Книга Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада - читать онлайн бесплатно, автор Абд Аллах Абд ал-Азиз. Cтраница 10
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада
Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада

335

См. ИбнДурайд. Ал-Иштикак. Л. 214.

336

См. Коран, 8: 72; Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292, 321, 507; Ас-Сухайли. Ар-рауд ал-аниф. Т. 2. С. 183; Ад-Дийарбакри. Та‘рих ал-хамис. Т. 1. С. 306.

337

См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С.332.

338

См. Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 3–4.

339

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 173.

340

Там же.

341

Или йемениты. – Примеч. пер.

342

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 317.

343

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 175, 176; Ад-Дийарбакри. Указ. соч. Т. 1. С.306.

344

См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 332–336.

345

См. Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 3–4.

346

У арабов существуют разные термины родства для обозначения дяди по линии отца (‘ам, мн.ч. ‘а’вам) и дяди по линии матери (хал, мн.ч. ахвал). Дядя как родственник считается важнейшим покровителем, и этому родству придаётся большое значение; наименование целого клана (Бану ан-Наджжар) как дядей здесь несколько условно, имеется в виду клан как династия в целом. – Примеч. пер.

347

Там же.

348

Там же. Л. 7.

349

Там же. Л. 8.

350

Там же. Л. 10.

351

Там же. Л. 8, 14.

352

Там же. Л. 15–46.

353

См. Ибн Кудама. Указ. соч. Л. 46–47.

354

См. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 166–172.

355

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 166–172; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 166–172.

356

См. Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 401.

357

См. Ал-’Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина… Т. 2. Л. 112–113; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 401.

358

См. Ал-Йа’куби. Та’рих. Т. 2. С. 49, 52; Джаввад. Ал-Муфассил. Т. 3. С. 36–68.

359

См. Ас-Самхуди. Т. 1. С. 166.

360

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 171; Ал-Адви. Т. 2.

Л. 113.

361

См. Ал-Адви. Ахвал макка ва-л-медина. Т. 2. Л. 113.

362

См. Ал-Матари. Ат-Та’риф. С. 19–20.

363

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 172.

364

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 361.

365

См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 2. С. 445; Ал-Макризи. Имта’ ал-асма’. Т. 1. С. 220.

366

См. Ал-Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 113.

367

Там же.

368

См. Ал– Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 113; Ибн Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 402.

369


370

См. Ал-Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 113; Аш-Шариф. Макка ва-л-Мадина. Т. 2. С. 330.

371

См. Ал– Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 113.

372

См. Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 402.

373

Там же. С. 401.

374

См. Хитти и др. Та’рих ал-’араб. Т. 1. С. 146.

375

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 19–23; Ибн Хал-дун. Та’рих. Т. 1. С. 91; Landau, R. Islam and the Arabs. P 1617.

376

Р Ландау говорит: «Приблизительно в 350 г. Йемениты и химйариты стали заселять Эфиопию. Эфиопы несли христианство на юг страны арабов… Также иудаизм принял [в своё лоно] многих последователей из отдельных представителей народа. Причиной этого была скорее месть за господство христиан над ними, нежели глубокая укоренившаяся вера. Поселения иудеев уже до этого были на юге и во время эфиопского завоевания стали основными укреплениями. Однако они были слабыми и не представляли большой угрозы, кроме [периода] после появления христиан. Затем их сила достигла такого размера, что это позволило предполагать, что провалившаяся последняя военная компания эфиопов, возможно, прошла в отместку иудеям, которые ухудшили дела христианского населения, и вследствие желания разрушить власть иудеев в этом регионе» (см. Landau R. o.p. cit. P 16–17).

377

См. Хитти и др. Та’рих ал-‘араб. Т. 1. С. 102–103. Термином ар-Рум арабы называли до ислама и после его возникновения византийцев и их императоров (Рустам. Ар-Рум фи сийасатихим ва хадаратихим ва сакафатихим ва салатихим би-л-‘араб. Т. 1. С. 3).

378

См. ИбнИсхак. Указ. соч. Т. 1. С. 24 [и далее].

379

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 12.

380

См. Ал-Матари. Ат-Та‘риф. С. 49.

381

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 292; Ал– Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л.114; Арнольд. Ад-Да‘ва ила-л-ислам. С. 42; Хасан Ибрахим. Та‘рих ал-ислам. Т. 1. С. 93.

382

См. Вольфенсон. Та‘рих ал-йахуд. С. 72.

