То внимание, которое предложил сейчас Василий, было некомфортно для машины. Из рассеянного внимания перейти в направленное внимание не всегда комфортно, но нужно быть готовым. Это как переплыть реку. Ты вносишь контроль. Машина может быть в довольно легком состоянии, может, в сущности, ходить и наслаждаться природой, гулять по лесу или по городу, дружить с кем-то, и вдруг возникает необходимость взять это все под контроль. Переживается это иногда как некий шаг назад. Что ты из более высокого легкого состояния переходишь в состояние контроля. Но ты останавливаешь хаотичное движение внутри себя. И потом ты получаешь за это награду, потому что если ты привносишь этот контроль, спустя некоторое время твое состояние оказывается гораздо выше того легкого состояния, которое было. То есть в этой работе и это, кстати, отражено в диаграмме пищи, в этой работе мы делаем шаг назад, чтобы сделать потом два шага вперед. То есть мы привносим осознанность и внимание в центры для того, чтобы подняться выше, чем эти центры.
Василий К: В связи с тем, что сказал Саша, вспомнилась одна из цитат нашего учителя о работе с двигательным центром. Он сказал, что в сущности все начинается просто с позы. То есть когда мы находим себя во сне, во втором состоянии, достаточно занять намеренно какую-то позу, выпрямить спину, привнести намеренное внимание в двигательный центр, что с какой-то точки зрения проще всего, потому что это самое понятное и простое зримое усилие. И затем мы становимся ближе к намеренному вниманию в эмоциональном центре. И когда мы это сделали, нам уже проще разделить внимание, почувствовать стопы, увидеть то, что перед собой, оставить поток мыслей, которые захватывают и крутятся. Просто появиться в настоящем моменте, каким бы он ни был.
Может быть, у кого-то есть вопрос или какое-то новое наблюдение? Это будет тоже интересный эксперимент. Попробовать сейчас задать хоть маленький вопрос или поделиться небольшим наблюдением, стараясь поддерживать такое же состояние. Просто слышать звук своего голоса, не бежать куда-то, слышать каждое слово, которое произносишь. Попробуйте, это интересно.
Из этого состояния становятся видны какие-то маленькие детали уже в простых вещах. То есть необязательно смотреть даже на картины объективного искусства. Вот видно у Максима на груди такая полоса солнечного света. За Андреем горят какие-то огни. Эмоциональный центр уже реагирует на такие маленькие моменты.
Андрей: Я хотел бы поделиться наблюдением. Кажется, что силы заканчиваются. Уже труднее поддерживать внимание разделенным, я уже перестал чувствовать ладони. Хотя в начале мог удерживать внимание.
Василий К: Андрей, прямо сейчас? Поменялось ли что-то, когда вы начали говорить и сейчас.
Андрей: Да, ощущаю. Поменялось. Сейчас чувствую много внимания. Я могу удерживать внимание на ступнях ног, руке, видеть каждого участника. Внимания по-прежнему много.
Василий К: Андрей, большое спасибо за наблюдение. Вот это то, что происходит, какая-то часть в нас хочет про все это сказать. Вот какое-то особое упражнение, которые мы делали в особых условиях. Силы заканчиваются. Все. Спать. Но это не так. Поэтому хорошо это состояние распространить на что-то ещё. Когда говоришь, услышать звук своего голоса. То есть эти маленькие усилия можно делать все время, при любом действии, что бы ни происходило. Конечно, какая-то энергия тратится, но вовсе не та, которую воображает себе машина. Просто для этого процесса нужна тонкая энергия, как эта картина или как мы сейчас друг для друга. Люди, которые делают эти усилия, являются самыми высокими впечатлениями друг для друга, потому что вот эта эмоция сейчас в наших глазах читается. Эмоциональный центр мгновенно чувствует, что другой человек переживает такой же опыт. Поэтому хорошо, если вы чувствуете, что внимание уходит, перевести взгляд на другое впечатление. Может быть, достаточно на два сантиметра его сместить в сторону, чтобы увидеть что-то новое. Сделать вдох и выдох, почувствовать дыхание, и это состояние уходит.
И с какой-то точки зрения один из лучших способов поддерживать это состояние – это делиться им. Лучший способ поделиться – это сказать что-то, стараясь делать эти усилия. То есть поставить состояние на первое место. Нежелание что-то сказать, какой-то очень интересной мыслью поделиться. Нет, желание поддерживать это состояние и что-то говорить другим. Двигаться с присутствием, наблюдая за своим движением.
