Дайте себе возможность спонтанно перемещать фигуры, если вашим внутренним чувствам нужно изменить расстановку. После каждого изменения вновь наблюдайте свои ощущения и эмоции.
Заключение.
Выйдите из расстановки и подведите краткие итоги. Что вы почувствовали? Какие осознания пришли? Как изменилось ваше восприятие мертвого и живого поля?
Практическое упражнение «Мертвое Дело».
Шаг 1. Суть.
В этом упражнении мы будем работать с темой «мертвых» и «живых» дел, запросов или проектов. Мы посмотрим на вопрос клиента через метафору жизни и смерти, чтобы понять, что нужно сделать для развития его дела. Основная цель упражнения – осознать текущий энергетический статус запроса или дела.
Шаг 2. Описание упражнения.
Подготовка пространства. Поделите комнату на две части с помощью веревки или других предметов. Обозначьте одну половину как «мертвое поле», а другую как «пространство живых». Эти пропорции не обязательно должны быть равны, их размер можно адаптировать по ощущениям.
Шаг 3. Озвучивание запроса.
Клиент озвучивает свой запрос или рассказывает о своем деле. Слушайте внимательно, задавайте уточняющие вопросы, если нужно.
Шаг 4. Назначение заместителей.
Клиент выбирает заместителя на роль своего запроса.
Шаг 5. Позиционирование в пространстве.
Заместитель начинает двигаться в «пространстве живых». Клиент наблюдает за тем, что происходит с запросом (заместителем) в этом пространстве.
Заместитель (запрос) начинает свободно двигаться между двумя областями (мертвое поле и пространство живых). Заместитель двигается интуитивно, чувствуя, где ему комфортнее находиться.
Шаг 6. Наблюдение клиента.
Во время движения заместителя клиент наблюдает, какие чувства, мысли и телесные ощущения у него возникают. Важно, чтобы клиент обращал внимание на любые изменения в своем восприятии и переживаниях.
Шаг 7. Нахождение своего места.
Заместитель останавливается там, где чувствует свое место. Это может быть как в пространстве живых, так и в мертвом поле, или на границе между ними.
Шаг 8. Обратная связь.
Заместитель делится своими ощущениями и опытом от движения и нахождения своего места. Он описывает, что почувствовал на разных участках пространства и почему выбрал именно это место. Клиент делится своими ощущениями и размышлениями, которые пришли к нему в ходе наблюдения за движением запроса. Обсудите, что значит выбранное место для запроса и как это может помочь в дальнейших действиях.
Завершение.
Поблагодарите заместителя и клиента за участие. Заключите сессию коротким обсуждением, подведя итоги и обсудив возможные дальнейшие шаги и действия.
Переплетения
Как образуется переплетение и что с ним делать?
Есть такое понятие в расстановках как системная совесть. На уровне поля мы уже при рождении знаем о четырёх расстановочных порядках (или порядках систем): порядок принадлежности, порядок иерархии, порядок баланса, порядок жизни и смерти. Ведает этим знанием системная совесть. И если какой-то из порядков нарушен, то системная совесть (или лояльность) вынуждает нас активизировать переплетение или взять его.
Переплетения, их много, приходят к нам в момент зачатия и могут проявиться или не проявиться в зависимости от конкретных жизненных условий. Это очень похоже на то, как происходит с разными генетическими заболеваниями. У вас может быть на генетическом уровне заложен сахарный диабет, но ваш образ жизни был таков, что он не проявился.
Какие проявятся переплетения, зависит от свойств нашей психики, особенностей личности, событийного жизненного ряда и наших связей с родителями.
Можно предположить, какие у ребенка могут быть переплетения, но точно сказать, что если в семейном анамнезе есть те или иные ситуации, то именно вот это проявится, нельзя. Переплетения видны уже постфактум, когда они активизировались.
Рис 1.8
Почему одним достаются тяжелые переплетения, а другим нет? Какова схема передачи?
