banner banner banner
4\24. Историко-фантастическая повесть
4\24. Историко-фантастическая повесть
Оценить:
 Рейтинг: 0

4\24. Историко-фантастическая повесть


Костя остановился и посмотрел на товарища округлившимися глазами, в глубине которых была видна усиленная работа мысли.

– Ой, а я забыл…

– Да-а… Мало того, что на электричке не доехали, так ещё и желание не сбудется, – рассмеялся тот.

– Почему это не сбудется? Билет же я съел. Даже два!

– Ага. Только мы этого не узнаем.

Со всеми приключениями и пересадками дорога до метро «Площадь Восстания» заняла почти на целый час больше, чем рассчитывали. Но парни не унывали. До закрытия библиотеки времени ещё было много. Они, не торопясь, прошлись по Суворовскому проспекту, и свернули в сторону Кирилловской – неширокой улицы с тротуарами, отделёнными от проезжей части поребриками, выкрашенными белой краской. Бывшие доходные дома дореволюционной постройки в схожем архитектурном неоклассическом стиле прилипли друг к другу серыми боками. Их фасады с простыми, строгими и гармоничными формами, выстроились в единую линию, за исключением одного здания, парадный подъезд которого утопал в небольшом палисаднике. В нём и располагалась библиотека.

Здание библиотеки одной стороной вплотную примыкало к соседнему, пятиэтажному. А само оно четырёхэтажное, но высотой такое же. Палисадник от тротуара отделяет небольшая ограда в четыре пролёта, прямоугольные бетонные столбы и цоколь которой давно выцвели и потрескались от времени. Столбы венчает навершие пирамидальной формы, а пролёты заполнены чугунной решёткой, сохранившейся в довольно приличном виде. Палисадник не ухожен, всего несколько деревьев и голая земля, слегка припорошенная снегом, да тропинка, ведущая к парадному. Окна первого этажа были полукруглой формы, закрытые железной решёткой в виде солнечных лучей. А на других этажах – прямоугольные, с металлическими отливами. С обеих сторон входных дверей стоят по две колонны с фигурными барельефами и металлическими козырьками. Рядом со входом на стене закреплена памятная табличка с изображением католического креста и надписью: «В этом доме с 1913 по 1918 год жил и работал основатель приюта для мальчиков священник Антоний Малецкий». Открыв высокие застеклённые двери с фигурной железной решёткой, над которыми гордо красовалась вывеска «Ленинградская областная библиотека», ребята вошли.

Холл первого этажа довольно просторный, на стенах – художественный декор с резными элементами в античных мотивах, и несколько неброских, но исполненных благородства, украшений. На полу – жёлтая с серыми вставками кафельная плитка, уложенная точь-в-точь таким же рисунком, как и на вокзале «Ораниенбаум». Высокие белые потолки и большие окна наполняют светом всё пространство холла и лестницы с чугунными перилами, ведущей на второй этаж. Её ступени из прожилковатого светло-серого мрамора мягко отражают дневной свет и наполняют звуком стучащих каблуков всё здание. Между лестничными пролётами – небольшой лифт с сетчатой шахтой. Вдоль стен, выкрашенных в голубоватый цвет пастельного оттенка, установлены несколько огромных зеркал. Между этажами – скульптура мальчика в рабочей одежде, с явно усталым видом, полуприсевшего на какой-то коряге нога на ногу.

Ребята медленно поднялись на второй этаж, стараясь не особо топать по мрамору, гулко отзывавшемуся на каждый шаг в пустом здании. Холл второго этажа почти не отличался от первого, за исключением того, что стены были увешаны портретами неувядающих классиков русской литературы, расположенными между несколькими высокими ярко-белыми дверями без каких-либо обозначений. Дёрнули первую – закрыта. Подошли ко второй, дёрнули – открыта. Вошли. За дверью – просторная комната вытянутой прямоугольной формы, стены которой до половины отделаны деревянными панелями и уставлены каталожными ящикам. В конце комнаты, за длинным узким столом, сидела пожилая сухонькая женщина, внимательно изучавшая газетную подборку под настольной лампой. Её плечи укрывала серая ажурная вязаная шаль с длинными кистями, а голову – коса, уложенная самым замысловатым образом. Женщина удивлённо посмотрела на нежданных посетителей поверх узких очков в тонкой металлической оправе.

– Ну-с, молодые люди, чем порадуете? – грустно проговорила она.

Ребята подошли. Денис молча протянул бумажку. Женщина медленно прочитала вслух:

– «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» М. И. Пыляев, – и снова подняла на них удивлённые глаза. – Неожиданный выбор. А вы откуда? И к чему столь раритетное издание таким молодым людям? И, я извиняюсь спросить, кто этот нескромный человек, который вас сподвиг на такой неординарный поступок?

– Мы из Ломоносова, учимся в школе, доклад готовим. А библиотекарша из городской библиотеки посоветовала эту книгу, – обескураженный недружелюбным приёмом ответил Денис.

Женщина сняла очки и потёрла пальцами переносицу.

– Городская библиотека Ломоносова, говорите? А, Машенька! – её лицо вмиг переменилось. – Ну так это же в корне меняет дело!