Большое спасибо за ваше внимание. За ваше разделенное внимание. Старайтесь его удержать как можно дольше. Не теряйте его, когда вы будете вставать со стула или выключать компьютер. Просто возвращайтесь, вы это можете делать, сейчас вы это попробуете. Постарайтесь быть в этом состоянии насколько можно долго.
Да, совсем забыл, у нас есть упражнения на неделю. Так как тема «Разделенное внимание», давайте возьмем несколько вещей, которые мы обычно делаем и где задействованы какие-то привычные человеческие функции, куда можно привнести разделенное внимание. Упражнение номер один. Стараться увидеть то, что прямо перед тобой. Ну как можно чаще. Настолько часто, насколько это возможно. Вот вспомнили и старайтесь видеть то, что прямо перед вами. Упражнение номер два. Давайте стараться слышать какие-то фоновые звуки. Вот сейчас сижу, говорю, а за окном птички поют, потихонечку чирикают, машины проезжают. Можно часть внимания держать на этих звуках. Это будет возвращать в момент. И третье – мы, как минимум, три раза в день что-то едим и пьем. Давайте стараться чувствовать вкус еды и напитков. То есть, три упражнения. Давайте стараться видеть то, что перед нами и разделять внимание при этом. Слышать фоновые звуки. И чувствовать вкус того, что мы кладем себе в рот или наливаем.
Александр К: То, что мы сейчас делаем – мы учимся ценить вот эту тишину, которая есть сейчас, больше, чем все остальное.
Василий К: Вот тоже хотел поделиться наблюдением сегодняшним. Что каждый раз удивительно и неожиданно – это эмоциональный опыт. То есть человеческая машина стремится все как-то низвести к рассеянному вниманию. Но вот еще час назад не представлял, что это настолько прекрасный опыт. Разделять внимание и присутствовать. Быть в группе людей. То есть когда много людей вместе делают усилия, это поддерживает друг друга удивительным образом. И это задействует эмоциональный центр. Это дает эмоции, которые позволяют это удерживать, продлевать и двигаться вместе глубже в это состояние. Спасибо.
Сергей Я: На первой лекции было дано упражнение вспоминать себя, не спать. Скажите, кто помнит об этом упражнении? Поднимите, пожалуйста, руку. Спасибо. Скажите, а среди тех, кто помнит о нем, кто его выполнил? Так сделайте (показывает руку вверх). Можете сказать, в чём оно состояло?
Олег: Здравствуйте ещё раз. Как я понял, помнить себя – это находиться в данный момент в текущем состоянии. У меня было такое состояние, что я и не убегал фантазиями вперед и как бы не возвращался в мыслях назад, как бы пережёвывая то, что у меня прошло. Получалось так, что я в данный конкретный момент находился там, где находился, и по ощущениям как будто бы светлее вокруг становилось, но ненадолго, секунды на две-три, потом я понимал, что я опять ухожу вперед фантазиями либо назад в воспоминания.
Сергей Я: Спасибо, Олег. Чтобы чаще вспоминать, где вы находитесь, был предложен небольшой будильник. Скажите, в чем он состоял? И кто его использовал? Поднимите так (поднимает руку вверх), пожалуйста. Окей. Почему я спрашиваю? На первой лекции была предложена теория для проверки того, что человек не един, у него есть много разных частей. Одна часть решает что-то делать, другой нужно это делать, а третья хочет или не хочет. Пятая помнит. Шестая слышать ни чего об этом не желает. И я думаю, что за эту неделю вы смогли проверить разные «я». Они не настоящие, они часть множества, подобных «я». И с чем мы имеем дело? Мы имеем дело с механизмом. Хотя он выглядит цельным, но он раздроблен внутри. Наше собственное тело: мысли, эмоции, ощущения, действия. Кроме того, это тело не обладает волей, оно просто реагирует. Если есть сильный стимул, оно реагирует сильнее, если слабый – реагирует слабее. Поэтому некоторым было тяжело выполнить это упражнение. Часто забывали, а напоминать некому. Ум для этой задачи оказывается слабым инструментом. Есть ли что-то сильнее, чем ум? Есть, это сознание. Мы пытаемся его найти, удержать, развить, потому что именно там находится Воля, Сила воли, способность действовать, направлять ум, эмоции и тело.
