Книга Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада - читать онлайн бесплатно, автор Абд Аллах Абд ал-Азиз. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада
Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада

См. Джаввад. Ал-Муфассил. Т. 3. С. 360–368.

156

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 161.

157

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2.С. 359–360; Аш-Шариф. Макка ва-л-Мадина. С. 296–297.

158

См. Кистер М. Ал-Хира ва Мекка. С. 11; Аш-Шариф. Макка ва-л-Мадина. С. 296–297.

159

См. Аш-Шариф. Указ. соч. С. 320.

160

См. Бартольд В. В. Та’рих ал-хадара ал-исламийа. С. 33; Брокельман Карл. Та’рих шу‘уб ал-исламийа. С. 93–119.

161

См. Абу Зуайб. Та’рих ал-йахуд. С. 17.

162

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 162. Что касается родства пророка Шу‘айба, то он был выходцем из народа хадура (исчезнувшего [племени] арабов из Бану Арфахшаз б. Йактан б. Абир б. Шалих б. Арфахшаз) и сыновей его дяди по отцу: Джурхама, Хадрамаута и ас-Салафа. Дома хадура находились в ар-Рас. Хадура были язычниками и поклонялись идолам. Когда к ним был послан пророк, имя которого Шу‘айб ибн Зи Мухри‘, они ему не верили, оттого и погибли, как и другие народы (См. Ибн Халдун. Та’рих. Т. 1. С. 46). Рассказывали, что дворы Джурхама были в Йемене. Они говорили на древнееврейском языке. В тексте, который приводит Ибн Хал-дун, отмечается, что Хадура считались сыновьми дядей по отцу у Хадрамаут и Джурхам. То есть Хадура – южное племя, они относятся также к южному племени Джузам. Рассказывали, что дома Хадура (в ар-Рас) относятся к Хадрамуту (Джаввад. Ал-Муфассил. Т. 1. С. 347). Тексты, которыми мы располагаем, не позволяют нам детально изучить Джузам и Хадура и другие местные связи, в дополнение к утверждению Бану Курайза о том, что они из потомства Шу‘айба. Другие учёные считают, что они были из Бану Джузам (Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 334; Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 162). Однако мы находим в «Джамхара» косвенное указание на близость Джузам к Хадура, родстенники которых собираются в Сабе (Саба’). Джузам – Бану ‘Ади б. ал-Харис б. Марра б. ‘Адад б. Зайд б. Йашхаб б. ‘Ариб б. Зайд б. Кахлан б. Саба. (Ибн Хазм. Указ. соч. С. 418. С. 421–418). Что касается Хадура, то это ‘Ади б. Малик б. Зайд б. Сахл б. ‘Амр б. Кайс б. Му‘авийа б. Джушам б. ‘Абд Шамс б. Ва’ил б. ал-Гаус б. Катн б. ‘Ариб б. Зухайр б. ал-Гаус б. Айм б. ал– Хумайси‘ б. Хамир б. Саба’ (Ибн Хазм. Указ. соч. С. 433–434). Ал-Йаман предполагает, что Шу‘айб б. Йашджар был из Хадура б. Зи Йахдум (Ибн Хазм. Указ. соч. С. 434). Из этого очевидно, что Джузам и Хадура собираются в Саба’. Его имя – ‘Амир б. Хасана б. Йашджаб б. Йа‘раб б. Йактан б. Кахтан. К Кахтану относится объединение «Ал-Йаман».

163

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 160.

164

Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 69–70.

165

См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С. 71; Аз-Замахшари. Ал-джибал ва-л-амакина ва-л-мийах. С. 42; Ал-Калби.

Ал-Аснам. С. 38; Что касается Дар ал-Джузам, он находится около города Айла на Акабском заливе, в области Хиджаза и относится к одному из его вади (в эпоху Посланника – вади Шуннар). См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 1011, 1030; см. также: Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 421.

166

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 1011; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 213.

167

См. Ал-Балазури. Указ. соч. Т. 1. С. 71; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 213.

168

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 4. С. 1011; Ибн Хаджар. Там же.

169

См. Ибн Исхак. Там же.

170

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 222

171

См. Ас-Сухайли. Ар-рауд ал-аниф. Т. 2. С. 289.

172

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 359; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 279–280; Ибн ал-Асир. Усд ал-габа. Т. 1. С. 69–70.

