335
См. ИбнДурайд. Ал-Иштикак. Л. 214.
336
См. Коран, 8: 72; Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292, 321, 507; Ас-Сухайли. Ар-рауд ал-аниф. Т. 2. С. 183; Ад-Дийарбакри. Та‘рих ал-хамис. Т. 1. С. 306.
337
См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С.332.
338
См. Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 3–4.
339
См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 173.
340
Там же.
341
Или йемениты. – Примеч. пер.
342
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 317.
343
См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 175, 176; Ад-Дийарбакри. Указ. соч. Т. 1. С.306.
344
См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 332–336.
345
См. Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 3–4.
346
У арабов существуют разные термины родства для обозначения дяди по линии отца (‘ам, мн.ч. ‘а’вам) и дяди по линии матери (хал, мн.ч. ахвал). Дядя как родственник считается важнейшим покровителем, и этому родству придаётся большое значение; наименование целого клана (Бану ан-Наджжар) как дядей здесь несколько условно, имеется в виду клан как династия в целом. – Примеч. пер.
347
Там же.
348
Там же. Л. 7.
349
Там же. Л. 8.
350
Там же. Л. 10.
351
Там же. Л. 8, 14.
352
Там же. Л. 15–46.
353
См. Ибн Кудама. Указ. соч. Л. 46–47.
354
См. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 166–172.
355
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 166–172; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 166–172.
356
См. Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 401.
357
См. Ал-’Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина… Т. 2. Л. 112–113; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 401.
358
См. Ал-Йа’куби. Та’рих. Т. 2. С. 49, 52; Джаввад. Ал-Муфассил. Т. 3. С. 36–68.
359
См. Ас-Самхуди. Т. 1. С. 166.
360
См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 171; Ал-Адви. Т. 2.
Л. 113.
361
См. Ал-Адви. Ахвал макка ва-л-медина. Т. 2. Л. 113.
362
См. Ал-Матари. Ат-Та’риф. С. 19–20.
363
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 172.
364
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 361.
365
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 2. С. 445; Ал-Макризи. Имта’ ал-асма’. Т. 1. С. 220.
366
См. Ал-Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 113.
367
Там же.
368
См. Ал– Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 113; Ибн Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 402.
369
370
См. Ал-Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 113; Аш-Шариф. Макка ва-л-Мадина. Т. 2. С. 330.
371
См. Ал– Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 113.
372
См. Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 402.
373
Там же. С. 401.
374
См. Хитти и др. Та’рих ал-’араб. Т. 1. С. 146.
375
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 19–23; Ибн Хал-дун. Та’рих. Т. 1. С. 91; Landau, R. Islam and the Arabs. P 1617.
376
Р Ландау говорит: «Приблизительно в 350 г. Йемениты и химйариты стали заселять Эфиопию. Эфиопы несли христианство на юг страны арабов… Также иудаизм принял [в своё лоно] многих последователей из отдельных представителей народа. Причиной этого была скорее месть за господство христиан над ними, нежели глубокая укоренившаяся вера. Поселения иудеев уже до этого были на юге и во время эфиопского завоевания стали основными укреплениями. Однако они были слабыми и не представляли большой угрозы, кроме [периода] после появления христиан. Затем их сила достигла такого размера, что это позволило предполагать, что провалившаяся последняя военная компания эфиопов, возможно, прошла в отместку иудеям, которые ухудшили дела христианского населения, и вследствие желания разрушить власть иудеев в этом регионе» (см. Landau R. o.p. cit. P 16–17).
377
См. Хитти и др. Та’рих ал-‘араб. Т. 1. С. 102–103. Термином ар-Рум арабы называли до ислама и после его возникновения византийцев и их императоров (Рустам. Ар-Рум фи сийасатихим ва хадаратихим ва сакафатихим ва салатихим би-л-‘араб. Т. 1. С. 3).
378
См. ИбнИсхак. Указ. соч. Т. 1. С. 24 [и далее].
379
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 12.
380
См. Ал-Матари. Ат-Та‘риф. С. 49.
381
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 292; Ал– Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л.114; Арнольд. Ад-Да‘ва ила-л-ислам. С. 42; Хасан Ибрахим. Та‘рих ал-ислам. Т. 1. С. 93.
382
См. Вольфенсон. Та‘рих ал-йахуд. С. 72.