Пока никакой схемы выявить не удалось. Но есть общее правило: «Кто везет, на том и едут». То есть, по силам все дается: кто больше может унести, тот и будет больше и глубже нести просто потому, что он может. Полю важно высвободить ту или иную энергию. Наше счастье или несчастье – это просто побочный продукт.
В чем плюс того, что вы несете много? В любом переплетении много энергии. И если вы от него освободились, то энергия вам все равно остается.
К примеру, вы переплетены с дедушкой, которого раскулачили. Вы несете это переплетение и постоянно спускаете деньги. У вас есть, как и у дедушки, коммерческая жилка, но также есть и установка: «Иметь в запасе деньги нельзя – придут, заберут и в тюрьму посадят». Когда вы в расстановке находите и убираете это переплетение, то стремление спустить деньги уходит, а умение зарабатывать остается. В любом переплетении есть ресурс.
Рис 1.9
Переплетения могут не полностью повторяться на уровне фактов. У деда деньги отобрали, а вы их спускаете. Может быть проявление и в других сферах: деда раскулачили и посадили, а у вас нет сил на создание отношений.
ВАЖНО!!!
Расстановки показывают не причинно-следственные связи, а резонансы. Вы спускаете деньги не потому, что дедушку посадили. Ваша энергия, то, как вы себя в мире проявляете, находится в резонансе с той энергией, которая была у деда.
Часто в одной проблеме может быть несколько резонансов. Помимо связи с раскулачиванием дедушки, еще может быть резонанс этой истории с холодной мамой и бабушкой по другой линии, которая ненавидела мужчин. Это все вы носите и переводите в деньги. В деньги вообще легко все переводить.
Как работать с переплетением?
Переплетения образуются, когда нарушен один из четырех законов. Задача расстановщика – это нарушение найти и включить его в семейное поле.
При этом помимо включения в семейное поле через уважение и принятие («Я вижу это, уважаю, и принимаю твою судьбу») важно разыдентифицировать себя с этим опытом.
Должно быть движение в двух направлениях: включение исключенного в семейную систему и разыдентификация своего и чужого опыта.
На базе переплетений всегда образуются те или иные наложения. Ниже описана техника работы с наложением.
Рис 1.10
Техника работы с наложениями
Эта методика предназначена для выявления и работы с наложениями из разных временных контекстов (прошлое, настоящее, будущее) в вашей жизни.
Шаг 1. Определение нарушенного закона.
Перед началом упражнения важно определить, какой именно закон систем нарушен в вашей ситуации:
Закон принадлежности: кто или что исключено или недооценено?
Закон иерархии (порядка): в каком месте нарушен порядок или структура?
Закон баланса: где не хватает равновесия между давать и брать?
Шаг 2. Выявление наложений контекста.
Разберитесь, в чем именно проявляются наложения контекста в вашей ситуации. Это может включать эмоциональные реакции, мысли или убеждения, которые вы перенесли из прошлого и которые, возможно, искажают ваше восприятие настоящего.
Шаг 3. Постановка фигур.
Используйте физические фигуры или воображаемые образы, чтобы обозначить следующие элементы:
– Я (вы сами);
– Ситуация (текущая проблема или событие);
– Реакция (ваша эмоциональная или поведенческая реакция на ситуацию);
– Прошлое (событие или ситуация в прошлом, связанная с текущей проблемой).
– Будущее (возможное развитие событий).
Шаг 4. Работа с фигурами.
Фигура «Я». Станьте на место роли «Я» и посмотрите на фигуру «Реакция». Скажите: «Да, ты есть. Ты там была». Примите свою реакцию с нежностью и добротой. Почувствуйте, как меняется ваше состояние после принятия своей реакции. Скажите: «Да, я тебя принимаю».
Фигура «Ситуация». Посмотрите на ситуацию и скажите: «Что ж, ты всего лишь ситуация». Попробуйте изменить угол зрения, увидев её менее драматичной.
