Книга 4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30 - читать онлайн бесплатно, автор Василий Костяновский. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30

В интеллектуальном центре у нас всплывают мгновенные ответы на какие-то вопросы, название вещей, свое имя, или когда кто-то, другой человек называет свое имя, мы часто забываем, потому, что действуем из этих механических частей наших центров, где внимание рассеяно.

То есть, это такой уровень внимания, в который человеческая машина старается переместиться, чтобы меньше тратить энергию. Машина действует по принципу выбора пути наименьшего сопротивления, и как только ситуация или какое-то действие становится привычным, оно совершается с рассеянным вниманием. Мы говорим «привет» человеку, которого мельком знаем. Мы занимаем какую-то привычную позу, когда сидим, мы, в общем, об этом не осведомлены. Наши руки совершают движение, когда мы хотим почесаться. И интеллект выдаёт какие-то названия вещей, просто похожих по сути или по описанию на то, что мы знаем или помним.


Александр К: Что нам интересно в связи с этим вниманием в нашей работе? Нам интересно проверить одну вещь, что, когда человек действует с рассеянным вниманием, где он находится? Потому что когда что-то само запирает дверь или что-то само говорит «привет», человек переживает это как «я». Если человека спросить: «Кто закрыл дверь?» «Я закрыл, я просто не заметил». Или: «Кто сказал привет?» «Ну, я сказал привет».

Но нам интересно увидеть эту ситуацию по-другому. Мы хотим ее увидеть таким образом, что на самом деле самого человека в это время тут нет и понять, где он находится в тот момент, когда машина действует автоматически.


Василий К: Есть еще один уровень внимания в машине – внимание привлеченное. Когда что-то внешне овладевает нашим вниманием, и тогда внимания становится больше, но по направлению к какой-то одной детали происходящего вокруг нас. Когда нас кто-то окрикивает, мы, услышав свое имя, оборачиваемся и внимательно слушаем, откуда это крикнули, кто это крикнул. Или, когда идет, например, для мужчины симпатичная девушка, то его взгляд к ней автоматически приковывается, он ее разглядывает на фоне каких-то людей, которые проходят мимо, на которых его взгляд даже не останавливается. В интеллектуальном центре, если мы интересуемся какой-то темой, например, темой четвёртого пути, нас могут заинтересовать книги в магазине, которые имеют к этому отношение. Внимание будет притягиваться к этим книгам, к этим темам в интернете, может быть, чье-то внимание привлекло название этой лекции потому, что она как-то связана с именем Гурджиева или темой сознательной эволюции. Очень многие вещи привлекают наше внимание, когда они нам интересны, то есть есть в этом определенный эмоциональный элемент. Например, еда какого-то необычного вкуса может привлекать инстинктивное внимание, необычный запах. То есть, много-много разных внешних вещей способны захватить наше внимание. И тогда его становится много, но оно все привлечено к чему-то одному, и при этом мы не замечаем чего-то другого. Может быть, вы видели людей, которые идут по улице, смотрят в телефон, читают там явно что-то интересное, или переписываются, и они не видят, куда они идут, потому что все внимание в телефоне. Или бывают люди, которые настолько увлечены разговором на какую-то интересную для них тему, что они пропускают остановку в метро, поезде или автобусе, потому что очень интересный разговор, все внимание теме разговора. Или когда мы едим очень вкусную еду, мы можем случайно прикусить язык или щеку, потому что внимание на вкусе или на чувстве голода. Интересно наблюдать, когда вдруг появляется такое качество внимания.