383
См. Ал-Адви. Указ. соч. Т. 2. С. 113.
384
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 19–23.
385
См. Вольфенсон. Указ. соч.
386
Там же.
387
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 41–45; Ибн Халдун. Та‘рих. Т. 1. С. 95–99.
388
См. Хурдазаба. Ал-Масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. С. 168. Кистер М. (Kister M.). Ал-Хира ва ‘илакатуха би-л-джазира ал-’арабийа / пер. на араб. яз. докт. Халид ал-‘Асли //Маджаллат ал– ‘араб. 1393 / 1973. С. 857–874. См. также: Ал-Джасир Хамд //Маджаллат ал-‘араб. Там же.
Аз-Зар ар а – место вблизи ал-Катиф, которое исчезло в 4 / XVI в. Его местоположение было по-прежнему известным; утверждали, что это ар-Румада, недалеко от деревни ал-’Авамийа.
389
См. Хейкал Мухаммед Хусейн. Хайат Мухаммад. С. 230.
390
См. Абу Зуайб. Та’рих ал-йахуд. С. 59; Watt. Muhammad at Medina. P. 155.
391
См. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 403.
392
Там же. С. 117.
393
Там же. С. 418.
394
Там же. Т. 1. С. 18
395
Там же. С. 114–118.
396
Там же; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 171.
397
См. Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 170–171; Ад-Диййарбакрм. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 306; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хафа’. Л. 64.
398
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 289; Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 170–171.
399
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 289–290; Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 170–171.
400
Аз-Захаби. Там же.
401
Там же. Абу ал-Хунайс рассказывал в кн. «Ал-Исти‘аб» («Собирание») вместо Абу ал-Хусейра (см. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. кн. «Ал-Исаба»). Т. 1. С. 103). О нём говорили, это Абу-л-Джайш, Анис б. Рафи‘. (См. Ат-Табари. Джами‘ ал-булдан. Т. 4. С. 34). Это очевидная описка. Не исключено, что в этом перечислении есть нечто правильное. Возможно, что он действительно упомянул многочисленные имена своих сыновей.
402
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 291; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 306.
403
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292.
404
См. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 71.
405
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’.Т. 1. С. 222, 223; ИбнХаджжаж. Раф‘ ал-хафа’. Л. 64.
406
См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 171.
407
Там же.
408
Там же. С. 172; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 25, Т. 3. С. 378; Ал-Исфагани. Ал-Агани. Т. 4. С. 139–140.
409
См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 223; Ал-‘Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 114.
410
Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 116–119; Ибн-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 64.(см. коммент.).
411
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 116–119; Ал-‘Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 114.
412
Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 116–119; Ал-‘Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 114.
413
См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172.
414
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292; Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 171–172; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222223.
415
См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172.
416
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 291; Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 415; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172;
417
Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 292; Аз-Захаби. Там же; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222.
418
См. Ибн Исхак. Там же; Ас-Самхуди. Там же.
419
См. Ю. Велльхаузен. Ад-даула ал-‘арабийа. С. 13–14.
420
См. Ибн Касир. Ал-бидайа ва-н-нихайа. Т. 3. С. 159; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172; Абу ал-Касим. Ал-му‘бис ва ал-магази. Л. 56.
421
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 294; Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 83–8; Аз-Захаби. Там же.
422
См. Ибн Исхак. Там же; Ибн ал-Хаджж. Раф’ ал-хуфа’. Л. 65. Говорили, что «клятва по поводу женщин» или «согласие о клятве по поводу женщин», которая произошла после победы в Мекке, состояла в следующем: «Мы не ищем товарищей Аллаху, не похищаем, не прелюбодействуем, не убиваем своих детей, не привносим клевету и ложь, чем ослабляем наше положение, мы не восстаём прортив него в известном, и [соблюдаем] послушание и повиновение в трудном и лёгком, поощряющем и ненавидящем. Есть его влияние на нас, его народ, и мы не оспариваем это дело».
423
См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хафа’. Л. 65; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 316.
424
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222–223; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 171–172.
425
Аз-Захаби. Там же. С. 172–173; Абу ал-Касим. Ал-муб‘ас ва-л-мугази. Л. 56.
426
См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 173–174; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65.
427
См. Ибн Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 84; Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 65.
428
См. Абу ал-Касим. Ал-му‘бис ва ал-магази. Л. 56.
429
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 296; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65.
