banner banner banner
Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание
Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание
Оценить:
 Рейтинг: 0

Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание


3.5. Избыточный перфекционизм

«Нет в мире совершенства – вздохнул Лис».

«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Новую систему легко совершенствовать, и некоторые изобретатели стремятся максимально ее улучшить, внося все новые и новые изменения, что задерживает ее выход на рынок. Однако конкуренты не дремлют, и, если затянуть вывод системы на рынок, можно просто опоздать, и затем придется отвоевывать рынки, что гораздо сложнее и более затратно. Поэтому, как только система становится достаточно работоспособной, для продажи, ее нужно быстро выводить на рынок.

Более того, иногда, чтобы захватить рынок, целесообразно выводить в работу даже не завершенную систему, дорабатывая ее в процессе продажи и начала эксплуатации.

Пример

В 1942 году американская компания «Hughes Aircraft» получила заказ на строительство транспортного самолета, для переброски войск и грузов из США в Европу. Основное условие – запрет на использование стратегических материалов. Поэтому самолет проектировали и строили, в основном, из… березы.

Его характеристики впечатляют и сейчас: длина 66 метров, высота – 24 метра, размах крыльев – 98 метров, вес – 136 тонн, максимальный груз – 59 тонн, максимальное количество пассажиров – 700 человек. Дальность полета 5634 километра. И хотя проект был готов уже в 1943 году, но завершение строительства постоянно откладывалось из-за того, что руководитель проекта Говард Хьюз постоянно вносил все новые и новые изменения, что затягивало выполнение проекта. К 1944 году ситуация изменилась, и государство потеряло интерес к проекту. Помимо вложенных правительством 22 миллионов долларов, Хьюз вложил свои 18 миллионов долларов и… в 1947 году самолет совершил свой первый и единственный полет. К этому времени строительство таких самолетов уже потеряло смысл.

Пример

Майкрософт часто выводит на рынок достаточно сырые продукты, которые дорабатываются в течение нескольких лет новыми дополнениями и обновлениями[14 - За это их проклинают пользователи, но при наличии фактической монополии, компании – это безразлично.].

Рисунок 51. H-4 Hercules «Еловый гусь»

Тест-рекомендация. Хотя неправильно пытаться внедрить слишком сырую систему, но нельзя затягивать внедрение постоянно ее совершенствуя. Надо помнить – нет предела совершенству, и как только система способна стабильно и эффективно работать (то есть становится продаваемой) – ее надо сразу выводить на рынок. Анализируйте достаточность новизны и эффективности новой системы для выхода на рынок, и сразу выводите ее на рынок, ограничившись достигнутым, если система стала рыночной. Дальнейшее совершенствование системы можно проводить в процесс внедрения.

3.6. «Дефицит новизны»

Обычно эта ошибка связана с попыткой создать новую систему на базе старой, с минимальными изменениями, максимально сохраняя все основные элементы конструкции старой системы.

Пример

Во время Первой Мировой из-за возросшей плотности огня, (пуль и осколков снарядов) возродилась идея защиты солдат стальными доспехами. Бронежилеты, появившиеся войны, напоминали рыцарские доспехи.

Рисунок 52. Бронежилет Первой Мировой войны

Но они оказались тяжелыми и неудобными, и солдаты не могли в них передвигаться и воевать. Идея бронежилетов реализовалась только в конце XX века с появлением новых легких и прочных материалов.

Рисунок 53. Коляска и первый автомобиль Луи Рено.

Пример

Первый автомобиль практически сохранил внешний вид и все атрибуты коляски, а первые беспилотники были просто обычными самолетами, на которые установили системы телекоммуникационного управления. Лишь затем и те, и другие начали радикально изменяться с учетом новых возможностей.

Современные автомашины и беспилотники совсем не похожи на своих родителей.

Рисунок 54. Истребитель-бомбардировщик А-4С и один из первых боевых беспилотников QF-4

Рисунок 55. Современный автомобиль и ударный беспилотник MQ-9 Reaper, 2007 год

В настоящее время эту ошибку с поразительной точностью повторяют создатели самоуправляемых автомобилей. Фактически, они пытаются установить систему самоуправления на обычные автомобили.

Рисунок 56. Самоуправляемый автомобиль «Google»

На самом деле, уже сейчас можно смело менять всю конструкцию автомобиля. Например, грузовой автомобиль должен представлять ровную платформу, на которую в зависимости от ситуации можно устанавливать контейнер, кузов или иную надстройку. Блок управления должен находиться сзади в самом безопасном месте и получать информацию с камер слежения, расположенных по углам платформы. Очевидно, что многие изменения можно делать уже сейчас. Иным должен стать и легковой пассажирский автомобиль. Например, для транспортировки больного в больницу и назад (если он не нуждается в сопровождении, например, направляется на прием к врачу), это будет легкая платформа с одним удобным откидывающимся сиденьем для безопасной транспортировки.

