531
См. Неизвестен. автор (ал-Маджхул). Там же; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 4. С. 23.
532
См. Неизвестн. автор (ал-Маджхул). Там же; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 22–23.
533
См. Ибн Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 63; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 4. С. 67.
534
См. Ибн Асир. Там же; Ибн Хаджар. Там же.
535
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 668.
536
Там же. Т. 1. С. 561; Т. 3. С. 293; Т. 4. С 38-464.
537
Там же. Т. 1. С. 561.
538
Там же. Т. 3. С. 293.
539
Там же. Т. 4. С. 387.
540
Там же. Т. 3. С. 401, 649, 667.
541
См. Ибн Сад Ат-Табакат. Т. 3. С. 40–46; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 208.
542
См. Ибн Хаджар. Там же. С. 548; Ал-Фирваз. Ал-Камус. Т. 4. С. 404.
543
См. Малик. Ал-Маута’. Т. 2. С. 562; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 362; Т. 3. С. 467.
544
Малик. Там же. С. 562.
545
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 362; Т. 2. С. 174; Т. 3. С. 576.
546
См. Там же. Т. 1. С. 362, 467; Т. 2. С. 174.
547
См. Ибн Халдун. Та’рих. Т. 1. С. 114.
548
См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 483; Малик. Ал-Маута’. Т. 2. С. 518; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 601, 467; Там же. Т. 4. С. 62.
549
См. Ибн Хаджар. Там же. Т. 3. С. 548.
550
Рассказывают, что Посланник (с) сказал: «Тот, кто утверждал [что относится] не к своему отцу или принадлежит не к его маула, то на нём проклятие Аллаха и его ангелов. Никто из людей не принимает от него ни уплаты (освобождение слуги по окончании работы), ни справедливости».
551
См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 85.
552
См. Ат-Табари. Джами ал-байан. Т. 7. С. 88.
553
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 563.
554
Там же.
555
Там же. Т. 4. С. 286.
556
Там же. С. 32–33.
557
Там же. Т. 3. С. 552, 601.
558
Там же. Т. 2. С. 58; Т. 3. С. 466–467, 504.
559
См. Ибн Асир. Указ. соч. Т. 1. С. 43; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 96.
560
См. Малик. Ал-Маута’. Т. 2. С. 613.
561
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 174.
562
Там же.
563
Там же. Т. 1. С. 96. Т. 3. С. 668.
564
См. Ибн Халдун. Та’рих. Т. 1. С. 337.
565
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 444; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 347–348.
566
См. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 1. С. 444.
567
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 416.
568
Там же. Т. 3. С. 649.
569
Там же.
570
Там же. С. 486.
571
Там же. Т. 4. С. 74.
572
Там же. Т. 3. С. 504.
573
Там же. Т. 2. С. 9. А л – к а р а з (карад) – это лист дерева, которое называют ас-салам и с помощью которого дубят адам (или джулуд), то есть кожу.
574
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 16.
575
См. Малик. Ал-Маута’. Т. 2. С. 767.
576
См. Ал-Балазури. Ал-Ансаб. Т. 1. С. 448–450; Ад-Диййар Бекри. Та’рих ал-хамис. Т. 2. С. 38.
577
См. Ал-Асад Насир ад-Дин. Ал-Кийан ва ал-гина’ фи ал-аср ал-джахили. С. 40–43.
578
См. Ибн Хабиб. Ал-Мухбир. С. 340.
579
Там же. С. 263–265.
580
Коран, 24: 33. См. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 18. С. 132–133.
581
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 264.
582
См. ДайфШауки. Аш-Ши‘р ва ал-гина’. С. 66–67.
583
См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 262.
584
В их словах было: «Мы невольницы из Бану ан-Наджар, как хорошо [что] Мухаммад из наших соседей!»
585
A. Carmr. History of Arabian music. London, 1929. P 17.
586
См. Ал-Балазури. Ал-Ансаб. Т. 1. С. 451.
587
См. ДайфШауки. Аш-Ши‘р ва ал-гина’. С. 41.
588
См. Ал-Исфахани. Ал-Агани. Т. 1. С. 48–50.
589
Там же.
590
Там же. С. 51.
591
См. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 1. С. 8.
592
Там же.
593
Там же.
594
Коран, 33: 59.
595
Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 22. С. 45–46.
596
См. Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 283–284.
597
Там же. С. 98–99.
598
Рассказывали, что Абу Суфйан вышел с группой людей из племён Курайш и Сакиф. Они направились с торговлей в Ирак. Тогда Абу Суфйан сказал им: «Мы придём к царю Джаббару, который не позволил нам войти в свою страну». Ему приготовили ответ. Гилан б. Салама ас-Сакафи сказал: «Я избавлю вас». И они (то есть упоминавшаяся группа людей из племён Курайш и Сакиф) обрадовались этим [словам].
