функцию – высший эмоциональный центр. И когда эта функция начинает работать, то внимания становится во много раз больше. Оно перестает быть разделенным, и человек без надрыва и без усилий воспринимает впечатления сразу же из многих источников. То есть оно становится «куполом». Это очень легкое и светлое состояние. Поэтому, по большому счету, получается ли четко слышать и воспринимать какие-то впечатления, пока мы двигаемся к более высокому состоянию – неважно. Наша цель определенным образом напрячься, для того чтобы оказаться в другом месте себя, откуда всё будет легко и хорошо восприниматься.
Саш, следующий вопрос и ответы на него довольно путанные и сложные, с учетом излишней жестикуляции. Там, правда, есть упражнения смотреть и слушать с разделённым вниманием, которые Сергей хотел дать, но это как-то очень многословно и неясно. Я предлагаю с этого места всё просто убрать, текста и так очень много
Владимир: У меня давно зреет вопрос следующего характера. Качество усилий внутренних или же всё -таки это сохранение какой-то дистанции между Наблюдающим и функцией. Вот сказал Александр, что нужно сделать определенные усилия, действия. То есть мне кажется, что нужно иногда просто сохранять дистанцию, иногда сохранять спокойствие и быть в тишине внутренней для того, чтобы созерцать. И вопрос, ну именно усилий, или там преодолений, когда нужно действительно делать какие-то усилия? Или их не нужно делать вовсе, а нужно просто быть в тишине? Ну как-то так. Это, в принципе, касается разделенного внимания, это касается ещё ряда вопросов освоения самого себя. То есть именно качество усилия? Точка приложения этих усилий? Или вообще, собственно говоря, эти усилия, может быть, и не нужно делать, когда ты услышал самого себя? Понятен вопрос?
Сергей: Это выглядит вот так (показывает перед собой фигуру – треугольник из указательных и больших пальцев, вершиной вверх с указательными) – пирамида. Это Наблюдатель. Это ваша машина с её функциями (показывает на левый большой палец). А это внешний мир (показывает на правый большой палец). Мы хотим проявить Наблюдателя, чтобы он был, жил в настоящем, чтобы он не спал. И при этом, естественно, он должен жить в этом настоящем. Наше внимание должно быть направлено на мир вокруг нас. Не отрешаться от него, а направить на него внимание. При этом, естественно, должно быть тело, оно здесь живет. Внимание должно быть на собственном теле (показывает на левую кисть). В этом теле много неверных функций, и вот от них нужно держаться подальше. Одна из них – это неконтролируемые мысли о том, чего в настоящем нету. Всяческие расстройства, например, вы слышите резкий звук – «А а а». Он неприятный. Это неприятно эмоциональному, инстинктивному центрам-умам. Это происходит только доли секунды. Сейчас это уже всё закончилось, этого звука нет, но мысли продолжают думать об этом. Идея в том, чтобы лишние, бесполезные и вредные даже реакции остановить, вычищать их. Но продолжать воспринимать реальность, продолжать участвовать в своей жизни. Это Четвертый путь, он проходит в обычной жизни, мы от неё не уходим в монастырь, мы не ретируемся от обязанностей жизненных, немножечко прямо внутри их, жизненных обстоятельств. Изменяем то, как мы смотрим. Мы смотрим чистым умом без воображения, стараемся останавливать лишнее, без отрицательных эмоций, стараться не раздражаться, если нас что-то раздражает. Использовать это как пробуждающий шок. (Делает шумный вдох и отклоняется головой вверх, правую руку подносит к груди) Вот быстрее забилось сердце. Это шок, и это хорошо. Всё, что идет за этим, – это уже лишнее. Мы учимся останавливать прямо в этой жизни, прямо посреди обычных обстоятельств, обязанностей, выращивания детей, огорода. Прямо среди всех обстоятельств человек пробуждается на четвертом Пути. Ну, наверное, будем заканчивать.
