Пример. Семья нквдшника поселилась в квартире расстрелянного, а семью расстрелянного выслали в Сибирь. Через 70 лет внук того самого нквдшника лишается квартиры и всех накоплений в связи с махинациями компаний, в которые он вложил деньги. Все эти истории про «МММ» и прочее помните?
Как понять, есть баланс или нет?
Баланс в расстановках – это не «зуб за зуб».
Самое главное в балансе – признать вклад, осознать, что если бы не одно, другого бы не было.
Рис 1.4
Рис 1.5
Ситуация.
Женщина родила ребенка. Муж купил ей машину. Здесь есть баланс? Может, да. Может, нет.
В каком случае баланс будет?
Если мой муж купил мне машину, и она делает уровень моей жизни выше, мне не нужно ездить в давке в автобусе или ждать, пока приедет такси и пр. А муж при этом признает, что я реально была на грани жизни и смерти (а в родах всегда так, даже если они идут гладко). И мы уважаем вклад друг в друга в развитие нашей семьи. И на этом есть дальнейшее движение нашей семьи.
В каком случае баланса не будет?
Если каждый из нас уверен, что его страдания и вклад больше, чем вклад другого. И машина с ребенком используются как предлоги для приобретения каких-то очков или как объект для манипуляций. Если движение системы застопорилось и каждый считает, что он дал больше, баланса нет.
Баланс между системами достигается следующим образом:
– признание вклада как основы для жизни;
– направление энергии на развитие семейных систем и общества в целом.
Практика. Упражнение на работу с балансом
Коммуникация и баланс в отношениях играют важную роль в поддержании здоровых и гармоничных связей между людьми, особенно если они находятся на одном уровне, как муж и жена, коллеги или друзья. В этом упражнении мы исследуем, что происходит в таких связях, когда они подчиняются закону баланса.
Ход упражнения.
Шаг 1. Подготовка и настройка.
Поставьте фигуры или заместителей, обозначающих клиента и его визави (человек, с кем у клиента нужно проверить горизонтальные связи). Расположите их так, как чувствует ваш клиент.
Шаг 2. Исследование связей.
Попросите клиента внимательно посмотреть на расположение фигур, исследовать связи между ними и ответить на вопросы.
Какие эмоции возникают между ними? Какие ощущения порождает их взаимное расположение?
Шаг 3. Вклады участников процесса.
Поставьте предмет, который обозначает то, что ваш клиент дает другому.
Поставьте предмет, который обозначает то, что другой дает вашему клиенту.
Шаг 4. Анализ изменений.
Посмотрите, как расширяется картина связей после добавления фигур, обозначающих вклады.
Исследуйте, что меняется в понимании связей? Какие новые элементы добавились?
Изменились ли настроения и ощущения между клиентом и его визави?
Шаг 5. Углубление понимания.
Добавление скрытого. Добавьте два предмета, которые обозначают:
Что стоит за вкладом вашего клиента (например, личные жертвы, усилия, скрытые мотивы).
Что стоит за вкладом визави (например, его потребности, скрытые желания или мотивации).
Шаг 6. Анализ новых элементов.
Какие новые движения и ощущения стали видны?
Как теперь выглядят отношения между людьми?
Какие скрытые движения и чувства появились?
Шаг 7. Проверка баланса.
Очевидный и скрытый баланс. Исследуйте, есть ли баланс после добавления всех элементов.
Заместители могут произнести друг другу следующие фразы: «Теперь я тебя вижу. Я принимаю нашу связь. Я даю место… (перечислить то, что вышло за вкладом).»
Шаг 8. Завершение работы.
Осознание и признание. Дайте всем движениям время проявиться. Цель заключается в том, чтобы осознать все видимые и невидимые вклады, дать им место и признать их.
Шаг 9. Заключительные вопросы.
Какие важные инсайты вы получили?
Как изменилось ваше видение отношений после этого упражнения?
Демонстрация.
Клиент и его коллега: клиент чувствует напряжение в отношениях с коллегой.
Размещение фигур: клиент ставит свою фигуру чуть дальше от коллеги, выражая дистанцию и напряжение.
Вклады.
Клиент: Вклады труда, времени и энергии в проект.
Коллега: Вклады информации, поддержка в работе.
Скрытые вклады.
Клиент: Личное время, семейные обязательства.
Коллега: Личные амбиции, страх неуспеха.
Фразы-решения: «Теперь я тебя вижу. Я принимаю нашу связь. Я даю место твоим усилиям и страхам.»