430
См. Ибн Исхак. Там же.
431
См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 2. С. 297–299.
432
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 297–299; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65; Абу ал-Касим. Ал-му‘бис ва ал-магази. Л. 56.
433
См. Ибн Исхак. Там же. С. 299; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 174–175.
434
См. Аз-Захаби. Там же. С. 175.
435
Там же. С. 173–174.
436
Там же. С. 176–177.
437
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 299; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 177.
438
См. Аз-Захаби. Там же. С. 177. Ад-Дийарбакри рассказывает, что в тринадцатом году от начала пророчества [Мухаммада. – Ред.] в Мекку пришло в сезон хаджжа около пятисот человек (по другим свидетельствам – триста) из племён ал-Аус и ал-Хазрадж, и вместе с ними к Мекке вышел Мус‘аб б. ‘Умайр. Из них заключили договор семьдесят человек. Ибн Са‘д сказал: «Это больше на одного-двух мужчин и двух женщин (их нисбы: бинт Ка‘б Умм ’Имара и Асма бинт ‘Амр)», то есть, по словам Ибн Исхака, это семьдесят три мужчины и две женщины. Ал-Хаким сказал: «Семьдесят пять человек встретили Посланника (с), и он обещал им, что они придут к ущелью ‘Акаба на третью ночь ат-ташрик» (см. Ад-Дийарбакрм. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 317).
439
Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 177.
440
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С.195.
441
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 341.
442
Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65, Л. 68.
443
См. Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 69; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. С.405.
444
Ибн ал-Хаджж. Там же; Ибн Хаджар. Там же.
445
См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 74.
446
Ибн Касир. Ал-Бидайа ва-н-нихайа. Т. 3. С. 262; Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 75.
447
Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 9.
448
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 631.
449
Там же. С. 7.
450
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С.78, 79.
451
Неизв. автор. Фи сират ар-расул. Л. 9; Ад-Диййар Ба-кри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 350; Ал-Макризи. Имта‘ ал-асма’. [Страницы не указаны].
452
Сказал Всевышний: «А среди бедуинов (арабов), что вокруг вас и жителей Медины, есть лицемеры; они упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь. Мы их знаем» (Коран, 9: 101 (102)). См. также: Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 1. С. 9. Т. 26.
С. 76–77; Ибн Исхак. Ас– Сира. Т. 2. С. 373; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 357; Т. 2. С. 316.
453
Сказал Всевышний: «И вот говорили лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: “То, что обещал нам Аллах и его Посланник, только обман!”» Коран, 33: 12). См. также: Ибн Исхак. Там же. С. 373.
454
См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 72.
455
Коран, 3: 154. См. также: Ат-Табари. Там же. Т. 4. С 139140.
456
Сказал Всевышний: «Если вас коснётся хорошее, это их огорчает; если вас постигнет дурное, они радуются этому. А если вы будете терпеливы и богобязненны, не повредят вам их козни ни в чём. Поистине, Аллах объемлет то, что они делают!» (Коран, 3: 116 (120)).
457
См. Ибн, ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 72;
458
Там же.
459
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 150, 564–565; Т. 2. С. 366.
460
Сказал Ибн Исхак: «Что касается ’Абдалаха б. Аби, то его народ нанизал для него бусинки, чтобы его короновать, затем они поставии его правителем над собой. Но Аллах Всевышний привёл Посланника (с) в то время, как они были в этом положении» (Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 423).
461
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 606.
462
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 64.
463
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 358; Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 72.
464
См. 7?M. Hott. The Cambidge history оС islam. Vol. 1. P. 43–44.
465
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 584; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 584.
466
См. Ю. Велльхаузен. Ад-Даула ал-‘арабийа. С. 36.
467
См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 81.
468
Сказал Всевышний: «И среди людей некоторые говорят: “Уверовали мы Аллаха и в последний день”. Но они не веруют» (Коран, 2: 8 (7)).
469
Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 339.
470
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 366; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 3. С. 515–519.
471
См. Ас-Самхуди. Там же.
472
Там же. С. 816–817.
473
Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 706; Ал-Вакиди. Ал-Мугази. С. 291.
474
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 491; Т. 3. С 549.
475
См. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 26. С. 60.
476
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 296; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 173; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65; Ал-Мураги. Тахкик ан-насра. С.30.
477
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 491; Т. 3. С 250; Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 7.
478
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 622.