На сегодняшней лекции мы попытаемся поработать со вторым практическим инструментом. Первый – это самонаблюдение. И вы можете его использовать прямо сейчас. Наблюдать, где вы сидите, можете за дыханием наблюдать, можете за мыслями, можете за звуками, то, как вы слушаете, можете за эмоциями (показывает на грудь), что вы чувствуете. Каждое слово, что вы слышите, вызывает в вас реакции: интеллектуальные, эмоциональные, инстинктивные, приятные или не приятные. Ваши собственные реакции вызывают в ответ что-то. Всё это можно наблюдать. Такой процесс самонаблюдения – это уже первый шаг к небольшому состоянию пробужденности. Сегодня мы представим инструмент, который откроет нам более ясно, кто же наблюдает? Кто этот молчаливый и невидимый, тот самый, которого мы ищем? И тем не менее он сам же ищет себя. Этот инструмент называется разделение внимания. И если вы думаете, что мы можем просто взять и работать с вниманием, то это не так. Чтобы разделять внимание, оно уже должно быть самого высокого качества. И в настоящий момент качество нашего внимания очень низкое, оно не достаточно для этой работы по вибрациям. Фактически оно рассеяно большую часть дня. Может быть, даже сейчас. Представляет из себя веер (показывает открытую кисть). Оно направлено во все стороны. Оно не собрано, потому что нет цели его собирать. Когда появляется цель, внимание начинает собираться. И если бы у меня появилась цель переместить предмет из точки А в точку Б, например, карту (держит в руке карту Таро висельника) отсюда, вот сюда (двигает рукой с картой перед собой в одну сторону и обратно), я могу управлять вниманием. Такое внимание называется намеренным вниманием. От начала и до конца оно удерживается вами (двигает рукой с картой ещё раз). Сейчас Ольга из Алма-Аты рукой почесала нос вот так (показывает правой рукой мизинец к своему носу). Она сделала это очень точно, но без внимания. Чтобы почесать нос, не требуется внимание. Оно рассеянное и называется автоматическим вниманием. Когда вы согласны, голова качается, то же самое, внимание рассеянное. Рассеянное внимание автоматическое. Сейчас, когда мы слушаем что-либо, по большей части наше внимание рассеянное. Мы пытаемся удерживать нить мыслей, но можно слушать ещё внимательней, но для этого нужно знать, как это делать потому, что звуки от ушей отскакивают в буквальном смысле. Очень много информации не проходит дальше поверхности уха, отскакивает, как от стенки горох из-за того, что внимание поверхностное. Его можно изменить. Для этого достаточно обратить внимание на место входа звука – на ухо. Когда вы слышите любой звук, позволить ему не отскочить, а пройти глубже (показывает пальцем в область шеи). Вы заметите, что для того, чтобы оно прошло глубже, любой звук чтобы прошел глубже, нужно продолжать наблюдать за ним. Продолжать следить, куда же дальше звук проходит? Очень многие звуки, если они произнесены эмоционально, попадают прямо в сердце (проводит рукой от уха до груди), прямо сюда. Сердце – именно тот орган, который нам нужен по своей мощи. Без сердца упражнения будут полупустыми, они будут идти только из головы (показывает указательным пальцем левой руки на голову). И это очень просто. Ничего сложного в этих упражнениях нет. Не нужно напрягаться, чтобы их выполнять. Нужно просто знать, что есть разные виды внимания: рассеянное и намеренное, удерживаемое вами. Точно также в данный момент чтобы нам что-то увидеть, нам нужно другое внимание в наших глазах. Наше внимание сейчас в глазах рассеянное и мутное. Мы смотрим сейчас на все объекты в данный момент, как будто сквозь мутное стекло. У нас нет резкости ни на чем конкретном. Внимание бегает от одного экранчика на другой. Смотрим то на одного человека, то на другого. Глаза не под контролем, это и есть рассеянное смотрение. Для обычной жизни его достаточно. Но для того чтобы разделить внимание, оно должно быть для начала хотя бы управляемым нами. Опять же, как это сделать? Можете попробовать. Чтобы начать управлять зрением, нужно добавить внимание прямо сюда (показывает обоими указательными пальцами на глаза), к собственным глазам. Попробуйте наблюдать глаза. И уже наблюдая глаза, попробовать дать себе отчет, куда они смотрят, куда они движутся по экрану. (Пауза) Возможно, вы заметите, что если наблюдаете за своими глазами, за тем, что они видят, то объекты становятся более резкими, они становятся более живыми, и многие из них проникают внутрь (показывает указательным пальцем на глаза). И очень многие из них, опять же, попадают прямо сюда – в сердце. Например, видеть лицо другого человека становится не постылым, а очень радостным явлением просто потому, что мы добавили внимание к собственным глазам. И можем начать рассматривать, у кого какие лица, у кого какие брови, у кого какой нос, у кого какие губы. И это эмоциональное внимание также – это интерес, симпатия – это не просто зрение, это смотрение из сердца, с помощью сердца. Но все эти усилия требуют дополнительного огня, искры. Если просто сидеть, ничего не делать, ничего не произойдет. Ни- какие двери не откроются, и чудеса не явятся. Я продемонстрирую вам небольшую схему.
