banner banner banner
Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание
Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание
Оценить:
 Рейтинг: 0

Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание


Рисунок 21. Як-9 – самолет третьего этапа поршневой авиации

Прекращение интенсивного развития основной характеристики системы, несмотря на инвестиции – признак окончания второго этапа.

Для ракет второй этап начался с 1943 года и активно продолжается до настоящего времени.

Рисунок 22. Ракетоноситель «Спутник» на базе ракеты Р-7 (1957 г); Ракетоноситель «Протон» (1961—1966 гг.); Космические ракетоносители многоразовых кораблей программы «Спейс Шаттл»; Ракетоноситель многоразового использования компания SpaceX (2016 год)

Основные признаки этапа:

Коллектив: формируется нормальный коллектив с иерархической структурой. Энтузиасты первого этапа постепенно заменяются на оплачиваемых профессионалов.

Лидер коллектива: Крепкий профессионал-карьерист. Оценка сотрудников производится по деловым качествам.

Финансирование: за счет инвестиций (в начале этапа) и доходов от продаж, с постепенным вытеснением инвестиций из финансирования за счет прибыли.

Рост основных параметров: быстрый рост характеристик технической системы.

Рынок: быстро расширяющийся рынок, как за счет основного применения, так и за счет проникновения в соседние сферы.

Реклама, маркетинг: рекламируются преимущества по основным функциям. Осуществляется поиск новых сфер применения, причем как можно более широкий.

1.2.4. Третий этап

Завершение быстрого развития характеристик технической системы не означает, что система и Дело прекращают свое существование и развитие. Развитие системы и даже расширение рынков продолжаются. Система совершенствуется, становится более экономичной, удобной, эстетичной. Появляется множество новых применений. Однако по основным параметрам развитие системы прекращается, а иногда даже её основные параметры ухудшаются за счет удешевления и/или улучшения второстепенных характеристик.

Примером может служить самолет ИЛ-14, который выпускался с 1952 по 1958 год, когда ему на смену пришли турбовинтовые и реактивные самолеты. Однако он продолжал эксплуатироваться до 1995 года, во многих модификациях.

Рисунок 23. ИЛ-14

На третьем этапа система может существовать достаточно долго, принося прибыль производителям. Однако, с точки зрения развития, она интереса уже не представляет. Рано или поздно появляется новая техническая система с той же функцией, но более эффективная. Постепенно новая система начинает выигрывать конкуренцию у старой системы, и занимает ее место на рынке. Рынки старой системы начинают сокращаться.

Примером может служить использование турбореактивных и реактивных двигателей, что привело к сокращению доли винтовых самолётов и их замене на более современные турбореактивные и реактивные самолёты.

Рисунок 24. Турбореактивный самолет АН-24 и реактивный самолет ЯК-40

Основные признаки этапа

Коллектив: работает хорошо организованная структура профессионалов в технике, и формируется жесткая бюрократическая структура в управлении. К концу этапа наблюдается жесткая регламентация поведения и часто строгий дресс-код, а также постепенное вытеснение инициативных людей из структуры.

Лидер коллектива: бюрократ-организатор.

Оценка сотрудников: по личной преданности лидеру.

Финансирование: осуществляется за счет деятельности предприятия, которое приносит прибыль. В начале этапа – вложения с целью расширения рынков, к концу – сокращение прибыли и попытки удержаться на конкурентном рынке за счет снижения затрат, улучшения дизайна, малозначительных дополнений.

Рост основных параметров: основные параметры не растут или растут очень медленно. Совершенствование идет за счет дизайна, замены материалов, появления новых малозначительных функций и других вторичных факторов.

Рынок: Рынок достигает предела возможностей, занимает все ниши, которые могут быть заняты. Происходит постоянный передел рынка за счет небольших изменений в дизайне и сервисе, идет жесткая конкурентная борьба.