599
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 30–31; Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 283–284.
600
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 47.
601
См. Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 180.
602
Там же.
603
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 203.
604
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 30–31; Ибн Хабиб. ал-Мунаммик. С. 9–10; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 449.
605
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 1. С. 88–90; Т. 2. С. 292.
606
Среди курайшитов было двадцать пять кланов (бат-нов). К ним относились: Бану Хашим б. ‘Абд Манаф, Бану ал-Мутталиб б. ‘Абд Манаф, Бану ал-Харис б. ‘Абд ал– Мутталиб, Бану Умайа б. ‘Абд Шамс, Бану Нуфал б. ‘Абд Манаф, Бану ал-Харис б. Фахр, Бану Асад б. ‘Абд ал-‘Ази, Бану ‘Абд ад-Дар б. Каси. Они относились к Хаджбат ал-Ка‘аба. Также Бану Зухра б. Калб, Бану Тайм б. Марра, Махзум, Бану Йакза, Бану Марра, Бану ’Ади б. Ка‘аба, Бану Сахм, Бану Джумах. Об этих курайшитах из долины и других курайшитах, помимо них, говорили «курайшиты аз-Завахир», это были: Бану Малик б. Ханбал, Бану Му‘айт б. ‘Амир б. Луи, Бану Наззар б. ‘Амир, Бану Сама б. Лу‘й, Бану ал-Адам, а это Тим б. Галиб, Бану Мухариб б. Фахр, Бану ал-Харис б. ‘Абдаллах б. Кинана, Бану ‘А’иза и это Хазийа б. Лу‘й, Бану Набата и это Са‘д б. Лу’й.
607
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 269–272; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 175; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 335.
608
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 213–220; Т. 2. С. 321–346; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 233–235, 464. Т. 3. С. 47.
609
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 331–332; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 66.
610
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 269–272; Аз-Захаби. Та’рих. Т. 1. С. 185–186.
611
См. Аз-Захаби. Там же.
612
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 271, 386; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 315.
613
См. Ибн Са‘д. Там же. С. 388, 393–397; Ибн Хаджар. Там же. С. 283.
614
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 324; Ибн Са‘д. Там же. С. 388, 393–397.
615
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 328–330; Ибн Сад. Ат-Табакат. Т. 3. С. 123, 393–396, 403.
616
См. Ибн Са‘д. Там же. С. 272; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 2. С. 717–747.
617
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 330.
618
См. Ибн Исхак. Там же. С. 500–507; Т. 3. С. 635–636; Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3 (в разных местах); ИбнХаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 456; Т. 2. С. 233, 402 [и далее].
619
См. Ибн Са‘д. Там же. С. 246.
620
См. Ибн Са‘д. Там же. С. 150; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 35–36.
621
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 431–440; Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 3–4;
622
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 3–4; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 72–73.
623
См. Ибн Сад. Ат-Табакат. Т. 3. С. 406; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 416.
624
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 156–157; Ибн Сад. Там же. С. 406; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 437.
625
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 311; Т. 2. С. 261.
626
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 818–826; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 292.
627
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 3. С. 818; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 71; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 237; Т. 2. С. 289, 356–357, 461.
628
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 237; Т. 2. С. 286–287, 475; Т. 3. С. 31–33 [и далее].
629
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 286–287.
630
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 285; Т. 3. С. 409–411.
631
См. Ибн Хаджар. Там же.
632
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 748–749; Ибн Хад-жар. Указ. соч. Т. 1. С. 237.
633
См. Ибн Исхак. Указ соч. Т. 4. С. 867–884.
634
Ибн Исхак говорил: «Посланник (с) дал доверие их сердцам, и они были благороднейшими из людей. Он заключил их союз, и с ним союз заключил их народ, он дал Абу Суфйану б. Харабу сто верблюдов и дал ал-Харису б. ал-Харису б. Калада – брату Бану ’Абд ад-Дара – сто верблюдов. И дал ал-Хрису б. Хишаму сто верблюдов и дал Сухейлу б. ’Омару сто верблюдов и дал Хувайтабу б. ’Абд ал-’Ази б. Аби Кайсу сто верблюдов».
635
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 9, 84; Т. 2. С. 89.
636
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 275.
637
Там же. С. 512.
638
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 43, 152, 344, 541, 568; Т. 2. С. 49, 441, 540.
639
См. Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 9–10; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. [Страницы не указаны].
640
Ибн Хабиб. Указ. соч. С. 9–10.
641
Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 470–471.
642
См. [Без указания автора]. Та’рих. Т. 2. С. 337–338.