Тест-рекомендации. При попытке использования старых систем на новой элементной базе, или гибридизации систем не следует ограничиваться применением нового материала или использованием одной новой подсистемы. Необходимо сразу сделать прогноз, учитывая возможности, которые дает новый материал или новая система, и внести изменения, которые могут быть реализованы вследствие свертывания или развертывания. В этом поможет блиц-прогноз по ЗРТС, с учетом новых ресурсов и функций.

Замечание. При прогнозе желательно сделать также учесть изменения надсистемы, что может существенно облегчить внедрение самой системы.

3.7. «Недостаточная новизна» или использование устаревших подсистем

Изобретатели часто стремятся использовать в новой системе наиболее отработанные к этому времени подсистемы, чтобы упростить внедрение. К сожалению, зачастую в систему включаются подсистемы, которые хотя и надежны, но исчерпали свой ресурс развития и не способны эффективно работать в сочетании с другими подсистемами в новой системе.

Это один из вариантов недостаточной новизны, когда новая система не может быть реализована при использовании ключевых старых подсистем, не соответствующих ее уровню. В этом случае необходимо выбрать новую подсистему, из числа наиболее перспективных.

Пример

На конец XIX века, самым надежным двигателем был паровой, который эксплуатировался к этому времени уже более 100 лет. Его конструкция была надежной и отлаженной, в отличие от двигателей внутреннего сгорания, которые только начинали свое развитие. Но попытки установить паровой двигатель на самолет (А. Ф. Можайский 1882 год) или на подводную лодку (США, 1861 г., Швеция, 1886 г.) не увенчались успехом.

Успех пришел к братьям Райт, использовавшим двигатель внутреннего сгорания.

Другим вариантом «недостаточной новизны», является отсутствие к моменту создания системы подсистем более высокого уровня, необходимых для ее реализации, поскольку наука и техника еще не достигла необходимого уровня.

Пример

Люминесцентные светильники были изобретены Томасом Эдисоном в 1896 году (запатентованы в 1907 году). В серийное производство они пошли, начиная с конца 1930-х годов, причем в основном, в промышленности и общественных зданиях, где оценили их экономичность. Попытки же внедрить люминесцентные светильники в быту, домах и квартирах, провалились. Их размеры, цвет света и шум не одобрили и не приняли пользователи, которые продолжали использовать бесшумные лампы накаливания с мягким светом. Ситуация радикально изменилась в начале XXI века с появлением электронных микроприборов, когда стало возможным поместить стартер и другие подсистемы люминесцентной лампы внутри цоколя стандартного размера E27 (как в лампе накаливания). Такие лампы было также легко менять, как лампы накаливания, они имели мягкий свет и работали бесшумно.

Тест-рекомендации. Проанализируйте совместимость использованных в системе подсистем. Если работа одной из них по своему уровню отстает, то есть несовместима с работой других, что мешает работе системы в целом, попытайтесь заменить ее на более передовую. Если это не удается – внедрение разумно приостановить.

Замечание. Иногда это связано с нарушением уровня развития подсистем в системе. В таких случаях рекомендуется согласовать уровни развития подсистем, заменив устаревшую подсистему на новую.

3.8. «Избыток новизны»

Альтернативой «недостатка новизны» является ситуация, когда создатель пытается насытить новую систему максимальным количеством инноваций.

Надо понимать, что новые системы – это всегда ненадежные, не отлаженные системы. Поэтому большое число инноваций всегда сопряжено с повышенным риском отказов и затруднениями в процессе отладки, так как часто непонятно, в какой именно из новых подсистем произошел сбой. Это также требует больших финансовых затрат на отладку новой системы, ее производства и разработку новых элементов. Как следствие, финансовые потери, срыв сроков.

Пример.

Все самолеты выдающегося советского авиаконструктора Р. Л. Бартини отличались очень высокой степенью новизны. По этой причине только одна его разработка (дизельный бомбардировщик ЕР—2) выпускалась небольшой серией. Остальные его машины – более десятка типов – остались экспериментальными.

Рисунок 57. Р. Бартини и его самолет ЕР-2

Заметим, что блестящие решения Бартини, отработанные им элементы конструкции и технологии, широко применялись в самолетах других конструкторов.

Замечание. Справедливости ради, стоит отметить, что такая ошибка случается крайне редко, а системы этого типа могут быть полезны как «банк» новых идей и передовой образец для конструкторов серийного производства. Например, идеи Роберта Бартини активно использовали все известные советские авиаконструктора, такие как А. Н. Туполев, В. М. Петляков и другие. Обратите внимание, насколько серийный пикирующий бомбардировщик Пе-2 похож на ЕР-2.

Тест-рекомендации. Признаками избытка новизны являются частые аварии, ненадежность системы, нестабильность ее работы. При наличии большого числа инноваций можно попытаться разбить внедрение на этапы и определить последовательность внедрения новых элементов.

3.9. Включение в систему материалов и подсистем не имеющих ресурсов развития