Закрепляем знания о базовых законах
В любом обучении мы сталкиваемся с тремя основными категориями: знания, умения и навыки.
Теория представляет собой знания, которые мы впитываем как фундамент для дальнейших действий. Это первый этап освоения метода. Знания важны, однако истинное мастерство приходит через практику.
Следующий этап – это тематические упражнения, которые помогают нам развивать умения. В этом процессе мы начинаем осваивать основные принципы и механизмы того, чем занимаемся. Это важный шаг, но, несмотря на всю его значимость, он все еще не гарантирует профессионализма.
Самый последний и сложный этап – это формирование навыков. Навыки – это те действия, которые мы можем выполнять без необходимости обдумывать каждый шаг. Они становятся второй природой, автоматическими реакциями на определенные ситуации. Именно поэтому для успешного овладения базовыми законами в расстановках необходимы регулярные и целенаправленные тренировки.
В следующих разделах мы рассмотрим конкретные практики, которые помогут вам закрепить знания и превратить их в естественную часть вашей работы и жизни.
Закон принадлежности
Шаг 1. Прочитайте следующую историю.
Жила-была девочка Оля. Ее мама много работала, поэтому Оля часто жила у бабушки с дедушкой. Бабушка тоже много работала, а вот дедушка был уже на пенсии и много времени проводил с внучкой. Он читал ей книги, рассказывал о своем детстве и показывал свою коллекцию бабочек, являясь для Оли источником знаний и внимания, которого ей недоставало.
Когда девочка просила дедушку рассказать о своем детстве, на лице его она видела грусть. У дедушки была младшая сестра, с которой он ловил бабочек. Но во время войны они эвакуировались из города, и его сестра заболела воспалением легких и умерла. Через какое-то время погибла и их мама. Дедушка остался один.
Оля часто болела в детстве, и дедушка лечил её мёдом и молоком, но чаще, чем у других людей, её простуды приводили к воспалению легких. Оля выросла, но проблема частых заболеваний осталась.
Подозревая, что её нездоровье имеет корни в прошлом, Оля обратилась к расстановкам, чтобы найти причину своих болезней.
Шаг 2. Выставьте фигурками конфигурацию.
На данной конфигурации:
– Оля и её симптом – воспаление легких
– Дедушка, война и сестра деда
– Энергия распределена следующим образом:
– Оля смотрит на воспаление лёгких.
– Симптом (воспаление легких) смотрит на дедушку.
– Дедушка смотрит на войну.
– Сестра деда и война смотрят друг на друга.
Шаг 3. Ответьте на вопросы.
1. Какая эмоциональная и энергетическая взаимосвязь прослеживается между Олей и ее симптомом?
2. Как можно объяснить связь между дедушкой, его переживаниями во время войны и симптомами Оли?
3. Какая связь существует между младшей сестрой деда и симптомами Оли?
4. Как исправленный закон принадлежности может повлиять на состояние Оли?
Шаг 4. Подумайте, каким образом можно выстроить конфигурацию расстановки так, чтобы:
– Восстановить нарушение принадлежности.
– Включить в систему тех, кто был исключен.
– Устранить влияние симптома на жизнь Оли.
Шаг 5. Создание целительного образа.
Используя расстановочный образ, которые вы составили, сделайте следующие шаги.
Оля оборачивается к переплетению (дедушка и его сестра, война). Происходит включение исключенных членов семьи.
Рассмотрите, как изменится направление энергии при возвращении сестры деда в систему. Опишите свое решение и объясните, как оно поможет Оле избавиться от симптомов заболевания.
Практические задания для работы с родом и восстановления принадлежности
Задача 1. Повторяющийся шаблон.
Представьте, что в вашей семье вы обнаружили повторяющийся шаблон – однотипные болезни, повторяющиеся трагедии, одинаковые жизненные сценарии. Проследите родственные связи и события, связанные с жизнью и смертью, и постарайтесь определить, кто мог быть исключен из семейной системы.
Рекомендации.
Запомните, что каждый член семьи, независимо от его поступков, имеет право на место в семейной системе. Восстановление памяти о нём, интеграция его опыта и признание его присутствия поможет прервать повторяющиеся шаблоны.
Задача 2. Создание генеалогического древа.
Подходит для всех членов семьи, заинтересованных в понимании и гармонизации семейных отношений, а также для профессиональных психологов, работающих с семейными расстановками.
1. Начните с составления подробного генеалогического древа, отмечая важные события, связанные с каждым членом семьи.