Реклама, маркетинг: рекламируются вторичные факторы, преимущества перед конкурентами. Конкуренция не по преимуществам технической системы, а по дизайну и обслуживанию. Наблюдается опережающий рост затрат на маркетинг и рекламу.

Заметное сокращение рынков технической системы говорит о ее переходе на 4-й этап.

1.2.5. Четвертый этап (загиб)

После появления новой технической системы, старая система постепенно уходит с рынка. Однако часто она не исчезает полностью, а остается в небольшом сегменте, где она более эффективна, чем новая система, или становится спортивным предметом. При этом ее главные характеристики могут частично снижаться, так как для данного вида применений перестают быть основными.

Ярким примером такой системы является спортивный самолет ЯК-52, который выпускался с 1979 по 1995 гг. и эксплуатируется до настоящего времени. Его скорость – 470 км/час, в полтора раза ниже, чем у лучших винтовых машин 1940-х годов. Однако она и не требуется этому самолету. Это ведь спортивный самолет, и главные его преимущества – маневренность и удобство эксплуатации.

Рисунок 25. Як-52

Перешли на 4-й этап (в разряд спортивных) некоторые виды холодного и огнестрельного оружия.

Рисунок 26. Рапиристы и лучники

Иногда системы четвертого этапа – нишевые продукты, которых не затрагивает модернизация в силу отсутствия коммерческого интереса. Например, охотничьи ружья.

.

Основные признаки этапа

Коллектив: Небольшой коллектив, оседлавший вымирающую (вымершую) систему.

Лидер: организатор-бюрократ или фанат системы. Коллектив состоит из низкооплачиваемые сотрудники, работающие по стандартным, формальным правилам.

Финансирование: из фонда развлечений для спорта, искусства и т. п. Самофинансирование для жизнеспособной нишевой системы.

Рост основных параметров: практически отсутствует; адаптация для спорта и т. п. Создания вспомогательных подсистем для удобства использования.

Рынок: Спорт, физкультура, искусство, развлечение, нишевые зоны.

Для нишевых продуктов возможны достаточно широкие рынки.

Реклама, маркетинг: маркетинг основывается на престижности продукта или на доступности и полезности массового продукта.

1.2.6. Значение закона S-образного развития. Типовые ошибки в развитии

В плане технологическом, знание места системы на S-кривой позволяет своевременно рекомендовать реализацию тех или иных тенденций и применение тех или иных инструментов ТРИЗ для быстрого развития системы. Это помогает быстро и эффективно реформировать структуру компании, выпускающей техническую систему и, при необходимости, менять лидера.

Например, если система находится на 1-м этапе, следует направить все силы на отработку технологии и повышения надежности системы. По достижении середины второго этапа можно сосредоточить усилия на выполнении тенденции захвата типоразмерного ряда.

Наиболее эффективно использовать знания закона S-образного развития при его применении в управлении Делом (бизнесом), которое реализует эту систему. Этапы развития Дела описаны в разных источниках, но наиболее интересны, с моей точки зрения работы И. Адизеса [8].

Выводы

Анализ характеристик технической системы, работающего с ней коллектива, рекламы и маркетинга, а также источников финансирования позволяют определить место технической системы на S-кривой. Это позволяет определить перспективные направления в работе с системой, инвестирования в нее, рекомендовать изменение ее структуры бизнеса и подходов в работе с коллективом, а также избегать ошибок в развитии Дела и больших финансовых потерь. Разумеется, выше приведены только общие черты и контуры анализа лишь для того, чтобы обозначить эту тему. У специалистов ТРИЗ накоплен большой опыт по развитию техники и бизнеса в соответствие с законом S-образного развития.

При этом особое внимание рекомендуется уделить анализу типовых ошибок, свойственным каждому этапу, и постараться избежать их[9 - Я участвовал в 3 стартах компаний от нуля для старения, и многое, в том числе ошибки, имел возможность видеть собственными глазами – Автор].