173

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 201.

174

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 359; Ас-Сухайли. Указ. соч. Т. 2. С. 289; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 201, 222.

175

Ибн Са‘д. Ат-Табакат. С. 123.

176

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 157.

177

Ат-Табари. Та’рих. Т. 2. С. 279; Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 278–279.

178

См. Ат-Табари. Указ. соч. Т. 2. С. 481; Ал-Матари. Ат-Та‘риф. С. 19–20.

179

См. ИбнХалдун. Та’рих. Т. 1. С. 337; Джавад. Ал-Муфасси. Т. 2. С. 536.

180

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 393.

181

См. Ибн Хаджар. Там же.

182

Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 363.

183

Ибн Хаджар. Там же.

184

См. Ас-Сухайли. Ар-рауд ал-аниф. Т. 2. С. 291.

185

Там же.

186

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 164.

187

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 13.

188

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 157.

189

См. Джаввад. Ал-Муфасил. Т. 6. С. 517–518.

190

Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 161.

191

Там же. С. 160.

192

Там же.

193

См. Ал-Йакуби. Та’рих Т. 2. С. 49, 52.

194

См. Абу Зуайб. Та’рих ал-йахуд. С. 13.

195

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 160; Джаввад. Ал-Муфасил. Т. 6. С. 518.

196

См. Ас-Самхуди. Там же. С. 160–164. Говорили, что Бану Нагиса – племя (хайй) из Йемена. Их дома принадлежали народу Бану Харам до тех пор, пока ‘Омар б. Хаттаб не перевёз их к мечети Фатх (мечеть Победа) (Там же. С. 163).

197

Рассказывали, что у них был около семисот бойцов.

198

См. Ат-Табари. Там же.

199

См. Ат-Табари. Указ. соч. Т. 2. С. 488; Ибн ан-Наджжар. Ад-Дурра. С. 54.

200

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 761; Ат-Табари. Указ. соч. Т. 3. С. 488; Ибн ан-Наджжар. Указ. соч. С. 54.

201

Соощает Ал-Вакиди: «Джабби ибн Ахтаб говорил Ибн Суфйану ибн Харбу и курайшитам во время продвижения с ними: “Мой народ Курайза с вами, они образуют большое сообщество людей, и среди них семьсот пятьдесят бойцов”» (См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 2. С. 454).

202

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-Хафа’. Л. 89.

203

См. Ат-Табари. Та’рих. Т. 2. С. 570.

204

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 683; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 460.

205

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 460. Говорят, что среди иудеев, которые остались в Медине, где на них нападали ал-Аус и ал-Хазрадж, были следующие племена: Бану Курайза, Бану ан-Надир, Бану Дахм, За‘вара’, Бану Масика, Бану ал-Кам‘а, Бану Зайд ал-Лат. Это группа ‘Абдаллаха ибн Салама,

Бану Хаджар, Бану Са‘лаба, народ Зубала, народ Йасриба, Бану ал-Касис, Бану Нагиса, Бану ‘Аква, Бану Марайа (см. Ибн Руста. Ал-и‘лак ан-нафиса. Т. 7. С. 62).

206

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 350.

207

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 161, 164.

208

Там же. С.161.

209

Там же. С. 165. Смысл (рассказа) о Йасрибе здесь в том, что говорит ал-Матари: «Йасриб – название земли и город Пророка в одном из его районов. Я говорю: он сегодня (имеется в виду его эпоха в конце VII / XIV в.) известен под этим названием. В ней много пальм, собственность жителей Медины и вакуфное имущество для бедных и других. Он находится на западе от могилы святого Хамзы ибн ‘Абд ал-Мутталиба» (См. Ал-Матари. Ат-Та’риф. С. 19).

210

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 161.

211

Там же. С. 161.

212

См. Мадани (ас-Сайид ‘Убайд). Утум ал-мадина ал-мунаввара // Маджаллат куллийат ал-адаб / Джами‘ат ар-рийад. Г 3. Т. 3. С. 220.

213

См. Ибн Руста. Указ. соч. Т. 7. С. 62.

214

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 162; Ибн Кутайба. Ал-Ма‘ариф. С.85.

215

Там же. С. 163. Ибн Руста сказал: «Бану ан-Нагиса – племя иудеев«(Там же. Т. 7. С. 62).