2. Идентифицируйте повторяющиеся события, болезни или жизненные сценарии.
3. Выявление исключенных. Проанализируйте своё древо, чтобы найти членов семьи или значимые события, которые могли быть забыты или исключены.
4. Интеграция. Признание и память об этих членах семьи через рассказы, фотографии, или символические действия поможет восстановить баланс.
Как можно это сделать?
– На одной странице опишите историю вашей семьи, сосредотачиваясь на значимых событиях и людях.
– На другой странице отметьте те события и людей, которые могли быть исключены или забыты.
– Сопоставьте страницы и сделайте выводы о том, как эти исключения могли повлиять на текущую жизнь вашей семьи.
– Принесите в свою жизнь символические акты памяти для включения этих людей и событий.
Главные вопросы в теме исключенных.
Какие исключенные элементы из вашей семейной системы могут влиять на вашу жизнь сегодня?
Какие симптомы или проблемы у вас возникают, и как они могут быть связаны с исключенными членами вашей семьи?
Как вы считаете, что можете предпринять, чтобы включить эти элементы обратно в вашу семейную систему и обрести внутренний баланс?
Закон иерархии
Описание клиентской истории.
Клиентка обратилась к расстановщику с проблемой в отношениях с дочерью. Мать рассказывает, что дочь ведет себя с ней агрессивно и неуважительно, а вот с отцом у дочери прекрасные отношения.
Она даже выполняет взрослые обязанности, такие как приготовление обеда, но только если матери нет дома.
Выявление переплетения.
В ходе расстановки выясняется, что дочь находится в переплетении с первой женой своего отца, и это проявляется в ее поведении по отношению к матери.
Клиентка показывает неуважение к первой жене, что усиливает эту динамику: «Эта женщина собой ничего не представляла и вообще зачем нужно про нее говорить?»
Нарушение иерархии в семейной системе.
Первая жена вытесняется из семейной системы, и таким образом нарушаются иерархические законы. Это вызывает бессознательное сопротивление у дочери, которая своим поведением пытается восстановить уважение к первой жене, что проявляется в недовольстве и агрессии по отношению к матери.
Восстановление иерархии.
После того, как в расстановку была введена фигура первой жены и сделаны соответствующие интервенции, клиентке становится легче, как и ее заместителю. Разрешающие фразы, произнесенные клиенткой, помогают восстановить порядок.
Разрешение проблемы.
Расстановщиком были предложены три фразы для восстановления иерархии. «Ты – первая жена моего мужа, а я – вторая. Если бы у тебя с моим мужем сложилось по-другому, нашего союза, скорее всего, бы не было, не родилась бы моя дочь. Я вижу нашу связь».
Задание по восстановлению иерархии
Цель: Восстановление иерархии в семейной системе путем осознания важности предыдущих партнёров и правильного позиционирования их места в системе.
Ценность: Упражнение направлено на гармонизацию семейных отношений всех членов семьи вне зависимости от их прямой роли в жизни клиента.
Ход работы.
Шаг 1. Подготовка:
Составьте генеалогическое древо своей семьи, включая всех бывших партнеров родителей (если это возможно).
Отметьте проблемы и трудности в отношениях с каждым из членов семьи, особенно с теми, кто не является биологическим родственником.
Шаг 2. Введение:
Настройтесь на осознание важности всех событий, которые привели к текущему положению в семье.
Визуализируйте каждого члена семьи, отразив его важность в системе.
Шаг 3. Фразы-решения:
В произвольной форме составьте три разных фразы, которые могли бы укрепить иерархию в вашей семье. Обсудите с членами семьи их восприятие данных фраз и внесите корректировки.
Заключение:
По мере регулярного использования корректных разрешающих фраз, вы заметите улучшение в состоянии вашей семейной системы.
Закон баланса
Прочитайте приведённые истории и сделайте свои выводы о том, какой закон взаимодействия нарушен в каждой из них. Попробуйте найти решения для каждого клиента в историях. А также проанализируйте свои собственные отношения в контексте этих законов.
История 1. Помощь коллегам.
К расстановщику обратилась клиентка с просьбой о помощи в вопросе карьерного роста. Она жаловалась, что на работе ей платят недостаточно. В ходе расстановок выяснилось, что половину своего рабочего времени она проводит, помогая коллегам. Ее собственная работа выполняется быстро, но оставшееся время она посвящает помощи другим, думая: «Почему бы не помочь?» Однако это приводит к нарушению баланса «давать и брать», так как ее работа становится менее ценной, и её усилия остаются не оцененными финансово.