Фигура «Будущее». Посмотрите на фигуру будущего. Позвольте себе представить будущее, которое разворачивается естественным образом, под влиянием эволюционных сил, а не только ваших планов.
Фигура «Прошлое». Осознайте и прочувствуйте связи с прошлым. Поймите, как прошлые события влияют на вашу текущую ситуацию.
Связь времен. Встаньте в позицию «будущего» и посмотрите сначала на «Я», потом на «прошлое», далее на «ситуацию». Почувствуйте, как элементы связаны друг с другом.
Возвращение в Позицию «Я». Вернитесь в исходное состояние «Я» и оцените, что теперь изменилось в вашем восприятии.
Шаг 5. Рефлексия.
После выполнения упражнения запишите свои впечатления. Как изменилось восприятие текущей ситуации? Что нового вы узнали о себе? Как это связано с вашей основной проблемой, например, на работе?
Работа с идентификацией (разыдентификация)
Переплетения в семейной системе, которые есть у каждого, своей незримой рукой заводят нас в повторяющиеся и сложные ситуации. Многие из нас могут замечать сходство своей судьбы с кем-то из близких или дальних родственников, живых или уже ушедших.
Повторения, конечно же, бывают не только плохими, но и хорошими тоже. Но обычно с хорошими переплетениями к расстановщику не приходят. По этой причине я буду о говорить о примерах с негативным влиянием.
Так, например, кто-то может поймать себя на мысли, что похож на свою бабушку тем, что она, так же как и вы, растила детей сама. Или заметить схожесть своих болевых симптомов в ногах с теми, что были у вашей мамы, ведь вы часто от нее слышали «у меня болят ноги», когда были маленькой. Даже трудности с появлением детей могут прийти к нам от двоюродной бездетной бабушки, о которой так часто с грустью вздыхали ваши родственники: «Бог ей деток не послал».
Чтобы не повторять судьбы предков, можно сделать разыдентификацию.
Разыдентификация – это очень важный процесс как в расстановках, так и в нашей жизни. Строго говоря, вы не найдете этого слова в словаре, и, скорее всего, другие расстановщики его тоже не используют. Это мое авторское слово. Давайте разбираться.
Есть такое понятие идентификация.
Это когда мы отождествляем себя или что-то, что мы делаем, с опытом кого-то другого или самим этим человеком. Мы оказываемся как будто охвачены чем-то, что управляет нами. Вы можете ощущать, что несете какой-то чужой груз, но ничего не можете с этим сделать.
Это происходит потому, что вы лояльны кому-то, и повторяете опыт этого человека на бессознательном уровне. Так вы на уровне системы поддерживаете связь с этим человеком. Это может происходить, даже если вы ничего не знаете о нем или плохо к нему относитесь. Или, наоборот, очень любите / любили его.
В любом случае идентификация является вашим бессознательным способом проявить связь с этим человеком. Идентификация чаще всего ощущается как что-то большое и сильное, на что вы не можете повлиять. Как будто постоянно появляются обстоятельства, которые не дают вам сделать то, что вы хотите, или происходят многократные повторения какой-то ситуации.
Разыдентификация проходит в четыре этапа.
1. Осознать.
2. Распутать.
3. Перерасти.
4. Разрушить.
Что значит осознать? Понять, с кем и с каким опытом вы идентифицированы, что вы делаете, как ваша бабушка или мама, например.
Распутать – выявить составляющие вашей связи с предком, понять, как вы это делаете.
Пример. Я как и ты, бабушка, боюсь позволить себе большее, и каждый раз, когда жизнь предоставляет мне шансы, я от них отказываюсь.
Перерасти – начать делать или хотя бы понять, как вы будете делать что-то по-другому.
Например, когда мужчина дарит вам комплимент, не пытаться убежать от него со словами: «Да нет, я не так хороша, как вы говорите», а улыбнуться и сказать себе: «Еще кто-то увидел, как я прекрасна».