Это колода карт. (На экране) Крести, пики, черви, бубны. Каждая масть символически представляет из себя один из умов человека. Их всего четыре. Крести – это инстинктивный ум, все наши органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и более сложные процессы. Пики – это наш двигательный ум, отвечает за наше положение в пространстве, за передвижение объектов, за нашим движением. Черви – это наш эмоциональный ум, находится в солнечном сплетении, отвечает за все симпатии, антипатии, эстетические чувства, восприятие красоты и истины. Именно этот центр чувствует, есть ли правда, когда кто-то что-то говорит или делает или нет. Это не интеллект, это видимая эмоция. И бубны – это интеллектуальный ум, находится в голове, в головном мозге, ответственен за мысли, концепции, понятия, слова. Вы видите, что эти карты относительно друг друга на разном расстоянии. Короли ближе всех, дамы чуть подальше, валеты ещё дальше. Условно эти расстояния символизируют внимание. Валеты – это рассеянное внимание. И разные умы дальше друг от друга, они не собраны. Дамы ближе друг к другу, это уровень привлеченного внимания. Если происходит что-то очень интересное, начинаем прямо залипать, нас невозможно оторвать от аварии или чего-то очень красивого, от какой-то идеи. Это сильные стимулы и сильная реакция. Она контролируется самим стимулом, человек её не контролирует точно так же, но внимание уже выше, оно лучше, чем у валетов, оно не такое рассеянное, сфокусировано объектом. И самое собранное внимание и самое собранное состояние человека – это короли, все умы работают гармонично, вместе. То есть, человек знает, что он чувствует, он делает то, что чувствует, он видит то, о чем он думает прямо сейчас и видит то, что он делает. Он не сидит на стуле и не думает об ужине, например, потому что ужина ещё нет. Он не думает о каком-то человеке, которого нет здесь, находящегося за 300 км. Он думает о том, что прямо перед ним – о настоящем. Для того, чтобы начать искать то, что не является этими четырьмя умами, этими функциями, нам нужно попасть в короли и удерживаться там. И над этим мы сейчас как раз работаем. Есть ли у кого-нибудь что-нибудь дополнить?
Александр К: На этой схеме было хорошо видно три уровня. И нижний уровень – это часть, в которой человек не может видеть ничего. Иными словами, валеты, или механические части центров, не видят ничего. Когда внимание побольше, тогда появляются эмоциональные части центров, это на один уровень повыше – дамы, то есть это эмоции в отношении, движение эмоции в отношении, ощущение эмоции в отношении идей. Или эмоции в отношении эмоций. С этого уровня человек способен видеть проявления механических частей, то есть валетов. На этом уровне уже возможно кое-какое самонаблюдение. Но дамы не видят сами себя. И если человек поднимается выше, если его внимание направлено, он находится в интеллектуальных частях центров. Оттуда он способен видеть или наблюдать проявления эмоциональных и механических частей. С этой точки зрения для того чтобы наблюдать себя, внимание должно быть в королях центров, то есть в интеллектуальных частях наших центров.