История 2. Невозможность брать от мира.
Другая клиентка обратилась с тем, что не может «брать» от мира. В результате расстановок стало ясно, что в детстве всё внимание родителей доставалось младшему брату. Ощущая себя ненужной, она вынесла это детское чувство в свою взрослую жизнь.
История 3. Постоянный поиск.
Клиентка жаловалась, что никак не может остановиться на каком-то одном виде деятельности, постоянно меняет занятия. Расстановки вывели на поверхность историю ее дедушки, который работал в НКВД и подписывал приказы о расстреле.
История 4. Вернуть мужа.
Клиентка хотела вернуть мужа, который ушел жить к своей матери после того, как признался, что изменял жене. Жена все простила. Но муж все равно ушел. Несмотря на то, что у него нет любовницы на данный момент, к жене он не возвращается.
Живые в жизни, мертвые в смерти
Базовые законы предполагают, что каждый человек занимает свое уникальное место в системе. Эти законы основываются на принципах принадлежности, порядка и баланса. Нарушение границ между живыми и мёртвыми нарушает эти принципы.
Принадлежность означает, что каждый человек имеет своё место в системе и право на существование в ней. Живые должны уважать память умерших, но оставаться в своём измерении, не пытаясь смешивать живое и мертвое. Попытка живого вступить в контакт с мёртвыми, минуя границу, может привести к нарушению внутреннего равновесия как у отдельного человека, так и в целой системе.
Иерархия показывает нам важность временной последовательности. Живые следуют за мёртвыми, почитая их, но не заменяя их. Им предоставляется возможность учиться на примерах прошлого, но не пытаться изменить его. Каждый, кто пришёл в этот мир, должен завершить свой естественный цикл жизни, после чего уступает место новому поколению.
Баланс предполагает, что энергия и ресурсы должны равномерно распределяться между живыми и мертвыми. Попытка забрать энергию из мира умерших или перенести туда свою – это нарушение естественного круговорота жизни и смерти. Взаимоотношения между живыми и мёртвыми должны строиться на уважении и благодарности, а не на использовании того, что вам не принадлежит.
В расстановках мы работаем с живыми и для живых. Мы не вызываем мёртвых, а взаимодействуем с информацией. Соблюдение границ между жизнью и смертью принципиально важно. Всё это – продолжение темы базовых законов и правил, которые мы с вами изучали ранее. Пространство жизни и смерти существуют по разным законам и разделены границей. Нарушение границы ведет к «протеканию» энергии в те пространства, где энергия смерти и жизни нивелируют друг друга.
Что происходит в пространстве смерти в связи с этим, трудно сказать. С точки зрения нашего пространства, пространства жизни, энергия смерти убивает живое. Внешне это выражается в разных признаках, но всем им характерно «умирание»: у вас становится меньше энергии жизни, гибнут животные, обрываются сделки, ухудшается здоровье.
Нельзя просто так ходить сюда, если у вас нет соответствующего навыка. Такие навыки есть у шаманов, медиумов.
Если в вашей жизни, например, была операция с наркозом, ваша часть души могла оказаться за границей жизни. Потом вы будете ощущать периодически отекание энергии, так как вы невольно нарушили четвертый порядок.
Умер ваш дедушка, самый близкий для вас человек, и часть вашей души ушла за ним.
Рис 1.6
Рис 1.7
Упражнение. Закрытие границы между жизнью и смертью
Шаг 1. Подготовка.
Сначала найдите просторное и спокойное место, где вас никто не побеспокоит. Вам понадобятся веревка или лента для обозначения границы, нитки или шнурки для обозначения связей, а также фигуры (куклы, камни или другие предметы), символизирующие вас, «Фигуру жизни» и «Фигуру смерти».
Шаг 2. Установка границы.
На полу обозначьте границу с помощью веревки или ленты. Это будет граница между пространством жизни и пространством смерти.
Шаг 3. Размещение фигур.
Поместите «Фигуру жизни» на одну сторону границы – в пространстве жизни, и «Фигуру смерти» на другую – в пространстве смерти. Поместите фигуру, символизирующую вас, в пространстве жизни, и фигуру умершего – в пространстве смерти.
Шаг 4. Прокладывание связей.
Используя нитку или шнурок, отметьте связи между вами, «Фигурой жизни» и «Фигурой смерти», а также умершим. Нитки можно привязать или просто положить, обозначив разные взаимодействия.