Разрушить – разрушить прошлый тип связи с предком, создавая новый.
Пример. «С сегодняшнего дня, бабушка, я связана с тобой по-другому. Теперь я буду чувствовать тебя у себя за спиной. И мне не нужно повторять твой опыт, чтобы чувствовать нашу связь».
Тестовые вопросы.
Проверьте себя, ответив развернуто вопросы ниже.
Как люди попадают в переплетение?
Как не попасть в переплетение?
Как выйти из переплетения?
Этапы работы расстановщика
Если описывать схематически, то расстановка проходит примерно так.
1 этап. Состыковка клиента и расстановщика.
На этом этапе клиент и расстановщик находят друг друга и говорят друг другу «Да», словом и полем. В этот момент проявляются и входят в резонанс белые пятна и ресурсы одного и другого. Происходит движение к изменениям и целостности поля с обеих сторон. Начинает выстраиваться диада – взаимодействие двух участников процесса.
2 этап. Запрос клиента и обработка запроса расстановщиком.
На этом этапе продолжается настройка диады, способ взаимодействия клиента и расстановщика окончательно определяется. Раскрывается то, как клиент доверяет терапевту, как терапевт чувствует клиента, какими духовными местами они соприкасаются. Происходит снятие запроса вербально и невербально, а также выработка гипотезы на основе работы с запросом.
Здесь же настройка фокуса расстановки, в разрезе которого терапевт и клиент выбирают, кого и как поставить.
3 этап. Проявленный процесс расстановки при помощи фигур или заместителей.
На этом этапе происходит выставление фигур. В зависимости от типа и формы расстановки могут быть выбраны разные фигуры.
Способы постановки фигур:
1. Из заместителей, которых потом можно поставить в поле (если расстановка проходит очно) или просто обозначить (если расстановка происходит онлайн).
2. Из фигурок, изображающих людей, предметы, камней, а также любые объекты.
3. Написать имена и понятия на белых листах А4 и выложить в пространстве.
4. Использовать образы в воображении (имажинативные расстановки).
После выставления фигур образуется первичная картина. И можно делать опрос заместителей.
При дальнейшей работе во всей расстановке нужно постоянно задавать себе три вопроса. Кого здесь не хватает? Кто здесь лишний? Где наибольшее напряжение?
Добавляем, кого не хватает. Убираем лишнее. Ведем работу в зоне наибольшего напряжения. На этом этапе происходит движение фигур и интервенции расстановщика (разрешающие фразы, ритуалы, системное комментирование).
4 этап. Завершение и закрытие расстановки.
Завершение расстановки происходит тогда, когда энергия вышла. На этом этапе разделяется пространство клиента, расстановщика и заместителей. Заместители выходят из своих ролей. Делаются завершающие ритуалы и дается напутствие для клиента.
5 этап. Пострасстановочный процесс.
Особенности этого этапа зависят от формата работы расстановщика и типа отношений с клиентом (постоянные это сессии, или это разовая работа).
В дальнейших материалах все этапы расстановки будут расшифрованы более подробно.
Предварительная часть работы. Настройка
Первая интервенция, которую делает терапевт – осознает собственные ощущения при вхождении в контакт. Мы можем не видеть клиента, а лишь разговаривать с ним по телефону или переписываться по электронной почте, но наше тело, опыт, уже что-то говорят нам, мы откликаемся на человека, и это возникает в поле.
Обязательно отслеживайте свои реакции на предварительное общение с человеком. Нередко от голода по терапевтической работе, особенно начинающий практиковать терапевт, забывает о своих реакциях, границах. И влетает во время терапии в собственные травмы, что снижает качество работы.
Естественно, что все, что происходит с нами, терапевтами, мы привносим в пространство отношений с клиентом. И именно это дает результат, потому что в это пространство мы вносим не только травмы, но и ресурсы! Именно за этими ресурсами клиент и приходит. Кроме того, важно помнить темы личной терапии, поскольку запрос клиента может совпасть с тем, что мы прорабатываем на своей терапии.