383

См. Ал-Адви. Указ. соч. Т. 2. С. 113.

384

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 19–23.

385

См. Вольфенсон. Указ. соч.

386

Там же.

387

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 41–45; Ибн Халдун. Та‘рих. Т. 1. С. 95–99.

388

См. Хурдазаба. Ал-Масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. С. 168. Кистер М. (Kister M.). Ал-Хира ва ‘илакатуха би-л-джазира ал-’арабийа / пер. на араб. яз. докт. Халид ал-‘Асли //Маджаллат ал– ‘араб. 1393 / 1973. С. 857–874. См. также: Ал-Джасир Хамд //Маджаллат ал-‘араб. Там же.

Аз-Зар ар а – место вблизи ал-Катиф, которое исчезло в 4 / XVI в. Его местоположение было по-прежнему известным; утверждали, что это ар-Румада, недалеко от деревни ал-’Авамийа.

389

См. Хейкал Мухаммед Хусейн. Хайат Мухаммад. С. 230.

390

См. Абу Зуайб. Та’рих ал-йахуд. С. 59; Watt. Muhammad at Medina. P. 155.

391

См. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 403.

392

Там же. С. 117.

393

Там же. С. 418.

394

Там же. Т. 1. С. 18

395

Там же. С. 114–118.

396

Там же; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 171.

397

См. Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 170–171; Ад-Диййарбакрм. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 306; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хафа’. Л. 64.

398

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 289; Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 170–171.

399

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 289–290; Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 170–171.

400

Аз-Захаби. Там же.

401

Там же. Абу ал-Хунайс рассказывал в кн. «Ал-Исти‘аб» («Собирание») вместо Абу ал-Хусейра (см. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. кн. «Ал-Исаба»). Т. 1. С. 103). О нём говорили, это Абу-л-Джайш, Анис б. Рафи‘. (См. Ат-Табари. Джами‘ ал-булдан. Т. 4. С. 34). Это очевидная описка. Не исключено, что в этом перечислении есть нечто правильное. Возможно, что он действительно упомянул многочисленные имена своих сыновей.

402

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 291; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 306.

403

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292.

404

См. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 71.

405

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’.Т. 1. С. 222, 223; ИбнХаджжаж. Раф‘ ал-хафа’. Л. 64.

406

См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 171.

407

Там же.

408

Там же. С. 172; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 25, Т. 3. С. 378; Ал-Исфагани. Ал-Агани. Т. 4. С. 139–140.

409

См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 223; Ал-‘Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 114.

410

Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 116–119; Ибн-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 64.(см. коммент.).

411

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 116–119; Ал-‘Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 114.

412

Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 116–119; Ал-‘Адви. Указ. соч. Т. 2. Л. 114.

413

См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172.

414

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292; Аз-Захаби. Указ. соч. Т. 1. С. 171–172; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222223.

415

См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172.

416

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 291; Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 415; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172;

417

Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 292; Аз-Захаби. Там же; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222.

418

См. Ибн Исхак. Там же; Ас-Самхуди. Там же.

419

См. Ю. Велльхаузен. Ад-даула ал-‘арабийа. С. 13–14.

420

См. Ибн Касир. Ал-бидайа ва-н-нихайа. Т. 3. С. 159; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 172; Абу ал-Касим. Ал-му‘бис ва ал-магази. Л. 56.

421

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 294; Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 83–8; Аз-Захаби. Там же.

422

См. Ибн Исхак. Там же; Ибн ал-Хаджж. Раф’ ал-хуфа’. Л. 65. Говорили, что «клятва по поводу женщин» или «согласие о клятве по поводу женщин», которая произошла после победы в Мекке, состояла в следующем: «Мы не ищем товарищей Аллаху, не похищаем, не прелюбодействуем, не убиваем своих детей, не привносим клевету и ложь, чем ослабляем наше положение, мы не восстаём прортив него в известном, и [соблюдаем] послушание и повиновение в трудном и лёгком, поощряющем и ненавидящем. Есть его влияние на нас, его народ, и мы не оспариваем это дело».

423

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хафа’. Л. 65; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 316.

424

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222–223; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 171–172.

425

Аз-Захаби. Там же. С. 172–173; Абу ал-Касим. Ал-муб‘ас ва-л-мугази. Л. 56.

426

См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 173–174; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65.

427

См. Ибн Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 84; Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 65.

428

См. Абу ал-Касим. Ал-му‘бис ва ал-магази. Л. 56.