479
Там же. С. 74, 181, 362,402, 566; Ибн Кудама. Указ. соч. Л. 8; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 87.
480
См. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 71–72.
481
См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 54.
482
См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 87.
483
Там же.
484
Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 991; Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 25.
485
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 306–307.
486
Там же. Т. 1. С. 185.
487
См. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 176.
488
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 244–245.
489
Там же. С. 86.
490
Там же. Т. 1. С. 317. [Комментарии к слову] ал-хилф, что означает «клятва», «присяга». Приводятся примеры употребления однокоренных слов (см. Ибн Сайида. Ал-Мухаким. Т. 3. С. 260–261; ИбнМанзур. Лисан ал-араб. Т. 9. С. 53).
491
См. Ибн Манзур. Указ. соч. С. 33–34.
492
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 317.
493
См. Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 285.
494
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С.317.
495
Там же. Т. 2. С. 78.
496
Там же. (В разных местах из 4-х ч.) Бану Бали – [выходцы] из потомков Бали б. ‘Амра б. ал-Хафи б. Куда‘а (см. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 442). Их жилища находятся между Мединой и Вади ал-Кура от отрезка [пути] Дар Джухайны до границы Дар Джузам в ан-Набаке на берегу
Красного моря, далее – в Майамине ал-Барр до границы Та-бук, затем доходят до Джабал аш-Шарара, далее – включают Ма‘ан, возвращаясь затем до Айла (см. Ал-Хамадани. Сифат ал-джазират ал-‘араб. С. 273; Каххала. Му‘джам каба’ил ал– ‘араб. Т. 1. С. 105; а также труды Ан-Набака (сейчас он известен как ал-Мувайлих). Также см. Ал-Хараби. Китаб ал-мунасик / ред. Хамд ал-Джасир. С. 651, коммент. № 1; Там же. С. 273).
497
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 162.
498
См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 442.
499
Там же.
500
Там же. С. 442–443.
501
См. Каххала. Му‘джам каба’ил ал– ‘араб. Т. 1. С. 214.
502
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. (В разных местах в 1–4 ч.)
503
См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 249.
504
См. Каххала. Му‘джам каба’ил ал– ‘араб. Т. 1. С. 29.
505
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. (В разных местах в 1–4 ч.)
506
Там же. Т. 2. С. 454.
507
Там же.
508
Там же.
509
Сказал Всевышний: «Он – тот, который вырастил вас из одной души» (Коран, 6: 98). Рассказывали, что Посланник (с) сказал: «Тогда пришёл к вам тот, кто хотел его веру, и он сотворил его, и они женили его» (См. Ад-Дулаби. Ал-куна ва ал-асма‘. Т. 1. С. 25).
510
Ат-Табари. Джами’ ал-байан. Т. 7. С. 201.
511
Там же. Т. 22. С. 11–12.
512
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 75; Т. 2. С. 58.
513
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 231–362. Рассказывают, что опора на маула до ислама была очень велика. Им были поручены разнообразные работы, так что исследователю этой эпохи почти кажется, что ар-ракик [рабы] – работающий народ в жизни джахилийи (см. Ал-’Асад Насир ад-Дин. Ал-Кийан в-л-гина’ фи ал-’аср ал-джахилийи. С. 33).
514
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 153; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 601.
515
См. Ал-Вакиди. Указ. соч. Т. 1. С. 153
516
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 214, 367; Т. 3. С. 66467.
517
Там же.
518
Там же. Т. 3. С. 452.
519
Там же. Т. 1. С. 489–490; Т. 2. С. 368.
520
Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 505.
521
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 601.
522
Там же. Т. 2. С. 214, 367; Т. 3. С. 66–467.
523
Ал-Муваллад (имя в страдательном залоге) – значит, смешанного происхождения. Это человек смешанного происхождения или «нечистый» араб. Ранее словом ал-муваллад называли того, кто был рождён [в доме] у араба, рос с его детьми и получал вместе с ними воспитание.
524
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 34–35.
525
См. Ибн Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 113.
526
См. Ал-Балазури. Ансаб ал-ишраф. С. 483.
527
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 204.
528
Там же. Т. 3. С. 49.
529
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 49; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 31.
530
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. С. 204; Неизв. автор (ал-Маджхул). Фи сират ар-расул. Л. 10–11; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 29; Т. 2. С. 58.