Тогда важно уяснить для себя, что я в связи с этим чувствую: я с удовольствием возьму такого клиента, или мне не хочется с ним работать (страшно, больно и т.д.)?. Если это не первая встреча, то, возможно, осталось «послевкусие» от предыдущей. Если встреча первичная, то все равно есть какая-то информация о человеке, и вы идете на встречу с какими-то переживаниями (больше интереса, тревоги, злости).
Описывайте свои переживания.
Метафора ваших ощущений – это фон для проблемы клиента, с ее помощью проще связать отношения с потребностью клиента.
Например, я жду предстоящую расстановку с чувством, будто иду на каторгу. Это не значит, что тут же нужно бежать и исправлять, то, что вы чувствуете. Но это значит, что все это может вылезти в работе с клиентом. Он к вам не зря пришел. Вот эта каторга будет основой для раскрутки его случая.
Также перед постановкой фигур и запросом стоит обратить внимание на позицию терапевта. Особенно это важно при первой встрече, так как вы приглашены в поле клиента. А это значит, что вы – младший в системе. Но старший в методе. Это надо помнить. Он знает, что, и я ему в этом не указываю. Я знаю, как, и он мне в этом не указывает.
В начале работы важно обсудить:
– условия расстановки (место, время, частота);
– расстановочный заказ клиента;
– предполагаемый результат расстановки;
– обсуждение продолжительности работы;
– контакты за рамками расстановки;
– особенности оплаты.
Вводный этап расстановочной работы
К вводному этапу расстановочной работы относятся:
– настройка диады;
– запрос клиента и обработка запроса расстановщиком;
– гипотезы;
– настройка фокуса расстановки;
Диада.
По сути диада – это то, как клиент доверяет терапевту, как терапевт чувствует клиента, какими духовными местами они соприкасаются. Настройка диады с клиентом обязательна. Без нее расстановки не случится. Настройка диады начинается с первого контакта и продолжается во время обработки запроса.
С чего начать? На что здесь важно обратить внимание в начале работы? Реакция от визуального контакта с клиентом. Как он говорит? Что с ним происходит во время озвучивания запроса?
Обращаем внимание на телесные реакции клиентов. Отслеживаем свои телесные реакции на клиента и его запрос. Исследуем, на что именно та или иная реакция, и пробуем понять, что нужно сделать самим, чтобы немного уравновесить отношения.
В вводной части расстановки одна из наших задач – создать такую диаду, такие отношения с клиентом, чтобы образовалось пространство для истории, проявленной и непроявленной. И потому нужно немного уравновесить связи между клиентом и терапевтом, чтобы по возможности отследить и уменьшить обоюдные проекции (перенос и контрперенос). Иначе продуктивность и действенность расстановки снизится в разы.
Когда вы снимаете запрос для диады, важно, КАК он происходит. Кто начинает говорить? Была ли возможность для сбора информации о клиенте или он доминирует? Это говорит, в числе прочего, об особенности вхождения в контакт. Таким же способом клиент взаимодействует и с другими людьми тоже.
С чего начинается первая встреча? Предлагаете ли вы познакомиться, осмотреться, выбрать место? Какие способы вхождения в контакт у вас есть, совпадает ли это с сессией?
Запрос клиента и его обработка.
С чего начать эту работу? С таких уточнений:
– Обстоятельства обращения клиента, почему клиент обратился именно сейчас.
– Ожидания клиента.
– Мотивация клиента,
– Наличие прежнего опыта психотерапии или расстановках, ее результаты.
Также я еще отмечаю, помимо имени, возраст, семейное положение, детей, профессию, место работы. Кроме того, расспрашиваю про родителей, составляю краткую генограму.
Что важно по самой проблеме, с которой человек обратился?
– Возникновение, развитие и продолжительность проблемы.