Сергей Я: Принцип очень простой. Высшее видит Низшее, а Низшее не видит Высшее. Вот почему вы можете встретить, находясь в валетах, человека, вполне пробужденного и внимательного, и не заметить его потому, что валеты ничего не видят. Или вы можете быть увлечены идеями о пробуждении, но так и не достигнуть пробуждения, потому что очарованы. Сильная эмоция, влюбленность недостаточны для этого. Необходимы другие качества эмоции, такие как поиск истины, желание знать истину не меньше, терпение, пока не найдешь её. Я немного испытываю ваше терпение прямо сейчас, не говоря про технику разделенного внимания, и это усиливает вашего короля червей, вашу эмоциональную способность воспринять истину.
Олег: А тузы в этой схеме предусмотрены? Или это отвлеченная вещь? Ну, в смысле, что эти карты показаны, чтобы просто схему показать?
Александр К: Олег, у нас есть отдельная лекция, которая посвящена четырем низшим центрам, и сегодня мы лишь касаемся этой колоды. Тузы мы не используем, но мы знаем, что это символ центров в целом. Нам же интересна декомпозиция этих центров. То есть разделение их на детали. Изучение каждой детали.
Сергей Я: Хороший вопрос. Правда, теоретический. А практический вопрос был бы такой – как я могу увидеть и в себе каждую из частей, которые были показаны? Например, когда Саша говорил или когда я сейчас говорю, можно задать вопрос – какие части у меня сейчас активны? Я слушаю сейчас поверхностно? Увлеченно? Или намеренно? Я сам контролирую внимание, что мне слушать и как слушать? Тоже самое касается зрения. Если вам удалось ухватить вниманием уши (показывает правым указательным пальцем на правое ухо), держите его на ушах, продолжая слушать, добавьте внимание к зрению. Сейчас глаза смотрят поверхностно, как обычно расслабленно, не фокусируясь ни на чём. Либо они привлечены говорящим человеком, кроме говорящего глаза больше ничего не видят. Либо ваше внимание намеренно удерживается здесь. (Показывает двумя указательными пальцами на область обоих глаз) Вы пытаетесь видеть, что прямо перед вами (правой рукой делает жест вперед и руки опускает). И как оно воздействует на вас (правым указательным пальцем делает жест от глаз к груди), на ваши эмоции. Попадают ли эти образы, тона, полутона в глаза? Попадают ли они внутрь в вас? Чувствуете ли вы реакцию? Не просто видите что-то, а чувствуете ли вы что-то в ответ?
Анжела: У меня вот какой вопрос возник. Не кажется ли вам, может быть, это мои ощущения, что вот такое слишком острое внимание, я имею ввиду зрительное, звуковое восприятие всего и вся требует слишком больших затрат энергетических от человека? Может быть, всё-таки мы устроены именно для того, чтобы беречь свой жизненный ресурс? Что не всё мы, так сказать, поглощаем своим вниманием, не способны все поглощать своим вниманием и всё пустить себе в сердце? Потому что часть самосохранения, часть этого, так сказать, пунктика. Для чего этому учиться? Вот вопрос.
Сергей Я: Спасибо большое. Хороший вопрос. Четвертый путь предлагает рассматривать человека как не завершенное существо, как существо, у которого работают не все функции, а те, которые работают, работают именно в режиме экономии. У него есть гораздо больше возможностей. Лучше видеть, лучше слышать, чувствовать, да, в конце концов, любить. Но человек этого не испытывает, он почти ничего не видит, почти ничего не слышит, в буквальном смысле не пользуется ни ушами, ни глазами. И эта ситуация одинакова для всех людей. И уровень, на котором природа человека оставляет, достаточна для выживания, но совершенно не достаточна для того чтобы проснуться и создать в себе другое тело – астральное тело. Такие усилия, изучение себя, необходимы только людям, которые ищут что-то высшее, чем обычный уровень жизни. Тем, кто не ищет этого, кто хочет просто спокойно жить, комфортно, без потрясений, всё это, естественно, не нужно, даже, действительно, будет будоражить сердце, будет доставлять некое телесное, может быть, эмоциональное страдание. Такой человек будет сконфужен интеллектуально. Это только для тех, кто ищет более высоких истин. Тут вы совершенно правы, Анжела. С другой стороны, когда мы учимся любой новой функции, всегда тяжело. Вспомните, как вы учились завязывать шнурки, ездить на велосипеде? Как вы учились шить, готовить?
Анжела: Я это помню.