643
Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 10.
644
В данном случае используется следующее издание: Коран / пер. с араб. ГС. Саблукова. – Алма-Ата: Жазуши, б.д. – Перепеч. с изд.: Коран / пер. с араб. ГС. Саблукова. – Казань: Центр. тип., 1907. Паг. раз.
645
Ал-Исфахани. Ал-Агани. Т. 6. С. 323.
646
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 985.
647
Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 47.
648
Как мы видим, организация пяти, которая отличала курайшитов и их клан хуза‘ и всех, кто был рождён у курайшитов из арабов, и всех, кто поселился в Мекке из племён арабов в отличие от других арабских племён с особыми обычаями во время ихрама (ихрам («посвящение») – особое состояние духовной чистоты паломника при вступлении на священную территорию для совершения хаджа, для чего он также надевает специальную одежду, тоже называемую ихрам), была важнейшим фактором, который связывал племена с верой курайшитов и их влиянием до такой степени, что [это] заставило одного из них, а именно Зухейра б. Джанаба ал-Калби, атаковать Гатафана после того, как они решили, что установят священную территорию наподобие Мекки. Возможно, благодаря тому, что сила этой организации и её важность выросли, племена пяти жили в разных районах Аравийского полуострова. Сакиф жили на юго-востоке Мекки, Кинана – на юге, где они господствовали; на пути к Мекке – Йемен; ‘Амир б. Са‘са‘а – на северо-востоке Мекки, а Куда‘а (калб) – на пути в Хиру и Персию.
649
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1. С. 84; Кистер М. Макка ва-л-Хира. С. 55.
650
См. Ибн Исхак. Там же.
651
Сказал Ибн Исхак: «Союз курайшитов: их союз означает выезды в Сирию, причём у них было два выезда – зимой и летом».
652
См. O’Leary. Arabia ЬеСоге Muhammed. P. 182, 184; Кистер М. Макка ва-л-Хира. С. 56–59. Ибн Исхак говорит: «Союз курайшитов – их союз. Это означает выезды в Сирию, причём у них было два выезда – зимой и летом».
653
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 107–110; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 78.
654
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 505.
655
Ал-Й’акуби. Та’рих. Т. 2. С. 73.
656
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 3–4; Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 50–51; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 449.
657
См. Ал-Вакиди. Там же; Ибн Са‘д. Там же. С. 51; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 353–354.
658
См. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 3. С. 103; Аз-Захаби. Сират и‘лам ан-нубала’.Т. 1. С. 29.
659
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 2.
660
Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 265–269; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 518–519.
661
См. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 3. С. 265–269.
662
Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 299.
663
Халид б. Са‘ид б. ал-‘Ас б. Умайа был в Йемене, а два сына его брата – в Бахрейне и ‘Амр б. Са‘ид б. ал-‘Ас – в Сувад Хайбар.
664
Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 299.
665
См. Ибн Хаджар. Там же. С. 523.
666
См. Ибн Хаджар. Там же. С. 273, 311.
667
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 102–104, 116–118; Аз-Захаби. Сират и‘лам ан-нубала’. Т. 1. С. 27–30; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 2, 330–331.
668
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 416.
669
См. Ибн Сад. Ат-Табакат. Т. 3. С. 116–118.
670
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 452–453.
671
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 357.
672
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 2–3; Т. 4. С. 45.
673
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 457; Т. 2. С. 521.
674
См. Ибн Сад. Ат-Табакат. Т. 2. С. 265, 386–387, 390; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 247, 249, 287.
675
См. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 3 (в разных местах); Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С.139, 486; Т. 2. С. 512 [и далее].
676
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1–4 (в разных местах); Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 3. С. 89 [и далее].
677
См. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 3. С. 96, 95–98; Ибн Хабиб. Ал-Мухбир. С. 76–77; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 497; Т. 3. С. 286–287, 288.
678
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1–4 (в разных местах).
679
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1–4 (в разных местах).
680
См. Ибн Хаджар. Там же. Дополнительно о племенных связях см. Ал-Калкашанди. Нихайат ал– ‘ирб фи ма‘рифат ан-саб ал-‘араб / сост. ‘Али ал-Хакани. Багдад, 1378 / 1958.
681
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Ч. 1–4 (в разных местах).
682
См. Ибн Хабиб. Ал-Мунаммик. С. 24.
683
Там же. Т. 1. С. 3–7.
684
Сказал Всевышний: «Вспомните, когда вас был мало, и вы были ослаблены на земле, в страхе, что люди вас выхватят» (Коран, 8: 26).
685
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 209.
