banner banner banner
Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание
Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание
Оценить:
 Рейтинг: 0

Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание


Компания определила рынок довольно специфически – солдатские столовые и столовые военных госпиталей. При цене в $3 000 её могли купить только предприятия.

Рисунок 45. Первая в мире СВЧ-печь «Radarange»

Первые же попытки внедрения показали неэффективность такого применения новой системы. В армии не было проблемы с размораживанием продуктов, поскольку обычные электрические печи со спиралями справлялись с этим вполне эффективно, а были и дешевле и проще.

Однако неожиданно СВЧ-печи начали с большим энтузиазмом закупать рестораны, поскольку, новинка обладала неоспоримым достоинством: американские блюда типа сэндвичей и хот-догов приготавливались в них молниеносно.

Следующим шагом стал переход к бытовым микроволновым печам. В 1955 году компания» Tappan Company» выпустила такую печь, но она была слишком большой и дорогой ($ 1 200) для домашнего использования.

Прорыв произошел в начале 1960-х годов, когда японская компания «Sharp» и американская компания «Raytheon» предложили Микроволновые печи по цене 300—500 долларов. Да и размеры стали вполне приемлемыми.

Первоначально спрос на новое изделие был невысок. Помимо достаточно высокой цены, людей останавливали предубеждения об опасности использования сверхвысоких частот (СВЧ). Покупатели боялись, что микроволновая печь могла служить причиной для радиации, импотенции, онкологии или слепоты. В 1970 году выпуск СВЧ-печей составлял лишь 40 тысяч штук в год, и это был явно элитарный продукт для высшего среднего класса.

Со временем мифы об опасности СВЧ-печи не подтвердились. Люди, купившие печи не болели, и выяснилось, что микроволны очень быстро затухают в атмосфере. Уже на расстоянии полуметра от микроволновки излучение становилось в 100 раз слабее. Достаточно отойти от печи на расстояние вытянутой руки, чтобы чувствовать себя в полной безопасности. Да и американцы распробовали преимущества микроволновых печей. К середине 1970-х годов микроволновые печи были уже были в более, чем половине американских домов.

Пример

Начиная с 1952 года, швед Ингвар Бранемарк (P.Branemark) проводил исследования, в области остиоинтеграции – соединения костей с помощью металлических элементов. Он попробовал заменить элементы из нержавеющей стали на титановые, которые были легче и прочнее. Бранемарк попытался использовать их для соединения сломанных костей, но он столкнулся с проблемой: титановые элементы прочно соединялись с костями и после заживления раны их было невозможно удалить. В течение 13 лет он безуспешно пытался применять титановые элементы в остеоинтеграции, пока не нашел титану другое применение. Титановые импланты стали блестящим решением для протезирования зубов. Главный недостаток титановых имплантов стал их достоинством. Импланты из титана сращивались с челюстной костью и становились надежной основой для зубных протезов.

Сейчас это самый надежный метод протезирования зубов.

Рисунок 46. Остиоинтеграция

Тест-рекомендация. При внедрении новой системы ошибочно пытаться внедрять ее в тех сферах, где проявляются ее недостатки, или достаточно устойчивы преимущества старой системы. Рекомендуется искать те сферы применения новой системы, где ее преимущества будут очевидными, а недостатки менее значимы, или становятся преимуществами.

Рисунок 47. Титановые импланты

Пример

Внедрение самоуправляемых автомобилей в роли такси в городах вызывает множество споров о возможных рисках для людей в городе и сильно тормозится юристами. Многие также опасаются социальных проблем, связанных с потерей рабочих мест большим числом водителей. В то же время, внедрение самоуправляемого транспорта на месторождениях, в сельском хозяйстве и на строительстве в удаленных регионах, где риски меньше, а водителей не хватает, могло бы обеспечить бесконфликтное внедрение этих разработок. Зато после отработки всех элементов конструкции новой системы и накопления опыта, можно было бы быстро и эффективно распространить внедрение на другие сферы.

Пример

Экзоскелеты, в первую очередь, нужны не рабочим на конвейере (где сейчас пытаются осуществить их внедрение), а пожилым людям и инвалидам, особенно, если экзоскелеты будут еще одновременно стабилизировать устойчивость людей (защищать от падения, поддерживать неустойчивых пожилых людей). Такие разработки уже существуют. Роботов с функциями устойчивого сложного движения активно внедряет американская компания «Boston Dynamics».

Рисунок 48. Инвалид с экзоскелетом

Рисунок 49. Роботы компании «Boston Dynamics» устойчивы

Разумеется, это специальная модификация экзоскелетов, выполненная по принципу гибридизации двух систем [12]. Однако важность этой проблемы очень велика, и сфера их применения столь широка, что рынок экзоскелетов в таком варианте возрастает на несколько порядков.

3.2. Попытки внедрения ТС широким фронтом

Многие разработчики, увидев перспективы новой системы, стараются внедрить ее повсюду, где она может быть использована. Здесь их подстерегает две опасности:

– Нехватка ресурсов, поскольку сама система еще не приносит доходов, а значительные инвестиции не предоставляются[13 - В последнее время ситуация меняется, и, в попытках быстро захватить рынки, инвесторы часто готовы идти на рискованные инвестиции.].

– Неудачная конкуренции со старыми системами, у которых есть преимущества в надежности, сервисе, привычности и налаженной инфраструктуре. При этом неудача в одном месте начинает порочить систему в целом.