216

См. Йакут. Му‘джам ал-булдан. Т. 5. С. 84. Мы хотим здесь указать на большое сходство с функцией ал-атам (укреплений): «Это высокие крепости» (хусун) и «строения» (см. ал-Му‘джам ал-булдан. Т. 1. С. 20). В Медине у них те же функции, что и у некоторых укреплений в Йемене. Говорят что в [этих] укреплениях имеются высокие каменные скамьи (мастаб), которые видны со стороны окружающих окрестностей и по ним можно прогуливаться на высоте. Добавим к этому их защитные функции от вражеских нападений (см. Ал-Ансари, Абд ал-Куддус. Асар ал-Мадина ал-Мунаввара. С. 64). В связи с замками Йемена упоминают, что химьяриты спешили по необходимости строить замки и неприступные укрепления (крепости, ма‘акил) для защиты от нападений со стороны бедуинов (см. Хитти и др. Та’рих ал-‘араб. Т. 1. С.75). Их плоские крыши использовались для прогулок, там делали более высокую часть для сиденья и строили их из мрамора (см. Йакут. Указ. соч. Т. 4. С. 210; Там же. Т. 1. С. 75). Подобно замку Гамидан в Сане, который относится к царю Йашраху б. Йахсибу (Там же. Т. 4. С. 210). Он правил в I в. н. э. (Там же. Т. 1. С. 74). Есть также некоторые общие черты в строении крепости (ал-утм) и замков в Йемене, т. к. они по конструкции напоминают куб с плоской крышей (Там же. Т. 1. С. 75; также см. Мадани ас-Саййид ‘Убайд. Утум ал-Мадина ал-Мунаввара //Маджаллат куллийат ал-адаб / Джами‘ат ар-рийад. Т. 3. С. 3, 214).

217

См. Абу Зуайб. Та’рих ал-йахуд. С. 11, 113–117.

218

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 163.

219

См. Ас-Самхуди. Там же. С. 161, 163.

220

Там же.

221

Там же. С. 164.

222

Там же. С. 164. Джиср Батхан – место, где протекает Вади Батхан, начинаясь с севера ал-Маджишунийи, известной сейчас как ал-Мадшунийа, ал-Джиср заканчивается между ал-Би’р ал-Марракишийа (марокканский колодец), относящийся к марокканской семье ‘Абд ал-‘Ал, и ал-Би’р ал-Мушрифийа. Есть Джиср Байада. Это скопление домов Бану Хабиб и Бану Динар.

223

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 360–361.

224

См. Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 165.

225

Там же.

226

Там же.

227

Там же. С. 164.

228

Там же.

229

Там же.

230

См. Ал-Вакид. Ал-Мугази. Т. 1. С. 167.

231

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 179.

232

Там же. С. 182.

233

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 269, 320; Ас-Самхуди. Ал-Вафа’. Т. 1. С. 181–182.

234

См. Ас-Самхуди. Указ. соч. Т. 1. С. 215, 216.

235

Там же. С. 218.

236

См. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. 1. С. 417–418.

237

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 292.

238

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 649.

239

Там же. С. 471.

240

ИбнИсхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 360–361; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 649, 471.

241

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 348.

242

См. Неизв. автор (Маджхул). Фи сират ар-расул: мухтут аукаф. Багдад. Л. 12.

243

Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 350.

244

См. Неизв. Автор (Маджхул). Указ. соч. Л. 12.

245

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 348.

246

Там же.

247

Там же. С. 350.

248

См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 241; Малик. Ал-Муватта. Т. 1. С. 196; Ибн ал-Хджж. Раф‘. Ал-Хуфа’. Л. 73–74; ИбнЗахира. Ал-Джами‘. С. 21–22; Сказано, что кибла отклонилась от Шама (Сирия) к Ка‘абе в месяце раджаб за 17 месяцев от вступления Пророка в Медину (см. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 2. С. 4).

249

Ат-Табари. Указ. соч. Т. 2. С. 4.

250

Там же.

251

См. Ат-Табари. Указ. соч. Т. 2. С. 4–5.

252

См. ИбнКудама. Ал-Истибсар. Л. 31.

253

Там же.

254

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 358; Шалби. Ат-Та’рих ал-ислами. Т. 1. С. 254. Hott P.M. The Cambridge history of Islam. Vol. 1. P 44.