Кряхтя, она поднялась, запахнулась в шаль, и, шаркая по паркету домашними тапочками, подошла к одному из ящиков. Перебрав несколько карточек, вытянула нужную и исчезла за неприметными дверями в дальнем углу комнаты. Через минуту появилась вновь, держа в руках толстую книгу.

– Прошу вас.

Ребята подошли. На обложке был изображён какой-то сад с высокими деревьями и старинными зданиями. Посередине – название книги и автор, а внизу мелким шрифтом: «Санкт-Петербург. Изд. А. С. Суворина. 1889».

Друзья присели на стулья с дерматиновыми сиденьями и склонились над книгой, аккуратно перелистывая страницы. Библиотекарша уселась на своё место и продолжила изучать газеты, не обращая внимания на посетителей. Так, в полной тишине, прерываемой шелестом страниц, прошло полтора часа, по истечении которых Костя начал ёрзать, скрипя стулом, вызывая недовольную реакцию хозяйки кабинета, зевать, прикрывая рот рукой, и подталкивать друга в бок, на что тот не обращал никакого внимания.

Прошло ещё полчаса. Женщина оторвалась от своего занятия, потянулась и посмотрела на ребят.

– Мне, конечно, лестно внимание двух молодых людей, но только в рабочее время. А сейчас прошу меня извинить.

Денис со вздохом сожаления закрыл книгу. Костя с готовностью вскочил.

– Ну, нашли что искали? – библиотекарша внимательно посмотрела на ребят с ожиданием вопроса.

– Нет, – ответил Денис.

– Ну извините, – женщина продолжила выжидательно смотреть.

– Спасибо вам большое, – Денис повернулся в сторону выхода, возле которого уже топтался Костик.

– Ну что же, прощайте. Машеньке привет, – не дождавшись вопроса, библиотекарша забрала книгу и пошаркала к неприметной двери.

– Подождите, а я вот ещё что хотел спросить, – вернулся Денис.

– Да, – женщина остановилась и с готовностью посмотрела на него.

– А здесь раньше приют был для мальчиков?

– Да, вы правы, молодой человек. Отец Антоний Малецкий организовал приют для мальчиков на собственные средства и пожертвования в 1890 году. Поначалу приют сменил несколько адресов, а здесь обосновался в 1896-м. Тогда здание было ещё деревянным, а в приюте было 120 воспитанников, которые учились разным ремёслам – столярным, переплётным, слесарным. В 1906 году Малецкий открыл ещё и школу с интернатом. Причём дети содержались за счёт благотворителей. Существующее ныне каменное здание было возведено в 1913 году по проекту архитектора Перетятковича на средства, пожертвованные инженером-железнодорожником Михаилом Станиславовичем Кебердзом – 165 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам. В новом здании разместились мастерские, школа, интернат, библиотека и столовая. В нём проживали, учились и работали уже 150 воспитанников. А здание назвали «домом Кебердза». После революции здесь располагались разные культурно-просветительские учреждения. Наша библиотека переехала сюда с Литейного недавно, в 1979 году. Я исчерпывающе ответила на Ваш вопрос?

– Да, огромное спасибо. Это очень интересно.

– Я возьму на себя смелость посоветовать вам читать больше исторической литературы, будет ещё интереснее.

Денис постоял возле выхода помявшись под пристальным взглядом библиотекарши, и, набравшись смелости, задал ещё один мучивший его вопрос:

– Зачем же было так строить? Ну, лестница вот мраморная и подоконники, колонны, барельефы, – блеснул он эрудицией, – скульптура мальчика, опять же. Это ведь всего лишь приют…

– А и правда, зачем? Ведь в вашей школе куда лучше, смею предположить, серой кирпичной коробке безо всяких архитектурных излишеств.

– До свидания, – не найдя аргументов, Денис заторопился за другом, который уже громко топал по той самой мраморной лестнице.

Выйдя из библиотеки, ребята пустились в обратный путь. Увидев возле площади Восстания ларёк, Костя предложил:

– Может перекусим чего? Ещё долго до дома-то. Пирожков, например…

– Да я бы чего посущественнее…

– Ну давай в пельменную зайдём, вон, на углу.

Внутри пельменная была больше похожа на забегаловку-рюмочную. Там стояло несколько высоких столиков без стульев, за которыми посетители поглощали пельмени, запивая их принесёнными с собой напитками, которые, озираясь по сторонам, наливали в гранёные стаканы. У прилавка стояла очередь в пару человек. Друзья пристроились в конец, попутно изучая скромное меню, написанное от руки и вывешенное на стене рядом со стойкой. Очередь подошла быстро. Полная продавщица в грязном белом халате и ещё более грязном колпаке, протёрла грязной тряпкой прилавок, посчитала мелочь, что-то поправила под столом. Ребята терпеливо ждали.

– Ну, что молчим? Заказывать будем? – наконец она обратила внимание на посетителей, за которыми собралась внушительная очередь.

– Пельмени.

– Да вы что? Серьёзно? – ехидно поинтересовалась труженица общепита. – С чем и сколько?

– Мне вот говяжьи одну порцию…

– Говяжьих нет.

– Тогда со свининой…

– Со свининой нет.

– А что есть?