429

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 296; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65.

430

См. Ибн Исхак. Там же.

431

См. Аз-Захаби. Та’рих. Т. 2. С. 297–299.

432

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 297–299; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65; Абу ал-Касим. Ал-му‘бис ва ал-магази. Л. 56.

433

См. Ибн Исхак. Там же. С. 299; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 174–175.

434

См. Аз-Захаби. Там же. С. 175.

435

Там же. С. 173–174.

436

Там же. С. 176–177.

437

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 299; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 177.

438

См. Аз-Захаби. Там же. С. 177. Ад-Дийарбакри рассказывает, что в тринадцатом году от начала пророчества [Мухаммада. – Ред.] в Мекку пришло в сезон хаджжа около пятисот человек (по другим свидетельствам – триста) из племён ал-Аус и ал-Хазрадж, и вместе с ними к Мекке вышел Мус‘аб б. ‘Умайр. Из них заключили договор семьдесят человек. Ибн Са‘д сказал: «Это больше на одного-двух мужчин и двух женщин (их нисбы: бинт Ка‘б Умм ’Имара и Асма бинт ‘Амр)», то есть, по словам Ибн Исхака, это семьдесят три мужчины и две женщины. Ал-Хаким сказал: «Семьдесят пять человек встретили Посланника (с), и он обещал им, что они придут к ущелью ‘Акаба на третью ночь ат-ташрик» (см. Ад-Дийарбакрм. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 317).

439

Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 177.

440

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С.195.

441

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 341.

442

Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65, Л. 68.

443

См. Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 69; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. С.405.

444

Ибн ал-Хаджж. Там же; Ибн Хаджар. Там же.

445

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 74.

446

Ибн Касир. Ал-Бидайа ва-н-нихайа. Т. 3. С. 262; Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 75.

447

Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 9.

448

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 631.

449

Там же. С. 7.

450

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С.78, 79.

451

Неизв. автор. Фи сират ар-расул. Л. 9; Ад-Диййар Ба-кри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 350; Ал-Макризи. Имта‘ ал-асма’. [Страницы не указаны].

452

Сказал Всевышний: «А среди бедуинов (арабов), что вокруг вас и жителей Медины, есть лицемеры; они упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь. Мы их знаем» (Коран, 9: 101 (102)). См. также: Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 1. С. 9. Т. 26.

С. 76–77; Ибн Исхак. Ас– Сира. Т. 2. С. 373; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 357; Т. 2. С. 316.

453

Сказал Всевышний: «И вот говорили лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: “То, что обещал нам Аллах и его Посланник, только обман!”» Коран, 33: 12). См. также: Ибн Исхак. Там же. С. 373.

454

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 72.

455

Коран, 3: 154. См. также: Ат-Табари. Там же. Т. 4. С 139140.

456

Сказал Всевышний: «Если вас коснётся хорошее, это их огорчает; если вас постигнет дурное, они радуются этому. А если вы будете терпеливы и богобязненны, не повредят вам их козни ни в чём. Поистине, Аллах объемлет то, что они делают!» (Коран, 3: 116 (120)).

457

См. Ибн, ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 72;

458

Там же.

459

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 150, 564–565; Т. 2. С. 366.

460

Сказал Ибн Исхак: «Что касается ’Абдалаха б. Аби, то его народ нанизал для него бусинки, чтобы его короновать, затем они поставии его правителем над собой. Но Аллах Всевышний привёл Посланника (с) в то время, как они были в этом положении» (Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 423).

461

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 606.

462

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 222; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 64.

463

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 358; Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 72.

464

См. 7?M. Hott. The Cambidge history оС islam. Vol. 1. P. 43–44.

465

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 584; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 584.

466

См. Ю. Велльхаузен. Ад-Даула ал-‘арабийа. С. 36.

467

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 81.

468

Сказал Всевышний: «И среди людей некоторые говорят: “Уверовали мы Аллаха и в последний день”. Но они не веруют» (Коран, 2: 8 (7)).

469

Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 339.

470

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 366; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 3. С. 515–519.

471

См. Ас-Самхуди. Там же.

472

Там же. С. 816–817.

473

Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 706; Ал-Вакиди. Ал-Мугази. С. 291.

474

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 491; Т. 3. С 549.

475

См. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 26. С. 60.

476

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 296; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 173; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 65; Ал-Мураги. Тахкик ан-насра. С.30.

477

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 491; Т. 3. С 250; Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 7.