255

См. Коран, 5: 18; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 496.

256

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 560; Т. 3. С. 682, 684, 700, 715–721. Ал-Балазури. Ал-Ансаб. С. 308.

257

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 385–389.

258

См. Ат-Табари. Джами‘ал-байан. Т. 3. С. 217.

259

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 226–227.

260

См. Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-Хуфа’. Л. 79; Ал-Балазури. Ал-Ансаб. С. 308–309.

261

См. Ал-Балазури. Там же.

262

См. Ибн ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 79.

263

Всевышний сказал о праве иудеев: «Те, которые нарушают завет Господа после своего договора и разрывают то, что приказал Господь – чтобы они пришли и они будут негодными на земле, именно они погибнут» (Коран, 2: 27). Также см. Ат-Табари. Указ. соч. С. 182–183.

264

См. Ал-Балазури. Ал-Ансаб. С. 308–309. Азри‘ат – город в Сирии (также его называют Йазра‘ати). См. ал-Хамири. Ар-Ривад. Ал-ми‘тар. С. 19; Ал-Хамадани. Сифат джазира ал-‘араб. С. 329.

265

См. Ибн ал-хаджж. Раф‘ ал-Хуфа’. Л. 80.

266

Коран, 2: 6.

267

См. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 1. С. 108.

268

См. Ибн, ал-Хаджж. Указ. соч. Л. 88.

269

См. Ал-Балазури. Указ. соч. С. 19; Ибн Хаджаджж. Указ. соч. Л. 89.

270

См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. С. 291–292.

271

См. Ат-Табари. Та’рих. Т. 2. С. 488; Ибн ан-Наджжар. Ад-Дурра. С. 54; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 538; (Ибн Исхак упоминает, что число сражений Бану Курайза было 800–900. См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 721).

272

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 201; Ибн ан-Наджжар. Указ. соч. С. 54.

273

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 350; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 1. С. 353.

274

См. Ал-Вакиди. Ал-Мугази. Т. 1. С. 410–412; Неизв. автор (Маджхул). Фи сират ар-расул. Л. 2.

275

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 473; (Сказал Всевышний: «А когда пришло к ним послание от Аллаха, подтверждающее истинность того, что с ними – а ещё прежде они просили победы против тех, которые были неверны, – так, когда пришло к ним то, что они знали, они не уверовали в это». – Коран, 2: 89).

276

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 389; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 473.

277

Там же. Т. 2. С. 39.

278

См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 68; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 222, 231; Т. 2. С. 400. Среди тех, кто принял ислам из иудеев, были Джабал б. Джаввал Бани Сафван б. Билал б. Асрам б. Аййас б. ‘Абд Ганим б. Джаххаш б. Махала б. Са‘лаба б. Са‘д Бани Зубйан, поэт аз-Зубйани, затем ас-Са‘лаби. Он был иудеем и принял ислам (см.: Ибн Хаджар. Т. 1. С. 222) Также Джарих ал-Исра’или (см. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 231), Са‘лаба б. Са‘йа, Усейд б. Са‘йа и Асад б. ‘Убайд. Это группа людей из Хадал. Они приняли ислам в ночь, когда Бану Курайза согласилсь с властью Посланника (с) (см. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 3. С. 719; Ибн ‘Абд ал-Би’р. Указ. соч. Т. 1. С. 68; Ибн Асир. Усд ал-Габа. Т. 1. С. 69–70). Зайд б. Са‘йа – один из высоких духовных особ иудеев, которые приняли ислам, и большинство их было сведущими и богатыми, и они стали хорошими мусульманами (см. Ан-Навави. Тахзиб. Т. 1. С. 204).

279

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 566.

280

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 320–321; Ибн Хад-жар. Указ. соч. Т. 3. С. 649.

281

Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 320–321; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 649.

282

Там же. С. 379.

283

Там же. Т. 3. С. 671.

284

Там же. Т. 2. С. 65.

285

Там же. Т. 1. С. 199.

286

Там же. Т. 2. С. 59.

287

Там же. Т. 3. С. 649, 671.

288

Там же. С.566.

289

См. Ан-Навави. Тахзиб. Т. 1. С. 204.

290

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 566.

291

Там же. Т. 3. С. 671.

292

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 183.

293

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 359.

294

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 519; Т. 3. С. 297.