686
Минджаб б. Рашид ад-Даби сказал: «К нам пришёл свиток Пророка (с) в год Табука, и мы бежали в испуге в Табук, куда также бежали Тим и ар-Рабаб и их сёстры, и нас была большая группа (1/4 часть?) – сорок восемь тысяч людей» (Там же).
687
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 564; Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 152–156.
688
См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 3. С. 576.
689
См. Ибн Исхак. Указ. соч. С. 705.
690
В данной работе используется система двойных датировок: на основе мусульманского лунного календаря – от хиджры (переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину) – и григорианского (от Рождества Христова). – Примеч. ред.
691
См. Ибн Исхак. Указ. соч. С. 774.
692
См. Ибн Исхак. Там же. С. 791 [и далее].
693
рассказЫвают, что из Бану Салим было семьсот мужчин. Некоторые говорили, что была тысяча мужчин и из Бану Гифар – четыреста, среди тех, кто принял ислам, – четыреста, из племени Музайна – тысяча три человека, а остальные – из курайшитов, ансаров и их союзников, а также группы арабов из племени Тамим, Кайс и Асад (Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 4. С. 877).
694
См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. [Страницы не указаны].
695
Сказал Всевышний: «Когда пришла помощь Аллаха и победа, и ты увидел, как люди входят в религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Господа твоего и проси у Него прощения! Поистине, Он – обращающийся!» (Коран, 110: 1–3).
696
См. Ал-Катани. Ат-тартиб ал-идарийа. Т. 2. С. 407.
697
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 324.
698
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 14.
699
Рассказывали, что обходились без верховых животных, что указывает на близость расстояния между этими местами (см. Ал-‘Адви. Ахвал Макка ва-л-Мадина. Т. 2. Л. 114). Некоторые из них рассказывали, что Медина по площади равнялась половине Мекки, то есть она была не велика. Территория Мекки (так в оригинале, видимо опечатка? должно быть Медины? – Примеч. пер.) была ограничена горами и представляла собой по форме узкую долину (см. Йакут. Му‘джам ал-булдан. Т. 5. С. 82).
700
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 343.
701
См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С. 6–7.
702
Барид – 4 фарсаха, фарсах – 3 мили, миля – 3500 локтей, локоть – за 1 ладонь. В современных словарях даны разные величины локтя: в торговле (зира‘балади), в архитету-ре (зира‘ми‘мари), мера длины (зира‘ ал-хандаса), мера длины (истанбули), мера площади, мера объёма (См. Х.К. Баранов. 1970. Т. 1. С. 346. – Примеч. пер.)
703
См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С.706; Кибрит. Джавахир ас-самина фи махасин ал-Мадина. С. 15–16.
704
См. ИбнХаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 314.
705
Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С. 7; Ал-Матари. Ат-Та‘риф. С. 15–16.
706
См. Кибрит. Джавахир ас-самина фи махасин ал-Мадина. Л. 8.
707
См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 291.
708
См. Ибн Сад. Там же. С. 297–298.
709
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 53, 78, 156; Т. 3. С. 342, 435.
710
Там же. Т. 3. С.403.
711
Рассказывали о Посланнике (с), приводя его слова: «Хиджра не прерывается, пока существует враг, с которым сражаются» (Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 520).
712
См. Ибн Хаджар. Указ соч. Т. 1. С. 211; Т. 3. С. 441, 435.
713
См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 413, 441.
714
М. Кистер об этом рассказывает: «История Тамим в эпоху джахилийи имеет большое значение. Сведения о Тамим в арабских источниках ясно указывают на крепкие связи между вождями Тамим и царями Хиры. Там был другой центр, через который Тамим были связаны тесными узами с Меккой». Кистер также отмечает, что можно говорить о том, что Тамим играли важную роль в истории Мекки в эпоху джахилийи и широко участвовали в поддержке влияния этого города в племенном обществе на Аравийском полуострове (Кистер. Хира и Мекка. С. 4).
715
Рассказывают, что Сумама б. Асал ал-Ханафи, один из правителей Наджда, когда принял ислам, угрожал курайшитам отрезать от них зерно Наджда, если они будут упорствовать в своём упрямстве и враждебности к исламу (Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 203; Хасан Хасан Ибрахим. Та’рих ал-ислам. Т. 1. Каир, 1964. С. 5.
716
См. Ал-Хамадани. Сифат ал-джазират ал-‘араб. С. 29–3.
717
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С.29.
718
См. Хасан Хасан Ибрахим. Та’рих ал-ислам. Т. 1. С. 5.
719
См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 725; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 403.
720
См. Ибн Хаджар. Там же.
721
Там же.
722
Там же.
723
Сказал Всевышний: «Те, которые вызывают тебя из комнат позади, большая часть их не разумеет» (Коран, 49: 4).
724
См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 96.
725
См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 252–254.
726