478

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 622.

479

Там же. С. 74, 181, 362,402, 566; Ибн Кудама. Указ. соч. Л. 8; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 87.

480

См. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 71–72.

481

См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 54.

482

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 87.

483

Там же.

484

Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 991; Ибн Кудама. Ал-Истибсар. Л. 25.

485

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 306–307.

486

Там же. Т. 1. С. 185.

487

См. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 176.

488

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 244–245.

489

Там же. С. 86.

490

Там же. Т. 1. С. 317. [Комментарии к слову] ал-хилф, что означает «клятва», «присяга». Приводятся примеры употребления однокоренных слов (см. Ибн Сайида. Ал-Мухаким. Т. 3. С. 260–261; ИбнМанзур. Лисан ал-араб. Т. 9. С. 53).

491

См. Ибн Манзур. Указ. соч. С. 33–34.

492

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 317.

493

См. Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 285.

494

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С.317.

495

Там же. Т. 2. С. 78.

496

Там же. (В разных местах из 4-х ч.) Бану Бали – [выходцы] из потомков Бали б. ‘Амра б. ал-Хафи б. Куда‘а (см. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 442). Их жилища находятся между Мединой и Вади ал-Кура от отрезка [пути] Дар Джухайны до границы Дар Джузам в ан-Набаке на берегу

Красного моря, далее – в Майамине ал-Барр до границы Та-бук, затем доходят до Джабал аш-Шарара, далее – включают Ма‘ан, возвращаясь затем до Айла (см. Ал-Хамадани. Сифат ал-джазират ал-‘араб. С. 273; Каххала. Му‘джам каба’ил ал– ‘араб. Т. 1. С. 105; а также труды Ан-Набака (сейчас он известен как ал-Мувайлих). Также см. Ал-Хараби. Китаб ал-мунасик / ред. Хамд ал-Джасир. С. 651, коммент. № 1; Там же. С. 273).

497

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 162.

498

См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 442.

499

Там же.

500

Там же. С. 442–443.

501

См. Каххала. Му‘джам каба’ил ал– ‘араб. Т. 1. С. 214.

502

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. (В разных местах в 1–4 ч.)

503

См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 249.

504

См. Каххала. Му‘джам каба’ил ал– ‘араб. Т. 1. С. 29.

505

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. (В разных местах в 1–4 ч.)

506

Там же. Т. 2. С. 454.

507

Там же.

508

Там же.

509

Сказал Всевышний: «Он – тот, который вырастил вас из одной души» (Коран, 6: 98). Рассказывали, что Посланник (с) сказал: «Тогда пришёл к вам тот, кто хотел его веру, и он сотворил его, и они женили его» (См. Ад-Дулаби. Ал-куна ва ал-асма‘. Т. 1. С. 25).

510

Ат-Табари. Джами’ ал-байан. Т. 7. С. 201.

511

Там же. Т. 22. С. 11–12.

512

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 75; Т. 2. С. 58.

513

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 231–362. Рассказывают, что опора на маула до ислама была очень велика. Им были поручены разнообразные работы, так что исследователю этой эпохи почти кажется, что ар-ракик [рабы] – работающий народ в жизни джахилийи (см. Ал-’Асад Насир ад-Дин. Ал-Кийан в-л-гина’ фи ал-’аср ал-джахилийи. С. 33).

514

См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 153; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 601.

515

См. Ал-Вакиди. Указ. соч. Т. 1. С. 153

516

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 214, 367; Т. 3. С. 66467.

517

Там же.

518

Там же. Т. 3. С. 452.

519

Там же. Т. 1. С. 489–490; Т. 2. С. 368.

520

Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 505.

521

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 601.

522

Там же. Т. 2. С. 214, 367; Т. 3. С. 66–467.

523

Ал-Муваллад (имя в страдательном залоге) – значит, смешанного происхождения. Это человек смешанного происхождения или «нечистый» араб. Ранее словом ал-муваллад называли того, кто был рождён [в доме] у араба, рос с его детьми и получал вместе с ними воспитание.

524

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 34–35.

525

См. Ибн Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 113.

526

См. Ал-Балазури. Ансаб ал-ишраф. С. 483.

527

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 204.

528

Там же. Т. 3. С. 49.

529

См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 49; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 31.

530

См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. С. 204; Неизв. автор (ал-Маджхул). Фи сират ар-расул. Л. 10–11; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 29; Т. 2. С. 58.