– События жизни, связанные с возникновением проблем, ухудшением или улучшением ситуации,
– Возраст, жизненный период, когда возникли проблемы.
– Изменение личности, чувств, интересов, характера повседневной жизни, связанные с возникновением проблем.
Примерные вопросы для сбора информации.
Начальные вопросы.
– Что вас привело ко мне?
– О чем сегодня пойдет речь? Что мы имеем в качестве предмета сегодняшней расстановки (желания, надежды, ожидания)?
– Какую помощь вы бы хотели получить и для чего? Какой помощи вы ждете от меня? Что бы вы хотели сегодня получить?
– Что должно измениться сегодня/вообще в лучшую сторону?
– (При наличии нескольких запросов) Что в настоящее время является самым важным или срочным? Что может еще подождать? Что мы выбираем для сегодняшней работы? В каком порядке? С чего мы начнем?
– Есть еще важные темы, нуждающиеся в ответе вопросы – или мы можем уже начинать?
Анализ ситуации.
– О какой проблеме точнее идет речь? Можете вы привести типичный пример в связи с ней?
– В чем, собственно, дело и что в действительности произошло?
– Что делает ситуацию/ процессы проблемой?
– Что делает так, что ситуация сохраняется?
– Кто имеет «выгоду» (в выигрыше) от данного состояния вещей?
– Какие личные установки и опыт играют роль в данном случае?
– Какие системные факторы (контекст, окружение, институциональные правила) принимают участие?
– Как вы сами себе объясняете данную проблему?
– Идет ли речь о принципиально нерешаемой проблеме или о необратимом факте?
– Когда это лучше? Когда это не представляет проблемы? А что есть другое?
– Что уже предпринималось и что нет, и с каким эффектом?
Определение (желаемых) должных-быть-состояний (формулировка проблемы и целей).
– Что должно быть, стать? Как должно быть ОК? Как должно быть идеально?
– Какой должна быть ситуация, чтобы вы были немножко более довольны?
– Как должно быть, чтобы и другие участвующие лица были довольны?
– Когда наша работа была бы уже не нужна?
– Идет речь о (достижимых) целях или (недостижимых) утопиях?
– Что вы хотите сохранить или оставить так, как оно есть?
– Чего бы вы хотели достичь, что изменить, чему научиться?
– Что вы должны так или иначе принять, с чем все-таки согласиться?
В работе с запросом важно соблюдать золотую середину: с одной стороны, уделить ему достаточное внимание, чтобы сформулировать гипотезу и выставить верно фигуры, с другой – не завязнуть в нем, задавая большое количество вопросов. Важно держать в фокусе проблему клиента, не давать ему уходить в сторону, мягко возвращать в русло темы, если он от нее отошел.
Придерживайтесь тайминга. Я рекомендую отводить на формирование запроса от 10 до 20 минут.
Гипотеза.
Некоторые думают, что расстановка начинается тогда, когда мы поставили фигуры в поле, назначив их теми или иными субъектами. Все совсем не так. Расстановка начинается в тот момент, когда вы говорите клиенту «да» и записываете его на прием.
К тому моменту, когда вы выставите фигуры, вы сделали уже большую часть работы, которая определяет ход расстановки. Перед тем, как выставить фигуры, необходимо иметь гипотезу для создания первичной картины. Можно сказать, что это фундамент расстановочной работы. Если у вас нет гипотезы и вы выставили первичную картину как-нибудь, то вы и получите что-то, непонятно что. Расстановка будет управлять вами, а не вы ею.
Постановка фигур зависит от фокуса, который мы определили в запросе, и сформированной у нас гипотезы. Конечно, может случиться (и случается такое нередко), что гипотезу мы в процессе движения расстановки поменяем, а фокус будем менять даже несколько раз. Мы начинаем выставлять только тогда, когда сформирована рамка в виде гипотезы и есть фокус как структурообразующий стержень.