Домашним заданием будут эти два упражнения. Если они вам понравились, вы хотите не спать прежде всего? Цель – не спать. Цель – разбудить Наблюдателя. Наблюдатель живет вот здесь, в шишковидной железе. Его место «накаливания». Оттуда он распространяет свет во все направления через глаза, через уши, через сердце, через ум, через прикосновения (прикасается большим пальцем к указательному на правой руке). И она включается, когда вы разделяете внимание и фиксируете (показывает руками, левая впереди, правая возле глаз) здесь и на том, что глаза видят. Одну часть здесь (указательные пальцы возле ушей), другую на то, что уши слышат (разводит руки от головы). Если ваше внимание фиксируется как «плюс» и «минус» в электричестве (держит ладони вверх по обе стороны головы на уровне глаз), то между этими точками начинает течь ток и собираться в центре. Это все физические явления, но кто-то должен показать, как этим пользоваться, как это работает. И если вы хотите попрактиковаться, то (улыбается) это очень просто: смотрите в любых обстоятельствах жизни на то, что прямо перед вашим лицом. Будете ли на кухне, будете ли на улице, будете беседовать с кем-то, беседуйте, глядя на человека. Не беседуйте с ним вполоборота (поворачивает голову налево) так, что вы не смотрите. Обычный человек не смотрит на собеседника. Бегают глаза, стараются побыстрей уйти. Чтобы более конкретно, попробуйте, когда будете беседовать, наблюдать, как вы смотрите на человека и беседуете. Нужно смотреть ему в лицо (улыбается). Не спешить. Эта работа не для тех, кто спешит. Эта работа для тех, кто замедляет скорости настоящего. И второе упражнение – попробуйте работать со слухом. Время от времени можете сказать себе одну единственную мысль – «слушай» с разделенным вниманием, где бы вы ни находились. Если вокруг вас только шум, этого достаточно. Если вокруг вас приятная музыка, классическая, это даже ещё лучше, потому что она сама по себе является более высоким уровнем энергии. Как с этим работать? Как выдержать? Вам расскажут на других лекциях. Есть разные звуки, есть разные зрительные (отводит левую ладонь от лица) объекты, которые могут пробуждать сильнее или слабее. Красота пробуждает через зрение. Это школа красоты. Поэтому за моей спиной вы видите (показывает указательным пальцем левой руки через левое плечо) гобелен, свечи. Глядя на такие вещи, сердце оживает сильнее и мощнее (улыбается). Если у вас дома нет таких картин, можете взять себе дополнительное упражнение – найти что-нибудь красивое, поставить на стол, в рамку или повесить на стену картину. И просто подойдите и посмотрите с разделенным вниманием. Делать наблюдение, как вы видите, как разделяете внимание. Что вы при этом чувствуете? Я покажу комнату, в которой нахожусь. В этой комнате привнесено очень много красивых впечатлений специально, чтобы куда ни попал взгляд, было место красоты, на которую можно было бы посмотреть и разбудить сердце (проводит медленно камерой по комнате). Это женщина с единорогом Рафаэля (останавливается на картине, на стене). Единорог – это символ «третьего глаза», сознания. Женщина выполняет упражнение – смотрения явного, она явно себя наблюдает, но при этом видит нас (ведет камеру дальше).
Ангел Благовещения
Фра Анджелико (1400—1455)
Институт искусств, Детройт
Это картина Фра Анжелика «Ангел Благовещения», здесь ангел показывает то, что нужно разделять внимание, один палец он направляет вверх, а второй перед собой. И в результате у него загорается на лбу такой огонёчек, вот видите пламя? А если продолжать это делать, то пламя будет светиться во все стороны, зажжётся «нимб». Фра Анжелика стал сознательным существом, где он учился, доподлинно неизвестно, но учился, оставил после себя такие картины. На этом мы, наверное, закончим (улыбается).
Спасибо за ваши усилия быть, не спать. И очень приятно видеть людей, которые ищут истину. В поисках чудесного настоящего. Таких людей немного.
Упражнения на неделю
23 января 2021
– Каждое утро читайте с разделенным вниманием один сонет Шекспира в переводе Маршака. Прочитайте сонет как минимум два раза без спешки. Убедитесь, что впечатления проникли – вам понятен смысл, вы испытываете эмоцию, осознаете ритмический рисунок и рифму.
– Говорите с разделенным вниманием. Для этого поставьте цель слышать свой голос и осознавать реакции собеседника во время разговора. Заранее спланируйте моменты, в которых будете работать с упражнением, чтобы не забыть о цели.