Сергей Я: Всё новое тяжело. Но со временем, по мере практики, мы учимся все лучше и лучше. Сейчас мы учимся смотреть и слушать. В буквальном смысле эти органы не работали на полную силу всё это время. И сердце в том числе. Мы не испытываем эмоции, которые можем испытывать, например, радость от того, что видишь чьё-то лицо. Мы просто скользим, как будто по стене, как бы смотрим, ничего не испытывая. Особенно это видно, когда люди долго живут вместе и не здороваются по утрам. Взгляд скользит очень поверхностно по привычке.
Александр К: На четвертом пути есть знание о том, что человек может быть рассмотрен как фабрика, которая вырабатывает энергию, и эта фабрика работает не на полную мощность из-за того, что, находясь в состоянии воображения, человек не получает достаточное количество внешних впечатлений, которые являются третьего рода пищей. И если в результате внимания или разделенного внимания человек начинает видеть, слышать, ощущать больше, чем он это делал, то его фабрика начинает вырабатывать больше энергии. И это в системе называется первый сознательный толчок, или первый сознательный шок. С этой точки зрения можно сказать, что мы тратим энергию на то, чтобы работать с нашим вниманием, но в результате этого организм, или фабрика, начинает производить ещё больше энергии, чем затрачено. И это ключевой момент потому, что для того чтобы построить, согласно Гурджиеву, астральное тело, необходимо огромное количество энергии, которая в обычном количестве в обычном состоянии человека просто не вырабатывается.
Анатолий: Хотел бы ответить Анжеле, что энергия, которую она хочет сохранить, она в принципе бесполезна, и лично для меня потратить какую-то энергию будет более продуктивно на что-то полезное.
Сергей Я: Я бы хотел сделать акцент на том, что мы ни кого не пытаемся здесь убедить тратить энергию. Если вам не нужно что-то превышающее уровень жизни, обычной жизни, значит вам это просто не нужно. И тут человек каждый сам для себя чувствует, что ему надо. Мы представляем то, как с этим работаем, и если у вас откликается, то замечательно, можете присоединиться к нашей работе. Если нет, значит – нет. Никто из нас здесь ни плохой, ни хороший. Мы пытаемся описать, как это было передано нам – что такое человек, как он работает и на что он способен. Давайте перейдем к разделению внимания.
У меня есть наблюдение, что мы гораздо лучше готовы через полчаса от начала встречи открыть ту самую дверь внутри нашего сердца, через которую можно войти в мир сознания, а не функций. Это та самая дверь, через которую прошел Буратино, проткнув её носом. Его острый, длинный нос, это аллегория внимания, а тот холст, который он проткнул, это наши мысли, или воображение, которые всё время крутятся в нашей голове, которые не дают нам видеть четко и ясно. Вместо того чтобы видеть то, что есть прямо сейчас, мы можем думать о том, чего сейчас нет. Давайте начнём со зрения. Уже частично вы знаете, что делать. Разделение внимания, как двойное внимание, не просто намеренное, а ДВОЙНОЕ. Часть внимания удерживается, направляется на собственные ваши глаза. Вы наблюдаете ваши глаза. А вторая часть внимания направляется на то, что они видят. Попробуйте одну минуту. Оно у вас скачет туда-сюда, постарайтесь продолжать пока оно не перестанет скакать, пока не стабилизируется. Если вам мешают смотреть мысли, то вы реально проверяете, что человек не смотрит, но занят мыслями. Попробуйте мысли отогнать, ни о чем не думать. Чтобы смотреть и видеть не требуется думать, это другая функция. Я хочу задать вам один вопрос, независимо от того, получается у вас или нет. Видите вы ту часть, которая наблюдает за вашими попытками и держит внимание в двух местах, на глазах и том, что они видят? И эта часть, наблюдающая за этим процессом, она очень тихая, но она просто наблюдает. Именно эту часть мы ищем – Наблюдателя. Наблюдатель – это сознание человека, невидимая третья сила. Если вы вдруг заметили Наблюдателя, разверните своё внимание и смотрите на него. Это тоже внимание, но оно больше похоже на лучи во всех направлениях, оно наблюдает во все стороны, оно может смотреть сквозь глаза, слушать сквозь уши одновременно. Это центральная точка – место, откуда внимание исходит. Суфии называют её «Источник вечной молодости». Христиане называют её «Богом», «возлюбленным». Буддисты называют её «Пустота», потому что она никак себя не проявляет, ничего не говорит, ничего не хочет, но она есть, она живая, она не спит и хочет только быть, больше ничего.