И, наконец, есть еще один уровень внимания, самый высокий для человека, – это уровень намеренного внимания. Он так же для всех является знаком, такого внимания обычно в жизни совсем немного. У нас есть внимание такого качества, когда мы изучаем что-то новое. Например, когда мы впервые учились кататься на велосипеде, наверное, все через это прошли. Было очень много внимания. Мы старались почувствовать, как надо поставить ногу, как оттолкнуться другой ногой, как поймать равновесие, как держаться за руль. То есть было очень много всего, что требовало внимания. Но как только мы освоили это, у нас внимание стало опять рассеянным, мы научились ездить на велосипеде, и теперь даже не обращаем внимание, как это делаем. То же самое с ездой на машине. Обычно автомобилисты говорят, что момент, когда хорошо научился водить машину, – это момент, когда ты можешь ехать и думать о чем угодно. То есть уже достаточно рассеянного внимания, оно может уже где-то блуждать в каких-то интересных мыслях. Но когда мы учились, было очень много внимания. Когда мы изучаем какую-то новую дисциплину, какой-то предмет, у нас есть намеренное внимание даже, может быть, в интеллектуальном центре. Мы сопоставляем какие-то идеи с тем, что мы уже знали раньше, стараемся убедиться, запомнили мы или нет какие-то вещи, когда знакомимся с чем-то новым.

И в эмоциональном центре проявление такого уровня внимания обычно связано с тем, что мы стараемся почувствовать, что же чувствует другой человек, увидеть, что он чувствует. У некоторых людей это лучше получается, у некоторых вообще не получается. Потому что обычно в эмоциональном центре у нас либо рассеянное внимание, это такие дежурные эмоции, когда мы просто мельком с кем-то видимся, отвечаем на какие-то вопросы: привет, как дела, ничего, нормально, как поживаешь, что хорошего, сам как поживаешь… Это рассеянный уровень внимания. Или привлеченный уровень внимания, когда мы видим человека, который нам очень нравится: «Здравствуй, дорогой, как рад тебя видеть, такой замечательный, хорошо сегодня выглядишь!» Тут уже внимания очень много. Но редко мы пытаемся почувствовать, что же чувствует другой человек. Потому, что у нас все внимание обычно на какой-то одной детали, чаще на себе самом.

Вот такие есть три уровня внимания в человеческой машине. Оно всё механическое, но качество внимания возрастает от рассеянного внимания к вниманию намеренному.

Давайте попробуем сейчас вернуться вниманием к нашим функциям и еще раз почувствовать стопы на полу. Обратим внимание на то, что происходит в эмоциональном центре. Мы уже привыкли к виду друг друга, можно посмотреть на лица, почувствовать, какой отклик у нас эмоционально возникает, почувствовать лицо, направить сюда внимание (показывает на лицо рукой), чтобы быть осведомленным о том, какое у нас выражение лица. Направить часть внимания, наш интеллект в голову, думаем ли мы о чем-то, обдумываем ли мы какую-то мысль или сейчас нет мыслей.

И есть еще особый вид внимания, который иногда встречается в жизни, в каких-то очень, может быть, редких ситуациях – это разделенное внимание. Это когда одна функция наблюдает за другой. Может быть, когда в детстве играли в прятки, старались спрятаться как можно лучше, находили какое-то укромное место, и старались затаить дыхание, начинали слышать, как громко бьется сердце, какие-то маленькие шорохи, которые издает какое-то незаметное движение, то есть начинаются наблюдение одного центра за другим. Возможно, что какие-то преступники, сами того не зная, используют определенный вид разделенного внимания, когда залезают человеку в карман чтобы украсть кошелек, потому, что можно выдать себя каким-то неловким движением. И, возможно, там есть элемент наблюдения одного центра за другим. Но в рамках этой работы есть такой отдельный вид разделенного внимания, который в жизни мы, наверное, никогда и не использовали, потому что в нем нет никакого смысла в жизни, он ничему не помогает. И мы можем сейчас попробовать это сделать. В основном мы получаем информацию через функцию смотрения, инстинктивный центр смотрит, это одна из его функций, и в основном мы видим вещи, это основной канал восприятия.