Правильной тактикой является выбор одного или нескольких направлений, где новая система имеет неоспоримые преимущества и начинать захват плацдарма рынка с них.

Для автомобилей такой удачной точкой внедрения стали пожарные автомобили (лошади боялись огня, что создавало трудности по доставке воды и помпы к горящему дому). Стоит отметить, что в то время грузоперевозки и пассажирский «извоз» автомобилями были невыгодны по сравнению с телегами и каретами, и попытки внедрять их там было бы ошибкой.

.

Пример

В конце XIX века началось бурное развитие производства алюминия. И хотя он все еще оставался дорогим металлом, производители активно пытались внедрить его везде, где только это казалось возможным.

В частности, в 1894 году американская железнодорожная компания New Haven and Hartford Railroad выпустила специальные легкие пассажирские вагоны из алюминия. Карл Бенц в 1899 году представил первый спортивный автомобиль с алюминиевым корпусом на выставке в Берлине.

По заказу Альфреда Нобеля в Швейцарии в 1891 году был построен первый пассажирский катер с алюминиевым корпусом. Через три года на шотландской судостроительной верфи была построена 58-метровая торпедная лодка из алюминия для ВМФ Российской империи. Катер, названный «Сокол», развивал рекордную скорость того времени – 32 узла.

Однако все эти «новинки» не стали прологом к массовому использованию алюминия в этих направлениях. Более дешевая и прочная сталь до сих пор имеет преимущество перед алюминием в этих сферах применения. Попытки внедрить алюминий там, где это не давало больших преимуществ, привели только к финансовым потерям.

Зато в авиации, где алюминию не было равных, он быстро прижился.

Тест-рекомендация. При внедрении новой системы ошибкой является попытка внедрения ее широким фронтом везде, где ее можно применять. Правильный путь – составьте список возможных применений нового материала или системы и выберите те, где перспективы наиболее высоки (где невозможно обойтись без системы и ее уникальных свойств). Отложите внедрение во второстепенных зонах, где прежние системы имеют сильные позиции.

3.3. Попытки одновременного внедрения множества вариаций ТС

Иногда одна и та же система разрабатывается в нескольких вариантов, и изобретатели пытаются одновременно продвигать все эти варианты. Это вызывает неоправданное распыление ресурсов и замедляет развитие системы. Со временем слабые варианты системы отпадают, и развитие сосредотачивается на наиболее сильном из них.

Пример

В конце XIX века в автомобилестроении одновременно развивались три направления: электромобили, автомобили с ДВС и автомобили с паровым двигателем. По техническим характеристикам и численности они были близки. На начало ХХ века в США 38% автомобилей имели электрические двигатели, 40% – паровые, 22% – бензиновые [4].

Рисунок 50. Электромобиль Willys-Overland модель1923 года

Такое разнообразие распыляло ресурсы и мешало развитию системы. В конце концов, автомобили с ДВС выиграли конкуренцию и стали основным направлением в автомобилестроении.

Тест-рекомендация. Если при внедрении технической системы, возможно несколько принципиально разных вариантов ее реализации, необходимо провести анализ для выявления наиболее перспективного направление (минимальные затраты на внедрение, готовность надсистемы и общества, хорошие перспективы). Затем следует сосредоточить все ресурсы на его продвижении.

Замечание. Ниже будет рассмотрен «эффект колеи», который крайне важно учитывать при конструировании и продвижении технической системы.

3.4. Попытки внедрить неэффективную новую систему

Часто первоначальная система (функциональный центр) может быть предельно неэффективной. Попытки внедрения такой «сырой» системы дискредитирует идею изобретения, что в дальнейшем тормозит ее продвижение в обществе и развитие в целом.

Пример

Считается, что первая газоразрядная лампа изобретена в 1856 году Генрихом Гейслером, который получил синее свечение от заполненной газом трубки, возбуждаемой при помощи соленоида. Первый патент на газоразрядную лампу был получен в 1891 году Николой Теслой. Прибор состоял из источника высокого напряжения высокой частоты и газоразрядной аргоновой лампы, но свечение было очень слабым. Серьезным шагом в развитии стало наполнение трубки не аргоном, а парами ртути, при которых свечение приобрело сине-зеленый свет. Однако и эта лампа была малоэффективна (поскольку большая часть свечения была в невидимом глазом ультрафиолетовом диапазоне) и не имела успех во внедрении.

Прорывом стало применение 1926 году покрытия стеклянной колбы газоразрядных ламп флуоресцентным порошком, преобразующим невидимый ультрафиолетовый свет, испускаемый возбужденной плазмой, в однородный белый свет (или свет определенного цвета). Изобретатель этой технологии Эдмунд Гермер был признан изобретателем лампы дневного света, а с 1938 года «Дженерал электрик» начало коммерческое использование ламп дневного света.

Тест-рекомендация. Если система малоэффективна, то перед стартом проверьте перспективы ее развития на несколько шагов вперед с помощью ЗРТС. Необходимо максимально повысить эффективность выполнения главной функции новой системы. Если удалось найти перспективные решения, следует попытаться внедрять их.

Знание и использование законов развития технических систем многократно повышает шансы на успех внедрения. Вместо того чтобы внедрять функциональный центр (первую систему), следует сделать несколько шагов вперед по обычным линиям развития [1,2], и внедрять более продвинутую и более эффективную конструкцию.