295

См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С. 23; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 286

296

К ним относились следующие лица: ‘Имара ибн Са‘д (см. Ибн Хаджар. То же. Т. 3.С. 81), Абу Са‘лаба (см. Ибн Хаджар. То же. Т. 3. С. 30), Кассир б. ас-Са’иб (см. Ибн Хаджар. То же. Т. 3. С. 81), Абу Са‘лаба (см. Ибн Хаджар. То же. Т. 3. С. 286), Ка‘б б. Салим б. Асад, аз-Зубайр б. ‘Абд ар-Рахман б. аз-Зубайр, Рифа‘а, ‘Атийа – сыновья Караза, также Рифа‘а ал-Карзи, Рифа‘а ибн Самвал, Асад и Асид – сыновья Ка‘ба, Абу Са‘лаба ибн Аби Малик (см. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 201, 501, 518, 519, 584; Т. 3. С. 298).

297

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 133–135.

298

Там же.

299

См. Муслим. Ас-Сахих. Т. 2. С. 643.

300

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 187.

301

Там же.

302

Там же. Т. 2. С. 430.

303

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 366.

304

Там же. С. 366, 483; Т. 3. С. 393.

305

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 396; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 87.

306

См. Ибн Исхак. А-Сира. Т. 2. С. 397; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 87.

307

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 4. С. 16.

308

Ал-Джама‘ – одна из четырёх гор к западу от вади ал-Акик (см. Ал-Матари. Ал-Та‘риф. С. 25–26).

309

См. Ал-Матари. Там же.

310

Коран, 22: 17. Сабии – люди, которые поклоняются ангелам и молятся в сторону киблы и читают аз-забур. Что касается огнепоклонников, то это люди, которые поклоняются солнцу, луне и огню (см. Ат-Табари. Джами‘ ал-Байан. Т. 17. С. 129).

311

См. ИбнИсхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 356; ИбнКудама. Ал-Истибсар. Л. 7–8.

312

См. Ибн Исхак. Указ. соч. Т. 2. С. 356; Ибн Кудама. Указ. соч. Л. 7–8; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 183.

313

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 340–341; Т. 4. С. 44.

314

Там же.

315

Ат-Табари. Указ. соч. Т. 3. С. 14–16; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 4. С. 44.

316

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 512.

317

Там же. Т. 2. С. 503–504.

318

См. Ад-Даури. Мукаддима фи та’рих садр ал-ислам. С. 34–36; Салим. Дирасат фи та’рих ал-‘араб. Т. 1. С. 655.

319

См. Ибн Дурайд. Ал-Иштикак. С. 11.

320

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 467.

321

Там же. Т. 1. С. 236.

322

Там же.

323

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 298–300.

324

Там же.

325

Там же.

326

См. Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. Т. 2. С. 38.

327

См. Ал-Масуди. Мурудж аз-Захаб. Т. 2. С. 228; Ад-Дийарбакри. Указ. соч. Т. 1. С. 351; Джаввад. Ал-Муфассил. Т. 6. С. 691.

328

См. Ибн Сад. Ат-Табакат. Т. 1. С. 449.

329

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 385. Далее, также есть влияние на некоторых слова, используемые на Аравийском полуострове и особенно в Медине, например, слово ал-баррани – разновидность финика в Медине. Абу Ханифа сказал: «Его значение по-персидски “несение благословенного”, т. к. бар означает “несение”, а ни – “очень хороший или благословенный”. Арабы его арабизировали и ввели в свою речь» (Ас-Сухайли. Ар-рауд ал-аниф. Т. 3. С. 250). Отсюда также ас-сирвал (сераваль) – арабизованное слово персидского происхождения (см. Малик. Ал-Маута. Т. 1. С. 325).

330

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 1.С. 139–142; Ад-Дийарбакри. Та’рих ал-Хамис. Т. 1. С. 86.

331

См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С. 86.

332

Коран, 5: 5.

333

См. Ал-Хузаи. Тахридж ад-даллалат ас-сумийа. Л. 60. (Ил. рукопись в Ин-те арабских рукописей. Ун-т арабских государств. № микрофильма 158).

334

См. Ибн Хазм. Джахрат ансаб ал-‘араб. С. 329; Ас-Самхуди. Ал-Вафа‘. Т. 1. С. 173.