Бартоломью Эстебан Мурильо

Санта Руфина. 1665

Музей Медоуз, Даллас, США


Сейчас мы будем практиковать разделенное внимание в процессе смотрения. Сейчас у всех появилось изображение на экране, это красивая картина, и давайте выберем какую-нибудь деталь на картине, например, кончик носа. И попытаемся сначала с намеренным вниманием посмотреть на кончик носа. То есть увидеть кончик носа на этой картине. Вот это намеренное внимание, когда мы смотрим, у нас есть цель увидеть какой-то фрагмент. Сейчас давайте возьмем часть внимания и вернем его от объекта на себя. То есть мы продолжаем видеть кончик носа этой девушки на картине и одновременно начинаем наблюдать процесс смотрения. Нет какого-то четкого и понятного описания этой практики или этого действия потому, что в жизни для этого нет слов, так как в жизни это не практикуется, но это достаточно легко, и, в общем, все люди на это способны независимо от каких-то индивидуальных особенностей. Возможно, для кого-то будет понятнее такое описание, что мы начинаем смотреть сквозь свои глаза. То есть наше внимание удерживаем на наших глазах, которые смотрят, и на объекте, на который они смотрят. Внимание как бы разделяется на два потока или два направления. Мы видим кончик носа девушки, и мы видим себя, смотрящего на этот предмет. Давайте попрактикуем это может быть в течение одной минуты, переводя взгляд на разные части этой картины. Я буду предлагать точку, куда посмотреть, и мы будем выполнять то же самое действие – мы постараемся увидеть этот фрагмент и вернуть часть внимания на себя, чтобы наблюдать процесс нашего смотрения. Давайте посмотрим на ожерелье на левой руке из красных бусин. Давайте посмотрим на пальцы левой руки, видно только четыре пальца, указательный выпрямлен, три остальных пальца согнуты. Давайте посмотрим на кувшин, который находится под левой рукой, и в самом низу картины на ушко кувшина, которое смотрит вниз. Давайте посмотрим на ее правую руку, она держит какой-то стебель, три пальца согнуты, а большой и указательный выпрямлены, и они параллельны и прикасаются к кувшину. На правой руке ожерелье такого, может быть, более светлого оттенка, чем на левой. Давайте посмотрим на бант у нее на груди. Давайте посмотрим на ее лицо. Ее левая щека, которая для нас находится справа, кажется немного розовой, румянец есть.

Достаточно. Давайте теперь попробуем поделиться тем, что нам удалось увидеть при этом. У кого какие наблюдения были во время этого упражнения.


Михаил: Было ощущение лица и ощущение пространства, объема между мной и картиной.


Василий К: Давайте поддерживать такое же внимание на протяжении оставшейся части лекциям. Можно видеть изображение друг друга на экране, возвращать часть внимания на себя и наблюдать себя смотрящего. То же самое можно делать с слышаньем. Есть звуки, можно слышать эти звуки и наблюдать процесс слышания. То есть можно часть внимание держать на ушах, которые воспринимают звук. То же происходит, когда мы сами говорим. Точно люди не делают так в жизни, не слышат звук своего голоса, когда говорят, потому что нет внимания.

Кто еще хотел бы поделиться опытом этой практики.


Максим: У меня в момент, когда я пытаюсь делать разделенное внимание, я понимаю, что вот тот акцент, на котором собираюсь разделить внимание на лице, кончик носа, становится рассеянным, как будто бы картинка не четче становится, наоборот, как будто бы размывается. Получился такой эффект.


Александр К: Скорее всего, результат не был достигнут. Потому что, может быть, не хватило времени.

Вот если сейчас кто-либо будет разделять внимание, и я на него буду смотреть, если выразить словами, что происходит, это будет звучать следующим образом: «Я вижу себя, смотрящего на Васю, смотрящего на себя, видящего меня. То есть мы оба наблюдаем за собой смотрящими, а тот, за кем мы наблюдаем, смотрит на картину».


Максим: В этой ситуации, наверное, есть опасение, что, не начинается ли воображение, что я себе это представляю, а не наблюдаю.


Василий К: Да, конечно воображение может быть, поэтому нужно как бы окидывать вниманием интеллектуальный центр, убедиться, что мы не пытаемся что-то очень сложное понять, или думать, или что-то представлять. В сущности, действие очень простое, оно не требует какого-то большого напряжения наших функций. То есть в каждый момент достаточно всего лишь обнаружить, где находится наше внимание. Вот сейчас смотрю на Максима, убеждаюсь, что вижу его и возвращаю часть внимания на себя. Просто возникает осведомленность о том, что смотрю на Максима. Нет каких-то больших спецэффектов или зрительных образов, просто возникает осведомленность. То есть появляется наблюдение за работой функций.


Андрей: Я хотел поделиться, что ощущал дыхание свое очень хорошо. Потом как будто ощущение перенеслось на всё тело и какой-то импульс. То есть я начал ощущать тело полностью и учащенное дыхание, я чувствовал, как бьется сердце и какие-то тонкости и нюансы. И сейчас понимаю, что мне хочется вернуть картину и смотреть на нее больше.


Василий К: Да, это хорошее наблюдение, потому что выясняется, что с таким вниманием мы начинаем видеть вещи. Обычно мы в жизни почти вообще ничего не видим. Когда мы идем по улице, мы не осведомлены о том, что происходит. У нас не разделено внимание, ноги куда-то идут, голова о чем-то думает, эмоции у нас появляются по поводу того, о чем мы думаем, этого даже близко может не быть вокруг нас, и в общем мы не видим жизни. Мы не видим никаких деталей того, на что смотрят глаза, мы даже не знаем, на что они смотрят в каждый момент. Когда мы разделяем внимание, у нас появляется возможность воспринимать впечатления. Это очень интересный процесс и это питание. Впечатления – это один из трех видов пищи, которые необходимы для человеческого существа. С разделенным внимание мы получаем способность получать более тонкие впечатления, которые несут более тонкую энергию, которая способна поддерживать вот этот процесс разделенного внимания.

Давайте опять убедимся, что наши глаза смотрят на экран, что мы видим того, на кого они смотрят. При этом мы можем начать наблюдать в инстинктивном центре какие-то вещи, на которые не обращали раньше внимание. Что дыхание шумит, нос с шумом вдыхает и выдыхает воздух. Может быть, немножко жарко или как-то неуютно, это все есть в моменте. Просто мы начинаем это воспринимать.


Вилма: Просто замечание. Только что уловила, что, оказывается, есть большая разница в наблюдении за живым человеком или за картиной. Потому что, оказывается, что живой человек постоянно меняется, а картина статична.


Василий К: Действительно, настоящее все время меняется. И вот это способ его воспринимать, потому что только с таким вниманием человек и оказывается в настоящем. И то, что мы сейчас переживаем, – это начало третьего состояния сознания. То есть такое усилие по разделению внимания способно зажечь высший эмоциональный центр.

Можно даже сейчас сделать некоторый дополнительный акцент на своих усилиях по разделению внимания. Высшие центры находятся где-то вот здесь (показывает на свой лоб). Можно сказать, что они во лбу или где-то рядом, это не так важно. Они не являются частью машины, они имеют более тонкую природу. Но находятся они где-то в этом месте. И поэтому можно держать еще одну точку внимания, которая находится около лба или между бровей. То есть отсюда мы можем наблюдать, как мы смотрим, как видят глаза, и часть внимания находится в этой точке. Также слушать звуки, то есть отсюда мы наблюдаем за тем, как мы воспринимаем какие-то звуки. Если вдруг включается какой-то дополнительный процесс, мы начинаем вдруг что-то обдумывать или представлять, просто это отпускаем, не идем за этими мыслями. И сейчас мы можем наблюдать, что появилась вот эта возможность – не идти за каждой своей мыслью, как обычно у нас бывает. Обычно смотрим на человека. «Вот Саша, у него белая рубашка, да, у меня тоже где-то есть белая рубашка; вообще рубашки белого цвета непрактичны, и они быстро пачкаются». И вот мы уходим в эту цепочку ассоциаций, даже не замечая. И сейчас можно увидеть, как эти ассоциации начинаются, но есть возможность не следовать за ними потому, что сейчас мы хозяева своего внимания, мы осведомлены, где находится внимание в человеческой машине. Наши глаза смотрят на что-то, и мы видим то, на что смотрят глаза. Мы слышим звуки и осведомлены о том, что мы слышим эти звуки. Мы чувствуем стопы на полу, чувствуем дыхание и не идём за мыслями, ассоциациями. Может быть, у кого-то еще есть наблюдение, что вы сейчас переживаете?

С какой-то точки зрения достаточно почувствовать вкус этого усилия, этого состояния, чтобы вернуться. Потому что все время что-то нас уводит, внимание чем-то привлекается, и мы, как было ранее сказано, под действием какого-то внешнего объекта полностью своим вниманием куда-то устремляемся и теряем то, что есть прямо сейчас перед нами. Часть этой работы заключается в том, чтобы все время возвращаться. Если мы потеряли свое внимание, опять сделать усилие разделить его, вернуться в момент. Есть такое высказывание Иисуса Христа, которое звучит примерно так: «Увидеть то, что явно и то, что скрыто, явится тебе». То есть с какой-то точки зрения это означает, что достаточно просто увидеть то, что прямо перед собой. И учитель в нашей школе часто повторяет, что нужно просто видеть то, что прямо перед тобой, что настоящее все время здесь, оно очень простое. А мы все время не находимся здесь потому, что устремлены в какие-то мысли или поглощены какими-то эмоциями, которые не имеют никакого отношения к тому, что есть прямо сейчас. Это возможно, вот так возвращаться, просто опять увидеть то, что перед собой, просто опять стать слышать звуки, начать слышать звуки.

Наверное, уже кто-то успел пронаблюдать, что это все-таки усилия. Хотя сейчас у нас очень хорошая обстановка и хорошие условия для продолжения этих усилий. Но каждый раз вернуться в настоящее – это усилие. Усилие опять разделить внимание, увидеть, что перед тобой, слышать звуки, начать наблюдать из высших центров или из третьего глаза за тем, что происходит с машиной человеческой. Это никогда не войдёт в привычку, это никогда не опустится на уровень рассеянного внимания, как все, что мы делаем в жизни. Мы чему-то научились, это стало привычкой, мы делаем это механически. Здесь каждый раз мы должны совершать усилия. То есть мы сначала должны, если мы в совсем низком состоянии сознания, вернуться к намеренному вниманию, сфокусировать зрение, увидеть, затем разделить внимание, вернуть внимание к себе, и только тогда появляется возможность еще и третью точку внимания добавить. И с этой точки зрения процесс пробуждения – это постоянные усилия. Суть обучения заключается в том, чтобы сделать эти усилия безошибочными, чтобы действительно сделать реальные усилия и попасть в настоящее, а не начать воображать себя проснувшимся. Часто бывает, когда мы испытываем какие-то приятные эмоции, делаем что-то, что нам нравится, человек склонен путать такое переживание с более высоким состоянием сознания, потому что просто приятно, ему хорошо, но тут тоже есть место для усилия. То есть нужно почувствовать стопы на полу, например, увидеть, что перед тобой, увидеть, что есть какая-то радость, приятные эмоции в эмоциональном центре, и совершить точно такое же усилие опять, начать видеть, слышать, быть осведомленным о том, что ты чувствуешь в этот момент. Можно заметить, что есть эмоциональный вкус у этого состояния, что эти усилия по разделению внимания делает наш эмоциональный центр, его отдельная часть, которая самая разумная, которая способна управлять эмоциями. И в ней возникают определенные эмоции. Она очень легкая, тихая, но она позволяет поддерживать эти усилия. То есть это не какое-то сухое действие, какое-то напряжение, это эмоциональное усилие.


Александр К: Если посмотреть на лицо девушки, что тут изображено, то эта область впечатлений относится к эмоциональному центру. То есть именно эмоциональный центр в нас интересуется лицом. Почему? Потому, что лицо передает состояние. Для эмоционального центра в меньшей степени интересно все остальное на этой картине. Если посмотреть на лицо и постараться почувствовать, в каком эта девушка находится состоянии, а потом часть этого эмоционального внимания вернуть на себя и постараться почувствовать одновременно и ее состояние, и свое.

Это то, как эмоциональный центр включает нашу эмоциональную жизнь в картину восприятия настоящего.

Можно сказать так, что разделенное внимание – это наши попытки пробудить высший эмоциональный центр, но если он пробуждается, то внимание высшего эмоционального центра само по себе, как купол, он раскрывается, и нам уже не нужно так сильно напрягаться, чтобы удерживать. Но разделенное внимание нам нужно для того, чтобы все центры вывести на уровень восприятия настоящего.


Василий: Хотел предложить продолжить воспринимать высокие впечатления из того состояния, которое сейчас есть. И давайте периодически убеждаться, что у нас внимание разделено, что мы видим то, что перед нами, слышим, чувствуем. Часть внимания в эмоциональном центре. Что мы осведомлены о тех эмоциях, которые возникают. Саша, а что это за работа?


Андреа Мантенья

Деталь фресок в Капелле дельи Споси, Мантуя. 1473


Александр К: Насколько я помню, это работа Монтеньи – роспись потолка. Где-то в интерьере в Италии.


Василий К: Да, вот сейчас мы еще кусочек такой интеллектуальной материи получили, то есть мы узнали несколько фактов об этом изображении. Такого рода росписи есть на потолках, храмах, каких-то часовнях, может быть. И это тоже символ. Вот это состояние, которое сейчас есть, и даже те эмоции, которые мы чувствуем. Они очень тонкие и высокие для жизни. В жизни редко когда бывает такое качество внимания, даже почти не бывает. И поэтому символически эти изображения находятся вверху и чтобы увидеть, нужно поднять голову. Это символ того усилия, которое мы сейчас делаем. Мы подняли свое внимание на самый верх, мы достигли сначала намеренного внимания, затем мы его разделили. Мы направили внимание на эмоциональный центр. И начал работать высший эмоциональный центр, понемножку включаться. И он распознает вот это изображение или видит в нем отдельные символы. Можно видеть, что оно круглое, что это круг. Первый такой круг. Он идет с этим цветочным орнаментом, следующий – чуть ближе к середине. Кубики начинают появляться, маленькие такие кубики. И если еще посмотреть выше, в этот круг, то там еще четыре как бы окружности внутри, в каждой из которых овальные узоры. Очень много деталей. Художник, который это рисовал, он делал это с очень высоким уровнем внимания, очень много внимания – всё неслучайно, всё выписано с большой точностью. Мы сейчас можем их видеть. Вот в правом верхнем углу мы видим мужчин или женщин с темной кожей. Повязка на голове. Рядом белая девушка. Если двигаться дальше, вниз, в правый нижний угол картины, то тут три лица смотрят сверху вниз на нас. Девушка с такими розовыми щечками и два мужчины. У мужчины справа на лбу два треугольника, то есть они образуются за счет этого пробора, который между ними. У второго мужчины, который пониже, лицо закрыто плечом первого мужчины. Видны только глаза и нос. Очень много впечатлений на одном изображении. Мы можем, так двигаясь от одной детали к другой, поддерживать разделенное внимание. И оно поддерживается за счет того, что мы все время получаем новое впечатление. Мы видим какую-то новую форму. Меняющийся цвет. Может быть, какую-то эмоцию. И на самом верху, если смотреть относительно нас, младенец как бы перевернут, получается. Он стоит ножками на нижней части круга, а голова и рука его уже внутри круга. И он держит венок над головой. Это один из символов того состояния, которое сейчас есть.

По сути, мы сейчас сыграли в такую детскую игру под названием «Раздели внимание». Мы нашли внимание, увидели, где оно, вернули часть внимания на себя. Для этого не нужно быть каким-то большим человеком. Что-то из себя представлять. Просто достаточно сделать это маленькое усилие. И начать смотреть с разделенным вниманием. И вот этот круглый венок над его головой – это и есть символ законченного усилия. То есть таким символом, спрятанным в предметах объективного искусства, которые были оставлены школами прошлого. Школы в прошлом часто существовали в виде содружеств художников. Оставлено очень много символов внутренней работы. И, наблюдая эти картины, можно видеть эти символы, они дают эмоциональную поддержку. Потому что кто-то еще раньше делал такие же усилия, которые, в общем-то, ни для чего не нужны в этой жизни, и он оставил нам эти символы, которые об этих усилиях напоминают.


Александр К: Может быть, я хотел добавить, что двигательный центр легче всего наблюдать в нашей машине. Наблюдая за своим двигательным центром, мы можем косвенно понимать, в каком состоянии находится внимание. Особенно в начале, человек, который работает с направленный вниманием, оно невольно останавливается на двигательном центре. То есть, если разделить внимание, то уходят мелкие движения пальцев. Если пальцы продолжают двигаться, то, скорее всего, в голове продолжает крутиться колесо воображения.