Шаг 5. Проявление истории.
Позвольте себе ощутить и визуализировать историю, которая содействовала разрыву границы между жизнью и смертью. Дайте себе время для этого. Запишите или выразите словами, что приходят на ум.
Шаг 6. Перестройка старых связей.
Изучите, как проложенные связи влияют на вашу жизнь. На что они влияют? Постепенно начинайте перестраивать старые связи, поочередно изменяя их направление или заменяя более подходящими.
Шаг 7. Разрыв старых связей.
Аккуратно уберите или разорвите нитки, символизирующие старые, неподходящие связи. Попрощайтесь с теми аспектами, которые вы хотите освободить.
Шаг 8. Создание новых связей.
Создайте новые связи между вами и «Фигурой жизни», если это нужно. Отмечайте те аспекты, которые приносят вам мир, поддержку и целостность.
Шаг 9. Перемещение фигур.
Убедитесь, что «Фигура жизни» остается в пространстве жизни, а «Фигура смерти» – в пространстве смерти. Переместите себя и умершего в соответствующие пространства, закрепляя новые связи и ощущения.
Шаг 10. Завершение.
Осознайте свои новые чувства. Возможно, захочется сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы интегрировать новый опыт. Поблагодарите пространство и все фигуры за участие и поддержку. Снимите границу (веревку или ленту) и уберите все материалы.
Упражнения на работу с жизнью и смертью
Смерть – это не абстрактная фигура. В расстановках выставление фигуры смерти часто становится очень ресурсным. Среди всего прочего, она может помочь выразить жизненный потенциал клиента. Так как у всех она (смерть) своя, эта фигура часто будет выдавать разные реакции. Жизнь и смерть «работают» вместе как две движущие силы бытия.
К смерти важно испытывать уважение, а также соблюдать границы между живым и мертвым. Когда они нарушаются, мы можем наблюдать, как фигура смерти становится беспокойной и даже агрессивной.
Если ты уже попал в пространство мертвых, то стань мертвым. Не надо кликать смерть, если ты не хочешь умирать. Исключение – специально обученные говорить со смертью люди.
С фигурой смерти в расстановках также часто выходит фигура страха. Это такой способ охранять границу. Соблюдать закон.
Между жизнью и смертью есть межпространство – это пространство перехода. Когда происходит переход из этого мира в тот, ему важно уделять внимание, поскольку это завершение жизни и начало энергии смерти. Если переход сделан плохо, человек как бы зависает в пространстве. Так появляются неупокоенные мертвые. Такие неупокоенные, «неприпаркованные» энергии надо припарковать, совершая ритуалы перехода. Чтобы вы лучше работали с «мертвыми энергиями», предлагаю вам сделать такую практику.
Расстановочная практика «Ощущение мертвого и живого».
Шаг 1. Подготовка.
Выберите четыре объекта, которые будут представлять следующие фигуры:
– Фигура смерти;
– Фигура жизни;
– Представитель мертвых;
– Представитель живых.
Используйте такие объекты, как подушки и стулья.
Шаг 2. Размещение фигур.
Поставьте фигуру жизни и фигуру смерти на достаточном расстоянии друг от друга, так, чтобы между ними все же была видна граница.
Поставьте фигуру представителя мертвых ближе к фигуре смерти, но не вплотную.
Поставьте фигуру представителя живых ближе к фигуре жизни, тоже на некотором расстоянии.
Шаг 3. Определение границы.
Создайте четкую границу между фигурами жизни и смерти. Это может быть воображаемая линия, веревка или любой другой предмет, который отчетливо разделит пространство.
Шаг 4. Исследование фигур.
Сначала наблюдайте за каждой фигурой по отдельности. Ощущаете ли вы какую-то энергию около фигуры жизни и фигуры смерти? Какие эмоции или мысли приходят к вам, когда вы смотрите или даже подходите ближе к этим фигурам?
Переходите к исследованию фигур в их взамосвязи. Ощутите, каково быть рядом с представителем мертвых и представителем живых. Какие чувства или мысли возникают у вас около каждого из них? Есть ли различия?
Исследуйте границу. Как вы ощущаете границу между живыми и мертвыми полями? Ясна ли она вам? Попробуйте перейти границу (воображаемый переход) и обратите внимание на свои ощущения.
Шаг 5. Взаимодействие фигур.
Визуализируйте или почувствуйте связи между фигурами. Как жизни и смерти взаимосвязаны? Может ли представитель мертвых поменять что-то с представителем живых, и наоборот?