– Каждый день слушайте классическую музыку с разделенным вниманием в течение 10—15 минут. Постарайтесь услышать все партии одновременно. Начинайте с одной партии, затем, не теряя внимания, добавьте к осознанию вторую, затем третью и так далее. Для работы с упражнением используйте произведения Баха, Вивальди или Моцарта. Не совмещайте упражнение с какой-либо деятельностью, только слушайте.
9 мая 2020
– Старайтесь видеть то, что находится прямо перед вами. Смотрите с разделенным вниманием.
– Старайтесь слышать фоновые звуки. Слушайте с разделенным вниманием.
– Когда вы едите или пьете, чувствуйте вкус еды и напитков. Ощущайте вкус с разделенным вниманием.
21 сентября 2019
– Упражнение на смотрение – смотрите с разделенным вниманием. Половину внимания направьте на впечатление перед вами, половину – на себя смотрящего, например на глаза, через которые смотрите. Не переводите взгляд раньше, чем через три-четыре секунды, чтобы зрительные впечатления успели войти. Не задерживайте взгляд больше четырех секунд, чтобы не началась цепочка воображения по поводу того, на что вы смотрите. Важные моменты:
– Обращайте внимание на детали – форму носа, губ, бровей, цвет глаз и волос, мимику, материал, тени, блики, отражения и т. д.
– После каждого перевода взгляда разделённое внимание будет «соскакивать», необходимо постоянно разделять его заново, пока внимание не окрепнет и будет поддерживать себя само.
– Упражнение на слушание – слушайте с разделённым вниманием. Начните слушать с вниманием какой-то один звук. Не теряя первый, добавьте внимание ко второму звуку, далее к третьему, и т. д. Постарайтесь удерживать осознание всех звуков во моменте, после чего добавьте осознание себя слушающего, например можно ощущать органы слуха, или осознавать эмоции, если вы слушаете музыку или другого человека.
– Создайте себе будильник, чтобы напоминать об упражнениях. Положите монетку, но теперь в другой ботинок. Каждый раз когда будите ощущать монету, начинайте выполнять упражнение на слушание или на смотрение.
Самонаблюдение
Наблюдение низших центров, формирование наблюдающего «я».
Самонаблюдение как процесс формирования постоянного «наблюдающего «я», отделенного от работы инстинктивных, двигательных, интеллектуальных и эмоциональных функций. Принципы наблюдения собственных проявлений в повседневных ситуациях. Психологические «буфера» как препятствия к самонаблюдению. Наблюдение двигательного центра. Наблюдение интеллектуального центра. Наблюдение эмоционального центра. Наблюдение инстинктивного центра. Наблюдение проявлений ложной личности и главной черты. Наблюдение проявлений сущности. Наблюдение лжи и воображения о вещах. Изменение в работе функций в результате самонаблюдения. Упражнения на неделю.
Цитата по теме
«Мы наблюдаем себя всю нашу жизнь, но не знаем, что значит самонаблюдение. Действительное самонаблюдение должно быть основано на фактах. Таким образом, одним из первых вопросов является: как помнить себя, как стать более сознательным? Недостаточно допускать это отсутствие сознания в себе; нужно увидеть это в фактах, проверить это личным наблюдением».
– Петр Успенский
Александр К:
Прежде чем мы начнём нашу встречу, я напомню, какие были даны упражнения на эту неделю. Прошлая встреча касалась темы «Разделенное внимание». И в течение недели предлагалось разделять внимание в процессе смотрения, то есть смотреть с разделенным вниманием или выполнять упражнения на смотрение, которые были описаны.
Второе упражнение касалось разделенного внимания в процессе слушания. То есть слушать с разделенным вниманием. И для того чтобы напоминать о необходимости выполнения этих упражнений, третьим упражнением было использовать будильник, положив монетку в ботинок.
Василий К:
Кто готов первым поделиться опытом работы с упражнениями? Давайте по порядку. Елена, вы что-то можете рассказать о том, как вам удалось поработать с упражнениями?
Елена: Делать разделенное внимание у меня получается, но у меня при этом не включается наблюдатель. Это весь мой опыт на данный момент.
Василий К: Большое спасибо. Предложение к Елене и ко всем продолжать использовать разделенное внимание прямо сейчас и не забывать о нем на протяжении всей лекции. Потому что, с какой-то точки зрения, эта лекция для нас всех, включая меня и Александра, – возможность практиковать это. Потому что у нас есть напоминание в виде самой темы этой лекции и лиц на экране, которых интересует именно это.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги